Что значит чин петр 1. Система воинских званий в российской императорской армии

табель правовой ранг исторический

Для становления государственной службы Российской империи особенно важным был ряд событий, из которых нужно выделить принятие привнесенного с Запада 24 января 1722 года закона «Табель о рангах», который упорядочивал иерархию должностей, делал сопоставимыми гражданские, воинские и придворные чины, создавал стройную систему службы государю, а также Ништатский мир, в соответствии с которым в состав Российской империи вошли прибалтийские (остзейские) провинции, сохранившие свой способ управления, что положило начало формированию федерализма в его современном российском понимании.

Развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Особенностью организации государственной службы в сословном обществе было то, что на ее высшие должности принимались только дворяне (за редкими исключениями, которые лишь подчеркивали это правило), а также по повелению императора - иностранцы, которые в своей карьере доходили до самых высоких постов, зачастую концентрировали в своих руках огромную административную власть. Особенно много иностранцев, немцев, прежде всего, было на придворной службе, а также в армии. С середины XIX века все больше выходцев из германских княжеств занимает статские должности.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных (приложение 1). Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Еще с отменой местничества (1682) личной заслуге и служебной годности дано было предпочтение перед породой и знатностью происхождения. Местничество, однако, сие жило в понятиях общества, и на практике с ним продолжали считаться. Но если прежде оно противоречило интересам государства, то теперь, сверх всего, оно резко разошлось с новым взглядом, который Петр усиленно прививал своим поданным, а именно: право на первое место и почет принадлежит тем, кто исполняет первейшую свою обязанность - ревностно служит государству. Решительный удар местничеству нанесен был Табелью о рангах (1722, 24 января). Она создала 14 классов - 14 различных чинов в военно-морской, гражданской и придворной службе, новую лестницу восхождения по заслугам. С этих пор грань между служащим и неслужащим определилась еще резче: знатность стала добываться выслугой, а не породой. Недворянин, дослужившись до офицерского чина и, следовательно, ставший потомственным дворянином, становился выше служилого человека, не получившего звания офицера. Новый порядок имел ту хорошую сторону, что, сделав выслугу доступной каждому, обновлял дворянский класс постоянно свежими силами и не допускал его замкнуться в обособленную касту.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Необходимо отметить, что Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

Исаев И.А. отмечает, что воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. Была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул «благородие» получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как «благородное» в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов.

С введением 24 января 1722 года Табели о рангах принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступал место принципу личной выслуги, что привело к упрощению системы вассалитета и превращению дворян в прямых подданных монарха. Социальная структура высшего сословия отныне выстраивалась не по коленам генеалогии родовых фамилий, а в соответствие с рангами и милостью императора, который упразднил боярское звание, собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Чин, в качестве главного показателя успешной службы и благорасположения монарха, приобретал чрезвычайную значимость, подчиняя своему влиянию все социальные сферы существования личности, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина и т.д. - все определялось его бюрократическим статусом. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами, титулами. В условиях низкой грамотности даже в среде дворянства Петр I вынужден был объявить получение образования также неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии, определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». В то же время именно Табель о рангах давала шанс выходцам из купечества, разночинцев, посадских людей получить личное или даже потомственное дворянство, что также чрезвычайно поднимало престиж государственной службы.

Смысл обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания, из которых центральной был образ монарха, персонифицирующего власть, государство и его возрастающую внешнеполитическую силу.

Мурашев Г.А. отмечает, что строгая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, и служить стимулом, создающим условия продвижения по служебной лестнице в соответствии со способностями и заслугами перед Отечеством, с другой. Больше того, во времена Петра I существовала небывалая демократия в вопросах присвоения очередного звания. Так, архивы рас сказывают о том, что коллектив при обсуждении кандидатуры на присвоение очередного воинского звания из двух кандидатом выбрал не того, за которого выступал царь. Петр I был в негодовании и тем не менее звание присвоил именно тому, за коя выступил коллектив.

В государстве, особенно в армии, было установлено определенное количество высоких должностей, и занять их можно было только при наличии вакансии. Сегодня, вспоминая эпизод из недавнего прошлого, когда Президент одним Указом присвоил 500 полковникам звание генералов, приходится только разводить руками. Подобного тысячелетняя история не знает. Согласно «Табели о рангах», военные, гражданские и придворные чины подразделялись на 14 классов. Высшим был I класс. Воинские чины состояли из четырех разрядов: сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При этом в гвардии чины были на класс выше. Например, звание полковника гвардии приравнивалось званию генерала пехоты, артиллерии, позже - кавалерии.

Под чинами гражданской службы имелись в виду должности, которые были предусмотрены в государственных учреждениях, а также немногочисленные почетные звания, не связанные прямо ни с должностями, ни с определенными обязанностями. В частности речь идет о званиях тайного и действительного тайного советников.

В каждом классе необходимо было прослужить определенный минимальный срок. В низших классах - 3-4 года. При этом за особые заслуги, а также при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Поскольку высших должностей всегда было гораздо меньше, чем низших, разрешалось по истечении срока присваивать очередное звание с оставлением в прежней должности. Во все времена и во всех государствах существовало понятие протежирования, когда родственнику, хорошему знакомому влиятельный человек помогал занять вышестоящую должность или добивался присвоения ему очередного звания, будь то в армии или в аппарате государственной службы. Однако во времена Петра I, Екатерины II ответственные начальники следили за тем, чтобы назначение и присвоение проводились справедливо. По этому поводу 15 февраля 1742 г. даже был принят закон, обязывающий «…производить в чины по старшинству и по заслугам». 13 января 1753 г. этот закон был обновлен и подтвержден. Видимо, ситуация с присвоением званий была не всегда нормальной, если за полтора десятка лет закон о справедливости принимался дважды. Правда, в обоих случаях делалась оговорка в том смысле, что лица, имевшие исключительные заслуги перед Отечеством, могли получить очередной чин в обход тех, кто выслужил срок. Этот закон, кстати, действует и по сей день. И сегодня, и это справедливо, за боевые заслуги офицер может получить внеочередное воинское звание, повышение в должности. Делается это, как и в далекие времена, по «высочайшему» усмотрению. Петр I столкнулся с фактом, что с введением реформ вынужден был назначать на должности лиц, не успевших выслужить срок. Но, назначая на высокую должность, он тем не менее не предоставлял тех преимуществ, которые получало лицо, выслужившее установленный срок.

Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII класс - потомственное.

Постепенно сложилась система титулования. Так, лица IX-XIV классов назывались «ваше благородие», лица VI-VIII классов - «ваше высокоблагородие», лица V класса - «ваше высокородие», III-IV классов - «ваше превосходительство», I-II классов - «ваше высокопревосходительство».

Чин в России, будь то воинский, гражданский или духовный, со временем стал основой успеха. Получение очередного чина позволяло рассчитывать на продвижение по службе, получение ордена. Особенно это стало широко применимо при Павле I. Журнал «Русская старина» за 1899 г. прямо говорит, что в царствование Павла I «…все зависело от чина…». При этом не спрашивалось, что человек может сделать или что уже сделал. Главное - какой у него чин. Каков чин - таково и положение в обществе. Причем если со службы, имеется в виду гражданской, начальник мог уволить подчиненного без объяснения причины, то чин мог быть отобран только по суду.

Рассмотрим некоторые нормы, закрепленные в Табели о рангах 1722 года.

«Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским» (ст. 2).

«Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из дворян; то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, а отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне» (ст. 15).

Таким образом, Табель о рангах закреплял строгую иерархию чинов государственной службы, которая способствовала дисциплине и организованности.

Рассмотрим наиболее подробно гражданские, придворные, воинские чины.

Введение «Табели о рангах» явилось прогрессивной мерой, создав стимул для чиновников к примерной службе и открывшей возможность для продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. В целом «Табель о рангах» носила классовый характер, она способствовала укреплению феодально-крепостнического строя в России, отвечала интересам дворянства и нарождающейся в стране буржуазии. «Табель о рангах» раскрывает нам систему не только чинов, но и званий. Между ними есть разница. Чин происходит от слова «чинить» - делать. Звание присваивалось членам Свиты государя. И хотя чин и звание близки сами по себе, все-таки это не одно и то же, поэтому поговорим чуть подробнее о чинах и отдельно о званиях. Надо заметить, что «Табель о рангах» родилась не на голом месте. Петр, бывая за границей, присматривался, изучал организацию войск, особенности устройства подразделений, системы подчиненности младших старшим. К 1672 г. в Российской армии уже были введены некоторые чины для всех родов войск, а именно: полковник, подполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик (знаменосец, от слова «прапор» знамя) и подпрапорщик (помощник прапорщика, не офицер).

Чин генерала в Российской армии впервые был присвоен в 1667 г. командиру Московского выборного полка А.А. Шепелеву. А в 1698 г. с разделением полков на батальоны появились новая должность и новый чин - командир батальона, майор. Этот чин закрепился в 1711 г. Петр I уже имел представление о чинах, их пользе в армии.

Перейдем к рассмотрению придворных чинов, закрепленных в Табели о рангах 1722 года.

Придворные чины, как военные и гражданские, подразделялись на 14 классов. Важнейшим преимуществом придворных чинов считалось что их обладатели имели возможность постоянного и тесного общения с представителями царской семьи и нередко были с ними дружеских отношениях. Они принимали участие во всех придворных церемониях, им 6 ли присвоены особые нарядные мундиры, а некоторым чинам кроме того давались специальные знаки различия. Так, обер-камергеры и мергеры получали ключи: первые из них - золотые, осыпанные бриллиантами, которые носили на боку - «на правой стороне, на шнуре золотом», вторые - золотые, носимые на андреевской голубой лек связанные бантом на левой стороне подле клапана.

Рассмотрим организацию гражданских чинов по Табелю о рангах 1722 года.

С опубликованием «Табели о рангах» от 24 января 1722 г. в гражданской службе возникли осложнения. Должностей было много, а людей, успевших к моменту присвоения чина выслужить установленные сроки, было мало. К тому же считалось, что чиновник гражданской службы должен прослужить дольше военного, что справедливо. Но как быть в ситуации, когда за счет значительного расширения гражданского ведомства понадобилось множество чиновников? И Петр I разрешил присваивать чины тем, кто их заслужил. Причем даже тем, кто до этого никакого чина не имел. Это была настоящая революция, но Петр смело пошел на нее, понимая, что в противном случае реформы затянутся на долгие годы. Он отдавал себе отчет в том, что при этом могут правдами и неправдами проскочить на высокие должности и бездарные личности. Но время требовало смелого решения, и он принял его. И надо сказать, что в основном решение оправдало себя. На чиновные должности пришли талантливые молодые руководители, которые значительно продвинули вперед в целом все государство.

Естественно, что новое дело не стояло на месте, и Петр от 7 мая 1724 г. вносит изменения в соответствующее положение о гражданской службе. Так, он предписывает тайных советников повысить до III класса, V классу повысить чин. Императрица Елизавета Указом от 23 июня 1745 г. узаконивает чины коллежского советника, надворного советника, коллежского асессора; переводит чин надворного советника из VI класса в VII; подтверждает последовательность выслуги в каждом чине. 13 сентября 1760 г. было принято решение присваивать очередные чины тем, для кого не нашлось вакансии по выслуге лет. И это было мудро. Гражданское лицо могло находиться в одной должности десятилетиями. Ходить десятки лет в самом низшем звании до старости было просто неприлично. Но получив очередной чин, человек успокаивался и продолжал так же добросовестно трудиться в прежней должности.

До Указа Екатерины II от 16 декабря 1790 г. для получения чина лицам недворянского происхождения требовалось прослужить от 10 до 12 лет. И только потом, да еще при определенных заслугах, недворянин мог получить чин XIV класса. Екатерина разрешила присваивать чин уже через три года, и в дальнейшем также через каждые три года до VIII класса включительно VIII класс, как сказано ранее, давал право на потомственное дворянство. При Павле I высокие чины присваивались по усмотрению императора. Но, разумеется, все-таки за особые заслуги. Хотя прямо скажем, что особыми заслугами могли быть подслушивание, наушничество и т.п. Но. своя рука владыка. Что хочу, то и ворочу. При Павле I, да и при Екатерине II, в дело присвоения очередного чина нередко вмешивался Сенат. Когда требовалось назначить на вышестоящую должность лицо, имевшее чин на два-три класса ниже, чем предполагала новая должность, решением Сената присваивался соответствующий чин. И получалось так, что человек, имея, к примеру, чин VIII класса, получал чин V класса. Тем не менее 2 июня 1808 г. подобной практике был положен конец. Император усмотрел в решениях Сената покушение на его монархическую власть. Но дабы не закрыть совсем продвижение талантливых руководителей вне установленных сроков, он разрешил представлять ходатайства о награждении чинами, опять же за особые заслуги, на его усмотрение.

Со временем встал вопрос о наименовании чинов. Статские чины назывались унтерштатгальтерами, экономиигальтерами, регирунгсратами, обер-директорами и им подобными. Эти чины напоминали воинские. И население охотно ими пользовалось, потому что авторитет армейского чиновника был высок во все времена. Забегая вперед, скажу, что впоследствии отдельные гражданские чиновники требовали именовать себя генералами, хотя по гражданскому ведомству они числились советниками. Например, действительным тайным советником, тайным советником, действительным статским советником. Особенно этого придерживались те, кто перешел в гражданскую службу из офицеров.

Юшков С.В. отмечает, что преобразования в рамках дворянского сословия повлияли на изменения в генеалогии и системе социального этикета. Генеалогия до 1682 г. строилась на местничестве. Вместо старых титулов (князья) вводятся новые. К сиятельным князьям и князьям добавились графы и бароны. Система социального этикета, заложенная Петром I, просуществовала в России до конца 1917 г.

Таким образом, в 1-й четверти XVIII в. сформировалась социальная опора абсолютизма, предопределившая необратимость петровских преобразований. Сформировалось единое российское дворянство - привилегированное сословие, которое качественно и количественно отличалось от служилых людей конца XVII в. (после смерти Петра 1 насчитывалось свыше 100 тыс. дворянских семей). Сформировался профессиональный офицерский корпус и чиновническая бюрократия.

Таким образом, Табель о рангах 1722 года сыграл важную роль в развитии государства и права. Необходимо отметить, что Табель о рангах устанавливал чины и классы воинские, придворные и статские. Каждый чин и класс имели свои особенности, которые отражались как на самом служащем, так и на его семье. Необходимо отметить, что правовое положение служащего зависело на прямую от класса и чина государственного служащего.

  • 8. Правовое положение населения по рп
  • 9. Гос. Строй Псковской и Новгородской республик.
  • 11. Право собственности, обязательственное право, наследование по псг.
  • 12. Преступление и наказание по псг.
  • 14. Образование единого гос-ва. Гос. Строй в XV – I половины XVI вв. Боярская Дума. Приказы.
  • 16. Преступление и наказание по судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 17. Суд и процесс по Судебникам 1497 г. И 1550 г.
  • 18. Право феодальной собственности на землю в XV – XVIII вв. Вотчина и поместье, их правовой статус.
  • 19. Закрепощение крестьян: причины и юр. Оформление в XV – XVIII вв.
  • 20. Гос. Строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.
  • 22. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
  • 23. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.
  • 24. Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.
  • 25. Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. Аппарат при Петре I
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I
  • 28. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.)
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Предпосылки дворцовых переворотов
  • 3. Борьба за власть после смерти Петра 1
  • 4. “Затейка верховников”
  • 5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
  • 6. Правление Елизаветы Петровны (1741-1761)
  • 7. Правление Петра III
  • 8. Итоги
  • 29. Просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II в области местного самоуправления
  • 30. Завершение формирования сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам Екатерины II.
  • 31. Систематизация законодательства в I половине XIX в. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов.
  • 32. Государственное право по Своду Законов 1835г.
  • 33. Гражданское и брачно-семейное право по Своду Законов.
  • 34. Уголовное право по Своду Законов. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 35. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 36. Земская и городская реформы II половины XIX в.
  • 37. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.
  • 38. Судоустройство по Судебным Уставам 20 ноября 1864 г.
  • 40. Процессуальное право по своду Законов и Судебным уставам 1864 г.
  • 41.Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 42. Изменения в государственном строе в годы I русской революции. Советы. Государственная Дума. Реорганизация Совета Министров.
  • 43. Изменения в праве в годы I русской революции. Основные законы 23 апреля 1906. Столыпинское аграрное законодательство.
  • 44. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны. Впк, Земгор.
  • 45. Изменения в государстве и праве в феврале- октябре 1917г. Советы. Временное правительство.
  • 46. Возникновение советского государства. 2 всероссийский съезд рабочих, солдатских депутатов, его декреты.
  • 47. Слом старых и создание высших и местных органов гос. Власти и управления. Учредительное собрание.
  • 48. Создание Красной Армии, милиции, вчк, суда(1917-1918).
  • 49. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Правоохранительные органы в период нэПа. Судебная реформа 1922. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.
  • 52. Кодификация законодательства в период нэПа.
  • 53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование ссср.
  • 54. Конституция ссср 1924 года
  • 55. Конституция ссср 1936.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 57. Изменения в государстве и праве в период вов. Чрезвычайные гос. Органы.
  • 58. Изменения в праве в период 1945- 1960.
  • 59. Изменения в органах гос. Власти и управления в 1945-60.
  • 60. Изменения в государстве и праве 60-2000гг.
  • 26. Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

    В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

    Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия ≪недвижимость≫. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731 г.). Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

    Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

    Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

    В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие.

    Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне . Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

    Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

    Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

    В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

    Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

    Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

    Руководящие должности занимали крупные купцы.

    Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

    Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

    Табель о рангах

    Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

    Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

    ВИДЫ ЧИНОВ: военный, морской, придворный, гражданские(штатский). «Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство.

    В Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

    Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

    История создания

    Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

    Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

    "Табель о рангах": как служили государству в царской России

    24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

    "Табель о рангах" в царской России насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

    Потомственное дворянство

    14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

    Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

    Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"

    В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

    Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

    Упраздненные названия

    Например, названия секретарь", "статский советник", "коллежский советник" сначала означали должность, которую исполнял член совета с решающим и совещательным голосом, секретарь коллегии, а также президент "статской" коллегии. Председатель надворного суда именовался "надворный советник". В 1726 году вышеупомянутые суды были упразднены, а название чина оставалось вплоть до 1917 года.

    "Табель о рангах" в царской России давала возможность талантливым людям, представителями низших сословий, выдвинуться, в том числе получить дворянство.

    Разделение чинов

    Чины делились на (до 9 класса, то есть чина титулярного советника/капитана включительно) и генеральские. Особо выделялись чины первых двух классов (высшего генералитета). Им полагалось свое обращение: для обер-офицеров - "ваше благородие", штаб-офицеровов нужно было именовать - "ваше высокоблагородие", генералов - а представителей первых двух классов - "ваше высокопревосходительство".

    Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

    Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

    Предпочтение военных чинов Петром I

    Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

    Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

    Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

    В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

    Влияние на дворянство и общество

    При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

    От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

    Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.

    24 января (2 февраля) 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи, то есть чины по старшинству и последовательность чинопроизводства. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет. В одной из статей, присоединенных к табели, пояснялось, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные «чести и чина» не получат. Самое главное, что петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». «Табель», помимо самой таблицы, имела еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.

    Подготовка этого закона («Табели о рангах») была начата еще в 1719 г. и была естественным продолжением реформ, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах (во Франции, Швеции и, особенно, в Дании и Пруссии). При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Собственноручно исправив черновой проект и подписав его, царь внес его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. Несмотря на то, что в коллегиях был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга, все эти замечания были оставлены без рассмотрения. Хотя при введении в действие «Табели о рангах» древние русские чины (бояре, окольничьи и пр.) не были упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

    Все вновь учрежденные должности были выстроены по табели в три ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов (классов): 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и для придворной службы.

    Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни историки последний рассматривали лишь в системе чинопроизводства, другие - как ту или иную должность (петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности). Скорее всего, «Табель» включала и те, и другие понятия. Но постепенно должности из нее исключаются и в конце XVIII в. исчезают вовсе. Названия ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к обязанностям их носителей. К примеру, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» сначала означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин надворного советника, означавшего председателя надворного суда, не исчез с отменой в 1726 г. надворных судов.

    Несмотря на принцип бюрократической выслуги, комментарии к Табели предусматривали исключение из правил: князья императорской крови имели при всех случаях председательство над остальными князьями и «высокими служителями». Согласно «Табели», военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных. Только позднее они утратили право старшинства в 1 и 2 классах. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Тогда как в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса (коллежский асессор).

    Чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право лишь на личное дворянство. В этом плане показателен относительно низкий ранг, который полагался президенту «статской» коллегии. Однако Петр под влиянием Остермана и из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства.

    Что касается гвардейских полков, то здесь старшим чином был 4-й - полковник, а младшим (12-м) - фендрик. То есть чины в гвардии первоначально на два чина опережали армию. Помимо старшинства рангов, было старшинство среди обладателей одного ранга по времени пожалования в него.

    Благодаря тому, что служба открывала доступ к дворянству широким слоям населения, изменился генеалогический состав сословия. Хотя потомственное дворянское звание распространялось только на детей, рожденных после получения отцом чина. В другом случае дворянин мог просить о пожаловании дворянства одному из рожденных до получения соответствующего чина детей.

    Сложилось и уставное обращение соответственно классу: Ваше высокопревосходительство для 1 и 2 классов, Ваше превосходительство - для 3 и 4, Ваше высокородие - для 5, Ваше высокоблагородие - для 6-8, Ваше благородие - для 9-14 классов. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие чину. Замужние жены приравнивались по чинам своим мужьям, тогда как девицы считались на несколько рангов ниже отцов. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого. При этом треть поступала в пользу доносившего, а остальное - на содержание госпиталей. Публичное наказание на площади и пытки влекли за собою утрату чина, который мог быть возвращен только за особые заслуги, публично объявленными именным указом.

    Для законодательства петровского времени было характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий. Именно этим задачам отвечали новые принципы организации гражданской службы, закрепленные в указах 1720-1722 гг. и, в том числе, в «Табели о рангах». Прежде всего, для дворян гражданская служба признавалась такой же обязательной, как и военная, что стало для них неприятной новостью. В 1722 г. дворяне были вызваны в столицу на смотр для комплектования штатов новых учреждений. За отказ от службы дворян лишали имений.

    Для подготовки опытных чиновников при коллегиях и других учреждениях вводилась должность коллегии-юнкера. То есть дворяне должны были обязательно пройти все ступени гражданской службы, начиная с 14-го класса Табели. Как гласил «Генеральный регламент»: «… кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быти не может». Тогда как низшее звено гражданской администрации (канцелярские должности) выводились за пределы класса дворянства. При исправно действовавшей системе подготовки чиновников из коллегии-юнкеров возможность получения дворянства канцелярскими служащими сводилась до минимума.

    Но при неприятии приказной службы дворянами и постоянном недостатке приказных сословные ограничения на поступление в гражданскую службу не действовали уже при Петре I. В силу этого система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, на практике оказалась малоэффективной, несмотря на все меры правительства, в том числе и принудительные. К примеру, в 1724 г. из дворянских детей, обучавшихся при Академии наук, были отобраны в коллегии 100 человек. Уже указ от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» нарушал монополию дворян на секретарские должности, разрешив Сенату производить в секретари тех подьячих, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом шляхетством. Однако это не стоит рассматривать как отступление императора от принципов реформы государственного управления. Данный указ можно расценивать как уступку недворянским слоям бюрократии для поощрения наиболее опытных и достойных ее представителей. Другое дело, что закон оказался миной замедленного действия, заложенной в основание гражданской службы.

    Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства. Политическая элита в России получила характерную для мобилизационного типа развития дихотомическую структуру - верховная власть и правящий класс. Формировался слой людей, постоянно находящийся на государственной службе, а также административная элита России, к которой можно отнести первые четыре («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов.

    Впрочем, петровская «Табель о рангах» постоянно менялась в течение почти двух веков. Мы уже говорили, что чины, означавшие должности, получили самостоятельное значение почетных титулов. Для производства в некоторые чины для дворян установились сокращенные сроки. Были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. А в 1917 г. «Табель о рангах» была упразднена.

    Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож Воинские выше прочих,
    хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

    Клас-сы. Воинские. Статские. При-дворные.
    Сухо-путные. Гвардия. Артилле-
    рийские.
    Морские.
    1. Генерал-Фельд-маршал. Генерал Адмирал Канцлер
    2. Генералы от Кавалерии и Инфантерии, Штатгалтер. Генерал. Фельцейг-мейстер. Адмиралы прочих флагов. Действи-тельные Тайные Советники. Обер-Маршал.
    3. Генерал-Лей-тенанты, Кавалеры Св. Андрея, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Лей-тенант. Вице-Адмиралы, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Прокурор. Обер-Шталмейстер.
    4. Генералы-Майоры. Пол-ковник. Генерал-Майор, Генерал-Майор от фортифи-кации. Шаутбе-нахты, Обер-Цейг-мейстер. Президенты от Коллегиев и Штатс-Конторы. Тайные Советники. Обер-Прокурор. Обер-Гофмейстер, Обер-Камергер.
    5. Бригадиры Оберштер-Кригс-Коммисар. Генерал-Провиант-Мейстер. Подпол-ковники. Пол-ковники от артил-лерии. Капитаны Командоры, Капитан над портом Кронш-лотским, Обер-Сарваер от строения корабель-ного, Интендант, Цейг-мейстер, Обер-Штер-Кригс-Коммисар. Герольд-Мейстер, Генерал Рекет-мейстер. Обер-Церемоний-мейстер. Обер-Вальд-мейстер или вышний надзира-тель лесов. Вице-Президенты от Коллегиев. Генерал-Полицей-мейстер. Директор от строениев. Генерал Почт-Директор. Архиатер. Гофмейстер. Обер-Гоф-Шталмейстер. Тайный Кабинет-Секретарь. Обер-Гофмейстер при Ея Величестве Императрице. Обер-Шенк.
    6. Полковники Казначеи. Обер-Провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Генералы Адъютанты. Прокурор. Генералы Квартир-мейстеры-Лейтенанты. Майоры. Подпол-ковники от артил-лерии. Полков-ники Инженеры. Обер-Коммисар. Капитаны первого ранга. Капитаны под другими портами. Сарваер корабель-ный. Прокурор. Интендант партику-лярной верфи в Петербурге. Казначей. Обер-провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Прокуроры в Коллегиях Статских. Президенты в Надворных Судах. Канцелярии Тайные Советники в Иностран-ной Коллегии. Обер-Секретарь Сената. Штатс-Коммисар. Обер-Рентмейстер в Резиденции. Советники в Коллегиях. Шталмейстер. Действитель-ные Камергеры. Гофмаршал. Обер-Егермейстер. Первый Лейб-Медикус.
    7. Подпол-ковники, Генералы Аудиторы. Генерал. Провиант-мейстеры Лейтенанты. Генералы Ваген-мейстеры. Генералы Геваль-дигеры. Генералы Адъютанты при Генерале Фельд-маршале. Контролер. Капи-таны. Майоры. Подпол-ковники Инженеры Обер-Контролер. Капитаны второго ранга. Контролер. Вице-Президенты в Надворных Судах. Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной Коллегиев Обер-Секретари. Экзекутор при Сенате. Обер-Фискал Государ-ственный. Прокуроры при Надворных Судах. Церемоний-мейстер. Гоф-мейстер при Ее Величестве Императрице. Лейб-Медикус при Ее Величестве Императрице.
    8. Майоры. Генералы Адъютанты при Генералах полных. Генералы Аудиторы Лейтенанты. Обер-Квар-термистр. Обер-Фискал. Цалмейстер. Капитан. Лейте-нанты. Майор. Инженер. Капитаны. Штал-мейстер. Обер-Цейг-вартер. Контролер. Капитаны третьего ранга, Корабель-ные мастеры Цалмейстер-Обер фискал. Унтер-Штатгалтер в Резиденции. Экономии-Галтер. Регирунгс-Раты в Губерниях. Обер-Директор над пошлинами и акцизами в Резиденции. Обер-Ландрихтер в Резиденции. Президент в Магистрате в Резиденции. Обер-Коммисары в Коллегиях. Ассесоры в Коллегиях. Обер-Провиант-мейстер в Резиденции. Обер-Секретари в прочих Коллегиях. Секретари в Сенате. Обер-Берг-мейстер. Обер-Вардейн. Обер-Минц-мейстер. Надворный Советник. Надзира-тель лесов. Воеводы. Титулярные Камергеры. Гоф Шталмейстер. Надворный Интендант.
    9. Капитаны. Флигель-Адъютанты при Генерале-Фельд-маршале, и при Генералах полных. Адъютанты при Генералах Лейтенантах. Обер-Провиант-Мейстер. Генерал-Штаб-Квартер-мистр. Обер Аудиторы. Полевые Почт-мейстеры. Генералы Профосы. Лейте-нанты. Капитаны. Лейте-нанты. Капитаны Инженеры. Обер-Аудитор. Квартир-мейстер. Коммисары у пороховых и селитре-ных заводов. Капитаны. Лейте-нанты. Галерные мастера. Титулярный Советник. Воинских двух, Иностран-ной Коллегий Секретари. Обер-Рент-Мейстер в Губерниях. Полицей-мейстер в Резиденции. Бурго-мистры от Магистрата, в Резиденции быть непремен-ным. Ланд-рихтеры в Провинциях. Профессоры при Академиях. Докторы всяких Факуль-тетов, которые в службе обретаются. Архиварии при обоих Государ-ственных Архивах. Переводчик и Протоколист Сенатские. Казначей при монетном деле. Ассесоры в Надворных Судах в Резиденции. Директоры над пошлинами в портах. Надворный Егермейстер. Надворный Церемоний-мейстер.Обер Кухен-мейстер. Камер-Юнкеры.
    10. Капитаны Лейтенанты. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты. Капитаны Лейте-нанты Инженер-ские. Аудитор. Цейг-вартеры. Обер-Ваген-мейстер. Капитан над мастеро-выми людьми. Лейте-нанты. Секретари прочих Коллегий. Бурго-мистры от Магистрата в Губерниях. Перевод-чики Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной. Прото-колисты тех же Коллегий. Обер-Экономии Коммисары в Губерниях. Обер-Коммисары в Губерниях. Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Обер-Цегентнер. Берг-Мейстер. Обер Берг-Пробиер.
    11. Секретари корабел-ные.
    12. Лейтенанты. Фендри-ки. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты Инженер-ские. Фурлейт-ские Поручики. Ваген-мейстеры. Унтер Лейте-нанты. Шхипоры первого ранга. Секретари в Надворных Судах и Канцеля-риях и Губерниях. Камерир при Коллегиях. Ратманы в Резиденции. Минц-мейстер. Форшт-мейстер. Гитен-фервалтер. Марк-шейдер. Гоф-Юнкеры. Надворный Лекарь.
    13. Унтер-Лейтенанты. Флигель Адъютанты при Генералах-Майорах. Штык-юнкеры. Унтер-Лейте-нанты Инженер-ские. Секретари в провинциях. Механикус. Почт-мейстеры в Санкт-Петербурге и в Риге. Коллеж-ские: Перевод-чики, Протоко-листы. Сентаские: Актуариус, Регистратор.
    14. Фендрики. Флигель-Адъютанты при Генералах Лейтенантах и у Бригадиров Штаб Фуриеры. Инженер-ские Фендрики. Коммисары корабель-ные. Шхипоры второго ранга. Констапели. Коммисары при Коллегиях. Фискалы при Надворных Судах и Губерниях. Камериры в Провинциях. Земские Коммисары. Ассесоры в Провинци-альских Судах. Архивариус, Актуариус. Регистратор и Бухгалтеры при Коллегиях. Земские Рент-мейстеры. Почт-мейстеры, в Москве и в прочих знатных городах, где Губерна-торы. Коллегии Юнкеры. Надворный Уставщик, Гофмейстер пажев. Гоф Секретарь. Надворный Библиоте-карь. Антиквариус. Надворный Камерир. Надворный Аудитор. Надворный Квартир-мейстер. Надворный Аптекарь. Шлос. Фохт. Надворный Цейгмейстер Кабинет Куриеры. Мундшенк. Кухен-мейстер. Келлер-мейстер. Экзерциций-мейстер. Надворный-барбир.

    Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

    1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства.

    2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

    3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать; вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

    4. Под равным штрафом, не имеет никто ранга себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

    5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, Мы, каждому по состоянию его заслуг, охотно жаловать будем.

    6. Без патента абшид никому не дает ранга, разве оной абшид за Нашею рукою дан будет.

    7. Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

    8. Сыновьям Российскаго Государства Князей, Графов, Баронов, знатнейшаго Дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя Мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однакож Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они Нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

    9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются, а именно, ниже Генерал-Майора, а выше Бригадира; и девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге, то есть ниже Бригадира, а выше Полковника; а девицы, которых отцы в 3 ранге, над женами 7 ранга, то есть ниже Полковника, а выше Подполковника, и проч против того, как следуют ранги.

    10. Дамы и Девицы, при Дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

    Обер-Гофмейстерина у Ея Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми Дамами.

    Действительныя Статс-Дамы у Ея Величества Государыни Императрицы, следуют за женами Действительных Тайных Советников.

    Действителныя Камер-Девицы, имеют ранг с женами Президентов от Коллегий.

    Гоф-Дамы, с женами Бригадиров.

    Гоф-Девицы, с женами Полковников.

    Гофмейстерина и Наших Цесаревен, с Действительными Статс-Дамами, которыя при Ея Величестве Императрице.

    Камер-Девицы при Государынях Цесаревнах, следуют за Гоф-Дамами при Ея Величестве Государыне Императрице.

    Гоф-Девицы Государынь Цесаревен следуют за Гоф-Девицами при Ея Величестве Государыне Императрице.

    11. Все служители Российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были: имеют оных законныя дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от Коронованных Глав никогда в Дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

    12. Когда кто из Наших высоких и нижних служителей, два чина и более действительно имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действительно управляет: то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чина. Но когда он в нижнем чине свое дело отправляет: то не может он тогда на том месте, своего вышняго ранга или титла иметь, но по оному чину, которой он действительно отправляет.

    13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из Дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многия лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят, без заслуги, себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сената, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет, нынешней ради нужды, с котораго времени давать имена их Обер-Фискалу, дабы могли Фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятся: того ради надлежит ныне иметь в Статских Коллегиях по 6 или по 7 человек Коллегии Юнкеров, или меньше; а ежели более надобно, то с доклада.

    14. Надлежит Дворянских детей в Коллегиях производить снизу. А именно: перво в Коллегии Юнкеры, ежели ученые, и освидетельствованы от Коллегии, и в Сенате представлены, и патенты получили; а которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты: тех перво в Титулярные Коллегии Юнкеры писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действительнаго Коллегии Юнкерства.

    Годы. Месяцы.
    Против Капрала 1
    — — Сержанта 1
    — — Фендрика 1 6
    — — Поручика 2
    — — Капитана 2
    — — Майора 2
    — — Подполковника 2
    — — Полковников 3 6

    Капральские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучилися подлинно, что Коллежским правлениям надлежит. А именно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империи и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать.

    Которые обучаются вышеписанным наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи по нескольку, для практики той науки.

    А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производиться ранги выше, как то чинится и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу, но сие чинить в Сенате только, и то с подписанием Нашим.

    15. Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне.

    16. И понеже никому кроме Нас, и других Коронованных Глав принадлежит, кого в Дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя Дворянами сами называют, а подлинно не суть Дворяне, иные же своевольно герб приняли, котораго предки их не имели, ниже от предков Наших, или от иностранных Коронованных Глав им дан, и при том смелость приемлют, иногда такой герб изобрать, которой владеющие Государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют; того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того воспоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы Герольдмейстера; и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет Дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков Наших или Нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года; а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить Нам.

    Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливаться, и буде из таковых явятся подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять Нам же. А которые дослужились до Обер-офицерства, Русской или иноземец, как из Дворянства, так и не из Дворянства: тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не меньше ста лет: и таким гербы давать же. В Нашей же службе обретающиеся чужестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетельствами от правительства их отечества, свое Дворянство и герб доказать.

    17. Также нижеписанные чины, а именно: Президенты и Вице-Президенты в Надворных Судах, Обер-Ландрихтеры в Резиденции, Президент в Магистрате в Резиденции, Обер-Коммисары в Коллегиях, Воеводы, Обер-Рентмейстеры, и Ландрихтеры в Губерниях и в Провинциях, Казначеи при Монетном деле, Директоры над пошлинами в портах, Обер-экономии Коммисары в Губерниях, Обер-Коммисары в Губерниях, Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Камериры при Коллегиях, Ратманы в Резиденции, Почт-Мейстеры, Коммисары при Коллегиях, Камериры в Провинциях, Земские Коммисары, Ассесоры в Провинциальных Судах, Земские Рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

    18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя только обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от Нас за какия выслуги паки за собственною Нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены; и о том публично объявлено будет.

    Толкование о пытанных.

    В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать Нашу грамоту со обстоятельством его невинности.

    19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на сопротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем Мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и ливерею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

    Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. М., 1997.

    Волков С.В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.

    Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 591 с.

    Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29-43.

    Шепелев Л.В. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.

    Назовите основные чины согласно Табели о рангах?

    Предусматривала ли Табель исключения из принципа выслуги?

    Зачем был введен институт камер-юнкеров?

    В связи с каким событиями была упразднена Табель о рангах?

    В чем были различия при получении потомственного и личного дворянства при Петре I?

    ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

    «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»

    Попробуем разобраться в том, что составляло стержень всего государства Российского XVIII - начала XX веков.

    Генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-серкетарь, превосходительство и светлость - вот некоторые из титулов , бывших тогда в ходу. Соответственно титулу человек, облекался и в определённую одежду - мундир . Титул, наряду с другими наградами, жаловался за службу государем.

    Сегодня трудно понять то, что являлось основой всей жизни в России. Система титулов, мундиров и орденов, существовавшее в Российской империи, была отменена в 1917 году. С тех пор основательно подзабылась. И специальных справочников по ней не существует. А без этих знаний порой трудно понять даже многие литературные произведения прошлого, не говоря уже об исторических трудах.

    Вот что можно прочитать в дневнике министра внутренних дел П. А. Валуева за 1865 год: «1 января. Утром во дворце. Князя Гагарина видел с портретом, Буткова с алмазными знаками святого Александра, Милютина - в мундире члена Государственного совета…». А вот запись из дневника за 1867 год: «16 апреля. Ночью в Зимнем дворце. Граф Панин на прощанье уносит алмазы святого Андрея, а Замятин - алмазы святого Александра». О чём же идёт речь? Разумеется, о наградах.

    Начало системе титулов, мундиров и орденов в России положено в царствование Петра I. Пётр стремился привлечь на государственную службу дворянство. И главным мерилом заслуг каждого должна была стать именно служба, а не «порода».

    От государственной службы требовались чёткость и дисциплина. Служащий, со своей стороны, получал возможность продвижения в зависимости от способностей и заслуг. С этой целью и появилась в январе1722 года «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

    Класс

    Гражданские чины (статские)

    Придворные чины

    Срок выслуги до получения следующего чина, следующий гражданский чин

    • Канцлер (Штатс-секретарь)
    • Действительный тайный советник 1-го класса
    • Генерал-фельдмаршал
    • Генерал-адмирал во флоте
    • Действительный тайный советник
    • Вице-Канцлер
    • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
    • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
    • Генерал-аншеф (1763—1796)
    • Генерал от артиллерии (с 1796)
    • Инженер-генерал (с 1796)
    • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар(1711—1720)
    • Адмирал
    • Обер-камергер
    • Обер-гофмаршал
    • Обер-шталмейстер
    • Обер-егермейстер
    • Обер-гофмейстер
    • Обер-шенк
    • Обер-церемониймейстер (с 1844)
    • Обер-форшнейдер (с 1856)
    • Тайный советник (с 1724)
    • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
    • Генерал-поручик (1741—1796)
    • Вице-адмирал
    • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Гофмаршал
    • Гофмейстер
    • Шталмейстер
    • Егермейстер
    • Обер-церемониймейстер (с 1800)
    • Обер-форшнейдер
    • Тайный советник (1722—1724)
    • Действительный статский советник (с 1724)
    • Генерал-майор
    • подполковник гвардии (1748—1798)
    • Генерал от фортификации (1741—1796)
    • Шаутбенахт во флоте (1722—1740)
    • Контр-адмирал во флоте (с 1740)
    • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камергер (с 1737)
    • Статский советник
    • Бригадир (1722—1796)
    • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
    • премьер-майор гвардии (1748—1798)
    • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Церемониймейстер (с 1800)
    • Камер-юнкер (до 1809)
    • Коллежский советник
    • Военный советник
    • Полковник в пехоте
    • Капитан 1-го ранга во флоте
    • секунд-майор гвардии (1748—1798)
    • полковник гвардии (с 1798)
    • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
    • Камер-фурьер (до 1884)
    • Камергер (до 1737)

    4 годаСтатский советник

    • Надворный советник
    • Подполковник в пехоте
    • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
    • Капитан 2-го ранга во флоте
    • капитан гвардии
    • ротмистр гвардии
    • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

    4 годаКоллежский советник

    • Коллежский асессор
    • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
    • Майор в пехоте (1798—1884)
    • Капитан в пехоте (с 1884—1917)
    • Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
    • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
    • Есаул у казаков (с 1884)
    • Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
    • Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
    • Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
    • штабс-капитан гвардии (с 1798)
    • Титулярный камергер

    4 годаНадворный советник

    • Титулярный советник
    • Капитан в пехоте (1722—1884)
    • Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
    • Поручик гвардии (с 1730)
    • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
    • Есаул у казаков (1798—1884)
    • Подъесаул у казаков (с 1884)
    • Капитан-поручик во флоте (1764—1798)
    • Капитан-лейтенант во флоте (1798—1885)
    • Лейтенант во флоте (1885—1906, с 1912)
    • Старший лейтенант во флоте (1907—1911)
    • Камер-юнкер (после 1809)
    • Гоф-фурьер

    3 годаКоллежский асессор

    • Коллежский секретарь
    • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
    • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
    • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
    • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
    • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
    • Поручик (с 1884)
    • Подпоручик гвардии (с 1730)
    • Подъесаул у казаков (до 1884)
    • Сотник у казаков (с 1884)
    • Лейтенант во флоте (1722—1885)
    • Мичман во флоте (с 1884)

    3 годаТитулярный советник

    • Корабельный секретарь (до 1834)
    • Корабельный секретарь во флоте (до 1764)
    • Губернский секретарь
    • Поручик (1730—1884)
    • Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
    • Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
    • Прапорщик гвардии (1730—1884)
    • Сотник у казаков (до 1884)
    • Хорунжий у казаков (с 1884)
    • Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
    • Мичман во флоте (1796—1884)
    • Камердинер
    • Мундшенк
    • Тафельдекер
    • Кондитер

    3 годаКоллежский секретарь

    • Кабинетский регистратор
    • Провинциальный секретарь
    • Сенатский регистратор (1764—1834)
    • Синодский регистратор (с 1764)
    • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
    • Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
    • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
    • Гардемарин во флоте (1860—1882)
    • Коллежский регистратор
    • Коллежский юнкер(коллегии-юнкер) (1720-1822)
    • Фендрик в пехоте (1722—1730)
    • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
    • Корнет в кавалерии (1731—1884)
    • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
    • Хорунжий у казаков (до 1884)
    • Мичман во флоте (1732—1796)

    3 годаГубернский секретарь

    Обращения соответственно классу

    Военные чины выше табели о рангах

    · Генералиссимус

    Воинские звания ниже табели о рангах

    · Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии), кондукто́р во флоте.

    · Фельдфебель, вахмистр в кавалерии, боцман во флоте, (до 1798 сержант).

    · Старший строевой унтер-офицер (до 1798 каптенармус, фурьер), боцманмат.

    Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 классов. Переходя из класса в класс, начиная с нижнего 14-го, служащий делал карьеру. В каждом классе необходимо было прослужить определённое число лет. Но за особые заслуги срок сокращался. В гражданской службе должностей было больше, а потому движение вверх совершалось быстрее.

    В XVIII веке каждый, имевший уже низший классный чин, получал и личное дворянство . А дворянин имел ряд льгот. При этом в военной службе потомственное дворянство давал 14 класс, а в гражданкой - лишь 8-й. Однако уже с начала XIX века на государственную службу шло всё больше недворян. И потому с 1845 года в гражданской службе потомственное дворянство получали уже с пятого класса, а в военной - в восьмом.

    Установив чёткую систему чинов, «Табель о рангах» следила за строгим соблюдением принципа старшинства и чинопочитания.

    Среди обладателей одного чина старшим считался тот, кто служил по военной службе, или тот, кто был раньше пожалован в данный чин. Соблюдение принципа старшинства считалось обязательным при всех церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении. Существовало жестокое правило: «Чин чина почитай». И принцип этот распространялся на жён и дочерей чиновников.

    Историческая мозаика

    Граф М. Н. Муравьёв

    В 1866 году граф М. Н. Муравьёв возглавил следственную комиссию по делу о покушении на императора Александра II. Следствие велось рьяно. Закончив его, Муравьёв обратился с просьбой к шефу корпуса жандармов графу П. А. Шувалову доложить государю, что желает быть назначенным генерал-адъютантом. Когда просьбу передали царю, тот воскликнул: «Моим генерал-адъютантом - ни за что!.. Дать ему бриллиантовые андреевские знаки…».

    Муравьёв, недовольный и расстроенный тем, что не получил желаемую награду, уехал в своё имение, где и скончался скоропостижно. Курьер царя, привезший бриллианты, застал графа уже мёртвым.