Что значит фразеологизм делить шкуру неубитого медведя.

делить шкуру не убитого медведя — это значит говорить о том, что еще не сделано. смысл пословицы, что ты еще не убил медведя, а уже решаешь что ты будешь делать со шкурой

Делить то чего не имеешь.

Двое охотников пошли на охоту. Пока шли-мечтали, как убьют медведя, продадут шкуру, поделят деньги. Каждый хотел себе большую долю. Короче передрались, поссорились. Медведя так и не нашли, зато стали врагами на всю жизнь. Значение пословицы-не надо раньше времени делить то, что тебе еще не принадлежит

Это значит, что люди думают, что сделать с наградой, ссорятся, деля ее, даже не приступив к делу, за которое эта награда обещана.

думать что будешь делать со шкурой когда убьеш

Очень поучительная пословица, она означает, то что делить, то чего ещё у тебя нет. Например: тебе хотят купить 5 шариков, а ты уже их делишь по своим друзьям… Может быть их у тебя их и не будет.

Войдите, чтобы написать ответ

Тип и синтаксические свойства сочетания

де-ли́ть шку́-ру не-у-би́-то-го мед-ве́-дя

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение

Семантические свойства

Значение

  1. составлять планы из расчёта успеха некоего предприятия, к осуществлению которого ещё не приступали и успешность которого неочевидна ◆ Давайте не будем делить шкуру неубитого медведя . Для начала надо обеспечить финансирование этого проекта и начать стройку, а уже потом можно говорить о каких-то реальных сроках. Борис Мурадов, «Интерес в Москве», 15 июня 2001 г. // «Формула» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Этимология

Это пословица, вероятно, пришла в русский язык из Европы. Так, во Франции говорят «Не следует продавать шкуру медведя, пока он ещё не убит» (использована в басне Лафонтена «Медведь и два приятеля», 1668). Близкая пословица имеется в Германии. Упоминают, что её знал Петр I: ◆ Моё правило, говаривал победитель Карла XII, не убив медведя, не сулить кожи . И. Снегирев, «Русские в своих пословицах», кн. 3, 1832 г.

Перевод

Делить шкуру не убитого медведя означает планировать что-то в расчёте на успех какого-то предприятия, к которому ещё не приступали и успешное завершение которого не очевидно.

Например, продажа авто еще не завершена, машина только выставлена на продажу, а продавцы уже говорят, куда потратят деньги.

При этом даже может быть неизвестно, удастся ли продать его за ожидаемую высокую цену. Есть несколько вариантов происхождения этого крылатого выражения.

Первая версия говорит о том, что выражение пришло к нам из Франции. В годы правления царя Петра I Россия наладила тесные связи с разными странами Европы.

В нашу страну стали проникать различные достижения науки и техники, философские идеи, европейская литература.

Выражение про шкуру не убитого медведя было в басне французского баснописца Ж. Лафонтена «Медведь и два охотника» (1668г.)

В басне рассказывается о двух приятелях-охотниках, которые мечтали встретить медведя, убить и хорошо заработать на продаже его шкуры. И вот они встретили медведя, но один из них пустился в бегство, а другой упал в обморок.

В конце басни говориться, что нужно сперва убить медведя, а потом уже и «делить его шкуру и пить». Есть версия, что пришло выражение не из Франции, а из Германии.

В немецком языке есть похожее выражение. Петр I якобы привез ее именно из Германии. Сам царь часто говаривал, вспоминая своего заклятого врага Карла XII, что он в отличие от него, «не сулить кожу, не убив медведя».

По третьей версии, выражение и ранее употреблялось в русском языке. Дело в том, что медвежья шкура была очень ценным товаром, бойкая торговля которым шла до середины 19 века.

Вполне логично, что в стране, одним из главных символов которой и является это животное, поговорка и была придумана. Версия четвертая. Это выражение – некая ошибка.

Шкура медведя ценна при условии, что она целая. Разделенная на части она стоит слишком дешево. В источниках 30-х годов 20 века выражение встречается именно со словом продавать, а не делить.

Есть масса выражений с аналогичным значением. Например, в немецком: считать доход без хозяина, во французском и русском: цыплят по осени считают, в белорусском: не говори «гоп», пока не перескочишь, в австралийском английском: жарить зайца прежде, чем его словили; есть телёнка, который ещё не появился на свет.

Русские крылатые фразы

Все ли мы знаем о выражениях, которые постоянно используем? Подчас слишком мало. А ведь за каждым из них стоит целая история, порой увлекательная, а порой и трагичная.

Иван родства не помнящий

Беглецы с царской каторги, крепостные крестьяне, бежав­шие от помещика, солдаты, не вынесшие тяжести рекрутчи­ны, сектанты и прочие «беспаспортные бродяги», попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали свое имя и происхожде­ние. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Ивана­ми», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.

Черным по-белому

До середины XIV века книги на Руси писались на пергаменте, который изготавливали из кожи молодых ягнят, телят и козлят. Кожа в процессе обработки приобретала белый цвет. В качестве чернил с XII века использовали смесь сернокислой железной соли с чернильным орешком. Раствор таких чернил засыхал на поверхности хорошо видным слоем. Трудоемкий процесс производства и высокая духовная значимость книг в то время создавали высокий исключитеьный авторитет всему, что написано « черным по-белому».

Толочь воду в ступе

Сейчас только инопланетяне, наверно, не слышали рассуждения о чудесных свойствах воды. Как она якобы запоминает информацию, кристаллизуется в удивительные звездочки и многоугольнички – все японцы рассказали и фильм показали. Наши люди от японцев не далеко ушли: с древних языческих времен на водичку нашептывали, в ожидании дальнейших чудес. Со знаком минус – если плохого наболтаешь, сугубо положительные – ежели добра пожелаешь. Но вдруг над источником уже кто-то что-то брякнул? Особенно когда поскользнулся или кувшин выронил. А вода-то все помнит! И жрецы с шаманами изобрели способ удаления из жидкостей ненужной информации. Для этого воду долго и упорно толкли-перемалывали в посудине, выдолбленной из ствола дерева. И после нескольких дней мучений можно было уже шептать заклинания всякие и заговоренное питье менять на шкурки или там пояски расшитые. Но, видимо, не всегда срабатывало это малобюджетное зелье. Потому постепенно выражение стало символом совершенно бесполезного занятия.

Шут гороховый

Персонаж европейского средневекового театра, шут носил полосатый костюм, шапочку с ослиными ушами, а в руке держал погремушку - палочку с привязанным к ней бычьим пузырем, наполенным горохом. (Кстати, от упомянутого двуцветного костюма пошло зафиксированное в словаре Даля выражение «шут полосатый».)

Выступления шута на публике всегда начинались звуком этой погремушки, а во время представления он даже колотил и других персонажей, и зрителей. Возвращаясь к гороху: русские скоморохи украшали себя гороховой соломой, а на Масленицу соломенное чучело шута горохового возили по улицам.

Тянуть канитель

Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия. Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.

Делить шкуру неубитого медведя

Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 -1695).

Съел собаку

Мало кто знает, что первоначально данное выражение первоначально носило ярко выраженный иронический характер. Полностью поговорка звучит так: собаку съел, а хвостом подавился. Так говорили о человеке, который выполнил трудную работу, а споткнулся на пустяке.

Идиома собаку съел в настоящее время употребляется в качестве характеристики человека, имеющего богатый опыт в каком-либо деле.

Кричать во всю Ивановскую

В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Выносить сор из избы

Опять-таки случай так называемого колдовства. Нам сейчас непонятно – куда же девать тогда этот самый сор, копить в доме что ли? А раньше было принято сжигать его в печи. Во-первых, мусоровозов еще не изобрели, во-вторых, магическое воздействие было одним из основных способов внушения после грубой силы. А знаток тонких колдовских материй, по поверью, мог, поведя носом над мусором, узнать всю подноготную его хозяев. Ну, и навредить само собой, и на кладбище его зарыть, что вообще чревато ужасными последствиями. Постепенно верить в эти страсти люди перестали, но выражаться насчет сора так и продолжают – нечего, мол, свои тайны делать достоянием общественности.

Делу время и потехе час

В XVII веке самым популярным развлечением была соколиная охота, сам царь Алексей Михайлович был страстным поклонником этого досуга: выезжал на нее почти ежедневно за исключением только зимних месяцев и даже издал указ о составлении сборника правил по соколиной охоте.

По указу царя в 1656 году было даже составлено руководство по потехе и называлось оно «Книга, глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути».

В «Уряднике»всячески восхвалялась охота, способствующая преодолению различных невзгод и печалей, заниматься которой предписывалось часто и в любое время. Однако Алексей Михайлович решил, что слишком очевидное предпочтение охоты-потехи вредит государственным делам, и сделал в конце предисловия собственноручную приписку. В ней говорилось: «…ратного строя николиже (не) позабывайте: делу время и потехе час».

Значение этого выражения очевидно. Воспользоваться плодами труда можно только тогда, когда работа сделана, и ее результат у тебя в руках. Тогда-то и делай с ним, с результатом, что хочешь: хочешь сам пользуйся, хочешь – продавай.

Первоисточники

Впервые про неубитого медведя рассказал в одной из своих басен, «Медведь и два охотника», французский поэт и баснописец Жан Лафонтен (1621 - 1695) . Многие сюжеты его басен известны нам в пересказе «дедушки Крылова». Например, «Стрекоза и Муравей». Правда, во французском оригинале басня называется «Цикада и муравей» и производит несколько иное впечатление, поскольку во французском языке оба насекомых – женского рода (La Cigale et la Fourmi). Перед нами – разговор двух женщин, беспечной и трудолюбивой. В русском же варианте муравей предстает трудягой-мужичком, что, согласитесь, совсем другой коленкор.

Басню про двух охотников, продавших еще до начала охоты шкуру медведя, которого они только собирались убить, Иван Андреевич Крылов по-русски не пересказал. Так что придется вкратце рассказать, о чем там у Лафонтена написано.

Итак, два лихих охотника получили деньги авансом, пообещав некоему купцу принести с охоты славную медвежью шкуру. Они считали, что дело за малым, уж вдвоем-то медведя они обязательно убьют.

Однако, в реальности все оказалось не так просто. Медведь вылез из берлоги и охотники струхнули. Один с перепугу забрался на сосну. Второму же повезло меньше. Пришлось притвориться мертвым телом, чтобы в реальности не стать трупом. Медведь над ним постоял, перевернул, обнюхал, да и ушел.

Один охотник слез с дерева, другой – встал с земли. «Эй» – спрашивает первый охотник второго – «Что это тебе медведь на ухо прошептал?» «Он сказал мне, что все следует делать по порядку» – ответил тот – «Сначала медведя нужно убить, а уже после продавать его мех»

Мораль сей басни такова...

Так что правильнее было бы говорить не о дележке шкуры неубитого медведя, а о ее продаже. Кстати, строго говоря, это более логично. Что пользы в поделенной шкуре? Она хороша только целой.

Итак, «делить шкуру неубитого медведя» значит пытаться продать результаты еще не сделанной работы. Очевидно, что народная мудрость делать так не рекомендует.

Столкновение с реальностью - нынче все наоборот

Впрочем, народная мудрость не всегда права. Сплошь и рядом мы поступаем наоборот. Например, часто производители работ берут с заказчика задаток, определенный процент оплаты за тот товар, который еще будет произведен. Так поступают строители, так поступают многие творческие работники, которым часть гонорара выплачивается в виде аванса.

Выгода для производителя ясна: он получает деньги, еще ничего не сделав. Кроме того, задаток часто тратится на покупку сырья и исходных материалов, без которых дело с мертвой точки не сдвинется.

А есть ли при этом выгода для заказчика? Да, есть. Для заказчика аванс – это способ привязать к себе желаемого работника. Именно того, кто ремонт в квартире сделает быстро и качественно или роман напишет так, что публика его будет раскупать, как горячие пирожки.

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Да, конечно, есть риск, что деньги будут выплачены, а работа не сделана. Но этот риск страхуется возможностью взыскания уплаченных денег через суд. Кроме того, заказчик оговаривает право контроля за выполняемой работой на всех стадиях ее исполнения. Если работа вдруг застопорилась по вине исполнителя, заказчик имеет право задержать последующие выплаты.

  1. Система продажи еще не произведенного товара широко практикуется, например, при торговле нефтью или другими природными ресурсами. Контракты на покупку ресурсов по определенной фиксированной цене заключаются заранее. Цена покупки – продажи, зафиксированная в контракте, может быть выше или ниже текущей рыночной цены. Таким образом, одна из сторон, участвующих в продаже (в покупке) страхует свои риски и гарантирует устойчивые поставки или устойчивый сбыт ресурса. При контрактной системе будущие продавец и покупатель находят друг друга.
  2. Когда мы заказываем товар по каталогам или через Интернет, мы не всегда уверены, что товар, который мы хотим купить, уже произведен и находится на складе у продавца. Вполне возможно, что его произведут уже после того, как деньги будут перечислены на счет производителя. Мы, конечно, рискуем, за что надеемся получить товар по более низкой цене.
  3. – это тоже «продажа шкуры неубитого еще медведя», в ходе которого будущий производитель и будущий покупатель товара находят друг друга. Будущий покупатель авансирует производителя, в обмен на свой риск получая определенные бонусы (например, право первоочередной покупки)
  4. Случай, когда компания выходит на биржу – это тоже случай продажи шкуры еще не убитого медведя. Акционеры авансируют начало производства, оплачивая еще не произведенную продукцию. Получаемые ими дивиденды – плата за определенный риск, имеющий место быть при такой организации финансирования.

Итак, хотя мы совершенно согласны с житейской мудростью о том, что не следует делить шкуру неубитого медведя, мы видим, что современная экономика сплошь и рядом нарушает это мудрое правило. Это позволяет производителям, работать быстрее, эффективнее и производить более дешевую продукцию.

Мы часто слышим: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого фразеологизма мы, как правило знаем. Оно сводится к тому, что не следует торопить события, спешить записывать в актив нечто, ставить себе мысленную «галку».

Чему учит фразеологизм

Как и большая часть народной мудрости, это изречение учит здравомыслию. Оно сводится к тому, чтобы сначала все сделать как следует, а лишь затем праздновать победу. Если искать близкий аналог выражению в русском языке, то это будет: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Таким образом, все надо делать вовремя и к месту. Поэтому-то и говорят: «Не стоит делить шкуру неубитого медведя». Значение, думаем, понятно как молодым, так и старым.

Но первоначально это выражение было придумано как наставление молодым. Ведь именно молодость больше всего склонна к разного рода прожектерству, она же полагает, что времени у нее еще вагон и маленькая тележка. Наоборот, зрелые люди предпочитают жить насущными задачами и делами. Может быть, потому что у взрослых они есть, а молодость, как правило, беззаботна, и ее постоянно приходится одергивать и говорить: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого выражения молодым людям, как правило, хорошо известно, поэтому они успокаиваются, но ненадолго.

Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах

Нельзя ничего загадывать, потому что жизнь непредсказуема. Нельзя возлагать излишние надежды на что-то. В ожидания мы вкладываем эмоции, когда первые не сбываются, мы расстраиваемся. Если же не надеяться и не пытаться делить шкуру неубитого медведя (значение выражения мы рассмотрели чуть выше), то не будет и расстройств.

Груз чужих ожиданий

По интернету ходит статья, в которой подробно и даже нудно описается, почему нельзя говорить другим людям о своих планах. Итоговый тезис такой: во всем виновато сознание.

Наше несчастное сознание говорение принимает за свершившийся факт и перестает стимулировать организм для достижения определенных целей. Здесь смущает только два обстоятельства:

  1. Неужели наше сознание настолько глупое, что не может отличить возможное от действительного?
  2. Неужели человек в целом настолько глуп, что он не понимает: сколько не говори слово «халва», во рту слаще не станет?

Поэтому мы считаем, что дело совершенно в другом, а статья, на которую ссылаемся, чистая фантазия ее авторов, и научной, психологической основы не имеет.

Когда человек говорит кому-то о чем-то, он как бы дает обещание собеседнику. Груз этих обещаний давит, человек чувствует себя неудобно, как будто в клетке. В итоге задуманное не реализуется. Поэтому-то следует довериться народной мудрости, которой учит поговорка («делить шкуру неубитого медведя»). Значение фразеологизма пропитано любовью к настоящему моменту. Не к тому, что было в прошлом, и не к тому, что будет в будущем.

«Толки» М. Хайдеггера и планы

Еще один вариант развития событий и ответа на вопрос, почему люди не реализуют большую часть своих обещаний и задумок в жизни.

Прожекты человека на самом деле для него не так уж и важны, и он просто забывает о них. Жизнь быстра, особенно сегодня, люди, как правило, не помнят 90 % из того, что говорят. Сейчас общение превратилось в один из способов релаксации. М.Хайдеггер называл это «толками», т. е. процесс разговора самоценен, но не в хорошем смысле, когда мы зорко следим на его нитью, смыслом и содержанием, а в плохом - нам нужно «забить эфир», убить время, нам нужен фоновый шум. В таких разговорах человек выбалтывает много всего. Собеседник придает этому чрезмерное значение, а говорящий о своих планах и не помнит даже. Итак, планы не реализуются: а) человек в итоге не справляется с грузом чужих ожиданий и б) для него произнесенные планы мало что значат. В результате получается, что лучше планы и вовсе не строить, но такая модель жизни доступна немногим, а жаль. Другими словами, не стоит делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы однозначно.

Как научиться жить настоящим?

Буддисты учат, что каждый день - это маленькая жизнь. Вооружившись этим чрезвычайно мудрым тезисом, скажем, что далеко идущих планов лучше вообще не строить ни в каком возрасте. Все эти мыслительные конструкты очень нервируют и не позволяют человеку нормально жить и решать поставленные конкретные задачи. Человек постоянно угнетает себя то прошлым, то будущем, не умея наслаждаться настоящим.

В этом контексте весьма важен вопрос, вынесенный нами в заглавие раздела, ответ на него и прост, и сложен одновременно. Жить следует step by step, постепенно, никуда не торопясь. Жизнь такова, что прерывается она внезапно, поэтому всегда есть вероятность кем-то не стать и чего-то не успеть. Но планы и постоянная устремленность в будущее отравляют настоящее. А значит, не надо прежде времени делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы настраивает человека на нерушимый союз с настоящим.

Ирон. Преждевременно оценивать результаты какого-либо дела, распределять прибыль от ещё не осуществлённого предприятия, начинания. - Селёдка ещё гуляет где-то в море и не подозревает, что она уже бесповоротно вошла в план нашей добычи… - По этому поводу есть даже сказка… - Какая же? - О том, как делили шкуру неубитого медведя (А. Чаковский. У нас уже утро).

  • - Общеслав. Суф. производное от *dělъ «часть» > того же корня, что и доля > имеющее точные соответствия в ряде др. индоевроп. яз. ...

    Этимологический словарь русского языка

  • - Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - C/A гл см. _Приложение II делю́ д́е́лишь д́е́лят д́е́лящий и́ деля́щий 240 вар см. _Приложение II делённый A/B пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - делю/, де/лишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - что, разделять, разлагать на части, дробить, раздроблять, делать раздел. Делить с кем время, радость, горе, проводить и переносить вместе. Вместе жить - все делать...

    Толковый словарь Даля

  • - ДЕЛИ́ТЬ, делю, делишь; -лённый; несовер. 1. кого. Разъединять на части, распределять. Д. имущество. Д. на порции. Река делит пашни. Д. учеников на группы. Д. нечего кому-н. . 2. что на что. Производить деление. 3...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДЕЛИ́ТЬ, делю, делишь, несовер. 1. кого-что. Разъединять на части, совершать раздел. Делить имущество. Делить поровну. 2. что. Производить действие деления над каким-нибудь числом. 3...

    Толковый словарь Ушакова

  • - дели́ть I несов. перех. 1. Разъединять на части, совершать раздел. 2. Распределять, отдавая или назначая кому-либо или чему-либо соответствующую часть целого. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дели́ть глаг., нсв., употр. сравн...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - дел"ить, дел"ю, д"...

    Русский орфографический словарь

  • - дели́ть делю́, укр. дiли́ти, ст.-слав. дѣлити μερίζειν, болг. деля́, сербохорв. диjѐлити, ди̏jели̑м, словен. dėlíti, чеш. děIiti, польск. dzielić, н.-луж. dźělić, н.-луж. źěliś...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Доделились до ссоры. Ср. И чего вы все воюете? чего бы вам делить? М. Горький. Супруги Орловы. Ср. Ведь, кажется, нам нечего делить, И места много всем под небесами. Достоевский...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ирон. Преждевременно оценивать результаты какого-либо дела, распределять прибыль от ещё не осуществлённого предприятия, начинания...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ...

    Формы слова

"Делить шкуру неубитого медведя" в книгах

«Как скелет сквозь редкую шкуру…»

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

«Как скелет сквозь редкую шкуру…» Как скелет сквозь редкую шкуру, Проглядывает в смене минут Времен колоссальная архитектура, Смерти астрономической институт. Но любовный пыл постоянства Там не разомкнут - В междузвездном пространстве, Как и в ночи московской,

СКОРЦЕНИ СПАСАЕТ СВОЮ ШКУРУ

Из книги Диверсанты Третьего рейха автора Мадер Юлиус

СКОРЦЕНИ СПАСАЕТ СВОЮ ШКУРУ В начале 1943 года Кальтенбруннер приказал отделу личного состава СС разыскать своего собутыльника студенческих лет. Он думал, что Скорцени все еще на фронте, так как несколько недель назад получил от него письмо по полевой почте.Однако

1. Дележка шкуры неубитого медведя

Из книги Люди без имени автора Золотарев Леонид Михайлович

1. Дележка шкуры неубитого медведя На душе Павла Беляева было неспокойно. Предчувствие чего-то недоброго заставляло его то и дело останавливаться, доставать из кармана повестку о призыве в финскую армию и читать. В голове рождались сотни всевозможных догадок и

Разлад на собачью шкуру (порча на свадьбе)

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Разлад на собачью шкуру (порча на свадьбе) Из письма: «Еще до свадьбы мне стало известно, что мать моего жениха не желает видеть меня в снохах. Это было видно по выражению ее лица, когда я входила к ним в дом. Она всегда демонстративно выходила из комнаты и игнорировала мои

Тудыв: «Отбить камнями шкуру любой змеи»

Из книги 100 самых действенных ритуалов для исполнения желаний от самых известных экстрасенсов автора Лобков Денис

Тудыв: «Отбить камнями шкуру любой змеи» Тудыв – экстрасенс и потомственная шаманка из Улан-Батора, победительница монгольского аналога шоу «Битвы экстрасенсов», после чего ее пригласили в XII-й сезон российского телепроекта. Тудыв, общаясь с духами, разговаривает не

Глава 13. СДАВШИ ШКУРУ, СДАЙ ВТОРУЮ!

Из книги Архипелаг ГУЛаг автора Солженицын Александр Исаевич

«Никогда не надо продавать шкуру неубитого медведя»

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

«Никогда не надо продавать шкуру неубитого медведя» В течение двух последних лет XVII века болезни Карла II, кажется, управляют всеми современными событиями. 14 мая 1699 года Данжо записывает на своих листках: «Последние новости из Мадрида не принесли ничего хорошего о

Делить шкуру неубитого медведя

автора Серов Вадим Васильевич

Делить шкуру неубитого медведя Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 - 1695).Примечательно, что еще в 30-х гг. XX в. в России было принято говорить: «Продавать (а не делить. - Сост.) шкуру неубитого медведя». Эта версия

С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой Из басни «Волк на псарне» (1812) И. А. Крылова (1769- 1844).По свидетельству современников, после сражения с наполеоновскими войсками под Красным (6 ноября 1812 г.) эту басню читал своим штабным офицерам М. И. Кутузов. На

3. Зашивание в шкуру

Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

3. Зашивание в шкуру Материалы, приведенные выше, может быть не вполне убеждают, что переправа героя за тридевять земель возникла из представлений о переправе умершего в иное царство. Другие формы этого мотива не оставляют в этом никаких сомнений. В сказке весьма

Скорцени спасает свою шкуру

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

Скорцени спасает свою шкуру В начале 1943 года Кальтенбруннер приказал отделу личного состава СС разыскать своего собутыльника студенческих лет. Он думал, что Скорцени все еще на фронте, так как несколько недель назад получил от него письмо по полевой почте.Однако

Попытайтесь залезть в шкуру вашего начальника

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Попытайтесь залезть в шкуру вашего начальника Попробуйте представить образ мыслей тех, кто плохо к вам относится. Положа руку на сердце, смогли бы вы на их месте вести себя по-другому, если бы подвергались тем же нагрузкам?Это особенно полезно, когда вы задаетесь целью

Шкура неубитого медведя

Из книги Человечество, стадия 2 автора Уэльбек Мишель

Шкура неубитого медведя Прошлым летом, где-то в середине июля, Брюно Мазюр в восьмичасовых новостях сообщил, что американский космический зонд зафиксировал на Марсе окаменелости со следами некогда существовавшей жизни. Сомнений нет: обнаруженные молекулы, чей возраст

Спасая свою шкуру

Из книги Когда прошлое становится будущим. Машина времени автора Кассе Этьен

Спасая свою шкуру В первый момент я не поверил своим глазам. К счастью, мышцы начали работать раньше, чем головной мозг свел концы с концами, иначе меня бы уже давно похоронили, причем в закрытом гробу, - то, что удалось бы соскрести со стен нашего офиса.На крыше дома

Игорь Стрелков В ОЖИДАНИИ ВЛАСТИ (Как делят шкуру недобитого шакала)

Из книги Газета Завтра 335 (18 2000) автора Завтра Газета

Игорь Стрелков В ОЖИДАНИИ ВЛАСТИ (Как делят шкуру недобитого шакала) "Ну и герб у них! Это что - волк? Да это же шакал!" Неизвестный десантник В Москве чиновничество всех мастей и рангов затаилось в ожидании: "Что-то будет"? Что выкинет новый президент, куда повернет, какие