Что такое рагули по украински. Что такое рагуль - Значение слов «рагуль

Её ученик - двоечник развлекался тем, что нецензурной бранью срывал уроки. Тётя вывела его в коридор и предложила свободно, без всяких ограничений от души выматериться, а потом вернутся в класс и спокойно досидеть до конца урока. На это юный матершинник резонно возразил, что ругаться в пустом коридоре ему абсолютно неинтересно, ибо никто не слышит и не может оценить его крутость.

Недавно посетители сего сайта стали свидетелями появления такого матершинника, которому ругань перед зеркалом наскучила, и он возжаждал аудитории. Причём аудитории непуганой и к такому повороту явно не готовой.

Многие не поняли, что произошло. А на самом деле к нам на огонёк завернул украинский боец идеологического фронта. И общался с нами так, как привык у себя дома. Поэтому любить и жаловать не прошу.

Это не классический троллинг. Я бы назвал это интеллектуальным эксгибиционизмом. Я не стал бы вообще затрагивать эту малоприятную тему, если бы не три момента:

Этот тип обязательно вернётся. Ему нужна аудитория, как описанному выше двоечнику.
- Он не один. На самом деле таких уже много. Эта разновидность троллинга специально культивируется и разрослась до такого уровня, что выплеснулась с маргинальных сайтов на приличные. Боюсь, это была просто разведка.
- Этот вид троллинга имеет явно выраженную национальную окраску.

Именно это подвигло меня на написание настоящей статьи, чтобы предупредить коллег по форуму, с кем они в ближайшее время могут столкнуться.
Это был классический украинский троллинг, отличающийся от, к примеру, польского троллинга. Фразу «украинский» пишу с трудом, потому что это не национальная особенность всего населения Украины и не извращение, как кто-то мог подумать. Это продуманная и, следует признать, эффективная разновидность политической борьбы имеющей целью посеять межнациональную рознь на эмоциональном уровне. Именно эмоциональном. Идеальна ситуация, когда безотносительно контекста произнесённое ключевое слово «Хохол» или «Москаль» вызывает отключение мозга, учащённое сердцебиение и самопроизвольное сжатие кулаков. Национального же в этой пропагандистской установке то, что она очень удачно легла на ряд особенностей характера части, подчёркиваю, части жителей Украины.

Но сначала немного украинской истории

Современная украинская националистическая идеология крутится вокруг стержневого утверждения из государственного гимна: «ми, браття, козацького роду».

На самом деле казачество, бытовавшее на территории Украины, делится на три группы:

Это Запорожцы , изначально этнические черкесы, впоследствии растворённые среди выходцев из соседних народов. Это разбойничья республика, нечто среднее между пиратской республикой Тортуги и государством спартиатов, окружённым бесправными илотами. Запорожцы многократно побывали в составе Польши, России, Турции. Причём каждый раз просились туда сами, ища временную «крышу» после очередного грабительского похода против соседей. После переселения на Кавказ Запорожцы, став Кубанскими и Терскими казаками, с бандитизмом покончили, цивилизовались, влились в когорту имперских народов, сами став имперским народом. Часть же Запорожцев переселилась за Дунай, став неотъемлемой частью истории Турецкой империи.

Это казаки левобережья Днепра , с 16 века входящего в состав Московского княжества, практически не отличимые от Донских казаков. Эта казачья община принимала самое непосредственное участие в становлении Российской империи и поэтому является полноправным имперским народом с присущим таким народам менталитетом.

Это реестровые казаки на службе Речи Посполитой и защищавшие её интересы, в том числе воюя с Запорожцами. Они всегда были второсортной частью населения Польши с соответствующим убогим кругозором. По статусу они мало отличались от «быдла» и «рогулей», как именовали население Правобережной Украины Польские паны.

То есть, никто из этих казаков никогда не был носителем идеи «Независимой Украины », и привязка национальной идеи современной Украины к истории казачества есть подтасовка исторических фактов.

Собственно Украина (если коротко) делится на 4 территории – Левобережье, (в составе России с 16 века), Гетманщину (в составе России с начала 18 века), Новороссию - бывшее Дикое Поле и Крым (в составе России с 1764 года) и Галицию - колонию Австро-Венгерской империи (в составе СССР с 1945 года).
Вот отсюда, от разницы в сроках интеграции и берёт начало наблюдаемый сегодня раскол Украины на Юго - Восток и Запад.

Об антирусской направленности «Проекта Украина» говорить излишне. Я хочу поговорить о другом

Кстати, о термине Хохол

Как известно, история Запорожского казачества насчитывает 400 лет. Из них 200 лет разбоя и 200 лет строительства Российской империи. Поэтому Запорожское казачество не имеет никакого отношения к истории новоиспечённого государства «Украина», но прямое к истории государства «Россия». То есть «Хохлы» - это наши, Российские. И мне, потомку Кубанских казаков и, соответственно, потомку Запорожцев, обидно и горько, что слово «Хохол» по недоразумению стало ругательными и применяется к людям ущербным, никакого права на него не имеющим. Лично я это слово в уничижительном смысле стараюсь не употреблять. Благо русский язык способен дать более едкую замену. (Мне нравится «Щеневмерлики»).

Эту ситуацию я могу сравнить только со славянским Коловратом, который Гитлеровские нацисты присвоили в виде свастики и за 12 лет опошлили на века.
Стараниями украинских нацистов произошла метаморфоза и со словом «Свидомит». «Свидомит» в переводе с Украинского всего лишь «сознательный». Но в русском языке слово навсегда приобрело определение скорбного умом человека, основой мировоззрения которого стала пещерная русофобия, основанная на лжи Геббельсовского разлива.

Итак:
Облик Свидомита-оранжойда-щеневмерлика

Прежде всего, это выходец из центральной части Украины, из слоёв, которые в цивилизационном развитии не доросли даже до собственного государства. Носители государственной идеи – запорожцы переселились на Северный Кавказ, оставив после себя илотов, которым абсолютно всё равно, на кого работать на поляков ли, запорожцев, евреев или русских. Эти правобережные илоты переросли клановую структуру, но застряли на уровне племени. Поэтому проблемы государства, а уж тем более многонационального государства (империи), остаются за рамками их понимания. Предел полёта мысли - удовлетворение физиологических потребностей. Соответственно, всех остальных людей они считают такими же примитивными созданиями. С сожалением наблюдал эту узость у западноукраинских носителей даже очень высокого IQ.

Но это рядовые исполнители. Заводилами и подстрекателями у них Галичане. Для Галичанина характерно тщательно скрываемое жестокое разочарование. В новом государстве они намеревались впервые в своей истории стать элитой, панами, белыми господами, но не сложилось. Именно отсюда ненависть к Донбассу, который их кормит, но не признаёт в них хозяев.

В итоге мы имеем связку Галицай – Правобережный Рогуль, аналогичную связке кулак-подкулачник или Шер Хан - Табаки. Первый в связке бенефициар, мотивы второго иррациональны. Но кто громче всех тявкает? Правильно, Табаки.

Стремление занять более высокое положение в обществе - естественно. Но пути достижения разные. Одни встают на путь созидания, пытаясь остальных превзойти (как Франция после поражения в войне с Пруссией). Другие пытаются «опустить» соседей сначала до своего уровня, а если повезёт, то и ниже. Путь Свидомита - однозначно второй путь.

Поскольку высокие материи недоступны, любые рассуждение за рамками физиологии не воспринимаются и отметаются как «глупые». Вся дискуссии быстро сводится к спору в стиле диспута Паниковского с Шурой Балагановым: «А ты кто такой, скажи пожалуйста? - А ты кто такой? - Нет, кто ты такой, я спрашиваю?! - А ты кто такой?!».

Заклинаю, не состязайтесь с ними в этом. Проиграете моментально.

Отличительной особенностью Свидомита является демонстрация своего превосходства. Но, поскольку его нарочитая мания величия является обратной стороной скрываемого комплекса неполноценности, мания приобретает гротескные, карикатурные формы, которые неподготовленного собеседника сначала приводят в замешательство, а затем вызывают стойкое желание отойти и вызвать санитаров. Взвешенная уважительная дискуссия просто невозможна.

Накал, с которым Свидомиты нападают на Россию, прямо пропорционален собственным неудачам в политике и экономике. Наши успехи в авиации и космонавтике вызывают злобную зависть, неудачи злобный восторг. Трудно передать словами радость на грани оргазма, какую они испытывали, когда утонула «Булгария». А как они обсасывают наши беды и проблемы… Причём делают это шумно, демонстративно.

Причина этого мне понятна. Им необходимо доказать, причём не столько окружающим, сколько самим себе, что отделение от СССР стало для них благом. И если факты этому противоречат, что ж, тем хуже для фактов. Говорят, этим же балуются наши соотечественники, работающие ложкомоями в Америке и Европе.

Мифы Свидомитов

Лейтмотивом всей новоукрской мифологии является непреклонная уверенность в скором крахе России. Сроки краха отодвигаются вот уже два десятилетия, но уверенность только крепнет. Ибо с каждым годом конец приближается.

Описывать можно бесконечно долго, поэтому перечислю только основные мифы:

Украина возникла 140 000 лет назад и имеет богатую и славную историю, замалчиваемую клятими москалями. Правда, остальной мир тоже ничего об этом не знает, но к нему претензии не предъявляются.

Есть такой древний народ – Укры, который существовал всегда и всегда так именовался.

Русские украли своё имя у Украины. (Поэтому язык Свидомита произнести слово Россия просто не поворачивается. Взамен изобретаются новые слова: Рашка, Росися, Роисся, Рюцицикия (Мацацакалия) и прочие лингвистические извращения). Правда, это утверждение находится в противоречии с предыдущим, но кого волнуют мелочи?

Украина на самом деле занимала половину территории СССР и должна удвоиться/утроиться после неизбежного распада России.

До «голодомора» украинцы составляли больше половины населения СССР.

Всё хорошее в СССР – результат деятельности украинцев, всё плохое - русских.

Украина кормит Россию. Без Украины мы умрём с голоду.

Украинцы не ругаются матом. Нецензурные выражения в адрес России матом не являются.

Русские не работают. Не в смысле плохо работают, а не работают вообще. За них всё делают таджики и украинцы.

Русские имеют ярко выраженные монголоидные черты лица, ходят в лаптях, спят на печи в обнимку с балалайками и предпочитают стекломой (не спрашивайте меня, что это такое, сам много лет пытаюсь у Свидомитов узнать), коньячку и текилке. Про медведей на улицах не упоминают. Это они великодушно оставили Европейцам.

Говоря об этом, они не придуряются, уверяю вас. Они это точно знают и рассуждают о тонкостях нашего убогого быта на полном серьёзе с поразительными подробностями.

Русские не славяне, а одновременно: финны/угры/мордва/монголы/татары.

И тут же: Среди славян древний Укр старший брат, а Русский, соответственно, младший. Опять не ищите логической увязки с предыдущим утверждением.

Каждое утро кровавый тиран Путин просыпается с мыслью, какую бы ещё гадость учинить Украине. Он силой насаждает в России империю, утверждает, что русские – высшая, богоизбранная раса, воспитывает в них шовинизм и национализм и, вообще, намерен покорить весь мир, затмив доктора Зло. Он зомбировал население настолько, что ему поклоняются как Богу. Не будь его, в России давно бы уже правили «оранжевые», а газ поставлялся бы по справедливой цене 50$ за куб.

Голодные русские мечтают переехать на Украину. Количество русских гастарбайтеров на Украине растёт невиданными темпами.

И самый главный миф: Украина скоро станет величайшей державой планеты, которой будут восхищаться все народы. Единственное препятствие -угадайте кто? Конечно же, Россия. Скоро, очень скоро США уничтожат Россию и все её богатства отдадут Украине. Почему Украине? Глупый вопрос. А кому же ещё?

Особенности и тенденции «Хохлосрача»

Вспомните Киплинга:
«Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Достойны
восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим - значит, это
правда! - кричали они. - Сейчас мы тебе расскажем про себя, какие мы
замечательные, раз ты нас слушаешь и можешь передать наши слова Народу
Джунглей, чтобы в будущем он обращал на нас внимание».

Стоит ли после этого удивляться, что к Свидомитам накрепко приклеилось ещё и прозвище «Бандерлоги»?

Но самое примечательное то, что в результате многократных повторений Бандерлоги сами уверовали в своё величие. И если несколько лет назад это был заведомый троллинг с целью вывести оппонента из равновесия, сейчас это утверждается на полном серьёзе как общеизвестные истины. А попытки указать на некоторую легковесность аргументов натыкаются на немедленную нецензурную брань.

Со стороны может показаться, что один человек пишет одно и то же под разными никами. И это есть, как без того. Но выросло новое поколение, которое мыслит одними и теми же штампами и повторяет их друг за другом слово в слово. И количество таких индивидуумов растёт.

Но не везде.

Как уже говорилось Украины как единой общности нет. Есть Левобережные носители имперской психологии и есть потомки Польских холопов, чьё холопство не выветрилось до сих пор.

Поляки и раньше, и сейчас называют украинцев Рогулями. Поэтому слово «Рогуль» среди свидомитов-бандерлогов - щеневмерликов под негласным запретом.

Но вот жители левобережной Украины употребляют слово в отношении Правобережников постоянно.

Битва на украинских сайтах идёт днём и ночью. В ней участвуют и наши. Большинство занимается откровенным стёбом. То есть, атаки на Россию в ответ вместо ненависти к Свидомитам вызывают презрение. Представляете, как обидно - бросаетесь грудью на амбразуру, а из ДОТа вместо криков ужаса доносятся смех и ехидные комментарии относительно непристойности вашей позы.

Но, с точки зрения разжигания национальной розни, это тоже неплохой результат. Даже у тех, кто бьётся всерьёз основной вопрос к Украм такой: «Как тебя зовут, лающая на слона собачка?». И в этом очень часто, практически постоянно, русские выступают одним фронтом вместе с жителями Крыма, Востока и Юга Украины. Соответственно западники ненавидят своих Южных и Восточных сограждан до исступления, до конвульсий. Даже больше чем москалей.

Но хотя кукловоды вполне могут отчитаться об успехе операции, для непонимающих сути рядовых Рогулей главное ещё впереди. Поскольку на их сайтах полное превосходство Украины и ничтожество России доказано, (Кто не согласен чемодан-вокзал-Россия) они решили, что пришла пора идеологической экспансии.

Пришла пора разъяснить Русским, что они никто, народ без национальности, истории, чести, ума, совести и имущества. Поэтому, когда Укры придут (у них всё в будущем времени) за своим, Москали должны отдать всё без сопротивления и со словами благодарности за науку.

А пока мы должны каяться. Причём каяться не в том, что 300 лет пили соки и не в Голодоморе. Это дела прошлые. Мы должны покаяться в сегодняшнем страшном и бесспорном преступлении: в том, что гордая свободолюбивая Украина за 20 лет не стала второй Францией.
Спрашиваете, причём тут Россия? А кто же ещё?

Безжалостный идеологический каток с Украины приближается. Блицкриг неизбежен, ибо по-другому быть не может. Это фатум.
В общем, готовьтесь к поражению на ментальном уровне, коллеги. Готовьтесь и трепещите.

Впрочем, есть один вариант. Помните, почему потеряли силу Древние Боги? Про них забыли.

Не спорьте со Свидомитами вообще. Игнорируйте Хохлосрач. Полностью. Помните, что он инспирирован врагами обоих народов. Не кормите троллей-бандерлогов, не опускайтесь до их уровня. Путь они кривляются перед зеркалом и травятся собственным ядом.

Рагуль, лузер, аутсайдер, маргинал
Обидные определения типа рагуль, лузер, аутсайдер, маргинал оскорбляет человека. Но эти определения человека подчас соответствуют действительности.
Действительно, как бы ни был человек наделен талантом пианиста, если он живет в маргинальной среде, то он никогда не узнает о своем даровании.
Давайте разберемся кто такие рагули, лузеры, аутсайдеры и маргиналы.
Рагуль
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Рагуль, рогуль (мн. ч. рагули;, рогули;, рогульё, жен. рагу;лиха, рогули;ха) - жаргонное слово, в общей лексике - пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин». В уголовном жаргоне употребляется для обозначения любого сельского жителя.
Этимология
По одной из версий, термин «рагуль» происходит от слова рогатка (rogatka) - так назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. В частности, этой версии придерживается писатель и публицист Юрий Винничук, исследовавший обычаи и культуру Львова. По его мнению, рагулями в Австро-Венгрии и Польше называли жителей пригородов Львова, которым позволялось проезжать через рогатки в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города. И когда кого-то хотели охарактеризовать как «недалёкого селюка», то его называли «рагулём».
В дальнейшем на территории Западной Украины (особенно - во Львове) рагулями стали называть бывших селян, которые формально стали жителями города и утратили сельскую культуру, но оказались неспособными принять культуру городскую. При этом они отличались безапелляционностью и самоуверенностью, не просто отвергая любое альтернативное мнение, но относились к нему с воинственным пренебрежением.
От слова «рогуль» созданы жаргонные слова: рогулизм, рогульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.[

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАГУЛИЗМ
Юрий Криль

Не зная, все ли ведают, что такое рагулизм и кто такой рагуль, поясню. Это такое своеобразное состояние духа, такое особенное мировоззрение, когда человеческая сущность, его мораль и нравственность ограничиваются хватательными рефлексами и примитивными эмоциями. Сведущие люди утверждают, что рагуль (жен. рагулиха) - это некультурный, примитивный, тупой человек. Рагулизм как термин поначалу возник в Западной Украине, в частности, во Львове, а после 70-х годов прошлого столетия распространился по всей Украине и СССР уже безотносительно национальности. Считается, что впервые это явление проявилось в неадекватном поведении бывших жителей сельской местности, которые после Второй мировой войны массово мигрировали в города. Увы, в результате переселения не произошло эволюционной передачи городских традиций новым горожанам, которые, утратив свое сельское лицо, не обрели городского.
Но это - голая теория. На практике, в реальной жизни, рагуль, конечно же, постоянно трансформируется, преображается, мимикрирует, рядится в новые одежды, приобретая опыт и повадки городского человека. И тем не менее, нынешний рагуль - это по-прежнему самоуверенное, надутое существо, свято уверовавшее, будто на таких, как оно, держится мир. Они, рагули, сегодня смотрят на нас с экранов телевизоров, выступают с парламентской трибуны, властвуют в государственных органах, учат, тренируют, развлекают, лечат, прокурорствуют... Они чрезвычайно падки на власть. Пример - все львовские мэры за последние 16 лет (нынешний - исключение) - выходцы из села, то же самое с губернаторами. Немало рагулей обосновались на таможне, в налоговой службе, в вузах, учреждениях культуры. Плохо ли это или, наоборот, хорошо? С точки зрения «закона джунглей», где, как известно, выживает сильнейший, может, и неплохо. Но с другой стороны... Безапелляционный, редко в чем-то сомневающийся и терзаемый угрызениями совести рагуль по любому поводу (спорт, политика, искусство, история, культура, быт) имеет собственное непреклонное мнение. На самом деле, оно позаимствовано из какой-нибудь газетенки или попсовой телепередачи, услышано в детстве от бабки Параски или в подростковом возрасте - от Васи-кореша из соседней подворотни, а в юношестве - от «майданных грынджол». Да кто из нас, людей нормальных, не убеждался на собственном опыте, что свое мнение рагуль считает единственно правильным, альтернативные идеи напрочь отвергает, к чужим мыслям относится с воинственным пренебрежением. Впрочем, обыкновенный рагуль легко поддается внушению со стороны более продвинутых соратников. Особенно в тех случаях, когда его личный социальный тотем (горилка, сало, квашеная капуста) не сравнить с социальным тотемом более авторитетного рагуля - шестисотый «мерс», вилла в пригороде и дорогое виски.
Сегодня рагули встречаются везде и всюду. Ныне рагулизм не является чем-то исключительно львовским или киевским, или донецким - это, похоже, уже общенациональное явление. Нынешний рагуль - внешне благопристойный, отлично одетый человек с целым набором сопутствующих опций в виде дорогих лимузина, мобилы, наручных часов и галстука за 500 у. е. И вместе с тем, несмотря на свой социальный статус - нардеп ли он или губернатор, мэр или таможенник, медик или педагог, - это малокультурное, циничное, фарисействующее, завистливое, бездуховное существо с прадедовским хватательным рефлексом.
И напоследок. По одной из версий, слово «рагуль» произошло от слова «рогатка», когда-то так называли шлагбаумы на городских заставах, за которые крестьян в грязной одежде в город не впускали. Увы, сегодня рагулей пускают везде, в опрятной одежде, но с грязными душами и помыслами.
Лузер
Лузер – это неудачник, социально не состоявшийся. Неудачник, дурак. Полный лох. Неудачник. Неудачник, проигравший. Человек, который часто проигрывает в играх, в казино и др. Человек, которому не везет.
Аутсайдер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/autsayder
Автор: Сергей Степанов
Каждый живой организм, включенный в некоторую экосистему, занимает в ней определенную нишу. Оптимальный уровень наполнения каждой ниши обеспечивает баланс всей экосистемы. Если какая-то ниша оказывается перенаселена или опустошена, это создает угрозу существованию всей системы, в частности - каждого населяющего ее организма. Соответственно, при нарушении баланса система стремится его восстановить, избавляясь от избытка и восполняя недостачу.
Похоже, малая социальная группа подчиняется той же закономерности. Для любой группы характерно определенное сочетание социальных ниш, которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль. Гораздо важнее социально-психологическая структура группы, которая, похоже, имеет архетилический характер и с удивительным постоянством воспроизводится в самых разных общностях.
В подтверждение этой гипотезы можно привести многочисленные данные социометрических обследований школьных классов. (Похоже, закономерности, подмеченные на группах такого рода, вполне справедливы и для взрослых формальных и неформальных групп.) При сопоставлении социограмм, составленных разными специалистами в разных группах, бросаются в глаза некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий учащихся в структуре почти каждого класса.
Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся на вполне очевидной фигуре, наличие которой можно отметить в большинстве социограмм, - фигуре изгоя, или аутсайдера.
Каковы причины появления аутсайдера? Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной выступает наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если в группе эта ниша уже кем-то заполнена, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.
Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
С первых дней существования школьного класса детское сообщество стремится стратифицироваться в соответствии с социально-психологическими архетипами. Группа избирает в своем составе наиболее подходящие кандидатуры на ту или иную социальную роль и фактически насильно загоняет их в соответствующие ниши. На роль аутсайдеров сразу избираются дети с выраженными внешними недостатками, неопрятные, глуповатые и т. п. Первые же их промахи и неловкости ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они обречены жить долгие последующие годы, выступая объектом насмешек и откровенной травли (холодное игнорирование как инструмент отвержения в детском сообществе практически не встречается, поскольку не соответствует задаче поддержания психологического «гомеостаза»).
Экспериментально проверить эту гипотезу можно было бы посредством следующего - увы, трудно выполнимого - опыта: из дюжины классов разных школ по результатам социометрии отобрать аутсайдров и сформировать из них новый класс. Можно предположить, что в структуре новой группы очень скоро проявятся свои «звезды» и свои изгои. Вероятно, аналогичный результат был бы получен и при селекции лидеров.
Легко понять, что ситуация отвержения выступает для ребенка источником серьезной неприятности, а порой и провоцирует неадекватным формы компенсации. Именно аутсайдеры составляют изрядный сегмент «клиентуры» школьных психологов, поскольку нуждаются в разнообразных формах психологической помощи. Подходя к решению этой проблемы, психолог обычно стремится сначала разобраться, какие индивидуальные особенности спровоцировали помещение данного ребенка в сию малодостойную нишу. Редко бывает так, чтобы ребенок был отвергаем абсолютно незаслуженно. Его черты, являющиеся недостатками в глазах сверстников, выявить обычно не составляет труда. Поэтому следующим этапом является коррекций. За счет преодоления недостатков ставится задача смыть с ребенка клеймо изгоя и перевести его в более достойный статус. К сожалению, получается это далеко не всегда. А причина этому видится в том, что группе для психологического равновесия данная ниша нужна заполненной. И если из нее удается вырвать одного, то рано или поздно в нее будет втиснут кто-то другой.
Разъяснять одноклассникам аутсайдера, что по отношению к своему товарищу они ведут себя жестоко, - занятие практически бесполезное. Во-первых, у них наверняка найдутся небеспочвенные возражения типа «сам виноват». Во-вторых, и это самое главное, дети (как, впрочем, и взрослые) так себя ведут в полном соответствии со своей психологической природой, которая, увы, далека от гуманистического идеала. Их поведением движет простое соображение: «Если я не лучше такого-то, то кого же я лучше, за что мне вообще себя уважать?»
Перестроить систему взаимоотношений в группе, улучшить самоощущение ее отвергаемых членов - дело очень нелегкое, поскольку требует коренной перестройки мировоззрения всей группы, в первую очередь - ее благополучной ниши. А поскольку ее благополучие зиждется на отвержении изгоя, необходимо культивировать иные, конструктивные механизмы самоутверждения и поддержания социально-психологического баланса. Разработка этой колоссальной проблемы требует не одного диссертационного исследования. Тем более что преодолевать приходится механизм, который, вероятно, есть все основания считать архетипическим. Хочется надеяться, что решение этой задачи станет предметом соответствующих изысканий.
Маргинал
В Википедии записано:
Маргинал, маргина;льный человек, маргинальный элемент (от лат. margo - край, граница) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.
В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент) - представитель «социального дна».
Значение
1. человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения
2. В социологии – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью.

Нас часто винят в отсутствии вкуса и чувства прекрасного. В том, что мы фотографируемся на фоне ковра, заселяем квартиру искусственными цветами, запиваем теплым кагором селедку с оливье, а наши женщины с упоением наивной откровенности подчеркивают как достоинства, так и недостатки своей фигуры.

Мы сами соглашаемся с отсутствием вкуса и чувства прекрасного, узнавая на сайтах вроде ragu.li, быдло.ру или "Всадники апокалипсиса" собирательный образ тех, кто, конечно, "не я и не мои друзья" — но, как минимум, соседи.

Парадоксально смешанные чувства гордости и возмущения овладевают украинцами, когда они читают секс-отчеты и путеводители иностранцев по городам и красавицам страны. Той самой страны, в которой красивое — особенно красиво, поскольку не защищено и недолговечно. А недолговечность привлекает возможностью быть первым и единственным овладевшим.

Я родилась и прожила 15 лет своей жизни в пыльном украинском городке, пронзенном магистралью — артерией, ведущей на сказочный Юг, с подрывающими асфальт карагачами и тополями, чьи стволы сплошь исписаны орфографически паскудной матерщиной. В то время глаз прохожего не смог бы отыскать ни одного яркого пятна в подернутом жарой и дымом силикатного завода пространстве города, если бы не его девушки и женщины.

Гордые королевы высокого каблука дефилируют от местного рынка с эмалью ПФ 116 в авоське; танцующим шагом перебегают дорогу в шелковом кружевном пеньюаре и с мусорным ведром в руках; возвращаются с дачных участков с наслюнявленной бумажкой на носу (нос не обгорает), бигуди в волосах (лучше вьются потом) и полиэтиленовых пакетах на ногах (земля не забивается "под педикюр"). Каждый их день — это не мифическая борьба Эллочки людоедки с Вандербильдихой, это борьба с неумолимым временем и убогим пространством вокруг за красоту, а возможность пережить и почувствовать ее до того, как их бедра раздадутся вширь, а блеск в глазах погаснет.

Этой самой красоты вокруг них крайне мало. Мало простой и яркой красоты, которая давно неинтересна кому-то из другого измерения, где у домов разноцветные крыши, а мостовую создают радостные мозаики. Мало цветов, мало блеска солнца в падающей воде, мало ярких красок.

Вы заметили, как люди в парках постсоветского пространства упоенно фотографируют цветы и себя в цветах? Как фотографируют красиво оформленную еду в ресторанах и себя, поглощающего эту еду? Как покупают конфеты — не те, что вкуснее, а те, где коробка красивее?

Жадные очереди, стрекочущие клики в ботанических садах - это тот голод по красоте, который создали пустые клумбы, разрушенные дома и серая одежда двух последних десятилетий, лишивших людей гармонии, цвета и полноты жизни - это я о наших девяностых и нулевых. В иерархии прекрасного, как и в иерархии потребностей, невозможно сразу и навсегда перешагнуть из серости — к сложной красоте, минуя красоту простую, яркую, наглядную.

Вы задумывались, почему в магазинах "доступной" одежды нет простых однотонных и сдержанных трикотажей, все больше стразы, гофре, леопард и лак? Чем более убоги внешние условия жизни человека, тем сильнее голод по такой вот простой красоте, тем чаще красивую коробку от невкусных конфет обрежут и повесят на стену, тем чаще купят кричащую кофту с огромными стразами.

Первый голод утоляется вакханалией цвета и обжорством форм, потому крайне важны золотые туалеты и расписанные под хохлому диваны, ярко красная опухоль губ в пол лица, перья, кожа и мех как самый архаический и древний символ успеха.

В отличие от простой и бравурной, сложная красота часто вывернута наизнанку. Это не красота поверхности, но красота внутренней работы, которую пережил объект. Это красота сытости, наполненности изнутри.

Разница красоты и безвкусицы, как разница меж сытым и голодным, проходит по внутренней работе. Голодный не в силах ее осуществить, потому он жадно готов поглощать свежие, яркие и сочные фрукты первого урожая; сытый способен вырастить зерно, смолоть его и испечь хлеб.

Не стоит винить в отсутствии вкуса того, у кого отсутствует ощущение полного желудка. Девушки в леопардовых мини-юбках, фотографирующихся на фоне постера любимой звезды, дивана, или искусственных цветов, не виноваты в вульгарности, рагульстве и похотливости. В стране, где определенность будущего часто длится не больше одной недели, сложно надеяться на долгую жатву. Еще сложнее надеяться на длительность красоты вокруг, которая, как известно, предполагает порядок, гармонию и соразмерность в окружающем мире.

Одной из тяжелейших проблем адекватного населения Львова является рагулизм. Рагуль это почти как быдло. Но быдло не обязательно является рагулями, а вот рагули всегда стопроцентное быдло. Но на самом деле всё чуть сложнее… Рагули - единственная нация, не признающая своего существования. Типичный рагуль (рог) это деревенщина, который пас коров и гусей, пахал на поле, этим же занимались все его предки, и тут он ВНЕЗАПНО оказался во Львове (в областном центре).

Не бывает коренных львовских рагулей, разве что дети других рагулей, которые уже успели родиться во Львове, но это не снимает с них клейма.Рагуль, понаехавший во Львов, имеет зашкаливающий уровень ЧСВ (чувства собственной важности), среди непонаехавших рагулей считается элитой, а среди коренных Львовян (жыдов, москалей и украинцев (не любой украинец - рагуль)) считается соответственно рагулём и быдлом, хотя сам рагуль это в большинстве случаев отрицает. Отличительной чертой поведения рагулей является именно деревенско-провинциальное поведение и традиции, которым не место в городе.

Рагуль говорит на украинском (зачастую далеко не литературном) языке с русскими (принципиально) и даже иностранцами (ведь других языков не знает), регулярно ходит в церьковь (самки рагулей могут кланяться в цервки в миниюбке, причём не понимать того, что делают) и празднуют все церковные праздники без исключения и соблюдают все посты. Во всех общепитах независимо от «крутости» рагули громко болтают с явным деревенским акцентом, активно перебивая друг друга. Слушают в общественном транспорте музыку с телефона на полную громкость хриповатых динамиков бюджетных моделей, в том числе тупые «смешные приколы», записанные такими же рагулями на диктофон телефона, и при этом громко ржут в самых тупых местах. Ездят на битых ара-тюнерах, чери-амулетах или чОрных кукурузерах, не соблюдая никаких правил и ровняют другие машины при парковке.

Одеваются в национальные одежды (особенно на праздники), неистово поцреотичны, хотя не осознают что «Дивизия СС Галичина» никак не может быть героями Украины. В конфликтных ситуациях рагуль подобен обыкновенному гопнику, все доводы ограничиваются угрозами и матом, но при малейшем физическом воздействии или только виде пистолета-зажигалки убегает на первой космической скорости.

Самок рагулей с раннего детства учат, что главное в жизни - выйти замуж и сидеть на шее у мужа, а не тратить время на образование и работу. Потому типичная рагулиха выходит замуж в 18 лет и тогда же рожает, ибо зачастую женитьба происходит «по залёту», а в 21 год разводится, ибо быстро надоедает «счастливому» мужу, после чего быстро, решительно ищет престарелых «папиков» и толстосумов, очаровывая своей деревенской красотой.

Самцы-рагули это в первую очередь хороший хозяин (как и подобает в деревне), поэтому ему необязательно иметь образование, хотя слесарский разряд иногда всё же присутствует. Простой рагуль работает водителем маршрутки или строителем, прогрессивный - оффисным планктоном или анальным рабом в колл-центре.

Важнейшим событием в жизни рагулей является так называемое «вэсилле», что переводится с их диалекта как свадьба. Вторым по важности являются поминки. Вэсилле - это масштабная многодневная попойка, на которую приглашены все жители родного села рагулей а так же частично жители соседних двух сёл. В случае если жених и невеста из разных сёл, вэсилле празднуется в два захода.

Рагуля легко отличить по характерной морде лица (глаза на переносице, перекошенное недовольное лицо, рога), по говору («Я си нині після прачі робив сі на городі а на рано буду їхав до кулєги на забаву на село») и по запаху (рагулям неведомы такие блага цивилизации как дезодорант).

Редкий рагуль обитает в интернетах, а если и обитает, то не дальше местных быдлочатов или контактов, и вообще, денег на интернет у них нет. Большинство рагулей - нищеброды и/или жлобы, потому живут по пять человек в однокомнатной квартире и ездят в лучшем случае на ТАЗе или амулете. Есть небольшой процент разжиревших рагулей, которые наконец наворовали достаточно, что бы переехать с Сихова или Левандовки поближе к центру. Самым чотким транспортом среди рагулей считается обязательно чОрный джЫп, пускай это даже гнилой рекстон.

Рагули почти необразованы, читать всё таки умеют, по-украински пишут с ошибками, а по-русски с дичайшими ошибками. Grammar nazi блюют кровавым поносом при виде любых письменных творений рагулей. Правда, можно найти и особей с купленными или полученными по блату одним или даже двумя дипломами о ВО, но ситуацию это не изменяет.Краткий словарь рагуля:

Основной лексикон: Москали - не только жители default city и РФ в частности, а любые русскоговорящие люди, в том числе владеющие русским коренные африканцы, азиаты, папуасы и прочие, к России отношения не имеющие. Главная причина всех бед.

Вуйко - мужчина.

Курва - женщина.

Кульега - друг, товарищ, собутыльник.

Хата - квартира (чаще всего однокомнатная). Если имеется ввиду дом, то используется гордое «особньек».

Флешка (не путать с носителем информации), Фляндер - бутылка. Естественно, не пустая, а с горилкой.

Бэхар - любитель содержимого флешек и фляндеров. Если по-простому - алкоголик.

Город (с ударением на последний слог) - огород или кусок поля, где рагуль проводит большую часть своей жизни.

Бурса - высшее учебное заведение.

Более экзотические: Блят - кухонная плита.

Варъят - сумасшедший.

Клявэць - молоток.

Пательня - сковорода.

Пыскуваты - говорить грубо.

Скльеп - магазин.

Рондель - противень.

Рынка - кастрюля.

Рынва - водосточная труба.

Стрых - чердак.

Таця - поднос.

Кнайпа - кабак.

ЦвЪек - гвоздь.

Редчайшие:Быцэглы - велосипед. Исковерканная транслитерация от bicycle.

Алсо (также) есть случаи побуквенного перевода на рагульский диалект. Например: Metal Gear Solid - Металева гиря солідна.

Рагули ужасно суеверны. Они верят во всякие приметы и поверия, типа вдавить тормоз в пол при виде чёрной кошки, спровоцировав ДТП или неистово плевать по дереву, что бы ничего не сглазить. Причиной всех бед у рагулей в 49,5 % случаев является «вриклы» (сглазили), в 49,5 % - «пороблэно» (что-то типа порчи) и в оставшемся 1 % - «то всё кляти москали».

Рагули исправно пользуются услугами разномастных гадалок, экстрасенсов, шаманов и свято верят в результат их действий. Самые прогрессивные в довесок пытаются освоить фа-хуй, выходить в астрал, расшифровывать послания из вещих снов и увлекаться другой антинаучной чепухой (как и подобает верующим людям).

Алсо, львовские москали/жыды могут в шутку называть других таких же москалей/жыдов рагулями, например как характеристика выполненной работы и её автора, его поведение и т. д. Парадоксально, но существуют рагули, которые называют других рагулей рагулями, как оскорбление (в принципе, ниггеры тоже порой друг друга ниггерами называют, так что явление не однородно). А ещё местные москали и жыды могут вполне правдоподобно пародировать рагульский акцент, а вот рагули даже пародировать нормальную речь не могут, как бы ни пытались.

Рагули обитают в основном только на западенщине и собственно во Львове. Понаезжать в Киев и тем более ещё дальше им не позволяет религия и обилие москалей в восточных областях, которых рагули люто, бешено ненавидят. Часто рагули понаезжают в Польшу и Италию как чернорабочие (как заробитчаны), где пашут уборщиками, ложкомойками, няньками для престарелых или анальными рабами за копейки, но не всегда остаются там и часто возвращаются во Львов, после чего считают себя элитой, хотя под ногтями ещё не высохло итальянское/польское говно.

Главное - помнить, что рагули не являются людьми, это львоские унтер-меншен, потому на них можно невозбранно тренироваться в стрельбе из травмата и метании ножей, тестировать лекарства и биологическое оружие, сбивать автомобилем и т. д. К сожалению, законы Украины почему-то до сих пор причисляет рагулей к людям, потому вышеперчисленное уголовно наказуемо, что является очередным примером несправедливости этого мира.

Количество рагулей нелимитировано, а их репродукция довольно быстра, потому они являются хорошим пушечным мясом (что было ясно ещё во времена WW2, когда немцы и создали преусловутую «СС Галичина», состоявшую чуть более, чем полностью из рагулей). Рагулизм во Львове неизлечим без применения крайних мер.Не следует путать рагулей с гуралями - этнокультурной группой поляков из южных горных областей Польши. Некоторые считают гураль полит корректным названием рагулей вследствие перестановки букв, но это мнение ошибочно.

И ещё одно: в этой статье нет ни одной правки, сделанной рагулём, я гарантирую это. Ибо по-украински тут ничего нет, по-русски рагули писать не умеют, а попросить брата-москаля перевести - ниже их достоинства.

http://kievforum.org/showthrea...

Хакан-Рус вне форума Ответить с цитированием

[ ] [где? ] - пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин». В украинском уголовном жаргоне употребляется для обозначения любого сельского жителя.

По одной из версий, термин «рагуль» происходит от слова рогатка (rogatka) - так назывались небольшие сооружения (будки и шлагбаумы), которые на перекрёстках дорог Австро-Венгрии и Польши служили своеобразными таможенными пунктами на въездах в города. В частности, этой версии придерживается писатель и публицист Юрий Винничук , исследовавший обычаи и культуру Львова. По его мнению, рагулями в Австро-Венгрии и Польше называли жителей пригородов Львова, которым позволялось проезжать через рогатки в город и привозить продукты на продажу только ночью, а с наступлением рассвета они были обязаны покидать пределы города. И когда кого-то хотели охарактеризовать как «недалёкого селюка», то его называли «рагулём».

В дальнейшем рагулями стали называть бывших селян, которые формально стали жителями города и утратили сельскую культуру, но оказались неспособными принять культуру городскую. При этом они отличались безапелляционностью и самоуверенностью, не просто отвергая любое альтернативное мнение, но относились к нему с воинственным пренебрежением.

От слова «рогуль» созданы жаргонные слова: рогулизм , рогульство - дурость, примитивность, нечто абсурдное.

Напишите отзыв о статье "Рагуль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рагуль

– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.