Что значит ангст. Обозначения в фанфиках

Для удобства гостей, желающих или вынужденных читать земные фанфики, либо активно общаться с фик-райтерами.

Для удобочитаемости приведу его прямо здесь. (Взято as is с оригинального текста, без комментариев.)

Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном.

Профик (Profic) – профессиональные художественные произведения, которые можно приобрести в книжных магазинах, хотя по своей сути подобное творчество - тот же фанфикшн, но за деньги. Их можно приобрести в любом книжном магазине.

Рейтинг (Rating) – неформальная система оценки, позволяющая авторам фанфиков предупредить читателей о том, с какого возраста он (автор) рекомендует читать данный фик. Чаще всего делится на следующие категории:

G (General) – фанфики без возрастного ограничения.
PG (Parental Guidance) – практически рядом с G. Возраст предполагаемых читателей 11-13 лет.
PG-13, 15 (ограничения понятны)
NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.
R (Restricted) – фики, в которых присутствуют элементы и намёки на секс и насилие, ругательства. Графического описания, как правило, нет.

Round robin – коллективное фан-творчество или совместная солянка.

Твинцест (Twincest) - описание романтических и сексуальных отношений между близнецами.

Челлендж (Challenge) – своеобразный вызов кому-либо с предложением написать фанфик на заданную тему, своего рода фик "на заказ".

Шелуха (Peel story) - пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

AU (Alternative Universe) – Альтернативная Вселенная. Новый мир, новый сюжет, который «оторван» от привычного.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) – Произведения, содержащие садомазохистские сцены, насилие, принуждение.

Грейпфрут (Grapefruit) – Тот же BDSM только в более мягкой форме. Принуждение, насилие.

Дарк, Даркфик (Dark, Darkfic) – Фанфик, содержащий в себе сцены физического и сексуального насилия, смерть персонажей и т. д.

Джен (Gen) – Самые спокойные произведения, исключающие даже намек на сексуальные отношения

Драббл (Drabble) – Скромненькая такая проба пера, которая якобы претендует на минифик. Проще говоря, легкая зарисовка на тему.

Занавесочная история (Curtain story) –слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, «семейному».

Инцест (Incest) - Подразумевает сексуальные отношения между близкими родственниками:

Кроссовер (Crossover) – Фанфик, в котором присутствуют персонажи из других произведений. Прыжки по канонам и фандомам.

Лайм (Lime) – фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу R..

Лимон (Lemon) – Фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу NC-17

Mpreg - Мужская беременность (Male pregnancy) – Слэш-фик, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.

PWP (Porn Without Plot) - Содержит подробное описание сексуальных сцен и достоинств героев.

Romance - Фанфик о нежных романтических отношениях героев, их любви

Сиквел (Sequel) – Фик, имеющий продолжение.

Смат (Smut) – Фанфик, в котором ничего, кроме графического описания постельных сцен, нет.

ЮСТ(Unresolved sexual tension) - “Неразряженное сексуальное напряжение”. Фанфик, в котором герои думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но в действительности ничего не происходит (Хочется, но не можется…).

WIP (Work in progress) - Т. е."В стадии производства". Часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. Этот жанр можно узнать по оборванным концам и незаконченным в конце фразам.

Фемслэш (Femmeslash) – слэш с участием девушек и женщин

Филк (Filk) – Фанфик-песня. Ловится популярный мотивчик, на него накладываются стихи. Все это исполняется под милое бряньканье любимого музыкального инструмента.

Hurt/comfort – Фанфик, в котором один из персонажей приходит на помощь другому и выручает его из беды. Рассказ про «супермена».

Ченслэш (Chanslash) – слэш-фик, в котором присутствует описание взаимоотношений героев, один из которых намного младше другого.

Экшн (Action) – Фики с динамичным сюжетом. Атрибутика таких историй - погони, сражения и т.д.

Humour – Может выглядеть как пародия или просто смешная история.

Пародия (Parody) - юмор с изрядной долей иронии.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Сонгфик (Song fic) – фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе.

Размер (форма) фанфика


(Max)
– Большой фанфик. Примерно от 70 вордовских страниц.
(теоретически это уже роман).
(Midi) – Средний фанфик. Примерный размер от 20 до 70 страниц.
(Min) – Маленький фанфик. Размер от одной страницы до 20.
Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие). (см. Драббл)

Отношения героев

Гет (Het ) – сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Warning – предупреждение, абзац в шапке, позволяющий читателю узнать о том, что в фанфике есть мотивы, которые не всем могут показаться приемлемыми.

Флафф (Fluff) – нежные и розовосопельные отношения между персонажами. Свет, радость и все такое.

ER - установившиеся отношения между героями.

RPS (real people slash) - героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли "любимцев" или просто знаменитости.

Ваниль (Vanilla) – термин из сленга BDSM-щиков, означает все те сообщества и сферы жизни, которые не имеют отношения к BDSM (например, "Ну, надо же еще навестить наших ванильных друзей".) Также может употребляться в отношении фанфиков без BDSM.

Домашняя дисциплина (Domestic discipline) – эвфемистическое название рассказа, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.

Everyone Is Gay (Кругом Одни Геи) – фанфик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.

Кинк (Kink) - от английского "странность, ненормальность, отклонение". В фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых не всем может быть приятно.

Plot bunny - выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фанфика.

Дилогия (Ambilogy) - Серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.

Трилогия (Trilogy of novels) - Серия из трех фанфиков.

Приквел
- описание событий, которые случились с героями ДО сюжета фанфика.

Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.

Вписка (Self-insertation) – так называют случаи, когда автор тем или иным образом “вписывает” себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью, но близкое явление.

OC - сокращение от Original Character, "Оригинальный персонаж".

п/б - примечание беты.

Дисклеймер(Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Teaser/Summary - краткое содержание.

OOC (Out Of Character)
- "Вне характера". Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону.

Дама, приятная во всех отношениях

Решила запостить и здесь, чтобы кому понадобится что-то расшифровать - обозначения были под рукой.

Краткие обозначения, принятые в фанфикшене

Канон – оригинальное произведение (фильм, книга, сериал, аниме), по которому пишутся фанфики

Фанон – набор фактов, которых не было в каноне, но которые по разным причинам прижились в среде фанатов и стали кочевать из фанфика в фанфик

Фанфикшен (Fanfiction – фанатская выдумка) или собственно фанфик (Fanfic) – литературное творчество фанов, посвященное любимому произведению или объекту (книге, фильму, историческому или ныне живущему персонажу)

Рейтинг (Rating) – система разделения произведений по пригодности для различных возрастных групп. Это не исключительно фанатская выдумка, используемые в фанфикшене рейтинги взяты из американской системы рейтингов фильмов.

G (General) – для любого возраста
PG (Parental Guidance) – можно давать читать детям до двенадцати лет.
PG-13 – в фанфиках есть небольшое количество насилия, ругательств, прозрачные намеки на секс, читать могут дети старше тринадцати лет с разрешения родителей
R (Restricted) – фанфики, в которых присутствуют секс, насилие и/или ругательства
NC-17 (No Children) – в фанфике есть насилие и/или ругательства, а также детальное описание секса
Иногда встречаются обозначения:
PG-15 – в фанфике есть секс и жестокость, но по мнению автора до R не дотягивает. Такой рейтинг ставят особо совестливые авторы, когда считают, что их фик PG-13 слишком серьезен или слишком жесток для детей.
NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Жанры

Ангст (Angst) – фанфик-триллер. Для ангста характерно нагнетание тяжелой атмосферы, сильные переживания, физические и/или духовные страдания персонажа. Обычно есть депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) – ангст с большим количеством смертей и жестокостей

Deathfic – фанфик, в котором один или несколько героев умирают (обозначение используется редко, чаще в предупреждениях просто пишут «смерть персонажа»)

Драма (Drama) – романтическая история с налетом трагизма. Не обязательно о любви – драма может быть о чем угодно. Чаще всего с плохим концом, но это тоже не обязательно. Для драм свойственны психологические заморочки, глубокие переживания героев и сильные чувства

Кроссовер (Crossover) – фанфик, в которой действуют герои из двух и более различных историй, либо герои одного романа/сериала/аниме/фильма переносятся в мир другого. Например – герои РГ и «Призраков» (знаю, что такие есть в англоязычном фандоме)

Пародия (Parody) – юмор, ирония, пародия. Думаю, что тоже особых пояснений не надо.

Романтика (Romance) – фанфик о романтических отношениях, ну или попросту о любви. Чаще всего имеет счастливый конец, но вовсе не обязательно.

Сонгфик (Song fic) – фанфик, в который вплетены слова песни, или который написан придерживаясь сюжета песни.

Филк (Filk) – фанфик в виде песни. Обычно берется известная песня и переделывается так, чтобы она касалась любимого автором персонажа.

Экшен, Экшн (Action) – фанфики с динамичным сюжетом.

Юмор (Humour) – юмор он и есть юмор.

Размер фанфика

Макси (Max) – большой фанфик. Размеры определить трудно, но если примерно, то от 40 страниц (3 авторских листа) до бесконечности

Миди (Midi) – средний фанфик. Больше одной главы, но меньше макси-фика.

Мини (Min) – маленький фанфик из одной главы.

Драббл (Drabble) – совсем маленький фик из 1 – 2-х тысяч слов. Часто просто сцена, зарисовка, раздумья персонажа.

Виньетка (Vignette) – подвид мини, короткая, законченная история, включающая в себя какую-то одну идею (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).

Гет (Het) – сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений (то есть – между мужчинами и женщинами).

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, или содержатся описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе «пейринг».

Фемслэш (Femmeslash) – фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Джен (Gen) – фанфик, не являющийся ни гетом, ни слэшем, другими словами, тот, в котором не описываются сексуальные взаимоотношения. А романтические если и присутствуют, то не являются основой для сюжета. Термин появился из сокращенного general audience («любая аудитория») и восходит к системе рейтингов, принятых в кино

Предупреждения

Предупреждение (Warning) – строка в шапке, позволяющая читателю узнать о том, что в фанфике есть что-то, что не всем может показаться приемлемым

Инцест (Incest) – сексуальные отношения между членами семьи

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения. BDSM не является откровенным насилием, а носит характер своеобразной игры.

Нон-кон (Noncon - от nonconsensual) - примерно то же, что и BDSM, но без взаимного согласия. Откровенное насилие, в том числе и моральное.

Флафф (Fluff) – романтика, романтика и еще раз романтика.

H/C (Hurt/Comfort) – «Кнут и пряник». Героев то заставляют сильно страдать, то слезно жалеют.

POV (Point of view) – «Точка зрения», повествование от первого лица одним из героев, или взгляд на события глазами одного из героев

PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot?) – незатейливая история, написанная ради постельных сцен, часто бессюжетная и не страдающая излишним психологизмом

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.

OOC (Out Of Character) – «Не в характере». Предупреждение автора о том, что характер персонажа не совсем соответствует канону

RPF (Real person fiction) – героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли любимых персонажей

RST/UST Разряженное сексуальное напряжение / Неразряженное сексуальное напряжение

Серии фанфиков

Дилогия (Ambilogy) – серия из двух фанфиков, как правило, два макси или миди-фанфика.

Трилогия (Trilogy of novels) – серия из трех фанфиков.

Сиквел (Sequel) – продолжение фанфика или канона

Приквел – описание событий, которые случились с героями ДО фанфика или канона. К примеру, фик о детстве Мэриан, или история о том, как Вейзи стал шерифом.

Другие сокращения и обозначения

Round robin – фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей. Подвидом round robin являются сетевые ролевки.

Мери-Сью (Mary Sue) – введенный в мир канона новый (чаще всего женский) персонаж, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, кем автор хотел бы быть. Первый тип не так страшен, поскольку вводя себя в фик, автор не совершает ничего предосудительного, и стандартная авторская Мери-Сью вполне может остаться просто нормальным НЖП.
Второй же тип, так сказать классическая Мери-Сью, являющаяся воплощением мечтаний автора – и есть та самая Мери-Сью, которую высмеивают все, кому не лень, и которую многие особо ярые критики готовы видеть в каждом НЖП.
Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем (особенно популярны древние имена на языках типа санскрита или кельстского, а также имена знаменитых богинь, волшебниц или королев). У Мери-Сью обычно бурное, полное тайн прошлое, сверхзнатное происхождение (от богов, королей или просто очень знаменитых личностей), куча способностей к языкам, литературе, пению (это – чаще всего), танцам и т. д. Если формат канона позволяет (как в ГП или ВК, но по идее это можно почти везде использовать), то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности.
Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей. Такой финал особенно характерен для юных авторш, склонных к сентиментальному трагизму в духе «и вот лежу я такая красивая в гробу, а все вокруг рыдают».
Мери-Сью дружно не любят во всех фандомах, поскольку классические Мери-Сью отодвигают на задний план канонических персонажей, которые и интересуют нормального читателя фанфиков. А сверхумные, сверхкрасивые героини, о которых автор пишет, захлебываясь от восторга, реально интересны только самому автору. В плане сюжета мерисьюшные фанфики тоже не блещут, ведь если героиня – само совершенство, то и так понятно, что мир будет спасен (злодей убит, тайна раскрыта и т. д.) именно ею, ну и вообще, конец предсказуем с самого начала.
Мери-Сью бывают не только в фанфикшене, подобные героини (а иногда и герои мужского пола) нередко встречаются в художественной литературе, кино и сериалах. Но даже классические, наделенные массой достоинств Мери-Сью не всегда так уж плохи, они тоже могут завоевать любовь читателя или зрителя. Ведь все, в конце концов, зависит от таланта автора.

Марти Стю (Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) – мужской вариант Мери Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню, а чаще героя канона. Встречается гораздо реже Мэри Сью (в основном по причине того, что авторы фанфиков – девушки и бросать в объятия любимого персонажа они предпочитают себя любимую) и обитает в основном в слэше

OC (сокращение от Original Character) – Оригинальный персонаж. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НМП – новый мужской персонаж

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дискламер (Disclaimer) – «отказ». Это фраза перед фанфиком, где автор сообщает, что фанфик, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей

Feedback/Reviews – отзывы, комментарии читателей

Пейринг(Pairing) – строка в шапке, объясняющая между какими персонажами в фанфике будут романтические или сексуальные отношения. Хорошо известных персонажей канона часто обозначают одними инициалами

Spoiler (спойлер) – факты, которые могут подсказать человеку, не читавшему/смотревшему произведение, сюжетные повороты

Teaser/Summary – краткое содержание

Я выбрал этот путь. И это был Путь Дурака. (с)

Ну это так, мало ли кому-нибудь понадобиться. Хотя я думаю, что это и так все знают...

ПО НАЛИЧИЮ ПЕРОНАЖЕЙ, ПРИДУМАНЫХ АВТОРОМ ФАНФИКА:
Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
OC (от англ. Original Character), «Оригинальный персонаж» - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
OFC (от англ. Original Female Character), «Оригинальный женский персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
OMC (от англ. Original Male Character), «Оригинальный мужской персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
Вписка (англ. Self-insertation) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
Марти Стью, он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).
***МЭРИ СЬЮ (англ. Mary Sue) - принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или угрожающие всему человечеству проблемы сводятся в ожиданию, когда появится «Мэри Сью» и разрешит их одним махом. «Мэри Сью» одновременно обладает всеми достоинствами, как внешними, так и внутренними, в невероятных, гротескных и смешных количествах. Противоречащие друг другу качества вынуждены чередоваться (так, у девушки может быть - среди множества прочих - сверхспособность усилием воли менять цвет глаз в зависимости от настроения и вкусов тех, кому она в данный момент предоставляет возможность полюбоваться ею в действии).
В некоторых произведениях неумелых авторов, неосознанно кладущих на страницы собственные жизненные фрустрации по поводу того, что они не родились Суперменами или хотя бы Бэтменами, персонаж типа «Мэри Сью» возникает неосознанно. В этом случае указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», является, в общем, весьма серьёзной пощёчиной автору.
В некоторых случаях «Мэри Сью» вводится в произведение ради комизма и гротеска. Как правило, в этих случаях «Мэри Сью» доводится до предела, абсурда, неприличия, но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства. Иногда автор является сам героем чьего-то произведения, а «Мэри Сью» - персонажем «второго порядка», «виртуальным в квадрате». В этом случае автора иногда просто «затыкают» другие герои произведения, когда он чересчур «заврётся».
При описании персонажа мужского рода вместо «Мэри Сью» может использоваться «родной брат» Мэри - Марти Стью (Marty Stu). Такой же красивый, крутой и умный, побеждающий всех одним махом.***

ЖАНРЫ
Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр» в таком случае используется несколько вольно, имется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.
ОБЩИЕ ЖАНРЫ
Экшен, Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

РАЗМЕР (ФОРМАТ) ФАНФИКА
Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

СЕРИИ ФАНФИКОВ
Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.
Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

СИКВЭЛ, СИКВЕЛ (англ. sequel - продолжение) - книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д. Особый разряд сиквелов составляют «духовные сиквелы», которые не являются прямыми продолжениями, однако же рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету.
ПРИКВЕЛ (англ. prequel, контаминация приставки pre- "до-" и sequel, см. сиквел) - книга, кинофильм или компьютерная игра, сюжетно связанные с ранее созданными и предшествующие им по внутренней хронологии. Например, приквелом можно считать роман Фенимора Купера «Зверобой», написанный позже остальных книг цикла о Натаниэле Бампо и рассказывающий о событиях его молодости; игры Gothic (серия) фильм «Твин Пикс: огонь, иди со мной» (1992).
Термин появился и вошёл в англоязычную культуру (а затем был и заимствован или скалькирован, ср. фр. préquelle при фр. séquelle - сиквел, в другие языки) в 1970-е годы в связи с трилогией «Звёздные войны».
МИДКВЕЛ (англ. midquel, контаминация приставки mid- от middle "середина" и sequel, см. сиквел) - книга, кинофильм или компьютерная игра, сюжетно связанные с событиями, которые развиваются параллельно с главной сюжетной линией и которые могут переплетаться с оригинальными событиями.
Примером Мидквела можно назвать анимационный фильм "Animatrix", который по сути объясняет нам взаимоотношения стандартного мира и мира "Матрицы."
РЕМЕЙК, или РИМЕЙК (англ. remake, букв. переделка) - в современных кинематографе и музыке - более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы). В русском языке термин «ремейк» часто используется в связи с музыкальными произведениями, тогда как в английском - практически исключительно по отношению к фильмам, мюзиклам, спектаклям.
ПАРОДИЯ - произведение искусства, намеренно повторяющее уникальные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
В переносном смысле пародией называют также неумелое, неудачно выполненное подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить).

Все что нашел у себя, если все же не надо, то удалите. =)


После названия следует графа для указания типа фанфика (ориджинала) - ваша работа или перевод с иностранного языка (с разрешения автора, разумеется). Переводы на просторах фикбука явление частое. Как происходит сам процесс формальностей и договорённостей, я, честно, не знаю, так как никогда этим не занималась. Есть много иностранных ресурсов, в частности fanfiction.net. Находите работы, читаете, садитесь переводить. В общем, как всё это происходит, сказать не могу, но это должно быть обязательно с разрешения. Кстати, в правилах сайта есть такой пункт, если автор не отвечает на запрос: «Следует выждать как минимум три недели с момента запроса - возможно, автор просто нечасто бывает в сети. Если срок прошел, вы можете опубликовать работу под свою ответственность, но, если автор вдруг появится и ответит отказом, вам придётся удалить перевод». Ссылку на оригинал тоже указывают. Сами авторы на КФ не зарегистрированы, но с их работами ознакомиться можно.

Подсказка на КФ гласит, что соавтор - это тот человек, который помогает писать работу. Автор и соавтор имеют одинаковые права относительно работы. Соавтор может появиться и в начале, и в середине, и в конце фика. Откуда же они приходят? Допустим, начали вы писать ориджинал (фанфик), а концовку не продумали. Пишите в примечаниях: «Жду предложений с идеями для продолжения», и сыплются вам сообщения - выбираете, какой по душе, добавляете читателя в соавторы, и готово! Не удивляйтесь, если соавтор завёл бету, написал продолжение без вашего спросу. Поэтому зачастую могут возникать споры между авторами, а страдает фанфик. Обычно, если мнения расходятся, то пишутся разные фанфики. Так что перед работой необходимо списаться и всё сразу разъяснить. Как правило, сам сюжет даёт именно автор, соавтор же предлагает свои идеи развития событий, что-то дополняет. Или, возможно, если работа по заявке, то заинтересованные авторы могут объединиться усилиями и написать один фанфик. Вывод: методов работы очень много.

По определению КФ - «Бета (или бета-ридер) - человек, который прочитает Вашу работу перед публикацией, поможет исправить ошибки и укажет на явные недочёты. Даже самому грамотному и опытному автору требуется непредвзятый взгляд со стороны, если его заботит качество его произведений». На фикбуке водится огромное количество бет: выбирайте, какую душа пожелает. Некоторые работают над оформлением, другие хлопочут над грамматикой, третьи дорабатывают сюжет и дают свою критику. Обычно, многие беты-редакторы совмещают все вышеперечисленные функции, но бета должна акцентировать внимание именно на исправление разного рода ошибок и недочётов. Бета может быть одновременно и соавтором; куда добавлять, решают уже вместе с автором.

Фэндом указывают тот, к которому ваш фанфик непосредственно и относится. Даже если героев из фэндома в работе нет, а действия происходят именно в месте, где развивались события фэндома, то его указывают обязательно. Взяли одного героя, всё остальное отбросили - всё равно фэндом указываете. Одним словом, если у вас есть что-то из фэндома, не имеет значение время, место, герои, то его указывают (просто тут нужно правильно описать жанры и сделать соответствующую отметку в примечаниях). Что-то из одного, что-то из другого - смело пишите кроссовер. А вот если персонажи, место, где происходят события и др. придумано вами, то это уже ориджинал (Original - от англ. «оригинальный», «первоисточник»). Грубо говоря, это ваше собственное сочинение, роман (если это макси). Ориджинал и одновременно какой-то фэндом указывать нельзя (для этого есть предупреждения типа ОЖП, ОМП и т. д.)

Если вы пишите фанфик, вам предлагается выбрать имена главных героев (кого-то там нет - можете добавить). Графа необязательна, так как персонажи из фэндома могут играть незначительную роль и не станут «главными». Тогда можно указать этих персонажей чуть ниже. В ориджиналах главных героев не указывают, так как они придуманы вами.

«Пэйринг или персонажи». Здесь пишем имена героев, которые встречаются в работе, какие отношения между ними предполагаются. Если между ними есть какие-то романтические связи, записываем через кривой слэш («/», хотя иногда авторы пишут \ или |), может быть, и поэтому жанр «слэш» так назван.

Размер работы. Я разделяю этот пункт на драббл и остальные размеры.
Драббл: Фикбук говорит, что порой работы таких размеров могут не стать полноценным фанфиком, то есть здесь может не быть даже определённого сюжета, «чаще всего это зарисовка…». На самом деле, так оно и есть. Если у вас какой-то отрывок, сцена, посвящённая чему-то, небольшое описание конкретного персонажа - указывайте драббл. Но нужно помнить, что даже если работа маленькая, она должна иметь начало, середину, конец; должна передавать что-то, информировать о чём-то читателя. Обычно, такие фанфики посвящены какой-то определённой ситуации, конкретному персонажу. Что касается размера - от 1 до 5 средним читаемым шрифтом обычного А4.
Есть ещё одно важное замечание по поводу этого размера. Иногда авторы делают «сборники драбблов», это значит, что в одной работе вы найдёте несколько зарисовок с маленьким размером. При этом общее количество страниц может быть и двадцать, и тридцать, а то и больше. Это абсолютно нормальное явление, и ругаться на то, что в фанфике много страниц и при этом он отмечен как «драббл», смысла нет.
Мини: Это уже хороший фанфик, от 1 до 20 страниц. Опять же всё дело в содержимом работы. Если есть так называемый сюжет, присутствуют два и более главных героев, прописаны какие-то действия, события, диалоги, - это мини. Следует различать драббл и мини, нужно определять не по количеству страниц, а по содержимому фанфика.
Миди: такая работа приравнивается по размерам к какой-то немаленькой книге, но не к роману. Размер страниц варьируется от 20 до 70 машинописных страниц. Можно сказать, что это мини (имеется ввиду по содержанию), то есть здесь есть те же черты, но всё представлено гораздо обширней, больше, чем в мини.
Макси: фанфик от 70 страниц и больше. Это уже достаточно большая работа, настоящее произведение, роман. Как правило, в такой работе одни сюжетные линии переплетены с другимим, детально описаны характеристики героев, их жизнь, внутренние переживания. Всё зависит от жанра. Например, в экшне в размере макси, скорее всего будет много битв, действий, которые как-то связаны с друг другом. Или гет, тогда будут разные любовные треугольники, встречи, измены, расставания, на усмотрение автора. Обязательное присутствие сюжета (исключения составляют несколько жанров) начиная с мини. По сути на вряд ли вы и сумеете что-то растянуть на 70 страниц и более без сюжета, то есть должны быть такие элементы, как экспозиция (вступительная часть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (необязателен, как и пролог).

Ну и на десерт, рейтинги.
G (General): фанфики, которые можно читать кому угодно, будь то пятилетний ребёнок, подросток или люди старшего возраста. В работе с таким рейтингом нет присутствия каких-то сцен насилия, убийств, сексуальных сцен, одним словом, безобидные фики для любой аудитории. Ограничений нет ни по возрасту, ни по психической устойчивости.
PG-13 (Parental Guidance recommended): расшифровается как «с родительского разрешения, рекомендации». Аудитория - где-то с 12-13 лет. В таком фанфике вполне приемлемы ругательства, упоминания, намёки на сексуальные сцены, насилие, но только намёки. Вполне возможны отношения на уровне поцелуев, объятий.
R (Restricted): «ограниченный». Для аудитории старше 16 лет. Может присутствовать секс, половые сношения, насилие, пытки без детального описания. Смерть героев, убийства также возможны. Не исключены всякие извращения, но без подробного описания.
NC-17 (no children under 17): «не для детей младше 17», то есть 18+ попросту. Как водится, в работах с такими жанрами есть подробные описания эротических сцен, насилия, убийств (самоубийств). Может быть проявлена чрезмерная жестокость, матерная ругань.
NC-21 (no children under 21): только для взрослых старше 21. От такой работы можно ожидать что угодно. В любом случае, эротические сцены в таких фиках носят явный порнографический характер, да и без жестокости, насилия, матерной ругани, извращений и смерти персонажей, скорее всего, не обойдется. Для детей, не достигших 18 лет, читать данную категорию произведений даже запрещено! Прочитали, не пишите в отзывах «ужас, да это же не фф, а порнуха» и не подавайте жалобы. Как говорится, вас предупреждали… Жестокости, описаний эротики, смерти дальше NC-21 быть не может. Крайний, как говорится. NC-17 отличается тем, что все сцены не настолько досконально прописаны, даже если присутствует жестокость и насилие, к примеру, не так всё крайне, есть куда больше, тогда как в 21 полное описание всего этого.
Хочется добавить, что деление рейтингов по-привычному, то бишь «0+» и «6+», «12+», «16+», «18+» это, в принципе, то же самое, что и G, PG, R, NC соответственно. И кстати, для справочки, система названий на английском в каких-то фильмах старых, в основном, может остаться также устаревшей: M (PG) или X (нынешний NC).
Стоит отметить, что авторы ставят рейтинги на своё усмотрение, и границы между ними размыты. Так что, автору кажется R, для Вас может оказаться NC-17 и наоборот. Поэтому при указании рейтинга оценивайте свою работу максимально объективно.

Два города-близнеца с названием Отова («шум крыльев») лежат в разных полушариях… В одном городе разворачивается привычная рождественская история – старшеклассник Хиро ушел из дома и живет один, зарабатывая рисованием манги. Увы, богемный образ жизни не способствует школьным успехам. Подобной творческой натуре нужны женская забота и чуткое руководство, в чем свято уверена Кэй, подруга детства героя. Ей вовсе не нравится, что «старший братик» попал в сети красивой и раскованной одноклассницы Мияко, тут еще какой-то Цуцуми, фанат киноискусства, лезет с предложениями, а подруга Мидзуки только и хочет, что меняться девичьей мангой. Какая манга, когда «братика» уводят?!

А на другом конце света, где царит лето, мечтателя Рэндзи судьба сводит со странной девочкой с повязкой на левом глазу. Но после приятной беседы на следующий день он вдруг слышит от нее: «Прости, а мы уже встречались?». Тихиро, его новую знакомую, постигла страшная беда. Помочь ей не может никто, даже таинственный опекун Химура, вроде бы обладающий властью и знаниями за пределами возможностей простого смертного. Ведь на свете не бывает чудес, есть только случайность, закономерность и поступки каждого человека. Но так ли это? Не лежит ли за словами Химуры, хранителя города на юге, и за словами Юко, хранительницы города на севере, иной, более глубокий смысл? Об этом и расскажет «История воспоминаний»…

=================

Канун рождества. В странном городе с названием Отова («шум крыльев») разворачиваются несколько историй. В одной из них старшеклассник Хиро ушёл из дома, живёт один и постоянно прогуливает школу. Его интересует только рисование манги, которым он зарабатывает себе на хлеб. С таким образом жизни категорически не согласна его подруга детства Кэй, которая постоянно крутится вокруг него и пытается изображать сестру. Она полностью уверена, что школа - это именно то, что нужно парню, ну и она сама, конечно же, а рисование манги - это юношеская забава, которая со временем пройдёт. И всё было бы хорошо, если бы однажды ночью у Хиро, спешившего на рождественскую вечеринку в гости к Кэй, не стащила бы велосипед одна наглая, но очень красивая девушка, которая впоследствии оказалось одноклассницей Хиро и стала проявлять к нему неподдельный интерес. Конечно же, Кэй, это совсем не понравилось, и она решила во что бы то ни стало отбить "братика" из лап распутной искусительницы. Но вот незадача: к самой Кэй стал приставать одноклассник Хиро - Кёске, начинающий режиссёр и оператор, помешанный на видеосъемке. А у подруге детства, Мидзуки, в голове только любовные романы и манга.

В другой истории ещё один старшеклассник Рэндзи не может определиться, кем он хочет стать в будущем. Его интересует литература, но в себе он не уверен. Поиск вдохновения заводит его на заброшенную станцию, где ему встречается странная девушка с повязкой на глазу, Тихиро, которая сразу показалась ему милой и приятной и с которой Рэндзи захотел встретиться ещё раз. Однако, на следующий день, встретив Тихиро снова, он вдруг слышит странный вопрос: «Прости, а мы уже встречались?» И чем дальше он её узнаёт, тем более странной она ему кажется, но это не отталкивает Рэндзи, а наоборот, очень привлекает его. Откроется ли ему её тайна?

А за всеми событиями как бы со стороны наблюдают двое таинственных "хранителей" города, которые почему-то обитают в местной церкви: молодой человек в очках по фамилии Химура и красивая длинноволосая девушка в странном одеянии, имя и судьба которой остаётся для всех загадкой. Кто эти таинственные хранители, почему они всё про всех знают, кого они ждут каждый день, сидя у себя в церкви? И почему в городе в канун Рождества то зима, то лето?

текст добавлен