Что такое синквейн в русском языке примеры. Как составить синквейн по истории добавить свою цену в базу комментарий

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Функции синквейна

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы и (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

Как составить синквейн?

Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» – это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой.

Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра».

В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение.

Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Пример из обществознания

Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

Индивидуум.

Разумный, уникальный.

Живет, дышит, трудится.

Общество состоит из индивидуумов.

Как написать такое стихотворение по биологии?

Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке.

Парнокопытные.

Красивые, неторопливые.

Пасутся, размножаются, спят.

Парнокопытные питаются растениями.

Из опыта работы Полищук О.Н., учителя русского языка и литературы

1.Введение. Что даёт умение составления синквейна ученику?

2. История возникновения

3. Правила составления

4. Дидактический синквейн

5. Синквейн с точки зрения педагогики

6.1 Простота построения

6.2 Формирование аналитических способностей

6.3 Вариативность

7.Синвейн – превосходный способ контроля.

8.Материал из практических работ учащихся 5 класса Б.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

ВВЕДЕНИЕ

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов . Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы. Что же представляет собой это необычное задание?

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.

Синквейн.

Синквейн – это пятистрочный стих.

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey ), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» .

Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «3», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.

Титков .
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.

Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если ученики легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Синквейн на тему Левша

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году

мастеровой

Синквейн на тему Лето

лето
жаркое знойное
плавать загорать купаться
в отпуск отправляться
время года

Синквейн на тему Литература

литература
художественная, научная
написана, содержит, читают
совокупность любых словесных текстов
рукописи не горят

Синквейн на тему Лицей

лицей
общеобразовательный, специализированный
обучает, готовит, воспитывает
подготавливает к поступлению в вузы
учебное заведение

Синквейн на тему Личность

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

Синквейн на тему Любовь

Любовь глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство любовь страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучаться

единственная вещь, которую мы можем подарить

и все же она у нас остается бесценный дар любовь
глубокая, интимная воспета, волнует, чувствует
настоящая любовь не между телами, а между душами чувство

Синквейны на уроках русского языка

Красивая и умная

Растит, делает и ухаживает

Природа знает лучше всех.

Экология.

Кисляков Виталя

Красивая, полезная.

Радует, лечит, кормит.

Она помогает людям жить

Голубева Уля

Природа. Природа.

Красивая, полезная. Красивая и умная.

Берегут, помогают, изучают. Живёт, растёт и существует.

Нам надо беречь её. Замечательно быть на природе.

Заповедник. Красота.

Вахромеева Алёна Былкова Вика

Цветок. Природа.

Замечательный и красивый. Странная, красивая.

Растёт, развивается, гибнет. Радует, огорчает и удивляет.

Любит, чтобы его поливали. Нашу природу надо беречь.

Роза. Волшебница.

Гурулёв Валера Колотухин Дима

Природа. Природа.

Живая, зелёная. Красивая, живая.

Растёт, шумит, плачет. Радует, украшает, кормит.

Я очень люблю природу! Я люблю родную природу.

Красота. Растения.

Шлюфман Ксюша Неупокоева Настя

Красивая, умная.

Учит, помогает, наказывает.

Она всё правильно делает!

Федюшкин Влад

Синквейны на тему «Ученик»

Ученик. Ученик.

Любознательный, опытный. Умный, занятой.

Читает, рисует, учится. Читает, рисует, познаёт,

Мальчик учится на «пятёрки». Я начал хорошо учиться.

Школьник. Житель.

Бусленко Катя Дингес Максим

Ученик. Ученик.

Любознательный и опытный. Занятой и внимательный.

Познаёт, умнеет и выполняет. Познаёт, выполняет и умнеет.

Умный гражданин читает рассказ. Мальчик учится в школе.

Житель. Школьник.

Жунтова Юля Ким Влад

Ученик. Ученик.

Умный, воспитанный. Внимательный, опытный.

Познаёт, умнеет, выполняет. Познаёт, пишет, читает.

Школьник ходит в школу. Я буду хорошо учиться!

Гражданин. Школьник.

Пенкина Ксюша Попов Влад

Синквейн на тему А.С.Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

Попов Влад

Синквейны на тему русской сказки

Волк. Волк.

Злой, голодный. Жадный и хвастливый.

Воет, поёт, ест Поёт, лежит, ест.

Волк съел всю семью. Зачем хозяин слушал волка?

Хитрец. Певец.

Исаев Никита Архипец Саша

Волк.Крестьянин.

Серый, голодный. Глупый, нежадный.

Выманил, подкараулил, дождался. Слушал, восхищался, отдавал.

Он съел всё семейство. Остался один в доме.

Хитрец. Глупец.

Неупокоева Настя Попов Влад

Ворона. Ворона.

Глупая и пугливая. Хвастливая, говорливая.

Обманывает, поёт и летает. Собралась, полетела, увидела

Нечего лететь на юг! На острове ворону заклевали.

Певица. Болтушка.

Довгалёв Женя Пенкина Ксюша

Снегурочка. Снегурочка.

Снежная, печальная. Беленькая, умная.

Побежала, прыгнула, растаяла. Работает, поёт, прячется.

Белая девочка весело поёт. Снегурушка прыгнула И растаяла.

Дочка. Девочка.

Шапорина Ангелина Попов Влад

Синквейны на уроках внеклассного чтения.

Город. Биробиджан.

Красивый, чудесный. Красивый, большой.

Помогает, растёт, красуется. Строится, нравится, интересует.

Мне нравится мой город. Я люблю свой город.

Биробиджан. Родина.

Попов Влад Архипец Саша

Город. Биробиджан.

Строится, растёт. Большой, красивый.

Красивый, весёлый, молодой. Стоит, растёт, хорошеет.

Я люблю свой город. Наш город очень красивый.

Родина. Красавец.

Вахромеева Алена Неупокоева Настя

Город. Биробиджан.

Большой, красивый. Красивый, северный.

Стоит, хорошеет, озеленяется. Строится, живёт, растёт.

Мы любим свой город. Я люблю Биробиджан.

Биробиджан. Город.

Попов Влад Исаев Никита

Родина. Город.

Родная, любимая. Молодой, прекрасный.

Родилась, защищает, бережёт. Живёт, растёт и дышит.

Наша Родина – это Россия. Мой город самый красивый.

Дом. Биробиджан.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Биробиджан. Родина.

Красивый, познавательный. Большая, красивая.

Строится, развивается, радует. Кормит, охраняет, бережёт

Мне нравится мой город. Наша родина очень красивая.

Дом. Страна.

Голубева Уля Кисляков Виталя

Папа. Мама.

Хороший, добрый. Красивая, добрая.

Воспитывает, зарабатывает, ездит. Работает, готовит, помогает.

Он любит всю семью. Моя мама очень умная.

Отец. Мамочка.

Дингес Максим Коновалова Настя

Семья. Родители.

Дружная, весёлая. Весёлые и грустные.

Радует, воспитывает, помогает. Работают, учатся, преподают.

Я люблю свою семью. Хорошо живётся с родителями.

Дом. Любовь.

Попов Влад Колотухин Дима

Мама. Родина.

Красивая, добрая. Красивая, справедливая.

Работает, готовит, любит. Защищает, растит, воспитывает.

Я люблю свою маму. Я родился в Биробиджане.

Хозяйка. Отечество.

Архипец Саша Ким Влад

Папа. Мама.

Высокий, добрый. Нежная, ласковая.

Работает, воспитывает, помогает. Помогает, гуляет, работает.

На работе делает мебель. Вся семья любит маму.

Отец. Человек.

Золотухина Таня Неупокоева Настя

Синквейны

учащихся 5 класса Б

школы 5

2009 – 2010 уч.год

Друг. Друзья.

Добрый, хороший. Добрые, хорошие.

Помогает, дарит, дружит. Ездят, советуют, выручают.

Мой друг самый хороший. Помогают в сложной ситуации.

Товарищ. Помощник.

Ким Влад Кисляков Виталя

Друзья. Друг.

Хорошие, добрые. Добрый и честный.

Помогают, защищают, выручают. Выходил, играл, прятался.

У меня такие хорошие друзья! Он всегда тебе поможет.

Товарищи. Товарищ.

Попов Влад Дингес Максим

Друг. Друг.

Весёлый, здоровый. Бывалый, умный.

Играет, поёт, свистит. Занимается, учится, гуляет.

Мы с другом играем. Друг меня всегда выручит.

Актёр. Ваня.

Коновалова Настя Федюшкин Влад

Друг. Друг.

Хороший, лучший. Бывалый и настоящий.

Помогает, угощает, даёт. Помогает, делает и приходит.

Мой друг очень хороший. Друг в беде поможет.

Приятель. Человек.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Друг. Друг.

Надёжный, весёлый. Хороший, верный.

Выручает, помогает, уступает. Помогает, заступается, дружит.

Мой друг самый лучший! Друг помогает мне дружить.

Опора. Дружище.

Гурулев Валерий Лескова Лера

Весёлый, дружелюбный.

Играет, веселится.

Друзья всегда смогут выручить.

Бусленко Катя

ЛИТЕРАТУРА

1 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

2 С.А. Никольская. «Синквейн».

3 К.П. Щепина «Синквейн на уроке».

В этой статье рассказывается о том, что такое синквейн. Рассматриваются основные правила его создания. Предлагаются примеры для анализа и подражания при со...

От Masterweb

08.04.2018 00:01

Синквейн – это стих без рифмы, который состоит из пяти строк. Каждая из них создается в соответствии с определенными ограничениями. Синквейн возник в начале двадцатого века под влиянием классической японской поэзии хокку (хайку) и танка. Создание синквейна включено в воспитательные и образовательные методики огромного числа преподавателей по всему земному шару. В этой статье предлагается рассмотреть основные принципы составления синквейна с примерами на разные темы.

Зачем нужно сочинять синквейны?

Написание такого стихотворения – достаточно сложная задача, требующая неоспоримых причин, чтобы включить его в образовательную программу и использовать в обучении детей и совершенствовании мастерства творческих людей. И такие причины действительно существуют.

  • Во-первых, написание требует от поэта большого словарного запаса и умения «играть со словом» для выражения своих идей и мыслей в форме, ограниченной жесткими правилами.
  • Во-вторых, какой бы ни была тема произведения, автору придется изучить ее в полной мере и с разных сторон, чтобы сделать свое произведение полным и глубоким. Поэтому для любого материала такое стихотворение может служить формой изучения и запоминания.
  • В-третьих, подобного рода творчество развивает в учениках начальной школы умение и желание познавать окружающий мир, описывать его и давать оценку происходящему.
  • В-четвертых, совместное создание синквейна (в парах или группах) способствует генерированию новых, уникальных идей и неожиданных решений.
  • В-пятых, работа над стихотворением требует воображения и развивает фантазию.
  • В-шестых, подобная практика на уроках способствует выявлению индивидуальных качеств учеников, полезных для формирования максимально эффективного подхода к преподаванию.

Помимо перечисленных, любой может открыть для себя и другие преимущества написания синквейнов, но только после собственных «проб пера».

Структура классического синквейна

Существует множество вариантов синквейна: от классического (т. н. традиционного) пятистрочного стихотворения до более оригинально оформленных «бабочек» и «зеркал». В данной статье приведена классическая структура, рассмотренная на примере стихотворения о щенке. Выглядит она следующим образом:

№ Строка синквейна Грамматический смысл Фактический смысл Количество слогов 1 Щенок Одно существительное или (реже) местоимение Предмет или явление, о котором пойдет речь Два слога 2 Милый, добрый Два прилагательных (какой?) или причастия (что делающий?) Две характеристики явления или предмета, названного в первой строке Четыре слога 3 Лает, любит, растет Три глагола (что делает?) Действия предмета или явления, либо (реже) действия, производимые над ним Шесть слогов 4 Дарит людям смех и радость Одно предложение из четырех слов, не считая служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) Раскрытие сути предмета или явления, выражение авторского отношения к нему Восемь слогов 5 Твой друг Одно слово или словосочетание Синоним слова из первой строки, ассоциация, пояснение или слово, выражающее отношение автора к нему Два слога

Из-за ряда языковых особенностей правилом точного подсчета количества слогов часто приходится пренебрегать. Количество слов в четвертой строке также может варьироваться. На практике людям разных возрастов и профессий или преподавателям разных предметов можно менять, дополнять и расширять ограничения и правила написания синквейна по своему вкусу.

Другие виды синквейнов

Как и любое другое искусство, стихосложение на протяжении всего своего существования претерпевало множество изменений. Сложная силлабическая структура (количество слогов в строках) синквейна привела к тому, что в различных литературных направлениях возникли его вариации, значительно отличающиеся от оригинальной концепции.

  • Обратный синквейн представляет собой инверсию классического. Вместо привычной последовательности слогов "2, 4, 6, 8, 2" возникает обратная - "2, 8, 6, 4, 2".
  • Зеркальный синквейн состоит из двух стихотворений длиной в пять строк. Причем каждое стихотворение представляет собой самостоятельный синквейн: первое - классический или традиционный, а второе - обратный. Они объединены общей темой, заключенной в первой и последней строках.
  • Синквейн-бабочка - форма стихосложения, практически идентичная предыдущей. Последовательность слогов зеркального синквейна можно записать как "2, 4, 6, 8, 2, 2, 8, 6, 4, 2". В случае с бабочкой стихотворение сокращается до девяти строк - исключается пятая или шестая строка в предыдущем варианте. Получается последовательность "2, 4, 6, 8, 2, 8, 6, 4, 2".
  • Корона синквейнов - стихотворение из двадцати пяти строк или пяти классических синквейнов. Применений у такой формы стихосложения огромное множество. Так, можно рассматривать менее конкретные и более общие темы подробно, обращаться к различным их аспектам, со всей полнотой подходить к вопросу раскрытия темы. Более длинное стихотворение, как следствие увеличения количества слов-характеристик, становится более информативным, ценным с точки зрения смысловой нагрузки.
  • Гирлянда синквейнов - почти то же, что и корона, но из тридцати строк, где двадцать шестая соответствует первой, двадцать седьмая - второй, двадцать восьмая - третьей, и так далее.

Использовать разные вариации синквейнов в дидактической деятельности вовсе не обязательно, поскольку детям обычно вполне хватает классического. А вот для расширения кругозора и поиска предела собственным возможностям вполне можно попробовать себя в составлении всех этих вариантов. Если кто-то из читателей решил заняться созданием таких стихотворений на серьезном уровне, знакомство с разными формами позволит найти собственный стиль.

Русский язык и литература

Это, наверное, самый популярный урок, на котором практикуется написание нерифмованных пятистрочных стихотворений. Связано это, скорее всего, с тем, что именно этот предмет ставит своей наивысшей целью развитие в учениках умения выражать свои мысли, используя все богатство родного языка.


Прежде чем приступить к созданию собственных, рекомендуется хорошо познакомиться с примерами синквейнов по русскому языку. Составить как нечто подобное, так и что-либо совершенно особенное после этого не составит труда. Так, можно в стихотворной форме давать характеристику известным личностям из мира литературы:

Владимир Маяковский.Эпатажный, футуристический.Любил, писал, рисовал.Вошел в историю как поэт-революционер.Лесенка.

Такой подход к изучению авторов может заинтересовать даже самых безразличных к чтению детей и подростков. Кроме того, примеры синквейнов по литературе послужат прочной мотивацией для учеников. Они побудят их прочесть и внимательно изучить произведение.

Так выглядит пример синквейна на тему «Преступление и наказание»:

Раскольников.Бедный, запутавшийся.Убивает, рассуждает, раскаивается.Тварь дрожащая или право имеет?Студент.

Таким образом, кроме прочего, можно проверить учеников на умение давать характеристику и оценку персонажам и анализировать их критически.

Обществознание

Наука о жизни в социуме буквально требует воспитания в учениках умения выражать личностную позицию, укладываясь в отведенные для этого формы и рамки. Поэтому синквейн станет отличным инструментом для усваивания материала. Так выглядит пример синквейна на тему «общество»:

Общество.Толерантное, демократическое.Создает, защищает, координирует.В обществе существуют определенные нормы.Социум.

Конкретно. Лаконично. Точно. Примеры синквейнов по обществознанию в данном случае следует поощрять в первую очередь не за богатый словарный запас, а за знания по искомой теме.

Математика


«Королева» точных наук требует запоминания огромного количества формул, теорем и аксиом. Несмотря на это, как ни парадоксально, лучший подход к усвоению – творческий. Через задание на тренировку фантазии ученики могут взглянуть на определенный аспект по-новому, изменить свое отношение к нему и отнестись к уроку с большим энтузиазмом.

Теорема Виета.Простая, неполное (квадратное уравнение).Складывает, перемножает, приравнивает.Служит для решения квадратных уравнений.Дискриминант.

Вот так на первый взгляд всегда кажется: серьезный и скучный предмет математика. Примеры синквейнов, однако, доказывают совершенно обратное. Поэтому почему бы попробовать себя в новом направлении?

Учеников начальной школы примерами синквейнов и их составлением также можно увлечь:

Цифры.Полезные, разные.Считаем, складываем, вычитаем.Цифры обозначают количество предметов.Друзья.

А для более взрослых людей созданное ими самими произведение может стать лучшим алгоритмом для запоминания сложных тем:

Метод Саррюса.Простой, удобный.Дописываем, перемножаем, складываем.Служит для нахождения детерминанта.Матрица.

Фокусироваться в данном случае стоит на понимании понятия и способности объяснить его своими словами.

Биология

Примеры синквейнов по биологии обычно очень забавляют и вдохновляют учащихся классов, в которых только начинается знакомство с животным миром.

Кот.Млекопитающее, всеядное.Ловит (мышей), спит, заботится (о потомстве).Существуют породы диких котов.Охотник.

Как и в случае с математикой, некоторые старшие ребята тоже находят в нерифмованных стихах свою прелесть.

Эритроциты.Красные, двояковогнутые.«Рождаются» в костном мозге, транспортируют кислород, «погибают» в печени.Эритроциты жизненно необходимы человеку.Тельца.

Физика и астрономия


Этот предмет не так популярен в качестве плацдарма для творческих изысканий, однако и здесь можно найти интереснейшие произведения.

Заряд.Положительный, отрицательный.Притягивается, отталкивается, делится.Зависит от количества электронов.Величина.

Или такой вариант:

Луч.Прямой, проходящий.Отражается, преломляется, изменяет направление.Подчиняется законам отражения и преломления.Свет.

География


Страны и географические объекты часто становятся объектами стихотворных потуг начинающих сочинителей.

Китай.Крупный, портовый.Экспортирует, добывает, развивается.Китай – лидер черной металлургии.Держава.

Или такое стихотворение:

Амазонка.Полноводная, опасная.Течет, впадает, кормит.Рекордсмен по площади гидрографической сети.Река.

История


Несмотря на то что история не относится к точным наукам, ее редко сопоставляют с творчеством. Однако примеры синквейнов на исторические темы заставляют убедиться, что подобное отношение ошибочно и требует переосмысления.

Отто фон Бисмарк.Талантливый, терпеливый.Победил, завоевал, укрепил.Прусский генерал, создавший империю.Германия.

Иностранный язык

Достаточно необычный повод проявить свои творческие способности, так как сочинить стихотворение, пусть даже и без рифмы, на языке, не являющемся родным, невероятно сложно. Тем не менее, если кто-то из читателей решится это сделать, синквейн непременно окажется одной из наиболее удобных, полезных и эффективных форм стихосложения. По сравнению с другими, у него есть целый ряд преимуществ:

  1. Возможность обогатить словарный запас. Для выражения своих мыслей непременно придется заглянуть в словарь, а это уже превосходный акт саморазвития.
  2. Языковая практика. Как известно, ее не бывает много.
  3. Отсутствие рифмы и гибкая силлабическая структура. Единственную сложность составит именно выбор слов и словосочетаний, то есть то, чему и нужно уделять внимание при изучении иностранного языка.
  4. Возможность взглянуть на вещи по-новому. Объясняя привычные понятия непривычными (иностранными) словами, человек всегда открывает для себя новые горизонты. Любой почувствует это, лишь начав составлять синквейн.
  5. Возможность обмена знаниями посредством стихосложения. Например, говоря об одном и том же предмете или явлении, разные люди отметят разные его характерные черты, действия, синонимы или ассоциации. Обмен ими позволит не только выучить новые понятия, но и изменить свое отношение к некоторым вещам в лучшую сторону.

Еще немного красивых синквейнов


Несмотря на то что эта форма стихосложения быстро обрела популярность среди преподавателей и воспитателей, изначально она создавалась с целью эстетической. И сейчас многие ценители оригинальных литературных решений могут найти в ней исключительное удовольствие. Например, рассуждая на философские темы:

Жизнь.Иллюзорная, проходящая.Идет, удивляет, нравится.В ней главное счастье человека.Фантазия.

И не только. Внутри этой литературной формы действуют лишь ограничения авторской фантазии. Очень часто встречаются различные вариации, тем или иным образом ссылающиеся на так называемых «предков» формы – японские хокку и танка. Поэтому очень популярны мотивы единения человека с природой и культа самой природы.

Солнце.Жаркое, далекое.Всходит, заходит, скалится.Греет, как улыбка любимого.Сердце.

Подводя итоги

Синквейн – уникальная стихотворная форма, характеризующаяся одновременно жесткостью рамок и гибкостью изложения мысли. Ее можно использовать в воспитательных или образовательных целях, как методику для запоминания, привлечения внимания. Она может способствовать вовлечению ученика в критический анализ материала, развить его творческий потенциал и умение давать оценку окружающему миру. Синквейн также может стать отдушиной для творческого человека. Если, например, душа просит поэзии, а голова не дружит с рифмой, эти необычные стихотворения могут стать идеальным решением. Если вы изучаете иностранный язык, описанный способ стихосложения может помочь в обогащении словарного запаса. Кроме того, синквейн может служить методикой для запоминания информации. Некоторые люди намного лучше запоминают собственные формулировки изучаемого, чем те, что находят в учебниках или в интернете.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат . Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Синквейн

    ✪ Синквейн для детей, как его составить?/ ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА / Дидактические карточки БЕСПЛАТНО

    ✪ Синквейн//Татьяна Погодаева

    Субтитры

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

Искусственный характер

В отличие от сочинения, задание по написанию синквейна носит сугубо искусственный характер (учебная задача только моделирует жизненную ситуацию, и то очень отдаленно). Поэтому написание синквейна может быть полезно лишь для небольшого процента учащихся с соответствующей структурой мышления. Для остальных такое задание будет носить формальный характер.

Примечания

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А. С. : Материалы для тренинга учителей. - М. : ИНТУИТ.РУ, 2007. - С. 105 .
  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии (рус.) .

Синквейн

на уроках русского языка и литературы.

1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Параметры синквейна.

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

4. Синквейны на уроках литературы.

Синквейны – превосходный способ контроля .

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Вспоминаются слова А.С. Пушкина «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

Синквейн – один из способов метапредметных технологий в преподавании. Написание синквейна можно использовать на любом уроке, освещая в нем всевозможные темы.

Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках литературы :

Дюймовочка.

Страдает, любит, благодарит.

Много странствует.

Маленькая, нежная, смелая.

Красавица.

Иван – царевич.

Добрый, умный, находчивый.

Ищет, воюет, добивается.

Персонаж русских сказок.

Герой.

Снежная королева.

Хозяйка Медной горы.

Идеальная, фантастическая, красивая.

Колдует, дурманит, не отпускает.

Образ уральского фольклора.

Каменное сердце.

Холодная, бесчувственная, жестокая.

Мчится, леденит, сверкает.

Владычица холода и льдов.

Загадка.

5. Синквейны, написанные учениками на уроках русского языка.

Ноябрь.

Красочный и дождливый.

Осыпал, раскрасил, наступил.

Вложил в душу каплю грусти.

Осень.

Зима.

Спокойная и грустная.

Ударила, побелила, наступила

Подарила детям Новый год.

Веселье и подарки.

Имя существительное.

Одушевленное или неодушевленное.

Обозначает, отвечает, является.

Называет предметы.

Часть речи.