Что входит в понятие гражданская лирика? И чем философские стихи отличаются от стихов о гражданской лирике? Гражданская поэзия Что такое гражданская лирика в литературе.

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

Даже политические реалии, репрессии и перевороты могут иметь глубокую художественную и эмоционально-лирическую основу, если это гражданская лирика. Вне зависимости от эпохи, всегда находились талантливые поэты, которым было больно за свою страну, свой народ, свое будущее. Но в своем арсенале они имели только слова, в которых выражали настроение народа, описывали истинный патриотизм и переживали за судьбу своего государства.

Гражданская лирика - это…

Общественная жизнь, история и политика - вот предметы интересов этого жанра. В произведениях поэты описывают коллективные стремления, выражают свою любовь и преданность Родине, рассказывают о борьбе со злом в обществе и проявляют личные переживания за судьбу государства. Пожалуй, это основные темы гражданской лирики.

В таких стихотворениях не особо важен художественный размах, главное, чтобы произведение было глубоким и наполненным смыслом. Гражданские поэты во все времена считались защитниками своего народа, поскольку выражали в стихах его дух и стремления.

Каким должен быть стих?

Даже в наши дни можно встретить произведения, которые их авторы гордо именуют - гражданская лирика. Это в большинстве своем только громкие слова, ведь в их произведениях нет той искренности, глубины и стремления к справедливости. Современные авторы просто пытаются выпустить пар, они рифмуют строки, высказывая свое личное негодование, и пытаются найти единомышленников. И это гражданская лирика?!

Для тех, кто несведущ в таких вопросах, стоит почитать произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, которые были одними из лучших в этом жанре. Стихи гражданской лирики должны:

  1. Быть совершенными по форме и звучанию. Никто еще не отменял литературный язык. Рифмы, написанные простонародным языком, вперемешку с ругательствами в адрес политика или партии, не являются гражданской лирикой.
  2. Произведение не должно быть повелительным или назидательным. Простая история с плавным переходом к вечной философской теме - вот и весь секрет.
  3. Помогать представить себя в описываемом событии.
  4. Заставлять думать о том, чем стихи помогут обществу.

Лирика Тютчева

Гражданскую лирику лучше всего рассматривать на чем-то конкретном. К примеру, анализируя произведения классиков русской поэтической мысли. Пожалуй, сначала рассмотрим лирику Тютчева.

По своей сути поэт был консерватором. Он не приветствовал революции и перевороты, а главное, всегда считал, что Россия должна поддерживать порядок и спокойствие в странах Европы. В его арсенале очень много стихотворений на гражданскую тему. Например, «Знамя и слово», «Русская география», «К Пушкину на Вольность», «Рассвет» и т. д. Ну и, конечно же, всем известные строки: «Умом Россию не понять ». Уже из этих строк видно, насколько гражданская лирика Тютчева пропитана любовью к Родине и гордостью за свою страну.

Стихи Пушкина

Гражданская лирика А. Пушкина отличается особой свободой мысли. Он начал писать рано, когда еще учился в лицее, где и были сформированы взгляды поэта на политику. Первым гражданским стихом Пушкина по праву можно считать «Послание Лицинию». Поэт прибегает к римскому колориту, но все его вопросы адресованы русскому читателю.

Спустя некоторое время из-под пера Пушкина выходит ода «Вольность». В основе композиции лежит простая, прозаичная и очень давняя идея: как за внешней красотой скрывается уродство. Поэт рассказывает, что, находясь в неволе, люди разучились различать добро и зло. Но также он свято верит в возможность искоренить все негативное из общества, если свергнуть самодержавие и ограничить правящую элиту конституцией. В противном случае правителям не будут страшны «Ни наказанья, ни награды ».

Немного позже в гражданской лирике прослеживаются мотивы надежды на доброту самодержца. В «Стансах» Пушкин обращается к новому царю с просьбой помиловать участников декабристского восстания. Но самое лучшее гражданское произведение поэта - «К Чаадаеву». Основная тема стиха - служение Отечеству, однако она так умело завуалирована интимными переживаниями, что гражданские мотивы обретают очертание личных.

Лирика Лермонтова

Гражданские стихи молодого Лермонтова стали появляться после смерти Пушкина. Он был первым, кто выразил свое негодование правящей властью, написав, что в смерти выдающегося поэта виновата не пуля от пистолета, а «жадная толпа, стоящая у трона ».

Можно сказать, что Лермонтов продолжил гражданские традиции Пушкина. Как и его предшественник, поэт слыл в народе борцом за свободу. Произведение «Жалобы турка» было написано в виде письма-обращения к другу-иностранцу, вот только здесь Лермонтов рассказал много чего о порядках, которые царят в стране: «Там стонет человек от рабства и цепей. Друг! Этот край… моя отчизна ».

Также Лермонтов писал, что невозможно умному, душевному и честному человеку жить в светском обществе. Он ждал революции и непрестанно упоминал об этом в своих произведениях. В его стихах видна глубокая неудовлетворенность действительностью, протест против самодержавия, чувствуется мятежный дух, отрицание покоя и глубокая, беспросветная грусть от осознания собственного одиночества. В работах Лермонтова отражается настроение всей его эпохи.

Так писал Некрасов

Гражданские мотивы в ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести перед угнетенными людьми. Некрасов всегда считал, что самое главное в творчестве - это любить свой народ и родину, «служить им сердцем и душой ».

Родину он представляет в образе матери. Находясь вдалеке от родной страны, он страдает, бездействует и испытывает Но стоит только поэту увидеть родные пейзажи, как нерастраченная творческая энергия вырывается на волю. Основные мотивы его произведений - и человеку.

Некрасов очень правдоподобно изображает сельский быт и почти в каждом своем произведении упоминает о том, что хотел бы увидеть свободного человека и процветающее общество. Он не был революционером, призывающим к бунту. Некрасов считал себя человеком высокой морали и всегда говорил, что нельзя равнодушно смотреть на беды других людей.

Гражданская лирика Некрасова носит демократический, крестьянский характер. Поэта волнуют тяжелые судьбы людей, и все, что он может сделать - это верить в счастливое будущее. И облачая свою веру в рифмованные строки, он делится ею с народом, пытаясь сохранить в обществе хотя бы крошечный луч светлой надежды. Он делает все то же самое, что и другие поэты гражданских стихов, только смотрит на общество по-другому.

Это поэтическая грамматика?!
- Ещё какая!
Содержание:
I. Темы. Идеи.
II.Образы. Композиция.
III.Стихотворный размер. Ритм (отсылка к электронной программе).
IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.
V. Учебный материал.
VI. В помощь (электронные программы: "Пять в одном" и др.).
VII. "Узелки на память".
VIII. Приложение (словарь качеств и др. полезная информация).
IX. Короткое послесловие.
I. Темы. Идеи.
«Горячая десятка»:
1. Тема Родины и народа. Родину не выбирают - её защищают, за счастье борются. 2. Живая современность, её самые острые, самые болевые проблемы.
3. Человек и Природа. Храм Красоты.
4. Тема человеческого подвига. Воспевание Человека, и в страдании не теряющего своего величия, внутреннего достоинства.
5. Тема любви. 6. Мифология, история. Прошлое, пропущенное через призму фантазии.
7. Философия жизни. Иронический и весёлый взгляд на своё прошлое, на молодость с её легкомыслием, на зрелость с её снобизмом, на старость с её причудами.
8. Тема искусства, торжествующего над временем.
9. Тема поэта и поэзии.
10. Тема стоицизма: стонать, молиться, плакать - удел рабов. Оптимизм. Бодрость. Мужество. Добрый смех, шутка, улыбка. "Говоря о смерти, воспевайте жизнь!"
Поменьше пальбы из пушек по воробьям.
II. Композиция. Образы.
"Лучшая десятка рекомендаций":
1. Соблюдайте законы перспективы! Благодаря перспективе предметы можно приблизить к переднему плану, увеличив их размеры, или отдалить, уменьшив, во времени и пространстве. Делать это можно с помощью пространственных и временных наречий.
2.Должна быть какая-то исключительность, особенность, нестандартность изображаемого момента, что позволит привлечь внимание к происходящему.
3. Недостатки компоновки - обилие фигур, второстепенных деталей, лишённых выразительности. Надо, чтобы читатель сконцентрировал своё внимание на главном. Тургенев, изображая разночинца-демократа Базарова, обращает внимание на его руку и балахон - и этого достаточно, чтобы показать происхождение и род занятий героя.
4. Большое значение имеет объём произведения для компоновки всего изображаемого. Стремитесь к краткости, как учил Чехов. Лирику отличает от прозы прежде всего динамичность слова. Малый объём и динамичность предопределяют жёсткий отбор, и немногое отобранное получает непомерную нагрузку. Это относится, например, к внешности, к жестам персонажей.
А.Фет написал:
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
А вот ахматовские строки, передающие волнение героини:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
В поэзии эти строки поражают читателя, а в прозе они вряд ли произвели бы сильное впечатление.
5. Принцип целесообразности - все средства, используемые художником слова, должны быть подчинены теме и идее произведения.
6. Поэт, как и художник, до начала работы должен ясно представлять все подробности изображаемого, конкретность момента и места действия, число фигур и их расположение, о чём они будут говорить, как они будут действовать.
7. Построить картину надо так, чтобы переменить ничего нельзя было: ни одного слова, ни одного знака препинания, ни одного движения персонажа.
8. Построение произведения:
а) слово (особенности языковые);
б) сопутствующие образы (свет, звук, пространство, время, образы вещей, цвет, интерьер и др.);
в) отдельный образ - персонаж(портрет,характер, речевая характеристика. Где и когда? С кем? Каким образом? Что? и т. д.);
г) мотивы поведения, действия персонажа (основные, микромотивы. Мотивы складываются в сюжет, сюжетные линии переплетаются - так строится композиция);
д) тема и идея.
9.Портрет персонажа: внешность, черты лица, детали одежды, душевное состояние, взгляды и духовные ценности, социальный статус, семейное положение, рассказ о прошлой жизни и т.п.
10. Упрощённо схемы композиции выглядят так:
1.Кто?(Что?) - Где? - Когда?(В прошлом, настоящем или будущем? Как долго?) - С кем? - При каких обстоятельствах? - Каким образом? - Что из этого получилось?
2. Предыстория - история - эпилог (возможны дополнения и вариации).
III. Стихотворный размер. Ритм.
"Программа без промаха" проверит "алгеброй гармонию".
Найдите в Интернете электронную программу с приложениями Poem Parser-2, которая поможет вам расставить ударение, проверить ритм, определить размер, найти ошибку. Наряду с классическими размерами силлабо-тонической системы стихосложения (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом) она определяет тонический стих или указывает, что структура не опознана.
Не найдёте - слушайте музыку стиха! Пойте! И забудьте про все размеры! Русская душа подскажет ритм не хуже всех программ и учебников.
IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.
Если учиться у кого краткости, яркости, точности, простоте, выразительности, то лучше у самого Пушкина. Это образец, эталон.
10 приёмов и средств выражения из поэзии Пушкина:
1. Инструментовка стиха:
Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет;
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.
Сравни похожую инструментовку у Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Скопление «р» передаёт громовые раскаты.
Инструментовкой можно передавать шум воды, ветра, топот ног, копыт, подков и др.
Одно "но".
Пушкин, написавший: "Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой", в совершенстве владел инструментовкой. Но он, очевидно, считал, что поэт может себе это позволить изредка, решая определённую задачу. Сплошная инструментовка стиха, надо думать, показалась бы Пушкину ребяческой затеей.
Есть ещё смысловая инструментовка. Она была ещё более существенной для поэтов-символистов.Например, достаточно таких семантических знаков, как Маир, Ойле, Лигой, чтобы создать Сологубу прекрасный мир мечты:
Земля Ойле живёт в волнах эфира,
Земля Ойле,
И ясен свет блистающий Маира
На той земле.
2. Способ обрисовки целой картины через какую-нибудь характерную мелочь.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
Можно ли ярче передать ощущение зимы и мороза, чем через этот «поцелуй» и «пыль снегов»? Ростов у Толстого целует Соню, чувство поцелуя смешивается у него с запахом жжёной пробки. Этот способ обрисовки идёт от Пушкина.
3. Большую роль в поэзии играет символика. У Пушкина конкретная дорога получает значение жизненного пути вообще со всеми его печалями и радостями. Стоит заглянуть в словарь символов.
4. Поэтическая речь любит намёки. Классик часто намекает на что-то известное только двоим - автору и той, к которой он обращается:
Сказать ли вам моё несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествие а Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
О чём слёзы? С кем вдвоём? Зачем в Опочку? Что обозначает это фортепьяно?
Только намёки, но за ними вырастает определённая картина: есть соперник, он живёт где-то около Опочки, героиня уединяется с ним в углу, что-то происходит за игрой на фортепьяно и т.д. Согласитесь, что намёки создают загадочность, таинственность, подогревают интерес читателя. Возьмите это на вооружение.
5. Игра на паузах. Живое чувство не передаётся гладкими фразами - оно требует свободных эмоциональных оборотов речи, улавливающих малейшее сердечное движение. Иногда пауза действует сильнее, чем какое бы то ни было - хотя бы самое краткое - высказывание. Бывают случаи, когда «лишь молчание понятно говорит». И Пушкин был неподражаемым мастером игры на выразительных паузах.
Теперь она сидит, печальна и одна…
Одна… Никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна…ничьим устам она не предаёт
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…
Далее пропуск: три строки точек. Что же скрывается за этим пропуском - конечно, мнимым? Ревнивые мысли. Дальше он их отбрасывает:
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен.
Строка точек, и затем только 2 слова, развязка всей драмы ревности:
Но если…
6. Поэтический фон (цветовой, звуковой, вкусовой, предметный и т.д.) помогает выделить элементы композиции и создать настроение.
Это может быть пушкинский аромат сирени и горький дым костров, осенняя позолота и т.д.
Запах антоновских яблок (у Бунина).
7. Закон пластики. Жесты, мимика, поза, движения передают не только ситуацию, но и самую сущность характеров. Пластически изображается молчаливое горе черкешенки после исповеди пленника:
Раскрыв уста, без слёз рыдая,
Сидела дева молодая.
Туманный, неподвижный взор
Безмолвный выражал укор;
Бледна как тень, она дрожала;
В руках любовника лежала
Её холодная рука…
8. Авторская позиция. Иногда лучше стоять «над борьбой». Пушкин в «Медном всаднике» и в «Цыганах» не дает морали. Выводы он предоставляет уму и сердцу читателя.
9. Фольклорные истоки. Пушкин внимательно изучал пословицы, поговорки, народные песни и всякого рода старинные выражения. С украинским песенным материалом Пушкин знакомился по изданию «Малороссийских песен» М.А. Максимовича. По рассказу Максимовича, Пушкин при написании «Полтавы» сам говорил ему, что «обирает» его песни.
Народно-поэтические приёмы, которые использовал Пушкин:
1) отрицательные сравнения:
Не серна под утёс уходит,
Орла послыша тяжкий лет,
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенье ждёт…
2) отрицательные эпитеты:
Не долгогривыми конями…
3) народно-поэтические метафоры:
И ночь, когда голубку нашу
Ты, старый коршун, заклевал.
4) повторения, играющие роль эпической формулы:
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы…
И снова:
Богат и знатен Кочубей,
Довольно у него друзей…
5) вопросительные обороты, композиция в форме загадки-разгадки, народные эпитеты и др. Примеры в стихах А.С. Пушкина.
10. Парность контрастных образов - основной композиционный приём пушкинских романтических поэм. Пленник сопоставляется с черкешенкой, Алеко с Земфирой, Зарема с Марией. И это не просто сопоставление разных характеров, а столкновение противоположных морально-психологических начал.
V. Учебный материал:
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительных средств языка: тропов, стилистических фигур и др.
Троп (греч. тропос - поворот) - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые являются близкими по какому-либо признаку.
Стилистическая фигура, или фигура речи - прием стилистического синтаксиса, используемый для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности.
К средствам художественной выразительности относятся также ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Изобразительно-выразительные средства языка.
1. Тропы:
1) Эпитет
(от греч. - приложение) Художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойства предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание: тучка золотая, чудное мгновение и др.
2) Сравнение
Основано на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого: глаза как небо голубое, река как зеркало и др.
3) Метафора
(от греч. - перенос) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение по тому же признаку, в котором слова как, будто, словно и др. отсутствуют: пробирается луна, серп гулял, осень плачет листвою и др.
4) Метонимия
(от греч. - переименование) Замена прямого названия предмета другим, имеющим причинную связь с первым; метафорическая образность: я три тарелки съел, мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет, заснул Париж и др.
5) Синекдоха
Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по принципу количественных отношений: все спит: и человек, и зверь, и птица; и слышно было до рассвета, как ликовал француз, пропала моя головушка
6) Олицетворение
Особый вид метафоры, изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: ветер воет, и звезда с звездою говорит и др.
7) Аллегория
(от греч. - иносказание) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный жизненный образ: В флорентийской мистерии 18 в. Бог посылает Душе Веру, Надежду и Милосердие в роскошных одеяниях, Дьявол - Ересь, Отчаяние, Чувствительность и другие подвластные ему силы во главе с Ненавистью.
8) Гипербола
(от греч. - преувеличение) Чрезмерное преувеличение размера, силы, значения чего-либо: градоначальник Баклан, который был такого роста, что переломился во время бури; реки крови
9) Литота
(от греч. - малость, умеренность) Художественное преуменьшение величины, силы, значения явления: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, девочка-дюймовочка
10) Ирония
(от греч. - притворство, насмешка) Иносказание, выражающее насмешку или лукавство:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог (А.Пушкин)
2. Фигуры:
1) Анафора
(от греч. - вынесение вверх) Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф.Тютчев)
2) Эпифора
Повторение в конце стихотворных строк, стихов слов или словосочетаний; противоположна анафоре:
Кратчайший Георгий, горчайший - свеча моих бдений - Георгий, Кротчайший - с глазами оленя - Георгий! (М.Цветаева)
3) Антитеза
(от греч.- противоположение) Противопоставление характеров, обстоятельств, образов и т.д., создающих эффект контраста:
Они сошлись, вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.Пушкин)
4) Асиндетон
(бессоюзие) Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения: Швед, русский колет, рубит, режет... (М. Лермонтов)
5) Полисиндетон
(многосоюзие) Преднамеренное увеличение союзов в предложении: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Короленко)
6) Оксиморон, оксюморон
(от греч. - остроумно-глупое) Сочетание противоположных по смыслу понятий (как правило существительного с прилагательным или глагола с наречием): Живой труп (Л.Толстой), толпа мертвецов (Н.Некрасов). Пышное природы увяданье (А.Пушкин). Сладко рыдать (А. Ахматова)
7) Градация
(последовательное усиление или уменьшение) Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и т д.
Красота, богатство, знатность и свобода -
Всё ей даровали случай и природа (Н.Некрасов)
8) Синтаксический параллелизм
Тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще - стихотворных строк или строф):
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла (А.Блок)
9) Эллипс, эллипсис
(от. греч. опущение, выпадение) Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения:
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - своё (М.Цветаева)
10) Умолчание
Заключается в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя:
- Всё?
- Всё.
- Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... (И.Тургенев)
11) Риторический вопрос
(от лат. - оратор) Вопрос, не предполагающий ответа. Он выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания: Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом клубится под тобой дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади... (Н.Гоголь)
12) Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему - нибудь:
Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет
13) Инверсия
(от лат. - перестановка) Нарушение общепринятой грамматической правильности речи, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность: Но слишком рано твой ударил час (Н.Некрасов)
Но изобразить словами - это не значит изложить на бумаге как можно больше и как можно больше пустить в ход приёмов. Никакие сведения и подробности, ни сравнения, ни эпитеты - ничто не поможет, если нам не интересно. А уж это зависит от автора, насколько сумеет он управлять вниманием читателя.
Самое страшное в поэзии, когда наружу вылезает приём.
VI. В помощь. Электронные программы.
1. Кубик Рубика «Пять в одном»
Существует бесплатная программа-словарь Rhymes , которая позволяет легко подобрать рифму, синоним, эпитет, узнать значение слова, выбрать нужную словоформу с правильным ударением.
Эта программа облегчит ваш писательский труд. Вот адрес, откуда её можно скачать: rifmovnik.ru/.
2. Проект "Сеть словесных ассоциаций". https://wordassociations.net/ru/
3. http://gramota.ru/
4.http://rifmovnik.ru/find
5.http://www.reright.ru/
6. http://rifma.com.ru/SLRZ-01.htm
7.https://5-ege.ru/pravopisanie-ne-i-ni/
8.http://rifmoved.ru/rifma-2.htm
9.http://my-dict.ru/dic/slovar-epitetov/887704-nervy
10.http://www.longsoft.ru/
12.http://endic.ru/epithet/K/default.htm
13.http://philologos.narod.ru/lotman/apt/index.htm
VII. "Узелки на память".
1. "Пляши от печки". В каждом стихотворении (кажется, по Блоку)должно быть "звёздное" слово, выражение, образ, которые задают тон, "придают свет" всему стихотворению и являются основой для самых неожиданных ассоциаций.
2. Одно из чудес поэзии заключается в умении высекать искру из простейших, даже самых будничных, самых банальных слов.
3. Не погуби в себя художника, погружаясь в самую тёмную метафизику, создавая вокруг себя невыносимую атмосферу нервозности, истерии, скандала. Хотя небольшой скандал, по выражению Есенина, помогает таланту.
4. "Пришёл, увидел, победил". Поэт должен увидеть, услышать, прочувствовать и отразить: придать конкретную форму даже абстрактному понятию.
Ищу тебя за гранью ожиданья,
За гранью самого себя.
Я так тебя люблю,
Что я уже не знаю,
Кого из нас двоих здесь нет. (Элюар)
5. Перевоплотись в предмет, который изображаешь, войди в его форму! Цветаева утверждала, что "поэту не стоит описывать, например, мост, на котором он стоит (мосты уже описаны), но он должен изобразить его изнутри. Осина уже дана зрительно, дай её внутренне, изнутри ствола - "сердцевиною".
6. Сделай соучастником своей беды или радости, своего отчаянья или восторга всё, что окружает тебя в мире: небо, горы, леса, реки, грозы, ливни и вещи.
7. Не изобретай слова - изобретай неслыханные отношения между словами!
8. Гоголь в статье "В чём же существо русской поэзии и в чём особенность" писал: "Даже и в те поры, когда метался он сам (Пушкин) в чаду страстей, поэзия была для него святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманно, опрометчиво из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем всё там до единого есть история его самого. Но это ни для кого не зримо. Читатель услышал одно только благоухание; но какие вещества перегорели в груди поэта, чтобы издать это благоухание, того никто не может услышать".
9. Копируя, подражая, вырабатывай свой стиль. Прислушивайся, но "иди своей стезёй".
10. "Свет и тени должны переходить друг в друга без границ", - учил Леонардо да Винчи. И в поэтическом творчестве надо избегать следов "кисти", следов мастерства. Добивайся естественности, плавности, простоты. Это путь к совершенству.
11. "Все жанры хороши,кроме скучного!.."
Вольтер
12. Поменьше сюсюкайте! Вспомните Зощенко: "Современная молодая женщина не любит, когда ей говорят уменьшительные слова. Она не любит, когда ей говорят: "ротик", "ручки" или "ножки"... 13. Лучшее - враг хорошему.
14. Верлен различал в поэзии "поэзию" и "литературу".
15. Душевную боль опиши "по всем правилам психиатрической науки".
16. Изучай "литературную технику" великих мастеров.
17. Сдержанность таит в себе гораздо больше степени воздействия на читателя, чем многословие, хотя бы и самое красноречивое.
18. Писать нельзя впопыхах, получается приблизительно. "Черкайте без сожаления это место, добивайтесь какой угодно ценой, чтобы оно засияло и засверкало, иначе всё дальнейшее в вас самом начнёт угасать от этой гангрены (Ал. Толстой).
19. Каждому писателю нужно видеть до галлюцинаций то, о чём он пишет. Бальзак, например, один в своей комнате вслух спорил, обличал своего героя: "Мерзавец, я тебе покажу!"
20. "Беспощадно нужно выбрасывать всё лишнее, ни одного звука для красоты. Одно прилагательное лучше двух, если можно выбросить наречие или союз - выбрасывайте, отсеивайте весь мусор, сдирайте всю тусклость с кристаллического ядра! Не бойтесь, что фраза холодна - она сверкает" (Ал. Толстой).
21. Э.Хемингуэй заметил, что подлинный художник начинает с малых форм и только посредственность сразу же принимается за эпопею.
22. "Поэзия - это форма любви" (М.М.Пришвин).
23. Хорошее вино требует выдержки. Дайте хотя бы ТРИ дня "отстояться" вашим стихам, а потом, после редакций, печатайте.
24. Произведение должно волновать автора и читателя, вызывать (в первую очередь) радостные чувства и эмоции.

VIII. Приложение.
1. Человек - главный объект изображения в искусстве. Поэтому всегда под рукой должен быть "Словарь качеств":
А. авантюрный. авторитарный. авторитетный. агрессивный. адекватный. азартный. аккуратный. активный. алчный. альтруистичный. амбициозный. аморальный. апатичный. артистичный. ассертивный (уверенное поведение, адекватная оценка обстановки и своих действий) . аскетичный. асоциальный. аутентичный (осознающий свои переживания и чувства) Б. баламут. банальный. бдительный. безалаберный. безапелляционный. безбожный. безвольный. бездарный. бездумный. бездуховный. бездушный. безжалостный. беззаботный. безмятежный. безответственный. безотказный. безразличный. безрассудный. безучастный. безынициативный. безнадежный. бережливый. бескомпромиссный. бескорыстный. беспардонный. беспечный. беспокойный. беспощадный. беспрекословный. беспринципный. беспристрастный. бессердечный. бессовестный. бесстыдный. бестактный. бестолковый. бесстрастный. бесстрашный. бесхарактерный. бесхитростный. бесцеремонный. бесчеловечный. бесчувственный. благодарный. благожелательный. благоразумный. благородный. благочестивый. болтливый. боязливый. брезгливый. брутальный. брюзгливый. буйный. бурный В. вальяжный. вдохновенный. вдумчивый. вежливый. великодушный. величественный. верный. весёлый. ветреный. взбалмошный. вздорный. взрывной. внимательный. внушаемый. властный. властолюбивый. возбудимый. возвышенный. волевой. воспитанный. восприимчивый. ворчливый. восторженный. впечатлительный. враждебный. вредный. всепрощающий. вспыльчивый. вульгарный. выдержанный. выносливый. выразительный. высокомерный. высоконравственный. вычурный Г. гадкий. галантный. гармоничный. гениальный. гибкий. гиперсоциальный. гневливый. глумливый. глупый. гордый. грамотный. грубый. грустный. гостеприимный. грозный. гуманный Д. дальновидный. деловой. двуличный. деликатный. дельный. депрессивный. деспотичный. дерзкий. деятельный. динамичный. дипломатичный. дисциплинированный. доблестный. добродетельный. добродушный. доброжелательный. добросердечный. добросовестный. добрый. доверчивый. домовитый. драчливый. дружелюбный. дурной. душевный Е. елейный. ершистый. естественный. ехидный Ж. жадный. жалкий. жалостливый. женственный. жесткий. жестокий. жестокосердный. жизнелюбивый.жизнерадостный З. заботливый. забывчивый. завистливый. зависимый. заводной. задиристый. задорный. задумчивый. задушевный. закадычный. замкнутый. заносчивый. занудный. запасливый. застенчивый. затейливый. заурядный. злой. злопамятный. злопыхательский. злорадный. зрелый И. игривый. идейный. избалованный. изворотливый. изобретательный. импозантный. импульсивный. индифферентный. инертный. инициативный. интеллектуальный. интеллигентный. интуитивный. инфантильный. искренний. исполнительный. испорченный. исступленный. истеричный К. капризный. кичливый. коварный. коллективный. колкий. кокетливый. конкретный. конкурентноспособный. консервативный. конструктивный. контактный. конфликтный. компанейский. компетентный. коммуникабельный. корректный. корыстный. красноречивый. креативный. криводушный. критичный. кроткий. культурный Л. ласковый. легкий. легковерный. легкомысленный. лживый. лидирующий. лихой. лицемерный. ленивый. ловкий. лояльный. лукавый. льстивый. любвеобильный. любезный. любознательный. любопытный. любящий М. малодушный. манерный. медлительный. меланхоличный. мелочный. меркантильный. мечтательный. мизантроп (человеконенавистник) . миловидный. милосердный. милостивый. мирный. миролюбивый. мнительный. многогранный. многоликий. мобильный. могущественный. молчаливый. мрачный. мстительный. мужественный. мудрый. мягкий. мягкосердечный Н. наблюдательный. навязчивый. наивный. наигранный. наглый. надёжный. надменный. напористый. напыщенный. нарциссический. нахрапистый. несломимый. насмешливый. настойчивый. настороженный. настырный. находчивый. неадекватный. неактивный. неблагосклонный. небрежный. невежа. невезучий. невозмутимый. невосприимчивый. невротичный. недоброхотный. недоверчивый. недовольный. нежный. независимый. незатейливый. незаурядный. неистовый. неловкий. нелюдимый. ненасытный. необузданный. необязательный. неопрятный. неорганизованный. неординарный. неосмотрительный. неосторожный. неповоротливый. неповторимый. неподатливый. неподдельный. неподкупный. непокорный. непосредственный. непостоянный. непринужденный. непритворный. неприхотливый. непродуктивный. непутевый. нерадивый. неразборчивый. неразумный. нерешительный. нервный. нервозный. неряшливый. несгибаемый. несговорчивый. несносный. несобранный. нестандартный. непоседливый. непредсказуемый. несговорчивый. несдержанный. несчастный. нетерпеливый. нечистоплотный. нечуткий. неугомонный. неуклюжий. неукротимый. неунывающий. неуравновешенный. неусидчивый. неустойчивый. неуступчивый. нравственный. норовистый. нудный О. обаятельный. обидчивый. образованный. обходительный. общительный. объективный. обыденный. ограниченный. одаренный. одержимый. одухотворенный. озорной. озлобленный. опрятный. оптимистичный. опытный. оригинальный. осведомленный. осмотрительный. основательный. остервенелый. осторожный. остроумный. отважный. ответственный. отзывчивый. откровенный. открытый. отходчивый. очаровательный. отчаянный П. пассивный. пафосный. педантичный. перфекционист (стремящийся к совершенству) . пессимистичный. плаксивый. поверхностный. поддельный. подлый. подозрительный. подстрекательный. подхалимный. позитивный. показной. покладистый. покорный. понимающий. порядочный. последовательный. постоянный. похотливый. пошлый. поэтичный. правдивый. праведный. прагматичный. практичный. преданный. предприимчивый. предупредительный. предусмотрительный. презрительный. пренебрежительный. претенциозный. привередливый. приветливый. придирчивый. прижимистый. приземленный. примерный. примитивный. принципиальный. притягательный. прозорливый. проницательный. простодушный. противоречивый. прямой. прямодушный. прямолинейный. притворный. приятный. проворный. пугливый. пунктуальный. пылкий Р. равнодушный. радушный. развратный. развязный. раздражительный. размеренный. разносторонний. разумный. ранимый. раскованный. распущенный. рассеянный. рассудительный. расторопный. расточительный. расчетливый. ревнивый. резвый. резкий. рациональный. респектабельный. решительный. ригидный (оцепенелый, противоположность импульсивности) . рисковый. робкий. ровный. романтичный С. самовлюблённый. самодисциплинированный. самодовольный. самоироничный. самокритичный. самонадеянный. самостоятельный. самоуверенный. саркастичный. сварливый. светлый. свободный. свободолюбивый. своевольный. своенравный. сдержанный. себялюбивый. сентиментальный. сердечный. серьёзный. слабовольный. скептичный. склочный. скользкий. скромный. скрытный. скрупулёзный. скупой. скучный. славный. сладострастный. словоохотливый. смекалистый. смелый. смиренный. смутьян. смышленый. снисходительный. сообразительный. совестливый. созидательный. сомневающийся. соперничающий. сосредоточенный. сострадательный. сочувствующий. спесивый. спокойный. справедливый. сребролюбивый. степенной. стеснительный. стервозный. страстный. стремительный. стрессоустойчивый. строгий. строптивый. стыдливый. стяжательный. суеверный. суетливый. сумасбродный. суровый Т. талантливый. тактичный. твердый. творческий. темпераментный. терпеливый. терпимый. тихий. толковый. тонкий. требовательный. тревожный. трепетный. трусливый. трудолюбивый. тунеядец. тщеславный. тяжелый У. убежденный. уважительный. уверенный. увлекающийся. угодливый. угрюмый. удачливый. уживчивый. умелый. умный. уклончивый. улыбчивый. умиротворенный. уникальный. упорный. упрямый. усердный. усидчивый. услужливый. устойчивый. утонченный. уступчивый. уравновешенный. участливый. учтивый. уязвимый Ф. фамильярный. фанатичный. фаталист (верящий в судьбу, в предопределенность) . фееричный. филантроп. флегматичный Х. хамовитый. ханжа. харизматичный. хвастливый. хваткий. хитрый. хладнокровный. хлебосольный. хозяйственный. холеричный. хорохористый. храбрый. хмурый. хрупкий Ц. целеустремлённый. целомудренный. цельный. циничный Ч. чванливый. человечный. человеконенавистный. честный. честолюбивый. черствый. чистоплотный. чистосердечный. чопорный. чувственный. чувствительный. чудаковатый. чуткий Ш. шаловливый. шебутной. шелковый. широкий. шкодливый. шумный. шустрый. шутливый Щ. щедрый. щепетильный Э. эгоистичный. эгоцентричный. экономный. экспрессивный. экстравагантный. экстраординарный. эксцентричный. эмоциональный. эмпатичный (сопереживающий) . энергичный. энтузиаст. эпатажный. эрудированный. эстет Ю. юморной. юркий Я. язвительный. яркий. яростный. ярый...
2.Примерная характеристика художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
3. Тональность. Продумать общий эмоциональный тон поэтического произведения поможет примерная шкала эмоциональных состояний:
1) чувство безнадежности, безысходности, состояние душевной боли, горечи, грусти, отчаяния, ощущение бессилия;
2) чувство благоговения, влюбленности, волнения, восторга, восхищения, очарованность, увлеченность;
3) чувство безразличия, состояние дремоты, опустошенности, ощущения пустоты, равнодушие;
4) состояние блаженства, истомы, неги, спокойствия, покоя, умиротворения;
5) чувство душевной боли, горечи утраты, скорби, печали, разочарования, душевное сострадание;
6) борьба чувств, возмущение, напряженность, неудовлетворенность, ощущение неясности, сумбурности, непонятности жизни, смущение, смятение;
7) радость, веселье, ликование, ощущение прилива сил и внутреннего подъема, упоение;
8) состояние влюбленности, взволнованности, восхищения, предощущения счастья, нежность, томление, умиление;
9) чувство гнева, досады, злость, недовольство другими или собой, неприятие, отвращение, презрение, ощущение несправедливости, ярость;
10) грусть, печаль, ностальгия, покорность, состояние хандры, задумчивость;
11) надежда, жажда счастья, ожидание чуда, предощущение чего-то доброго;
12) интерес, изумление, удивление, состояние сконцентрированного внимания, любопытство, наслаждение «игрой ума»;
13) чувство страха, опасение, боязнь, испуг, предвидение чего-то пугающего;
14) состояние одиночества, оторванности, отчужденности, уныния;
15) ощущение прекрасного, чувство гармонии, очарование, умиротворение, эстетическое наслаждение.
IX. Короткое послесловие.
К правилам стихосложения апеллируют графоманы.
Мария Гри.
Неточности формы и стиля "режут глаз" только в стихоподобных текстах.
Явления реальной поэзии обрушиваются на нас пространством.
Мария Гри.
Блестящее знание "грамматики" и умение применять её на практике сделает вас графоманом-виртуозом, пушкинским Сальери в поэзии, а чтобы стать Моцартом, нужно то, что называется "искрой божьей", - талант.
"Сальери"
Не разбить мне молчанье словесных оков,
Мёртвым словом не сдвинуть тяжёлые камни.
Я - Сальери, создатель алхимии слов,
Никому не известно моё ремесло,
И я сам не постиг его тайны.
Я чеканю слова и смотрю сквозь кристалл,
Как они расцветают узором,
Чтобы, вспыхнув на миг, став упругим, как сталь,
Тут же, в строчках, рассыпаться сором.
И, отчаянья чашу испив до конца,
Я опять начинаю сначала
Восхождение к слову тропою Творца.
Мы с ним схожи, но общего мало.
* На иллюстрации Моцарт и Сальери.

Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен материал в статье

Правила написания стихов в жанре ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА должны соответствовать всем требованиям к написанию ЛИРИКИ вообще, меняется только предмет интересов - общественная жизнь, история и политика. В произведениях гражданской лирики автор описывает наши коллективные чаяния, выражает свою любовь к родине, борьбу со злом в обществе, показывает личные (непременно личные!) переживания за судьбы своей страны.

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное. Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

Цель публикации большинства сайтовских поэтов куда проще – спустить пар и найти виноватых: обвинить «всех красных» или «всех белых», «всех коммунистов» или «всех богатых»,- всех, кто не входит в его лагерь, который он называет «наши». А еще - в полемике под стихами найти поддержку своих единомышленников, которые похвалят его точку зрения при любой его «нескладухе» и «матерке» - они ведь вчитываются только в содержание, а на технику письма и стиль таким «рецензентам» полностью наплевать!

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

2.
В гражданской лирике очень желательно УЙТИ ОТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ (от «мы пахали» и «вы должны»), ОТ НАЗИДАНИЙ и рассуждений «вообще», - лучше описать конкретный опыт или историю, и из этой отдельной истории, которой вы стали свидетелем, постараться выйти на уровень вечной, философской темы. Это очень сложно! Случай – частный, а раздумья и вывод – на все времена, не конъюнктурные, не на злобу дня...

3.
ОБРАЩЕННОСТЬ К СЕБЕ САМОМУ. Поднимая тему происходящего вокруг, автору полезно и желательно обращаться к анализу самого себя в описываемой ситуации. И при этом не опускаться до летописного пересказа увиденного. Я за то, чтобы поэт обратил все свое внимание не только на событие, случай, явление, но и на себя в этом событии - на свои личные заблуждения или прегрешения, на то, как он сам смог (или не смог) повести себя в данной ситуации.

4.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе сочинения гражданских стихов очень полезно подумать, что я могу сейчас дать своими стихами другим, и чем они помогут обществу, вместо того, чтобы искать виноватых и разжигать злые эмоции: одних жестоких владык возвеличивать зарифмованным слогом, а других – не менее жестоких, втаптывать в грязь. Мы все – граждане, и мы все и во многом виноваты - каждый на своем месте. Но чувство внутреннего покаяния перед... (я называю это Богом, а вы можете - своей совестью или Родиной) встречается крайне редко в нашей «стихирской» поэзии.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики "Пусти свой хлеб по водам":

Если что-то в моих советах показалось вам разумным - используйте их в написании ваших новых стихов на гражданскую тему. Всяческих вам успехов!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.