Что значит экзальтированный. Экзальтированный тип личности: признаки, особенности, психологическая характеристика

В психологии экзальтированность рассматривается как особое свойство темперамента, близкое к психопатии. Чувства и переживания экзальтированной личности всегда несколько преувеличены. Он видит мир черно-белым, не замечая полутонов. Экзальтированный ярко проявляет эмоции там, где другие люди не замечают даже повода для радости или печали. Экзальтированность свойственна сангвиникам и холерикам. Женщины чаще бывают обладают данной чертой, чем мужчины.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Признаки экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к эмоциональному преувеличению. Человек резко переходит от состояния счастья к непомерному горю. Такие люди преувеличивают самые обыденные вещи, придавая много значения мелочам. Еще один признак экзальтированности – люди переоценивают свои возможности и способности, из-за чего часто выглядят смешными в глазах окружающих. У экзальтированной личности в считаные минуты меняется настроение. Неудача даже в самом малозначительном занятии приводит к грусти и тоске, а самый скромный успех – к ликованию.

Экзальтированные люди влюбчивы -и болтливы, сострадательны, искренни и способны к альтруизму. Страх у них быстро переходит в панику. Из-за ранимой нервной системы такие личности стараются избегать открытых конфликтов, хотя могут вступать в споры и небольшие перепалки. Окружающих экзальтированные люди награждают надменными взглядами и презрительными усмешками. Их непоколебимое чувство превосходства граничит с манией величия.

Так как экзальтированный человек постоянно испытывает сильные переживания, он может найти себя в сфере искусства, особенно театра. Эти люди - прирожденные артисты. Они пафосно выражаются, способны донести до окружающих любую эмоцию, используют в общении витиеватые описания, красочные обороты, повышенные тона. Остальные кажутся им бесчувственными, непробиваемыми. Сами себя они полагают за непризнанных гениев и тонких натур.

Экзальтированный человек:

  • способен преклоняться перед чем-либо или кем-либо;
  • от восхищения переходит в глубокое отчаяние;
  • любит до безумия и ненавидит всеми фибрами души;
  • имеет любимых животных, при виде которых испытывает чувство трепета, умиления, нежности, волнения;
  • совершенно не переносит некоторые типы людей – толстых, худых, мужчин, женщин, таксистов и т. п.;
  • заметив какую-либо особенность в людях, может резко поменять мнение о них на противоположное;
  • восторгается творчеством какого-либо художника, поэта, музыканта, артиста;
  • плачет над трагическим фильмом, литературным произведением с грустным концом;
  • имеет в окружении людей, которых он глубоко презирает или ненавидит;
  • в большинстве случаев его мнения, позиции, вкусы, принципы отличны от позиции большинства.

Те, кому свойственны 9-10 из данных утверждений, отчетливо экзальтированны. Совпадение с 5-8 утверждениями означает умеренную экзальтированность, с 4 и менее - это качество отсутствует.

В каком возрасте проявляется экзальтированность

Двух-трехлетний ребенок выражает эмоции очень ярко. Он переходит от истерики к смеху за несколько секунд. Экзальтированность свойственна и юношескому возрасту, но по мере взросления она обычно проходит.

Данная черта свойственна каждому на определенном этапе роста и развития. Большинство людей, по мере того как их нервная система достигает зрелости, начинают контролировать свои эмоции и поведение. Отдельные личности остаются «вечными детьми» и о них говорят, как об экзальтированных взрослых.

Отношение окружающих

Чрезмерное проявление эмоций и неспособность их контролировать сильно осложняет жизнь экзальтированного человека. У него часто возникают конфликты с окружающими, ему не доверяют важные поручения на работе, с ним не завязывают глубоких личных отношений, так как неизвестно, что он выкинет в следующую минуту.

Близкие экзальтированного человека всегда настороже, так как их существование полно сюрпризов, причем не всегда приятных. Экзальтированные люди плохо приспособлены к ведению быта. Они могут злоупотреблять алкоголем, потерять жилье, стать жертвой мошенников. Пока рядом есть родители и близкие, что-то непоправимое вряд ли случится. Но во второй половине жизни эти люди часто остаются в одиночестве и наживают себе проблемы.

Под экзальтированностью некоторыми ошибочно понимается вычурность в одежде, какой-то особый внешний шик в человеке, выделяющий его из окружающей серой массы. В то время как экзальтированность – это черта характера, темперамент, а отсюда – манера поведения и в определенной степени стиль жизни человека.

Социологи трактуют понятие «экзальтация», как, возбужденное, восторженное состояние, болезненную оживленность. Существует такое выражение: «впасть в экзальтацию». Подобное состояние присуще художественным натурам, живущим на эмоциях. Они крайне впечатлительны. Любовь к природе, искусству, мировоззренческие поиски могут захватить экзальтированную личность до глубины души. Они глубоко переживают неудачи родных и близких им людей, просто знакомых, в то время, когда самим потерпевшим трагедия не видится такой уж масштабной. Сострадание к животному, одинокому и несчастному на их взгляд, может также довести таких людей до отчаяния. Экзальтированная дамочка в порыве сострадания способна подобрать на улице и унести домой «брошенного» котенка, а на следующий день, после того, как он «сделал лужу» в ее туфлю, внутренне мучаясь и прячась от чужих глаз, отнесет его обратно.

Также под понятием «экзальтация» понимается кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости. Смена настроения, восторженности и разочарования – свойственны людям этого типа. Они словоохотливы, часто спорят, но редко скатываются до открытых конфликтов.

Массовая экзальтация

Состояние экзальтации может одновременно охватывать большие группы людей в виде стихийного возбуждения на определенные события – пожар, землетрясение, другие природные, а также социальные явления. Восторженное, крайне возбужденное состояние масс может быть вызвано искусственно. Например, явление массовой экзальтации проявляется на концертах поп-звезд, во время и после крупных спортивных соревнований.

Экзальтация в астрологии

Термин «экзальтация» используют и астрологи. У них он означает положение планеты в определенной части ее траектории, пути. Планета в экзальтации – значит планета не дома, не в своей обители. Она в «гостях» и в то же время на работе. Ее воздействие на знак Зодиака иное. Считается, что если в обители планета действует на интуитивно-инстинктивном уровне, то в экзальтации – на эмоционально-чувственном.

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел:

Когда происходит какое-нибудь очень радостное событие, заставляющее сердце трепетать от счастья, а щеки - гореть живым румянцем, кажется, что человек прямо сеет добро вокруг себя.

Большинство людей в этом настроении пребывает по какому-то особому поводу, ведь не зря говорят: «Смех без причины - признак дурачины». Беспричинная радость, безусловно, - явление не отрицательное, если она имеет границы. Если же нет - тогда говорят, что человек находится в состоянии экзальтации.

И хорошо, и плохо

Экзальтация - это ничем не мотивированное чрезмерно В этом состоянии человек может громко восторгаться качественно покрашенным к Пасхе бордюром или оригинальным оформлением конфетного фантика. Окружающие к таким людям, как правило, относятся с опаской: кто его знает, до чего может довести экзальтация. Это ведь не только безудержное веселье, но еще и искажение восприятия реальности, которое может привести к плачевным последствиям.

Страшные веселые люди

Кто-то может сказать, что лучше уж пусть человек бегает и смеется, чем лежит и плачет, но здесь есть и вторая сторона медали. В целом экзальтация - это ненормальное состояние с точки зрения психологии. Вспомним все знаменитые фильмы о психиатрических лечебницах. Классический образ сумасшедшего человека - это такой себе просветленный «божий одуванчик» со странным смехом и неадекватной реакцией на происходящее. Вот такое же впечатление производит и человек, на которого «нашла» экзальтация. Это может кому-то показаться слишком радикальным мнением, но в таком состоянии особенно не контактировать с окружающими. Есть большая вероятность того, что они не только не поймут такого настроения, но еще и срочно вызовут неотложку и попытаются насильно накормить счастливого товарища успокоительным. Беспричинная радость пугает всех точно так же, как и ничем не мотивированная агрессия, потому что она деструктивна в той же степени.

Что делать, если экзальтация дошла и до вас

Как ни странно, не психологи, а именно лингвисты могут очень доходчиво объяснить, что такое экзальтация. Значение слова происходит от латинского существительного exaltatio, которое означает «душевный подъем», «воодушевление». В том понятии, которое используется в наши дни, наблюдается та же семантика. Данное состояние может проявляться не только в виде активных восторгов по любому поводу, но и в виде обычного мечтательного настроения. Например, если человек вдруг решил пропустить один день на работе и вместо этого устроил себе одинокий пикник в местном парке, разлегся на траве и начал считать облака, скорее всего, на него «нашла» экзальтация. может и расслабить, но только при том условии, если человек вовремя заметит неладное и сможет утихомирить себя. Но если экзальтации конца-края не видно - значит, лучше человека просто какое-то время оставить наедине с собой и по возможности лишний раз не смеяться над его шутками невпопад.

и раздутая страсть

Чрезмерное весеннее счастье в середине января - вот что значит экзальтация. Такое состояние иногда наблюдается у влюбленных, которые еще не вышли из периода розовых очков и упорно называют свою новую любовь спутником всей жизни. Неважно, что этого спутника жизни они встретили около двух недель назад на вечеринке по поводу дня граненого стакана. Их перманентная экзальтация сгладит все шероховатости этого знакомства и убедит влюбленных в том, что на вечеринке они нашли свою судьбу. В таком состоянии люди обычно не замечают даже самых очевидных минусов своей второй половинки.

Наиболее внимательные и честные с собой люди отдают себе отчет в том, что, возможно, этот человек - не самый лучший вариант для совместной жизни, но продолжают без памяти любить его и делать вид, что все идет по плану. Жаль, что в конце концов эти отношения не имеют будущего, но хорошо, что люди хотя бы на какое-то время чувствуют себя такими счастливыми.

Экзальтация среди планет

Однако термин этот используется не только в психологии. Также есть еще такое понятие как "экзальтация планет". Оно довольно часто встречается в астрологии, и любители подробных гороскопов наверняка не понаслышке знают о его значении. Астрологи считают, что судьба человека напрямую зависит от расположения небесных тел, и именно они говорят об их экзальтации. Говорят, что определенные планеты в некоторых созвездиях лучше всего себя «чувствуют», и от этого отталкиваются астрологи при составлении гороскопов.

В этот период планеты как бы проявляют все свои самые лучшие качества с особой силой, и при этом им ничто не мешает. Определенный «градус» экзальтации может свидетельствовать о том, что планета находится на пике своих сил. В такие моменты астрологи советуют людям совершать то, о чем давно мечталось. Возможно, самое время признаться в любви вон той симпатичной девушке, и тогда экзальтация вполне может прийти и к вам. Однако нужно помнить о здравом смысле и во всем знать меру.

АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В.Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример. Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э. , 1928 г. рожд. Мать – экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой – подверженность печальным переживаниям. В детстве Клаус боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, – он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Клаус Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности...» Нечто подобное Клаус испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Клаус Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Клауса сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Клауса при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент – это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р. , 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р. – типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Торсторф.

Аделе Г. , 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины – величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: „Вот это прекрасно, это ты напиши!“ Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это...» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула – сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!». Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц. , 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается пол влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но коронки «безумно мешают»; он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Некоторые люди обладают особым психологическим складом, который характеризуется изменчивостью настроения без внешнего повода. Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова. Изменчивость (лабильность)

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Аффективно-лабильный темперамент Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Основи загальної психології-2. Том II автора Полозенко О В

Аффективно-экзальтированный темперамент Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість.6. Вплив темпераменту на діяльність

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги автора

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги автора

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место