Что такое социальная жизнь определение по истории. Культура и ее влияние на общественное развитие

7.1. Социальная жизнь общества

Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы и т. д.

Социальная сфера – это сфера общественного производства самого человека с его интересами и их проявлениями в различных формах. Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т. е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека .

Социальная жизнь общества – это деятельность личностей и социальных групп. В процессе этой деятельности формируются человеческие качества. Эти качества формируются, с одной стороны, стихийно, всеми компонентами общественной жизни, а с другой – деятельностью лиц специальных профессий, осуществляющих «общественное производство человека» (врачи, педагоги, идеологи и т. д.), специализированную деятельность по производству человеческой жизни.

В обществе есть различные группы людей. Признаки, определяющие специфику и различия групп людей, делятся на естественно-биологические и общественно-исторические. К первым относят половые, возрастные, расовые. Группы людей различаются по полу, по возрасту, по расовой принадлежности. Расы – группы людей, характеризующиеся общими внешними морфологическими признаками – цветом кожи, формой головы, разрезом глаз и т. п. Эти признаки – результат воздействия природно-географических условий. Выделяют три основные расы: европеоиды – люди с белой кожей, негроиды – с черной, монголоиды – с желтой кожей и косым разрезом глаз.

Что касается общественно-исторических общностей, то среди них выделяют массовые и групповые. Массовая общность – неустойчивая, внутренне неупорядоченная совокупность людей, связанная с участием в какой-то эпизодической деятельности (например, участники митинга, болельщики на стадионе, поклонники эстрадной звезды и т. п.). Групповая общность (социальная группа) – устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности, нормы поведения и т. д. Эти группы организованны, внутренне структурированы.

Важнейшие среди социальных групп – семья, этнос, классы.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Глава I Социальная философия как теория и методология познания общества 1. Предмет социальной философии Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско-социологической литературе данное

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

3. Социальная структура общества В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи

автора Мельникова Надежда Анатольевна

5. Духовная жизнь общества Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

9.9. Духовная жизнь общества Роль духовных ценностей, общественного сознания всегда (более или менее глубоко) осознавались людьми. Существует общественная потребность в создании духовных ценностей и совершенствовании общественного сознания. Это осуществляется в

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Из книги Скрытые связи автора Капра Фритьоф

7.2. Социальная мобильность общества В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.На макроуровне количественный состав

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Тема 9 Духовная жизнь общества Понятие духовной жизни Духовность, духовная жизнь общества – явление, казалось бы, всем ясное и не требующее особых рассуждений. Как каждый человек несет в себе свой духовный мир, так и одухотворено все общественное бытие, поскольку сами

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В нашу задачу не входит описание истории и видов обществ, вообще не входит описание обществ со всеми их свойствами. Наша задача - принимая как данность возникновение и существование обществ как качественно особого типа и уровня

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава IV Социальная жизнь и руководство организациями В последние годы природа человеческих организаций не раз становилась предметом оживленных дискуссий в деловых и управленческих кругах. Причиной тому явилось широко распространившееся мнение, что современный бизнес

Из книги автора

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Из книги автора

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Из книги автора

Глава 18 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Предмет настоящей главы - богатое царство духа. Наша цель здесь вкратце проанализировать суть общественного сознания, увязать его с анализом сознания индивидуального, рассмотреть различные аспекты и уровни общественного сознания и их

Из книги автора

5. Биология и социальная жизнь Если ограничиться рамками уходящего столетия, обнаружится, что прежде всего критика с морально-нравственных позиций нанесла ощутимые уколы физике. Обсуждение ответственности и долга ученых, этических оснований науки, высказывание

Из книги автора

Глава XI. Социальная структура общества и этнические общности людей Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Изучение человеческих обществ начинается с изучения основных ус­ловий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных об­щностей, а также совместного использования природных ресурсов, необ­ходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и исполь­зовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участ­вовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок,гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интел­лекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижне­теменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.

К специфическим биологическим свойствам человека относится дли­тельная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и поло­вого созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.

Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт".Оно не потеряло своего значения и в наше время,несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "иашинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла ката­строфа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования,культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

При утверждении огромного значения биологической основы деятель­ности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые раз­личия в особенностях организмов, являющиеся основой деления челове­чества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общест­венное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравно­ценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследова­ниями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека. За рам­ками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит опреде­ленный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы разви­тия экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых чело­веком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".

На этапе первоначального развития того или иного народа, геогра­фическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфи­ческих привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.



Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в соче­тании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспро­изводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в без­лесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", пол­ное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географичес­кого детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправлен­ную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

Большое влияние на функционирование социальной жизни оказывают демографические процессы, которые затрагивают все население в целом. Важными демографическими категориями являются рождаемость,естествен­ный прирост, возрастающая плотность населения, процент людей опреде­ленного возраста в составе населения (количество детей, молодежи или стариков), которые различны для разных обществ.

В современных условиях самая низкая рождаемость -в странах Южной Европы (от 1,3 до 1,5 рождений на женщину в репродуктивном возрасте), а самая высокая в африканских странах Руанде, Малави и Кот -д"Ивуаре (от 8,5 до 7,4). В России численность населения в 1994 году составила почти 149 млн. человек, сократившись за 1993 год на 300 тыс.человек. Уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (в 1992 г. - в 41 раз, в 1991 г. - в 33 раза). Число родившихся за год уменьшилось за год на 13%, тогда как умерших было на 18% больше.

Продолжительность жизни в Японии выше, чем в остальном мире.У японских женщин она равна 83 годам, а у мужчин составляет 76,3 года. Япония в течение последних 11 лет подряд стабильно удерживает лидер­ство по этому показателю.За этот период времени чаще других в тройку долгожителей попадали также Швейцария, Франция, Швеция.

Киргизия и Казахстан входят в тройку стран с самым высоким уровнем детской смертности (30,2 и 26,7 на 1000 новорожденных), уступая лишь южным районам Бразилии (32,5).Совершенно иная ситуация в Японии (4,5), Финляндии (5,2), Сингапуре (5,4).

Вышеуказанные демографические характеристики влияют на экономи­ческие и социальные процессы (на развитие производства, уровень жизни, на предложение рабочей силы и структуру занятости, вызывают миграции и т.д.).Плотность населения оказывает двойственное влияние на социаль­ную жизнь. Плотность населения вызывает конкуренцию, способствует более частым контактам между индивидами и группами. Благоприятствует тем самым быстрому распространению идей, повышает интенсивность изо­бретательства, является тем самым фактором культурного развития. Вместе с тем, чрезмерный прирост населения является причиной отста­лости хозяйственного развития, затрудняет рост жизненного уровня, является причиной возникновения голода, источником социальных волнений. Быстрый прирост населения создает проблему для всего земного шара.

Демографические процессы - важный фактор социальной жизни, в совокупности с другими определяющий функционирование общества.

Следует отметить, что биологические особенности организма и про­текающие в нем процессы, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу социальной жизни, но не опре­деляют однозначно ее процессы. Люди с одинаковыми генетическими задатками и живущие в одинаковой географической среде могут развивать разные формы совместной жизни, развивать различную экономику и куль­туру.В тех рамках, которые установила для человека природа, существуют возможности для различного поведения, деятельности и творчества. Организация социальной жизни формируется и в значительной степени определяется ее экономическими основами, т.е. в первую очередь сово­купностью отраслей производства и труда в рамках общества.

ТРУД КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Существенной характеристикой экономических основ социальной жизни является общественный труд. Таким он становится потому, что в процессе труда люди вступают в определенные взаимосвязи, взаимодействия, отно­шения. Человеческий труд есть единение многих видов труда в общий, единый трудовой процесс, для осуществления которого нужна его орган­изация. Организация труда представляет собой распределение индивидов и групп, имеющих определенные задачи, и их взаимоотношения в трудовой среде. Организация труда общественно обусловлена, т.к. она осущест­вляется в конкретных условиях определенных форм социальной жизни.

В современном обществе сложилось несколько типов организации труда. Остановимся на разъяснении некоторых из них. В начале ХХ века широкое распространение получила тейлоровская организация труда. Она основана на исключении рабочих из творческих ролей и ограничении их деятельности исполнением; исключении рабочих из подготовки и контроля трудового процесса, исключении рабочих из процесса обучения на работе,

рабочий не имеет возможности ознакомиться с технологией труда, орга­низацией труда и управлением предприятием; на исключении рабочих из временного регулирования трудового процесса (рабочий ритм, норма и перерыв определяются руководством предприятия), на изоляции рабочих от сотрудников - тейлоризм ограничивает контакты на работе контактами вышестоящих с нижестоящими, т.к. контакты с другими рабочими считаются нефункциональными; на индивидуализации труда и доходов (индивидуали­зации трудовых нарядов и оплаты).

С 60-х годов ХХ века получает распространение иной тип организа­ции труда - индустриальная демократия. Этим термином обозначают демократизацию отношений в управлении производственными предприятиями.

При этом особо выделяются такие формы участия рабочих в управлении, как "участие в принятии решений", "рабочий контроль", "производствен­ные комитеты" и др. Она охватывает систему органов, с помощью которых на законных основаниях осуществляется право работающих участвовать в принятии решений по социальным, кадровым и экономическим вопросам или формы участия рабочих представителей в работе органов управления и контроля, принимающих наиболее важные решения; включает работников наложить вето (запрет) на определенные решения, связанные с функцио­нированием предприятия и др. Однако следует отметить, что работники, участвующие в управлении, наделены только совещательными функциями.

Общественный труд имеет двойственную природу. Социологи рассмат­ривают его как процесс преобразования природы с целью удовлетворения общественных потребностей, а также как процесс воспроизводства самого человека.

Человек, воздействуя на природу, создает материальные блага необходимые для удовлетворения его потребностей. Процесс производства состоит из трех основных элементов: 1) целенаправленной деятельности человека, т.е. самого труда; 2) предметов труда, которые человек преобразует посредством труда; 3) средств труда, которыми человек воздействует на предметы труда. Изменяя окружающий мир, человек формирует себя как личность, развивает свои способности. Труд есть специфическая форма самовыражения и самоутверждения человека. Таким образом, труд - это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отноше­ний, в рамках которых она осуществляется.

Социальная сущность труда раскрывается в категориях "содержание труда" и "характер труда". Понятие "соодержание труда" раскрывает труд в единстве его вещественной (предмет, средства, продукт труда) и личностной сторон и выражает конкретную трудовую деятельность работника.

Содержание труда выражает состав и отличительные особенности трудовых функций, предопределенные уровнем развития предметов труда и функциями участников трудового процесса, уровнем квалификации, интеллектуальными и другими их способностями; меру превращения науки в непосредственную производительную силу(это выражается в достижении уровня механизации и автоматизации труда и местом рабочего в произ­водственном процессе); уровень организации труда, соотношение затрат умственной и физической энергии; наличие в деятельности элементов творчества. Следует заметить, что рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50-70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30-50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на твор­ческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптималь­ного места работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач.

В узком смысле слова содержание труда означает совокупность выполняемых работником операций и предписанных функций.

Следует заметить, что процесс труда характеризуется определенной мотивацией участников трудовых отношений. Под мотивацией понимаются внутренние побудители к действию у определенной личности, это внутрен­ний фактор, который подталкивает и направляет поведение индивида.

В связи с тем, как понимается влияние мотивов на деятельность личности в рабочей среде или в процессе труда различают несколько теорий мотивации труда. Теория потребности в достижении результатов выделяет одну потребность - потребность в достижении успеха. Согласно этой теории желание человека работать главным образом объясняется

интенсивностью его потребности добиваться успеха.

Представители теории справедливости, или общественного сравнения, полагают, что главное в удовлетворенности личности в процессе труда заключается в степени справедливости или несправедливости, которые человек ощущает в своем трудовом положении. При этом в качестве сте­пени справедливости понимается отношение между тем, что человек вкладывает в труд (например, усилия), и тем, что он получает взамен от предприятия (например, оплата) и сравнение отношения этих величин у других участников процесса труда. Личность анализирует, каков его вклад, как он оценен, и сравнивает это с тем, сколько вкладывают и получают другие. На основе выводов из этого сравнения он может снизить или повысить свою трудовую активность.

Теория ожидания исходит из того, что мотив достижения успеха в труде обусловлен у личности ожиданием результатов в будущем, то есть усиленной ценностью возможного результата. Сторонники двойной теории мотивации подчеркивают, что существуют два ряда факторов, которые воздействуют на производительность труда, причем они, независимы один от другого. В качестве фактора удовлетворения берутся достижение результатов, признание, ответственность и продвижение. К факторам неудовлетворенности, которые вытекают из трудовых отношений, относятся политика руководства предприятием, формы контроля со сто­роны непосредственных руководителей (демократические или автократи­ческие), условия труда, оплата труда.

Согласно теории иерархии потребностей поведение личности опреде­ляется потребностями, которые можно разделить на пять групп. Первую (низшую) группу составляют потребности, удовлетворение которых пред­ставляет собой основу поддержания жизни (потребности в пище, одежде, жилье, воде, воздухе и т.д.).Вторую составляют потребности в уверен­ности, причем не только физической, но и социально-экономической (работа, статус, авторитет). Третью составляют потребности человека быть в контакте с другими людьми (принадлежать к их обществу и быть ими принятым). Четвертую составляют потребности личности в само­уважении (в ощущении собственной значимости), а также в стремлении личности быть ценимой и уважаемой другими членами группы. Пятую группу составляют потребности в развитии, которые проявляются в стремлении человека развиваться, осуществлять что-то новое и тем самым осуществлять себя как личность.

Теории мотивации трудовой деятельности остаются основой для принятия мер с целью усиления мотивации труда и роста производитель­ности труда, и на их основе возникли определенные мотивационные модели: традиционная модель, модель человеческих отношений, модель человеческих ресурсов. Традиционная модель основывается на пессими­стических представлениях о природе человека и исходит из предположе­ния, что большинству людей труд отвратителен и что для людей важнее не то, что они делают, а то, сколько они за это получают, а также то,что лишь немногие люди могут осуществлять творческий труд под само­контролем.

Модель человеческих отношений основывается на предположении, что люди желают чувствовать себя полезными, ощущать свою принадлежность к группе, то, что они признаны группой. И это в их мотивации труда для них важнее, чем материальное вознаграждение.

Модель человеческих ресурсов исходит их предпосылки, что труд сам по себе не отвратителен для личности и что большинство индивидов могут относиться к нему творчески и самосовершенствоваться в своей профессии в гораздо большей мере, чем от них требуют условия произ­водства. Модель человеческих ресурсов не пренебрегает денежной моти­вацией, однако она признает важность и других мотивационных факторов.

Вышеуказанная мотивация трудовой деятельности подтверждена конкретными исследованиями западных социологов. Они показывают, что именно в сфере труда люди чаще всего испытывают чувство бессилия, бессмысленности. Неудовлетворение потребности в том, чтобы работа была интересной и давала больше возможности для проявления самостоя­тельности, отрицательно сказывается как на трудовой морали и произво­дительности труда, так и на общем психологическом самочувствии и самоуважении трудящихся.

Люди ценят самостоятельность, возможность самим принимать ответ­ственные решения. Это проявляется в их установках по отношению к обществу, к самим себе и к своим детям. Важны и конкретные условия труда: более сложная и самостоятельная работа благоприятствует развитию более гибкого мышления и самостоятельного отношения к себе и обществу. Рутинный труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более стереотипным. Это ведет к формированию конформистского отношения к себе и обществу.

Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочной внешней опеки, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и ценность своего труда. Напротив, скрупулезный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, которое часто переносится на все общество, а иногда вызывает и нервно-психические расстройства. Исследования указывают на то, что чем меньше у человека возможности проявить инициативу в труде, чем больше он склонен и в других сферах деятельности ориентироваться на внешний авторитет, счи­тать окружающий мир враждебным и угрожающим.

Качества, формирующиеся в труде, проявляются также в сфере досуга и в семейной жизни. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей интеллектуальностью досуга.Они также высоко оценивают самостоятельность и воспитывают это в своих детях. Существует и обратная связь. Сложность, гибкость и самостоятельность повышают уровень требований индивида к содержанию и условиям своего труда.

Социологические исследования, проведенные в нашей стране, позволили выявить дифференциацию работников в зависимости от мотивов участия в трудовом процессе:

супернормативный тип; в эту группу входят исключительно добросовестные работники;

нормативный тип; эту категорию составляют достаточно добросовестные работники;

субнормативный тип; включает недостаточно добросовестных работников;

ненормативный тип (недобросовестные работники). Численность выделенных типологических групп в зависимости от их отношения к труду распределяется следующим образом: 5 %, 60 %, 30 %, 5 %.

Содержание труда тесно связано с характером труда. Последний отражает социально - экономическое качество общественного труда, взаимодействие человека и общества, человека и человека в процессе труда. В обществе работники закреплены за экономически и социально неоднородными видами труда. Принадлежность к профессии определяет место индивида в процессе труда. Характер труда порождает различия между социальными группами в различных сферах жизнедеятельности: в культурно-техническом уровне, участии в управлении производством, уровне материального благосостояния, структуре и способах проведения свободного времени и т. д.

Рассмотренные выше основы социальной жизни влияют на функциони­рование общества.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории.

Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними.

Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует.

Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придержи­вался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реаль­ность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет сввою собствен­ную жизнь и организацию".

Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование - общество.

В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-повто­ряющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как целостность, как система.

Система - это определенным образом упорядоченное множество эле­ментов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная система, это способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных пот­ребностей людей.

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духов­ная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в об­ществе существуют одновременно различные формы социальной деятель­ности и поведения, между которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости

общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция (разруша­ющая функция) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.

В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследо­вателями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невос­приимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функци­онирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентиру­ется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием твор­ческого процесса в обществе.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон. Он акцен­тировал внимание на производственной основе общества. Важными чертами индустриального общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуни­каций. Это такое общество, в котором созданы гибкие структуры управ­ления, позволяющие разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е г. две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разраба­тываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турэн) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего,резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в прод­вижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами государства, анализируются иные типы организации социаль­ной жизни.

Марксизм, избирая основой способ производства материальных благ (единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений), определяет соответствующую ему общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовла­дельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Прмитивно-присваивающий способ производства характеризует первобытно­общинную формацию. Специфической чертой рабовладельческой формации является собственность на людей и использование труда рабов, феодаль­ной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, буржуазной -переход к экономической зависимости формально ­свободных работников наемного труда, в коммунистической формации предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими, политическими, идеологическими и другими институтами, определяющими полагаются производственные, экономические отношения.

Общественно-экономические формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной фор­мации.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.

Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической об­щественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к цен­ностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений -это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов явля­ются великие достижения науки, искусства, культуры, а также обще­человеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой,проявляет себя сложное взаимодей­ствие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

План работы:

Введение.

Структура природы человека.

Биологическое и социальное в человеке.

Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.

Социальная жизнь.

Исторические типы социальной жизни.

Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное развитие и социальные изменения.

Социальный идеал как условие социального развития.

Заключение.

Введение.

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

В. А. Сухомлинский

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…» Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальную жизнь можно представить как процесс целенаправленного сохранения, воспроизводства и развития индивидов и общностей. Ее протекание предполагает наличие субъектов, постановку ими соответствующих целей, поиск и применение адекватных им способов и средств, необходимые предпосылки и условия, деятельность отношения, получение запланированных результатов, их оценку на основе особых критериев и соотнесение с целями. Специфика критериев - один из аргументов доказательства определенной автономии социальной жизни по отношению к жизни политической, экономической, духовно-идеологической. Если прежде о степени зрелости общества судили по показателям экономики, теперь таким критерием все более выступает подход «от человека».

В последнее время разработаны индексы, которые не отражены в показателях ВВП или искажены ими. Наиболее известен Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный экспертами ООН. ИРЧП - интегральный показатель, включающий три базовых компонента: 1)ожидаемая продолжительность жизни, 2)грамотность взрослого населения и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, 3)реальный доход на душу населения по покупательной способности. «Международные сопоставления на базе этого индекса выявили отсутствие жесткой корреляции между показателями социального (человеческого) развития и экономическим ростом. В одних случаях ранг страны по ИРЧП выше - и иногда значительно - ее ранга по ВВП на душу населения, в других - картина противоположенная.

ИРЧП, во-первых, отражает уровень развития сфер общества в их соотношении друг с другом. Во-вторых, является критерием и сохранения индивидов (реальный доход и продолжительность жизни), и их развития (грамотность, образование). В-третьих, повышение ИРЧП есть результат не сколько стихийно-инерционного развития, сколько сознательных, целенаправленных усилий индивидов, общества и его различных институтов.

ИРЧП сопрягается с критериями социальной стратификации современного общества. Если раньше социальное расслоение определялось экономическим критерием - отношением к средствам производства, то сейчас в качестве дифференцирующих признаков наряду с ним выступают размер доходов, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д. Речь идет о переходе от человека экономического к человеку социальному, субъекту самодостаточной деятельности и соответствующих ей отношений. Отсюда видны преимущества тех общественных систем, в которых велик удельный вес средних слоев, наиболее полно представляющих собой субъектов социальной жизни.

Социальная жизнь не получает адекватного ее роли в обществе теоретического выражения. Она, как правило, трактуется узко, сводится либо к функционированию отдельных сфер, либо к помощи государства детям, инвалидам, пенсионерам и т.д. И в том, и в другом случае из ее орбиты выпадает основная масса населения. Кроме того, главное внимание обращается на сохранение индивидов и общностей, процесс же их развития остается в тени. Однако нельзя судить о целом по одной составляющей. Фрагментарный подход к социальной жизни общества не позволяет раскрыть ее суть, содержание, разнообразные формы проявления и тенденции развития.

Социология переживает кризис, по сравнению с другими науками она оказалась аутсайдером. В содержании социология раздробленна на бесчисленное множество теорий, между которыми трудно увидеть связь. Существует разрыв между изобилием эмпирического материала и его теоретическим обобщением. Она не может похвалиться крупными достижениями, эффективностью выполнения гносеологических, методологических и социальных функций, результативностью взаимодействия с другими отраслями знаний. Во многом такое состояние социологии обусловлено тем, что не раскрыт в достаточной мере ее предмет, ибо последний представляет собой системо-образующий по отношению к содержанию науки фактор. Если он не определен достаточно глубоко и полно, невозможно представить науку как систему, выявить ее интегративные свойства и функции. Была выдвинута идея о методологической травме, под которой понимается ситуация растерянности исследователей перед обилием социологических теории, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. Вероятно, можно говорить о содержательной травме социологов, особенно преподавателей, которые, оказавшись в условиях атомизации, чрезмерной дифференциации и дробности социологического знания, явно ощущают трудность его целостного осмысления и потому «уходят» в локальность - в абсолютизацию одних и игнорирование других теорий.

Когда речь идет о представлении социологии как системы, это не означает «втискивание» всего многообразного знания в одно. Суть в другом - преодолении противоречивости разных теорий, в выявлении их соразмерности и соизмеримости как компонентов одной науки, в раскрытии ее единства, проявляющегося в многообразии элементов, в высвечивании их связей в взаимодействий.

Стремление выяснить предмет социологии обусловлено потребностью представления данной науки как системы, продуцирующей конкретное знание. Лишь благодаря последнему, социология может полно выполнять экономические и социальные функции. Представляется, что с этих позиций нужно подходить к поискам предмета социологии, предпринятым в последнее время рядом теоретиков. Одна из концепций, согласно которой социология превращается в социологию жизни. Базисными понятиями которой, являются «сознание» и «поведение» и т.д.

Подход к социальной жизни как предмету социологии подтверждается процессом возникновения и развитием данной науки. Осознание специфики социальной жизни шло сложно и противоречиво. Натурализм, эволюционизм и феноменология были тогда ее характерными чертами. Вместе с тем О. Конт, отделив «логос от мифов», поставил вопрос о необходимости создания такой науки, которая изучала бы статику и динамику общества, давала бы «позитивное» знание, способствуя установлению в нем порядка и прогресса. Многие последующие социологи видели основную задачу также в ослаблении и снятии социальной напряженности в обществе, минимализации конфликтов, в установлении согласия и солидарности между людьми. Развернувшиеся впоследствии эмпирические исследования как будто бы дистанцировали социологию от указанной проблематики. Однако они по существу были посвящены исследованию явлений и процессов (различные формы социальных проявлений: преступность, конфликты, риски и т.д.), которые ограничивают и деформируют социальную жизнь людей, несут опасность для их существования. Прогресс человечества оборачивается массой социальных патологий, которые «питают» негативную ветвь социологии. Однако, последняя, как представляется, должна рассматриваться в русле позитивного направления данной науки как теории социальной жизни, включающей изучение не только процессов сохранения и воспроизводства, но и развития индивидов и общностей.

Рассмотрим подробнее социальную жизнь как предмет социологии, выделив в ней три наиболее существенных, по нашему мнению, аспекта: субъекты, процессы взаимодействия между ними, основные цели и ориентации.

В качестве субъектов социальной жизни выступают разные образовании: индивиды, группы и общности, отдельные общества и мировое сообщество. Представляется неправомерным сосредотачивать внимание на одних и исключать из социальной жизни и, следовательно, из орбиты социологического видения другие. Между тем, такой подход имеет место при определении статуса социологии. Конечно, степень вовлеченности людей в социальную жизнь не одинакова, что отражается в социальной структуре и стратификации общества. Одни влачат жалкое существование за чертой бедности, другие заняты борьбой за выживание, жизненная стратегия третьих направлена на развитие и т.д. Дифференциация индивидов и общностей характерна и для других форм жизни, где также существует ядро и периферия, активно действующие слои.

Социологический подход к индивидам и общностям как к целостным образованиям логично трансформируется в анализ их как субъектов деятельности, сориентированных, в конечном счете, на собственное сохранение и развитие. Данная мысль в разной форме высказывается многими авторами. В этой связи В марксизме анализ объективного положения пролетариата как класса доведен до обоснования той деятельности, которую он вынужден был вести ради выживания. В современной литературе не случайно воспроизводится положение К. Маркса о «классе в себе» и «классе для себя». Превращение общности из первого состояния во второе осуществляется посредством ее деятельности.

Следует отметить три важных момента. Во-первых, специфика социологии не просто в том, что она обращает внимание на деятельность индивидов и общностей, а в исследовании ее социального содержания, являющегося проявлением их активности как социальных единиц. В этом отношении следует отметить: типология М. Вербера носит социальный характер, ибо она непосредственно сопряжена с состоянием личности как социального существа. Доминирование в структуре индивида различных элементов обусловливает и соответствующий тип ее действий. Естественно, что возрастание разнообразия и сложности технических форм деятельности не может не отразиться и на их социальном содержании.

Во-вторых - деятельность интересует социологию как одна их форм социального взаимодействия, органично связанная с другими его видами: отношениями, общением и поведением. В современном обществе она все более доминирует относительно других форм. Однако в целях раскрытия социальной жизни общества важно учитывать всю совокупность видов взаимодействия, имея в виду, прежде всего, их социальное содержание. В-третьих, - существенная особенность социальной жизни - сопряжённость всех форм взаимодействия социальных единиц с процессом их сохранения, воспроизводства и развития. Абстрагированием от данного обстоятельства означает устранение всяких критериев процессов взаимодействия, что на практике оборачивается произволом, вседозволенностью, ведущим к деградации и индивидов, и общества. История социологии есть не что иное, как развитие различных теорий, раскрывающих границы возможного и невозможного, норм, допустимого и недозволенного, что нашло отражение в концепциях конфликтологии, теории рисков и т.д.

Выход на первый план социальной жизни означает качественно новый уровень развития общества по сравнению с теми его состояниями, когда главную роль играют политика и экономика. В последних случаях процесс целенаправленного сохранения и развития индивидов охватывает лишь меньшинство. При лидерстве же социальной жизни он распространяется на большинство населения, что предъявляет новые требования к разным сферам и институтам.

Целостное видение социальной жизни позволяет лучше понять многообразие и единство мира, прошлое и современность. Оно высвечивает различные стороны сегодняшнего общества, способствует выводу его из состояния неопределенности.