Что такое же большое как эйфелева башня. Высота эйфелевой башни

Пожалуй, если провести среди путешественников опрос о том, какая достопримечательность является самой узнаваемой в мире, победит, без сомнения, главный символ Парижа - Эйфелева башня.

Эйфелева башня Парижа - всемирноизвестная достопримечательность Франции

Как и многие необычные достопримечательности, возведение Эйфелевой башни в Париже оценивалось жителями крайне неоднозначно. В период ее строительства (конец XIX века: 1887-1889 годы) многие жители, и особенно интеллигенция Парижа возражали против ее постройки, утверждая, что металлическая башня, возвышающаяся над столицей Франции, нарушит ее облик и не будет вписываться в архитектурный ансамбль Парижа. Среди тех, кто выступал против строительства Эйфелевой башни, были в том числе Ги де Мопассан и Александр Дюма-сын (в частности, называвшие ее «фабричной трубой»).

Примечательно, что первоначально планировалось, что башня просуществует только двадцать лет и потом ее демонтируют (возражения против строительства башни были даже при обещании властей разобрать ее через 20 лет).

Тем не менее, после того, как металлический монумент был построен и открыт для посетителей, он имел невероятный успех среди жителей и гостей Парижа. Всего лишь за первые полгода ее посетили более 2 миллионов человек. Лучшие отели Парижа начали располагаться поблизости от Эйфелевой башни. Эта тенденция в туристическом бизнесе Парижа сохраняется и в наше время - многие считают большой удачей забронировать отель с видом на Эйфелеву башню.

Прибыль от туристов менее чем за два года компенсировала все расходы, связанные со строительством (деньги в строительство вкладывали парижские банки, а также сам архитектор Эйфель - конструктор и создатель этого величественного сооружения).

Потому неудивительно, что срок существования башни был продлен на семьдесят лет, по истечении которых уже никто не осмелился бы поставить вопрос о демонтаже башни.

Площадь перед Дворцом Шайо с Эйфелевой Башни, каждый парижский турист обязан это увидеть!

Стоимость входа в Эйфелеву башню зависит от нескольких моментов. Если вы хотите проехать на лифте до самой вершины, то вам придется расстаться с суммой в 15 евро, а если удовольствоваться проездом лишь до второго этажа - 9 евро. Если же напрячься и пойти пешком по лестнице, то цена билета станет вовсе необременительной - всего 5 евро. Вход в башню на этаж осуществляется через каждые тридцать минут.

Эйфелева башня фото

Башня в Париже

В конце 19 века со стороны Гюстава Александра Эйфеля было неслыханной смелостью замыслить создание 300-метровой башни из металла. На тот момент это было самое высокое сооружение. Многие из современников были против этого, так как считали, что «чудовищная и бесполезная» железная конструкция изуродует изысканный облик столицы. Но руководство страны и власть хотели ознаменовать 100-летие Великой Французской Революции и приуроченную к этому событию Всемирную выставку в 1889 году.

Зима. Металл. Класс!

Строительство началось. Котлованы вырыли ниже уровня Сены на пять метров, в них уложили блоки десятиметровой толщины, в эти фундаменты вмонтировали гидравлические прессы, чтобы точно отрегулировать вертикальное положение башни. Предполагаемая масса башни была 5 тысяч тонн. Вначале Эйфель хотел украсить свое творение скульптурами и украшениями, установленными на платформах, но, в конце концов, из всего этого остались лишь ажурные арки. А в начале века судьба башни вновь оказалась под угрозой, все шло к демонтажу. Но с появлением радио башня стала выполнять практические функции, потом «работала» на телевидение, затем стала выполнять радарные функции.

В сооружении имеется три разных платформы, они находятся на высоте 60, 140 и 275 метров, к ним можно добраться на пяти лифтах, которые когда-то были гидравлическими, но теперь их электрифицировали. В каждой «ноге» башни лифты довезут до второй платформы, а пятый из них может поднять уже и на высоту всех 275 м. Загадочный факт: сам Эйфель спроектировал эти лифты, и пятьдесят лет они исправно работали вплоть до входа в Париж фашистов 1940 году. Они сломались неожиданно и ровно на тот период, пока продолжалась немецкая оккупация. Вход в башню был закрыт. Врагам так и не пришлось посмотреть на город сверху вниз. Никакие берлинские инженеры не могли исправить механизмы, а французскому технику это удалось за полчаса. Трехцветный флаг вновь поднялся над городом именно на Эйфелевой башне.

Первая платформа в основании более 4 тысяч метров, вторая - 1,4 тысячи, третья - небольшая двухэтажная квадратная площадка 18х18 метров, один из этажей открытый. На самом верху расположена маленькая лаборатория, в которой трудился еще Эйфель, а уже над ней галерея, где включается фонарь. Ведь прожекторы-маяки башни являются ориентиром для воздушных и морских судов, в ней также расположена специальная метеостанция, занимающаяся изучением атмосферного электричества, загрязнения среды и радиации.

Интересные факты о Эйфелевой башне в Париже

В каком году построили Эйфелеву башню, высота Эйфелевой башни и другая справочная информация

  • Сколько строили Эйфелеву башню : начало строительства Эйфелевой башни: 28 января 1887 года. Строительство длилось чуть больше 2-х лет и 2-х месяцев. Дата: завершением строительства считают 31 марта 1889 года.
  • Сколько лет Эйфелевой башне : в 2014 году символ Парижа отпраздновал 125 лет. За эти годы любой житель Земли уже не представляет себе Франции без легкой кружевной башни, рвущейся вверх.
  • Сколько метров Эйфелева башня : высота башни 324 м до кончика шпиля антенны. Высота Эйфелевой башни в метра без антены - 300,64 м.
  • Что выше: Эйфелева башня или статуя Свободы : Высота Статуи Свободы от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.
  • Сколько весит Эйфелева башня : Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес приблизительно 10 100 тонн). Башня полностью сделана 18 038 металлических деталей, для крепления которых было использовано 2,5 млн заклёпок
  • Кто построил Эйфелеву башню : Гюстав Эйфель - руководитель инженерного бюро, которое выиграло патент на проектирование и строительство башни. Разработчиками и архитекторами проекта были: Морис Кёшлен, Эмиль Нугье, Стефан Совестр.

Самая талантливая, продуманная и удачная провокация в архитектуре – никак иначе не могу охарактеризовать эту железную даму. Нет, все же она не мадам, а мадмуазель, изящная и стройная. Одним словом, Эйфелева башня – la tour Eiffel!

Мы с вами в Париже. И, посетив , прогулявшись по , изучив скульптуры и памятные надписи на площади Шарля де Голля, не торопясь дошли по аристократической авеню Клебер до площади Трокадеро. Весьма неспешная прогулка заняла всего полчаса. И вот она, Эйфелева башня. «Bergère ô tour Eiffel», – написал в начале XX века великий французский поэт Гийом Аполлинер. – «Пастушка, о башня Эйфеля!»

Как добраться до Эйфелевой башни

Для нас, путешествующих по столице Франции, Эйфелева башня расположена очень даже удобно. Во-первых, ее, как известно, видно отовсюду, а во-вторых, к ней и от нее ведут не только наземные и подземные, но и водные пути. Ведь она стоит на берегу Сены.

Неподалеку проходят маршруты автобусов № 82 – остановка «Эйфелева башня» («Тур Эфель» - «Tour Eiffel») или «Марсово поле» («Шан дё Марс» - «Champs de Mars»), № 42 – остановка «Эйфелева башня», № 87 – остановка «Марсово поле» и № 69 – тоже «Марсово поле».

Речные трамвайчики – бато-муш (bateaux-mouches) – швартуются и прямо у подножия Эйфелевой башни, и на другом берегу Сены, у моста Альма. Поэтому после того, как вы вернетесь с небес (то бишь с башни) на землю, можете продолжить свое знакомство с Парижем на открытой палубе кораблика-мухи, рассекающего воды Сены.

Станций метро возле большой пастушки несколько: «Пасси» («Passy»), «Шан дё Марс – Тур Эфель» («Champs de Mars – Tour Eiffel»), «Бир-Акэн» («Bir-Hakeim»), которая названа в честь сражения французов с войсками гитлеровского генерала Роммеля в мае-июне 1942 года в Ливии. Однако я очень рекомендую вам доехать до станции «Трокадеро» («Trocadéro») – она на снимке вверху. Отсюда не кратчайший, но красивейший пеший путь к Эйфелевой башне.

Немного Трокадеро

Приехав впервые в Париж, я в первый же день каких только достопримечательностей не увидел. Но именно здесь, на площади Трокадеро, выйдя на широкую эспланаду, разорвавшую гигантскую подкову дворца Шайо, понял: я и вправду в Париже! Потому что во всей своей красе и в полный рост передо мной открылся главный символ парижской столицы – башня Эйфеля в легких кружевах с железной головы до каменных пят.

Тогда мне показалось, что я придумал оригинальный ракурс для фотосъемки: надо слегка наклониться вбок, выставить в ту же сторону руку, и если фотограф совместит вас с башней, то на снимке получится, будто вы на нее (башню) опираетесь. Причем вы с ней почти одного роста. О сколько же попадалось мне подобных снимков за прошедшие с момента моего «открытия» годы!..

Сделайте кучу фотографий, полюбуйтесь потрясающим видом еще одной архитектурной оси Парижа: Трокадеро – мост Йены – Эйфелева башня – Марсово поле – Военная академия – площадь Фонтенуа – авеню Сакс (не в честь изобретателя саксофона, а в память маршала Морица Саксонского). А замыкает эту ось еще одна башня – Монпарнасская, помоложе Эйфелевой... Не торопитесь, особенно если вы пришли сюда, на эспланаду, вечером. На закате здесь особенно красиво.

Между делом можно заглянуть в расположенные во дворце Шайо Музей кино, Военно-морской музей и Музей человека, а если пройдете от дворца чуть вниз и возьмете чуть левее, то найдете «Аквариум Парижа» – говорят, будто бы со всеми обитателями французских рек и даже с русалками!

Ну а теперь давайте по достоинству оценим раскинувшийся прямо перед нами парк «Трокадеро» с его самым большим в Париже фонтаном: среди позолоченных статуй тонны воды вырываются из десятков водометов, расположенных каскадом.

Летом в жару советую прилечь на изумрудный газон у фонтана и освежиться прохладной водяной пылью перед броском к Эйфелевой башне через мост Йены.

История Эйфелевой башни. Мировые ворота

А пока освежаемся у фонтана, давайте вспомним, «откуда есть пошла» Эйфелева башня.

В конце XIX века на нашей планете появилась мода проводить всемирные выставки и показывать на них все, что твоя страна изобрела нового и сохранила старого доброго. В 1889 году честь проводить такую выставку выпала Франции. К тому же повод был подобающий – 100-летие Великой французской революции. Чем удивить гостей? Мэрия Парижа решила украсить вход на выставку необычной аркой. Объявили конкурс среди французских инженеров, в котором принял участие и Гюстав Эйфель (Gustave Eiffel). Вот он на снимке.

Честно говоря, у самого Эйфеля никаких идей насчет украшения выставочных ворот не было. Зато в возглавляемом им инженерном бюро работали талантливые сотрудники. Например, Морис Кешлен (Maurice Koechlin), у которого завалялся чертеж высотной башни. Ее и взяли, что называется, за основу. Призвав на подмогу еще одного коллегу, Эмиля Нугье (Émile Nouguier), отшлифовали проект до блеска. И победили в конкурсе, затмив более сотни конкурентов! Среди них и того, кто предложил соорудить ворота выставки в виде гигантской гильотины. А что не так? Юбилей революции же!..

Правда, городскому начальству хотелось чего-то поизящней, чем просто металлоконструкция, пусть даже очень хай-тек. И тогда Эйфель обратился к архитектору Стефану Совестру (Stephen Sauvestre). Тот добавил в проект башни архитектурные излишества, которые и сделали ее неотразимой: арки, закругленную верхушку, отделанные камнем опоры… В январе 1887 года мэрия Парижа и Эйфель ударили по рукам, и строительство началось.

Шло оно невероятными даже по нынешним временам темпами – за два года и два месяца башня была готова. Причем собрали ее из 18 038 деталей с помощью 2,5 миллиона заклепок всего 300 рабочих. Все дело в четкой организации труда: Эйфель сделал точнейшие чертежи и распорядился основные части башни готовить к монтажу еще на земле. Причем с просверленными отверстиями и по большей части уже вставленными в них заклепками. А там, в поднебесье, монтажникам-высотникам оставалось лишь состыковать детали этого гигантского конструктора.

Полгода работала Всемирная выставка в Париже. За это время поглядеть на башню и с нее на город пришли 2 миллиона человек. Несмотря на протесты 300 представителей культурной общественности (в том числе Мопассана, Дюма-сына, Шарля Гуно), считавших, что башня уродует Париж, к концу 1889-го – года рождения башни – удалось «отбить» 75 процентов затрат на ее возведение. С учетом того, что еще 25 процентов Эйфель получил из городской казны уже при заключении договора, удачливый инженер смог тут же перейти к зарабатыванию денег с помощью своего железного детища. Ведь по тому же договору с мэрией башню Гюставу Эйфелю передавали в аренду на четверть века! Не диво, что вскоре он выкупил у своих коллег-соавторов все права на их общую вроде бы идею и даже смог позволить себе оборудовать квартиру на ее последнем, третьем этаже.

В этом своем жилище на седьмом небе Эйфель в 1899 году принимал знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона. Говорят, их встреча– с кофе, коньяком и сигарами – длилась десять часов. А я вот своими глазами видел: они сидят там, на самой верхушке башни, до сих пор! И служанка в сторонке замерла в ожидании: чего еще изволят господа инженеры? Но инженеры тоже застыли в своем вековом разговоре. Да уж не восковые ли они?

Проверьте непременно! Самое время начинать подъем.

Теперь наверх

Башня не знает праздников и выходных, она открыта для визитеров каждый день зимой с 9.30 до 23.00, а летом – с 9.00 до 24.00.

Предупрежу сразу: очередь за билетами на Эйфелеву башню может быть долгой: и два, и три часа (взгляните на фото).

Лучше всего прийти сюда под вечер, когда башня прекрасна не только открывающимися с нее предзакатными видами, но и некоторым спадом туристского потока, омывающего все четыре ее опоры. В них, кстати, и расположены кассы. После 20.00 вы можете провести в очереди всего-то часа полтора, а то и вовсе час.

Есть вариант заказать билеты через Интернет. Хотя на сайте Эйфелевой башни билеты, как правило, проданы на месяц вперед. Но зато вам не придется терять драгоценное парижское время под железным подолом пастушки отражающихся в Сене облаков. Правда, нанести ей визит придется точно в указанное в билете время. Это не преувеличение: опоздаете – не пустят ни на какой этаж и билет аннулируют.

Стоят билеты одинаково и в кассе, и на сайте. Очень вас прошу: не покупайте билеты с рук. Никогда и никакие! И вообще ничего в Париже с рук не покупайте. Разве что жареные каштаны.

Знайте и запоминайте:

  • подъем на лифте на 3-й этаж Эйфелевой башни, на самый верх, стоит для взрослого 17 евро, для подростков и молодежи от 12 до 24 лет – 14,5 евро, детям от 4 до 11 лет – 8 евро;
  • подъем на лифте на 2-й этаж: взрослым – 11 евро, подросткам и молодежи от 12 до 24 лет – 8,5 евро, детям от 4 до 11 лет – 4 евро;
  • подъем по лестнице на 2-й этаж: взрослым – 7 евро, подросткам и молодежи от 12 до 24 лет – 5 евро, детям от 4 до 11 лет – 3 евро. Имейте в виду: при подъеме по лестнице вам придется преодолеть 1674 ступени. Ногами!

Цены для группового посещения точно такие же, только на 20 человек полагается бесплатный гид.

Чтобы попасть на самый-самый верх, скажите билетеру слово «sommet» (сомэ), то есть «вершина». И если третий этаж не закрыт на ремонт, вы туда отправитесь без задержки на втором этаже, где вам снова пришлось бы покупать билет – теперь уже на отметку «276 метров».

Поехали!

Отстояв очередь или успев к сроку своего электронного билета, вы входите в лифт. Это будет один из двух исторических лифтов, установленных в 1899 году компанией «Фив-Лилль» («Fives-Lill»). Он довезет вас до второго этажа. А уж оттуда поедете выше на более современном (1983 года) лифте «Отис».

Что, казалось бы, можно увидеть на Эйфелевой башне? Не с нее, а именно на ней. Поверьте, вам стоит посмотреть не только сверху вниз, но и по сторонам.

Первый этаж Эйфелевой башни

Здесь недавно обновили салон Гюстава Эйфеля, и теперь он может принять от 200 участников любой конференции до 300 гостей фуршета. Хотите присесть? Зал вмещает 130 приглашенных на ужин. Для приватного обеда (от 50 евро) или ужина (от 140 евро) можно заказать столик в ресторане «58 tour Eiffel». Цифра в названии неспроста – на такой высоте (в метрах) находится заведение. Его прелесть еще и в том, что стоимость вашего подъема на отдельном (!) лифте уже включена в ресторанный счет.

Здесь же, на первом этаже, в 2013-м появился прозрачный пол, поэтому смотрите… Смотрите, как бы у вас не закружилась голова! Тут вам покажут спроецированный на три стены семью прожекторами спектакль «О вселенной Эйфелевой башни». Рядом есть зона отдыха, где можно присесть, есть лавочки, где можно купить сувениры. Втридорога, зато на самой Эйфелевой башне. А еще, говорят, зимой на первом этаже заливают каток!

Второй этаж Эйфелевой башни

Здесь, помимо прекрасного обзора Парижа, вам предложат отобедать или отужинать в ресторане «Жюль Верн» (вход в лифт, который домчит вас лично до него, на снимке). Великий фантаст и выдумщик, предсказавший многие привычные сейчас изобретения, увековечен точкой общепита на высоте 115 метров. Цены тут, правда, тоже фантастические: раза в два выше, чем этажом ниже. Дорого? И на первом, и на втором этажах есть буфеты с «домашними сандвичами», выпечкой и напитками – горячими и холодными.

Третий этаж Эйфелевой башни

Ну и, наконец, третий этаж предложит вам отпраздновать восхождение на самую высокую точку Парижа бокалом шампанского по заоблачной цене – от 12 до 21 евро за 100 граммов. Кроме того, вы сможете разглядеть через стекло квартиру Эйфеля (где он всё разговаривает с Эдисоном), посмотреть вблизи на антенны, усеявшие голову железной пастушки, и убедиться, что это отсюда в 1921 году впервые ушла в эфир радиопередача, а в 1935-м – телевизионный сигнал.

Еще один личный совет: решили забраться на третий этаж Эйфелевой башни – возьмите с собой теплые вещи, даже если на улицах Парижа страшная жара. На почти 300-метровой высоте дует пронизывающий холодный ветер. И башня гнется и скрипит. Шучу, не скрипит. Гнется, но отклоняется всего на 15-20 сантиметров в самой верхней точке – на высоте 324 метра.

* * *

Вот ведь что удивительно: договор с Гюставом Эйфелем мэрия Парижа заключила на 20 лет, а после башню предписывалось разобрать. Куда там! Кто бы позволил! Все привыкли, полюбили… В 1910 году Эйфель продлил договор аренды башни еще на 70 лет.

Давно утихли споры вокруг парижской пастушки, в 1923-м скончался ее создатель, а она все стоит и не ржавеет. Потому что ее раз в несколько лет перекрашивают, расходуя до 60 тонн краски особого колера «коричнево-эйфелевый». И уже давным-давно никто не может представить себе Париж без этой ветреной мадмуазель.

Пока мы взлетали к небесам и спускались с облаков на землю, настала ночь. Это значит, нас с вами ждет .

Задуманная изначально как временная постройка, Эйфелева башня стала символом Франции и объектом восхищения. Однако история создания и строительства впечатляющего сооружения была драматичной. У многих парижан башня вызывала только негативные эмоции, - горожане полагали, что такая высокая конструкция не впишется в облик их любимой столицы или вообще разрушится. Но со временем французы оценили Эйфелеву башню и полюбили её. Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюблённые, чтобы провести незабываемые мгновения. Каждая девушка, которой назначили свидание на Эйфелевой башне, надеется, что именно там, взяв в свидетели весь Париж, любимый сделает ей предложение руки и сердца.

История Эйфелевой башни

1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была отвечать следующим требованиям - приносить доход и быть легко демонтируемой. В творческом соревновании, стартовавшем в мае 1886 года, приняло участие более 100 конкурсантов. Некоторые замыслы были довольно причудливы - например, огромная гильотина, напоминавшая о революции, или башня, полностью выстроенная из камня. Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший совершенно необычный для того времени проект 300-метрового металлического сооружения. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье.


Строительство Эйфелевой Башни, 1887-1889

Изготовить сооружение предлагалось из ковкого чугуна, бывшего в то время самым прогрессивным и экономичным строительным материалом. Проект Эйфеля вошёл в четвёрку победителей. Благодаря некоторым изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».

Разработкой художественного облика Эйфелевой башни занимался Стефан Совестр. Для придания чугунной конструкции большей изысканности архитектор предложил добавить арки между опорами первого этажа. Они символизировали собой вход на выставку и делали сооружение изящнее. Кроме этого, Совестр задумал на различных этажах сооружения расположить просторные застеклённые залы, а верх башни немного закруглить.

На строительство башни требовалось 7,8 млн франков, но государство выделило Эйфелю лишь полтора миллиона. Инженер согласился внести недостающую сумму из собственных средств, но взамен потребовал отдать ему башню в аренду на 25 лет. В начале 1887 года французские власти, мэрия Парижа и Эйфель заключили соответствующее соглашение и строительство началось.

Старые фото Эйфелевой Башни

Все 18 000 деталей конструкции изготавливались на собственном заводе Гюстава в местечке Леваллуа недалеко от французской столицы. Благодаря тщательно выверенным чертежам работа по монтажу башни продвигалась очень быстро. Масса отдельных элементов сооружения не превышала 3 тонн, что значительно облегчало его сборку. Сначала для поднятия частей использовались высокие подъёмные краны. Затем, когда башня стала выше их, Эйфель применил специально сконструированные им небольшие передвижные краны, перемещающиеся по лифтовым рельсам. Через два года, два месяца и пять дней усилиями трёх сотен рабочих возведение сооружения было завершено.

С 1925 по 1934 годы Эйфелева башня была гигантским рекламным носителем

Эйфелева башня моментально привлекла к себе тысячи любопытствующих - только за первые полгода работы экспозиции полюбоваться на новую достопримечательность пришло более двух миллионов человек. Появление нового огромного силуэта на фоне Парижа вызвало ожесточённые споры во французском обществе. Многие представители творческой интеллигенции были категорически против появления башни, равной по высоте 80-этажному дому, - они опасались, что железная конструкция разрушит стиль города и подавит его архитектуру. Критики творения Эйфеля называли башню «самым высоким фонарным столбом», «грилем в виде колокольни», «железным монстром» и другими нелестными, а подчас и оскорбительными эпитетами.

Но, несмотря на протесты и недовольство определённой части французских граждан, Эйфелева башня почти полностью окупилась уже за первый год работы, а дальнейшая эксплуатация конструкции принесла её создателю солидные дивиденды.

Гитлер на фоне Эйфелевой башни

К окончанию срока аренды стало понятно, что демонтажа башни удастся избежать - к тому времени она активно использовалась для телефонной и телеграфной связи, а также для размещения радиостанций. Гюстав смог убедить правительство и генералитет страны, что в случае войны Эйфелева башня будет незаменима как передатчик радиосигналов. В начале 1910 года аренда башни её создателем была продлена на 70 лет. Во время немецкой оккупации в 1940 году французские патриоты сломали все подъёмные механизмы, чтобы отрезать путь Гитлеру на вершину башни. Из-за неработающих лифтов агрессоры не смогли установить на железной француженке свой флаг. Немцы даже вызывали из Германии своих специалистов для ремонта лифтов, но и те не смогли наладить их работу.

Гюстав Эйфель

С развитием телевидения Эйфелева башня становится востребованной в качестве места для размещения антенн, которых в настоящее время насчитывается на ней несколько десятков.

Конструктор, поначалу использовавший своё сооружение для извлечения выгоды, впоследствии передал права на него государству, и в наши дни башня является собственностью французского народа.

Эйфель не мог вообразить, что его творение станет туристическим магнитом наряду с другими «чудесами света». Инженер называл её просто «300-метровой башней», не предполагая, что она прославит и увековечит его имя. Сегодня ажурная металлическая конструкция, возвышающаяся над французской столицей, признана самой фотографируемой и посещаемой достопримечательностью мира.

Эйфелева башня – это символ Франции. Чтобы построить эту красоту пришлось выиграть немало споров, ведь при создании плана такого сооружения имелось большое количество людей, которые были недовольны строительством и считали задумку провальной.

Местоположение:

Расположена на , ранее военный плац. Теперь поле разделено на аллеи, которые оформлены в едином стиле: фонтаны, клумбы, пешие дорожки.

Утверждение проекта строительства:

1889г Во Франции состоялась выставка, на которой должны были демонстрироваться технические новинки. Выставка была приурочена к столетию со дня взятия Бастилии . Всем архитекторам Франции направили письма в которых говорилось о том, что объявляется конкурс на лучшее сооружение, которое подойдет для выставки. Власти сообщили о том, что это постройка должна представлять собой арку. Письмо поступило и Гюставу Эйфелю , но так как готового чертежа у него не было, он начал искать старые работы. Нашел чертеж, который был создан сотрудником Эйфеля Морисом Кешленом . С помощью Эмиля Нугье проект был доработан и представлен на конкурсе. Во время конкурса Эйфель совместно с Нугье получили патент на Эйфелеву башню, после чего выкупил патент у Кешлена и Нугье , став тем самым, единственным архитектором.

Конкурс подходил к завершению и осталось всего 4 работы, одна из которых работа Эйфеля . Комиссия встала на его сторону.

Эйфелева башня

Строительство.

Строительство Эйфелевой башни началось 28 января 1887 года. Создание этого сооружения заняло два года, два месяца и пять дней. Для того времени это были короткие сроки, а все потому что план не имел неточностей, все было продуманно. Вес, длина каждой балки были заранее продуманы. Башня собиралась из ранее изготовленных деталей, как конструктор. Отверстия для шурупов и заклепок были высверлены еще до привоза на место постройки. Всего за время строительства использовано около двух миллионов заклепок.

Эйфелева башня история легендарного символа Парижа

Одним из сложнейших при строительстве было сооружение платформ на каждом этаже. Цилиндры из металла, наполненные песком, удерживали вес 4 опор. Во время удаления песка из цилиндров, платформа могла принять нужное положение.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

На строительство Эйфелевой башни было выделено 8 млн франков. Эту сумму получилось заработать за время шестимесячной выставки.

Основные характеристики

Высота Эйфелевой башни 300 м, а после появления на ней антенны 324 метра. По сравнению со Статуей Свободы имела куда более крупные размера. Вес достигал 10 тысяч тонн

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

После того как башню красят, вес ее становится больше на 60 тонн

Судьба символа Франции.

С Эйфелем было заключено соглашение по которому башня должна быть снесена через 20 лет после постройки.

Почему Эйфелеву башню не снесли?

  • популярность
  • не имела аналогов и конкурентов по размерам и виду
  • с появлением радио имела стратегическое значение (там находилась радиостудия и на башне была установлена антенна, которая передавала радиосигнал всей Франции)

Имелись и противники Эйфелевой башни: художники и писатели.

Эти люди считали, что башня похожа на трубу, которая портит индивидуальный вид Парижа.

Конструкция

Имеет форму пирамиды. Состоит из трех площадок. На первых двух находятся рестораны, а на третьей лаборатория для изучения метеорологии. Пирамидальная конструкция активнее всего защищает башню от сильного ветра, ведь на высоте 300 метров ветер движется с большой скоростью.

Эйфелева башня - не просто символ Парижа или Франции. Это - достопримечательность с мировым именем. Сооружение, названное автором «300-метровой башней», сегодня входит в число объектов, обязательных для посещения туристами.

Ежегодно башню посещает более 7 миллионов человек. Она, бесспорно, является самым известным рукотворным объектом Парижа. Если спросить людей, никогда не бывавших в столице Франции о том, что они знают о городе, большинство с уверенностью ответит: «Там находится Эйфелева башня».

Эйфелева башня: памятник сотому юбилею французской революции

Главный символ французской столицы сегодня считается наиболее популярной «коммерческой» (то есть той, посещение которой оплачивается) достопримечательностью в мире. А ведь во время проектирования и строительства - это сооружение не только не пользовалось вниманием, но и было объектом насмешек для горожан. Конструкция настолько не вписывалась в архитектурный ансамбль города, что ее возведение вызвало волну критики.

Гюстав Эйфель, кстати, не является единоличным «отцом» башни. Приуроченная к сотому юбилею французской революции Всемирная выставка 1889 г. вызвала широкий ажиотаж. На Марсовом поле, в центре Парижа, организаторами было решено установить монумент в честь значимого события в истории страны. Он же должен был служить и входом на выставку. Консалтинговая и строительная фирма, принадлежавшая известному в то время по строительству мостов Эйфелю, среди других представила собственный концепт.

Автором идеи был сотрудник фирмы, с которым владелец инженерного бюро ранее уже сотрудничал - Морис Кешлен. Вместе они трудились за несколько лет до этого над созданием металлической арматуры для не менее знаменитой Статуи Свободы в США. Чертежи Кешлена были доработаны другим наемным архитектором, Эмилем Нурье (он, кстати, тоже принимал участие в создании первоначального эскиза, разработанного еще в 1884 г).

В объявленном правительством конкурсе принимало участие 107 работ, многие из которых были достойны внимания. После того, как представленный Эйфелем проект был утвержден в качестве победителя, архитектор Стефан Совестр внес в него ряд правок, чтобы обеспечить «художественную ценность» проекта.

Изначально представленный вариант Эйфелевой башни не обладал особой изысканностью и представлял собой перенос принципов мостостроения в вертикальную плоскость. На чертежах до момента внесения конструкторских правок была изображена пирамидальная колонна, четыре опоры которой, поднимаясь вверх, постепенно объединялись. Благодаря Совестру башня получила декоративные элементы, арки, стеклянные залы, каменную обшивку опор и т.д.

Судьба уникального проекта

Интересно, что в первой половине XIX в. строительство из металла только начинало набирать популярность, отвоевывая «поле» у каменной архитектуры. Появившийся в середине века прочный чугун стал одним из ключевых этапов в преображении строительства. Стоит понимать, что выбравший этот материал Эйфель был еще и предпринимателем, одной из задач которого было намерение продемонстрировать пригодность материала для масштабных работ. Заметим, что перед всеми участниками конкурса стояли и две цели, поставленные организаторами: самоокупаемость проекта и возможность сноса после окончания выставки.

Эйфель был человеком весьма предприимчивым, поэтому грамотно смог оценить перспективы проекта. В результате, получив совместно с Кешленом и Нурье патент, он затем выкупил у них все права на конструкцию.

Забегая вперед, скажем, что заработать на Эйфелевой башне пытались весьма оригинальными способами. Например, целых девять лет (по 1936 г.) сооружение использовалось как гигантский билборд: 125 тысяч разноцветных лампочек, вспыхивая поочередно, на Рождество 1925 г. складывались в изображение самого здания, звездного дождя, знаков зодиака и, наконец, превратились в надпись «Citroën», которая вспыхивала в последующие годы регулярно после заката. Название автопроизводителя демонстрировалось с трех сторон башни.

От опор до флагштока: «рождение» Эйфелевой башни

Казалось бы, строительство столь значимого объекта для события, на которое планировалось привлечь миллионы гостей со всего света, должно было быть профинансировано правительством. Но нет, Исполнительным комитетом Выставки на работы выделено лишь 25% от требуемой сумм. В итоге, при бюджете в 7,8 миллиона франков 2,5 миллиона вложены лично Эйфелем. Значимая часть всех средств были привлеченными и кредитами.

Эйфель не был человеком, готовым на жертвы в ущерб себе. Он заключил с представителями государственной власти и муниципалитетом столицы договор, по которому здание отходило ему на 25 лет в эксплуатационную аренду. В течение этого срока архитектор получал и все доходы от работы Эйфелевой башни.

Само строительство весьма сложной для конца прошлого века конструкции велось ударными темпами. Благодаря привлечению 300 рабочих, а также оригинальному решению по подготовке деталей конструкции, работы удалось завершить в срок. Строительство Эйфелевой башни напоминало сбор конструктора: заранее были подготовлены заклепки, просверлены отверстия для них в балках, а сами балки были таких размеров, чтобы вес их не превышал 3 тонн. Это позволяло использовать мобильные краны, перемещавшиеся по рельсам будущих лифтов. Из 18 тысяч деталей не было ни одной, которая бы ни была заранее рассчитана с точностью до миллиметра. В итоге за два года и два месяца (и еще пять дней) строительство было завершено. Даже сегодня этот результат выглядит впечатляющим, с учетом масштабов: только металлические элементы Эйфелевой башни весят – 7,3 тысячи тонн, а вес всего строения достигает 10 тысяч тонн.

Первая прогулка к вершине детища Эйфеля была совершена парижскими чиновниками. Среди них отобрали несколько наиболее физически выносливых - визит к вершине не был легким, ведь предстояло преодолеть подъем по 1710 ступеням.

Конечно, обычным гражданам такое испытание не предлагалось - наверх гостей должен был поднимать лифт. Первая подъемная конструкция была весьма неудобной: работала она благодаря гидравлическим насосам. Давление в них создавалось с помощью двух больших емкостей с водой. В зимний период они работать не могли, что создавало сложности с попаданием на верхние ярусы. В настоящее время на Эйфелевой башне установлены электромоторы для лифтов, но старые конструкции также сохранены, и желающие могут их осмотреть.

Эйфелева башня - строительство
Эйфелева башня - После открытия

Выше - только звезды

Трехсотметровое сооружение, построенное в период с 26 января 1887 по 31 марта 1889, вплоть до 1930 года считалось высочайшим зданием в мире. Сам автор назвал свой проект «самым высоким флагштоком». Общая высота в 300 м на тот момент почти вдвое превышала «рекорд» предыдущего гиганта - 169-метрового монумента Вашингтона. Через 31 год после открытия «Железной дамы» нью-йоркский Крайслер-Билдинг возвысился на 304 м, опередив «француженку». Восстановить статус-кво удалось в 1957 г., когда на вершине Эйфелевой башни появилась телевизионная антенна. Общая высота конструкции достигла отметки в 320,75 м. Но к тому времени первенство уже захватил выросший на Манхэттене Эмпайр-стейт-билдинг. Между тем, «рост» Эйфелевой башни и сейчас весьма впечатляет - ее можно сравнить с 81-этажным небоскребом.

Нужно отметить, что эта высота с первых лет существования башни привлекала экстремалов, некоторые из которых платили жизнью за безумные трюки на одной из самых узнаваемых достопримечательностей Европы. Уже в 1912 г. здесь погиб Франц Райхельт - портной, попытавшийся взлететь с первого этажа с помощью изобретенного им «плаща-парашюта». А еще через 14 лет здесь погиб пилот Леон Колло, попытавшийся пролететь на самолете под ярусом Эйфелевой башни, но зацепивший антенну.

Удивительно, что при своей огромной высоте Эйфелева башня почти не подвержена влиянию даже самых сильных ветров. Так, во время урагана 1999 года был зафиксирован 12-сантиметровый наклон конструкции. Подобная цифра на самом деле - отличный показатель для столь оригинальной постройки. Она показывает мастерство архитектора, который сумел обеспечить подвижность сооружения по причине бурь не более чем на 15 см. Достижение безопасности при ветровой нагрузке было весьма важным моментом, поскольку мир еще помнил крушение самого длинного на то время моста Тай Бридж. Эта переправа, не выдержав порыва ветра, упала вместе с находившимся на ней поездом. А ведь нельзя забывать, что Эйфель демонстрировал своей башней надежность и перспективность металлических каркасов для высотного строительства.

При этом весьма занятно, что куда большее воздействие на Эйфелеву башню оказывает солнце. Обращенная к светилу сторона сооружения расширяется от нагрева, что приводит к отклонению вершины в сторону до 18 см.


Эйфелева башня - символ Парижа, главная достопримечательность Франции

Первые критики Эйфелевой башни

Планы строительства воодушевили далеко не всех. Сегодня мы считаем Эйфелеву башню одним из символов романтики. А век назад парижане отнеслись к чужеродному элементу в ансамбле городской архитектуры весьма настороженно. Еще до начала работ по возведению, 300 представителей французской интеллигенции подготовили манифест, в котором излагали свое возмущение по поводу появления в столице «бесполезной и чудовищной» Эйфелевой башни. Скульпторы, архитекторы и просто «страстные поклонники красоты» отмечали, что под угрозой оказываются парижское искусство и история города. «Жемчужина» мирового градостроения, Париж, по мнению авторов манифеста, должен был лишиться своей изящности. «Гигантская черная заводская труба» , предполагалось, станет угнетать столь дорогие сердцу жителей столицы здания, как Нотр-Дам и Дворец инвалидов. Послание было опубликовано в газете «Ле Темпс» на День св. Валентина.

Тот факт, что Эйфелева башня все же была построена, несмотря на протест, к которому присоединились именитые граждане Французской республики, показывает, сколь высок был авторитет автора проекта в глазах властей. И он оказался прав - результат мужественного труда сотен рабочих на протяжении двух лет уже в течение нескольких дней стал известен едва ли не всему миру.

Несмотря на замечания современников, именовавших сооружение «самым высоким фонарным столбом», «железным монстром» и «скелетом колокольни», на свои места все расставило время. Уже в первый год работы сооружение посетило более 2 миллионов человек. При этом расходы на строительство полностью окупились в течение 10 месяцев, только за 1989 год туристы возвратили 2/3 всех затрат. И сегодня Эйфелева башня не уступает по популярности у туристов знаменитым и холму .

Практическая значимость Эйфелевой башни

Конструкция оказалась настолько удачной, что буквально с первых лет ее используют для разного рода экспериментов. Парижское правительство планировало получить свою долю выгоды от существования Эйфелевой башни после ее демонтажа, разобрав сооружение на металлолом. Но сам Эйфель спас свое детище от возможного уничтожения, предложив городу использовать самое высокое здание города в качестве радиоантенны.

А еще раньше для своих опытов с беспроволочным телеграфом использовал верхний ярус генерал Феррье. Кстати, именно здесь состоялся один из первых в стране сеансов телефонной связи - между Эйфелевой башней и , в 1898 году. При этом Эйфель, понимавший, что ему нужно найти аргументы в пользу дальнейшего сохранения здания, на свои деньги финансировал эксперименты с беспроводной телеграфией. В результате возможность отправки и приема сообщений была по достоинству оценена представителями городских властей. Понимая значимость такого способа связи, они продлили концессию с архитектором, хотя договор истекал в 1909 г.

Сегодня Эйфелева башня служит не только местом для паломничества туристов, но еще и опорой для десятков различных антенн, в том числе и телевизионных. Более 100 из них обеспечивают прием и передачу сигналов по всему миру. Антенны на башне при этом принесли практическую пользу вооруженным силам. Французские военные использовали их, чтобы перехватывать сообщения, отправляемые врагами из Берлина в ходе Первой мировой войны. Именно благодаря им французы сумели провести контрнаступление при битве на Марне, когда стало известно, что немцы остановили продвижение в этом направлении.

В 1917 г. с Эйфелевой башни было перехвачено закодированное сообщение между Германией и Францией с подробным описанием «Operative H-21». Это сообщение стало одним из доказательств виновности Маты Хари, обвиненной в шпионаже в пользу Германии, а позже казненной.

Эйфелева башня - первый уровень
Интерьер ресторана Жуль Верн
Эйфелева башня - лифт и лестницы

Эйфелева башня: Исторические факты

Кстати, о Германии. Пожалуй, единственным человеком, побывавшим рядом с Эйфелевой башней и не сумевшим на нее подняться, был «турист», не испытывающий проблем со здоровьем. Во время войны, прямо перед визитом этого гостя, «случайно» порвался трос лифта, поэтому Адольф Гитлер увидеть Париж с высоты 300 метров так и не смог. Именно Гитлер хотел прекратить существование конструкции: при отступлении немецкой армии, парижскому военному коменданту был отдан приказ взорвать это сооружение, как и многие другие достопримечательности Парижа. Тому, к счастью, хватило благоразумия не выполнить приказ фюрера.

Эйфелева башня долгое время служила и объектом научных исследований. На вершине конструкции была организована лаборатория, в которой французские ученые и сам автор башни проводили эксперименты и изучали астрономию, метеорологию, аэродинамику и физиологию. В 1909 г. у подножия здания была установлена аэродинамическая труба, в которой провели тысячи тестов. В том числе самолетов братьев Райт и автомобилей Porsche.

В память о французских ученых и инженерах под первым балконом были выгравированы на металле имена «Списка 72», в который, в основном, вошли представители точных наук. Кстати, с ним был связан весьма громкий скандал со стороны представительниц феминистических движений: в числе увековеченных имен нет ни одного женского. В начале XX в. имена закрасили, но компания Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffe в 1986 г. надписи восстановила.

Эйфелева башня - вечерняя иллюминация
Эйфелева башня - подсветка в цветах флага ЕС

Уход за «Железной дамой»

Раз в семь лет - это гигантское сооружение подвергается окраске. За свою историю оно перекрашивалось в различные цвета. Первая краска, которой была полита конструкция, имела красновато-коричневый цвет. В последующие десятилетия «Железная леди» была последовательно покрыта желтым, желтовато-коричневым и каштановым. Последние несколько десятков лет башня красится в специально для нее разработанный и запатентованный оттенок «коричневый-эйфелевый» - похожий на естественный оттенок бронзы. Этот колер смешан в 1968 г. и с тех пор не менял свой состав. За время работ по покраске Эйфелевой башни затрачивается до 60 тонн красящих веществ, а времени на их нанесение требуется от 15 до 18 месяцев.

Поскольку Эйфелева башня открыта для туристов 365 дней в году, не удивительно, что здесь проводятся регулярные уборки: чтобы провести очистку всех ярусов от мусора и следов присутствия гостей, требуется 4 тонны чистящих тканей, 400 литров моющего средства, 25 тысяч пакетов для мусора. Все это делается для того, чтобы посещать главную достопримечательность французской столицы было и интересно, и приятно. Кстати, позаботились здесь и об инвалидах. Так, прикованные к коляске гости могут на лифте подняться до второго уровня. При этом никаких ограничений в перемещении не предусмотрено. Удивительно, но каждый из лифтов за год проезжает более 100 тысяч км. общего пути.

Сегодня Эйфелева башня принадлежит городу, и управляется нанятой мэрией Парижа специальной компанией. В 2010 году на вершине установили новую антенну, и высота конструкции достигла 324 метров.

Тысячи фонарей Эйфелевой башни

В момент постройки башни ее освещение состояло из двух прожекторов на верхушке и 10 тысяч газовых фонарей. В 2003 году подсветка конструкции была в очередной раз модернизирована. Сегодня Эйфелева башня окутана почти 40 километрами проводов, которые питают 20 тысяч специально разработанных для башни ламп. Новая подсветка обошлась в 4,6 млн евро. Иллюминация Эйфелевой башни включается с наступлением темноты, а в начале каждого часа, в течение трех минут, башня сверкает потрясающим сиянием - вспыхивающими серебристыми огнями. С верхушки башни светит маяк, вращающийся вокруг своей оси и испускающий два мощных световых луча.

Кстати, подсветка нередко используется во время праздничных, или, напротив, трагических событий. Тогда иллюминацию полностью отключают в знак солидарности с пострадавшими после террористических актов, либо проецируют на сооружение флаг страны, в которой случилась трагедия.

Что посмотреть внутри Эйфелевой башни?

На первом этаже Эйфелевой башни, который находится относительно невысоко над землей (всего в 57 м), гостей ждут невероятные ощущения от передвижения по стеклянному полу. Бояться не нужно, он совершенно безопасен. Но незабываемые впечатления гарантированы. Здесь расположились буфет, скромный музей с экспонатами из истории «Железной дамы», кинозал, транслирующий фильм о башне. В специальном магазине можно запастись сувенирами, полюбоваться видом Парижа из зоны отдыха и увидеть часть старой лестницы, некогда провожавшей к кабинету Эйфеля. На первом этаже есть и ресторан - знаменитый «58 Tour Eiffel ».

Второй этаж находится на уровне 115 м. над землей. Подняться на него можно также на лифте или по лестнице. Любителям пеших прогулок стоит быть готовыми к тому, что их ждут 674 ступени. Почти такое же количество ступенек нужно пройти, чтобы подняться на 25 этаж в стандартных высотках. Здесь тоже есть ресторан, буфет и сувенирный киоск. Но особого внимания заслуживает обзорная площадка с панорамными окнами. Любители истории могут посетить «историческое окно» - выставку, повествующую об этапах строительства Эйфелевой башни, а также об особенностях работы ее лифтов.
Подъем на третий этаж ограничен для гостей лишь стеклянным лифтом (хотя лестница есть и сюда). Здесь, на высоте в 300 м., уникальная смотровая площадка, уступающая в Европе по высоте только своей «сопернице» в Останкинской башне. Поскольку площадь этажа весьма скромная, всего 250 кв.м., объектов на нем немного: кабинет Эйфеля с восстановленным интерьером и фигурами из воска, бар, модель этажа с дизайном 1889 г. и панорамные карты. С помощью последних можно определить, где относительно Эйфелевой башни расположены другие достопримечательности.

Эйфелева башня: посещение

При посещении Эйфелевой башни стоит учитывать ее популярность у туристов. Время ожидания в очередях в билетные кассы, а затем на лифт может достигать нескольких часов. При этом попасть на первый этаж можно пешком, поднявшись по лестнице из 347 ступеней, что полезно для здоровья и кошелька - билет на лифт обойдется в 1,5 раза дороже.
Несмотря на то, что за комфортом и удобством посетителей регулярно наблюдают 500 служащих (включая персонал ресторанов, музеев и т.д.), большое количество желающих посетить достопримечательность практически не дает очередям сократиться.

На официальном сайте башни можно заранее приобрести билеты online на нужное время и дату. Билеты доступны за 90 дней до даты посещения, но чаще всего билеты быстро раскупаются уже за несколько дней до планируемого визита их может не быть.

В Эйфелевой башне действуют два ресторана ««58 Tour Eiffel » и «Жюль Верн ». При бронировании столика подъём на нужный ярус осуществляется через отдельный лифт, вне очереди.

Лайфхак
Наиболее физически подготовленный посетители, могут попытаться сэкономить время стояния в очередях поднявшись на первый ярус башни по лестнице. Обычно очередь в кассы на подъем по лестнице намного меньше нежели к билетным кассам лифтов. Билетная касса и вход на лестницу находятся в правой дальней опоре башни, если смотреть на нее от реки.
Поднявшись по лестнице, уже на первом уровне можно купить билет для подъёма на верхний ярус на лифте (очереди здесь могут быть меньше).

Эйфелева башня Время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Зимой 9:00 - 23:00
Летом 9:00 - 00:00

Стоимость:

От 3 до 17 евро в зависимости от этажа и возраста посетителя.
Стоимость уточняйте на официальном сайте Эйфелевой башни.