Что такое счастье по рассказам куприна. Анализ рассказа куст сирени куприна сочинение

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.
В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард. После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста. Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка. Жена готова пожертвовать многим, да, пожалуй, всем ради своего мужа. Других забот, кроме помощи и поддержки Алмазова для Верочки не существует. Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак. Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой. Но в то же время для самых героев это, скорее всего, не играет никакой роли, поскольку они счастливы и им не страшны любые преграды, когда они вместе, а сам куст сирени становится символом этого, символом их крепкой любви.

«Куст сирени» Куприна А.И.

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Торжка Тверской области

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ

В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА

«КУСТ СИРЕНИ».

(Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)

БУРТОЛИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ,

учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ:

Обучать анализу поступков героев, их характеров, а также видению

И пониманию смысла прочитанного;

Формировать ситуации противоречия для создания проблемной

Ситуации;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста и

Развивать творческие способности, креативность,

Коммуникативные компетенции;

Обращаться к нравственным семейным ценностям, воспитывать

Чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать

Другого человека.

ЗАДАЧИ:

Работа на основе текста художественной литературы;

Использование приема прогнозирования при анализе фрагментов

Текста;

Этимология имен и фамилии героев, названия кустарника;

Аналогия с другими произведениями (художественный тест, фильм);

Взгляд на проблему с современной точки зрения;

Творческое раскрытие образа героини рассказа.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

В наши дни девальвированы многие истинные ценности, в частности ценности брака. Проблемы, приводящие пары к разводам, вовсе не в несовпадении характеров, а в неумении строить взаимоотношения.

Счастливая женщина – залог счастливой семьи;

Обеспечение равенства прав женщины в семье (при сопоставлении с приниженным положением, имевшим место в XIX веке).

1. Вступление.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,

А чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Л.Н.Толстой.

Уверенно начинает свой разбег четырнадцатый год XXI века и отсчитывает 120 лет со времени написания рассказа «Куст сирени» А.И.Куприна. Художественная идея не нова и в нашей стремительной современности – любовь и счастье. Семейного счастья не будет без счастливой женщины, которая является первоосновой. Вокруг сейчас так много красивых, образованных, хорошо одетых женщин, но, думается, так мало поистине счастливых. Отличить счастливую от несчастливой легко. Все счастливые женщины как будто светятся изнутри, они красивы, независимо от возраста, лица, фигуры, они любят всех окружающих и щедро делятся с ними своим счастьем. Женщина без любви внутри становится фонарем без лампочки. Красивая штука, но совершенно бесполезная в хозяйстве. А вопрос решается просто – стоит вкрутить лампочку, и уже на этот свет начинают тянуться люди. О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит вокруг новые реальности.

Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Большинство систем знаний утверждает, что один человек – это только полчеловека. Когда поймешь, кто ты, тогда увидишь, кто тебя дополняет, гармонизирует. Роль женщины в семейной жизни невозможно приуменьшить. Ведь отношения – это ответственность женщины. Тогда как мужская зона – это достижения. Если женщина сможет вести себя правильно, развивать женские качества, то многих проблем можно будет избежать, а остальные – решатся сами. Сила женской добродетели огромна. И что самое главное – не бывает плохих жен. Они все стараются, как могут, делать что-то, чтобы стать счастливее. Настоящей любви можно и нужно учиться у Святых людей. В их земной жизни подвижничество выходит на первый план и личной жизни нет. В Святых проявляется вся красота человеческой природы, весь смысл нашей жизни. «Великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов», - писал отец Иоанн (Крестьянкин) . Мерой всех вещей сегодня является человек и его отношение к вещам.

Из предпочтений и ценностей современности очевидным становится потеря человеком человечности. Святой человек – это любовь, и мыслит он любовью. Есть жизнь во имя, для других. Вот, что говорится в Писании о женской роли: «Служить мужу, всегда желать ему добра… Скромная, правдивая, владеющая чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства».

Семья – это маленькое государство, а государство, как известно, живет и развивается гармонично только тогда, когда всем ее членам хорошо и уютно. Не нужно забывать, что отношения двух людей – это бесконечная совместная работа по построению этих отношений. У нее [работы] есть начало, но нет и не может быть конца. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то – что оно есть понимание.

2. Основная часть.

У нашей героини Веры Алмазовой есть свое счастье. Она осваивает в семейной жизни множество «профессий», чтобы создать «необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». И эта мера необходимости определяется ею, исходя из жизненной ситуации. Она умеет заметить «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой»; она умеет помолчать, оценивая увиденное; умеет заговорить «первая, с той осторожностью, с которой говорят только… у кровати близкого труднобольного человека»; умеет выслушать горячую и раздраженную речь.

Вера нацелена на то, как в настоящем создать наиболее благоприятные условия для будущего. Сама семья нужна больше женщине, чем мужчине. Семья находится в ведении женщины: насколько она сможет устроить правильные отношения, настолько и будет существовать семья. Что женщина хочет воспитать в своем муже? Ответственность, прежде всего. Она умеет выискивать пути даже в, казалось бы, самых безнадежных ситуациях: «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость» во время третьей попытки поступления в Академию. И вот он, офицер генерального штаба, вновь на грани краха и позора.

Непонятное пятно на чертеже, превращенное уставшим Николаем в кусты, только усиливает тревогу и ощущение безысходности. Спор с преподавателем в аудитории, где было много офицеров. «Аккуратный такой немец», профессор, на следующий день предлагает убедиться в отсутствии каких-либо кустов на «этой седловине»!

Всё произошедшее Вера воспринимает иначе. У нее вообще более сильный и решительный характер. Она «отказывала себе во всем необходимом», она страдала за него, но быстро и решительно была готова действовать, чтобы вызволить Николая из неприятной ситуации. Причем, время в действии рассказа показано очень точно. Сначала

«пять минут тяжелого молчания», потом - быстрый рассказ, во время которого Алмазов ломает на мелкие кусочки горелые спички, затем – « муж и жена в долгом молчании сидели в тяжелом раздумье». Внимательно выслушивая мужа, она понимает, что пятно на чертеже превращается в кусты благодаря маленькой лжи-уловки. Но это грозит вылиться в большие неприятности. Вера не читает нотации, она резюмирует кратко: «Если уж сказал раз неправду, - надо исправлять. Собирайся…». Потом начинается горячая, действенная помощь жены. Собрав последние ценности семьи – «кольцо с солитером», «браслет старинный и погнутый», «серебряный портсигар», она закладывает их в ломбарде, не задумываясь и соглашаясь с оценщиком, и на вырученные деньги покупает у садовника кусты сирени. Муж не мог ее уговорить отправиться домой. «Она поехала вместе с ним за город, …все время мешала рабочим и только тогда успокоилась, когда удостоверилась», что все сделано, как надо. Она сумела вселить в своего мужа веру и готовность бороться до конца за свою мечту. При этом бороться без скорбного надрыва, без душераздирающего «Я всё тебе отдала!», а как бы играя : небольшой торг в ломбарде; встреча с садовником, который с семьей садился за ужин; необычная «прогулка» ночью; посадка сирени в десяти верстах от города… В своей помощи она не одинока. Неподдельную искреннюю любовь и заботу не может не заметить садовник, выслушивая всё внимательнее ее рассказ, что заставляет его склониться к помощи неизвестным посетителям. Белые петербургские ночи помогают героям на поле точнее найти место для посадки кустов. Да и сама сирень как нельзя лучше подходит не только для осуществления плана, но и как «символ расцвета молодости, свежести. Сирень олицетворяет целеустремленность и старательность». Верочка счастлива видеть «живую и немного подпрыгивающую походку» мужа на следующий день, когда узнает, что история с кустами кончилась благополучно.

Она несколько лет вдохновляла супруга, и в его победе заслуга прежде всего ее. Она искренне заинтересована в самореализации любимого человека, всецело помогает ему перейти на другой уровень профессионального роста, забывая о себе, - и это высшее проявление подлинной любви. Излучающая бодрость и оптимизм, умеющая «встречать

каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом», Вера была хранителем мужа; при этом необходимо отметить, что во времена написания рассказа женщины имели очень мало возможностей для собственного творческого роста. Через успех Николая Вера возвышалась и сама. Ее творчество – в построении семейного счастья, в благополучии ее второй половины. Супружество этой пары можно назвать счастливым, ибо каждый находил в другом то, в чем нуждался. Сверхуспешный офицер, ни в чем не сомневающийся и самоуверенный, не имел бы надобности в советах и помощи своей жены и отвергал бы их. Тогда предприимчивая натура Веры была бы подавлена. Так и Николай не смог бы жить с нерешительной, боязливой женой, во всем ему потакающей и лишенной способности ободрить его словом и делом; для него в жизни нужна была опора, и он в лице Веры ее нашел.

Заглянув в словарь имен, мы находим, что «Вера – имя женщины, замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером. При эмоциональном восприятии ощущаются черты надежности, основательности и устойчивости» . В русском переводе с греческого языка имени Пистида («puctuc» - вера), латинское слово «veruc» родственно старославянскому слову «вера». Имя означает: вера, верование, истина. Если учесть, что молодая женщина замкнута в рамки семьи, анализируя ее поведение и поступки, мы понимаем, как точно дает автор имя своей героине. Вслушайтесь в слова русского философа, ученого, богослова Павла Афанасьевича Флоренского: «Ее натура отличается честностью, и честность, кроме того, есть первая заповедь Веры…» У Веры хорошо организованный практический ум. Она вдумчива, содержательна, способна трезво оценить обстановку. Как показано в тексте, в конкретном деле она проявляет сообразительность.

Победу мужа она воспринимает как свою собственную, заставляя его рассказать всё в мельчайших подробностях, интересуясь деталями, чтобы продлить радость семейного триумфа. Герои рассказа шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку». Странная на взгляд суетливого обывателя, но для нас это не странно – пара счастлива, потому что победа одержана совместно.

И потом, дома, после обеда, вспоминая «глупости про сирень», Верочка снова как бы уходит в тень: «Ты говори первый, а я потом…», чтобы вновь выйти оттуда, когда это будет необходимо. Мудрая женщина ведет себя смиренно, она не показывает свое знание, она соглашается со всем, но дает мягкий совет. Чтобы быть по-настоящему счастливой, женщина должна быть в жизни ЗА мужем. Быть замужем, - значит, быть под защитой мужа, за его спиной. Вера беззаветна и верна своей любви, и для Николая Алмазова счастье, что такой преданный человек есть в его жизни.

Аналогию самоотверженности мы можем найти в рассказе О.Генри «Дары волхвов», где жена, желая подарить мужу в Рождество цепочку к часам, обрезает и продает свои роскошные волосы.

В художественном фильме Павла Лунгина «Остров», снятого по сценарию Д.Соболева в 2006 году, главный персонаж, отец Анатолий обладает даром исцелять других, может самоотверженно работать, спать на угле. У него почти нет личных вещей, он не боится бедности, т.к. он истинно богат духом.

Может показаться, что самоотверженность усиливает двойственность переживаний, когда мы вынуждены действовать в ущерб своим интересам, подавляя проявления своей личности. Истинная самоотверженность имеет свой собственный внутренний заряд, который мотивирует действовать без подавления личных интересов. Фактически самоотверженность и интересы человека в этом ключе сливаются. Тогда человек ощущает блаженство просто от того, что он созидает. Самоотверженность – это подтверждение любви.

Автор в рассказе «Куст сирени» не рисует портрета своих героев, он обозначает их фамилией и именами. Как официально звучит в начале повествования: Николай Евграфович Алмазов! Потом, благодаря любви и нежности женщины, смягченно – Коля. А.И.Куприн уважительно относится к обоим героям, но Верочкой ее называет в тексте он, а не муж. Думается, что и фамилия автором подобрана неслучайно. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что они очень хорошие люди, обладающие умением любить. А преодоление жизненных трудностей наносит грани на алмаз, шлифует его, и их характер и отношения приобретают бриллиантовый блеск.

Всегда одним из важных женских достоинств было – терпение. Женщина может и должна учиться терпению, себе же на благо. Обладание этим качеством – успех в обретении женского счастья. Настоящее женское счастье в семье. И мудрость Соломона, подтвержденная веками, поражает нас снова: «Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»

И счастливая семья держится на женском терпении. Верочка Алмазова наделена этим даром природно. Мы это видим в тексте: она спокойно, без истерик, обдуманно, как проводник, ведет за собой по извилистым тропинкам судьбы. Существует ряд принципов целомудрия женщины, которые дают ей возможность быть счастливой в семье: 1) она должна быть верна своему мужу; 2) она должна его уважать; 3) она должна помогать ему в его деле; 4) она должна уважать его родственников.

Верность мужу в рассказе не подвергается сомнению ни в чем. Про отношения с родственниками не сказано ни слова, но мы видим картину взаимоотношений, которые позволяют утверждать, что уважение к родным мужа для Верочки так же естественно, как любовь. В любви неизбежна идеализация! Это утверждение стало общим правилом. Шекспир, написавший в сонете о любимой: «Ты не найдешь в ней совершенных линий…» , бесхитростно объяснил тайну любви: она любит не то, что совершенно, она сама делает совершенным то, что любит. Она открывает человека как чудо и делает это чудо реальностью. Если женщина сильно предана мужу, то муж добивается успеха во всех своих делах. Счастье женщины тоже находится в руках мужчины: насколько он будет ответственным, целеустремленным, насколько он будет вести семью правильной дорогой, настолько и будет счастлива жена. Именно партнерские отношения жен и мужей, когда каждый из них в равной мере проявляет заботу друг о друге, могут быть залогом успешного брака. Такие отношения в семье дорогого стоят. Мужчине это надо заслужить.

С какой-то стороны наша жизнь и в правду игра. Причем самая лучшая. Поэтому, если отнестись к ней чересчур серьезно и вдумчиво, сразу все становится скучным и образуются проблемы. Вспомните, как говорил барон Мюнхгаузен: «Умное лицо – еще не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Поэтому, юмор и ирония в семейной жизни практически так же необходимы, как доброта, взаимоуважение и понимание между супругами. Каждая семья представляет собой маленькую неповторимую страну.

Можно быть уверенным, что в этой семье все сложится, все будет хорошо. Они вместе – и в беде, и в радости… И пусть все, собирающиеся вступить в брак или уже состоящие в нем люди не забывают о высшей мудрости – относиться друг к другу нужно с любовью и …весело.

3. Выводы.

В этом на первый взгляд незатейливом произведении А.И.Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга в тяготах жизни. Однако многие впоследствии забывают об этом, или им попросту не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Силы появляются от неудач, а не от успехов! Умение найти нужные слова, а иногда и заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было потрачено немало времени, но и отношения между людьми.

Зная о неравнозначном положении женщины по сравнению с мужчинами в обществе XIX века, мы видим, что равенство прав в семье Алмазовых становится буквальным. Служебная карьера мужа становится невозможной без своевременной поддержки жены, «состоящей» на семейной службе. Для счастья нужно научиться контролировать себя и свои чувства, развивать терпение и способность беззаветного прощения. А это есть у Верочки Алмазовой, и это позволяет ей иметь счастье без проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет-библиотека А.Комарова. А.И.Куприн. «Куст сирени», с.1-3
  2. «Цветочный календарь»: см. «Сирень»
  3. Петровский Н.А. Словарь личных имен. – М.: 1966, с.123
  4. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. – М.: «Путь», 1914; гл. «Вера»

    Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Рекомендавано составить презентацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

    Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

    Развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;

    Заповедное царство сирени
    Майской ночи глаза отвести
    И сквозь утро нежнее свирели,
    Ни о чём не печалясь, войти
    В заповедное царство сирени.
    С. Мекшен

    Оборудование:

    репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;

    Запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении Н.Баскова «Белая сирень».

    Презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).

    Для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель.

    Ход урока

    1. Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
    2. После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.

    Что вы знаете о сирени?

    Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

    Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

    (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

    На сколько частей можно разделить произведение?

    На слайде последовательно появляется запись

    1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

    2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

    3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

    Кто главные герои произведения?

    Работа в тетрадях по ходу анализа произведения .

    В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям

    Таблица «Персонажи»

    Три ученика получают индивидуальное задание.

    1. задание:

    Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь внутреннее состояние героя?

    2 задание.

    Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?

    3 задание

    Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?

    Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать ответ.

    Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику .

    (Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

    Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

    (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

    Как ведут себя муж и жена?

    (Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

    - Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

    Индивидуальное задание ученика

    (Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

    И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

    (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

    Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

    (Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

    Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

    (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

    Какой выход находит Верочка?

    Алмазовы едут в ломбард.

    Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)

    (Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

    Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

    (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

    Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

    (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

    Останавливается ли Верочка на достигнутом?

    (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

    Чем же заканчивается эта история?

    Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

    (Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

    На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

    («Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

    Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

    (Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

    Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

    (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

    История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

    (Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

    Скажите, чем вам близка героиня?

    (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

    Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

    (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

    В чём своеобразие описания внешности героев?

    (Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

    И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

    Индивидуальное задание - Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

    Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

    (На слайде появляется примерная характеристика героев)

    (Слайд, информация об алмазе)

    (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

    Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

    (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

    - «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

    Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

    Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

    (Слайды с изображением сирени)

    Итог, обобщение:

    Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

    (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)

    Чему учит рассказ?

    Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

    Из трудного положения всегда можно найти выход

    За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.

    Как же не хочется расставаться с героями.

    Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

    Дети зачитывают домашние сочинения


    «КУСТ СИРЕНИ» Анализ рассказа Куприна Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене. Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём. Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой. Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы. Идейное содержание О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены. Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени. Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании