Что такое справедливость пример из жизни. Справедливость в отношении к богатым и бедным

Справедливости не существует как в жизни, так и в спорте. Точнее, она у каждого своя. Вспомним некоторые случаи неоднозначного судейства в мировом спорте, которые считают вопиющей несправедливостью.

Гол Джеффа Херста


Матч Англия – Германия, 1966 год

Третий гол в ворота Германии Джеффа Херста – это, пожалуй, самый спорный гол в истории чемпионатов мира. Мяч попал в перекладину, пересек линию ворот и отскочил в поле. Боковой арбитр из СССР Тофик Бахрамов, засчитал гол, несмотря на все возмущение немецких болельщиков. Англичане вышли вперед. На 120-й минуте Херст забил четвёртый гол в ворота сборной Германии, установив окончательный счёт в матче. Это была первая и последняя победа Англии на чемпионатах мира.

Правда, разговоры о голе, «которого не было», не утихали. Видеоповтор показал, что мяч попал в линию ворот и пересек ее, но сделал ли он это полностью? На этот вопрос не могут ответить лучшие специалисты и умы футбола. Советского арбитра обвинили в неприязни к немцам. В 2010 году сам Джефф заявил, что гола не было и своей победой команда обязана только Тофику Бахрамову. Тем самым Херст окончательно переложил ответственность на покойного арбитра. Споры по поводу легендарного гола на стадионе «Уэмбли» не утихают до сих пор.

Гол Френка Лэмпарда

Матч Германия – Англия, 2010 год

Судьба предоставила Германии возможность взять реванш. Во время матча между Германией и Англией в 2010 году Фрэнк Лэмпард после дальнего удара попал в перекладину. От нее мяч отскочил за линию ворот, снова попал в перекладину и отскочил уже в поле. Пока Фрэнк радовался «удачному» удару, ни главный арбитр, ни боковой судья гол «не заметили». В результате дух британцев был надломлен, и в конце концов они проиграли матч со счетом 1:4 в пользу Германии.

Гол Яна Кулеманса

Матч СССР-Бельгия, 1986 год

По мнению советской стороны, первые два гола бельгийцев, которые позволили им вырваться вперед на чемпионате мира в Мексике, были забиты из офсайда. Говорили, например, что второй мяч бельгийский футболист Кулеманс забил из трехметрового положения «вне игры». Эксперты считают, что ситуацию нельзя растолковать однозначно, так как нет телекартинки, позволяющей судить о расположении бельгийцев и советских игроков в момент передачи. В частности, непонятно, что творилось в зоне нашего правого защитника.

Сам Кулеманс впоследствии вспоминал, что когда он получил мяч, то сам не был уверен, находился ли он на поле или вне игры. А вот форвард сборной СССР Игорь Беланов был более категоричен: «За неправильный гол Кулеманса, который в итоге перевел игру в овертайм, ручаюсь. У меня есть видеозапись матча, где очевидно, что в момент передачи, сделанной с бельгийской половины поля, Кулеманс находился в трехметровом офсайде».

Мяч Александра Белова


Баскетбольный матч СССР-США 1972 год

Финал баскетбольного турнира мюнхенской Олимпиады считается самым драматичным в истории спорта. Тогда сборная СССР впервые в истории обыграла непобедимых американцев. Интересно, что один из американских игроков завещал никогда не забирать серебряные медали за второе место, которые до сих пор хранятся в Олимпийском музее.

На последних минутах финала лидировали американцы со счетом 50:49. Затем тренер советской сборной запросил тайм-аут. Его требование было вначале проигнорировано, но в конце концов Владимир Кондрашин добился для своей сборной и тайм-аута, и трех лишних секунд игры. Потом вновь произошла задержка из-за неправильно запущенного счетчика времени. Когда игра возобновилась, Иван Едешко отдал мяч длинным пасом через всю площадку Белову, а тот забил решающий мяч. Это было первое олимпийское золото России по баскетболу.

«Незачет» Латвии

Хоккейный матч Латвия-Беларусь 2014 год

Не утихают споры по поводу не засчитанной шайбы, которую забили латыши в ворота белорусской сборной в Минске. В итоге Латвия проиграла матч, а белорусы вышли в четвертьфинал. Фантомным гол стал из-за того, что во время взятия ворот, во вратарской Белоруссии находился игрок сборной Латвии. Главный тренер латвийцев Тед Нолан на послематчевой пресс-конференции заявил, что «если рефери отменяет такие шайбы, то в Белоруссии стоит в честь его назвать улицу». Сама сборная направила протест в Международную федерацию хоккея. Правда, даже если гол засчитают, на результаты матча это уже никак не повлияет.

Бой Роя Джонса

Спорные моменты запоминаются не только в командной игре. Например, известен случай несправедливого решения судьи по отношению к боксеру Рою Джонсу младшему.

В финальном бое на Олимпиаде в Сеуле, он, по единодушному мнению специалистов, просто разгромил своего оппонента – корейского боксера Пака Сихуна. Но у судьи было другое мнение, несмотря на то что Джонс нанес противнику 86 ударов, а пропустил всего 32. Официальное расследование Международного олимпийского комитета, завершившееся в 1997 году, установило, что трое судей присутствовали на банкете, устроенном южнокорейскими официальными лицами. После этого инцидента на Олимпийских играх была введена компьютезированная система подсчета очков.

Афинское выступление Алексея Немова

Скандалом обернулось выступление русского гимнаста Алексея Немова на Олимпиаде в Афинах. Это была его последняя Олимпиада, он рассчитывал красиво уйти из большого спорта. Но судьба распорядилась иначе. Во время выступления он продемонстрировал сложнейшую программу: пять различных перелетов, которые венчало сальто, и сложный соскок. Немного подкачало приземление - оно оказалось недостаточно точным. Но за это должны были снять только 0,1 балла. Поэтому, когда на табло появилась оценка 9,725, зал взорвался возмущенными криками.

Десятиминутное скандирование зрителей: «Немов, Немов!» - и всеобщее недоумение заставило судей пойти на попятную – на табло появилась оценка 9,762, но она все же лишила Алексея медали. В итоге спортсмену пришлось самому успокаивать разгневанную публику. После дальнейших разбирательств, судьи были отстранены от судейства, спортсмену принесли извинения, а в правила, помимо оценки за технику, добавили оценку за сложность.

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам . Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное .

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник , то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой.. Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

Как на практике применяли пророк Мухаммад и его сподвижники
приказы Всевышнего создателя

Из книги “Умеренность Ахлю сунна среди общин”

Доктор Мухаммад Ба-Карим

Примеры справедливости из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Справедливость и умеренность не были в исламской общине только лишь словом или образным примером. Однако, всегда находились примеры того, как мусульмане притворяли приказы Всевышнего Аллаха о умеренности и справедливости в жизни. Конечно претворение в жизни этих повелений различались от времени ко времени, и от одного места как другому. Однако, всегда в мусульманской общине было место для проявления умеренности и справедливости, в зависимости от силы богобоязненности сердцах мусульман. И в каждом времени были и есть люди, которые на практике применяют приказы Всевышнего Создателя и воплощаю их жизни.

Ярким примером справедливости является случай, который произошел с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и с одним из его сподвижников. Как об этом говорит Ибн Исхак: “Посланник Аллаха однажды ровнял ряды своих сподвижников перед боем. В его руках была кружка, которой он ровнял их. И вот проходя мимо Сауада ибн Газийи, который немного выступал вперед, он сказал: “Выровняйся!”, и при этом, толкнул кружкой его в живот. Тогда Сауад сказал: “О посланник Аллаха, ты причинил мне боль. А ведь Аллах послал тебя с истиной и справедливостью, поэтому я хочу возместить тебе”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл свой живот, и сказал: “Возмести”. В этот момент Сауад обнял его, и поцеловал его живот. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что заставило тебя сделать это, о Сауад? Он ответил: “О посланник Аллаха, уже приблизилось то, что ты видишь,(имея ввиду свою смерть) а я хотел бы, чтобы последнее, что будет между мной и тобой это так, чтобы моя кожа коснулось твоей. Тогда, посланник Аллаха обратился за него с мольбой к Всевышнему Создателю.”

В другом сообщении говорится о том, как один из иудеев пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: “Поистине, этот (имея ввиду одного из сподвижников) должен мне четыре дирхама, и он не собирается мне их отдавать”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: “Отдай их ему”, этот сподвижник ответил: “Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу этого сделать”. Тогда пророк опять сказал: “Отдай их ему”. Сподвижник ответил: “Клянусь Тем, в Чей руке находится моя душа, я не могу этого сделать. Ты сообщил нам о том, что мы собираемся выступать на Хайбар, и я надеюсь, что Аллах нам даст там добычу, из которой, я смогу рассчитаться с ним”. Но посланник Аллаха не уступал и говорил: “Отдай их ему”. А если посланник Аллаха повторял свои просьбу трижды, это говорило о том, что он от нее не отступит.

Важна ли справедливость в жизни современного человека? Думаю, каждый ответит на этот вопрос положительно. Все мы жаждем справедливости, всегда возмущаемся, встречая к себе отношение.

Права человека, его свободы всем хорошо известны. Но как это ни печально, нарушают их сплошь и рядом. Восстановить справедливость порой невозможно даже через суд. Потому что те, у кого власть и деньги, создали все условия, чтобы остаться безнаказанными за свои действия. Это порождает обозленность в обществе, всеобщее попирание принципов справедливости.

Нужно ли в таком случае самому придерживаться или можно преступать нормы морали, действовать исключительно в своих интересах? Мое мнение однозначное: начинать нужно с себя.

Почему важно быть справедливым человеком

Мы сами выбираем, в каком мире жить. Окружаем себя людьми, которые нам нравятся. Избираем принципы, по которым живем. Если мысленно притягивать негативную энергию, не избежать последствий.

К тому же, привыкая к плохой среде, мы сами становимся ее частью. Так же воспитываем своих детей, подавая пример собственной жизнью. Незавидная выходит ситуация.

Возможно, благодаря тому, что совесть не позволяет воровать, притеснять других людей, отбирать чужое имущество вполне законными способами (а такие есть, я уже убедилась), мы потеряем много возможностей. А устоять перед соблазнами всегда сложно. Но я глубоко убеждена, что несправедливое вознаграждение не приносит радости, а лишь влечет за собой постоянный страх разоблачения и наказания. Не знаю, о какой и счастье тогда вообще может идти речь.

Справедливость состоит еще и в том, что обязательно нужно благодарить людей за то, что они сделали, соразмерно полученным благам. Не говорю платить. Но все же... Порою человек тратит много времени для оказания помощи другу. А когда трудная минута приходит к нему, этот друг бывает очень занят. Так и проверяется дружба. Да и вообще человек.

Очень часто ребенок болезненно воспринимает ситуации, в которых кого-нибудь обидели или обделили, пытаются самостоятельно исправить ситуацию, утешить знакомого. Американские психологи считают, что это происходит из-за того, что дети любую несправедливость понимают эмоционально, а не рационально. Инстинкты подсказывают им, что стремление к равенству, необходимость делиться – залог выживания всех.

Научить ребенка справедливости, доброте и состраданию лучше всего на своем примере. Находясь вместе с ним, совершите какое-нибудь доброе дело: подайте милостыню, помогите старушке, подкормите бездомную собачку. Малыш обязательно возьмет пример со своих родителей, поймет, что так надо. Он не будет думать, выгодно ли так делать или нет. Просто последует примеру.

Купив малышу новую игрушку, создайте ему условия, чтобы он первое время наигрался ей в одиночестве. Через пару дней она надоест и ее можно будет вынести на улицу или взять с собой в детский сад. Тогда малышу уже не будет жалко дать поиграть ей товарищу.

Не ругайте своего ребенка при других детях или их родителях. С точки зрения малыша, его родители должны всегда и во всем его поддерживать. А если он не прав, будет несправедливо упрекать его в присутствии посторонних. Во время ссор между детьми старайтесь рассудить их, внимательно выслушав каждого и приняв решение, которое отвлекло бы каждого от причины конфликта.

Читайте больше сказок, стихов и рассказов, в которых герои совершают хорошие поступки. Обсуждайте с ним: почему тот или иной мальчик или девочка поступили так или иначе. Справедливо ли это? Предоставьте ребенку возможность самому рассудить героев сказки и сделать выводы.

Как выяснили психологи, справедливость в понимании ребенка приравнивается к понятию равенства. Это выражается в возмущении из-за того, что у малыша нет такой же игрушки, как у кого-то, из-за того, что другим позволяется больше, чем ему. Объяснить ситуацию лучше на каком-либо примере. Например, один из его друзей вынужден носить очки. И делать это приходится по причине слабого зрения. Но это не значит, что другие дети тоже должны ходить в очках только потому, что сосед их носит.

Расскажите, что справедливость заключается в том, что все люди разные. У детей разные способности и физические возможности, разные потребности. Если соседнему ребенку купили радиоуправляемую машину, то ему недавно покупали другой подарок. Что если родители заставляют малыша ложиться спать раньше, чем его старших друзей, то это необходимо для его полноценного отдыха. Что если один умеет быстро бегать и хорошо лазить, то другой – хорошо рисовать, например.

Объясните малышу, что многого можно достичь самому. Например, если много бегать и чаще лазить, можно стать быстрее и ловчее любого другого. Пообещайте, что если он будет примерно вести себя, ему купят такую же игрушку, как у другого.

Не стесняйтесь рассказать, что у разных родителей разная ситуация в семье. Если соседу родители подарили дорогой компьютер, а ему нет. Обратите его внимание на то, что у него есть множество вещей, которые дороги для него. Пусть он сам расскажет о том, что из своих вещей он ценит больше всего на свете и почему.

Видео по теме

Каждый день человек, вступая в прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми, испытывает множество состояний, эмоций и чувств. При этом большинству событий и ситуаций дается явная или неосознанная оценка. Одним из критериев подобных оценок является справедливость. Любой человек использует данный критерий в своей повседневной жизни, однако мало кто способен внятно ответить на вопрос о том, что такое справедливость.

Разумное и естественное соответствие между сущностями и группами сущностей (например, между мерой вины и суровостью наказания, количеством совершенного и оплатой за него) справедливостью. Неразумные, несбалансированные соответствия или отсутствие подобных соответствий (безнаказанность, социальное неравенство, и т.д.) воспринимается как несправедливость.

Понятие справедливости было выделено, сформировано и описано еще античными философами. Древнегреческая и древневосточная вкладывает в него глубочайший смысл, рассматривая справедливость как отражение основополагающих принципов и законов существования вселенной. Современная наука отчасти подтверждает это. Так, нейробиология выделяет отделы мозга, прямо отвечающие за возникновение чувства справедливости. Генетики утверждают, что справедливость - это продукт эволюции , являющийся одним из факторов естественного отбора на уровне выживания древних общин (племена, приверженные принципам справедливого существования, получали более динамичное развитие).

Согласно философской трактовке понятия справедливости, принято разделять ее на два вида. Подобное разделение Аристотелем и используется до сих пор. Уравнительная справедливость выдвигает требование эквивалентности мер сущностей, являющихся объектами отношений равноправных индивидуумов (например, эквивалентность стоимости предмета его реальной ценности, эквивалентность оплаты совершенному труду). Распределительная справедливость декларирует концепцию разумного пропорционального распределения материальных ресурсов, благ, прав, и т.д. соответственно каким либо объективным критериям. Данный тип справедливости требует наличия регулятора - индивидуума, занимающегося распределением.

Видео по теме

Справедливость – многогранное, сложное и важное понятие. Психологи на протяжении многих лет пытаются выяснить, какими же основными характеристиками наделяет ее современный человек.

Инструкция

Учитывайте многолетние психологические исследования в области социальной категоризации, согласно которым был сделан вывод о том, что при восприятии и оценке человека или неодушевленного предмета люди используют категории. Например, встречая человека, его достаточно часто пытаются отнести к одной из категорий, к примеру, «рыжих», «ученых», и т.д., наделяя его качествами этой выбранной категории независимо от его реальных способностей. Так, если при встрече вас вдруг отнесли к категории «рыжих», значит вы, скорее всего, хитрый и достаточно активный.