Что значит бобылем. Бобыль

Начала XVIII вв. одинокий крестьянин , не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек .

История сословия

Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли, занимавшиеся земледелием , ремеслом , мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили владельцу земли оброк - бобыльщину. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 годом. С 1631-1632 года бобыли стали привлекаться к несению тягла , но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 годах бобыли слились с крестьянами.

Особенности сословия бобылей в Башкирии

В волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати. Особенность заключалась с одной стороны, в том, что они в отличие от других сословий (тептярей) жили, не оформляя правоустанавливающих документов («явочным порядком»). Состояли преимущественно из представителей финно-угорских народов края (

Словарь Ушакова

Бобыль

бобы ль , бобыля, муж. (обл. ). Бедный, безземельный, бездомный, одинокий крестьянин. Живет бобылем. Остался бобыль-бобылем.

Фразеологический словарь русского языка

Бобыль

Жить бобылем - об одиноком, бессемейном человеке

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Бобыль

, я , м.

1. Бедный безземельный крестьянин.

* В тот же день он [Чертопханов] нанял надежного сторожа из бестягольных бобылей . // Тургенев. Записки охотника // *

2. Одинокий, бессемейный человек (разг. ),

* И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе . // Тургенев. Муму // *

Словарь Ожегова

БОБЫ ЛЬ, я, м.

1. Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устар.).

2. перен. Одинокий бессемейный человек (разг.). Жить бобылём.

| ж. бобылка, и.

| прил. бобыльский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Бобыль

  1. м.
    1. Безземельный крестьянин (в Российском государстве до 1917 г.).
    2. разг. Одинокий, бессемейный человек.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Бобыль

Юридическо-бытовой термин, означающий по большей части одинокого и вообще не имеющего надела крестьянина. В Западных губерниях Б., или "кутниками" (собственно контниками, от польского kątnik, от kąt - угол), назывался особый разряд государственных крестьян, к которому принадлежали крестьяне безземельные, бездомные, которые по бедности своей, несмотря даже на некоторое пособие от правительства, заключавшееся в выдаче известных ссуд для первоначального обзаведения и хозяйства, не могли поступить в высшие разряды, установленные по люстрации (см. это сл.). Наше законодательство (Св. Зак., т. VIII, ч. 1. Устав об управлении казенных населенных имений в Западных и Прибалтийских губерниях, прилож. к ст. 9, пп. 82-90) указывает на необходимость уменьшения по возможности числа Б. путем выдачи вышеуказанного пособия, а также предназначая земли для будущего наделения их в случае поступления в число оседлых хозяев и оставляя до этого перехода такие земли в числе запасных, отдаваемых на оброк. Равным образом на тот случай, если для водворения Б. и наделении их землею не окажется при имении достаточного количества угодий, установлено, что недостаток этот должен быть отвращен посредством уравнения, наделения и переселения крестьян согласно правилам, постановленным об этом в учреждении палат государственных имуществ (Общ. губ. учр., ст. 1934-1939). В том же уставе, кроме того, указаны правила о временном пребывании Б. в других селениях для наемных работ и порядок записи по платежу государственных податей, земских повинностей и мирских расходов. О наделении землею бобылей и батраков в помещичьих имениях северо-западных губ. см. Надел. О Б. губ. Оренбургской, Самарской, Вятской и Пермской - см. Тептяри.

Холостой, холостяк, безбрачный, одинокий, безженный, бессемейный; девственник (девственница, дева, безмужница, незамужняя). Ср. холостой... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Муж. пролетарий; крестьянин, не владеющий землею, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению; бестягольный, нетяглый; одинокий, бездомок, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником… … Толковый словарь Даля

БОБЫЛЬ, бобыля, муж. (обл.). Бедный, безземельный, бездомный, одинокий крестьянин. Живет бобылем. Остался бобыль бобылем. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (тат.). Крестьянин, не имеющий ни семьи, ни хозяйства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОБЫЛЬ лат. Крестьянин, не имеющий ни кола, ни двора, ни семьи. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Бобыль (значения) … Википедия

БОБЫЛЬ - Куземка Бобыль, крестьянин Полоновского пог. 1495. Писц. II, 566. Фомка Бобыль, крестьянин Туренского пог. 1495. Писц. I, 393. Макар Бобыль, крестьянин Ручайского пог. 1498. Писц. IV, 209. Федка Иванов, прозвище Бобыль, шуйский посадский. 1646.… … Биографический словарь

Безземельный крестьянин, поденщик (между прочим, см. у Котошихина 98). По мнению Микколы (Berühr. 89 и сл.), заимств. из сканд., ср. др. исл. bū крестьянское хозяйство, boli, landboli издольщик, наемный работник, *buaboli издольщик, др. шв.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Юридическо бытовой термин, означающий по большей части одинокого и вообще не имеющего надела крестьянина. В Западных губерниях Б., или кутниками (собственно контниками, от польского kątnik, от kąt угол), назывался особый разряд государственных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

I м. Безземельный крестьянин (в Российском государстве до 1917 г.). II м. разг. Одинокий, бессемейный человек. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Бобыль , Дмитрий Васильевич Григорович. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899) вошел в историю русской литературы и получил широкую…
  • Бобыль. Аудиоспектакль , Дмитрий Васильевич Григорович. …Однажды в сытый и благополучный дом барыни Марьи Петровны постучался одинокий странник, прося приюта……

Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) бобыль? Определение слова или словосочетания и его значение.


Бобыль

Бобыль, -я, мужской род

1. Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устарелое ).

2. переносное значение Одинокий бессемейный человек (разговорное ). Жить бобылём.
ас. бобылка, -и.
прилагательное бобыльский, -ая, -ое. БОГ [бох], бога, множественное число боги, -ов, старый звательный падеж боже, мужской род

1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам). Принести жертву богу (богам). Красив как молодой б. Не боги горшки обжигают (пословица в знач. : можно справиться, это по силам).

2. (Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Б. един в трёх лицах. Без Бога -ни до порога (старое поел. в знач. : Бог помогает во всём).

3. переносное значение Предмет поклонения, обожания (устарелое , книжное). Музыка - его б. Эта девушка для него -

6. 4 Of бога (высокое ) - в знач. определения: одарённый талантом. Пианист от бога. Богом рождённый (высокое ) - то же, что от бога. Богом рождённый поэт. Бог даёт день. Бог даёт и пищу - афоризм в знач. : нужно спокойно и уверенно жить сегодняшним днём. Как перед Богом (сказать, ответить) - ничего не утаивая. Все под Богом ходим (разговорное ) - никто не знает, что может с ним случиться. Сам Бог велел (разговорное ) - совершенно необходимо. На Бога надейся, а сам не плошай - пословица в знач. : во всём нужно рассчитывать на самого себя. Человек предполагает, а Бог располагает - пословица о том, что не всегда бывает так, как задумано. Ни богу свечка, ни чёрту кочерга - пословица о чём-нибудь никчёмном: так себе, ни то, ни сё. Бог знает (ведает) кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разговорное ) и Бог весть кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разговорное ) - неизвестно, нельзя сказать ничего определённого. Бог знает (ведает), что он за человек. Приехал бог весть откуда. Не бог весть кто или какой (разговорное ) и Не бог знает кто (что) или какой (разговорное ) - не очень хороший, посредственный, так себе, не ахти. Здоровье не бог весть какое. Не бог весть как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разговорное ) и Не бог знает как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разговорное ) - не очень хорошо, средне (не очень далеко, не издалека, не очень давно, немного). Не бог весть как умен. Не бог весть где живёт (недалеко). Не бог знает сколько стоит (недорого). Дай Бог каждому (разговорное ) - о чем-нибудь хорошем, желательном. Здоровье у него - дай Бог каждому. Дай бог (разговорное ) - то же, что дай бог каждому. Дай бог вам счастья! (говорится также в знак благодарности). Дай бог память (памяти) (просторечное ) - говорится в знач. : не помню, стараюсь припомнить. Когда же это было, дои бог память? Дай бог памяти, где я его видел? До Бога высоко, до царя далёко - поел. о том, что простому человеку трудно найти правду, справедливость. Не дай (не приведи) бог (боже) (разговорное ) -
1) выражение нежелательности, недопустимости, беспокойства по поводу осуществления чего-нибудь Не дай бог заболеть! Не приведи бог заблудиться!;
2) выражение крайней степени проявления чего-нибудь нежелательного, а также вообще о ком-чём-нибудь очень плохом. Так рассердился, что не приведи (не дай) бог! Мороз - не приведи бог! Бог даст (разговорное ) - выражение надежды на что-нибудь желательное. Бог даст всё уладится. Как бог даст (разговорное ) - как придётся, как получится. Скоро вернёшься? - Как бог даст. Чем бог послал (обойтись, угостить, перекусить) (разговорное ) - тем, что есть, что найдётся. Как бог на душу положит (разговорное ) - небрежно, кое-как. Работает как бог на душу положит. Истинный бог (вот тебе/вам бог) (устарелое и просторечное ) - клятвенное уверение, истинный крест. (Да) убей (побей, накажи, разрази) (меня) Бог (просторечное ) -
1) клятвенное уверение, разрази меня гром. Да убей меня бог не вру;
2) трудно, совершенно невозможно (понять, поверить, представить). Убей бог, не пойму, что про- исходит. Ради бога (разговорное ) - пожалуйста, очень прошу, ради всего святого. Замолчи ты ради бога! Помогите ради бога! С богом (устарелое и разговорное ) - пожелание успешного начала. Ну, за работу, с богом! Поезжайте, с богом. Бог с тобой (с вами) (устарелое ) -
1) пожелание хорошего, обычно при напутствии. Будьте счастливы, бог с вами;
2) выражение недоумения, осуждения, протеста. Опомнись, остановись, бог с тобой. Бог с тобой (с вами, с ним, с нею, с ними) (устарелое ) - выражение безразличия или уступки. Не нужны мне эти деньги, бог с ними со всеми. Помилуй Бог (устарелое разговорное ) - выражение несогласия, удивления. Я этого не говорил, помилуй Бог! Помилуй Бог, куда мы заехали! Бог (боже) ты мой! (устарелое и разговорное ) - выражение удивления, недоумения, радости. Опять ссорятся, бог (боже) ты мой! Бог (боже) ты мой, что же я могу сделать?! Боже мой, как хорошо, что ты приехал! Бог (в) помощь (помочь)! (устарелое областное ) - пожелание успеха работающему. Благодари Бога (разговорное ) - будь благодарен судьбе. Благодари Бога, что жив остался. Давай бог нога (просторечное ) - о том, кто пустился быстро бежать. Мальчишка от сторожа давай бог ноги. Упаси (избави, сохрани) (тебя) бог (боже) (разговорное ) - то же, что не дай бог (в 1 знач.). Побойся (побойтесь) бога! (разговорное ) - имей(те) совесть, постыдитесь. Слава Бoгy (разговорное ) -
1) вводн. сл., выражает удовлетворение. Слава Богу, все в порядке;
2) благополучно, хорошо. В семье всё слава Богу. Опять не слава Богу (опять что-то не так, неблагополучно). Ну его (её, тебя, их и т. д.) к богу (просторечное ) - выражение пренебрежения, нежелания иметь дело с кем-нибудь
уменъш. боженька, -и, мужской род (ко 2 знач.; обычно в обращении к Богу как к тому, кто добр и милостив).
женский род богиня, -и (к 1 знач., при многобожии). Б. плодородия. Б. красоты.
прилагательное божий, -ья, -ье (к 1 и 2 знач.), богов, -а, -о (к 1 и 2 знач.) и (устарелое ) божеский, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Божий суд. Божий посланец (ангел). Божий человек (странник-богомо-лец, нищий, юродивый). С божьей помощью (при благоприятных обстоятельствах; разговорное ). Божеская милость. Кесарю - кесарево, а богу - богово (пословица о разумном распределении власти, сфер влияния). Божья коровка - небольшой летающий жучок яркой окраски (с чёрными пятнышками на красных или жёлтых надкрыльях). Божьей милостью - то же, что от бога. Учитель божьей милостью. Свет божий (белый) (разговорное ) - в некоторых сочетаниях: то же, что мир(в 3 знач.). Свету божьему не рад. Явиться на свет божий (родиться). Искра божья в ком was. у кого - о таланте, одарённости. В ребёнке есть искра божья. Сделай(те) (яви(те) божескую милость (устарелое ) - пожалуйста, очень прошу. Наказание божеское (разговорное ) - о ком-чём-нибудь трудном, тяжёлом, неприятном. Не ребёнок, а наказание божеское. БОГАДЕЛЬНЯ, -и, родительный падеж множественное число -лен, женский род

1. Приют для стариков, инвалидов. Б. при монастыре.

2. переносное значение О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разговорное ироническое ). Развели богадельню.
прилагательное богаделенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

(Слово "Бобыль" может использоваться сокращённо в тексте как "Б." или "б.")

Не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек .

История сословия

Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли , занимавшиеся земледелием , ремеслом , мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили владельцу земли оброк - бобыльщину. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 г. С 1631-32 бобыли стали привлекаться к несению тягла , но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли , жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 г. бобыли слились с крестьянами.

Особенности сословия бобылей в Башкирии

В волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати. Особенность заключалась с одной стороны, в том, что они в отличие от других сословий (тептярей) жили не оформляя правоустанавливающих документов («явочным порядком»). Состояли преимущественно из представителей финно-угорских народов края (марийцы , мордва , удмурты), встречались и башкиры , чуваши и татары . Среди последних был распространен переход в служилое сословие тептярей . Первоначально платили ясак , не имевший фиксированных размеров. В 1747 году бобыльский и тептярский ясаки были заменены подушной податью в размере 80 коп., после чего в документах упоминается сословие «тептяри и бобыли», существовавшее c некоторыми реорганизациями до 1866 года. В 1855 году тептяри и бобыли были присоединены к военно-служилым сословиям Башкиро-мещерякского войска. После упразднения Башкирского войска больше в документах не упоминаются.

Напишите отзыв о статье "Бобыль"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Отрывок, характеризующий Бобыль

– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.