Что такое рациональный выбор. Рациональный выбор

Экономикой называют сферу общественной жизни, охватывающую взаимодействие производства и потребления.

Экономика - это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. Также это способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им благ.

Эта научная дисциплина делится на два раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

В этой контрольной работе будут рассмотрены некоторые составляющие микроэкономики.


Редкость (ограниченность) ресурсов

Любое производство - это, обычно, целенаправленная затрата ресурсов для получения каких-либо результатов и удовлетворения потребностей. Если проанализировать экономическую организацию производства, то можно сказать, что люди живут в мире ограниченных возможностей. Ресурсы людей (материальные, финансовые, трудовые и др.) имеют качественные и количественные ограничения.

Редкость ресурсов в современной экономике подразделяют на два вида: абсолютную (нехватка ресурсов для удовлетворения одновременно всех потребностей) и относительную (когда есть ресурсы для удовлетворения какой-либо части потребностей).

Экономические ресурсы редки или имеются в ограниченном количестве, а потребности общества и его членов безграничны. Поэтому общество вынуждено постоянно решать проблему выбора, принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. При этом необходимо добиваться наиболее целесообразного и эффективного использования редких ресурсов для полного удовлетворения потребностей общества и его членов.

Рациональный экономический выбор

Большую роль в условиях ограниченности ресурсов выполняет выбор потребителя между вариантами использования ресурсов. Оптимальность экономического выбора зависит от затрат и полученного результата.

В экономике действуют три основных субъекта: потребитель, производитель и общество. В условиях ограниченности ресурсов потребитель должен соизмерять свои доходы с расходами. Производитель решает, что производить, в каком количестве, также соизмеряя все затраты и доходы. Так формируется рациональный экономический выбор. То есть при минимуме затрат обеспечивается максимум результата.

По стоимости блага, которая бывает самой различной, потребитель решает, что ему будет выгодно приобрести. И если он выбирает тот или иной продукт по выгодной ему цене зная, что это принесет хороший результат, то можно говорить о рациональном (оптимальном) экономическом выборе. Поэтому он связан с оценкой альтернативной стоимости блага.

Домашнее хозяйство, как субъект рынка

Домашнее хозяйство - это единица, состоящая из одного или более человек. Оно функционирует в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и принадлежащие им товары в виде отдельных видов товаров и услуг, а также в виде земли, капитала, имущества. Большинство домашних хозяйств хотели бы увеличить количество потребляемых товаров и услуг и повысить их качество, что зависит от степени ограниченности их доходов.

Для домашнего хозяйства характерно:

· Ручной труд;

· Старая техника;

· Медленные темпы развития;

· Традиционность способов производства.

Домашнее хозяйство развивалось с древних времен рабовладельческого, феодального строя, колхозов. Сегодня его можно разделить на три основных вида: городское, сельское и дачное.

В современном обществе существует две основные формы хозяйства: натуральное и товарное.

При натуральной форме хозяйства производство материальных благ и услуг ведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы.

Товарная форма хозяйства - это форма, в которой материальные блага и услуги производятся обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на выработке какого либо одного продукта, одной услуги, и поэтому для удовлетворения общественных потребностей возникает необходимость купли-продажи товаров на рынке. Товарная форма может делиться на простое производство (ручной труд) и капиталистическое (машинный труд).

На сегодняшний день нельзя четко разграничить абсолютно натуральное или абсолютно товарное хозяйство, так как обычно часть созданных материальных благ и услуг потребляется внутри самой хозяйственной единицы, а другая часть поступает в куплю-продажу на рынке.

Существуют определенные товарно-денежные отношения между рынком и домашним хозяйством:

· Приобретение домашним хозяйством у производителей товаров и услуг;

· Продажа предприятиями товаров и услуги населению, которые были произведены домашним хозяйством;

· Продажа домашним хозяйством, населением ресурсов, факторов производства - земли, труда, капитала предприятиям и фирмам;

· Выплата предприятиями и фирмами населению, домашним хозяйствам соответствующие доходы (заработную плату, прибыль, проценты и др.)

Домашнее хозяйство не может относиться полностью к товарной или натуральной форме так же, как и соблюдать все условия осуществления товарно-денежных отношений.

Домашнее хозяйство может производить продукты, как для личного потребления, так и для продажи. При этом оно, как субъект рынка, применяет личный труд. Хотя в некоторых случаях домашнее хозяйство приобретает специальную бытовую технику, для производства товаров и услуг, или нанимает специалистов в той или иной производственной области. Это уже будет называться наемным трудом в рамках домашнего хозяйства.

Домашнее хозяйство выступает на рынке не только как покупатель потребительских благ. Часто он выступает и как поставщик ресурсов производителям или на рынок.

Таким образом, домашнее хозяйство, как субъект рынка характеризуется тем, что предъявляет спрос на потребительские блага и поставляет ресурсы.

Теория потребительского поведения

Общая и предельная полезность.

Общество состоит из потребителей, имеющих право самостоятельного выбора продукта и объема покупки. Он диктует свои желания и предпочтения (свобода потребительского выбора), которые должны быть учтены производителем. Бывает, что с помощью рекламы потребитель поддается на внушение и приобретает ненужный товар.

Существует две основные стороны потребительского поведения - это его предпочтения и возможности. Покупатель хочет при данных возможностях найти такой набор товаров, который принес бы ему максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.

Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (полезным). Стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. При этом каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную (предельную) полезность, которая носит убывающий характер. То есть чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Также в создании полезности принимают участие три равноправных фактора - труд, капитал и земля.

Предельная полезность - это величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления блага на дополнительную единицу при прочих равных условиях.

Субъектная полезность предполагает редкость блага, ограниченность величины его запаса. Она зависит от характера потребления благ. Как правило, товаропроизводитель не осуществляет затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ. Но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат.

Общая полезность - это как рациональный вариант, к которой стремится большинство потребителей. Она формирует потребительское равновесие. То есть, потребляя некоторое число единиц товара, человек получает общую полезность, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей.

Таким образом, большинство потребителей стремятся максимизировать общую полезность.

При максимизации разницы между общей и предельной полезностью потребитель может извлечь выгоду или сэкономить свои ресурсы, так как единица товара, приобретенного человеком, не будет для него ни предельной, ни общей полезностью, если человек не станет приобретать товар или услуги в больших количествах. На реакцию потребителя оказывает влияние изменение дохода, поэтому его выбор может быть непредсказуем. Выходит, что при максимизации разницы между общей и предельной полезностью он не получает удовлетворения. А этого не допустит и сам производитель, который будет стараться завлечь покупателя скидками, рекламой и др. средствами.

Максимизировать предельную полезность потребитель не станет, так как по теории потребительского поведения можно предположить, что он будет искать оптимальное решение в условиях ограниченность ресурсов. А максимизировать оба вида полезности нельзя, так как эти понятия не совместимы.

Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Таким образом, потребитель стремиться получить от каждого товара одинаковую (общую) полезность.

Совершенная конкуренция

Такой вид конкуренции существует в таких сферах деятельности, где множество производителей предлагают однородный товар, но ни один из них не в силах повлиять на цену товара.

В реальной экономике рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Он представляет собой идеальную структуру, к которой современные рынки могут только стремиться (первое утверждение верно). Хотя, если сравнить точку зрения, которую выдвинул в своем учебнике Козырев В.М. "Основы современной экономики", то можно предположить, что такие рынки существовали.

Из-за больших недостатков этого вида конкуренции в процессе развития рыночной системы хозяйствования она уступает место несовершенной конкуренции. Даже если рынок очень похож на отношения совершенной конкуренции, то обязательно не соблюдается или не полностью выполняется одна из главных характерных его черт:

· Большое количество продавцов и покупателей;

· Продаваемый продукт одинаков у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

· Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

· Все покупатели и продавцы имеют о рынке одинаковую и полную информацию (никто не знает больше);

· Полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

При конкуренции на рынке производители для получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж и доходы производителя. Так цена продукта этого производителя не может быть равна его предельному доходу (второе утверждение неверно).

В экономике существует метод, который позволяет быстро определить характер конкуренции: это характер реакции цены на изменение спроса и предложения. Для спроса на продукцию отдельной фирмы при совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Ни покупатель, ни продавец не могут повлиять на ее изменение, так как если продавец запросит более высокую цену, то покупатели перейдут к его конкурентам. Если он запросит более низкую цену, то не удовлетворит весь спрос (доля его товара на рынке не большая). Таким образом, приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выражается в объеме продаж и объеме покупок.

Производитель продает свой товар по уже существующей рыночной цене. Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции совершенно эластична и расположена горизонтально. 3




(третье утверждение неверно)


Совершенная конкуренция, безусловно, наиболее эффективная из всех рыночных структур, так как во все времена конкуренция всегда будет давать повод к беспокойству производителя за свой товар. Он постоянно будет менять его составляющие, его ассортимент, обновлять, что очень важно для покупателя, одновременно следить за своими конкурентами, открывать новые точки, расширять свой бизнес, привлекая новых специалистов. Доходы такого производителя будут расти, перегоняя спрос на его товар или услуги.


Заключение

Каждый человек по своей сути экономист. Всю свою жизнь он ощущает ограниченность своих ресурсов, пытается с этим бороться с помощью экономии. Он стремиться максимизировать нужные ему блага, в результате делая рациональный экономический выбор.

Рынок - это огромная система постоянного взаимодействия покупателя и производителя. Любой продавец всегда будет стараться привлечь больше потребителей, чем у своего конкурента, любыми известными способами. Производитель должен учитывать желания потребителя и свои возможности.

В рыночной системе постоянно появляются новые субъекты и объекты товарных отношений. А некоторые, существующие и меняющиеся со временем, отношения, такие как домашнее хозяйство, не уйдут в прошлое, так как оно является одной из основ экономики.


Литература

1. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики. М., 2004.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики. М., 1999.

4. Современная экономика под ред. Мамедова О.Ю., уч. пособие. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Экономическая теория, учебник под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону, 2006.

Из Википедии, свободной энциклопедии

Эта статья о теории экономики. Для теории рационального выбора применительно к криминалистике см теория рационального выбора (криминология) .

Теория рационального выбора , также известный как теории выбора или теории рационального действия , является основой для понимания и часто формально моделирования социально-экономического поведения. Основная предпосылка теории рационального выбора является то, что совокупное социальное поведение является результатом поведения отдельных субъектов, каждый из которых вносит свои индивидуальные решения. Теория также фокусируется на детерминанты индивидуального выбора (методологический индивидуализм).

Теория рационального выбора, то предполагается, что у человека есть предпочтения среди доступных вариантов выбора, которые позволяют им указать, какой вариант они предпочитают. Эти предпочтения не считаются полными (человек всегда может сказать, какая из двух альтернатив, они считают предпочтительным или что ни предпочтительнее другого) и переходные (если вариант А предпочтительнее, чем вариант Б и вариант B предпочтительнее вариант C, то А более предпочтительным, чем C). Рациональный агент предполагается принять во внимание имеющуюся информацию, вероятности событий, а также потенциальных затрат и выгод в определяющих предпочтения, и действовать последовательно в выборе самоопределившийся лучший выбор действий.

Рациональность широко используются в качестве предположения о поведении людей в микроэкономических моделях и анализе, и появляется почти во всех учебниках экономики процедуры человеческого принятия решений. Он также используется в политологии , социологии и философии . Конкретный вариант рациональности инструментальной рациональности , которая предполагает поиск наиболее экономически эффективных средств для достижения конкретной цели, не задумываясь о достоинстве этой цели. Гэри Беккер был ранним сторонником применения рациональных моделей актера более широко. Беккер выиграл в 1992 году Нобелевскую премию по экономике за исследования дискриминации, преступности и человеческого капитала .

Определение и сфера применения

Концепция рациональности, используемой в теории рационального выбора, отличается от разговорного и наиболее философского употребления слова. Colloquially, «рациональное» поведение, как правило, означает, что «разумный», «предсказуемый», или «в вдумчивый, трезвомыслящий образом.» Теория рационального выбора используется более узкое определение рациональности. На самом базовом уровне, поведение является рациональным, если оно является целенаправленным, светоотражающим (оценочным), и последовательно (во время и различных ситуациях выбора). Это контрастирует с поведением, которое случайным образом, импульсивный , кондиционером или усыновлен (unevaluative) подражание .

Предпочтение между двумя альтернативами могут быть:

  • Строгое предпочтение происходит, когда человек предпочитает более 1 с на 2 и не не рассматривать их как в равной степени предпочтительными.
  • Слабое предпочтение следует, что индивидуум либо строго предпочитает 1 над 2 или безразлично между ними.
  • Безразличие происходит, когда человек ни предпочитает на 1 , чтобы в 2 , ни 2 к 1 . Так как (по полноте) человек не отказывается сравнения, они должны, следовательно, быть безразличным в этом случае.

Исследования, которые снялись в 1980-е годы стремились разработать модели, которые падают эти предположения и утверждают, что такое поведение может все еще быть рациональным, Ананд (1993). Эта работа, часто проводится экономистами-теоретиками и аналитических философов, предполагает, в конечном счете, что предположения или аксиомы выше не совсем вообще и, возможно, в лучшем случае можно рассматривать как приблизительные.

Дополнительные предположения

  • Совершенная информация : Простая рациональный выбор модель выше, предполагает, что человек имеет полную или совершенную информацию об альтернативах, то есть, ранжирование между двумя вариантами не влечет неопределенности.
  • Выбор в условиях неопределенности : В более богатой модели, которая включает в себя неопределенность в том, как выбор (действия) приводят к возможным результатам, человек фактически выбирает между лотереями, где каждый лотерейным вызывают различное распределение вероятностей по результатам. Дополнительное предположение о независимости посторонних альтернатив , то приводит к теории ожидаемой полезности .
  • Межвременный выбор : когда решения влияют на выбор (например, потребление) в различных точках во время, стандартный метод для оценки альтернатив по всему времени предполагает дисконтирование будущей выплаты.
  • Ограниченная когнитивные способности : определение и взвешивания каждой альтернативы против любой другой может занять некоторое время, усилия и умственные способности. Признавая, что эти расходы налагать или когнитивные ограничения индивидов приводит к теории ограниченной рациональности .

Альтернативные теории человеческого действия включают в себя такие компоненты, как Амос Тверски и Даниэль Канеман «s теория перспективы , которая отражает эмпирический вывод о том, что, в отличие от стандартных предпочтений, принятых по неоклассической экономике, люди придают дополнительную ценность предметы, которые они уже есть по сравнению с аналогичными статьями в собственности другими. В соответствии со стандартными предпочтениями, сумма, которую человек готов заплатить за товар (например, как питьевая кружка) считаются равной суммой, которую он или она готова заплатить, чтобы расстаться с ним. В экспериментах, последняя цена иногда значительно выше, чем первый (но см Плотт и Zeiler 2005, Плотт и Zeiler 2007 и Klass и Zeiler, 2013). Тверски и Канеман не характеризуют потери отвращение иррациональным. Поведенческая экономика включает в себя большое количество других изменений в его картину человеческого поведения, которые идут против неоклассических допущений.

максимизация полезности

Часто предпочтения описываются их полезности функции или функции выигрыша . Это порядковый номер , что человек присваивает более доступные действия, такие как:

U (a я) > U (a J) , {\ Displaystyle U \ влево (a_ {я} \ справа)> U \ влево (a_ {j} \ справа).}

предпочтения индивида затем выражаются как соотношение между этими порядковыми заданиями. Например, если человек предпочитает кандидата Сара над Роджером за воздержание, их предпочтения будут иметь отношение:

U (Сара) > U (Роджер) > U (воздерживаться) , {\ Displaystyle U \ влево ({\ текст {Sara}} \ справа)> U \ влево ({\ текст {Roger}} \ справа)> U \ влево ({\ текст {воздерживаются}} \ справа).}

Предпочтение отношение, которое, как указано выше, удовлетворяет полноту, транзитивность, и, кроме того, непрерывность , может быть эквивалентно представлена функцией полезности.

критика

Оба предположения и поведенческие предсказания теории рационального выбора, вызвали критику со стороны различных лагерей. Как уже упоминалось выше, некоторые экономисты разработали модель ограниченной рациональности , которые надеются быть более психологически правдоподобны, не полностью отказаться от идеи, что причина лежит в основе процессов принятия решений. Другие экономисты разработали несколько теорий человеческого принятия решений, которые позволяют на роль неопределенности , а также определение индивидуальных вкусов по их социально - экономическим условиям (см Fernandez-Huerga, 2008).

Другие социальные ученые, вдохновленные частично мышления Бурдье выразили обеспокоенность в связи с неправильным использованием экономических метафор в других контекстах, предполагая, что это может иметь политические последствия. Аргумент они делают то, что, рассматривая все как своего рода «экономики», они делают особое видение пути экономики, работы кажется более естественным. Таким образом, они предполагают, рациональный выбор столько идеологический, как это научно, что не сам по себе отрицает свою научную полезность.

Эволюционная психология в перспективе является то, что многие из кажущихся противоречий и предубеждений относительно рационального выбора можно объяснить рациональный в контексте максимизации биологической пригодности в родовой окружающей среде, но не обязательно в текущем. Таким образом, когда живет на уровне прожиточного минимума, где сокращение ресурсов, возможно, означало смерть, возможно, были рационально разместить большее значение на потерях, чем на прибыли. Сторонники утверждают, что это также может объяснить различия между группами.

Выгоды

Выбор подход позволяет рационально предпочтения быть представлены в виде вещественных функций полезности. Экономический процесс принятия решений становится проблемой максимизации этой

Правило максимизации полезности

Критики теории предельной полезности сформулиро­вали парадокс воды и алмазов. Они считали, что вода должна обладать максимальной полезностью, так как она жизненно не­обходима, а алмазы – минимальной, поскольку без них можно спокойно прожить. Следовательно, цена на воду должна быть выше, чем на алмазы.

Данное противоречие было разрешено следующим образом. В природе запасы воды не ограниченны, а алмазы обладают свойст­вом редкости. Следовательно, общая полезность воды большая, но предельная – маленькая, тогда как у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цена же опреде­ляется не общей, а предельной полезностью. Связь между пре­дельной полезностью и ценой можно проиллюстрировать сле­дующей формулой:

где MU x , MU y , MU z – предельные полезности благ; P x , Р y , Р z – цена данных благ.

Данное соотношение демонстрирует правило максимизации полезности : доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, потраченный на приобретение каждого вида благ, приносил бы одинаковую предельную полезность. Например, потребитель собирается приобрести три блага А , В , С для удовлетворения своих потребностей. Допустим, что предельная полезность блага А составляет 100 ютилей, блага B – 80 ютилей, блага С – 45 ютилей. При этом цена блага А равна 100 руб., блага B – 40 руб., блага С – 30 руб. Представим эти данные в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Предельная полезность и цена благ

Как видно из таблицы, распределение денежных средств по­требителя не приносит ему максимальную полезность, так как при этом не соблюдается правило максимизации полезности. Поскольку благо В приносит максимальную взвешенную полезность (т.е. предельную полезность на 1 руб. затрат), то и денежные средства необходимо распределить таким образом, чтобы увеличить ко­личество потребления блага В и уменьшить потребление блага А . При этом должно выполняться правило максимизации полезности.

Потребителю следует отказаться от последнего экземпляра блага А , и приобрести на сэкономленные 100 руб. 2,5 части блага В . В результате получим следующее соотношение (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Потребительское равновесие в кардиналистской теории

Распределив таким образом денежный доход среди благ А , В и С , потребитель сможет извлечь максимальное удовлетворение своих потребностей.

Задача выбора является одной из центральных в экономике . Два основных действующих лица в экономике - покупатель и производитель - постоянно вовлечены в процессы выбора. Потребитель решает, что покупать и за какую цену. Производитель решает, во что вкладывать капитал, какие товары следует производить.

Одно из основных допущений экономической теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор означает предположение, что решение человека является результатом упорядоченного процесса мышления. Слово «упорядоченный» определяется экономистами в строгой математической форме. Вводится ряд предположений о поведении человека, которые называются аксиомами рационального поведения .

При условии, что эти аксиомы справедливы, доказывается теорема о существовании некой функции, устанавливающей человеческий выбор, - функции полезности. Полезностью называют величину, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Можно сказать, что полезность - это воображаемая мера психологической и потребительской ценности различных благ.

Задачи принятия решений с рассмотрением полезностей и вероятностей событий были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка таких задач обычно заключается в следующем: человек выбирает какие-то действия в мире, где на получаемый результат (исход) действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитать наиболее выгодную совокупность и очередность своих действий.

Отметим, что в данной постановке задачи варианты действий обычно не оцениваются по многим критериям. Таким образом, используется более простое (упрощенное) их описание. Рассматривается не одно, а несколько последовательных действий, что позволяет построить так называемые деревья решений (см. далее).

Человек, который следует аксиомам рационального выбора, называется в экономике рациональным человеком.

2. Аксиомы рационального поведения

В вводится шесть аксиом и доказывается существование функции полезности. Дадим содержательное представление этих аксиом. Обозначим через х, у, z различные исходы (результаты) процесса выбора, а через р, q - вероятности тех или иных исходов. Введем определение лотереи. Лотереей называется игра с двумя исходами: исходом х, получаемым с вероятностью р, и исходом у, получаемым с вероятностью 1-р (рис. 2.1).


Рис.2.1. Представление лотереи

Примером лотереи является подбрасывание монеты. При этом, как известно, с вероятностью р = 0,5 выпадает орел или решка. Пусть х = $10 и

у = - $10 (т. е. мы получаем $10 при выпадении орла и платим столько же при выпадении решки). Ожидаемая (или средняя) цена лотереи определяется по формуле рх+(1-р)у.

Приведем аксиомы рационального выбора.

Аксиома 1. Исходы х, у, z принадлежат множеству А исходов.

Аксиома 2. Пусть Р означает строгое предпочтение (похожее на отношение > в математике); R - нестрогое предпочтение (похожее на отношение ³); I - безразличие (похожее на отношение =). Ясно, что R включает Р и I. Аксиома 2 требует выполнения двух условий:

1) связности: либо xRy, либо yRx, либо то и другое вместе;

2) транзитивности: из xRy и yRz следует xRz.

Аксиома 3. Две представленные на рис. 2.2 лотереи находятся в отношении безразличия.

Рис. 2.2. Две лотереи, находящиеся в отношении безразличия

Справедливость этой аксиомы очевидна. Она записывается в стандартном виде как ((х, р, y)q, y)I (x, pq, у). Здесь слева представлена сложная лотерея, где с вероятностью q получаем простую лотерею, в которой с вероятностью р получаем исход х или с вероятностью (1-р) - исход у), и с вероятностью (1-q) - исход у.

Аксиома 4. Если xIy, то (х, р, z) I (у, р, z).

Аксиома 5. Если хРу, то хР(х, р, у)Ру.

Аксиома 6. Если xPyPz, то существует вероятность р, такая, что у!(х, р, z).

Все приведенные выше аксиомы достаточно просты для понимания и кажутся очевидными.

В предположении, что они выполняются, была доказана следующая теорема : если аксиомы 1-6 удовлетворяются, то существует числовая функция полезности U, определенная на А (множество исходов) и такая, что:

1) xRy тогда и только тогда, когда U(x) > U(y).

2) U(x, р, у) = pU(x)+(l-p)U(y).

Функция U(x) - единственная с точностью до линейного преобразования (например, если U(x) > U(y), то и a+U(x) > > a+U(y), где а - целое положительное число).

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

(rational choice) Направление или подход к изучению политики, рассматривающие индивидуальное действующее лицо как основную единицу анализа и моделирующие политику, исходя из предположения, что индивиды ведут себя рационально, или исследующие возможные политические последствия рационального поведения. Авторы, стоящие на позициях рационального выбора, обычно ограничивают рациональность рамками переходности и постоянства выбора. Индивидуальный выбор является переходным в том случае, если кто-то, предпочитая А Б , а Б В , при выборе между А и В также отдает предпочтение А . Этот выбор считается постоянным, если, оказываясь в одинаковых условиях с одинаковым набором вариантов, человек всегда делает один и тот же выбор. Рациональный выбор подразделяется на общественный выбор (public choice) и социальный выбор (social choice).


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР" в других словарях:

    Англ. choice, rational; нем. Wahl, rationale. чешек vyber/volba raciondlni. Согласно теории принятия решений, выбор средств, гарантирующих достижение цели с минимальными затратами и минимальными нежелательными последствиями. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    - (от лат. rationalis разумный) постижимый с помощью разума, разумно обоснованный, целесообразный, в противоположность иррациональному как «сверхразумному» или даже «противора зумному»; отправляющийся от разума, осуществляющийся или существующий… … Философская энциклопедия

    - (rationality) Предпосылка неоклассической экономической теории, суть которой состоит в том, что индивид, делая свой выбор, сопоставит все возможные комбинации благ и отдаст предпочтение большему количеству благ перед меньшим. Это положение всегда … Словарь бизнес-терминов

    выбор теории - ВЫБОР ТЕОРИИ. Термин «В. т.» (англ. theory choice) был введен в философию науки для обозначения познавательных ситуаций, возникающих в периоды смены научных парадигм и характеризующихся конкуренцией между последовательно сменяющими друг… …

    ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫЙ - англ. choice, rational; нем. Wahl, rationale. чешек vyber/volba raciondlni. Согласно теории принятия решений, выбор средств, гарантирующих достижение цели с минимальными затратами и минимальными нежелательными последствиями … Толковый словарь по социологии

    ПОДХОД, РАЦИОНАЛЬНЫЙ - предпосылка неоклассической экономической теории, суть которой состоит в том, что индивид, делая свой выбор, сопоставит все возможные комбинации благ и отдаст предпочтение большему количеству благ перед меньшим … Большой экономический словарь

    РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ - (RATIONAL CHOICE THEORY) Теория рационального выбора, происхождение которой связано с экономической наукой, представляет собой быстро развивающееся направление социологической теории, более точное название которого подход или парадигма… … Социологический словарь

    рационального выбора теория - РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ теория разумного выбора из множества возможных, альтернативных способов действия или поведения, выбора решения, отвечающего оптимальным или наиболее предпочтительным условиям в данной ситуации. Эта теория… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878 Теория принятия решений область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики … Википедия

    ГОЛОСОВАНИЕ - (VOTING) Социологический анализ электорального поведения исследование того, каким образом люди голосуют на выборах и почему они голосуют так, а не иначе, традиционно основывался на структурном подходе, нацеленном на выявление факторов социальной… … Социологический словарь

Книги

  • Микроэкономика: очень краткое введение , Диксит Авинаш. Микроэкономика (индивидуальный выбор, где жить и работать, сколько откладывать, что покупать, решение фирм, где располагаться, кого нанимать, кого увольнять, куда инвестировать средства)…
  • Эндопротезы тазобедренного сустава в России Философия построения Обзор имплантатов Рациональный выбор , Надеев А., Иванников С.. В книге предложена философия построения имплантатов, применяемых при эндопротезировании тазобедренного сустава. Представлен широкий обзор имплантатов различныхсистем и производителей,…