Чтобы стать главным врачом. Должностные обязанности и задачи главного врача

Любое предприятие нуждается в руководителе, и медицина, не исключение. Каждой больницей управляет главный врач. Что таит в себе эта должность?

Чем занимается главный врач?

Главный врач современного медицинского учреждения – это специалист с высочайшим уровнем квалификации . Но это не значит, что он обязан объяснять хирургу правильную последовательность проведения операции или разбирать с акушером-гинекологом порядок ведения родовой деятельности. Поддержание должного уровня знаний необходимо для профессионального общения с коллегами, в том числе в оказании помощи, если потребуется, и принятия решения по сложным врачебным ситуациям.

Следующее, без чего невозможно руководить учреждением, вне зависимости от его масштабности – это умение быстро принимать правильные решения . При этом один только медицинский опыт не спасет, ведь больница не может существовать без бухгалтерской, хозяйственной и юридической структур.

В последнее время часто разворачиваются бурные споры вокруг вопроса о том, кто же должен управлять медицинским учреждением: главный врач с медицинским образованием или квалифицированный менеджер ?

Так вот, глобальное изучение деятельности 400 госпиталей, расположенных в США, показало, что показатель эффективности выше на 30-40% именно в тех больницах, которыми управляют врачи, а не менеджеры.

Общие положения инструкции

Назначить главного врача на должность или освободить от занимаемого поста, может либо учредитель, либо начальник управления здравоохранения (если речь идет о бюджетной медицине).

Руководитель должен следить за соблюдением порядка во всех сферах деятельности больницы : гигиена, эпидемиология, спортивное оздоровление, лечебная работа, культура и т.д.

Занять должность может лицо, имеющее высшимее медицинское образование, свидетельство о прохождении интернатуры (ординатуры), сертификат, подтверждающий факт получения знаний в сфере организации и управления здравоохранением, а также опытом работы в руководящем составе не менее 5 лет .

Главный врач руководит всей больницей, соответственно у него в подчинении находятся: заведующие структурными подразделения, главная медицинская сестра, заведующий хозяйством, планово-экономическая служба и т.д.

Если руководителю необходимо на какое-либо время покинуть рабочее место (пройти обучение, отправиться в отпуск и пр.), то он должен назначить лицо, исполняющее его обязанности , которым может быть только один из заведующих.

Стандартная должностная инструкция гласит, что главный врач должен владеть:

  • необходимыми знаниями в области организации и управления больницей;
  • сведениями, изложенными в постановлениях, приказах, нормативных документах, касающихся работы учреждения;
  • информацией о перспективных технических, социальных и экономических направлениях развития учреждения;
  • эффективными способами управления предприятием;
  • порядком, которого следует придерживаться при заключении и исполнении договоров хозяйственного и иного назначения;
  • правами, регламентирующими срок службы оборудования и срок его ремонта;
  • штатным расписанием;
  • порядком проведения санитарно-гигиенических мероприятий;
  • должностными обязанностями сотрудников, находящихся в подчинении;
  • основными принципами оказываемой медицинской помощи;
  • нормативной базой, описывающей порядок оформления медицинских документов;
  • и т.д.

Обязанности и задачи

Главный врач может руководить бюджетной больницей, платной клиникой, частным медицинским центром или профилакторием. Вне зависимости от места работы, он обязан придерживаться общих положений:

  • эффективно организовывать работу подчиненных, стремящихся оказать пациентам качественную медицинскую помощь качественно и своевременно;
  • при управлении больницей соблюдать действующую законодательную базу;
  • являться представителем учреждения в любой государственной, страховой, судебной и т.д. структуре;
  • обеспечивать лечебную, финансовую и административную деятельность больницы;
  • контролировать выполнение внутренних трудовых правил, соблюдение пожарной безопасности на рабочем месте и т.д.;
  • оценивать эффективность деятельности учреждения и постоянно стремиться к улучшению показателей.

Требования к специалисту

Чтобы стать главным врачом какой-либо медицинской структуры необходимо располагать следующими обязательными составляющими:

  • диплом о высшем медицинском образовании;
  • свидетельство, подтверждающее факт получения определенной специальности;
  • сертификат о прохождении курса, рассматривающего организационные моменты в сфере здравоохранения;
  • опыт в руководящей должности не менее 5 лет.

Ответственность и права

Любой работник медицинской сферы наделен обязанностями по оказанию помощи пациентам, но в пределах своего профиля и уровня квалификации. В целом, главного врача также можно рассмотреть через призму общих принципов, ведь он, как и обыкновенный штатный доктор, старается обеспечить граждан должным лечением. Правда, он пользуется немного другими инструментами (следит за эффективной работой больницы, направляет врачебную деятельность , беспокоится о том, чтобы учреждение располагало необходимыми медикаментами, расходными материалами и пр.), а лечащий врач ведет прием больных и назначает лечение (имеет непосредственный контакт с пациентом).

Сама должность врача предполагает, что комплекс его прав и обязанностей можно рассматривать с 3 сторон:

  • общей, что означает, что он, как и любой другой гражданин цивилизованного общества, имеет право жить, учиться, свободно выражать собственное мнение и т.д.;
  • специальной, предполагающей дополнительные возможности, например, оказание медицинской помощи пациентам в соответствии с дипломом о высшем образовании, лицензией, уровнем квалификации и т.д.;
  • индивидуальной, имеющей отношение к конкретной личности и определенной ситуации.

Статус главного врача включает в себя права и обязанности, установленные действующей законодательной базой. До настоящего момента не создан какой-либо единый приказ, регламентирующий поведение руководителя медицинской организации .

Зачастую должностная инструкция главного представителя больницы закрепляет следующие права:

  • прием на работу, расторжение действующих трудовых взаимоотношений, принятие решения о поощрении сотрудника или о наложении взыскания;
  • издание приказов, распоряжений и иных внутренних локальных актов;
  • поручение заместителю, заведующему структурным подразделением, в соответствии со служебным положением, выполнить обязанности, не отраженные в должностной инструкции, но соответствующие квалификационному уровню;
  • осуществление замен, продиктованных производственной необходимостью;
  • привлечение общественного внимания к мероприятиям, направленным на улучшение деятельности учреждения и материальным вопросам;
  • создание новой службы (кабинета) на основании анализа нуждаемости граждан в специализированном медицинском уходе;
  • контроль над подчиненными в части добросовестного следования должностным обязанностям, закрепленным во внутреннем локальном акте и соблюдения распорядка, действующего на территории медицинского учреждения;
  • повышение уровня квалификации посредством прохождения соответствующего обучающего курса.

Чтобы оценить эффективность деятельности руководителя, вышестоящая служба здравоохранения рассматривает и оценивает следующие факторы:

  • качественные и количественные показатели функционирования больницы;
  • степень соблюдения главным врачом правил и требований, отраженных в нормативных документах;
  • общественную эффективность и т.д.

Руководитель медицинского учреждения отвечает, как за собственное некачественное выполнение обязанностей, так и своих подчиненных. Ответственность может носить различный характер: от административного, до уголовного . Контролирующая структура после выявления каких-либо нарушений, может принять решение о наложении штрафа.

Если речь будет идти о физическом лице, то сумма будет в разы меньше, чем при наказании юридического лица (больницы в целом, которую и представляет главный врач).

Как стать главным врачом стоматологической клиники или медицинского центра?

Постановление Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года , гласит о порядке получения лицензией. Одно из условий требует, чтобы руководитель больницы, заведующие структурными подразделениями и другие лица, ответственные за оказание медицинской поддержки пациентам, располагали документами, подтверждающими получение высшего образования, послевузовской подготовки и дополнительных профессиональных знаний.

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1183 н , изданный в конце 2012 года, предусматривает, что у руля медицинского учреждения может находиться лицо, занимающее одну из нижеприведенных должностей:

  • главный врач (гражданин с высшим медицинским образованием и достаточным опытом работы на руководящем посту);
  • директор (менеджер высшего звена);
  • заместитель главного врача (на время отсутствия руководителя).

То есть, руководить медицинским учреждением может как гражданин с высшим медицинским образованием (если должностная инструкция предусматривает оказание профильной помощи пациентам, то требование об образовании является обязательным), так и менеджер (экономист, юрист), располагающий высшим образованием, специальной подготовкой в области здравоохранения и опытом выполнения должностной инструкции управляющего состава. Но, это не значит, что одно исключает другое. Назначение на руководящую должность менеджера возможно только в том случае, если штатное расписание включает в себя обе должности: и главного врача, и директора (без медицинского образования).

Эти же условия распространяются на все стоматологические клиники и частные медицинские центры. Деятельность ни одного из вышеперечисленных учреждений не представляется возможной без лицензии, а чтобы ее получить, необходимо соблюсти требования Постановления Правительства № 291 от 16 апреля 2012 года .

Как уволить руководителя?

Главная сложность расторжения трудовых взаимоотношений с руководителем медицинского учреждения таится в исполняемых им обязанностях. В соответствии с нормативными актами Минздрава, главный врач больницы обязан выполнять, как медицинские, так и административные функции, например, подписывать бухгалтерскую отчетность.

Уволить главного врача бюджетного медицинского учреждения может только начальник управления здравоохранения соответствующего населенного пункта . Современный частный медицинский центр обычно располагает не только руководителем с медицинским образованием, но и генеральным директором. При этом на последнего возлагаются следующие функции:

  • следит за качественным оказанием медицинских услуг;
  • контролирует врачебную деятельность;
  • ведет подбор персонала;
  • разрабатывает стандарты работы, приказы и иную внутреннюю документацию.

В данном случае расторжение трудовых взаимоотношений с главным врачом возможно по решению (подписание приказа) генерального директора . Грамотно составленный трудовой договор всегда позволяет найти повод для увольнения, даже если речь идет о руководителе.

Хорошую карьеру главного врача может сделать только человек, который работает по призванию — тогда и не придется его увольнять. Доктор — это та профессия, где очень важна любовь к людям, внимание и желание помочь от чистого сердца. Посмотрите это видео о людях, чье призвание помогать людям.

Интересно наблюдать за тем, как срабатывают основные диалектические законы на практике. Достаточно уметь провести ряд нужных параллелей. Ну и кое-что держать в собственной памяти: гугл и википедия - это, конечно, круто и масштабно, но ведь нужно же знать, о чём их спрашивать.

Восемьдесят два с половиной года назад перед выпускниками военных академий прозвучала фраза «Кадры решают все». Причём даже не столько как лозунг, сколько в контексте смены приоритетов: дескать, если до этого техника решала всё, то сейчас она есть, поэтому встал вопрос о том, кто будет всем этим управлять, оперировать.

Нечто подобное происходит сейчас и в медицине - во всяком случае, в медицине столичной. Я уже писал, и не раз, о том, какая, выражаясь бюрократическим языком, тут создана материально-техническая база. Начиная от корпусов больниц и заканчивая новой медтехникой, автомобилями для службы скорой помощи и вертолётами для медицины катастроф. Теперь возникает второй вопрос: кто всем этим великолепием должен рулить? А главное - как?

Помню, во время одной из наших с Оксаной поездок в Швейцарию мы беседовали с главным врачом клиники сети «Женолье» в Цюрихе. Между прочим, не имеющим медицинского образования - он просто управленец с богатым опытом. И он очень интересно выразился о себе и о коллективе докторов и медицинских сестёр в этой самой клинике: мол, вы представляете себе импрессарио прима-балерины? Его заботы, его головную боль? Так вот, у меня тут две сотни прима-балерин.

Согласен с ним: коллективом медиков управлять довольно сложно. Сказывается то, что каждый из них - это личность, которую далеко не всякий стремится растворить в коллективе. И то, что их работа, если мы говорим о действительно хороших медиках - это не столько ремесло, сколько искусство. И гильдийность на грани кастовости. И практически поголовное якобинство и неприятие чьих бы то ни было авторитетов. При этом больница или поликлиника должна работать. В довольно конфликтных условиях. И главврач, как тот самый миротворец ООН: получает по своей голубой каске и от коллектива, и от пациентов, и от вышестоящего начальства. Ну разве что зарплата как-то компенсирует эти непростые условия работы.

Я думаю, что со стороны Собянина было довольно правильным шагом создать в ушедшем году кадровый резерв управленцев от медицины. Такую своего рода ярмарку вакансий. Рано или поздно к этому решению нужно было прийти: протекционизм и клановость не особо идут на пользу делу. Поэтому в августе 2017 года стартовала программа «Лидер.Мед». Её основная цель - отобрать талантливых сотрудников, которые в дальнейшем смогут занять должности руководителей медучреждений.

Народ - а это в общей сложности 6033 человека - писал тесты, сочинения на тему «Почему я чувствую патологическую склонность к руководящей деятельности», снимал видеоролики о себе, участвовал в мозговых штурмах на темы управления, проходил отбор и отсев по большому списку параметров - и в итоге 300 человек таки отобрали в кадровый резерв Департамента здравоохранения. Нет, сразу их главврачами и заведующими отделений не сделают. Но поимеют в виду - на не столь отдалённое будущее. Опять же, теперь есть стимул для ныне рулящих главврачей: мол, если что...

Кадровый резерв для столичного здравоохранения создали по 5 направлениям. Так, в категории «Главный врач/директор медицинской организации» в список резервистов вошли 98 человек, в категории «Заместитель главного врача / директора медицинской организации» – 116 человек, в категории «Главная медицинская сестра» – 14 человек, в категории «Руководитель отделения / структурного подразделения» – 51 человек, в категории «Начальник отдела / заместитель руководителя / руководитель организации (с немедицинским образованием)» – 21 человек.

Насколько жизнеспособным и удачным будет такой кадровый резерв - покажет время. Но, на мой взгляд, уже сам факт его создания - неплохая новость. Меньше случайных людей на ключевых постах, меньше личного в процессе назначения на руководящую должность - глядишь, кое-что начнёт меняться в лучшую сторону.

Сохранено

Серовский фельдшер купил на деньги пациентов диплом, сбежал в Курган и стал там главврачом
Ему грозит до шести лет колонии
По поддельному диплому Владислав Федин устроился в районную больницу и лечил пациентов
В Курганской области будут судить бывшего фельдшера Серовской районной больницы Владислава Федина. Ещё год назад прокуратура узнала, что он по поддельному диплому устроился в районную больницу Курганской области главврачом, об этом писал портал 45.ru. Его бывшие деревенские пациенты из Свердловской области рассказали E1.RU, как давали ему взаймы под проценты и были уверены, что помогают в личной беде.

Как же я хвалила его: и хороший, и умный, и внимательный, прекрасный человек, - вспоминает добрым словом своего бывшего деревенского фельдшера пенсионерка Галина Казанцева. - Вам бы, говорю, врачом быть. Вот нахвалила, сглазила, он и стал врачом.

Владислав Федин работал в деревне Морозково. К нему шли с первыми жалобами, в лёгких случаях был за терапевта, мог оказать первую помощь: давление, уколы. При серьёзных жалобах - выписывал направление в Серов. Как специалист он вроде бы всех устраивал. А потом вдруг начал занимать деньги у деревенских пациентов. Пенсионерки, привыкшие верить врачу, охотно давали в долг. Тем более медик обещал выплатить проценты. Суммы для пенсионеров были немаленькие. Так Галина Казанцева заняла фельдшеру 20 тысяч. А её соседка Алла десять тысяч, у другой он занял ещё 20. Некоторые бабушки оказались грамотные - давали деньги под расписку.

Два года назад Владислав Евгеньевич ушёл в отпуск и вдруг пропал, - вспоминает Галина Константиновна. - Я ему звонила, он мне сначала говорил: «Я на курорте пока», потом рассказал, что не может выйти на работу, жена болеет, водит якобы её по врачам. А потом я уже не могла до него дозвониться. Уже тогда пошли разговоры, что жена не болеет, просто надо долг отдавать, дочери помог квартиру купить, она в городе живёт. На работе наш фельдшер так и не появился. Из соседней деревни Сотрина к нему мужик с топором приезжал, искал. Ему он тоже задолжал.

За трудовой книжкой Федин так и не приехал. Его уволили за прогулы. Некоторые из пациентов подали в суд, представив все долговые расписки. После решения суда его начали искать судебные приставы.

Но нашли сбежавшего фельдшера год спустя бывшие коллеги из Серовской больницы случайно в интернете: на сайте районной больницы села Половинское Курганской области попалась фотография, где их уволенный фельдшер сидит в окружении подчинённых в качестве главного врача. Оказывается, за год фельдшер фантастически поднялся по карьерной лестнице и стал главврачом районной больницы в Курганской области.

При этом всего лишь год назад у него был только документ о среднем образовании, с которым главным врачом его назначить не имели права. А за год закончить медицинский вуз Владислав Евгеньевич никак не мог. Серовские медики позвонили в Курган. Стали разбираться, вмешалась прокуратура.

Выяснилось, что диплом, как и запись в новой трудовой книжке, фальшивые. Согласно диплому и трудовой, Федин окончил Ивановский медицинский институт, работал терапевтом. Поначалу его и брали на должность терапевта, а потом он стал главврачом. Было возбуждено уголовное дело о подделке диплома. Недавно Федину предъявили обвинение.

Обвинение предъявлено по части третьей статьи 327 - это использование подложного документа, по части третьей статьи 159 за мошенничество с использованием служебного положения. Это касается двух случаев лечения «мёртвых душ» - то есть фиктивного оказания помощи больным, которых не было, а он получал деньги от страховых компаний, - рассказала E1.RU старший помощник прокурора по взаимодействию со СМИ Мария Мельникова. - В ближайшее время после утверждения обвинительного заключения дело будет передано в суд.

По первой статье самое серьёзное наказание - это два года лишения свободы. Но чаще всего максимальный помягче: штраф, ограничение свободы, принудительные работы. А вот за мошенничество с использованием служебного положения грозит наказание до шести лет лишения свободы. Сейчас бывший фельдшер находится под подпиской о невыезде. Деньги деревенским пациентам так и не вернул, судебные приставы пока не взыскали с него долгов.

Профессия врача, вопреки разным прогнозам и ожиданиям, связанным в основном с финансами, продолжает быть не только очень востребованной, но и популярной у абитуриентов. Выпускники школ активно штурмуют медицинские институты, университеты и академии. В прошлом году средний конкурс в нашей стране в медицинских ВУЗах на лечебные факультеты превысил 10 на одно место, а на педиатрию был около 13. В связи с этим вопрос о том, как стать врачом, не может ограничиться выбором конкретного медицинского института.

Особенности работы врача

Каждый человек с самого рождения сталкивается с врачами, ведь именно они встречают его в этом мире. Если в детстве и юности рядом окажутся вдумчивые, спокойные, заботливые, грамотные и уверенные в своих силах доктора, которые помогали, предотвращали болезни и защищали от проблем, они могут примерами для подражания. При этом, многие молодые люди уверены, что хорошо знают, из чего складывается труд и результат этого труда современного врача. Однако есть нюансы, которые незаметны на первый взгляд.

Большую часть видов деятельности врачей условно можно разделить на 2 базовые группы – терапевтическая деятельность и хирургия. Причем, терапевты – это не только участковые врачи или как их часто называют – врачи общей практики, это гастроэнтерологи, дерматологи, окулисты, ревматологи и другие узкие специалисты. Обычно врачи-терапевты работают в кабинетах и обслуживают вызовы на дому. Хирурги также бывают и узкими специалистами, и врачами скорой помощи, которые могут почти все. Их основное место работы не только кабинет, но и операционная, и перевязочная. Отличаются между собой терапевты и хирурги мировоззрением, подходом к лечению. Врачи-терапевты лечат консервативными методами, а хирурги радикальными. Часто положительный результат получается только в результате сочетания этих методов.

Кроме того, все медики должны уметь оказывать не только неотложную, но и скорую помощь, в том числе в экстремальных условиях.

Видео советы

Из чего состоит основная деятельность врача

Традиционно основные этапы ежедневной, рутинной, работы врача в поликлинике и стационаре включают:

  • Обследование и постановку диагноза.
  • Назначение лечения с учетом возможной аллергии, побочных действий лекарств и совместимости препаратов между собой.
  • Коррекция лечения в соответствии с откликом на него, повторное обследование и реабилитация.
  • Профилактика и предупреждение заболеваний у здоровых людей, проведение обследований для диагностики заболеваний на ранних стадиях.

Что надо уметь и каким человеком надо быть, чтобы стать врачом

Для исполнения своего предназначения каждый врач, помимо бесконечной и безграничной любви к людям, должен иметь определенные черты и навыки:

  • Уметь беседовать, не только слушать, но и слышать больного, направлять вопросами разговор в нужную сторону для получения важной информации и постановки точного диагноза.
  • В процессе лечения врачу важно быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  • Не бояться принимать решения и нести за них ответственность самостоятельно.
  • Врачу надо быть внимательным, не упускать мелочей.
  • Надо иметь хорошую память и уметь анализировать совокупную информацию как полученную от больного, так и в результате обследований и анализов.
  • Уметь терпеть грубость, возможное неадекватное поведение больных и их родственников.
  • Врачу надо иметь высокую стрессоустойчивость.
  • Не бояться крови, гноя и грязи, неприятных запахов, стонов и жалоб.
  • Всегда быть готовым прийти на помощь.
  • К ненормированному рабочему дню, к сверхурочной работе в выходные дни и ночью относиться спокойно. Врачу нужно быть готовым к большим физическим нагрузкам.
  • Уметь пользоваться компьютером, писать отчеты, грамотно излагать мысли.

Кроме того, важная составляющая профессии врача – постоянная, «вечная» учеба и повышение квалификации не только на обязательных курсах, семинарах и лекциях, но и самостоятельно, в « », изучая публикации в медицинских журналах, знакомясь с опытом коллег, читая книги. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию, чтобы улучшить качество помощи людям – естественная черта характера хорошего доктора.

Профессия врача – это профессия, от которой фактически нельзя отключиться никогда, ни в выходные дни, ни в отпуске. Врач, как юрист, всегда при исполнении, как пионер, «всегда готов» идти на помощь людям.

Принимаем решение – «буду работать врачом!»

До того, как будет принято окончательное решение о будущей специальности врача, имеет смысл попробовать себя в деле. Даже работа нянечкой в детском саду или сиделкой в инвалидов, а не только санитаркой в больнице, может дать некоторые представления о практических и физиологических элементах будущей профессии. Наиболее реальное и достоверное понимание условий будущей деятельности врача и своих личных возможностей дает работа в детской больнице, ведь маленькие пациенты беззащитны и откровенны в своих ощущениях. Можно поработать регистратором в районной поликлинике, через которую проходят толпы самых разных людей, но этого мало. Если выдержка и доброжелательность сочетаются с отсутствием излишней брезгливости и умением найти выход из тупиковой ситуации, нет страха перед чужой болью и понимание, что чужой боли не бывает, можно смело поступать в медицинский институт на врача.

В случае сомнений, надо определить свой тип личности и свойства характера, с точки зрения, профессиональной направленности. Будущий врач должен быть не только гуманистом, он должен уметь общаться, быть активным в оптимального решения, уметь сопереживать и прислушиваться к общественному мнению, быть сразу и уравновешенным, и эмоциональным.

Как стать врачом

Высшее базовое образование медика длится 6 лет. Теоретические дисциплины перемежаются практикой, во время которой будущему врачу приходится быть и санитаркой, и медсестрой. Только на старших курсах практика приближается к реальной врачебной работе, которая осуществляется под контролем доктора в стационаре. После окончания ВУЗа для получения права лечить надо пройти интернатуру или ординатуру по конкретной специальности. После этого студент становится врачом.

В нашей стране более 80 высших учебных медицинских заведений. Выбирая конкретный ВУЗ и факультет, стоит сделать следующее:

  1. ситуацию на рынке труда и выбрать для себя будущую специализацию врача, которая не только интересна самому, но и востребована в государственных и частных клиниках. Например, в последнее время кроме терапевтов-участковых, требуются иммунологи, дерматологи, акушеры-гинекологи и венерологи.
  2. Просмотреть сайты институтов и их приемных комиссий, посетить ВУЗы в день открытых дверей и получить информацию о количестве и распределении бюджетных мест по факультетам и между обычными абитуриентами и льготниками. Кроме того, надо узнать стоимость обучения на платной основе.
  3. Поступить на курсы, очные или дистанционные, по профильным предметам для подготовки к экзаменам на врача.

Какие документы нужны для поступления в ВУЗ на врача

В соответствии с современными правилами приема в институт на врача, абитуриент имеет права подать документы сразу в пять ВУЗов, причем в каждом из них на 3 факультета. Этими возможностями определяется порядок подачи документов. При личной подаче в приемной комиссии достаточно предъявить оригиналы документов и сдать копии, которые будут заверены сотрудником комиссии. При отправке документов почтой, в том числе электронной, подлинность копий стоит заверить у нотариуса.

К стандартному заявлению на имя ректора ВУЗа, бланк которого можно скачать на сайте приемной комиссии или получить там же, прилагают определенный перечень документов:

  • Копия паспорта или другого удостоверения личности, главная страница и страница с регистрацией места жительства.
  • Документ или копия о полном среднем или среднем профессиональном образовании.
  • 4 фотографии 3х4 см, сделанных не ранее, чем за один месяц до подачи заявлений.
  • Документы, удостоверяющие право на льготы по результатам олимпиад, по состоянию здоровья и по составу семьи.
  • Удостоверения для гражданина, который подлежит призыву на военную службу.
  • Для иностранцев – миграционная карта и документ о регистрации по месту пребывания.

А вот сертификат с результатами ЕГЭ с 2014 года в бумажном виде более не выдается. Данные об экзаменах надо указать в заявлении, после чего приемная комиссия проверит их подлинность в Федеральной базе. Кроме того, надо подготовить медицинскую справку стандартной формы 086-У, которую предъявляют после зачисления. Помимо перечисленных документов для поступление на врача, стоит представить портфолио, которое сыграет свою роль в спорных случаях. В него включают грамоты, дипломы и свидетельства об участии в конкурсах и олимпиадах по основным и смежным дисциплинам, документы об обучении в профильных кружках и проведении научных работ, об участии в профильных лагерях, конференциях и семинарах. Обязательно надо предъявить документы о спортивных и творческих достижениях, которые могут повысить статус ВУЗа в будущем.

Существует еще два наблюдения за процессом зачисления абитуриентов на специальность врача. Они не могут претендовать на то, чтобы считаться обязательными негласными правилами, но и пренебрегать ими, вероятно, тоже не стоит:

  • В спорных ситуациях предпочтение отдают абитуриентам, приложившим к заявлению подлинные документы об окончании школы, а не копии.
  • Не надо торопиться подавать документы на платное обучение, чтобы у ВУЗа не было соблазна принять будущего студента именно туда. Вот когда постигнет неудача при попытке поступить на бюджетное отделение, можно рассматривать коммерческий вариант.

Какие экзамены надо сдавать на врача

Для поступления в медицинский институт или на специализированный факультет университета на врача надо сдать следующие ЕГЭ:

  1. Русский язык (обязательный экзамен).
  2. Химия (по личному выбору).
  3. Биология (по личному выбору).

Во время учебного года в каждой школе классный руководитель или учитель-предметник записывают своих учеников для сдачи экзаменов на врача по выбору, но своевременная запись на экзамен и явка на него – зона ответственности самого ученика. Однако, каждый ВУЗ предоставляет возможность сдать ЕГЭ в дополнительные сроки. Этой возможностью могут воспользоваться:

  • Выпускники школ, колледжей и лицеев прошлых лет, у которых истек срок действия свидетельства о сдачи ЕГЭ.
  • Выпускники учебных заведений с действующим свидетельством, которые хотят дополнить или улучшить результаты.
  • Абитуриенты, которые на момент поступления в ВУЗ обучаются в учреждениях начального и среднего образования, но уже имеют полное среднее образование.
  • Иностранные граждане, имеющие полное среднее образование.

МГУ и СПбГУ имеют право проводить дополнительное тестирование абитуриентов для поступления на врача. В Москве проводят письменный экзамен по химии, а в Санкт-Петербурге от проведения дополнительных экзаменов в 2014 году отказались.

Олимпиада – «подушка безопасности»

Очевидно, что экзамен на врача в некоторой степени – это лотерея. На его результат может оказать влияние не только знания, но волнение, самочувствие, умение мобилизоваться и сосредотачиваться. Чтобы повысить свои шансы поступления в ВУЗ надо участвовать в предметных олимпиадах. Победа на всероссийской олимпиаде или олимпиаде 1-3 уровня по химии дает право поступить в медицинский институт на врача без вступительных экзаменов (льгота первого уровня), а диплом олимпиады по биологии приравнивается к 100 баллам по ЕГЭ (льгота второго уровня). Чаще всего олимпиады проводят в два этапа. Заочный или отборочный тур организуют в ноябре-январе текущего учебного года. На очный, заключительный тур, допускают по итогам первого этапа. Его проводят в феврале-марте. Кроме столиц и крупных городов второй тур обычно проводят и на региональных площадках. Вся информация об олимпиадах, которые проводят ВУЗы, размещена на официальных сайтах институтов и их приемных комиссий. Там же можно узнать о курсах, семинарах и других формах дополнительного образования, которые предлагают ВУЗы своим абитуриентам. Качественное дополнительное образование поможет не только на олимпиадах и конкурсах, оно поможет сдать ЕГЭ и получить высокие баллы для поступления на врача.

Думая о том, как стать врачом, надо понимать, что медик – это не человек, который носит белый халат и держит в руках скальпель. Врач, доктор – это человек, который держит в руках другую жизнь и отвечает за нее. Поэтому, испытывая неуверенность или сомнение в правильном выборе, можно рассмотреть смежные профессии – фармацевта, прибориста-медика, микробиолога или косметолога. Эти специальности позволяют реализовать стремление помогать людям стать здоровее и красивее, для них нужны почти те же знания, но боли, крови, страданий и жалоб в повседневной рабочей жизни будет существенно меньше. Кроме того, диплом врача востребован организациями, которые разрабатывают, тестируют и внедряют медицинское оборудование и средства реабилитации.

В молодости человек планирует свою жизнь, ищет спутника жизни, выбирает профессию и место жительства. В этом контексте медицинские специальности, полученные в отечественных учебных заведениях, имеют один существенный недостаток. К сожалению, дипломы медицинских ВУЗов РФ не признают в других странах, хотя врачи востребованы во всем мире и их часто не хватает. Это значит, что реализовав свою мечту, для получения разрешения на и осуществления профессиональной деятельности за рубежом, диплом врача придется или подтверждать, или получать вновь, а это совсем не просто. Желаем успехов во всех начинаниях!

Почему вы хотите стать врачом?

Близится День медицинского работника - в этом году праздник отмечают 21 июня. От всей души желаем врачам, средним и младшим медработникам Красноярского края здоровья, благодарности пациентов, поддержки коллег и благополучия в семье!

В преддверии праздники мы спросили у главных врачей ведущих медучреждений края, почему они выбрали профессию врача, как стали руководителями и, конечно, не могли не расспросить их о запоминающихся случаях из практики.

Вадим Янин , министр здравоохранения Красноярского края:

В раннем детстве я, как и все мальчишки, мечтал стать космонавтом или летчиком-испытателем, а потом, глядя на маму (она работала фельдшером в санэпидемстанции), захотел быть врачом. Трудился сначала в приемном отделении, «неотложке», потом началась административная карьера: заведующий, заместитель главного врача, главврач, директор Фонда ОМС. И вот теперь - министр здравоохранения края. Министром, честно признаюсь, стать не мечтал.

Студенты-медики меня часто спрашивают: «Как стать главным врачом?». Для этого нужно сначала отработать в практическом здравоохранении. Именно врачебный опыт позволяет научиться правильно и быстро принимать важные решения, находить общий язык с любым врачом, понимать проблемы клиницистов.

В преддверии Дня медицинского работника хочу поблагодарить всех, кто остается верным нашему призванию, несмотря на проблемы в здравоохранении, вечные реформы и нелегкий труд. Спасибо вам большое! С праздником!

Егор Корчагин , главный врач Красноярской краевой клинической больницы:

Связать жизнь с медициной захотел еще в детстве, а концу школы это желание окончательно укрепилось. Поступил в мединститут, потом 7 лет отработал хирургом в Канске - было это в 90-е годы. В то лихое время всякое случалось - бывало и нож приставляли к животу у операционной, чтоб быстрее работал. Но и благодарных пациентов помню немало: заметят меня в автобусе и начинают швы показывать, вспоминать: «А вы меня в таком-то году оперировали. Спасибо!».

Вернувшись из Канска в Красноярск, я окунулся в административную работу. Был руководителем медицинского информационно-аналитического центра, начальником управления здравоохранения администрации края. Честно говоря, не мечтал заниматься именно управленческой деятельностью в медицине, думал, что всегда буду хирургом. Помню, обиделся даже, когда друг сказал, что видит меня скорее управленцем, чем практикующим врачом. В то же время я понимал: в роли администратора смогу принести пациентам и врачам больше пользы. А быть полезным людям - главная задача медика.

Валерий Сакович , главный врач Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии:

Почему выбрал своим призванием профессию врача? Мне показалось (и я продолжаю так думать), что медицина это самое интересное дело, которому можно посвятить жизнь. Ни с чем не сравнить чувство после успешной операции, когда понимаешь, что твой пациент теперь здоров и все у него будет хорошо. Это высшая радость в жизни. Особенно, когда пациент - ребенок.

В преддверии праздника хочу пожелать всем медикам края в первую очередь здоровья. Если будет здоровье, будут и хорошее настроение, и успех в работе, и благополучие в жизни!

Андрей Модестов , главный врач Красноярского краевого клинического онкологического диспансера:

Я рос в семье медиков: родители лечили людей, бабушка с дедушкой - зверей (работали ветеринарами). Дома часто обсуждались случаи из практики, рабочие будни врачей - как тут не захотеть пойти в медицину? Я поступил в медицинский институт и еще со студенческих лет хотел, как отец, стать организатором здравоохранения. Активно участвовал в общественной жизни, состоял в профсоюзе. После ординатуры твердо понял, что хочу заниматься именно управленческой работой. Но в красноярском мединституте не было аспирантуры по организации здравоохранения, нужно было ехать в Москву. Там, в медицинском университете им. Н.И. Пирогова, я доучился и пошел по административной стезе.

Помню, как пришел в краевой онкологический диспансер. После смерти Альберта Ивановича Крыжановского медучреждением системно никто не занимался, и назрело немало проблем с доступностью, сроками оказания медпомощи. Когда я на первой планерке озвучил первостепенные задачи на ближайшие годы, коллеги не сразу поверили, что их удастся выполнить. Но жизнь показала: нашему коллективу это под силу. И на достигнутом мы не останавливаемся! Дорогие коллеги и все медработники Красноярского края, желаю вам крепкого здоровья, удовлетворения от работы и воплощения всего задуманного!

Алексей Подкорытов , начальник КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн»:

Медицина это у нас семейное (смеется). Я с детства ездил с отцом по больницам (он был главным врачом), мама тоже работала доктором. Родители видели во мне будущего врача, продолжателя семейных традиций, а сам я хотел учиться в школе милиции. Подал туда документы, но в последний момент все-таки передумал - поступил в медицинский институт. Помню, во время учебы пошли с приятелем сдавать какой-то зачет. Ассистент кафедры говорит моему товарищу: «Учи, Сережа, параграфы, а Алексею это не надо, он все равно главным врачом станет». И надо же, пророческими оказались слова!

После ординатуры я «по распределению» поехал в Тыву. Работал психиатром, заведующим отделением, заместителем главного врача, руководителем республиканского фонда ОМС. С тем далеким периодом связан у меня один интересный случай: работая в Тыве, я практиковал гипноз и кодирование от алкоголизма по методу Довженко. Один санитар попросил его «закодировать» - сделали. С тех пор минуло лет 15, я уже стал начальником госпиталя в Красноярске, и тут приходит ко мне мужчина в годах - тот самый санитар. Говорит: «Алексей Викторович, раскодируйте меня, хочу в отпуск съездить, отдохнуть, как следует». Я отказался, придумал, что, мол, не практикую уже, не помню, как это делается. Зачем человеку жизнь портить из-за минутной слабости?

Альбина Фокина , главный врач КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»:

Стать врачом я хотела с детства. Была уверена, что в роли доктора смогу принести людям больше пользы, чем если выберу другую профессию. Не раздумывая, поступила в мединститут, а после ординатуры пришла работать в краевую больницу. Всегда с благодарностью вспоминаю моих первых учителей-докторов: Галину Викторовну Данилович, Ларису Дмитриевну Машукову и других. Они развили во мне важные для врача качества - умение быть внимательным, ответственным, чутким специалистом. Еще помню прекрасную атмосферу, царившую в краевой, сплоченный коллектив, где не страшно было задать вопрос, попросить помощи у коллег, если не можешь разобраться в какой-то клинической ситуации. Знания и навыки, полученные тогда, и сегодня помогают мне в работе.

Свою работу и наш коллектив я очень люблю! И все время убеждаюсь, что медицина - мое призвание. Да, в здравоохранении бывают непростые периоды, но есть главное обстоятельство, которое перекрывает все минусы, - мы, медики, всегда будем нужны людям. А ощущение, что ты нужен, что ты можешь изменить чью-то жизнь к лучшему и вообще спасти эту жизнь, бесценно. Знаете, ко мне иногда приходят женщины, которых мы в свое время убедили не прерывать беременность. Вместе с малышами заглядывают и говорят: «Спасибо, Альбина Павловна, что тогда отговорили!». Такую радость в эти моменты испытываю!

Поздравляю всех медработников Красноярского края с наступающим праздником! Счастья вам, коллеги, успехов и крепкого здоровья!

Геворк Карапетян , директор НУЗ «Дорожная клиническая больница»:

В школьные годы я учился в физико-математическом лицее, но всегда тяготел к биологии, участвовал в научно-практических конференциях, связанных с медициной. А к 17 годам твердо решил: стану врачом. Поступил в красноярскую медицинскую академию и с головой ушел в учебу, состоял в нескольких студенческих научных обществах по онкологии, хирургии, патофизиологии - меня все интересовало. Потом была ординатура по хирургии, работа в практическом здравоохранении и постоянные научные изыскания - кандидатская, докторская, обучение по реконструктивной, пластической хирургии. Я и сегодня не перестаю учиться.

Думал ли я, что буду руководить больницей? Нет. Когда после 7 лет работы ведущим хирургом в Дорожной больнице мне предложили возглавить медучреждение, я понимал: это огромная ответственность. Но все-таки окунулся в управленческую деятельность, хотя и практическую работу не оставляю - оперирую по выходным.

За 20 лет в медицине многое повидал, порой кажется, что ничему уже не удивлюсь. Ан нет! Что ни день, то какой-то запоминающийся клинический случай или пациент. Недавно вот в больницу поступил мужчина, которого я оперировал лет 8 назад. Только увидел его шов - и сразу вспомнил, что было сделано и как. А пациент смотрит удивленно: «Вы что, всех помните?». Помню, хоть и оперирую по 250 человек в год. И разве можно забыть? Ведь каждый пациент уникален, с каждым ты вместе переживаешь болезнь, приходишь к выздоровлению. Думаю, это подтвердит любой врач.