Что такое текст? План-конспект урока на тему: Что такое текст.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
. Точным
. Доказательным + термины.
. Обобщенным (о группе предметов)
. Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
. Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает:
. Официальным
. Точным
. Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
. Сообщить информацию
. Воздействовать на массы
. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
. Злободневными по теме
. Яркими, страстными, призывными
. Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста:
. Прямое обращение к читателю
. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
. Экспрессивный повтор и стандартная лексика
. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
. Параллелизм в построении этих неполных предложений
. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
. Сочетание книжной и разговорной речи
. Прямые обращения к собеседнику
. Обратный порядок слов (инверсия)
. Риторические вопросы

Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
. Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
. Сообщение о каком-либо процессе как процессе
. Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
. Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным

(односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
. Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
. лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
. темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

3. Статья – «объясняющий» жанр
. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
. НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
. Основная мысль (тезис) --- аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) --- вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк.
. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
. Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
. Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого.В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.

Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами.Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения). Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания. СТИЛИ РЕЧИ. Научный стиль.Р. С 1-много, о/о, сообщение + объяснение. 1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках. 2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер. 3. Высказывание обычно бывает: Точным Доказательным + термины . Обобщенным (о группе предметов) Отношения автора нет. 4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль.

Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция. 1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах . 2. Задача речи: Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать. Дать точные указания, рекомендации. 3. Высказывание обычно бывает: Официальным Точным Бесстрастным (лишенным эмоций) 4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость. Публицистический стиль.

Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.) 1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам. 2. Задача речи: Сообщить информацию Воздействовать на массы Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию. 3. Высказывания бывают: Злободневными по теме Яркими, страстными, призывными Удачный заголовок 4. Языковые средства и приёмы построения текста: Прямое обращение к читателю Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений Экспрессивный повтор и стандартная лексика Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений Параллелизм в построении этих неполных предложений Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И Сочетание книжной и разговорной речи Прямые обращения к собеседнику Обратный порядок слов (инверсия) Риторические вопросы Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения) 1. Заметка (в газету) Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени 2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни ). Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле Сообщение о каком-либо процессе как процессе Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…) Построение репортажа: 1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю) 2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии) Обилие глаголов, кратких страдательных причастий 3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя) лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения) темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты) 3. Статья – «объясняющий» жанр задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли. Убедительность, доказательность, личная позиция автора. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа) НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание). Основная мысль (тезис) аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) вывод (вводные слова) 4. Портретный очерк . Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела) Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми Составные части очерка 1. Описание внешности 2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве 3. Отдельные факты биографии 4. Характер, речь 5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное. Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.

Задача речи – воздействие.

Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

Описание – речь идёт об одновременных признаках.

Повествование – последовательность действий. Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Меня однажды спросили: «Ты говоришь, что пишешь. Ты пишешь тексты, верно? А что такое текст?». Вначале я посмеялась, а потом осеклась. А, правда, что это такое?

«Текст – это то, что написано» – первым приходит в голову. Только вот у каждого слова, даже, казалось бы, самого простого есть определение.

По определениям, текст – это предложения, связанные между собой основной мыслью и смыслом. У грамотного текста должно быть начало, середина и конец.

Тогда что же, выражение «бессвязный текст» получается совершенно не верным? Тогда получается, что все, что не связано по смыслу и не текст вовсе, а простой набор предложений. Да вот только попробуй, скажи такое начинающему писателю. Возможно, он даже не разозлится, только вот руки может опустить. И потеряет наш мир еще одну творческую личность.

Впрочем, чтобы говорить о творческих личностях, нужно разобраться какие именно бывают тексты.

Тексты разделяют по стилю и по типу. Типов текста всего три – повествование, описание и рассуждение.

Стилей же уже больше. Здесь и знакомый нам всем художественный, и так успевший утомить за время учебы научный. Так же, существуют научно-популярный стиль, эпистолярный, религиозный, публицистический и официально-деловой, с которым каждый из нас сталкивался, или еще столкнется на работе. Стилей много. Только что они из себя представляют?

Художественный, как я уже говорила, знаком нам всем с детства. Когда мы просили маму или папу «почитать еще страничку», то мы ждали именно такого текста. И именно с такими книгами мы отдыхаем сейчас по вечерам. Художественный текст – это творчество в чистом его виде.

Научный стиль тоже знаком нам не понаслышке. Курсовые работы, рефераты, дипломы, доклады, учебники – вся научная или околонаучная литература это и есть научный стиль. Главные принципы таких работ, это – логичность, последовательность и ясность.

Научно-популярным считается скорее не стиль, а подстиль научного стиля. Это та же обучающая информация, она так же базируется на трех основных принципах научного стиля, только с некоторыми изменениями. В научно-популярном подстиле минимальное количество специальных терминов и обозначений, к тому же он более богат, нежели научный. Так как научно-популярный подстиль ориентируется на более широкую публику, то базируется на бытовых знаниях читателя, поэтому в нем и возможны метафоры, аллегории и сравнения. В научном вы такого не встретите.

Религиозный, это тот стиль, который мы не используем часто. Им пишут церковные книги, проповеди священников. Он более богат и глубок, корнями уходя глубоко в древность – туда, где он возник.

Публицистический стиль – это тот, который вы сейчас видите перед глазами. Публицистический стиль служит для информирования людей. Это статьи, очерки, интервью, репортажи. Ему свойственно оценочное повествование и простота языка. Такие тексты вы видите чаще всего, новостные колонки в газетах, даже краткий текст в общеобразовательных буклетах – это именно он.

Эпистолярный стиль. Таинственное слово, правда? А ведь каждый из нас хоть раз, да писал текст в таком стиле. Не припоминаете? Давайте я намекну: «Здравствуй, мама. У меня все хорошо!». Догадались? Да. Эпистолярный жанр это не что иное как письма. Такие близкие и родные сердцу. Сейчас, в силу стремительного развития информационных технологий он постепенно уходит в прошлое, но все же, что может быть приятнее, чем получить желанное письмо?

И, наконец, официально-деловой стиль. Вы писали хоть раз в своей жизни резюме? А пояснительную записку? Или, может быть, записывали рецепт? Все это официально-деловой стиль. Все, что относится к работе. Он должен быть строг, лаконичен, вежлив и, главное – понятен.

Таким образом, мы видим, что текст это то – что нас окружает. И мы тоже, нет-нет, да прикоснемся к какому-либо стилю. А вот на каком в итоге остановимся, и остановимся ли на одном – и есть то, над чем стоит задуматься.

Текст это: письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации;Выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от письменной или устной формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого, в т.ч. литературного, произведения;

Минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией.

Текст во втором значении, являющийся одним из аспектов текста в третьем значении (а именно, его «планом выражения»), служит отправной точкой всех филологических процедур. Его установление на основе критического изучения истории текста и отношений между его вариантами составляет задачу текстологии. Нередко под текстом понимается также любой речевой отрезок - от отдельной морфемы до литературы в целом, однако такое употребление размывает специфику понятия и ведет к нечеткости исследовательских результатов.

Текст в третьем значении («сообщение», «целый текст», «речевое произведение») - предмет особого раздела филологии, «теории целого текста», или лингвистики текста. В отличие от своих частей, или фрагментов текст, так понимаемый текст обладает известной самостоятельностью существования и специфической организацией, которая не исчерпывается организацией этих частей.

Внутренняя структура текста

Во внутренней структуре текста выделяются три группы явлений:

  1. Связи и отношения между входящими в текст предложениями;
  2. Система единиц, занимающих промежуточное положение между предложением и текстом - от сравнительно небольших, типа «сверхфразового единства» (характеризуемого единством смысла - «микротемы» - составляющих его предложений), до пространных частей, выделяемых уже по композиционно-функциональным признакам;
  3. Свойства, присущие именно тексту как целому.

Семантика целого текста

Семантика целого текста характеризуется прежде всего непосредственной соотнесенностью с реальной вне-языковой действительностью, ситуативной привязанностью и несводимостью общего смысла текста к значениям элементов текста. Взаимоотношения с отображаемой вне-текстовой ситуацией различны у текстов, композиция которых подчинена заданной (для некоторого жанра или класса текстов) схеме, и у текстов, единство которых создается посредством смыслового соотнесения частей внутри данного текста (связные тексты).

Первые понятны при условии предварительного знания типовой (для определенного жанра или класса текста) ситуации, вторые, наоборот, позволяют «реконструировать» ситуацию по самому тексту. Организации художественного литературного текста присуща особая сложность и полифункциональность, в нем активно используются те аспекты и ярусы структуры, которые в других видах речевой коммуникации остаются ненагруженными, иррелевантными. В результате структура художественного текста приобретает многослойность со специфическими неиерархическими соотношениями между слоями.

Единство текста

Единство текста конституируется прежде всего автором. Границы текста могут при этом задаваться как изменением коммуникативной ситуации, так и внутритекстовыми элементами (заглавия, особые формулы начала и конца текста). Введение в текст промежуточных пограничных знаков (красные строки, внутренние заголовки, нумерация глав) позволяет получать различные коммуникативно-экспрессивные эффекты, в зависимости от соотношения выделяемых этими знаками сегментов текста с частями его внутренней смысловой структуры.

Будучи созданным, текст вступает в сложные отношения со своими возможными читателями (слушателями) и с другими текстами, функционирующими в данном обществе («диалогические отношения», по М.М.Бахтину). Это включение во «внетекстовые структуры» (термин Ю.М.Лотмана) влияет и на объективный смысл, приобретаемый текстом в конкретных условиях его восприятия (и в рамках данной культуры в целом), и на процессы комбинирования отдельных текстов в более сложные единицы коммуникации, такие, как циклы, тематические подборки.

Слово текст произошло от латинского textus, что в переводе означает - ткань, сплетение.