Что такое шипящие согласные звуки? Неполное предложение.

Неполные предложения Разработка Степяк Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец Упражнение 146 1. Николай нес рюкзак, а Михаил рыболовные принадлежности. 1. Николай нес рюкзак, а Михаил (нес) рыболовные принадлежности. Упражнение 146 2. Ну, а зовут-то тебя как? – Петров. 2. Ну, а зовут-то тебя как? – (Меня зовут) Петров. Упражнение 146 3. Где же мы, Иван Степанович?- У подножья острова Рапа-Нуи. 3. Где же мы (находимся), Иван Степанович?- (Мы находимся) У подножья острова Рапа-Нуи. Упражнение 146 4. Фамилия как? – Бачей. – Василия Петровича сын? – Да. 4. (Ваша) Фамилия (есть какая) как? – (Моя фамилия есть) Бачей. – (Вы есть) Василия Петровича сын? – Да. Упражнение 146 5. Отец увидел рыбу, а я еще не видел. 5. Отец увидел рыбу, а я еще не видел (рыбу). Упражнение 146 6. Все дороги снегом замело. 6. Все дороги снегом замело. [односост., безличное] Предложение является неполным, если пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по речевой ситуации. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие. На столе две свечи, на столе письма.  Река узнается в плавании, человек – в беде.  Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.  Мир освещается солнцем, а человек – знанием.  Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении. На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – лошадь, еще позимнему запряженная в сани. Слева – подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога. Упражнение 148 1. Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху… Односост., безлич. (и там они истлевали). Двусост. Упражнение 148 3. Снегом пушистым лед замело. Односост., безлич. 4. Над хвастунами хоть смеются… Односост., неопр.-личн. (а часто в дележе им доли достаются). Двусост. Упражнение 148 5. Быть грозе! Односост., безлич. Я вижу это в трепетанье тополей… Двусост. Упражнение 148 2. Дедушка рассказывал нам сказки, а отец (рассказывал) – истории из своих истории из путешествий. своих путешествий. Упражнение 148 6. Все уезжали домой, один я не уезжал. уезжал домой. Упражнение 148 7. Весной дождик шальной. Захочет дождик – все смочит. – все смочит. Упражнение 148 8. Как Как назвать назвать котенка? котенка? Тигром Тигром 8. назвать или мышонком? Пупсом или мышонком? Пупсом или маем? назвать илиЛи-дзянь? маем? Или назвать Или Дзинь Дзинь Ли-дзянь? Задание: найдите односоставные и двусоставные неполные предложения. 1) Пятый день в море. 2) Вчера стояли в Белужьей губе. 3) Бурые новоземельские горы, берега в снеговых белых латах. 4) Над ними северное небо, плоские облака. Предметы, хранящие память о жизни… Перо… Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их, навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки. Предметы хранящие память о жизни… Перо… Обычное перо в деревя…ой (не) краше…ой руч?ке. Обычные пож…лтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека который мог (бы) по праву занять его… Столик с подарками поч…тателей, к…р…синовая лампа. Портрет Ди(к, кк)енса. Великий русский очень любил великого англ…чанина. Ку…шин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их (на) всегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи (не) заж…гались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки. Односоставные предложения: 1). Предметы, хранящие память о жизни… 2) Перо… 3) Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. 4) Обычные пожелтевшие листы бумаги. 5) Пустое кресло. 6) Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… 7) Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. 8) Портрет Диккенса. 9) Кувшин для умывания. Двусоставные неполные предложения: 1) 2) 3) 4) У стола – маленькое кресло. На столе две свечи. На столе письма. Одно из них – из Америки. Полные двусоставные предложения: Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Великий русский очень любил великого англичанина. Он потушил их, навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались. Синтаксический разбор. У стола – маленькое кресло. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, неполное, распростр.) Синтаксический разбор. Предметы, хранящие память о жизни… (Повест., невоскл., простое, односост., назывн., распр., осложнено причастным оборотом). Синтаксический разбор. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Повеств., невоскл., сложное, СПП 1. простое, односоставное, безличное, рапр. 2. простое, двусост, распр. Синтаксический разбор. Вчера стояли в Белужьей губе. (Повеств., невоскл., простое, односоставн., неопр.-личное, распр.) Синтаксический разбор. Над ними северное небо, плоские облака. (Повеств., невоскл., простое, двусост., неполное, распр.) Синтаксический разбор. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. (Повеств., невоскл., сложное, ССП 1. простое, двусост., распр., 2. Простое, двусост., неполное, распрост.) Разработка Степяк Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец

Урок русского языка в 1 классе.

Учебник «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение» 2011г.
Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Цели: Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.
Структура урока:
1. Организация внимания учащихся. 2. Развитие учебной мотивации.
* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.
3. Стимулирование реакций обучающихся.
* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации. * Заучивание правила.
Физкультурная минутка
4. Обеспечение обратной связи.
* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения. * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка). * Руководство мыслительной деятельности.
5. Гимнастика для пальцев.6. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
* Контроль и анализ с последующей корректировкой.
8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.9. Рефлексия.

Ход урока.

    Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации

Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.
Разговор с пчелой.
Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты смогла?!» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нужен: Я берегла его на уж-жин». (М. Бородицкая.)Перечитайте стихотворение несколько раз. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?Попробуйте убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определенным звуком помогает оживить картинку.Давайте все вместе дружно пожужжим. Пожужжали? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

Что такое шипящие согласные звуки?
3.Работа по теме.

3. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.Что, не получается? А какие это звуки?
- Всегда твердые.
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Будем говорить о шипящих согласных звуках.
Прочитайте еще одно стихотворение про себя, затем - вслух.
Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
Дремучая чаща леса.
Поищем в словах другие шипящие - Ч и Щ.

Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?
- Мягкие.
- Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.
Чайник, часы, щука, жил.
4.Работа с учебником.
Что такое шипящие согласные звуки?
Об этом прочитайте на с.105 учебника.(Обучающие читают про себя, затем один обучающийся читает вслух)Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ ч], [щ ] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода? Звук [ ж] поже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].
5.Работа в тетради.
Запишите в тетрадь упражнение №1.Прочитайте.Весной дождик шальной, захочет – все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет. (И. Эренбург.)Каким назван дождик? Почему?Найдите слова, в которых есть шипящие согласные звуки.- Спишите.
- Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?
- Что же мы узнали?
- Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

Физкультурная минутка.
Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).
Наши правые ладошки Пусть поборются немножко. Ну-ка, поглядим скорей, Кто из всех борцов сильней Ладони левые Тоже очень смелые: Мы от правых не отстанем.
6. Работа над правилом.
Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить.В сочетаниях жи - ши Только и всегда пиши! В сочетаниях ча - ща Пишем только букву а. В сочетаниях чу - щу Пишут только букву у.
- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.
7.Чтобы лучше запомнить это правило, выполним упражнение №5 на странице 117.Прочитайте.Скоро выйдут муравьиНа дорогах лужи.По полям бегут ручьи,После зимней стужи.Определите, а каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.Прочитаете получившееся стихотворение.Вспомните, кто автор этих строк.Запишите составленное стихотворение. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.
8.Проверка знаний. Тест Индивидуальное задание. 1. Подчеркни верное высказывание чю-щю пишется с буквой ю чу-щу пишется с буквой у 2. Подчеркни лишнее слово чудо щавель лисица чайник 3. Подчеркни слово с ошибкой туча машына лыжи 4. Вставьте пропущенные буквы (дополнительное задание) щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_

9. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей
- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?
- Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие. - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить. - Следующие орфограммы - ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.
10.Работа с учебником. Найдите на стр. 106 Упр. 5.Прочитайте. Когда так говорят?Хорошая работа два века живет.Работе время, а потехе час.Спишите одну пословицу. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

11. Рефлексия. Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке. Что помешало работать лучше? О чём расскажете дома родителям? Итог урока.

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

Presentation Transcript

Жизни… Перо… Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их,навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки.

Жизни… Перо… Обычное перо в деревя…ой (не) краше…ой руч?ке. Обычные пож…лтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека который мог (бы) по праву занять его… Столик с подарками поч…тателей, к…р…синовая лампа. Портрет Ди(к, кк)енса. Великий русский очень любил великого англ…чанина. Ку…шин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их (на) всегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи (не) заж…гались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки.

1). Предметы, хранящие память о жизни…

3) Обычное перо в деревянной некрашеной ручке.

4) Обычные пожелтевшие листы бумаги.

5) Пустое кресло.

6) Среди пишущих на земле нет пока человека,который мог бы по праву занять его…

7) Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа.

8) Портрет Диккенса.

9) Кувшин для умывания.