Что значит опричник. Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

Текст: Матвей Вологжанин
Иллюстрации: Влад Лесников


Историки часто испытывают соблазн заниматься своей наукой так, как это делают, скажем, биологи, физики или математики. Им хочется создавать стройные системы, раздутые общие теории и вообще классифицировать все по полочкам и ящичкам. Вот вам ранняя формация феодализма, вот вам идеальный пример родоплеменной общины, вот вам структуры землепользования и их влияние на исторический процесс пассионарности…

Делают это историки не из врожденной злобности и не из-за того, что им надоедает быть в глазах общества типами, которые могут рассказать клевый анекдот про подвязки мадам Сорель, но больше ни к чему не пригодны. На самом деле у историков есть мечта. Они хотят так изучить прошлое человечества, чтобы было возможно предсказать его будущее. Создать такую науку, с помощью которой каждый пятиклассник бы знал, как нужно эффективно управлять странами и народами и вообще всем процессом существования человечества.

Вот они и стремятся сделать историю настоящей наукой, из-за чего больше половины серьезных исторических трудов совершенно невозможно читать. Хотя самые лучшие, самые великие историки просто рассказывают клевые анекдоты о подвязках мадам Сорель. Они потому и великие, что знают: ни просчитать, ни предсказать, ни направить исторической процесс нельзя, потому что он состоит из огромного числа ничтожных случайных фактов, которые никак нельзя учесть, определить и, проткнув булавкой, каталогизировать. Когда великие империи проигрывают битвы только потому, что у одного мула в обозе случилось расстройство желудка, вызванное слишком сочным кустом чертополоха, - из этого настоящей науки не сделаешь. Увы.

Но зато никто не мешает тебе ползать взад и вперед по временной шкале с линейкой и гигрометром, периодически восклицая: «Вы только посмотрите, к чему привело учреждение протопарламента в Чатал-Хуюке!*»

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Вообще-то в русской традиции название Çatal Hüyük чаще пишут как «Чатал-Хююк» или «Чатал-Гююк», уж не знаю по каким соображениям. Это один из древнейших городов мира, существовавший примерно 8–9 тысяч лет назад. Известно о чатал-хуюкцах очень немного. Например, то, что они намастерили зачем-то кучу каменных фигурок, изображающих женщин с большой грудью. Исследователи полагают, что тут мы видим свидетельства культа Богини-матери, но я посмотрю, что скажут эти исследователи, когда раскопают нашу редакцию и найдут MAXIM »


Поэтому в этой статье мы не собираемся утверждать, что если бы Ивана Грозного придушили подушкой в младенчестве, то это мы бы сейчас придумывали айпады для всего мира. Очень может быть, что и нет. Но зато мы можем вполне научно настаивать на том, что кое-какие ошметки построенной этим царем системы живы до сих пор. Например, некоторые элементы опричнины, несомненно, все еще пребывают с нами. К сожалению.


Несколько слов о маленьком Титке


Если уж речь зашла о случайных факторах в истории, то, видимо, к ним можно отнести и потрясающую врожденную трусость маленького Тита, более известного нам под именем .

Да, малютке многое пришлось пережить. Он родился в 1530 году и в три года потерял отца, а в восемь - мать. Детство будущего царя проходило под нескончаемую распрю его дядь­ев и опекунов, которые боролись за право контроля над малолетним великим князем. Заговоры, казни предателей, перевороты и народные бунты шли бесконечной чередой, и то, что Титу-Иоанну удалось все-таки выжить в этом змеюшнике, а не порезаться случайно ножичком по детскому недомыслию, можно опять-таки счесть исторической случайностью.

Недоверчивость, панические атаки и частые приступы чистейшей паранойи в результате стали важными чертами царского характера: для властителя той воинственной эпохи смерти, боли и болезней он страшился невероятно.

Но все-таки только сложным детством его характер объяснить нельзя. Много страдавшие в юности люди сплошь и рядом оказываются склонны к милосердию и альтруизму - вещам, в которых Грозного упрекнуть нельзя. Скажем, английская Елизавета Великая, современница Грозного, понавидалась в детстве картин и похлеще, включая вид матери на эшафоте и собственное многолетнее заключение в ожидании возможной казни, но при этом кровожадным зверем не стала, а правила вполне вегетарианским по тем временам образом, что тем не менее не помешало ей заложить начало Британской империи.

Грозный же в принципе не был знаком с чувством милосердия, зато до старости отлично умел прятаться под лавками, если вблизи царской опочивальни раздавался подозрительный шум.


Мир для Грозного, судя по его собственным записям, выглядел примерно следующим образом.

Отлично зная себе цену, этот трусливый, суеверный и неблагородный человек видел несомненную Божью волю в том, что он - великий князь. В письмах он высказывал неоднократно мысль о том, что раз уж перст Господень указал на него, то, стало быть, какой он есть, такой он и нужен Богу. Железная логика. На самом деле, если уж высшие силы могли возвести на престол красавца богатыря с рыцарским нравом, а выбрали его, злого Титку, мочащегося под себя при виде жучки, то зачем пытаться быть лучше? Каким родился, таким и пригодился…

Иоанн Грозный даже сердился на Бога за то, что тот, похоже, готовит его к огню адскому, заставляя топить проклятых новгородских младенцев, казнить посмевшее возроптать мужичье. Его руками, Иоанновыми, Боженька расчищает этот хлев. А что если потом возьмет да и насыплет в эти рученьки углей бесовских?!

Очень Грозный себя жалел.



Впрочем, до 35 лет Иоанн более или менее держался. Не доверяя боярам - высшей аристократии Руси, он собрал вокруг себя кружок относительных единомышленников, половина из которых были людьми не слишком знатными (князь Курбский называет этот круг Избранной Радой, с тех пор термин закрепился).

Царь с этими советниками проводит реформы, приведшие в дальнейшем к созданию в стране того самодержавия, которое предстало перед нами несколькими веками позже. Он заботится о дополнительном закрепощении крестьян, стягивает в свои руки власть, оттяпывает землишку у соседей, но ведет себя относительно аккуратно. Например, открыто не покушается на гражданские свободы - напротив, нередко продвигает вполне демократические нормы, в ущерб боярам даруя свободы и выборность различным общинам. Головы, конечно, порой летят, но такова уж царева работа.

Но чем старше становился царь, тем дурнее делался его характер. И вскоре вчерашним любимцам пришлось разбегаться от него по всем сторонам света - от Ливонии до Италии, так как у Грозного появилась неприятная привычка отыскивать заговоры повсюду, начиная с собственного нужника, после чего виновные вкушали весь спектр средневековой следственной деятельности (насчет нужника мы не шутим: из-за частого расстройства пищеварения царь подозревал близких, слуг и родных в том, что те его травят и наводят порчу). Многочисленные войны 1550–1560-х годов также не улучшали настроения никому из the moskovits, как нас именовали в европейских хрониках той эпохи. Иностранцы, попадавшие сюда, оставляли убийственные свидетельства того, что народ пухнет от голода, вымирая целыми волостями; в войска, идущие то на шведов, то на татар, то на литовцев, забирают деревнями от мала до велика и чуть ли не баб, а готовность московитов терпеть все происходящее поистине повергает в изумление. После очередного серьезного поражения на реке Уле в 1564 году Грозный решил наконец навести порядок и взялся переделывать страну. Сперва он сообщил, что отрекается от престола, доверительно поведав народу, мол, пускай жадные и злые колдуны-бояре с вами теперь разбираются, а я устал, я ухожу.


Некоторая часть народа в лучших традициях взвыла: «Царя-батюшку обижают!» - и Грозный поспешил выступить с заявлением: так и быть, раз уж без меня вы не можете, то я, пожалуй, не стану отрекаться, но теперь держитесь, ужо я вами всеми займусь! Такая вот нехитрая пиар-кампания.

Первым делом Грозный разделил страну пополам. Южную часть, где находились в основном вотчины древней аристократии, он поименовал «земщиной». Северные же волости, населенные преимущественно свободными крестьянами, в том числе Вологду и Галич, он объявил особой, то есть опричной, территорией. Еще Грозный набрал себе личную гвардию - неродовитых потомков боярских семей, дворян, а также вовсе безродных авантюристов, как местных, так и европейских.

Эти достойные люди получили звание «опричники» - «особисты». Грозный рассчитал, что раз их возвышение и доходы будут зависеть только от него, то и предательства с их стороны ему опасаться ненадобно. А для надежности сделал все, чтобы стравить опричников с боярами и простым населением.

На опричников не распространялись законы, их запрещено было судить.

Опричники не имели права дружить, да и просто разговаривать ни с кем из земщины, дабы снизить риск подкупа и заговора.

Опричники могли брать любое имущество земщины бесплатно. Если кто недоволен - милости просим подавать челобитную царю, коль не жаль собственной шкуры.


Первым делом Грозный отправил опричников резать и убивать особенно несимпатичных ему бояр, членов боярских семей, их слуг, их друзей, их жен и детей. К тому времени царь стал столь православен, что организовал свой офис в храме Александровской слободы. Тут отдавались приказы об арестах и казнях, сюда притаскивали еще дышавшие остатки наказанных, если царь желал напоследок полюбоваться на предателя или сам поработать ножичком.

Чтобы опричник был виден издалека, ему выдавались особые знаки отличия: метла, символизировавшая наведение порядка, и отрезанная голова собаки, знаменовавшая готовность грызть зубами царских врагов. Все это вывешивалось на седлах.

Чтобы народ все усвоил правильно, царь выпустил несколько обращений, объяснявших, почему служитель царя - ставленника Бога - стоит выше любого закона и почему человека на государевой службе нельзя судить обычным судом. Потому, что он на государевой службе!

Простой народ не без удовольствия смотрел, как режут проклятых бояр, однако оказался недостаточно смиренен, чтобы испытывать такое же удовольствие от того, что опричники убивают и грабят обычных верноподданных. Поначалу молодцам, залетавшим в избы, пытались давать отпор. Но наказание за сопротивление законным действиям представителя власти наступало немедленно, и вскоре московские, ростовские и ярославские улицы стали похожи на беззубые рты - так много там было сожженных домов мятежных хозяев, которых опричники вешали на их собственных воротах со всеми чадами и домочадцами. А чтобы народишко не сомневался, что опричники беспредельничают по царской воле, Грозный и сам периодически участвовал в небольших походах на села и города.



Самое подробное из сохранившихся описаний опричной жизни принадлежит перу немецкого авантюриста Генриха Штадена, уроженца Мюнстера. В Московское государство он попал из Литвы, так как имел, по его словам, «злосчастную привычку ввязываться в предприятия, которые сулили не столько выгоду кошельку, сколько веревку шее». Узнав, что выезд из Московского государства, коли уж ты сюда попал, невозможен, так как любого пытающегося пересечь границу незамедлительно казнят, Генрих приуныл, но вскоре встретил земляков, которые соблазнили его вступить в ряды опричников, что «сделать нетрудно, так как царь гораздо меньше верит своим соплеменникам, чем иноземцам».

Прибавив себе чину и родовитости, благо для этого требовалось лишь собственное устное подтверждение, Генрих отправился на царский двор, где был немедленно принят на службу. Его щедро оделили деньгами, вскоре также легко выдали несколько поместий с крестьянами, и жизнь у Штадена пошла очень неплохая.

«Тогда великий князь отправился грабить свой собственный народ, свою землю и города. И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми. Когда же я вернулся в свое поместье с 49 лошадьми, из них 22 были запряжены в сани, нагруженные всяким добром, - я послал все это на мой московский двор».

«Когда великий князь уехал в Псков, ко мне прибежали купцы из города Холмогоры. У них было много соболей - они боялись, что опричники отнимут у них товар на заставах. Они просили купить этих соболей и дать за них хоть какие-нибудь деньги. Я мог бы забрать этих соболей у них и вообще им не платить, но соболя мне были не нужны, так как мне их много прислал человек, который собирает дань с самоедов соболями. Купцам я ничего не сделал и отпустил их».

«Тут начал я брать к себе всякого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. Им это пришлось по вкусу. А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. За это мои люди оставались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где - по монастырям, церквам или подворьям - можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро».

«Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились вовнутрь и начали грабить, забирали иконы и тому подобные глупости. А было это неподалеку от двора одного из земских князей, и земских собралось там около трехсот человек вооруженных. Эти триста человек гнались за шесть­ю всадниками. В то время только я один был в седле и, не зная, были ли те шесть человек земские или опричные, стал скликать моих людей из церкви к лошадям. Но тут выяснилось подлинное положение дела: те шестеро были опричники, которых гнали земские. Они просили меня о помощи, и я пустился на земских. Когда те увидели, что из церкви двинулось так много народа, они повернули обратно ко двору. Одного из них я тотчас уложил одним выстрелом наповал, прорвался чрез их толпу и проскочил в ворота. Из окон женской половины на нас посыпались каменья. Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей. Затем мы проехали всю ночь и подошли к большому незащищенному посаду. Здесь я не обижал никого. Я отдыхал».



Впрочем, Штадену в конце концов пришлось все же бежать из этих райских мест. И это ему удалось. Он добрался до Германии, ухит­рился дожить там до почтенных лет и даже умереть не на виселице. Избавил же наших предков от «особой» власти крымский хан Девлет-Гирей, решивший в 1571 году пограбить Москву.

Известие о вторжении татар Грозный воспринял спокойно. Царь прекрасно знал, на что способны его бравые опричники, с помощью которых он только что усмирил мятежный Новгород - тогда слуги государевы вырезали за сутки больше шести тысяч человек, включая баб и младенцев, и даже не вспотели. Грозный верил в своих опричников. В их надежного главу - доблестного Малюту Скуратова, который только что жестоко наказал всех бунтовщиков в Москве. Двести человек казнили на Лобном месте одновременно: рубили топорами, вешали, жгли, сдирали кожу. Крик стоял на всю Москву… Что там татаришки хилые сделают таким отважным псам? Отважные псы, однако, имели другое мнение. Услышав, что на Москву идет татарское войско в сорок тысяч человек, опричники вдруг вспомнили, что у них ужасно много важных дел в их северных опричных поместьях. К тому моменту, когда Девлет-Гирей подходил к Москве, там осталось не больше пяти сотен опричников. (К чести Генриха Штадена, упомянем, что он-то со своими людьми как раз предпринимал попытку атаковать подходивших татар. Правда, это кончилось потерей всего отряда, самого же Генриха спасло падение с лошади в реку в момент атаки.)


Бой успел принять вовремя подоспевший боярин Михаил Воротынский, основатель Воронежа. Его армия, пусть и немногочисленная, отогнала татар, успевших уже зажечь и пограбить московские предместья. Татары в тот момент были больше озабочены сохранностью добычи, особенно 60 тысяч русских невольников и невольниц, которых они гнали перед собой на продажу. Поэтому они предпочли не спеша отступать, уклоняясь от нападения на Воротынского, но в готовности дать ему отпор, если тот атакует. Тот атаковать так и не решился, но дело было сделано: в Москву Девлет-Гирея удалось не пустить. (В награду за это царь через пару лет собственноручно выдерет Воротынскому бороду и засыплет раскаленными углями его тело на пыточном столе. Если верить свидетельству Курбского, именно так умер спаситель Москвы, заподозренный параноидальным царем в очередном заговоре.)

Как ни странно, но на измену опричников царь отреагировал довольно спокойно. Правда, само слово «опричнина» было запрещено произносить, за это полагалось наказание кнутом, но большинство из опричников не были наказаны (тот же Малюта Скуратов по-прежнему пользовался царской милостью), и многие из них просто потихоньку разъехались по жалованным им поместьям и стали, таким образом, основными родоначальниками русского мелкопоместного дворянства.

«Все, что они делали, - писал Генрих Штаден, - было с одобрения царя. Злые дела они делали не против государевой власти, а против народа, а за то в Московии не карают».

И еще очень долго в России лица при власти будут находиться выше закона, который перестает действовать, когда речь заходит о правонарушениях «государевых людей».

Правление Ивана IV Грозного является одним из самых обсуждаемых этапов в истории России, так как необычна сама личность государя. Опричнина – наиболее известное явление, связанное с его царствованием, которое по сей день волнует ученых-историков. Опричнина кратко может быть определена как внутренний террор, направленный на подавление сопротивления бояр.

Вконтакте

Определение опричнины

Опричнина – часть политики на территории России, которая состояла из применения карательных мер, изъятия земель и феодального имущества государством, борьбы с мнимыми боярско-княжескими изменниками и усиления централизованной власти.

Система внутриполитических мер Ивана Грозного кратко описывается термином – «политика террора». Годы опричнины – 1565–1572 гг.

Также на вопрос «что такое опричнина» можно ответить: это удел Ивана IV, территория с войском и аппаратом управления, поступления с которой пополняли казну государства.

Все участки, необходимые для нужд царя, насильно отбирались у помещиков. Кто такие собственно опричники? Это те люди в гвардии Ивана IV, которые применяли такие меры по отношению к гражданам. Их численность — около тысячи.

Причины введения опричнины

Иван IV был знаменит суровой натурой и многочисленными завоевательными походами. Причины опричнины были связаны с Ливонской войной , во время которой правитель начал сомневаться в решительности своих воевод. Кто такие воеводы, по мнению государя? Это те, кто не исполняют его волю полностью и не карают людей, как положено. Бояре, как ему казалось, и вовсе перестали признавать его авторитет.

После предательства Ивана одним военачальником в свите усиливается беспокойство, Иван Грозный начинает подозревать воевод и бояр в заговоре. Ему кажется, что царское окружение желает свергнуть царя и посадить на трон другого князя – Владимира Старицкого. Поэтому он задался целью – собрать военное окружение, приспешников, способных карать всех, кто станет перечить царской воле. Кто такие приспешники? Те самые опричники, которые беспрекословно исполняли волю государя.

Задачи опричнины

Основная цель опричнины – устранить волнения в ряду приближенных правителя. Она включала в себя следующие задачи:

  • подавить боярско-княжеское сопротивление;
  • уничтожить удельную систему;
  • избавиться от оппозиционных центров в Пскове, Новгороде, Твери;
  • провести чистку Боярской думы и приказной системы;
  • заставить церковь подчиняться монарху;
  • разрешить боярско-дворянские споры в пользу последних.

Основные события

Политика опричнины проходила в 3 этапа:

  1. 1565–1566 гг. Начало опричнины, которая еще не распространена на основную массу населения.
  2. 1567–1572 гг. Время масштабного террора, апогей — лето 1569 – лето 1570 гг.
  3. 1572–1584 гг. Насилие происходит в скрытой форме.

Важно! Начало опричнины – 5 февраля 1565 года. В тот период в северной части России случаются неурожаи, которые потом приведут к сильному голоду.

1 этап

В январе 1565 года царь объявил об отречении от престола , выдвинув вместо себя кандидатуру юного царевича Ивана Ивановича. Такая идея возникла на почве гнева, который тот якобы испытывал со стороны бояр, приказных, воевод и церковников.

Своим заявлением он вызвал волнения у тысячи москвичей, они пошли жаловаться в Кремль на «бояр-изменников». В такой нервной обстановке Боярская дума была вынуждена попросить Ивана IV вернуться на царство. Он соглашается, и уже тогда, в январе, решает учредить особую политическую систему.

Сначала она выражалась в отдельных казнях (Куракины, Оболенские, Репнины, Горбатый-Шуйский) или отправлении в ссылку (Ярославский, Ростовский, Стародубский князья). Кто такие эти личности? Главные оппозиционеры того времени. Весной 1566 года Афанасий снял с себя митрополитский сан, поскольку ему не нравилась неспокойная ситуация в России. Тогда царь выдвинул новую кандидатуру на место митрополита – Федор Колычев (Филипп). Тот был согласен принять сан при условии прекращения насилия. Иван Грозный дал видимое согласие, прекратив на время террористические нападки.

2 этап

Однако в июле 1566 года он подготовил Филиппу подписную грамоту, в соответствии с которой тот должен был не оставлять митрополии даже в период опричнины. В марте 1568 года Филипп отказался благословлять правителя и вновь потребовал отмены опричной политики. В ответ на это его слуги были избиты, а против самого Филиппа царь возбудил дело в церковном суде. Позднее тот был отправлен в Тверской монастырь и убит в 1569 году за очередное неповиновение царю дать благословение на Новгородский поход.

Иваном было возбуждено дело против лидера Боярской Думы – Ивана Федорова, славящегося своей честностью. Это не сыграло на руку царю, поэтому он убил Федорова вместе с 30 обвиненными сообщниками.

В 1569 году по Русской земле ходила молва, что Новгород желает сделать правителем двоюродного брата Ивана – Владимира Старицкого , а новгородцы хотят подчиниться Литве. Чтобы развеять слухи, царю было необходимом умертвить Старицкого с его семьей и совершить поход на Новгород с целью покарать распускающих слухи.

Сожжению подверглись Клин, Торжок, Тверь, Псков и сам Новгород. В нем была вырезана половина всех жителей, разгромлено 27 монастырей и храмов.

25 июля 1570 года царь устраивает большие казни на Поганой Луже в Москве. К смерти приговорены такие опричники, как Висковатый, Вяземский и другие. Массовые убийства в Москве 1570-71 гг. явились апогеем доктрины внутриполитических мер Ивана Грозного. Народ подвешивали, резали, закалывали, обдавали кипятком. Правитель самолично участвовал в этих процедурах, чтобы продемонстрировать всем, что произойдет с ними, если они усомнятся в деяниях правителя.

В 1572 году было разгромлено ополчение хана Девлет-Гирея , который пошел на Москву. Однако эта победа далась весьма тяжело, поскольку опричники, привыкшие грабить мирных жителей, не явились на сражения, поэтому людей набралось лишь на один полк. После череды таких событий царь приказал перестать применять в языке слова «опричнина, опричник». Однако отмена опричнины здесь не подразумевалась, ведь публичный приказ не выносился, а насилие продолжало осуществляться.

3 этап

Правитель велел переименовать опричную систему в Государственный двор. Появился террор против главных ее сторонников , всплеск которого произошел в 1575 году. Кто такие «ярые опричники»? Те, кто в свое время ближе всего стояли у царской власти.

Был вынесен смертный приговор многим приближенным Ивана. В 1574 году был освобожден престол в Речи Посполитой, Иван Грозный предложил свою кандидатуру, так как ему было предсказание от волхвов — погибель, если он останется во главе страны.

Поэтому государь снял с себя титул царя и принял титул Московского князя . Правителем сделали татарского царевича Симеона Бекбулатовича, но царствовал он лишь формально. С 1578 по 1579 гг. убийства перестают происходить, в 1581 году царь убивает своего сына, а в 1584 году умирает сам (неофициальная отмена опричнины).

Важно! Хоть официальная отмена опричнины приходится на 1572 год, частично ее политика велась вплоть до смерти царя.

Последствия введения опричнины и ее итоги

Последствия опричнины можно сформулировать следующим образом:

  • нейтрализация княжеско-боярской аристократии;
  • утверждение Московского государства как мощного, централизованного, с жесткой властью монарха;
  • решение проблемы социальных отношений в пользу государства;
  • ликвидация суверенных землевладельцев (возможная основа для гражданского общества);
  • экономическая разруха в России, жители переселялись на окраины страны;
  • падение внешнеполитических позиций и подрыв военной мощи страны;
  • смута как отдаленное последствие опричнины.

У истоков опричной политики была ее ярко выраженная антикняжеская направленность. Вначале на суздальскую знать обрушилось столько казней и конфискаций, что это подорвало влияние аристократии в политической сфере и поспособствовало усилению самодержавия.

Это было необходимо для противостояния издержкам , базой для которых еще являлись землевладения княжеских дворян.

Но политика опричнины за 7 лет своего существования никогда не носила систематичный характер, не была подчинена какой-то заданной схеме. За коротким промежутком компромисса снова и снова происходил масштабный террор, пугающий людей. Итоги опричнины обусловлены ее спонтанным характером.

Кончина Старицкого и разгром новгородцев являлись большой ценой для удержания власти. Но идея создания аппарата насилия существенно повлияла на руководящую структуру политики. В конечном счете, итоги опричнины заключаются и в том, что опричники сами стали жертвами своей машины насилия. Террор навредил всем социальным силам, первоначально служащим опорой для монархии (дворянство, церковь, бюрократия). Мечты дворянства о суверенном монархе были воплощены в кровавой тирании.

Практически каждому человеку знаком термин «опричнина». Обычно с этим словом ассоциируются мрачные времена противостояния Ивана Грозного, потомков удельных князей и опричник? Это человек, который состоял в рядах опричного войска, или гвардии, созданной царем Иваном IV в рамках политической реформы 1565 года.

История создания опричнины

Устав от властолюбия бояр и самоуправства княжеской аристократии, которая стала мнить себя соправительницей государя, 1565 года Иван Грозный своим указом вводит реформу. Называлась она опричнина. Ее цель заключалась в том, чтобы отнять у противников царя всякое значение и силу. Отныне вся страна поделилась на две части: опричнина и земство (территории, не вошедшие в опричнину). К первой относились северо-восточные земли, где было сосредоточено малое количество бояр-вотчинников. Просуществовала опричнина семь лет, однако память о ней свежа до сих пор.

Непосредственные участники реформы

Кто такой опричник? Прежде всего, это служащий государя, который состоял в рядах войска опричнины. Им мог стать представитель разных масс. Царский опричник присягал на верность. При этом он отрекался от своей семьи и давал обещание не общаться с земскими.

Характеристика опричника включала в себя отличительный признак - черные одеяния, похожие на монашеские. Кроме того, они имели специальные знаки - изображение метлы и собачьей головы. Это символизировало твердую решимость вымести и выгрызть измену. Таким образом, каждый мог определить, кто такой опричник. Впоследствии само это слово в народе стало бранным.

Суть деятельности опричников

Из объединенных в царские владения земель выводились все потомки удельных князей, казавшиеся Ивану Грозному подозрительными. Все они подлежали переселению на новые земли и самые окраины государства. По мнению царя, там изменники не могли представлять какую-либо опасность престолу. На бывшие земельные владения переселенных людей селились мелкие помещики и дворяне.

День опричника состоял из разорения и изгнания старой знати. Иван Грозный называл это «перебирать людишек». В течение всего периода гонений неугодных царю в опричнину была собрана почти половина государства. Оставшаяся половина находилась в прежнем положении и называлась «земщина». Управляла там

Разумеется, все эти мероприятия натыкались на активное противодействие. Большинство могущественных людей не одобряли курс России на централизацию и ликвидацию старых вольностей. Поэтому немалую долю начатых дел опричников противники изменений искусственно или сводили на нет. У этих людей имелись союзники в других странах, в частности Польше. Многие изменники передавали сведения противникам, и царь имел данные об этом.

Обязанности опричников

Утечка важной государственной информации представляла для правителя непосредственную угрозу. Поэтому день опричника включал в себя охрану Ивана IV. Фактически это означало создание первой в Все присягнувшие на верность обязаны были служить, как псы, охранять своего государя и державу. Кто такой опричник, можно представить, ознакомившись с деятельностью известных личностей: Малюты Скуратова, боярина Алексея Басманова, князя Афанасия Вяземского.

Главные действующие лица

Малюта Скуратов - это прозвище, настоящее же имя опричника было Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Благодаря четкому следованию царским указаниям во времена изменений в стране очень быстро оказался в числе самых приближенных Ивана Грозного. В народе стал известен как главный злодей тех времен. Произошло это главным образом из-за январских событий 1570 года. Новгород подозревали в измене, в связи с этим Малюта взялся руководить погромами в городе, во время которых жители вырезались тысячами. Кто такой опричник, можно представить также, услышав народную поговорку: «Не так страшен царь, как его Малюта». Именно Скуратов стал активным исполнителем всех государственных дел.

Главным вдохновителем опричнины являлся Алексей Басманов. Он же стал ведущим ее деятелем, слепо следуя всем указаниям царя. Басманов запятнал себя низложением митрополита Филиппа, выгнав его из собора метлой.

Непосредственным советником царя и одним из главных опричников являлся князь Афанасий Вяземский. Он располагал безграничным доверием Ивана Грозного. Несмотря на это, по завершении новгородского погрома Вяземский, как и Басманов, был обвинен в организации планов по передаче Новгорода и Пскова Литве.

Таким образом, опричник представлял собой приближенного Ивана Грозного, участника царской реформы 1565 года и непосредственного исполнителя государственных указаний по изгнанию и обезвреживанию изменников царя. Это участник «избранной тысячи», «государев человек». Опричниками были люди из разных социальных слоев. А принесение личной присяги на верность царю и государству свидетельствовало и создании единого орденского образования.

Кто такие опричники? Откуда они пошли? Что такое опричнина?

  1. Это дальние родственники КГБ и Гестапо!
  2. Опри#769;чник человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли государевыми людьми.
    По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость выгрызть и вымести измену. Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от земских людей. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и нетитулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании военно-монашеском или военно-политическом Ордене Опричников.
    Опричники одевались в чрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла чтобы выметать измену, и собачья голова чтобы вынюхивать и выгрызать измену по Карамзину. Тем не менее наличие собачьей головы упоминают не все современники, а метла таковой могла и не являться. Так, Штаден пишет: опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников.

    Древнерусское слово опричь (наречие и предлог) , согласно словарю Даля, означает: Вне, окроме, снаружи, за пределами чего. Отсюда опричный посторонний; особый.

    Опри#769;чнина период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года) , обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также опричниной называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников (Государева опричнина)

  3. кто-то
  4. ОПРИЧНИНА система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 15651572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово опричнина (опришнина) происходит от древне-русского особый. В 1415 вв. Опришниной называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).

    Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства (Святой Руси).

    Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с.Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе. 3 января 1565 Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине гнева на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании воевать против недругов. Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.

    Опасаясь смуты в Москве, 5 января в Александровскую слободу прибыла оттуда депутация от бояр, духовенства и посадских людей во главе с архиеписком Пименом с просьбой к царю вернуться и вершить дело государево. Вырвав у Боярской думы согласие на введение в государстве чрезвычайного положения, царь выдвинул условия, что впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению и потребовал учредить опричнину. В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву. Приближенные не узнали его: горящий взгляд его померк, волосы поседели, взгляд бегающий, руки трясутся, голос хриплый (Прочитав об этом у В.О.Ключевского, врач-психиатор академик В.М.Бехтерев через четыре века поставил диагноз: паранойя)

    Значительная часть территории Московского государства выделялась Иваном Грозным в особый государев удел (опричь); здесь традиционное право подменялось словом (произволом) монарха. В государевом уделе были созданы свои: дума, приказы (кельи), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к концу опричнины до 6 тыс.). В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства. Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной; она сохранила Боярскую думу и свои, приказы. С земщины царь потребовал на устройство опричнины огромную сумму 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины.
    http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html

  5. это отряд ивана грозного облаченые в монашеские ряссах которые сеяли ужас