Что значит принцип разделяй и властвуй. “Разделяй и властвуй” – кто сказал это

По данным агентства ИНТЕРФАКС, за последние несколько лет в Москве, начиная со взрывов домов на улице Гурьянова, от террористических актов погибли 407 человек. Трагедия в Беслане унесла от 338 до 450 жизней, в том числе и детских, общая цифра пострадавших в Северной Осетии - 1221 человек. В этом списке не упоминается количество истерзанных и сломанных трагедией судеб, пролитых слез и потерянных надежд. Не подсчитать и не взвесить всей боли, оставшейся в душе тех, кто навсегда потерял своих любимых и близких.

Переживая события и встречаясь с очевидцами терактов, мы часто слышим вопрос - «За что?» или «В чем провинилась моя девятилетняя дочь, собранная по фрагментам после взрыва вагона метро? Я ничего не хотел знать ни о черных политических играх, ни о грязных деньгах и нефтяных войнах. Я люблю свою работу... Обожаю жену и дочь, которых потерял... За что?»

Наш собеседник - Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии, известный ученый, богослов и полемист.

Алексей Ильич, задавая Вам первый вопрос, оговорюсь, что вызван он нынешним настроением, может быть, тех, в ком больше веры, нежели цинизма. Этот вопрос был адресован в никуда одним детским учителем из российской глубинки, после захвата заложников в Беслане и гибели детей - что происходит?

Сама постановка вопроса проста и оригинальна. Но подобные события происходят на протяжении всей истории человечества, даже когда людей можно было по пальцам перечесть, и тогда уже Каин убил Авеля.

Мы, если говорить о христианах, прекрасно понимаем, что наше состояние, состояние, в котором находится нынешний человек - глубоко болезненно, ведь если бы оно не было бы таковым, то не было бы и войны. Обратите внимание, к чему стремится человечество на протяжении всей своей истории - к счастью, миру, справедливости, согласию, любви... Чем же наполнена вся история? Войны, насилие, рабство, жестокость...

Правда, одно время думали, что виной тому наше несовершенство, и придет время - XVIII, XIX, ну наконец XX век, и человечество достигнет вершины своего развития. Но XX век превзошел все прочие по количеству пролитой крови и жестокости. Христианство утверждает этот факт, эту реальность, но христианство утверждает и то, что в каждом из нас есть доброе и худое, т.е. начало здоровое и болезненное. Которому из них мы дадим развитие в самом себе - очень во многом зависит от нас самих, ведь из совокупности отдельных личностей складывается общее духовное начало нации, народа, всего человечества. Есть непреложный закон - дух творит себе форму.

Современный мир просто поражает чем-то активным, насильно насаждаемым извне, я бы сказал - в души человеческие. Мы когда-нибудь задумывались, почему по телевидению вещают, образно говоря, 99% гадости и лишь 1% доброго? В чем причина? Кому это нужно? Разве мы не понимаем, к чему приведет насаждение разврата, насилия и жестокости? И, тем не менее, это факт из жизни не только России, но и всего цивилизованного мира.

- Дело в характере человеческих стремлений и ценностей?

Да, но, если провести, к примеру, референдум, то я уверен, что более двух третей населения любой цивилизованной страны выскажется против тотального насаждения зла в любых средствах массовой информации. Кстати, это будет принцип демократии и голос большинства. Тем не менее, кому-то вся эта пакость выгодна.

Отдельным личностям? Многие говорят и пишут о тайных обществах, о том, что, движимые своей идеей, они играют целыми народами в своеобразные шахматы на мировой доске.

Возможно, есть такие люди. Они объединились, создали тайные общества... Но в чем выгода? Зачем?

Может быть, общий принцип власти, включающий в себя все сопутствующие регалии и атрибуты мирового господства?

Дело в том, что на протяжении всей истории человечества идет борьба двух начал, я бы сказал, религиозного и антирелигиозного - сатанинского.

Христианство дало норму человеческой жизни, которой древний мир не знал в такой полноте. В лучшем случае, божество древнего мира было справедливым и милующим, в худшем - воплощением жестокости и разврата. Христианство же объявило, что Бог, то есть, абсолютный закон бытия - есть Любовь. Этого человечество просто не знало. Христианство открыло самую суть нашей природы, но, тем самым, в еще большей яркости и силе нам стала открыта противоположность, та, что разрушает человека. Так вот, всю историю идет борьба религии и ее противоположности - антирелигии или сатанизма, и чем дальше, тем яростнее эта борьба. В зависимости от того, в какой степени то или иное общество, народ, человечество подчиняется одному из направлений – оно, соответственно, развивается с большей или меньшей силой.

- Оценивая происходящие события, можно ли сказать, что идет поэтапное уничтожение главенствующих религий?

Всех религий, несущих в себе нравственную основу. Посмотрите, что происходит. В Новом Завете черным по белому написано, что такое мужеложство, тем не менее, уже сейчас целый ряд церквей прямо оправдывает это явление. Уже существует множество переводов Священного Писания на западные языки, где эти места, например, из апостола Павла, переводятся противоположным образом или вообще опускаются. Идет религиозное оправдание начал, прямо противоположных тем, на которых строится человеческая жизнь.

Через эту призму взгляните и на происходящие события. Мы ужасаемся трагедии в Беслане, не пытаясь взглянуть в корень случившегося. Слышатся крики: «Это мусульманство!» Простите, а крестовые походы - это тоже мусульманство? В какой вере мы не найдем людей, извращающих учение, насаждающих нечто прямо противоположное той религии, которую они исповедуют?

Приведу вам один пример из истории дореволюционной России. Это было во время первой мировой войны. Немцы взяли в плен несколько тысяч российских солдат мусульман, и император Вильгельм приказал собрать их вместе и устроить показательный лагерь. Великолепно! Им даже возвели мечеть. Когда же все было завершено, принимать лагерь приехал императорский сановник и остался доволен увиденным. Довольны были и солдаты, причем среди них были муллы. Но самое интересное, что на просьбу вельможи спеть для него молитву заключенные откликнулись. Знаете, что они спели? «Боже Царя храни»!

Даже когда сановник в негодовании махнул руками, они не поняли и пали на колени. Трижды спели! Никакого антагонизма. Мусульмане солдаты служили Отечеству в православной российской армии. На самом деле, мы видим, сколько люди живут рядом, и никакой ненависти.

Теперь что делается? Разжигается ненависть! Разжигается через телевидение, через печать. Таким образом, и Беслан является одной из сильных провокаций, чтобы схватились все - давайте бить мусульман. На это рассчитывают.

- Алексей Ильич, можно конкретно предположить, кто стоит за разжиганием конфликта?

Строить подобные предположения - удел политиков, а мы видим поверхность, не зная кухни, туда нас вряд ли допустят. Поэтому, кто это сделал, каким образом - я не хочу гадать на кофейной гуще. Но обратите внимание, такая же мощная провокация случилась 11 сентября в Америке. И кого обвиняют? Мусульман. Но когда та же Америка громит Сербию, когда вторгается в Ирак, когда уничтожаются и женщины и дети в гораздо большем числе - это ничего.

Разделяй и властвуй - древний принцип. Христианство мощная религия, мусульманство мощная религия... А если их столкнуть? Помните, как один портной двух великанов победил?... Идет борьба с религией тех, кто использует другое мировоззрение. Мы никак не верим, что сатанизм не есть лишь какие-то завихрения юных. Сатанизм - идеология, чья - я не знаю, но то, что этой идеологией заражены люди, обладающие колоссальными возможностями в нашей земной действительности - не вызывает сомнения. Ведь такие факты ничем не объяснить, когда Бесланские террористы не выдвигали никаких требований, им было ничего не нужно. Причина? Никто не отвечает на это. Налицо провокация.

Сатанисты могут быть среди любых народов, любых рас. В семье не без урода, как известно.

Таким образом, нефть, деньги, власть являются в этом случае лишь механизмом, питающим нечто более существенное, о чем не скажут в новостях?

Дело не в материальной выгоде. Садисту выгодно, когда он мучает свою жертву? Спросите его - зачем, он ухмыльнется. Страсть - жуткая вещь. Мы до сих пор не представляем себе, что стоит за словом "сатанизм". Злоба, предела которой дай Бог никогда не увидеть, и эта злоба ищет себе выражение. Сатанизм является силой, и действующей силой. Сейчас даже психолог раскроет формулы некоторых падших услаждений, только разрисует все в еще более мрачных красках. Где здравая логика? Почему могут нравиться кровь, страдания и пытки? С христианской точки зрения, я другого объяснения не нахожу.

Алексей Ильич, если взглянуть на механику происходящего, идет планомерное разжигание войны. Войны на истребление?

По-видимому, да. Первая причина бытовая, шесть миллиардов - это много. Во-вторых, религиозные идеалы претят кое-чему и кое-кому. Думается, что многие из людей хоть в малой степени знакомы с внутренним понятием «нехорошо». Отсюда - разделяй и властвуй, и если удастся столкнуть народы, войны не избежать.

Почему в Новом Завете с таким страхом говорится об антихристе и кончине мира, о том, какие будут люди и что их ожидает? Да потому что откроется свобода злу. Но сейчас есть еще удерживающее начало, еще много людей, которые не потеряли совесть, которые борются за правду и справедливость, которые проповедуют любовь.

- Легко ли это осознать?

Нужно показать, что кроется за пониманием свободы. Где истинная свобода, а где свобода произвола. Это очень важно.

Подлинная свобода, когда человек владеет собой, над ним не довлеют страсти, его душа по своей природе стремится к Богу - Истине, эта жажда безгранична и насыщаема. Возможность же «свободно» млеть в страстях оскотинивает человека и приводит к тому, что мы с содроганием наблюдаем в новостях. Надо помнить, что человек по природе совершеннее скотины, он способен скатиться до состояния дьявольского.

С профессором Алексеем Осиповым беседовал Петр Пивкин

Разделяй и властвуй. С латинского: Divide et impera .

Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима, но никаких подтверждений на этот счёт у древних авторов не найдено. Немецкий поэт Генрих Гейне (письмо из Парижа от 12 января 1842 г.) считал, что автор этого девиза — македонский царь (359—336 до н. э.) Филипп, (382—336 до н. э.), отец Александра Македонского.

Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423—1483), сказавший: «Diviser pour regner» — «Разделять, чтобы царствовать».

Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809—1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеёшься над справедливостью».

Независимо от источника происхождения, её смысл не требует разъяснений. Это стратегия получения и поддержания власти, путём разделения большей концентрации власти на группы, которые индивидуально имеют меньше силы, с целью предотвратить объединение мелких групп. В истории человечества данная стратегия была не раз опробована на завоёванных и покорённых народах из опасений, что те могут восстать (расовое притеснение).

В отношениях — в семье и в кругу друзей — люди используют принцип «разделяй и властвуй» по многим причинам глубоко личного характера, но всегда для самовыгоды. Люди могут чувствовать себя не вполне соответствующими определённым требованиям и иметь заниженную самооценку, и в данном случае такая стратегия помогает им представить других людей в менее выигрышном свете, и, таким образом, подчеркнуть своё собственное превосходство. Использование данной стратегии повышает для них ценность собственного «Я», которого им может недоставать.

Или же они могут прибегать к принципу «разделяй и властвуй» как к завуалированному средству подчинения себе других людей, что чаще всего наблюдается в отношениях, характеризующихся эмоциональным насилием. Это считается манипулятивным поведением с целью установления контроля. Люди принижают и унижают своих партнёров различными хитроумными способами в присутствии других — обычно с помощью высказываний, способствующих созданию негативного мнения о партнёре, — с целью показать его несостоятельность. Как только партнёр дискредитирован в глазах других, «объединить силы» для управления партнёром становится намного проще. Ни в чём неповинный партнёр «превзойдён численностью» и чувствует себя брошенным и одиноким.

Если Вам кажется, что кто-то начинает настраивать Вас против кого-то, то, вероятно, Вы имеете дело с применением стратегии «разделяй и властвуй». Помните о том, что если кто-то обсуждает с Вами другого человека, то вероятность того, что он или она начнёт обсуждать Вас с другими людьми, высока.

Источники: examiner.com

Разделяй и властвуй

Разделяй и властвуй
С латинского: Divide et impera |дивидэ эт импэра).
Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима, но никаких подтверждений на этот счет у древних авторов не найдено. Немецкий поэт Генрих Гейне (письмо из Парижа от 12 января 1842 г.) считал, что автор этого девиза - македонский царь (359-336 до н. э.) Филипп (382-336 до н. э.), отец Александра Македонского.
Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423-1483), сказавший: «Diviser pour regner» - «Разделять, чтобы царствовать».
Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Разделяй и властвуй

Формула, которой руководствовался еще римский сенат. Выражает она принцип государственной власти, согласно которому лучший метод управления разноплеменным государством – разжигание национальной розни между народностями. Автор ее в точности неизвестен. Г. Гейне в письме из Парижа от 12 января 1842., не указывая источника, называет автором македонского царя Филиппа (359-336 гг. до н.э.).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Разделяй и властвуй" в других словарях:

    Разделяй и властвуй: Разделяй и властвуй (политика) политический принцип. Разделяй и властвуй (программирование) парадигма разработки алгоритмов. Разделяй и Властвуй (игра) компьютерная игра. Разделяй и властвуй / Divide And Conquer эпизод… … Википедия

    разделяй и властвуй - — Тематики защита информации EN divide and conquer … Справочник технического переводчика

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разделяй и властвуй (значения). Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных … Википедия

    Книжн. О принципе управления каким л. обществом путем разжигания вражды между его членами. /i> Калька с лат. Divide et impera. БМС 1998, 487 … Большой словарь русских поговорок

    Разделяй и властвуй - крыл. сл. Формула, которой руководствовался еще римский сенат. Выражает она принцип государственной власти, согласно которому лучший метод управления разноплеменным государством разжигание национальной розни между народностями. Автор ее в… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разделяй и властвуй (значения). «Divide Conquer» (переводится как «Разделяй и Властвуй») многопользовательская пошаговая стратегическая игра с веб интерфейсом, запущенная в 2004 году. В 2007 году… … Википедия

    Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей и согласно которому лучший метод управления таким государством разжигание вражды… … Википедия

    Разделяй и властвуй: Разделяй и властвуй (политика) политический принцип. Разделяй и властвуй (информатика) парадигма разработки алгоритмов … Википедия

    Разделяй и властвуй (англ. divide and conquer) в информатике важная парадигма разработки алгоритмов. Основана на рекурсивном разбиении решаемой задачи на две (или более) подзадачи того же типа, но меньшего размера. Разбиения выполняются до тех… … Википедия

Книги

  • Разделяй и властвуй , Гай Юлий Цезарь. От издателя:"Записки"Гая Юлия Цезаря - повествование крупнейшего древнеримского полководца и политического реформатора о событиях I века до нашей…

Крылатую эту фразу традиционно приписывает Юлию Цезарю . Создавая Римскую империю, он совершенно сознательно ссорил между собой провинции - чтобы, ревнуя и не доверяя друг другу, они не могли объединиться и свергнуть власть Рима. С той же целью он держал в постоянном страхе и напряжении консулов в сенате - чтоб не восстали против него лично.
Политика мудрая и, на первый взгляд, бесспорная… Величайший философ Возрождения Макиавелли потом советовал так поступать другому Цезарю - Борджиа . И во времена смут и гражданских войн последнему, надо признать, довольно долго удавалось держаться на плаву. И вряд ли кто-то осудит тебя (ну разве что для виду), если ты будешь строить свою карьеру на тех же принципах…
Только знаешь что? Пока ты еще не начала воплощать в жизнь этот мудрый вековой принцип, вспомни, чем закончили Цезари. Их зарезали. Обоих.
Принцип эксклюзива. Сознательно или бессознательно карьеристки начинают воплощать цезарев принцип еще на самых низовых позициях. Иногда это единственный способ выжить и не превратиться в девочку на побегушках. Ты начинаешь разделять обязанности - и на обычную, в общем-то, просьбу отксерокопировать что-то, дозвониться, отправить факс или даже помочь сотруднице, у которой запарка, отвечаешь твердо: «Мне платят не за это». Можешь считать это своей первой победой: тебя перестанут нагружать мелкими делами, и ты начнешь, наконец-то, всерьез осваивать любимую профессию. То есть делать карьеру. И, пожалуй, на этом стоило бы политику разделения прекратить.
Но многие идут дальше. Чтобы сохранить и упрочить свои позиции в компании, нужно стать не просто профессионалом (здесь все профессионалы!), нужно стать незаменимой. Ну, например, установить эксклюзивный построенный на личных отношениях контакт с кем-то из клиентов или партнеров фирмы. Или полностью взять на себя некий сложный производственный вопрос. Или аккумулировать у себя полузакрытую информацию… В общем, сделать так, чтобы без тебя нельзя было обойтись.
Если называть вещи своими именами, ты цинично забрала (выделила) себе некий ломоть, который, по идее, должен считаться всеобщим достоянием. Но никто не в обиде: все понимают, что эту нишу ты заняла благодаря усердию, трудолюбию и таланту. Более того, на тебя этот груз (то есть, пардон, лакомый кусок) взваливают с радостью: зачем забивать себе голову лишними проблемами, когда в случае необходимости можно будет просто обратиться к такому ценному сотруднику, освоившему как ты.
Ты становишься незаменимой . Если ты уйдешь, фирма потеряет клиента, утратит (хотя бы на время) позиции в важном производственном вопросе или порушить отлаженный процесс работы, пытаясь по частям собрать информацию, которую раньше ты аккумулировала у себя. В общем, ты можешь диктовать условия - тебе будут увеличивать зарплату, тебя будут повышать в должности…
Но не беспредельно. Возвращаясь к историческим аналогиям: ты можешь стать наместником провинции, но никогда не станешь цезарем. То есть тебе могут поручить руководство отделом или проектом, но не более того. Ведь, как известно, специалист подобен флюсу - растет только в одну сторону. И твой шеф прекрасно это понимает.
Но самый ужас заключается в том, что проект рано или поздно будет завершен. Клиент или партнер, завязанный на тебя, со временем может утратить значимость для фирмы. Очень важная информация устареет или всплывет в Интернете… И ты потеряешь все. Ведь других козырей, помимо «незаменимости» в данном конкретном вопросе, у тебя нет.
Вывод. Если речь идет о должностных обязанностях, то не стоит разделять их слишком четко. Иначе ты будешь властвовать недолго. И не на самых высоких постах.
Принцип наместника. Цезарь и Наполеон - примеры исключительные. Скакнуть из капитанов в императоры за всю историю человечества удалось лишь единицам. Будем считать, что ты девушка незаурядная, талантливая. Но, слава богу, не гениальная, то есть нормальная. А значит, президентом (даже президентом фирмы или совета директоров) станешь не сразу. Ты будешь двигаться к вершине поэтапно - обязательным этапом на твоем пути станет руководство отделом или направлением.
И боже тебя упаси на этом этапе претворять в жизнь принцип Цезаря! Это глупо даже на первый взгляд. Между прочим, заметь, Цезарь, пока не стал императором, был всеобщим другом и рубахой0парнем, демократом (то есть, по-древнеримски говоря, республиканцем) и отцом солдатам. А иначе кто бы его поднял на вершину?
Макиавелли этот момент тоже тонко прочувствовал: «Чем больше врагов вокруг, тем прочнее должно быть единство внутри».
В общем, переводя всю эту антично-возрожденческую патетику на язык современного офиса, скажем так: твой мини-коллектив тебя должен обожать. И что самое сложное, не только тебя как руководителя, но и свой отдел как исключительную единицу внутри компании. Делай что хочешь - устраивай посиделки к себя дома, добивайся повышения зарплаты всем своим сотрудникам… В конце концов, ежевечернее благодари каждого в отдельности (но обязательно прилюдно) за доблестный труд и неоценимую помощь.
Сотрудники не должны ревновать тебя друг к другу и не должны конкурировать между собой. Добейся всеобщей любви или хотя бы симпатии (пока коллектив не очень велик - задача вполне посильная). Добейся, потому что эта любовь станет единственным и самым веским аргументом в твою пользу, если вдруг большой босс разгневается и решит отстранить тебя от должности, а то и вовсе уволить.
Большие боссы, они ведь тоже знают про «разделяя и властвуй» - и с удовольствием будут стравливать тебя с начальниками других отделов и направлений. И с удовольствием перевесят вину на кого-то из вас, если дела на фирме не заладятся. И, к гадалке не ходи, будут искать козла отпущения по разным поводам… Босс прекрасно понимает, что твоя опала лишь порадует прочих «наместников». Собственно, опала и фавор - основные инструменты цезаревой политики. Но ни один цезарь не рискнет ссориться с народом, и ни один босс не захочет из-за тебя конфликтовать с целым отделом.
Вывод. На уровне среднего руководящего звена политика «разделяй и властвуй» абсолютно недопустима.
Принцип Цезаря. Ну вот, наконец-то дошли до главного и, казалось бы, очевидного. Когда ты сама становишься большим боссом, когда в твоих руках собраны все ниточки и проводочки управления, то единственный способ властвовать долго и эффективно - разделять!
Во-первых, строго разделять обязанности между сотрудниками. Это техническая сторона.
Во-вторых, неустанно разделять и ссорить между собой самих сотрудников. Это этическая сторона вопроса.
С первым пунктом вроде бы все ясно: шеф должен представлять, кто и за что отвечает - чтобы понимать на каком этапе произошел прокол, кто виноват (или наоборот, кого наградить). В принципе, идеальному, намеренному долго властвовать шефу весьма кстати придутся «специалисты, подобные флюсу», - каждый будет идеально разбираться в своей сфере, но никто не будет претендовать на верховную власть.
Руководителям подобного склада, действительно, удается управлять весьма эффективно, их фирмы приносят очень неплохой доход… Но эти разделяющие «цезари» , как правило, бывают не в состоянии воспользоваться своим доходом. Они измотаны и несчастны, они нервозны и болезненны. Это про них пишут психологи в популярных журналах: «трудоголики» .
Аккумулировав всю власть в своих руках. Большие боссы лишились прав на отдых. Они не могут уехать в отпуск - потому что за месяц все их узкие специалисты утратят всякую координацию и полностью развалят дело. Они даже не могут заболеть на пару дней, и при самом страшном гриппе бедолаги вынуждены (хотя бы по телефону) выдавать ценные указания и контролировать процесс. Они даже на ночь не могут выключить мозги и потому страдают от бессонницы - слишком за многих приходиться думать, ведь каждый сотрудник отвечает только за свой сектор, а единственное верное синтетическое решение может принять только босс.
Да, их вряд ли свергнут. Но и вряд ли пожалеют.
Управлять иначе кажется делом опасным и сложным. И, тем не менее, счастливчики, рискнувшие доверить большую часть своих полномочий многочисленным помощникам, заместителям и просто руководителям отделов, ведут роскошную светскую жизнь (ради которой, собственно, они и добивались постов и капиталов). Их летний отпуск длится 2-3 месяца, а еще они каждый месяц выезжают с друзьями на рыбалку (в Астрахань или на Мадагаскар) и каждый уикенд проводят с женой и детьми - и ничего, фирма не разваливается, бунты не зреют, процесс идет.
Этическая сторона вопроса еще сложнее. Стоит ли ссорить подчиненных между собой?
Ну, если ты придерживаешься принципа «разделяй» в отношении обязанностей и предпочитаешь аккумулировать власть в одних руках, то, как ни цинично писать такое, пожалуй стоит. Ведь если твои сотрудники будут доверять друг другу и регулярно делиться информацией, то не исключено, что кто-то из них однажды обнаружит, что верное итоговое решение можно принять и без тебя. Это чревато… Недаром же на многих крупных фирмах официально контрактом запрещены служебные романы и не допускается работа на одном предприятии родственников.
А вот если ты легкомысленно и бесшабашно делегируешь свои полномочия всяким менеджерам и управляющим, сбегая в отпуск на несколько месяцев… то тебе, скорее всего, будет некогда и неохота интриговать, сталкивая лбами подчиненных. Не волнуйся! Они отличным образом поссорятся и без тебя: необходимость принимать решения неизбежно порождает конфликты среди ответственных работников. Без тебя и помирятся. И при такой загруженности у них вряд ли достанет времени и фантазии, чтобы подготовить заговор и свергнуть тебя с трона. Чего, собственно, ты и добивалась.

Почему-то мне кажется, что эта расхожая фраза известна каждому. И любой уверен, что знает её значение. А сколько человек действительно понимают эту фразу?

Давайте попробуем приложить её к нашей сегодняшней жизни.

В новостях, в инете всё поглощено темой о выступлении фанатов против кавказского беспредела. Люди требуют наказания убийц — правильно требуют. А ещё требуют кавказцев «геть из России» - глупое требование. У большинства кавказцев Россия — страна, где они родились и живут. И Москва, это и их столица.
Но пост не о кавказцах.

А о чём?

Об управлении массами. При том об управлении, когда стадо знает, что его ведут на убой, когда кругом поле, но как-то и рыпнуться некуда.

Власть может опираться на всенародную любовь. Эта любовь возникает во время революционных изменений, больших надежд, победы в войне или успехов в получении независимости. Такая опора наиболее мощная, но ограниченная во времени. Ведь государство — всегда аппарат подавления, ставящего человека в определённые рамки и забирающего у него часть денег на обеспечение своего функционирования. Да и самоотверженности от Власти требует немалой, а не только удовлетворения низменных желаний.

Власть может опираться на силу. На мощную армию или на «силы правопорядка». Тотальный контроль. Эта власть может держаться поколениями, но требует больших расходов. А также требует поддержки части общества. Лояльности. И к тому же этот способ лучше всего работает в небольших странах. В больших силовые структуры начинают тонуть в объёмах информации, не поддающихся анализу и переработке.

И ещё Власть может опираться на слабость своих врагов. Нет, врагов стараются ослабить всегда. Здесь речь о том, что ситуация слабости поддерживается незначительными по масштабу воздействиями. То есть нужно, что бы противники непопулярной Власти имели объекты для вражды более выраженные и актуальные, чем сама Власть.

Как это делается? Да проще простого.

Берётся агрессивное нацменьшинство — и ему даются права экстерриториальности. То есть они творят,что хотят, но испытывают чувство полной безнаказанности, дуреют от всевластия. Само это нацменьшинство власть захватить и удерживать не может в силу малочисленности и всеобщей ненависти. И держится лишь за счёт скрытой поддержки Власти. И вот уже Власть, которую ненавидят или презирают как большинство граждан, так и нацменьшинство оказывается необходимой. Более того, обе стороны начинают требовать от Власти СПРАВЕДЛИВОСТИ, то есть осуществления властных полномочий, тем самым легитимизируя её.

Или ещё вариант, натравить сторонников былой власти, сталинистов, на сторонников изменений, либералов. Снять передачу, где одни будут топить других. Кто прав или неправ - да какая разница? Конечно победа либералов дала бы больше легитимизации Власти, но и так хорошо.
Одни требуют разоблачения культа, другие восстановления справедливости. Но главное - требуют этого от Власти. Кричат на Власть «Судью на мыло» - но главное, что требуют от Власти осуществления судейских полномочий. И опять происходит легитимизация Власти, пусть люди ей и недовольны.

А ещё можно дать уже непопулярному и тяжко обосравшемуся режиссёру право собрать со всей страны подать и делить её между своими от имени себя любимого. Этакая средневековая рента, когда угодному власти мерзавцу дают право обирать всю страну ни за что. Главное, что Власть не отдаёт деньги режиссёру, а даёт прво собрать их самому, пустьи с помощью государства. И мы видим точное повторение картины с нацменьшинством.

Или можно дать возможность буржуям увольнять работников щелчком пальцев, выселять из домов, заставлять работать по 12 часов. Затем сделать это рабство пожизненным, объявив выход на пенсию после смерти. Но когда работники, доведённые до отчаяния, выйдут с требованием СПРАВЕДЛИВОСТИ, обращённым к властям — приехать и надавать пинков находящемуся в своём праве (данном Властью) предпринимателю. Потребовать социальной ответственности от бизнеса.
Интересно, хоть кто-то создавал бизнес с целью быть социально ответственным?.html

И вот идёт стадо на бойню, стадо, состоящее из кавказцев и русских, сталинистов и либералов, режиссёров и зрителей, работников и предпринимателей. Все они, пусть и по разному, ненавидят либо презирают Власть. Но Власть остаётся у власти и творит абсолютно всё, что хочет, а они — идут на бойню. Вот так и работает принцип «разделяй и властвуй». Это не просто кого-то поссорить. Это именно разделить, по возможности навсегда, а затем организовать все контакты, весь интерфейс через себя. Опора на разобщённость. Что бы все боролись друг с другом, а вот что-то решали — то уж это только через Власть.

Сразу поясню, эта картина примитивизированна для наглядности. На деле любая Власть всегда сочетает все указанные опоры, просто в разных, так сказать, пропорциях.

И я не оправдываю кавказцев, убивших Свиридова и Волкова — они должны быть осуждены и наказаны, как и уроды, покрывающие их.

Просто нужно помнить — убийцы с Кавказа, это такие же статисты, марионетки, как и мы с вами. Когда Власти они станут не нужны — их бросят нам с вами на растерзание.

Нужно помнить - мы все вместе идём на бойню. И пока мы туда идём — Власть крепка.