Что такое «Тотальный диктант» и кто его будет читать? Тотальный диктант: инструкция по применению.

Резюме: навык Алисы «Тотальный диктант» — это часть акции по проверке грамотности населения, зародившаяся в Новосибирском университете 15 лет назад. Алиса читает текст, который Вы под диктовку должны записывать онлайн на сайте тотального диктанта или по-старинке с помощью ручки и бумаги.

Как запустить навык Алисы Яндекс «Тотальный диктант»?

Активационные фразы (фразы, которыми можно запустить навык):

  1. Прочитай тотальный диктант

Краткое описание и обзор навыка Алисы «Тотальный диктант»

Алиса читает текст по частям (следует отметить, что речь голосового помощника практически не отличима от человеческой). Сначала голосовой ассистент начитывает предложение полностью, далее читает по-частям и в конце — повторяет снова все предложение для проверки. Скорость написания вы регулируете самостоятельно через команду «Дальше» или «Повтори».

Для тех, кто хочет проверить себя после диктанта, ищите текст, надиктовываемый Алисой, внизу данной статьи.

Автор навыка

Устройства, на которых работает навык

Навык «Тотальный диктант» доступен в приложении Алиса на мобильных телефонах, на компьютере. В Яндекс Навигаторе данный навык не доступен.

Текст Тотального диктанта, который читает Алиса

Часть 2. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

В этом году автором текста "Тотального диктанта" стала Гузель Яхина. Казанская писательница стала известна несколько лет назад после публикации своего первого романа "Зулейха открывает глаза" о раскулачивании 1930-х годов.

Для Тотального диктанта она подготовила три отрывка, называющиеся "Утро", "День" и "Вечер". Они войдут в следующий роман Гузель Яхиной, "Дети мои", который будет рассказывать о поволжских немцах.

Получив сообщение с предложением стать автором "Тотального диктанта", Гузель Яхина не раздумывала ни минуты. "Я согласилась сразу же, - говорит она. - Конечно, сначала чувство ответственности немного придавило: все-таки двести тысяч человек, которые пишут под диктовку твой текст, - это очень много. "Тотальный диктант" родился как маленькая локальная акция в Новосибирске. За эти 14 лет он развился и превратился в мощное международное движение. Его пишут на всех континентах, включая даже Антарктиду.

Часть 1. Утро

Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры – зимой тяжелые, густо замеша/енные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летомвялые, сухие, вперемешку с пылью и легким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.

Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищенный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

В шесть утра, тщательно одетый и причесанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию (часовая на шести, минутная на двенадцати), что есть силы дергал за веревку – и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита, и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день…

Часть 2. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

Часть 3. Вечер

…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок; мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…

Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.

Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» ‒ не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, ‒ спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.

Сегодня в 14:00 столица в очередной раз напишет тотальный диктант. Участники соберутся более чем на 350 площадках, чтобы проверить свою грамотность. сайт рассказывает о самой масштабной в стране просветительской акции и вспоминает, кто такие «эйлены», почему «боги на время» и как из спортинвентаря получились «скорбь и янтарь».

По всему миру 8 апреля идёт марафон русского языка: тотальный диктант пишут более чем в 800 городах 68 стран. В прошлом году участниками стали 148 тысяч человек. Среди них были и 14,5 тысячи москвичей, а в этом году организаторы ждут около 30 тысяч человек.

Из небольшой акции Новосибирского университета «Тотальный диктант» превратился в самый масштабный в мире проект по популяризации русского языка. Он побывал на антарктических станциях, на борту самолёта Новосибирск — Москва, на парусниках «Крузенштерн» и «Паллада», в Кунгурской пещере, под водой и на Международной космической станции. А в этом году акция захватила не только школы, вузы и библиотеки, но и аэропорты, поезда, вокзалы, гидроэлектростанции и даже туристскую палатку, чум и ледяную пещеру.

В Москве начнут писать диктант в 14:00. Это можно сделать в вузах, галереях, музеях, домах культуры, театрах, колледжах и школах. Среди необычных площадок — Мосгордума, храм и станции переливания крови. Ещё один вариант — написать диктант онлайн.

«Город и река» — тотальный диктант Леонида Юзефовича

Поначалу материалы для диктанта брали из классических произведений, а с 2010-го их пишут специально. В разные годы тексты готовили Борис Стругацкий , Дмитрий Быков , Захар Прилепин , Дина Рубина , Алексей Иванов , Евгений Водолазкин и Андрей Усачёв .

В этот раз автором стал писатель, сценарист, кандидат исторических наук Леонид Юзефович. Свой диктант он назвал «Город и река». «Это такие маленькие эссе о трёх городах, с которыми связана моя жизнь, и о реках, на которых эти города стоят. Это мой родной город Пермь на Урале, это город, где прошла моя юность и где я был офицером когда-то, — Улан-Удэ и Селенга в Забайкалье. И третий город — это город, где я живу сейчас. Это Санкт-Петербург и Нева», — рассказал писатель.

Писать публицистику Леониду Юзефовичу не хотелось. Его тексты получились очень личными, продиктованными не мыслью, а чувством. И писались они легко. Самым сложным для писателя оказалось уложиться приблизительно в 250 слов.

Звёздные «диктаторы»

Тотальный диктант читают известные артисты, журналисты, политические и общественные деятели. Их называют «диктаторами». Среди них в разные годы были комментатор Василий Уткин, журналист Владимир Познер, телеведущая Яна Чурикова, диктор Игорь Кириллов, бывший спикер Госдумы Сергей Нарышкин, певец Дима Билан, актёры Константин Хабенский, Сергей Безруков и Леонид Ярмольник. Последний в 2016 году читал текст на самой большой площадке — в таллиннском ледовом холле «Тондираба», собравшем 2,3 тысячи человек. В этом году артист отправится в Страсбург.

А москвичей ждут актриса Светлана Крючкова, режиссёр Марк Розовский, ведущий Максим Галкин, спортивный комментатор Георгий Черданцев, саксофонист Игорь Бутман, стилист Влад Лисовец, лингвист Максим Кронгауз, группа «Ундервуд», рэп-исполнитель Noize MC и другие звёздные «диктаторы».

Родина проекта, Новосибирск, приготовила для участников сюрприз. В этом году на одной из площадок диктатором станет робот . После акции он сфотографируется с участниками, правда, автограф дать не сможет — рук нет.



Лёгкий или сложный: загадка тотального диктанта

Тексты для тотального диктанта сложнее школьных: их, в отличие от учебных, не адаптируют. Но сам вопрос о трудности диктантов — загадка загадок для лингвистов. В прошлом году текст написал детский писатель Андрей Усачёв . «Мы думали, будет легко и непринуждённо. Вроде бы несложный синтаксис. Нет, некоторые места оказались сложными для наших участников», — рассказала Мария Ровинская, организатор акции в Москве. Леонид Ярмольник, читавший в прошлом году этот диктант в Таллине, нашёл его непростым и предположил, что получил бы за работу кол.

А бывает и наоборот: лингвистам текст кажется тяжёлым, а пишущим даётся легче. У организаторов каждый диктант вызывает кураж. Какие будут ошибки? Как участники решат пунктуационные проблемы в случаях, которые вообще не описаны в справочниках?

Оценка в пользу пишущего, или Давайте не ставить запятую в неудобное положение

Участники нередко жалуются, что тяжело угадать, как в точности писатель расставил знаки препинания. А если оценку снизят? Мария Ровинская успокоила пишущих: «Мы рассматриваем как легитимный, разрешённый вариант расстановки пунктуационных знаков любой вариант, который прямо не запрещён кодифицирующими источниками». Например, в тексте Евгения Водолазкина (2015) встретилось предложение, в котором правильных вариантов расстановки знаков препинания было 56. И все их учли как верные.

То, что выносится как ошибка, — это безусловная ошибка

Конечно, есть эталонный авторский текст, но ещё сотня вариантов, как он может выглядеть правильно в другой пунктуации. «Наша задача не покарать и не посмеяться, сказав: “Смотрите, как вы неправильно пишете”. Наша задача — показать людям, что обучение русскому языку в школе не заканчивается. Ситуация с русским языком в этом смысле уникальна. Нет никакого другого предмета, школьная пятёрка по которому вызывает иллюзию, что вы знаете всё», — объяснила Мария Ровинская.

То, что проверяющий выносит как ошибку, — это безусловная ошибка. А ведь многое вообще не учитывают при выставлении оценки. Это, например, знаки в конце предложения (в том числе в конце заголовка), закавыченные малознакомые слова, в некоторых случаях — прописные буквы. Два-три сложных слова выносят на слайд перед пишущими и ошибки в них не засчитывают.

Эйлены, аллавр, скорбь и янтарь: нелепые ошибки диктанта

Классически сложные орфограммы — написание частицы не с разными частями речи, н и нн , приставок пре- и при- . Но бывают и забавные ошибки. В диктанте-2016 древние эллины превратились в «эйленов», «эленов» и «элвинов» (вероятно, среди участников были поклонники мультфильма «Элвин и бурундуки», считают лингвисты), спортинвентарь — в «скорбь и янтарь».

Победителей награждали «аллавром», который «ценился как навес с золотом»

Одному из участников показалось, что речь пойдёт о династии римских Крациев, и на месте «Вкратце об истории Олимпийских игр» он написал «Крации в истории Олимпийских игр». У другого эллины выступали за то, чтобы игры проводились не ежегодно, а «для животных», у третьего боги наблюдали за соревнованиями «не из поднебесья», а «из Поднебесной». Были и те, у кого победителей награждали «аллавром», который «ценился как навес с золотом».

Мемом московской проверки стала фраза про Игоря. Один из участников подошёл к делу философски, и вместо «боги и те на время игр» получилось «Боги и те на время, Игорь». И правда, всё преходяще в этом мире.

Как выбирают автора?

«Мы имеем счастье выбирать такого автора, которого хочется видеть в первую очередь нам. В прошлом году, я думаю, многие знают, был детский писатель Андрей Усачёв. Так сложились обстоятельства, что я стала мамой в прошлом году, Наталья Борисовна (профессор заведующая кафедрой общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета Наталья Кошкарёва. — Прим. mos . ru ) стала бабушкой, и вот такая детская тема у нас сыграла», — рассказала Ольга Ребковец, руководитель проекта.

Задача «Тотального диктанта» как проекта по популяризации русского языка — это расширение литературного кругозора участников

Получается, с одной стороны, это вопрос субъективный. Организаторы приглашают того, кто нравится. У автора должно быть не только желание написать текст, но и возможность давать интервью, бывать на пресс-конференциях, читать текст в Новосибирске. Ольга Ребковец добавила: «С другой стороны, мы понимаем, что задача “Тотального диктанта” как, пожалуй, самого глобального и массового проекта по популяризации и продвижению русского языка — это расширение литературного кругозора наших участников, это знакомство их с по-настоящему хорошей современной русской литературой».

Требований к автору немного: текст должен быть содержательно единым, но легко делиться на три части (для разных часовых поясов). В каждой — около 250-300 слов. «Ничего специального нет, человек всё решает сам, фантазирует, каким бы он хотел видеть диктант», — объяснила Мария Ровинская. Авторам не задают тем, поэтому тексты и получаются такими разными.

Зачем нужен тотальный диктант: взгляд автора, «диктатора» и организатора

Зачем люди участвуют в тотальном диктанте? Правильного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего, это вызов себе. Леонид Ярмольник считает, что те, кто приходят, проверяют, умеют ли они писать по-русски, а те, кто диктует, — умеют ли они читать по-русски. «Может быть, это одна из самых крупных объединяющих акций, которые проходят в стране. В ней есть соревновательный момент, что очень важно для любого самолюбивого человека: он хочет доказать и себе, и окружающим, что он закончил школу», — рассказал актёр.

А ещё есть приятный бонус — в этом году каждый отличник получит в подарок словарь. Подарки ждут и тех, кто на акции в Москве поддержит благотворительный фонд, помогающий детям с органическими поражениями центральной нервной системы.

Есть среди участников компании, которые приходят писать диктант целыми коллективами, — так акция становится частью корпоративной культуры. «Это ещё раз подтверждает наше убеждение в том, что грамотность является сегодня очень важной, очень значимой компетенцией любого в принципе сотрудника», — объяснила Ольга Ребковец. Она уверена, что это не проверка, не сложный тест, а праздник русского языка.

От мысли, что текст, который я сочинил, будут писать 200 тысяч человек, перехватывает дух

Что такое тотальный диктант для автора? Леонид Юзефович, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер», считает участие в проекте честью. «Вообще от самой мысли, что тот текст, который я сочинил, будут писать 200 тысяч человек, как-то, знаете, перехватывает дух. И для меня очень важно, что в этом проекте участвовали замечательные писатели, которых я очень люблю. Это Захар Прилепин, Алексей Иванов и Евгений Водолазкин. Быть в одном ряду с ними — для меня большая честь», — отметил автор.

Лингвистам диктант даёт много пищи для размышлений, для научных исследований разного типа. Они, например, сравнивают, какие ошибки делают в России и за рубежом, какие слова оказываются для пишущих незнакомыми, какие кодовые слова участники пишут на бланках. Если же все делают одну и ту же пунктуационную ошибку — это повод для специалистов задуматься, а не пора ли менять правило. «Такой выборки не было ни у кого и никогда. Мы получаем это за один день», — добавила Мария Ровинская.

Язык — отражение личности. В том числе и письменный язык, когда человека за буквами не видно, и мы его воспринимаем через знаки. Неграмотный собеседник теряет свой авторитет и как эксперт в какой-то другой области — неслучайно многие онлайн-дискуссии проходят лингвистическую стадию «сначала научись писать». Через буквы мы презентуем себя миру, так давайте делать это грамотно.

«Диктаторы» диктанта

Судя сразу по двум публикациям ("Как делают классиков" и «Тоталитарная тональность», «ЛГ», № 15), «Тотальный диктант» привлёк внимание нашей интеллигенции. У нас, в Тамбовской области, в этом году он был проведён уже во второй раз. Совместно с работниками областной научной универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, в залах которой и состоялась акция, в организации принимали участие преподаватели Института филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Начну с самого понятия диктант . Недоумение у меня, как и у многих, вызывает определение «тотальный» . Один из местных телеканалов репортаж об этом событии начал так: «Сегодня Пушкинская библиотека стала столицей тоталитаризма». Всё дело в том, что в сознании современника слова тотальный и тоталитаризм связаны. Действительно, это слова одного порядка: « Тотальный - всеобъемлющий, всеобщий». Тоталитаризм как форма государственной власти характеризуется «полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества» (Словарь русского языка: в 4 т. М., 1999 г.). Остаётся радоваться, что тотальный не перепутали с тотализатором : звучание-то схожее. «Досталось» и тем, кто диктовал текст в аудитории: их неоднократно в печатных и электронных СМИ называли... диктаторами .

Особо – о текстах , предназначенных для чтения и написания в большой аудитории. Они должны быть максимально адаптированы для представителей различных категорий населения и тематически, и грамматически. Да, к прошлогоднему тексту Д. Рубиной было достаточно справедливых претензий, но можно быть уверенными: после проведения того диктанта все участники твёрдо усвоили, что Интернет как обозначение «международной компьютерной сети» пишется с большой буквы, а вот в функции определения как первая часть в составе сложных слов – со строчной буквы и через дефис: интернет-коммуникации, интернет-клуб и т.п.

Текст же 2014 года А. Иванова (в Тамбове писали часть 3 «Когда поезд вернётся») с точки зрения лексики показался не слишком ярким и недостаточно насыщенным орфограммами. Совсем неуместным было введение в диктант, проверяющий общий уровень грамотности, редких случаев обособления. Рядовому участнику, воспринимающему на слух текст, очень трудно правильно расставить знаки препинания в подобных конструкциях: « Дети[?] Это я за них своей совестью поступился»; «Чусовская – Тагил»… Солнечный поезд моего детства» . В комментариях допускалось до 5 (!) вариантов постановки знаков препинания, включая тире.

Непосредственное участие в «Тотальном диктанте» усилило опасение, что масштабная и изначально благородная задача привлечения внимания к национальному языку может обернуться всего лишь ярким мероприятием. В этом году на базе инициатора «Тотального диктанта» – Новосибирского государственного университета – были специально проведены научно-практическая конференция и Школа организаторов, в городах-участниках – специальные курсы. Членам экспертной комиссии заранее были высланы комментарии по методике проведения диктанта, и сама его процедура сопровождалась большим количеством зрелищных эффектов: реклама, демонстрация уже не только видеообращения автора, но и сводки ироничных новостей, комментариев.

Настораживает изменение формулировки цели проведения акции. Она стала претендовать на оказание активного влияния на формирование языковых норм: «Результаты акции могут послужить уникальным материалом для изучения актуального состояния русского языка, а также стать основанием для предложений по усовершенствованию норм правописания» (из информационного письма о Школе ).

Сильную тревогу вызывает и тот факт, что диктанты отчасти приобретают характер шоу-программы, ведь к их проведению привлекаются известные люди: политики, актёры, писатели. Тем самым снижается планка профессионализма, поскольку не все эти деятели в равной мере владеют методикой проведения диктанта, которая не сводится только лишь к выразительному чтению текста.

Ну а отсутствие классических образцов диктантов, к которым в первую очередь следует отнести фрагменты из классических произведений русской литературы XIX–ХХ веков, объясняется, думается, только одной причиной: слишком велик соблазн участников найти тексты в интернете через различные современные «подсобные средства» связи и списать правильный вариант. Предлагать тексты могут и современные авторы. Главное, чтобы текст был ярким, глубоким, в меру насыщенным орфограммами и не перегруженным «авторскими» знаками препинания.

Конечно, трудно ждать от единичной, хотя и регулярной, образовательной акции мгновенных результатов. Никто же не будет сомневаться, например, в том, что всеобщая утренняя зарядка раз в год не способна укрепить здоровье участников. А в случае с проверкой грамотности желание увидеть население пишущим без ошибок тем более наивно. Но при общей неблагополучной ситуации со знанием грамматики русского языка «Тотальный диктант» – пусть небольшая, но ступень на пути развития культуры грамотного письма.

Наталия СОРОКИНА, доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Теги: русский язык, филология

Как написать Тотальный диктант на пятерку, «опасные» слова, которые будут в тексте и советы от отличников - читайте гайд от журналистов Likes

Для всех любителей великого и могучего, скучающих по школьным урокам или стремящихся поддерживать свою грамотность на должном уровне спешим сообщить: 14 апреля в 13:00 в Уфе пройдёт Тотальный диктант.

Нет-нет, не нужно доставать двойные листочки, акция добровольная, бесплатная и пропагандирует только любовь к языку. Всероссийская, (почти всемирная) проверка грамотности ежегодно собирает тысячи желающих людей из разных городов и стран, которые пишут Тотальный диктант по русскому языку.

Традиционно акция проходит в одно и то же время с поправкой на часовые пояса, а оригинальный, прежде не публиковавшийся текст к Тотальному диктанту пишет специально приглашённый для этой цели известный писатель. В этом году выбор пал на Гузель Яхину, автора нашумевшей книги «Зулейха открывает глаза». По словам писательницы, текст будет посвящён одному дню из жизни деревенского учителя словесности по фамилии Бах.

Кто участвует

Если вы читаете эту статью и умеете писать под диктовку – добро пожаловать на Тотальный диктант. Никакой дискриминации, ограничений или специального разделения: диктант может написать любой желающий независимо от возраста, пола, образования, религии, профессии или интересов.

Как принять участие

Написать Тотальный диктант можно 2 способами:

В Уфе местом проведения акции станут 27 площадок для Тотального диктанта и 2 для TruD – специального теста для людей, изучающих русский язык как иностранный. Среди приглашённых чтецов (ещё их называют диктаторами) – профессора, учителя и медийные личности.

Если вам не с кем оставить ребёнка, а проверить грамотность очень хочется – приезжайте на площадки, где можно оставить своё чадо: пока вы пишете диктант, его займут аниматоры и воспитатели.

Если у вас нет возможности приехать на одну из площадок, не спешите огорчаться: диктант можно написать онлайн на сайте . Трансляции будут доступны в 8:00, 11:00 и 14:00 по московскому времени. Подключиться к любому из эфиров, написать диктант в специальном окошке и нажать кнопку «проверить» – оценка появится в личном кабинете через некоторое время.

В обоих случаях нужна регистрация на официальном сайте, она открыта с 4 апреля. Зайти на сайт, открыть страницу с городом Уфа , выбрать подходящую для вас площадку, нажать кнопку «зарегистрироваться» и следовать простым инструкциям.

Узнать свой результат можно будет также на сайте: ввести ФИО и кодовое слово (как на бланке, который дадут на самом диктанте). Каждую работу проверяют филологи, а анализ ошибок участников помогает в написании научных работ в области современного русского языка. Система оценок – как в школе, можно увидеть на картинке.


Как подготовиться к диктанту

Те, кто знаком с акцией не первый год, давно в курсе: Тотальному диктанту предшествуют курсы. Как и сама акция, они бесплатны, добровольны и проводятся раз в неделю для всех желающих освежить в памяти правила языка. В 2018-м курсы проходили по средам с 21 февраля, последний «урок» – в прошлую среду 4 апреля в 18:30 в научной библиотеке БГМУ.

Несмотря на то, что до диктанта несколько дней, выход есть.

Даже за такой небольшой срок можно повысить свою грамотность.

Всё на том же официальном сайте Тотального диктанта любому желающему доступны материалы очных курсов плюс онлайн-школа . Помимо подробного разбора правил, представлены и Тотальные тексты прошлых лет, включая и TruD – для людей, изучающих русский язык как иностранный. Вкупе с повтором правил можно ознакомиться с диктантами, проанализировать сложные места и частые ошибки.

А этот пункт для очень ленивых и занятых. Какие основные правила нужно повторить (или пробежаться глазами)?

правописание гласных;
«не» и «ни» с частями речи;
одну и две «н»;
производные предлоги;
знаки препинания: обособление и выделение оборотов;
оформление прямой речи и цитат (самая частая ошибка!).

Бонусы для читающих

Если вы дочитали до этого места, получайте небольшой подарок: сложные слова, которые встретятся в тексте в этом году.

Наличник, палисадник, декламировать, зенит, сомнамбула, циферблат, шалопай, лоханка, вперемешку, вперемежку.

Советы от опытных «тотальщиков» сводятся к, казалось бы, очень простым правилам – больше читать и любить русский язык.

Ещё можно начать писать самому (если вы никогда не) – в стол, в блоги, на стикере на холодильник. Но старый как мир универсальный рецепт – по возможности как можно чаще читать художественную литературу. Рецепт один, а плюсов множество: расширение словарного запаса, тренировка внимательности, памяти, богатая речь и, главное, грамотный язык.

В чём смысл?

Проверить свою грамотность. Тотальный диктант – это не очередной способ вспомнить школьные годы и развесить ярлыки (отличник, троечник и неудачник). Полученная пятёрка, четвёрка, тройка – не клеймо, а адекватный способ оценить свои возможности, чтобы стать лучше и выяснить, над чем работать. Для кого-то это способ разбудить в себе спящий интерес к русскому языку, для другого – погладить себя по голове и укрепить собственные знания.

Ни пряников, ни золотых медалей и аплодисментов за пятёрки, просто ещё один способ убедиться в том, что это не просто нормально, нужно, можно и важно, быть грамотным – это модно.

Советы для новичков

Лидия Германова: Просто идите как на приключение! Не думайте о результатах, просто вспомните свои школьные годы, впадите в детство. Почитайте за недельку любимую книжку, потом мозг обязательно вспомнит именно те слова, которые вам нужны!

Денис Ямгулов: Мой совет – не повторять правила русского языка, тем более хаотично, тем более накануне диктанта. Расслабиться и не нагнетать важность, это просто оценка. Запастись терпением в ожидании результатов и не ругать себя в случае чего. Больше читать в обычной жизни. Всё.

Айгуль Давлетова: Приходить пораньше, чтобы занять место поближе. Счастливая ручка знаний не прибавит, да и правила все не перечитаешь. Но если человек идёт именно писать на результат, то имеет смысл сходить на курсы подготовки, их начинают вести месяца за два.