Что значить толочь воду в ступе. Три «обязанности» волхвов

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

История создания

Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

Образы стихотворения

В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

Композиция

Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.

Художественные средства

Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

  • фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
  • повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
  • просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
  • ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
  • восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
  • повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
  • противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.

Выражение толочь воду в ступе - одна из самых хлестких характеристик бессмысленного и пустого времяпрепровождения, когда люди повторяют бесцельно что-либо заведомо бесполезное, ненужное или попросту празднословят. Оно употребляется чаще всего в двух вариантах - толочь воду в ступе и просто толочь воду. Первое - благодаря конкретности образа и некоторой экспрессивной окрашенности слова ступа (невольно вспоминается: "Там ступа с бабою Ягой...") - заряжено, пожалуй, большей негативной энергией, чем его сокращенный вариант:

"С московскими моими приятелями об этом не рассуждайте. Они люди умные, но многословны и от нечего делать толкут воду в ступе. Оттого их может смутить всякая бабья сплетня и сделаться для них предметом неистощимыхспоров" (Н. Гоголь. Письмо А. О. Смирновой 22 февраля 1847); "Другие собирались в профессорской комнате и долго еще толкли воду в ступе, не наговорились во время заседания. И сейчас они толкли эту воду в комнате, звонили по телефону, спорили" (В. Росляков. От весны до весны); " - Так я и начну их,прения эти... Должны же они когда-то начинаться? Илн так и будем воду в ступе толочь?" (П. Лебеденко. Льды уходят в океан).

Не меньшую дозу экспрессивности имеет и субстантивированный вариант этого выражения - толчение воды в ступе: "Писание в газетах отныне я считаю пустым и бесполезным толчением воды в ступе" (С. Скиталец. Огарки).

Сопоставляя обороты толочь воду в ступе и толочь воду, легко обнаружить их динамическую иерархию, Ясно, пожалуй, что второй оборот образовывался усечением первого. Ясно потому, что глагол толочь неразрывно связан в нашем сознании со ступой, в которой что-то толчется, измельчается пестом.

Иное дело - динамическая иерархия оборота толочь воду в ступе и пословицы Воду в ступе толочь - вода и будет. Многие лингвисты уверенно утверждают, что и первый оборот образовался усечением - усечением пословицы (Бабкин 1964,27;Гвоздарев 1977, 103). Любопытно, что тот же путь развития предлагается и для белорусской фразеологической единицы ваду у ступе тарчы, хотя соответствующая пословица - Ваду у ступе таучы - вада і будзе - скорее реконструируется на основе русской, чем является народной белорусской (ср. ее отсутствие в двухтомном собрании белорусских пословиц и поговорок - Прьїказкі I, 57-58, стержневое слово вада). И. Я. Лепешев, предлагающий такую трактовку, не случайно замечает, что "выражение имеет то же значение, что и в пословице" (Лепешау 1981,27).

Языковые данные, однако, свидетельствуют об обратном развитии, т. е. об образовании пословицы на основе более древней поговорки. Во-первых, поговорка фигурирует в литературном языке с XVIII в. без соответствующего пословичного варианта (СРЯ XVIII в. III, 248). Во-вторых, в рукописном собрании русских пословиц Иоганна Вернера Пауса (1670-1735), одного из первых собирателей наших пословиц, записана пословица Терять воду - толчи воду в (неразборчиво), которая свидетельствует, что поговорка о толчении воды в ступе могла образовывать разные пословичные варианты (ППЗ, 45).

В-третьих, характерен и лексический вариант нашей поговорки, где вместо воды выступает песок: он в принципе несовместим с пословицей Воду в ступе толочь - вода и будет, ибо предполагает в таком случае замену обеих ее частей, что в пословицах случается реже, чем во фразеологизмах. Кстати, вариант этот, использованный Ф. М. Достоевским, подчеркнуто характеризует главное в значении нашей поговорки - удручающую бесполезность выполняемого "труда":

"Если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы. Если б заставить его, например, переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, - я думаю, арестант удавился бы через несколько дней, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки" (Записки из Мертвого дома).

Наконец, решающим, быть может, аргументом в пользу вторичносги русской пословицы по сравнению с поговоркой являются древнегреческие и латинские поговорки типа hýdor hypérôi pléttein "пестом воду толочь" и aquam in mortario tundere "воду в ступе толочь". Они встречаются у древних писателей - например, у Лукиана (Тимошенко 1897,133-134). Оборот этот был буквально переведен на многие языки, особенно романские. На итальянском он активно употребляется и сейчас - battere (pestare, gettare) l"acqua nel mortaio. Не менее употребителен он и в некоторых славянских языках, близких к Средиземноморью. Сербохорватское (хорватско-сербское) выражение tući vodu u avanu (u mužaru, u tuchju) (Matesłć 1982, 750) имеет целых три лексических варианта. И все они - разные наименования знакомой нам ступы для толчения воды.

С толчением воды в ступе связывали весьма конкретный исторический факт. "Встарь, - писал В. И. Даль, - монахов на эпитимии ставили воду толочь" (Даль 1,412). И. М. Снегирев более 150 лет назад поэтому не случайно утверждал, что поговорка воду толочь известна "в кругу нашего духовенства" и буквально означает уже знакомое наказание в монастырях. По его мнению, и эта поговорка, и это наказание пришли от древних греков и римлян (Снегирев 1831-1834 I, 86-87; Михельсон 1901-1902 I, 112; Горбачевич 1964, 207; КЭФ, 1980, № 2, 64; Опыт, 145).

Чисто языковое сопоставление оборота толочь воду в ступе с другими близкими выражениями показывает, однако, что обычай наказывать провинившихся все-таки вторичен, как и конкретно "монашеская" мотивировка, к нему привязываемая. Во многих языках можно отыскать массу иронических выражений, где праздное и бесцельное времяпрепровождение ассоциируется с различными манипуляциями с водой. Французы говорят, например, об ударах палкой по воде (battre l"eau avec un bâton, battre Геаи a coups de bâtons) или раскалывании воды с помощью шпаги (fendre l"eau avec une épée), итальянцы - о бросках водой об стеиу или распахивании воды (gettare l"acqua sul muro, zappare in acqua (nelPacqua)), испанцы - о том же распахивании или рытье ее (агат (cavar) en el agua).

Самым популярным и, пожалуй, самым древним из них является оборот о ношении воды в решете или в сите: его "сюжет" с различными мифологическими переосмыслениями встречается не только во многих европейских странах, но также и в Латинской Америке, Индии и Японии (Аагпе 1964, 370-371; Топорков 1984). И носить воду в решете, и толочь воду в ступе - это фразеологизмы-шугки, основанные на внутреннем противоречии, оксюмороне. Эти формулы тесно связаны и со средневековыми европейскими обычаями наказывать монахов бессмысленным толчением воды в ступе, и с русскими народными пословицами, и с необозримыми по своему разнообразию присказками, былинками и легендами о ношении воды в решете или переливании ее из пустого в порожнее.

Знаете, какая основная обязанность славянского священнослужителя была? Воду в ступе толочь, вилами по воде писать и баклуши бить. А историки все это извратили.

Итак, дорогие мои Друзья, вы уже наверняка не раз слышали эту поговорку или отдельно каждую из трех, в тех или иных вариациях. Исконно же она появилась во времена крещения Руси христианской церковью, и иронично использовалась для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причем, сама поговорка была отнюдь не придумана “Пиар компанией” церкви Иесуса Христа, а просто была взята со слов истинных Староверов и самих волхвов.

Но, к сожалению, понять истинное значение этой поговорки они до конца не смогли и интерпитировали это никак иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельного время препровождения. Поэтому и играли они на том, что мол “обязанности у ваших волхвов – только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом богу своему молимся”…

И дабы теперь развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия, я начну свое повествование.

Рассмотрим же все поговорки по-отдельности:

Воду в ступе Толочь

Вода – это самая большая загадка для человечества. Из нее вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и все это просто-напросто Вода.
Как уже говорилось в статье “Еще немного о Воде, Уникальные и аномальные свойства воды” , Вода – это огромная кладезь информации, и от той информации, которую она несет, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.
Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно безполезное (т.к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энерго-информационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.
Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить ее в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав – три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). 3-главие есть единство 3х Ипостасей: сира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо – это тройная сила.

Вот таким 3-главом Волхв писал по истолченной в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в нее стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

Третья же обязанность “Баклуши бить” ни чуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник….лет через 5 поймете, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.

Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, Вилами на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела

Очень познавательно. Сам о подобном думал.
Дополню вашу полезную информацию лучшим ответом с сайта на вопрос "Можно ли заморозкой очистить водопроводную воду от вредных примесей?":

Здравствуйте!
В обычной воде растворено много солей ("соли жёсткости"- СЖ), если их меньше, вода "мягче". Избыток СЖ вреден для здоровья и ускоряет старение организма.
От СЖ можно "избавляться" дистилляцией, но такая вода вредна и питаться ей нельзя, она очень агрессивна в организме и в ней нет растворённого в воде кислорода (не структурирована), в котором нуждается человеческий организм.
Всем требованиям для здоровья удовлетворяет вода, в которой почти нет растворённых солей и имеется растворённый кислород. Такая вода течёт в горных реках из снегов и ледников и её можно получать и в домашних условиях методом "замораживания" в морозильнике (опубликовано, получил патент, нельзя называть метод "народным" он разработан в результате длительных экспериментов и научных исследований).
Суть метода.
ОЧИСТКА ВОДЫ ЗАМОРАЖИВАНИЕМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
(удаление из воды солей жесткости методом пристеночной кристаллизации)
1. ВВЕДЕНИЕ.
В природной воде (грунтовой, речной, болотной и т.д.) - два загрязняющих компонента: взвешенные мелкодисперсные нерастворимые частицы (взвеси), создающие её «мутность» (до неск. тыс. на 1 см3, даже в «прозрачной» на вид воде), а также растворённые в воде молекулярные компоненты (соли и др.) или «соли жёсткости» (СЖ). Взвеси удаляются бытовыми фильтрами (но они не удаляют СЖ). Удаление СЖ в замкнутом объёме воды методом её кристаллизации «от стенки», создаёт также после оттаивания особую структуру воды («талую воду»), полезную для здоровья и насыщенную кислородом. Метод реализуется в бытовом морозильнике.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА.
Внутрь кристаллов льда, возникающих на «центрах кристаллизации», молекулы солей не попадают, но они сохраняются между кристаллами льда и после таяния вновь растворяются в воде. При искусственно создаваемой кристаллизации «от стенки» идёт рост слоёв кристаллов «чистого» льда, в то время как соли «выталкиваются» от стенки в "центр". Если отделить слои чистых кристаллов льда, выросших «у стенки», то будет получена очищенная от СЖ вода.
3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА.
Воду, очищенную от взвесей (см.п.1) любым бытовым фильтром (угольным, керамическим, матерчатым, бумажным и т.д.), налить в металлический (или прочный пластиковый) сосуд и поставить в морозильник, плотно закрыв крышкой или плёнкой. Дождаться состояния, при котором у стенок образовался слой прозрачного льда, в то время как в центре сосуда осталась незамёрзшая вода. Время замораживания определяется экспериментально (до 24 час) в зависимости от объёма, температуры воды и мощности морозильника. При достижении требуемого состояния (прозрачный лёд у стенок) сосуд вынуть, тонкий лёд на поверхности прорезать ножом и воду из центра слить. Оставшийся слой льда на стенках – идеально чистая вода; этот лёд можно извлечь, поместив сосуд вверх дном под струю горячей воды. Таяние этого льда даёт «талую воду» (п. 4). При передержке в середине объёма возникает прочный «матовый» лёд, содержащий СЖ и процесс будет нарушен, так как белёсые «иглы» пронзят прозрачный чистый лёд; т.е. всегда лучше «недоморозить», чем «переморозить». Во избежание быстрого «контактного» перемораживания воды от дна (образуется грязный «матовый лёд»), необходимо сосуд установить в морозильнике на тонкий слой пенопласта или войлока.
4. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ТАЛОЙ ВОДЫ.
Талая вода (ТВ) почти не имеет СЖ, насыщена растворённым кислородом, очень вкусна и целебна в «сыром виде» от ряда болезней. Пища, приготовленная на ТВ, улучшается по вкусу. Т.к. горцы питаются ТВ горных рек, текущей из снегов и ледников, то это является главной причиной массового хорошего здоровья и долголетия горцев всех стран. Кроме того, оказалось, что ТВ является «лёгкой водой», поскольку не имеет вредной составляющей обычной воды – дейтерия и тяжёлого кислорода, что делает также ТВ практически целебной! См.

В ы уже наверняка не раз слышали эту поговорку или отдельно каждую из трёх (публикую далее по ходу статьи), в тех или иных вариациях. Исконно же она появилась во времена крещения Руси христианской церковью и иронично использовалась для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников.

Но, к сожалению, понять истинное значение этой поговорки они до конца не смогли и интерпретировали это не иначе как проявление бесполезной работы и бесцельного времяпрепровождения. Поэтому и играли они на том, что, мол, «обязанности у ваших волхвов - только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом богу своему молимся…».

И дабы теперь развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия, я начну своё повествование.

Рассмотрим же все поговорки по отдельности:

1. Воду в ступе Толочь

Вода - это самая большая загадка для человечества. Из неё вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать - и всё это просто-напросто Вода.

Как уже говорилось, Вода - это огромная кладезь информации, и от той информации, которую она несёт, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70–80% состоим из воды.

Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд - занятие совершенно безполезное (т.к. (беС-) означает ‘для бесов полезное’, а (беЗ-) - ‘отсутствие пользы’), но не всё так просто, как кажется.

Истинно чистой считается вода из родников и горных источников, в частности, водопадов - и это неспроста: проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энергоинформационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.

Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить её в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, то, потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновлённом состоянии, она готова принимать программу созидания, поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

2. Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав - три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3-лучевой вилки).

* 3-главие есть единство трёх Ипостасей: мира Яви, Нави и Прави.

Плюс, любое троекратное увеличение чего–либо - это тройная сила.

Вот таким триглавом Волхв писал по истолчённой в ступе воде, рисуя Руны, создающие определённую программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи, лечения или защиты от хвори и так далее.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в неё стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

3. Третья же обязанность - «Баклуши бить» - ничуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребёнок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах, замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветёт, но раз в год излучает биолюминесцентное свечение в течение одного часа - так и любое дерево в час своей Высшей силы светится своим светом), в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определённое время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребёнок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил всё необходимое для чада. Всё, что было сделано из этого дерева, придавало ребёнку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот ещё одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник - лет через 5 поймёте, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.

Надеюсь, теперь, используя эти выражения, вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните: «Вилами на воде написано» - это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

И это не средство для убора навоза, как нам втюхивают западенцы...