Что виды глагола в русском языке. Виды глаголов в русском языке

Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

Что такое вид глагола?

Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? - это несовершенный вид, если что сделать? - совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым - этим и определяется вид.

Читать книгу (что делать? несовершенный вид) - действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) - действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола - совершенный.

Как связаны вид глагола и время?

Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги . Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).

В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.

При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги - я испеку пироги .

Основные способы образования видов глаголов

Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?

Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение - меняется и вопрос. Ехать (что делать?) - приехать, уехать, заехать (что сделать) ; плыть - заплыть, доплыть, переплыть; рисовать - нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.

Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать? , а значит, относится к совершенному виду.

Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять - уплотнить, приглашать - пригласить, кричать - крикнуть.

Нечастый случай: замена основы

Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.

Это лишь несколько "особенных" глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу "класть" - его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).

Двувидовые глаголы

Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?) - Он удачно стартовал (что сделал?).

Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.

Для чего нужно знать о видах глагола?

Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие - к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

"Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться " - в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. "Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль " - в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: "Зайдя к соседу, я спросил... "

Подведем итоги

Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос ("что делать?" или "что сделать?"). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного - только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Зачем нам вид глагола?

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть - но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить - прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках - то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык - здесь должна прозвучать барабанная дробь - значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно - русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола - наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола - сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

Условие первое:

Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» - именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется - ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере - организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания - и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола» .

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним - раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, - то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия .

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами - предел, результат, конец действия .

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат - от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) - процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писал а письмо два часа (НСВ) - перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары - потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

Образование форм совершенного и несовершенного вида

По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

2. суффиксальные, например: рассказывать - рассказать

3. супплетивные, например: говорить - сказать

Остановимся на каждой из групп подробнее.

  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать - про читать, писать - на писать, рисовать - на рисовать, чертить - на чертить, делать - с делать, фотографировать - с фотографировать, петь - с петь, танцевать - с танцевать, играть - с ыграть, уметь - с уметь, мочь - с мочь, есть - с ъесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть - по есть, пить - по пить, пить - вы пить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть - по мыть (или вы мыть), звонить - по звонить, думать - по думать, стучать - по стучать, дарить - по дарить, целовать - по целовать, завтракать - по завтракать, обедать - по обедать, ужинать - по ужинать, знакомиться - по знакомиться, менять - по менять (или об менять), смотреть - по смотреть, слушать - по слушать, ставить - по ставить, знать - у знать, видеть - у видеть, слышать - у слышать, готовить - при готовить, ждать - по дождать, платить - за платить (или о платить) и, наконец, учить - вы учить .

Исключение: покупать (НСВ) - купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс - и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать - дать, уставать - устать, вставать - встать, открывать - открыть, забывать - забыть, рассказывать - рассказать, показывать - показать, рассматривать - рассмотреть, спрашивать - спросить, решать - решить, изучать - изучить, получать - получить, повторять - повторить, бросать - бросить, кончать - кончить, отвечать - ответить, отправлять - отправить, поздравлять - поздравить, понимать - понять, обнимать - обнять, начинать - начать, вспоминать - вспомнить, выбирать - выбрать . Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать - отдохнуть !

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них - несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

говорить - сказать, брать - взять, класть - положить, искать - найти, ловить - поймать .

Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

Я читаю журнал;

Вчера я читал журнал .

● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

Я прочитал твое письмо;

Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид - процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест… ). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко »), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко »).

Основные значения видов глагола

Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

Основных значений у НСВ три: первое - «процесс/длительность/продолжительность действия», второе - «регулярное/повторяющееся действие» и третье - «факт», а у СВ два - «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

Сравните:

Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.

Он читал, читал роман - и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй - СВ, поскольку действие закончено).

Он открывал, открывал дверь - и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).

По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).

Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).

Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).

Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

Вчера вечером я стирал , мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор .

Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.

Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром .

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла). Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин », русский имеет в виду - ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж » - значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

Д.В. Сичинава, 2011

Вид (термин церковнославянской и русской грамматической традиции; на других языках– фр., англ. a spect , нем. Aspekt и т.п.) – грамматическая категория русского глагола, основанная на оппозиции двух значений – совершенного вида и несовершенного вида . Вид характеризует ситуацию с точки зрения её развития во времени (длительности или моментальности; завершенности, повторяемости и т.д.) и позиции Наблюдателя по отношению к ситуации (ракурсы: ретроспективное рассмотрение ситуации, синхронное наблюдение фрагмента ситуации и т.д.). В русском языке категория вида является двойственной, имеющей черты как словоизменительной, так и словообразовательной. Она является системообразующей для русского глагола (единственная категория, по которой охарактеризована любая глагольная словоформа).

Морфологическое и семантическое устройство категории вида в русском языке проявляет, несмотря на расхождения в частностях, существенную близость к категории вида в других славянских языках. При этом двухчленное видовое противопоставление славянского типа устроено иначе, чем в большинстве языков мира, где видовых граммем выделяется обычно больше, с более частными значениями, и они при этом носят чисто словоизменительный характер.

1. Устройство категории вида

Значение совершенного и несовершенного вида тесно связаны с лексическим значением.

Совокупность глаголов совершенного вида, представляющих ситуацию как событие (хлынуть, понять, сжечь ) или, в ряде специальных случаев, ограниченный во времени процесс или состояние (постоять, простоять, поболеть, проболеть ), противопоставляется совокупности глаголов несовершенного вида, представляющих ситуацию как длительную или неохарактеризованную в отношении длительности (класть, делать, решать ). В отличие от времени , вид не локализует ситуацию на временной оси, хотя в своих неосновных значениях может выражать временную упорядоченность (см. Несовершенный вид / п. 3.2.2. Нарратив).

Несколько иначе, чем для финитных форм, устроено видовое противопоставление в формах причастий и деепричастий, см. , а также статьи Причастие, Деепричастие. В частности, в презенсе совершенного вида причастия (типа пойдущий ) не считаются нормативными, а деепричастия отсутствуют.

Видовое противопоставление релевантно также для некоторых отглагольных имён (в основном для имён ситуаций: чтение – прочтение , гораздо реже для имён деятеля: спаситель – спасатель ). Тем не менее, число таких отглагольных имен крайне ограниченно, в частности по сравнению с другими славянскими языками, например, польским [Иванникова 1972], , [Пазельская 2009].

При описании семантики вида обычно используется понятие видовой пары – пары глаголов совершенного и несовершенного видов, проявляющих значительную общность лексического значения (делать – сделать, прыгать – прыгнуть, обрабатывать – обработать ) [Зализняк, Шмелёв 2000: 45–52], [Шатуновский 2009: 11–17], о критериях видовой парности см. . Содержание видового противопоставления при этом различно у различных пар глаголов. Например, сделать – достижение конечного результата действия делать, а прыгнуть – однократное действие в сравнении с многократным прыгать [Маслов 1948], [Гловинская 1982], [Булыгина, Шмелёв 1989], [Падучева 1996], подробнее см. . В связи с этой семантической неоднородностью понятие видовой пары некоторыми исследователями ставилось под сомнение, что вызвало продолжительную дискуссию, см. [Зализняк, Микаэлян, Шмелёв 2010].

Бинарная трактовка вида сложилась в конце XIX в. Существует также тернарная трактовка славянского вида, при которой «вторичный имперфектив» (как, например, прочитывать в ряду читать НСВ > прочитать СВ > прочитывать НСВ), который семантически сдвинут в сторону итератива (повторяющегося действия), рассматривается как «третий вид» [Иванчев 1971].

Особый статус имеет реликтовая группа т.н. моторно-кратных глаголов – глаголов ненаправленного или повторяющегося движения: ехать – ездить, лететь – летать, бежать – бегать, супплетивное идти – ходить ). Моторно-кратные глаголы образуются при помощи тех же механизмов, что и вторичные имперфективы от приставочных глаголов движения совершенного вида (ср. зайти – заходить, вылететь – вылетать ), но сохраняют тот же несовершенный вид, что у глаголов направленного движения (идти , лететь ). Подробнее о моторно-кратных глаголах см. .

Существуют несколько точек зрения на устройство категории вида с точки зрения словоизменения / словообразования (см. Грамматическая категория):

  • элементы любой видовой пары – формы одного глагола; вид – словоизменительная категория (подход В. В. Виноградова [Виноградов 1947]);
  • элементы видовой пары – это разные слова; вид – словоклассифицирующая категория (доминирующая точка зрения; подход, применяемый, хотя и не вполне последовательно, в [Грамматика 1980] или в [Петрухина 2000]);
  • вид – словообразовательная категория (М. В. Всеволодова [Всеволодова 1997], Х. Филип );
  • образование глаголов СВ от глаголов НСВ – это словообразование, а образование глаголов НСВ от глаголов СВ – словоизменение (подход С. О. Карцевского , Ю. С. Маслова [Маслов 1984/2004], А. В. Бондарко [Бондарко 1971]).

Лексикографическая традиция реализует элементы видовых пар как разные словарные входы, с описанием лексического значения видовых пар только в одной статье, но с оформлением другого члена видовой пары как отсылочной статьи. В статье [Булыгина, Шмелёв 1989] рассмотрены различные типы семантического соотношения между элементами видовой пары и показано, что такого лексикографического описания для них недостаточно.

Вид имеет как свойства, говорящие в пользу словообразовательной трактовки, так и свойства, говорящие в пользу словоизменительной трактовки:

2. Морфология

2.1. Морфологическое выражение вида

По виду охарактеризованы все глагольные словоформы русского языка, кроме, возможно, глагола быть , демонстрирующего отдельные свойства обоих видов, и двувидовых глаголов (см. ) во многих контекстах.

Определённого показателя (способа выражения) вида в русской морфологии нет. Видовые значения (обычно вместе с другими) выражаются различными средствами:

  • основой (непроизводные глаголы НСВ – печь, спать, СВ – лечь, стать );
  • суффиксом (реш-а-ть – реш-и-ть, крич-а-ть – крик-ну-ть, обработ-а-ть – обрабат-ыва-ть , в последнем случае вместе с чередованием корня);
  • префиксом (делать – с-делать );
  • циркумфиксом (играть – до-играть-ся ).

Вид – соотносительная категория (см. Грамматическая категория); сами по себе аффиксы не выражают видового значения, которое маркируется различием между множествами глаголов СВ и НСВ. Изменение вида выражается фактом перехода глагола из одной словообразовательной модели в другую, и этот переход может быть неоднократным (брать – собрать – собирать – насобирать ).

Закрытый список непроизводных глаголов относится к совершенному виду (список см. в статье Совершенный вид). Остальные непроизводные глаголы относятся к несовершенному виду.

С морфологической точки зрения как форма НСВ может быть образована от формы СВ (обработать – обрабатывать ), так и форма СВ от формы НСВ (делать – сделать ). Основные морфологические процессы, выражающие вид – перфективация и имперфективация, то есть, соответственно, образование глагола совершенного вида от несовершенного и образование несовершенного вида от глагола совершенного вида. В том числе возможна и т.н. вторичная имперфективация – образование глагола несовершенного вида от глагола совершенного вида, в свою очередь образованного путем перфективации. Важную роль играет порядок присоединения морфем: так, глаголы побывать и забывать имеют идентичную морфологическую структуру, однако относятся к разным видам; первый образован путём приставочной перфективации бывать , второй – суффиксальной имперфективации забыть .

2.1.1. Перфективация

Основным способом перфективации является присоединение к глаголу НСВ приставки, которая, помимо вида, обычно выражает также определённое словообразовательное значение. Так, в глаголах совершенного вида зашуметь, прошуметь, отшуметь приставки за-, про- и от- , наряду со значением совершенного вида, представлены также собственные значения – начало ситуации, ограниченность ситуации некоторым временным отрезком, окончание действия. В ряде случаев, сравнительно немногочисленных (например, сделать, распилить ), значение приставки считают «чистовидовым», то есть выражающим только вид (но не собственную семантику). Но существует и альтернативная интерпретация подобных примеров: т.н. гипотеза Вея–Схоневелда (по имени чешского и нидерландского славистов, выдвинувших сходные идеи в 1940–1950-е годы) объясняет такой феномен совпадением собственной семантики приставки и корня. Так, приставка с- означает объединение, изготовление из частей (собрать ), а раз- – разделение (разнести ), что совпадает со значением корней делать и пилить соответственно.

Префиксальное выражение грамматических значений в целом нетипично для русского языка. Другим примером могут быть разве что приставочные формы степеней сравнения: наи-больший, по-больше от большой (см. Сравнительная степень).

Суффиксальное образование совершенного вида (суффиксы -ну- , -ану- ) также происходит обычно совместно с выражением словообразовательного значения, присущего суффиксу:

(1) И тут резко дунул ветер. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(2) Вождь всё это очень здорово учёл, он десять раз отмерил, а потом уж резанул . [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей (1964)]

2.1.2. Имперфективация

Имперфективация выражается суффиксально. Некоторые глаголы совершенного вида имеют несколько дериватов несовершенного вида, образованных с помощью разных суффиксов: приготовить приготовлять, приготавливать . См. Несовершенный вид / п. 1.3 . Множественная имперфективация.

Имеется два ряда глаголов несовершенного вида, обозначающих движение. Глаголы первого ряда обозначают направленное движение (шел в школу , летели на юг ). Глаголы второго ряда (так называемые моторно-кратные) имеют значение повторяющегося движения (итератив: каждый день он ходил по улице ), привычности ситуации (он ходил в школу ), разнонаправленного движения (он сегодня утром ходил на базар ). Всего таких пар тринадцать: бежать – бегать, везти возить, вести – водить, гнать(ся) – гонять(ся), ехать ездить, идти – ходить, катить(ся) – катать(ся), лезть – лазить, лететь – летать, нести(сь)– носить(ся), плыть – плавать, ползти – ползать, тащить(ся) – таскать(ся).

Моторно-кратные глаголы, сочетаясь с перфективирующими приставками направления, не образуют при этом глаголов СВ, сохраняя несовершенный вид (перелетать, отбега́ть ; по А. Д. Шмелёву, они образованы от соответствующих приставочных глаголов СВ: перелететь, отбежать ). В сочетании с приставкой с- большинство из них (сбегать, свозить, сводить, съездить, сходить, скататься, слазить, слетать, сплавать, сползать ) образуют глаголы СВ со значением двунаправленного движения с возвращением в исходную точку:

(3) Многим слетать в космос хочется, а это дороже стоит― 20 миллионов долларов. [«Известия» (2002)]

Ср. также языковую игру с фразеологизмом выйти замуж :

(4) Она уже, как говорится, сходила замуж один раз. [Г. Я. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]

Подробнее о перфективации и имперфективации см. в разделах Морфология в статьях Совершенный вид и Несовершенный вид .

2.2. Набор форм

Набор форм у глаголов несовершенного вида и у глаголов совершенного вида различен и асимметричен с морфологической и семантической точек зрения. Так, морфологически одинаково построенные формы презенса (см. Время) интерпретируются для глаголов НСВ как формы настоящего времени (пишет ), а для глаголов совершенного вида – как формы будущего времени (напишет ).

Таблица 1. Примеры сочетания вида с различными грамматическими значениями

совершенный вид

несовершенный вид

прошедшее время изъяв. накл.

прочитал

читал

настоящее время изъяв. накл.

читает

будущее время изъяв. накл.

прочитает

действительное причастие настоящего времени

– (прочитающий)

читающий

действительное причастие прошедшего времени

прочитавший

читавший

страдательное причастие настоящего времени

читаемый

страдательное причастие прошедшего времени

прочитанный

читанный

деепричастие настоящего времени

читая

деепричастие прошедшего времени

прочитав

читав

инфинитив

В составе аналитической формы будущего времени нормативно употребляются только глаголы несовершенного вида (*будем посмотреть ), см. статью Будущее время.

Деепричастия совершенного вида, в отличие от деепричастий несовершенного вида, не противопоставляются по времени (приводя – приводив – приведя ), подробнее см. статью Деепричастие .

2.3. Двувидовые глаголы

Двувидовые глаголы – это глаголы, видовая интерпретация которых зависит от контекста. Употребления двувидовых глаголов в различных видовых значениях традиционно считаются формами одного и того же слова [Бондарко, Буланин 1967: 88]. Можно также рассматривать их как два омонимичных глагола, входящих в видовую пару [Зализняк, Шмелев 2000]. Основная их масса относится к продуктивному классу с суффиксом -ова- (исповедовать, наследовать, миновать и др.), сюда входят многочисленные заимствованные глаголы на -ирова -, -изова -, -изирова -, -ицирова- : суммировать, информировать, парализовать, модернизировать, приватизировать, электрифицировать ), а также закрытый класс глаголов не на -овать : стяжать, сочетать, обещать, завещать, велеть, ранить, женить(ся), казнить, крестить, бежать (‘совершить побег’).

(5) Еще один пример: до 1997 года квартиры регистрировались в совместную собственность супругов без определения долей ― при смерти одного из них наследство не открывалось, а жилплощадь автоматически наследовал другой супруг. [«Известия» (2002)] – НСВ

(6) Когда впоследствии молодой Балдуин наследовал своему отцу, он всячески избегал войн и кровопролития. [А. п. Ладинский. Последний путь Владимира Мономаха (1960)] – СВ

(7) Раз в неделю Валерия бегала в офис Сосновского, подробно информировала о делах в редакции. [Л. Корнешов. Газета (2000)] – НСВ

(8) ― Парики теперь не носят! ― информировала Верочка. ― И слава Богу, ― облегченно вздохнула Калугина. [Э. Рязанов, Э. Брагинский. Служебный роман (1977)] – СВ

(9) Но приходит для светолюбивых пора дряхлости, и из-под их полога к свету вырываются тяжеловесные ели, казнят ольху и берёзу. [В. Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)] – НСВ

(10) Если его казнят , то русские тебя за это помилуют. [Д. Гранин. Зубр (1987)] – СВ

Для ряда глаголов двувидовость – свойство части парадигмы глагола; в части форм они одновидовые [Князев 2007]. Например, организовать может пониматься как глагол несовершенного вида лишь в настоящем времени:

(11) Страхование деятельности нотариусов организуют региональные и Федеральная нотариальные палаты. [«Адвокат» (2004)]

В прошедшем времени он выступает только как глагол совершенного вида:

(12) В Брянске Сергей быстро организовал свой бизнес, стал директором фирмы и окунулся в российскую экономику, она с той, которой его учили в МГУ, не имела ничего общего. [«Криминальная хроника» (2003)]

Двувидовые глаголы неодинаково устойчиво функционируют в значениях несовершенного и совершенного видов. С этой точки зрения различаются следующие группы глаголов:

  • глаголы, обозначающие ситуации (обычно речи или передачи информации), результат которых обусловлен самим наличием ситуации (апеллировать , декларировать );
  • глаголы со значением изменения состояния (никелировать );
  • глаголы, обозначающие постепенные изменения, каждую стадию которых можно считать новым состоянием (реформировать ).

Глаголы, у которых процессное и результативное значения очень близки по смыслу (апеллировать , декларировать , велеть , напутствовать ), обладают относительной безразличностью к выражению вида. Для выражения законченности действия от многих двувидовых глаголов такой семантики по мере их освоения языком образуются приставочные глаголы совершенного вида (ср. отрапортовать , просигнализировать , проинформировать ). В некоторых случаях Наблюдается конкуренция приставок: среагировать, отреагировать, прореагировать. При этом бесприставочный глагол может по-прежнему употребляться в контексте СВ:

(13) Что мог поделать Госснаб, если Госплан уже рапортовал в Совет Министров и в ЦК КПСС о выполненной работе? [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

Двувидовость допускают глаголы со значением достижения состояния (женить , экспроприировать , ликвидировать , утилизировать ). От отдельных глаголов подобной семантики (группа глаголов на -ова-ть с ударением на последнем слоге) образуются парные глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- , напр. образовывать, арестовывать, локализовывать.

Ряд бессуффиксных глаголов этой семантики утратил употребление в несовершенном виде, еще отмечавшееся в литературе XIX в.:

(14) Он меня просил взять его с собой, так как он никогда не видал, как арестуют или забирают бумаги. [А. И. Герцен. Былое и думы. Часть шестая. Англия (1864)]

Некоторые глаголы достижения состояния, наоборот, утрачивают интерпретацию совершенного вида (никелировать, дезинфицировать ), ср. допустимое в XIX в.:

(15) Вынувши шинель, он весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плеча Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил её сзади рукой книзу; потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку. [Н. В. Гоголь. Шинель (1842)]

Наконец, глаголы, обозначающие постепенные изменения, каждую стадию которых можно считать новым состоянием (автоматизировать , электрифицировать , реформировать ), устойчиво используются в значениях обоих видов.

Интерпретация двувидовых глаголов однозначна в контексте морфологических форм, свойственных одному из видов, а именно:

  • НСВ – формы будущего сложного (буду наследовать ), причастия настоящего времени (атакующий, атакуемый ) и деепричастия на -а (приватизируя, атакуя );
  • СВ – деепричастия на -в(шись) и употребление морфологических форм презенса типа атакую в значении будущего.

(16) На протяжении суток тактическая авиация, как правило, производила от 120 до 150 самолето-вылетов, атакуя от 20 до 25 объектов. [А. Михайлов. Босния и Герцеговина. Год 1995-й (2004)]

(17) Сейчас допишу моей девочке письмо и атакую при поддержке Виктора Петровича жареного барашка ― хозяйка накрывает на стол... [С. Бабаян. Ротмистр Неженцев (1995-1996)]

3. Семантика

3.1. Инвариантное значение

Вопрос об инвариантном значении русских видов носит дискуссионный характер. В работах Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко и др. основным противопоставлением между совершенным и несовершенным видом считается «замкнутое целое» – «развивающийся процесс». В работе [Гловинская 1982], которая следует за , инвариантом СВ предлагается считать смысл ‘начать существовать’, а инвариантом НСВ – ‘существовать в каждом из ряда последовательных моментов’. В некоторых работах встречается также более общая формулировка: СВ обозначает происшедшее изменение, как правило, начало нового состояния, а НСВ – продолжение прежнего состояния или процесса , [Барентсен 1995], [Шатуновский 2009]. Эта формулировка не охватывает глаголов ограничительного способа действия (см. Совершенный вид): простоять два часа, побыть дома (но эти глаголы составляют известное исключение в классе глаголов СВ, как семантическое, так и сочетаемостное) и плохо учитывает общефактическое употребление НСВ (см. Несовершенный вид / п. 3.1.3. Общефактические значения): кто покупал билеты?

Анна А. Зализняк и А. Д. Шмелёв [Зализняк, Шмелев 2000] трактуют вид иначе, считая маркированным видом несовершенный (обозначающий состояние). Совершенный вид, с их точки зрения, охватывает все прочие типы ситуаций.

3.2. Замена СВ на НСВ. Критерий Маслова

При описании семантики русского вида часто используют понятие видовой пары – пары глаголов, различающихся исключительно или практически исключительно видовой характеристикой (делать – сделать ). В качестве критерия видовой парности часто рассматривается функциональный критерий Ю. С. Маслова [Маслов 1984/2004: 53] (точнее, «пучок» двух критериев), утверждающий, что пару составляют два глагола, для которых одновременно верны следующие два утверждения:

A. НСВ настоящего времени может употребляться вместо СВ прошедшего времени в контексте настоящего исторического (см. Время) с событийным значением. Ср. два примера, соотносящиеся таким образом:

(18) На следующий день прибывает на хутор невеликая машинешка с хлебом да еще макароны привозит и сладкую воду. [Б. Екимов. На хуторе (2002)]

(19) Глория прибыла раненько, часов в восемь, и привезла целый мешок денег в мелких купюрах, тех, которыми ей платили за катание на верблюдах. [А. Шиманский. Австралия глазами русского, или Почему верблюды там не плюются (2002)]

B. НСВ выступает вместо СВ в контексте описания повторяющихся событий:

(20) Каждый вечер он брал ножницы, садился на берегу пруда и потихонечку постригал их. [С. Козлов. Как Ёжик с Медвежонком спасли Волка (2003)]

Предполагается, что критерий Маслова позволяет отграничить собственно видовые противопоставления (т.е. противопоставления в видовых парах) от противопоставления по способу действия. Однако он заставляет считать входящими в видовую пару глаголы СВ с явно начинательным значением, например, побежать – бежать (вскочил и побежал в praesens historicum вскакивает и бежит ). Но если рассматривать вид как словообразовательную категорию (см. ), проблема видовой парности теряет свое фундаментальное значение и остается чисто функциональным свойством глаголов.

3.3. Семантические противопоставления в видовых парах

Выделяется несколько типов семантических противопоставлений в видовых парах, различных по регулярности и распространённости. Конкретный тип видовых противопоставлений зависит от семантических классов участвующих в них глаголов.

0. Однократность vs. многократность (посетить <один раз>, СВ – посещать <каждый месяц> , НСВ) – различие в плане количественной аспектуальности; противопоставление, наличествующее у всех глаголов, образующих видовые пары [Падучева 1996:89], в частности, оно может быть единственным.

1. Предельные видовые пары – глагол НСВ означает процесс, в нормальном случае завершающийся достижением некоторого естественного предела, а СВ – достижение этого предела (строить – построить ).

2. Перфектные видовые пары: СВ означает моментальный переход, НСВ – достигнутое состояние (увидеть – видеть, ощутить – ощущать ).

3. «Тенденции»глагол НСВ означает ситуацию, в случае неизменности ведущую к итогу, обозначенную глаголом СВ: Наша команда проигрывает 0:2 – наша команда проиграла 0:2 .

4. « Свойства» : Бутыль вмещает / вместила семь литров <НСВ выражает свойство бутыли, а семантика СВ включает Говорящего / Наблюдателя, который сначала не знал, а потом узнал это свойство> [Гловинская 1982].

5. Значение континуальности / прерывности: Спортсмены продолжают тренировки <НСВ означает ‘не переставали’> / Спортсмены продолжат тренировки в Москве <СВ означает ‘вновь начнут после перерыва’>.

В [Апресян 1980] и [Гловинская 1982] нестандартное семантическое соотношение усматривается в неагентивных употреблениях глаголов движения, где подлежащее – протяженный пространственный объект типа дороги, забора, реки: Около сторожки дорога поворачивает / повернула . Они связывают противопоставление СВ/НСВ в этих парах с присутствием Наблюдателя во втором случае. Между тем, согласно [Падучева 1996], присутствие Наблюдателя выражается здесь не видом, а лексическим значением глагола в данном его употреблении, так что замена СВ на НСВ сохраняет Наблюдателя. Например, Наблюдатель сохраняется при замене СВ в предложении Около сторожки дорога повернула на НСВ прош. вр.: Около сторожки дорога поворачивала ; или в примере.

Движущийся Наблюдатель сохраняется и в тех случаях, когда глагол НСВ выражает постоянное свойство дороги. Так, в примере На пятнадцатом километре дорога поворачивает на юг глагол сохраняет валентность на направление движения, а двигаться может только Наблюдатель [Падучева 1996: 99]. Таким образом, присутствием Наблюдателя в СВ можно объяснить только нестандартность пар типа вмещать – вместить (НСВ вмещать обозначает свойство, которое не предполагает Наблюдателя), но не пар типа поворачивать повернуть .

Глаголы совершенного вида ограничительного способа действия (лимитативы) (см. Совершенный вид) иногда трактуются как образующие видовую пару с соответствующим глаголом НСВ: читать – НСВ, почитать – СВ [Петрухина 2000], .

3.4. Вид и отрицание

В ряде контекстов НСВ заменяет СВ при отрицании:

  • императив (Не рассказывай ! ср. Расскажи! );
  • инфинитив в функции императива (Не вставать !, ср. Встать !);
  • инфинитив при модальном глаголе (Не надо объяснять ср. Надо объяснить ).

(21) Дай посмотреть! [Катя]. Только не выключай! [Денис]. Записываешь что ли? [Праздный разговор молодых людей, Московская область (2005)]

(22) Не нужно забивать голову школьников словами вроде "структурализм" или описанием заслуг его основателей. [М. Арапов. Когда текст обретает смысл (2003)]

3.5. Видовая парность и полисемия

Многозначные глаголы могут иметь различные видовые пары в разных значениях:

(23) Тем временем быстро темнело , надвигалась ночь― вроде последняя на их суматошном пути. [В. Быков. Болото (2001)]

(24) Как-то быстро стемнело и зазимнело. [С. Юрский. Бумажник Хофманна (1993)]

(25) Глаза Бабановой расширяются, лицо темнеет , фигура делается жесткой, движения резкие, угловатые, острые. [В. Розов. Удивление перед жизнью (1960-2000)]

(26) А у него опять лицо потемнело , и он не притронулся к торту. [Т. Набатникова. День рождения кошки (2001)]

4. Статистика

В данном разделе представлена статистика по граммеме вида в текстах Основного корпуса и её сочетаемости.

Таблица 2. Соотношение видов в сочетании с различными формами глагольной парадигмы

Параметр

Примечание

Все глагольные словоформы

Включён глагол быть

Все глагольные словоформы

Исключён глагол быть

Финитные формы (изъявительное + условное наклонение)

Влияние настоящего времени (СВ отсутствует)

Прошедшее время и условное наклонение

Будущее время

В НСВ включено аналитическое будущее время плюс формы буду от глагола быть . Подсчёт по числу словоформ типа буду занижает количество форм, так как в сферу действия буду может попадать несколько глаголов: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять (В. А. Жуковский, Лесной царь)

Императив

Причастие

Форма пассивного причастия СВ (открытый ) - активная в живой речи (остальные книжные)

Деепричастие

Инфинитив

Библиография

  • Апресян Ю.Д. 1980. Принципы семантического описания единиц языка // Семантика и представление знаний. Тарту: ТГУ. 1980.
  • Барентсен А. Трехступенчатая модель инварианта совершенного вида в русском языке // Кароляк C. (Ред.) Семантика и структура славянского вида, т. I. Kraków: Wydawnictwo Naukowe WSP. 1995. С. 1–26.
  • Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол . Л. 1967.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии // Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. Москва. 1989. C. 31–54.
  • Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове . М. 1947.
  • Всеволодова М.В. Семный состав глагольного слова. (К вопросу типологии вида) // Типология вида: проблемы, поиски, решения. Тезисы международной научной конференции. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Филологический факультет. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1997.
  • Зализняк Анна А., Микаэлян И.Л., Шмелёв А.Д Видовая коррелятивность в русском языке: в защиту видовой пары // Вопросы языкознания, 1. 2010. C. 3–23.
  • Иванникова Е.А. К вопросу об аспекте изучения категории вида у отглагольных существительных в русском языке // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, 2. 1972. С. 113–123.
  • Иванчев С. Проблемы на аспектуалността в славянските езици. София: Академия на науките. 1971.
  • Князев Ю.П. Грамматическая семантика: русский язык в типологической перспективе. М.: ЯСК. 2007.
  • Маслов Ю.С. Вид и лексическое значение глагола в современном русском литературном языке // Известия Академии наук СССР. VII(4). Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 303–316.
  • Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л.: ЛГУ. 1984. (переиздано в составе «Избранных трудов» Маслова, М. 2004).
  • Падучева Е.В. Семантические исследования . М.: ЯРК. 1996.
  • Падучева Е.В. Генитив отрицания и наблюдатель в глаголах типа звенеть и пахнуть // Язык как материя смысла. К 90-летию Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник. 2008.
  • Пазельская А.Г. Модели деривации отглагольных существительных: взгляд из корпуса // Корпусные исследования по русской грамматике. М.: Пробел-2000. 2009.
  • Петрухина Е.В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлении с чешским, словацким, польским и болгарским языками. М.: МГУ. 2000.
  • Antinucci F., Gerbert L. L"aspetto verbale in polacco. Ricerche Slavistiche XXII–XXIII. 1975. P. 5–60.
  • Dickey S. Parameters of Slavic Aspect. Stanford, California. 2000.
  • Filip H. Aspect, Eventuality Types, and Nominal Reference. London. 1999.
  • Karcevski S. Système du verbe russe: Essai de linguistique synchronique. Prague, 1927.
  • Rozwadowska B. Thematic constraints on selected constructions in English and Polish. Wydawn. Uniwersytetu Wrocławskiego. 1992.
  • Wierzbicka A. On the semantics of the verbal aspect in Polish. To honour of Roman Jakobson 3. 1967. P. 2231–2249.

Основная литература

  • Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л. 1967.
  • Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М. 1971.
  • Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб.: СПбГУ. 1996.
  • Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений в русском глаголе. М.: Наука. 1982.
  • Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. М.: Азбуковник / Русские словари. 2001.
  • Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Введение в русскую аспектологию. М.: ЯРК. 2000.
  • Князев Ю.п. Грамматическая семантика: русский язык в типологической перспективе. М.: ЯСК. 2007.
  • Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л.: ЛГУ. 1948. (Переиздано в составе «Избранных трудов» Маслова, М. 2004).
  • Мелиг Х.Р. Семантика предложения и семантика вида в русском языке // Новое в зарубежной лингвистике, XV. М.: Прогресс. 1985.
  • Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: ЯРК. 1996.
  • Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке. М.: МГУ. 1968.
  • Шатуновский И.Б. Проблемы русского вида. М.: ЯСК. 2009.
  • Bybee J. L., Dahl Ö. The creation of tense and aspect systems in the languages of the world // Studies in language, 13. 1989. С. 51–103.
  • Comrie B. Aspect. Cambridge. 1976.
  • Coseriu E. Das romanische Verbalsystem. Tübingen. 1976.
  • Dahl Ö. Tense and aspect systems. Oxford, 1985.
  • Smith C. The parameter of aspect. Dordrecht. 1991.

Существует также русский термин аспект , обычно понимаемый как синоним термина вид , реже эти понятия разграничивают (например, вид понимается как противопоставление СВ и НСВ славянского типа, частный случай более широкой типологической категории аспект ). Соответственно, область языкознания, изучающая вид, называется аспектология.

Наряду с ним существует также суффикс -ну- с процессным значением, образующий глаголы НСВ, который, в отличие от рассматриваемого, способен чередоваться с нулём (мокнуть – мок(нул) ).

/>

Вид глагола

Вид глаго́ла

Грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени. Один вид представляет событие в его осуществлении (несовершенный), другой – в его пределе (совершенный). Семантика вида очень сложна (её изучает особая лингвистическая дисциплина – аспектология), однако в его определении ошибиться трудно, достаточно задать вопрос: что делать? – несовершенный вид, что сделать? – совершенный.
Средства выражения вида глагола – суффиксы , чаще несовершенного вида (-ыва/-ива), приставки – совершенного (записать, дописать, переписать).
Глаголы имеют видовые пары (собирать/собрать), иногда цепочки (писать/записать/записывать). Видовую пару могут составить и разнокорневые глаголы (искать/найти).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "вид глагола" в других словарях:

    Вид, или аспект, грамматическая категория, выражающая то, как говорящий осмысливает протекание действия во времени (например, видит он действие как продолженное, одномоментное, постоянное и проч.). С точки зрения морфологии вид может быть как… … Википедия

    Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме. Различаются: а) соотносительные видовые… … Словарь лингвистических терминов

    Грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия. Категория вида в разных языках весьма различна как по составу противопоставленных значений, так и по внешним формам их выражения. В … Большая советская энциклопедия

    вид глагола (аспект) - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке выделяются глаголы совершенного вида… …

    несовершенный вид глагола - Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола. Поэтому Н. в. г. наиболее употребителен в научной, официально деловой речи, так как и научный, и официально деловой стили более отвлеченны по своему характеру. Например … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    совершенный вид глагола - Форма глагола, более конкретная по значению, нежели несовершенный вид глагола, поэтому наиболее употребительная в художественной, разговорной речи, особенно при описании действия: Колхозный председатель сбежал к речке, плеснул в лицо водой,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    несовершенный вид глагола со значением многократности действия в прошлом - Форма глагола, употребляемая как одно из языковых средств разговорной речи, выражающее ее экспрессивный характер: говаривал, хаживал, гащивал … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    В Викисловаре есть статья «вид» Слово вид имеет много значений в русском языке. В прямом смысле: То, что доступно взгляду. Картина окружающего пространства, складывающаяся при наблюдении из заданной точки обзора. (Пейзаж, «Вид из окна».) В… … Википедия

    Вид - морфол. категория глагола, отражающая различия в характере протекания действия и выражающаяся в противопоставлении соверш. (перфективного) и несоверш. (имперфективного) В. Соверш. В. обозначает целостное действие, огранич. пределом; ср.:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Вид - глагольный (в международной терминологии аспект) грамматическая категория глагола, обобщённо указывающая, «как протекает во времени или как распределяется во времени» (А. М. Пешковский) обозначенное глаголом действие. В отличие от категории… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Вид глагола и семантика глагольного слова , Н. С. Авилова. Книга посвящена изучению вида глагола как грамматической. категории и его связи с лексической семантикой глагольного слова. Она является развитием некоторых идейВ. В. Виноградова, П. С.…
  • Глагольный вид в русском языке. Значение и употребление. Учебное пособие , Гуревич Валерий Владимирович. В теоретической части пособия изложена концепция автора, в которой глагольный вид представлен как некоторая разновидность актуального членения предложения. В практической части даны…

Содержание статьи

ВИД, категория глагола, указывающая на внутреннюю структуру и способ существования ситуации во времени. Различают вид в широком смысле (в этом значении употребляется также термин «аспект» и «аспектуальность»), т.е. вид как понятийную категорию, которая имеет универсальный характер и выражается теми или иными средствами (лексическими, словообразовательными и др.) в самых разных языках мира ; с другой стороны, вид может быть грамматической категорией – в тех языках, где выражение понятийной категории вида обеспечивается грамматическими средствами (вид в узком смысле). Наличие грамматической категории вида является характерной особенностью славянских языков.

Вид и способ глагольного действия.

Понятийная категория вида в русском языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия. Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом ходить , зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил , оставив эту идею в глаголе невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами – приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать , накричаться , покрикивать , крикнуть представляют собой различные семантические модификации глагола кричать , каждой из которых соответствует свой формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу противоположного вида и одновременно одним из образованных от него способов действия. Так, например, глагол понравиться является одновременно видовым коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия. Глаголы типа прыгнуть , кинуть или укусить являются одновременно однократным способом действия к прыгать , кидать и кусать и их видовыми коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона категории вида и категории способа действия очень близки – в том смысле, что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую область пересечения. Различие же между ними касается функциональной стороны.

Вид как грамматическая категория.

В русском, как и в других славянских языках, имеется грамматическая категория вида, противопоставляющая два значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого противопоставления является для русского языка обязательным: всякий глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или иным значением категории вида, т.е. является глаголом либо совершенного, либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь , где глагол может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени) и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со мной в шалаше .

Семантика видового противопоставления.

При помощи категории вида в русском языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся к понятийной категории вида. Принято говорить об общем значении (семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых значениях).

Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ концептуализации действительности. А именно, различаются следующие фундаментальные категории: событие, процесс, состояние. Состояние – это положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка времени: Маша любит Петю ; Васю знобит . Когда одно состояние сменяется другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю ; Вася согрелся . Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для своего поддержания: мальчик гуляет, играет ; они разговаривают ; костер горит . Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы(кипит , беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от нетерпения, хворает , чего-то ждет ), но также и события (внезапно понимает , каждый день приходит ).

Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том, что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов. виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная семантика видового противопоставления реализуется различными способами в зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика видового противопоставления различна для глаголов разных семантических классов), значение грамматических категорий (прежде всего времени и наклонения), наличие в предложении некоторых специальных показателей, в частности отрицания и дейктических слов (таких, как этот ), тип речевого акта (сообщение, вопрос, просьба и т.п.) идр. Существует два принципиально различных типа контекстов. В одних противопоставление видовых форм выражает именно то различие, которое имеется в данном семантическом типе видовых пар, например, «действие, развивающееся по направлению к своему пределу» – «достижение предела», как в паре предложений Прошлым летом мы строили дачу ("занимались строительством") – Прошлым летом мы построили дачу ("закончили строительство"), т.е. речь идет о разных ситуациях. В других контекстах обе видовые формы описывают одну и ту же ситуацию действительности, и видовое противопоставление выражает лишь разные способы ее концептуализации (ср. Этот дом строил мой дед – Этот дом построил мой дед ). Наиболее изученными контекстами второго типа являются оппозиция сов. вида и несов. общефактического в прошедшем времени (ср. выше) и употребление видов в императиве (Расскажи мне, что там произошло – Ну, рассказывай , что там произошло ).

Частновидовые значения.

Совершенный вид имеет небольшой разброс частных значений. Основное значение сов. вида называется конкретно-фактическим (Иван уехал за границу ). Имеется также ряд периферийных значений: наглядно-примерное (Увидит бездомную собаку на улице, скажет ей ласковое слово и пойдет своей дорогой ); это же значение иногда называют узуальным, потенциальное (Ты, Вась, и мертвого расшевелишь ), суммарное (Семь раз примерь , один отрежь ) и некоторые другие. Несовершенный вид имеет более богатый спектр частновидовых значений; при этом некоторые из них возможны только для глаголов определенных семантических классов. Самым ярким значением несов. вида является актуально-длительное, которое называют также конкретно-процессным. Глагол несов. вида в актуально-длительном значении описывает процесс или состояние, длящиеся в момент наблюдения (Когда я вошел, моя жена накрывала на стол, а сын лежал на диване и читал книгу ). Разновидностью актуально-длительного значения является когнативное, т.е. значение попытки (утешал , но не утешил ; решал , но не решил ).

Актуально-длительное (оно же конкретно-процессное) значение есть далеко не у всех глаголов несов. вида; более того, наличие или отсутствие у глагола актуально-длительного значения является его важной семантической характеристикой. А именно, это значение не может выражаться глаголами, описывающими ситуации, которые не являются актуальными (конкретными) или не являются длительными (процессными). Первую категорию составляют глаголы, обозначающие устойчивые состояния, свойства и соотношения, лишенные признака процессности, протекания во времени (знать , понимать , предполагать , подозревать , любить , существовать , присутствовать , отсутствовать , соответствовать , означать , иметь и т.п.). Такие глаголы можно назвать глаголами неактуального состояния. Другую группу глаголов, не способных к актуально-длительному употреблению, составляют глаголы, обозначающие вид деятельности (руководить, управлять, царствовать, воровать, учительствовать, торговать, рыбачить, плотничать, вдовствовать и т.п.). Не имеют актуально-длительного значения также глаголы многократного и прерывисто-смягчительного способа (хаживать, сиживать, бывать, почитывать, поколачивать и т.п.), у которых неактуальный характер действия входит в лексическое значение.

Кроме того, актуально-длительное значение отсутствует у так называемых «моментальных» глаголов (находить, достигать, приходить и т.п.), которые могут обозначать лишь момент достижения цели, но не ведущий к нему процесс: так, нельзя сказать *Альпинисты три часа достигали вершины , *Я долго находил потерянный кошелек.

Помимо актуально-длительного, у несов. виды выделяют следующие значения. Узуальное: обозначение привычного, постоянно воспроизводимого действия (ср. Он курит, обедает в ресторане, спит с открытой форточкой , по субботам он моется в бане ); потенциальное: значение умения, способности делать что-то (Она говорит по-французски = "умеет говорить"; крокодилы не летают, мост выдерживает сто тонн ). Специального упоминания среди значений несов. вида заслуживает значение многократности, или итеративное. Его особое место в системе частных значений несов. вида определяется даже не столько тем, что обозначение повторяющегося действия исторически является первичной функцией несов. вида (а формальные показатели имперфективации – исходно являются показателями итеративизации), сколько тем, что несов. вид здесь может использоваться для обозначения событий – вместо сов. вида, который был бы употреблен при обозначении того же события, но случившегося один раз, ср. Утром он заварил себе чай и Он каждое утро заваривает себе чай . Необходимость такой замены лежит в основе критерия установления видовой парности (см. ниже).

Еще одно важное частное значение несов. вида – общефактическое. Оно включает группу значений, главным в которой является общефактическое результативное, когда глагол несов. вида обозначает действие, достигшее результата (Зимний Дворец строил Растрелли – имеется в виду "построил"). Важная роль этого значения в аспектуальной системе русского языка определяется тем обстоятельством, что здесь возникает так называемая конкуренция видов, так как несов. вид в общефактическом результативном значении может употребляться для обозначения тех ситуаций действительности, которые могут быть названы также глаголом сов. вида в конкретно-фактическом значении (ср. Ты показывал ей это письмо ? и Ты показал ей это письмо ?). Между совершенным и несовершенным видом всегда имеется, однако, различие на уровне интерпретации, способа видения одного и того же события действительности, суть которого сводится к тому, что общефактическое значение несов. вида делает акцент на самом факте, а конкретно-фактическое значение сов. вида – на его релевантных последствиях.

Кроме результативного, у общефактического результативного значения различают следующие разновидности: общефактическое двунаправленное (результат был достигнут, но аннулирован противоположно направленным действием: К тебе кто-то приходил = "пришел и ушел"), нерезультативное (действие не достигло результата: Я умолял ее вернуться ), непредельное (значение прекратившегося состояния или процесса (В детстве Маша боялась мышей ; На этой стене висела картина ).

Понятие видовой пары.

Зачем нужно понятие видовой пары? Прежде всего, затем, что видовыми парами активно пользуются носители языка в своей повседневной речевой деятельности. Дело в том, что многие языковые правила требуют, в определенных контекстах, замены совершенного вида глагола на несовершенный. Так, всем иностранцам, изучающим русский язык, сообщают правило, согласно которому в предложениях с императивом при добавлении отрицания совершенный вид заменяется на несовершенный (ср. Позвони жене – Не звони жене ). Существуют и другие подобные контексты. Одним из них является повествование в так называемом настоящем историческом, когда рассказ о прошлых событиях ведется в настоящем времени, как если бы они происходили на наших глазах, например: И тогда Спартак поворачивает на юг и за три дня добирается до Сиракуз. Если бы мы вели повествование в прош. времени, мы бы сказали: повернул и добрался , восстановив тот сов. вид, который при переводе повествования в наст. историческом был заменен на несовершенный. Другой такой контекст – рассказ о повторяющихся событиях, ср.: Встретив на своем пути черную кошку, Николай каждый раз пугается, плюет через левое плечо и на всякий случай поворачивает обратно . Если бы речь шла о единичном событии, мы бы сказали: испугался, плюнул, повернул . Во всех таких случаях носитель языка легко справляется с подобной заменой, и тем самым с задачей нахождения видового коррелята – поскольку в качестве имперфективного субститута данного глагола сов. вида может выступать, естественно, не произвольный глагол несов. вида, а именно тот единственный глагол несов. вида, который образует с ним видовую пару.

На этом основан критерий видовой коррелятивности, предложенный Ю.С.Масловым в работе 1948 (которая была оценена по достоинству лишь в 1970-е годы и в значительной степени определила дальнейшее развитие аспектологической науки). Видовую пару образуют два глагола противоположного вида (их называют, соответственно, перфективным и имперфективным членом видовой пары), если данный глагол несов. вида может быть употреблен вместо данного глагола сов. вида при переводе повествования в форму наст. исторического и в контексте многократности. Так, например, глаголы открыть и открывать образуют видовую пару, потому что наряду с предложением Придя домой, я открыл окно в русском языке существуют предложения типа Прихожу я вчера домой, открываю окно… с одной стороны, и Каждый день, приходя домой, я открываю окно – с другой; при этом в обоих предложениях с глаголом несов. вида открывать этот глагол обозначает то же самое событие, что и глагол сов. вида открыть . Критерий Маслова позволяет установить и более нетривиальные случаи видовой коррелятивности, например, он показывает, что пара искать найти не является видовой (в отличие от семантически близкой ловить поймать ). Так, например, предложение Он вышел во двор, поймал бабочку и принес ее домой в наст. историческом будет выглядеть как Он выходит во двор, ловит бабочку и приносит ее домой (здесь форма ловит указывает на процесс, достигший результата, т.е. = "поймал"). Однако аналогичную замену нашел на ищет – например, в предложении Он нашел на дороге кошелек и поднял его произвести нельзя: ищет кошелек по-русски не может обозначать то же самое, что нашел кошелек. Последнее предложение в наст. историческом должно быть передано как Он находит на дороге кошелек и поднимает его – откуда следует, что видовой парой к найти является глагол находить .

Итак, видовая коррелятивность имеет место тогда и только тогда, когда глагол несов. вида может обозначать то же самое событие, что и глагол сов. вида. Однако обычно входящий в видовую пару глагол несов. вида обозначает, кроме того, еще какой-то процесс или состояние, связанные с этим событием. В зависимости от того, что обозначает глагол несов. вида (в несобытийном значении), между членами видовой пары могут быть различные семантические соотношения. Наиболее характерным является предельное соотношение: глагол несов. вида обозначает действие, развивающееся по направлению к своему внутреннему пределу (завершению), а глагол сов. вида обозначает достижение этого предела, ср. строить построить , писать написать , переписывать переписать , делать сделать и т.п. Предельное соотношение в некотором смысле является образцовым, парадигматическим для всей категории вида (в частности, в том, оно послужило источником для обозначения видов – соответственно, «несовершенный» и «совершенный»). Однако оно вовсе не является единственно возможным. От предельных пар отличаются градационные (повышаться повыситься , увеличиваться увеличиваться ), в которых нет внутреннего предела: здесь процесс ограничивается извне, самим моментом наблюдения. С другой стороны, в русском языке имеется довольно обширный класс видовых пар, в которых имперфективный член обозначает некоторое состояние (обычно – внутреннее состояние человека), а перфективный – переход в это состояние; например, глагол понимать обозначает состояние, наступившее в результате события, описываемого глаголом понять . Ср. также: видеть – увидеть , слышать – услышать , чувствовать – почувствовать , хотеться – захотеться , огорчаться – огорчиться , удивляться – удивиться и т.п. Такое семантическое соотношение называется перфектным. Семантическое соотношение в парах типа идти – пойти , бежать – побежать называют ингрессивным (или начинательным). Весьма обширным является класс семельфактивных видовых пар (кидать – кинуть , махать – махнуть ), в которых имперфективный член описывает некоторую деятельность, а перфективный указывает на единичный «квант» этой деятельности. Существуют и другие типы семантических соотношений. Возможен даже такой «вырожденный» случай, когда имперфективный член видовой пары не имеет никакого собственного значения: он может выступать только в функции «заместителя» глагола сов. вида в тех контекстах, где правилами русской грамматики требуется замена сов. вида на несов.; такие пары называются тривиальными; к ним относятся, например: найти находить , прийти приходить , съесть съедать , достичь достигать , оказаться оказываться .

Морфологически соотношение между членами видовой пары тоже может быть различным. Наиболее распространено такое формальное соотношение, при котором глагол несов. вида морфологически является производным от глагола сов. вида, а именно, получается при помощи присоединения имперфективирующего суффикса: -ыва- /-ива- (переписать – переписывать , зашнуровать – зашнуровывать просмотреть – просматривать ), -а-/-я- (решить – решать, заменить – заменять, обвинить – обвинять ), -а-/-ва- нажать – нажимать, напасть – нападать ; открыть – открывать, убить – убивать ), -ева- (затмить – затмевать, застрять – застревать ). Глагол несов. вида может получаться из глагола сов. вида путем отсечения имеющегося в нем суффикса -ну- : и одновременного присоединения имперфективирующего суффикса -а-/-я- или -ыва- /-ива- , например: крикнуть – кричать , махнуть – махать , улыбнуться – улыбаться , отдохнуть – отдыхать , погибнуть – погибать , оглянуться – оглядываться и т.п. В других случаях, наоборот, глагол сов. вида получается из глагола несов. вида путем присоединения приставки (такие пары называются префиксальными – в отличие от суффиксальных, полученных присоединением суффикса): чувствовать по чувствовать , варить с варить , хотеться за хотеться , слепнуть о слепнуть , пугаться ис пугаться . Имеются, кроме того, так называемые супплетивные пары, т.е. образованные от разных основ (взять – брать , положить – класть , поймать – ловить , сказать – говорить ), а также разнообразные смешанные типы (покупать – купить, сажать – посадить, треснуть – трескаться и др.). Наконец, отдельным формальным типом видовых пар являются двувидовые глаголы (жениться, велеть, казнить, обещать, исследовать, ликвидировать, эмигрировать, квалифицировать и т.п.), которые с точки зрения их функционирования в системе представляют не что иное, как пары омонимичных (формально не различающихся) глаголов противоположного вида. Класс двувидовых глаголов в русском языке представляет собой периферийное явление. Он постоянно пополняется за счет заимствований, но по мере освоения эти глагола начинают формально дифференцироваться за счет того, что или перфективный член пары маркируется префиксом (ср. про информировать , от реставрировать ), или же имперфективный – суффиксом (арестовыва ть , организовыва ть ).

Непарные глаголы.

Далеко не все русские глаголы входят в видовые пары. Существуют как непарные глаголы сов. вида (perfectiva tantum), так и непарные глаголы несов. вида (imperfectiva tantum). Эти два класса устроены по-разному. К непарным глаголы сов. вида относятся, например: очнуться , очутиться , ринуться , хлынуть , грянуть , рухнуть , посчастливиться , поперхнуться , угораздить , состояться ; кроме того, сюда относятся также глаголы некоторых способов действия, а именно: инхоативного (заплакать ), делимитативного (поиграть ), дистрибутивного (пооткрывать ). Запрет на образование несов. вида от таких глаголов, как очнуться или ринуться , связан с морфологией и вообще говоря не имеет абсолютного характера: при необходимости в речи могут появится формы типа очунаться или ринаться . Невозможность имперфективации глаголов перечисленных способов действия имеет более системный характер. Что касается класса непарных глаголов несов. вида, то он, во-первых, является более обширным, во-вторых, отсутствие видового коррелята у этих глаголов обусловлено непосредственно их семантикой: это глаголы, обозначающие различные состояния, свойства и соотношения (иметь , значить , стоить , принадлежать , состоять , соответствовать , знать , любить , бояться и т.п.), которые не могут обозначать никакое событие – и тем самым не могут входить в видовую пару.

Категория вида относится к одной из наиболее сложных категорий русской грамматики; многие вопросы аспектологической теории остаются дискуссионными. Особенную трудность категория виды вызывает при изучении русского языка, так как выбор вида в конкретном высказывании является результирующей множества взаимодействующих факторов.

Анна Зализняк

Литература:

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким , т. II. Братислава, 1960
Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол . Л., 1967
Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке . М., 1968
Бондарко А.В. Вид и время русского глагола . М., 1971
Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова . М., 1976
Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола . М., 1982
Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии . Л., 1984
Падучева Е.В. Семантические исследования . Ч. I: Семантика времени и вида. М., 1996
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики ). Ч. I: Онтология явлений и русский вид. М., 1997
Зализняк Анна А., Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию. М., 2000