Что в биографии объединяет тютчева и фета. Биография тютчева

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич

(1820-1892) - поэт, прозаик, публицист, переводчик.
Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в разночинца - "иностранца Афанасия Фета", которому удалось получить русское подданство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее.
С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.
В 1840 году выходит первый сборник его стихотворений "Лирический пантеон", а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет", - пишет в 1843 году Белинский.
В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 году ему удается перейти в привилегированный гвардейский полк, расквартированный невдалеке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.
В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занимается хозяйством, выступает как публицист-консерватор. Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40-50-х годов (1863).
С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: "Из деревни" и "Записки о вольнонаемном труде". Определяющее начало в циклах - публицистика, но вместе с тем это самая настоящая "деревенская" проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл. Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза - язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе - реалистической.
Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтического творчества (1870-1892).
В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: "Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию".
Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, "делает много добра соседним крестьянам". Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой. В одном из писем он пишет:
"Застываю теперь, как земля осенью", в другом жалуется на "почти абсолютное одиночество". Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника "Вечерние огни", занимается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.
Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой - Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет - Шеншин стало привычным.
Фет - романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар "ловить неуловимое", фиксировать "эфирные оттенки чувства".
В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии - природа и любовь.
Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких стихотворениях, как "Печальная береза...", "Псовая охота", "Задрожали листы, облетая..." и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л. Толстого в первую очередь).
Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.
Другая, не менее значительная заслуга Фета - изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально-бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психологическая деталь выступает как часть целого.
"Влево бегущий пробор", "детские слезы", "нерукотворные черты", "изгибы близкой души", "муки души безгрешной", "образ мгновенный" - признаки героини.

Я не умру, мой друг. Тяжело мне замирают ноги… Е.Л.Тютчева, мать поэта. Жива природа. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Экспериментальное задание «Вслед за автором» Подберите на место пропущенных слов эпитеты. Проверь себя: «Почему лирику Ф. Тютчева называют философской?». Особенности композиции лирических стихотворений.

«Биография Тютчева» - Море и утес. Амалия фон Лерхенфельд (1808 – 1888). В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Элеонора Ботмер - первая жена Ф.И. Тютчева. Фотография с портрета маслом работы художника И.Штилера. 1838 г. Ф. И. Тютчев (1803 – 1873 гг.). Е.А. Денисьева. Овстуг - родовое имение Тютчевых.

«Урок по Тютчеву» - Шум, блеск, всплеск, гам. Ф.И. Тютчев. "Весенняя гроза". Рифма интонация апрель, капель, звенел, гремел, кричал, пел. Зевс. Речевая гимнастика. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию. Гром, треск, плеск, трам! Геба. 1803 - 1873. Фёдор иванович тютчев. Выучить стихотворение наизусть. Домашнее задание.

«Анализ стихотворения Тютчева» - Лирический герой несет в себе обобщение. Ф.И. Тютчева "Весенние воды". Части речи. Вывод: В стихотворении Ф.И. Тютчева глаголы более динамичные, чем в стихотворении А.А. Фета. Олицетворения. Сравнительный анализ стихотворений. Весна идет!". Действие стихотворения Ф.И. Тютчева более динамичное, подвижное.

«Лирика Тютчев» - Словарь терминов. Учебный проект по литературе. Как нас не угнетай разлука, Но покоряемся мы ей… Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении Творца! (Не позднее апреля 1836). Поэт прожил большую и интересную жизнь, богатую событиями и встречами!. Детство и ранняя юность прошли в родном селе и в Москве.

«Пейзажная лирика Тютчева» - Позднее начало публикации стихов и поздняя слава. Осенний вечер. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Легкий, нежный, тихий (шелест). Красивый, прозрачный, зловещий, волшебный (блеск). Вывод. Освоение навыков анализа пейзажной лирики. Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади…

Всего в теме 32 презентации

Цель проекта:

  • знакомство учащихся с фактами биографии Тютчева и Фета, с отображением её в поэтических произведениях;
  • раскрытие художественных особенностей поэзии Тютчева и Фета;
  • сопоставление творчества двух поэтов, знакомство и чтение лучших произведений поэтов.
Срок проведения:

Февраль 2006г.

Возраст уч-ся: 10 класс

Ведущие:

Евсеева Люда, Шубина Люба, Разуваева Таня, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей

Чтецы:

Евсеева Люда, Шубина Люба, Ильяйнен Саша, Цыцарева Алеся, Бахтилин Андрей, Разуваева Таня, Лавриненко Ирина, Радионов Владислав, Морозова Юля, Кондратов Сергей, Сабирова Алсу, Варданян Арсен, Лашунина Юля, Клеошкина Лида

Музыкальное оформление, фотографирование:

Гатиева Алина

Оформление стенгазет : Плотникова Мария, Колычева Мария

Подбор иллюстративного материала: Евсеева Людмила, Кондратов Сергей

Оформление гостиной: Ильяйнен Саша, Евсеева Люда, Шубина Люба

Создание презентации «Любимые женщины Ф.Тютчева и А.Фета»

Евсеева Людмила

Оборудование:

  • портреты поэтов и любимых женщин;
  • семейные портреты;
  • выставка книг;
  • магнитофон, кассеты;
  • записи романсов:
на слова Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас» (А.Федосеев)

На слова А.А.Фета «На заре ты её не буди» (романс П.И.Чайковского);

  • мультимедийное оборудование;
Руководитель проекта: Голованова Т.Г., учитель русского языка и литературы

Тютчев Фёдор Иванович

Учитель:

Струящееся пламя всегда было символом вечного огня, вечной памяти тех, кого с нами уже нет, но кого мы любим и помним. Свечи, которые мы зажигаем сегодня, в память таких замечательных поэтов, как Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Свечи символизируют также неугасаемую духовную энергию, незатухающий порыв души этих поэтов.

Эпиграфом нашей сегодняшней встречи будут слова Афанасия Афанасьевича Фета: «Усилить бой бестрепетных сердец». Вся жизнь этих поэтов была направлена на служение народу, на пробуждение его чувств и в возвышении его души. И мы сегодня с вами соприкоснёмся также к прекрасному наследию этих замечательных поэтов.



Ведущий:

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А.Фета - одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, вдохновенных певцов природы всё возрастает.

Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами.

Ведущий:

Судьба Ф.И.Тютчева уникальна, ибо не было в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было просто потребностью его души.

(чтение стихотворения «Весенние воды»)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

(не позднее 1830 г.)

Ведущий:

Большую часть из написанного составляют стихи, посвященные природе. Одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева «Есть в осени первоначальной...», которое так любил Л.Н.Толстой.

Тютчев действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу»,отдыхает.

(чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной...»)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий:

Более всего Тютчева привлекает весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

(чтение стихотворения «Весенняя гроза»)

Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(1828, начало 1850 г.г.)

Ведущий 1.

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые»; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам».

Тютчевское лето также очень часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок.

(чтение стихотворения «Неохотно и несмело»)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. (6 июня 1849)







Ведущий: А стихи о зиме завораживают своей музыкой, колдовством.

(чтение стихотворения «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»)

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окутан
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

Ведущий:

Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева. Но правильнее называть её пейзажно-философской. Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто пользовался её образами для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания, о Вселенной и её устройстве, о человеке и его месте в мире, о человечестве, культуре, цивилизации, о мироздании и бытии в целом.

(чтение стихотворения «Сны»)

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебной ожил челн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,

(начало 1830)

Между природой и человеком нет тождества, но нет и пропасти, разделяющей их. Границы между ними подвижны, проницаемы.

Иногда же человек испытывает желание полностью слиться с природой, раствориться в ней.

(чтение стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»)

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

(январь 1865)

Ведущий:

Удивительное дело: Тютчев прожил большую жизнь, чуть-чуть «не дотянув» до своего семидесятилетия (родился 5 декабря 1803 года, скончался 28 июля 1873 года), но мы воспринимаем его, несмотря на мудрость и как бы «изначальную» зрелость духа его поэзии, всегда страстно влюблённым и, значит, вечно молодым. Любовь у Тютчева всегда наполнена драматическими, а нередко и мучительно неразрешимыми коллизиями, но она в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

И кто, например, может остаться безучастным, безразличным к восторгу опять же весеннего и молодого пробуждения в душе, которое запечатлел поэт в знаменитом «Я встретил вас...»

(звучит романс «Я встретил вас...»)

Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Ведущий:

Любовная лирика поэта отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечён Амалией Лерхенфельд, именно ей он посвятил стихотворение «Я встретил вас...», ставшее популярным романсом.

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с 3-мя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба 1-ой жены, поседел от горя».

Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг.

Ведущий:

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл - вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисовой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Её отказывались принимать в лучших домах, свет отвернулся от неё. Она любила Тютчева беззаветно, но и страдала от невозможности открыто быть с поэтом. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.



Амалия Лерхенфельд

(1808 - 1888) 1828 г.

О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей.
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе,-

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.

Ведущий:

Любовь к Денисьевой вылилась в стихи, получившие название «Денисьевский цикл» (1850-1865).

По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. У Тютчева и Тургенева любовь - «поединок роковой».

(чтение стихотворения «Предопределение»)

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И.. .поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...

(между июлем 1850 и серединой 1851)

Ведущий:

В 50-ые годы в поэзии Тютчева появился относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина.

Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

(чтение стихотворения «Она сидела на полу...»)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Елена Александровна Денисьева

(1826 – 1864)

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени,

(не позднее апреля 1858)

Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались.

(чтение стихотворения «О как убийственно мы любим...»)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошёл - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.

Ведущий:

Всю свою жизнь Ф.И.Тютчев трудился на государственном поприще: долгие годы на дипломатической службе за пределами России, потом старшим цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Он честно служил интересам России, как подсказывали ему убеждения, был патриотом и гражданином своей Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу. Он любил Россию, пламенея любовью к ней, и ему принадлежат строки, ставшие афоризмом:

(чтение стихотворения «Умом Россию не понять...»)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
Россию можно только верить.

Ведущий:

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения, близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца; нам дорог Тютчев - патриот и гражданин.



Эрнестина Дёрнберг

Фет Афанасий Афанасьевич

Ведущий:

И личность, и судьба, и творческая биография этого поэта/А.А.Фета/ необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. В 2005 году исполнилось 185 лет со дня его рождения.

Поэзия Фета - загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью.

(чтение стихотворения «Уснуло озеро...»)

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнёт ни складкой;
Порой тяжёлый карп плеснёт у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо.. .Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...

Ведущий:

Любовь и природа - любимые темы А.Фета. Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идёт дождь или падает снег, всё полно жизни:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Ведущий:

Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

(чтение стихотворения «Это утро, радость эта...»)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(чтение стихотворения «Печальная берёза»)

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущий:

Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма.

Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений.

Из всех ранних стихотворений Фета стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» самое необычное и нетрадиционное. Поэт построил всё стихотворение на параллелизме: мир природы и мир человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

(чтение стихотворения «Шёпот, робкое дыханье»)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, и заря!..

Ведущий:

О стихотворении писалось, и по разным поводам. Сочинялись пародии. Оно стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим автопортретом. «Шёпот, робкое дыханье...» вызвало литературный скандал.

Ведущий:

Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели,-
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна.
Трели, я, она и небо,
Небо и она.

Ведущий:

Дважды пародировал стихотворение Фета Дмитрий Минаев - остроумный сатирик, блестяще владевший пером.

От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси.
Дерзость гусенят,-
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

Ведущий:

В другой пародии Минаев сыграл на контрасте между биографией поэта и его творчеством.

Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон.
Трель горниста, колыханье
Веющих знамён...
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,-
И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!

Но все пародии не умаляют достоинств стихов Фета. Высоко оценили стихотворение Тургенев, Дружинин, Боткин и Достоевский. И для нас стихотворение Фета, безусловно, один из лучших образцов его лирики

Ведущий:

Замечательно стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом». Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизною, оно ни на что не похоже.

(чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом»)

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

Ведущий:

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.

(звучит грамзапись П.И.Чайковского «На заре ты её не буди»)

Как и у Тютчева, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и всё-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузминской, её сестре, Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

Ведущий:

Одно из лучших стихотворений поэта, один из лучших образцов русской любовной лирики - это стихотворение «Сияла ночь», посвященное Татьяне Кузминской.

(чтение стихотворения «Сияла ночь»)

Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ведущий:

Веровать в прекрасное, любить прекрасное - высокое счастье поэта и высшая его цель.

(чтение стихотворения «Я тебе ничего не скажу»)

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной...я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Ведущий:

Тютчев и Фет воспринимались многими современниками как великие мудрецы и гуманисты, которые страдание, трагедию, боль превращают в красоту и радость:

«Чужое вмиг почувствовать своим. Шепнуть о том, пред чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец».



Именно так, в неистребимой способности «всё пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество замечательных поэтов: Тютчева и Фета.







Федор Тютчев – известный русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Свои произведения Тютчев писал преимущественно в направлении романтизма и пантеизма. Его стихи пользуется большой популярностью, как в России, так и во всем мире.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи (см. ) и , восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала .

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую .

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Творчество Тютчева

Кроме этого он продолжает сочинять стихи, которые потом публикует в русских изданиях.

В период биографии 1820-1830 гг. им были написаны такие стихотворения, как «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан», «Зима не даром злится…» и другие.

В 1836 г. в журнале «Современник» печатается 16 произведений Тютчева под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии».

Благодаря этому Федор Тютчев приобретает большую популярность у себя на родине и за ее пределами.

В возрасте 45 лет он получает должность старшего цензора. В это время лирик продолжает писать стихи, которые вызывают большой интерес в обществе.


Амалия Лерхенфельд

Однако отношения Тютчева и Лерхенфельд до свадьбы так и не дошли. Девушка предпочла выйти замуж за состоятельного барона Крюднера.

Первой супругой в биографии Тютчева стала Элеонора Федоровна. В этом браке у них родилось 3 дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Стоит заметить, что Тютчева мало интересовала семейная жизнь. Вместо этого он любил проводить свободное время в шумных компаниях в обществе представительниц слабого пола.

В скором времени на одном из светских раутов Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Между ними начался роман, о котором сразу же все узнали.

Когда супруга поэта услышала об этом, она, не выдержав позора, ударила себя в грудь кинжалом. К счастью дело обошлось легким ранением.


Первая жена Тютчева Элеонора (слева) и его вторая жена Эрнестина фон Пфеффель (справа)

Несмотря на произошедший инцидент и осуждение в обществе, Федор Иванович так и не смог расстаться с баронессой.

После смерти жены он сразу же вступил с Пфеффель в брак.

Однако женившись на баронессе, Тютчев тут же начал изменять и ей. В течение долгих лет он имел близкие отношения с Еленой Денисьевой, о которой мы уже упоминали.

Смерть

В последние годы жизни Тютчев потерял множество родственников и дорогих ему людей.

В 1864 г. из жизни ушла его любовница Елена, которую он считал своей музой. Затем скончались его мать, брат и родная дочь Мария.

Все это негативно отразилась на состоянии Тютчева. За полгода до смерти поэта парализовало, в результате чего он оказался прикованным к постели.

Федор Иванович Тютчев умер 15 июля 1873 года в возрасте 69 лет. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Если вам понравилась краткая биография Тютчева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Фёдор Иванович Тютчев (1803−1873) - русский поэт. Известен также как публицист и дипломат. Автор двух сборников стихотворений, обладатель ряда высочайших государственных титулов и наград. В настоящее время произведения Тютчева в обязательном порядке изучаются в нескольких классах общеобразовательной школы. Главное в его творчестве - природа, любовь, Родина, философские размышления.

Вконтакте

Краткая биография: молодые годы и обучение

Федор Иванович родился 23 ноября 1803 года (5 декабря по старому стилю) в Орловской губернии, в усадьбе Овстуг. Начальное образование будущий поэт получал дома, изучая латынь и древнеримскую поэзию. Детские годы во многом предопределили жизнь и творчество Тютчева.

В детстве Тютчев очень любил природу, по его воспоминаниям, «жил с ней одной жизнью». Как было принято в то время, у мальчика был частный учитель, Семен Егорович Раич, переводчик, поэт и просто человек с широким образованием. По воспоминаниям Семена Егоровича , мальчика нельзя было не полюбить, учитель очень привязался к нему. Юный Тютчев был спокойным, ласковым, талантливым. Именно учитель зародил в своем ученике любовь к поэзии, научил пониманию серьезной литературы, поощрял творческие порывы и желание писать стихи самостоятельно.

Отец Федора, Иван Николаевич, был мягким, спокойным, рассудительным человеком, настоящим образцом для подражания. Его современники называли его прекрасным семьянином, хорошим, любящим отцом и мужем.

Матерью поэта была Екатерина Львовна Толстая, троюродная сестра графа Ф. П. Толстого, знаменитого скульптора. От нее юный Федор унаследовал мечтательность, богатое воображение. Впоследствии именно при помощи матери он познакомится и с другими великими писателями: Л. Н. и А. К. Толстыми.

В возрасте 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на отделение словесности, которое закончил через два года в степени кандидата словесных наук. С этого момента началась его служба за границей, в русском посольстве в Мюнхене. За время своей службы поэт свел личное знакомство с немецким поэтом, публицистом и критиком Генрихом Гейне, философом Фридрихом Шеллингом.

В 1826 году Тютчев встретил Элеонору Петерсон, свою будущую жену. Один из интересных фактов о Тютчеве: на момент знакомства с поэтом молодая женщина уже год была вдовой, и у нее было четверо малолетних сыновей. Поэтому Федору и Элеоноре пришлось скрывать свою связь несколько лет. Впоследствии они стали родителями трех дочерей.

Интересно, что стихов своей первой жене Тютчев не посвящал ; известно лишь об одном стихотворении, посвященном ее памяти.

Несмотря на любовь к жене, по словам биографов, были у поэта и другие связи. Например, в 1833 году, зимой, Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель (Дернберг в первом браке), увлекся молодой вдовой, писал для нее стихи. Чтобы избежать скандала, любвеобильного молодого дипломата пришлось отправить в Турин.

Первая жена поэта, Элеонора, умерла в 1838 году. Пароход, на котором семья плыла в Турин, потерпел бедствие, и это серьезно подкосило здоровье молодой женщины. Это была большая утрата для поэта, он искренне скорбел. Как утверждают современники, проведя ночь у гроба жены, поэт поседел всего за несколько часов.

Однако, выдержав положенный срок траура, спустя год он возобновил связь с Эрнестиной Дернберг и впоследствии женился на ней. В этом браке у поэта также были дети, дочь и двое сыновей.

В 1835 году Федор Иванович получил чин камергера. В 1839 он прекратил дипломатическую деятельность, однако остался за границей, где проводил большую работу, создавая на Западе позитивный облик России - это было главное дело этого периода его жизни. Все его начинания в этой области были поддержаны императором Николаем I. Фактически ему официально разрешили самостоятельно высказываться в прессе о политических проблемах, возникающих между Россией и Европой.

Начало литературного пути

В 1810-1820 гг. были написаны первые стихотворения Федора Ивановича. Как и следовало ожидать, они были еще юношескими, носили печать архаичности, очень напоминали поэзию ушедшего века. В 20−40 гг. поэт обратился к различным формам как русской лирики, так и европейского романтизма. Его поэзия в этот период становится более самобытной, оригинальной.

В 1836 году тетрадь со стихами Федора Ивановича, тогда еще никому не известного, попала к Пушкину .

Стихи были подписаны только двумя буквами: Ф. Т. Александру Сергеевичу они так понравились, что были напечатаны в «Современнике». Но имя Тютчева стало известным только в 50-х гг., после еще одной публикации в «Современнике», которым тогда руководил уже Некрасов.

В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, а в 1848 ему предлагают должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел. В то время возникает кружок Белинского, в котором поэт принимает активное участие. Вместе с ним туда входят такие известные литераторы , как Тургенев , Гончаров, Некрасов.

В общей сложности за пределами России он провел двадцать два года. Но все эти годы в его стихах фигурировала Россия. Именно «Отечество и поэзию» молодой дипломат любил больше всего, как признавался он в одном из писем. В это время, однако, Тютчев почти не печатался, и как поэта его в России совершенно не знали.

Отношения с Е. А. Денисьевой

В период работы старшим цензором, посещая в институте своих старших дочерей, Екатерину и Дарью, Федор Иванович познакомился с Еленой Александровной Денисьевой. Несмотря на значительную разницу в возрасте (девушка была ровесницей его дочерей!), у них завязались отношения, которые закончились лишь со смертью Елены, и появилось трое детей. Елене пришлось пожертвовать многим ради этой связи: карьерой фрейлины, отношениями с друзьями и отцом. Но, вероятно, с поэтом она была счастлива. А он посвящал ей стихи - даже спустя пятнадцать лет.

В 1864 году Денисьева умерла, и боль своей утраты поэт даже не пытался скрыть перед знакомыми и друзьями. Он страдал от мук совести: из-за того, что поставил любимую в двусмысленное положение, не выполнил обещание издать посвященный ей сборник стихов. Еще одним горем стала смерть двух детей Тютчева и Денисьевой.

В этот период Тютчев достаточно быстро продвигается по службе:

  • в 1857 году он назначен действительным статским советником;
  • в 1858 - председателем Комитета иностранной цензуры;
  • в 1865 - тайным советником.

Кроме того, поэт был награжден несколькими орденами .

Сборники стихов

В 1854 году под редакцией И. С. Тургенева выходит первый сборник стихов поэта. Основные темы его творчества:

  • природа;
  • любовь;
  • Родина;
  • смысл жизни.

Во многих стихах видна нежная, трепетная любовь к Родине, переживания за ее судьбу. Отражается в творчестве и политическая позиция Тютчева: поэт был сторонником идей панславизма (проще говоря, того, чтобы все славянские народы объединились под властью России), противником революционного способа решения проблем.

В 1868 году выходит второй сборник лирики поэта, который, к огромному сожалению, оказался уже не столь популярен.

Вся лирика поэта - и пейзажная, и любовная, и философская - обязательно проникнута размышлениями о том, каково предназначение человека, о вопросах бытия. Нельзя сказать, что какое-то из его стихов посвящено только природе и любви: у него все темы переплетаются между собой. Каждое стихотворение поэта - это, хотя бы кратко, но обязательно размышление о чем-либо, за что его нередко называли поэтом-мыслителем. И. С. Тургенев отмечал, как мастерски Тютчев изображает различные душевные переживания человека.

Стихи последних лет напоминают скорее лирический дневник жизни: здесь и исповеди, и раздумья, и признания.

В декабре 1872 года Тютчев заболел: у него резко ухудшилось зрение, была парализована левая половина тела. 15 июля 1873 года поэт скончался. Умер он в Царском Селе, а похоронен был на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. За всю жизнь поэтом были написаны около 400 стихотворений.

Интересный факт: в 1981 году в Крымской астрофизической обсерватории был открыт астероид 9927, который был назван в честь поэта - Tyutchev.