Что такое провокация? Что такое провокация в отношениях? Что делать с провокациями? Откуда берется "комплекс провокатора".

Когда-нибудь провоцировали каждого. Разве вам не знакомо смешанное чувство ярости, досады и бессилия, когда вы внезапно оказывались в дурацком положении подставки, потери лица, конфуза? Провокации в области психологии взаимоотношений случаются в жизни на каждом шагу. Иногда человека провоцируют на обычное раздражение, а иногда на совершение несвойственных ему глупых поступков. Провоцирование можно условно разделить на откровенное, бытовое, когда, прямо глядя ему в глаза, кто-то вынуждает кого-то к ссоре, скандалу, потере лица; и скрытое, тонкое, предполагающее интриганство, когда истинные заказчики интриги находятся за спинами исполнителей, либо выступают в одном лице, но ведут себя так хитро и даже коварно, что это становится понятно далеко не сразу.

Провокация по отношению к жертве решает сразу несколько задач. В первую очередь человек выводится из привычного для себя состояния равновесия. Во-вторых, ему сознательно готовят ловушку: его подводят к совершению вполне конкретного действия, которое вроде бы вытекает из логики развития ситуации, но на самом деле работает на его дискредитацию, личностное и профессиональное уничтожение. Как он пожалеет вскоре, когда все же совершит это действие, которое буквально выдавливается из него! В-третьих, он запутывается в широко расставленных вокруг него сетях и теряет понимание, какое единственно правильное решение и действие поможет ему выбраться из тупика.

Подавляющее большинство людей, оказавшихся в провокационной ситуации, чувствуют себя отвратительно и на психологическом, и на тонком психоэнергетическом уровне. Им нехорошо не только когда они жертвы, но даже когда им приходится оказаться в эпицентре провокации в виде свидетелей. И конечно, они даже не могут помыслить о том, чтобы выступить в качестве провокаторов-игроков. Однако есть люди другого типа и их не так уж мало, которые чувствуют себя в мутной стихии провокации как рыба в воде. Их очень много среди журналистов, телевизионщиков, бизнесменов, политиков, политтехнологов, представителей шоу-бизнеса, звезд эстрады, профессиональных тусовщиков, посещающих модные презентации и ночные клубы. Вместе с тем я бы не отождествлял предрасположенность к провокациям с принадлежностью к так называемой телевизионной и политической элите - умением провоцировать людей на психологические срывы отличаются самые разные, в том числе совершенно простые люди.

Искусство защищенного поведения в провокационных ситуациях начинается как всегда с профилактики. Постарайтесь не попадать в такие ситуации, предвидеть их и обходить стороной. Для этого полезно развивать интуицию в отношении возможных будущих неприятностей и пробуждать в себе способность распознавания потенциальных провокаторов. Кого следует отнести к возможной категории людей, любящих ставить вас в провокационные ситуации? Прежде всего тех, кто склонен к интригам и манипуляции судьбами людей. Если вы знаете человека как интригана по отношению к другим людям, с чего ему быть добреньким по отношению к вам? Нередко интриги плетут так называемые артистичные люди, которым нравится это делать из спортивного интереса. Бывают ведь врожденные интриганы по своей сути, которые по-другому просто не умеют жить - такова их природа. Именно из таких получаются потом крупные политики и олигархи. Помните, как Коржаков как-то писал о Березовском, что тот буквально каждую минуту интригует одновременно против многих людей. Провоцируют нас также люди с резко выраженной эгоистической направленностью, которые подобно танку идут к своей цели, не утруждая себя необходимостью соблюдать моральные принципы. Они будут стараться вывести нас из себя и спровоцировать на глупости или ошибки из интересов дела. Если они по своей природе еще и злобные люди, шанс нарваться на провокацию возрастает. И, наконец, необязательные люди, легко дающие обещания и затем не выполняющие их, также нередко, помимо своей воли ввергают нас в провокационную ситуацию.

Как распознать провокатора, если мы ничего не знаем о нем, но нам предстоит что-то делать вместе с ним? Вы можете применить уже упомянутый метод из Агни Йоги, оценив его глаза, голос и походку и сравнив полученное впечатление с тем опытом, который вы получили, общаясь с другими провокаторами. Вслушайтесь в собственное сердце, в сигналы, которые вам посылает внутренняя интуиция, которая безошибочно знает очень многие истины. И по возможности не торопитесь завязывать с подобным человеком, вызывающим ваше подозрение, какие-либо дела до тех пор, пока не получите полного подтверждения, что контакт безопасен.

Если профилактика не помогла и кто-то умелый, воспользовавшись вашей наивностью, все же вверг вас в провокационную ситуацию, тогда защищайтесь изо всех сил и, как говорят в политике, "не поддавайтесь на провокацию". Одно дело - избежать провокации, другое дело - попасть в провокационную ситуацию, но не пускать провоцирующую энергию внутрь себя и сохранить психологическую устойчивость. В этом случае старайтесь применить метод неотождествления, подробно описанный в книге "Невидимая броня". Чтобы суметь применить его в экстремальной ситуации, надо чаще тренироваться в неотождествлении в самых обыденных жизненных обстоятельствах. Помните, что провоцирующие обстоятельства через некоторое время изменяться, пройдут (как говорил Соломон "и это пройдет") и потому прежде чем сорваться, наговорить дерзостей или сделать что-то неожиданное, подумайте о будущем. Может быть, эта мысль остановит вас. Если вы почувствуете, что какая-то нежелательная пружина внутри вас готова разжаться и неотождествление не помогает, тогда напрягите волю и терпение и все-таки сдержите себя.

Однако эффективная защита в условиях провокации - это отнюдь не одна пассивная сдержанность, а парадоксальный ответ на интригу - далеко не всегда глупый ответ. Если вы совершите нечто неожиданное и непредусмотренное устроителями интриги, то это будет хорошим выходом. Конечно, речь идет о парадоксальном ответе, пронизанном упругой силой, нестандартным решением и юмором.

Знаменитый бактериолог Франции Луи Пастер, исследовавший в лаборатории культуру оспы, однажды получил вызов на дуэль, которая явно не сулила ему ничего хорошего, так как была подстроена богатым и влиятельным вельможей, решившим, что ученый его оскорбил. Согласие могло привести к гибели ученого, который не владел оружием в отличие от хорошо подготовленного аристократа. Прямой отказ грозил потерей лица. Однако Пастер быстро нашелся и сказал секунданту, который принес ему вызов: "Раз меня вызывают, я имею право выбирать оружие. Вот две колбы: в одной бактерии оспы, а в другой - чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую".

Нужно ли говорить, что дуэль не состоялась?

Примеры высокого искусства парадоксального поведения и блестящих ответов в условиях подстроенной провокации демонстрировали человечеству Великие Учителя. Сам Спаситель своим ответом о том, что нужно подавать "Кесарю кесарево, а Богу Богово" посрамил коварных законников, пытавшихся найти повод для того, чтобы схватить человека, казавшегося для них очень опасным. Помните об этом и учитесь на подобных примерах высокому искусству парадоксальной защиты.

И, наконец, еще одним методом успешного противостояния интригам и манипуляциям является умение их публично раскрывать, подсвечивать, показывать людям их неприглядную подноготную. Это немедленно привлекает к разоблачителю новых союзников и сочувствующих, что усиливает его шансы в борьбе против провокаторов.

Провокаторы подстерегают нас, когда мы меньше всего ждем подвоха. Стоит расслабиться, и тут появляется некто, желающий вывести из состояния благодушия, разозлить, возмутить. Провокаторы манипулируют нами, и к их отряду могут принадлежать даже родные и близкие.

Наверно, каждому приходилось подвергаться действию словесных провокаций. Человек-провокатор способен вывести из себя чуть не любого благодушно настроенного человека.

Что мы понимаем под провокацией

Это действие или слова, направленные на вызвать у него определенную реакцию. И, как правило, это сознательные действия. Провокаторы могут оказаться среди наших близких, друзей, коллег по работе . Это могут быть и совершенно посторонние люди. Любимое занятие провокаторов ― провоцировать окружающих на конфликты с тем, чтобы самим затем выступить либо в роли миротворцев, либо же в роли жертвы.

Методов провокации множество, и те, кто их освоил, легко манипулируют людьми, добиваясь от них нужного эмоционального состояния и поведенческой реакции. Провокацию используют, чтобы лишить человека способности рассуждать здраво, подавить его морально, заставить нервничать, оправдываться, вызвать чувство вины и пр.

С помощью провокации можно узнать чужие секреты или необходимую информацию. Простой пример: «Вы спешите домой, наверно, вас ждут жена и дети?». Нужный ответ: «Я не женат».

Обвинив близкого человека в жадности, можно спровоцировать его на подарок. Упрямого человека со склонностью поступать наоборот, нежели его просят, провокатор провоцирует на нужное ему действие, попросив выполнить прямо противоположное тому, что ему нужно.

В «умелых руках» провокация ― большая сила, позволяющая и добиваться желаемого. Однако есть способы, позволяющие понять, что перед нами провокатор, и не идти у него на поводу.

Как не позволить собой манипулировать, или Как вести себя с провокаторами

Существует несколько принципов, придерживаясь которых можно обезопасить себя от провокаций.

1. Изучить слабые стороны своего характера

Уязвимые места, или Ахиллесова пята, есть у каждого . И люди-провокаторы порой знают о наших слабостях лучше нас. Они наблюдательны и сразу замечают, что именно способно привести нас в замешательство, расстроить или сбить с толку. Они с успехом будут пользоваться своими наблюдениями до тех пор, пока мы будем оправдывать их ожидания.

Как только мы покажем, что их методы на нас не действуют, они не сразу, но оставят свои попытки. Конечно, порой манипуляторы-провокаторы не желают быстро смириться с поражением и начинают прощупывать новые слабые места, чтобы по-прежнему ощущать свое превосходство и быть хозяином ситуации.

Однако их попытки могут сослужить нам добрую службу: с их помощью мы можем лучше понять себя. Проанализировав ситуацию, мы должны : почему мы «сорвались», дали вовлечь себя в конфликт, позволили собой манипулировать.

Провокаторы раньше нас определяют наши уязвимые места, так воспользуемся их «подсказкой» и выработаем линию поведения, усилим свою защиту, покажем, что им больше не удастся застать нас врасплох.

Полезно развивать в себе умение в любой смотреть на происходящее со стороны: возможно, это остудит наш пыл и мы не дадим втянуть себя в ловушку конфликта.

2. Осознать, что мы имеем дело с провокацией

Все мы замечали, что одни люди и общаться с ними легко и просто. С ними всегда можно договориться и найти общий язык, даже если сложившая ситуация грозит перейти в конфликт. Люди другой категории обладают умением создать конфликт на ровном месте, и, пообщавшись с ними, мы чувствуем себя уязвленными, растерянными, возмущенными, обиженными и пр. Если подобные эмоциональные состояния у нас возникают чуть ли не каждый раз после общения с такими людьми, значит, перед нами провокаторы.

«Тот, кто говорит: „Россия - для русских“, знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям – это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы», - .

Итак, чтобы понять, что перед нами провокатор, пытающийся вовлечь нас в , нужно обратить внимание на эмоции и их интенсивность , которые вызывает в нас наш собеседник.

3. Определить тип провокатора

Определить цель провокации, «устоять» перед провокатором и выработать иммунитет к его методам можно, если установить тип, к которому он относится: к провокаторам-любителям, провокаторам стратегам или провокаторам ― любителям властвовать.

Тип провокаторов-любителей знаком многим: они не терпят несогласия с их мнением. Иная точка зрения, нежели их собственная, для них нетерпима и вызывает приступы агрессии по отношению к собеседнику. Они не умеют и не хотят контролировать свои эмоции и идут у них на поводу. Нередко сам же провокатор выставляет себя жертвой, впадая в истерику со слезами, и таким образом добивается желаемого, пользуясь тем, что окружающие хотят побыстрее .

С провокаторами подобного типа нужно вести себя отстраненно, мысленно поставив перед собой защитный барьер. Как говорится, не подливать масла в огонь и не давать пожару разгореться. Наша отстраненность и непробиваемость покажет, что он расходует свою энергию напрасно.

Провокаторами-стратегами нередко оказываются наши коллеги по работе. Встречаются они и среди хороших, казалось бы, знакомых. Распознать «стратегов» и справиться с ними труднее, чем с «любителями», которые провоцируют открыто. «Стратеги» чаще всего действуют за спиной. Они распускают слухи и сплетни, плетут интриги, имея определенную цель: опорочив кого-то, выставить себя в лучшем свете и добиться продвижения по работе; поссорить супругов, чтобы занять место одного из них, и т. д.

Обнаружив такого человека в своем окружении, нужно постараться определить цель его манипуляций. Вполне возможно, что в них нет никакого «криминала», и его цель совпадет с нашей. Если же нет, то лучше держаться от провокатора подальше, но не упускать его из поля зрения, чтобы самому не стать объектом манипуляций.

Людей-провокаторов, любящих властвовать , подчинять себе и контролировать, также встречал каждый. И делают они это для того, чтобы ощутить собственную значимость. Обычно «властолюбцы» хорошо чувствуют, кем , а кем нельзя: психологически сильных людей они не трогают, а психологически слабыми пытаются управлять, что им нередко удается. При этом они легко угадывают уязвимые черты в характере человека, с помощью чего и держат его в подчинении.

Не попасться в сети такого манипулятора, который зачастую прикрывается самыми добрыми намерениями, можно лишь сохраняя нейтральную позицию и не подпуская к себе слишком близко.

4. Оценить ситуацию и выбрать реакцию

Определив провокатора и его тип, не нужно стараться его понять и тем более оправдать его действия. В противном случае мы попадем под его «чары» и рискуем стать объектом . Наоборот ― мы должны выработать соответствующую линию поведения:

  1. Спросить провокатора прямо о том, чего он добивается (к примеру, «Правильно ли я понимаю, что ты меня провоцируешь на…»);
  2. Спокойно выразить свои эмоции («Мне неприятно, что ты прилюдно обсуждаешь мои ошибки»);
  3. С помощью метафор указать на разность позиций или мнений («У меня сложилось впечатление, что мы говорим на разных языках»).

Нередко провокаторами являются оба собеседника. В этом случае избежать можно лишь, если кто-то из них осознанно пойдет на уступку.

Столкнувшись с провокатором, нужно не забывать, что его цель ― вывести нас из равновесия. А значит, мы должны сохранять спокойствие, чтобы не позволить собой манипулировать. Соблюсти всем известную рекомендацию: сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов-выдохов не так уж просто в состоянии эмоционального возбуждения, но необходимо. Это «притормозит» психику, успокоит мысли, а значит, мы сможем адекватно реагировать на провокацию и обмануть ожидания манипулятора.

Желательно, в научном. А в повседневно-житейском я и так понимаю по своему.

Юля, Герман Гессе когда-то сказал так:

Каждый человек есть нечто большее, чем он кажется самому себе. Он представляет уникальную, неповторимую, всегда значимую и замечательную точку, в которой явления мира пересекаются только один раз и никогда более в таком сочетании.

А Сартр: «Человек - это всегда неудавшийся Бог, но он может реализоваться в группе как временное божество».

Проблема самости до сих пор фактически не решена. В той же психологии каждое направление трактует структуру и функции человека по своему.

Мир изменчив. «Все находится в движении, и нет отдыха и покоя. Никто не был дважды в одной и той же реке, потому что ее воды, постоянно текущие, меняются; она разносит и снова собирает их; она переполняется и снова спадает; она разливается и снова входит в берега» Гераклит. Сл-но, человек изменчив тоже.

В философии место души занимает понятие Я (ego, self). Задаваясь вопросом, что нам дано за пределами мира объектов, открывающихся процессу человеческого познания, философия, начиная с определенного времени, начинает обращать внимание на сам «умственный взор», направленный на мир объектов. Традиция исследования этого умственного взора основана на философском наследии Декарта, для которого ego означало единственную неколебимо твердую опорную точку для всего достоверного знания и уверенности человека в тождественности самому себе, самоидентичности.В «Правилах для руководства ума» (1628) он сформулировал для каждого человека правила пользования собственным умом, не предполагавшие опоры на какие-либо внешние авторитеты, поддержку и помощь, что является, по мнению Канта, признаком зрелости и человека и человечества.

С другой стороны, всегда существовало и продолжает существовать множество людей, в том числе и философов, которым, по тем или иным причинам, не открывается реальность Я. Так, знаменитый философ Д. Юм писал: «Как бы глубоко я ни проникал в то, что я называю моим Я, я всегда наталкиваюсь на то или иное частное ощущение - тепла или холода, света или тьмы, боли или удовольствия. Я никогда не могу наблюдать ничего иного, кроме ощущения»

Продолжатели этой традиции в настоящее время критикуют психологию исходя из мысли о том, что её теоретические понятия не реферируют мир действительности. С этих позиций современная психология представляется им не более, чем собранием анекдотов, мифов и суеверий, «народной психологией», которая должна быть выведена за рамки науки и заменена «философией психологии»

Интерес к проблеме человеческого Я в современной философии науки (И. Пригожин, С. Хоакинг, Н. Моисеев) основан на осознании необходимости переосмысления ранее накопленного опыта и концепций в связи с пониманием информационно-вероятностной структуры жизни и всех ее законов. В 1973 году Картер сформулировал антропный принцип: «вселенная должна быть такой, чтобы на определенном этапе ее эволюции ее параметры допускали существование наблюдателей». Этим наблюдателем и является Человек, рассматриваемый современной наукой как открытая система обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний. Жизнь человека рассматривается и описывается как траектория движения самоорганизующейся системы во времени (Л. фон Берталанфи)

Провокация -- это действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие / бездействие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией и социологией.

Провокация - одно из высших проявлений (наряду с любовью) искусство человеческого общения. Во-первых, она всегда энергозатратна - и с точки зрения восприятия ситуации, и с точки зрения интеллектуального напряжения. Во-вторых, она требует определённого мужества, т.к. провоцирующий всегда подставляется на свой собственный страх и риск. Он всегда более уязвим, чем тот, кто цинично-равнодушен. Провоцируя, ты в полной мере готов к ответу - по головке обычно не гладят. Рассуждать о провокации - занятие само по себе парадоксально - провокативное.

Существует четыре уровня провокации:

Первый уровень - копирование.

В живописи с этим уровнем соотносится такое направление, как реализм. В психологии ему релевантна фраза: "Я сделаю всё, чтобы Вам помочь". В телевизионном ток-шоу это обсуждение банальных историй с банальной же моралью в конце. Это тот уровень, на котором существует подавляющее большинство "женских дневных ток-шоу" с центральных каналов. Это - ещё не провокация. Отсутствие внутреннего конфликта ведёт к отсутствию движения. Поэтому, по большому счёту, здесь ещё нет никакого искусства. Реализм в живописи в этом смысле - чисто условный пример, говорящий лишь о форме (настоящее искусство всегда провокативно, и поэтому многопланово). Это всего лишь попытка воспроизведения части реальности без каких-либо глубинных подтекстов. При этом у "художника" (конечно, опять условного, так как в этом ещё нет Искусства) есть чётко сформулированная мораль, к которой он и подводит с помощью своего "произведения".

Второй уровень - разрушение.

В искусстве на этом уровне существует абстракционизм. В психологии - фраза "Вряд ли я смогу Вам помочь". В телевизионном ток-шоу это та высокоинтеллектуальная дискуссия, где вопросов больше, чем ответов. Послушав её, зритель восклицает "Зачем вы морочите мне голову?!" Хороший пример в этом смысле - программа "Гордон", в которой зритель добивает себя вопросами типа "А причём тут хорошие сигары и дорогой коньяк?". Здесь уже присутствует протест против копирования, а, следовательно, есть и конфликт, и движение. Многоплановости ещё неоткуда взяться, потому что общий контекст всего один - разрушающий всегда сверяется с тем, что именно он разрушает. Поэтому его ходы легко просчитываемы, а провокации - разгадываемы.

Третий уровень - уничтожение.

В живописи этот уровень нашёл своё абсолютное воплощение в "чёрном квадрате" Казимира Малевича. В психологии на этом уровне находятся фразы типа "Вам невозможно помочь". На телевидении подобное ток-шоу просто не может существовать, т.к. выглядело бы оно как просто молча сидящие в студии люди. Вот тут впервые начинается что-то по-настоящему интересное. Это - провокация по отношению к самой провокации, или пародия на неё. "Чёрный квадрат" уже не находится в оппозиции к реализму. Он - осмеяние абстракционизма, всё ещё хватающегося в своей детской непоследовательности за цвета и формы - как "маргинальный" подросток, не готовый отказаться от родительских финансов. Но мы ещё помним и про тот "реализм", с которого всё начиналось! - и тут возникает многоплановость, планы начинают множиться, отражаясь друг в друге. Люди, в молчаливой задумчивости сидящие на своих стульях с сигарами и коньяком в руках как пародия на "Гордона". Но откуда взялись сигары и коньяк? Из программы "Гордон", или из их отсутствия в "Очевидном - Невероятном"?

Четвёртый уровень - восстановление.

В живописи в эту сторону наиболее явно сдвинулись гиперреалисты. Превращая живопись в фотографию, они смеялись над реализмом, доводя его до абсолютного технического совершенства. В психологии этому уровню соответствует фраза "Я помогу Вам!". Применительно к телевидению именно так звучат для нас слова Александра Гордона, советующего Ксении Собчак бросить наконец-то концептуально исчерпавший себя Дом-2, и сосредоточиться на доведении до абсурдного совершенства "Блондинки в шоколаде". Этот уровень - "высший пилотаж" искусства провокации. Внешне здесь всё выглядит как идеальное копирование. И в этой "идеальности" содержится единственно возможный намёк на подвох. Но тут очень легко ошибиться, и перепутать четвёртый уровень с первым. Вся тонкость в том, что провокацию этого уровня можно либо не заметить, либо увидеть её там, где её нет. По большому счёту, на этом уровне вообще исчезает какая-либо объективность. Всё зависит от того, что ты сам соорудил у себя в голове. Но только здесь можно соприкоснуться с настоящей тайной и многоплановостью человеческого существования. Это тот уровень, на котором появляется по-настоящему взрослая свобода.

Рассмотрим подробнее на примерах провокационного воздействия:

1. Провокация доказывать, что ты не трус, не слабак, не алчный, не дурак.

У каждого человека есть честь, достоинство, гордость, самоуважение - все то, чего он желает и чему желает соответствовать, что старается оберегать, отстаивать, сохранять. Все это заложено в его духовной сути и взращиваются жизнью, с рождения, опытом, годами. У каждого человека эта высота разная и имеет разную степень устойчивости, но все же, падать, принижая тем самым свою личность, мало кому хочется. И продвинутые в общении люди, умеют на этом играть. К примеру, усомниться в способностях или, проще говоря, "взять на слабо". Или, наоборот, усердно подстегивать достоинство, прямо указывая на то желаемое, что хочется увидеть в данном человеке ("Вам, как человеку современному, образованному, передовому, эрудированному, практичному...").

2. Провокация с целью вызова обратных реакций, открытости и доверительности, конфликта, в целом, желаемого спектра эмоций.

Полицейский входит в забегаловку и просит всех присутствующих остаться для выяснения информации - люди расходятся, говоря, что им некогда. А полицейскому этого и надо - он хочет поговорить один на один с официанткой.

Судебный процесс. Ловкий адвокат навязчиво оговаривает своего подсудимого - и присяжные начинают с недоверием относится к тому, что он такого о нем говорит, некоторые начинают сомневаться в том, что именно так все и происходило, некоторые начинают складывать прямо противоположное мнение (именно это как раз и нужно).

Адвокат недружелюбному прокурору: "Я знаю, как вы ко мне относитесь, но у меня к вам убедительная просьба, пожалуйста, сделайте одолжение, посодействуйте тому, чтобы моего подзащитного отправили в "такую-то" тюрьму. - "Конечно, конечно, именно "туда" он и поедет. - я его в такую тюрьму засажу..." (а вам этого и надо).

Цель вызова собеседника на негативные эмоции:

Проверить, насколько человек социально зрел, эмоционально сдержан, умеет конструктивно вести себя в конфликтной ситуации (например, это важно для нового коллектива) - в результате он - несдержанный грубиян, а провокатор - жертва;

Подавить человека морально, тем самым лишив его способности рассуждать здраво и отказаться от своей точки зрения;

Вызов на недостойное поведение с целью дальнейшей поддержки или, наоборот, разрушительной реакции по отношению к любому объекту - в результате он лезет в драку, кого - то избивает и его за это привлекают к ответственности, либо начинают презирать.

3. Провокация чувства стыда, вины с целью побуждения оправданий.

Выразить "мнимую обиду", побуждая заглаживать мнимую (или явную) вину и др.

Вы идиот…

Да, возможно…, а у вас что, какие-то сомнения на мой счет?... Более того, я слышу в ваших словах некий сарказм- интересно, с чем это связано? - хотите спровоцировать меня или просто убедится, что я вспыльчивый, не умеющий себя держать в руках человек?... Впрочем, кто и какой я, об этом и так все знают… А может быть вы хотите как-то задеть меня, потому что я вас когда-то обидел или я вам просто не нравлюсь? А может быть вы мне просто завидуете?... Конечно, я может и идиот, но вот у вас я вижу, умное и проницательное лицо. Скажите мне тогда, что вас побуждает так скверно себя вести, к примеру, в последний раз, на корпоративе?…

Да как вы смеете, нахал…

Да что вы так разнервничались… Может вам успокоительное принять, очень, говорят, помогает…

Да вы отдаете себе отчет…

Да, может быть... Слушайте, что-то вы сегодня не важно выглядите... дома все в порядке?...

Примерно таким образом, если не жалко, конечно, можно довести любого до белого каления.

4. Провокация как метод, побуждающий говорить правду.

Открыто и прямо задавать нетактичные вопросы;

Открыто и прямо говорить неправду в глаза.

Домой торопитесь? жена, дети дома ждут?- Я не женат и детей у меня нет…- Понятно…

Ты ночевала у Толика? Я тоже перед свадьбой переспала с одним парнем… Ну и как он?- У нас ничего не было…- А, ну ладно, хорошо…

У вас лицо красное, много пьете?- Да я вообще не пью...

Почему вы уволились с последнего места работы? Говорят вы с начальством плохо ладите? Любите по своему все делать?- Да по разному бывает... и т.д.

Для осмысления сущности и природы провокации, необходимо разобраться в самом понятии провокации: в каких областях человеческой жизни мы можем встретить данный термин и каково его содержание?

Познание общепринятого понимания провокации нам необходимо для изучения данного термина с правовой точки зрения, так как право всегда неразрывно существует не только с государством, но и с обществом, общественным мнением, которые в свою очередь влияют на формирование и развитие права.

Для познания общего смысла провокации в первую очередь стоит обратиться к значениям, приводимым в толковых словарях.

Словарь С. И. Ожегова содержит два определения провокации: 1)Предательское поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия. Например - не поддаваться на провокацию. 2)Искусственное возбуждение каких-нибудь признаков болезни (спец.) Второе определение провокации является по указанию словаря специальным. Таким образом, уже сейчас, на начальном этапе познания провокации, мы можем говорить о том, что изучаемый термин употребляется не только в повседневной жизни, но и является частью профессиональной терминологии, в частности в медицине, психиатрии.

В первом определении провокации, данном в словаре С.И. Ожегова, явно прослеживается негативная оценка провоцирующего поведения. На это нам указывает характеристика провоцирующего поведения, как предательского и ссылка на тяжелые последствия для провоцируемого лица. Становится очевидным, что провокатор и провоцируемое лицо не являются единомышленниками, преследуют разные цели. С точки зрения права различие преследуемых целей и желательных последствий для лиц, участвующих в провокации имеет немаловажное значение, так как, например, в уголовном праве единство намерений (целей) может стать свидетельством совместного участия в совершении преступления.

В Советском энциклопедическом словаре приводится аналогичное понятие провокации, что и в словаре С.И. Ожегова, уточняя, что провокация может быть направлена на отдельных лиц, группы, организации и т.д.

На вызов ответного действия, влекущего за собой тяжелые или гибельные последствия, указывается и в определении провокации, приведенном в толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой . А в словаре иностранных слов в определении провокации указывается на заведомую вредность действий для провоцируемого лица.

Итак, учитывая определения провокации нескольких толковых словарей, мы видим, что провокация обычно имеет негативный смысл. Слово «провокация» воспринимается в одном ряду с коварством, обманом, махинацией, шантажом.

Но так ли однозначно понимание провокации?..

Стоит отметить, что в некоторых областях человеческой жизнедеятельности провокация воспринимается не в негативном, а в положительном смысле.

Термин «провокация» используется в медицине для обозначения одного из методов диагностики (Реакция Пирке). В медицине она также понимается как действие, приводящее к болезненному или аллергическому состоянию. С.М. Марчукова в своей книге «Медицина в зеркале истории» отмечает, что еще в Древней Индии использовался метод провокации: «Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для тех случаев, когда нужно «выманить» болезнь, «поднять» ее. В этом можно увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина» . Однако следует отметить, что вопрос о наличии в современной медицине такого понятия как провокация является дискуссионным или же
отмечается, что в медицине отсутствуют правила провокации, а бессистемная нагрузка наносит вред пациенту. Вместе с тем, нередко можно встретить в медицине применение таких видов провокации, как физиологическая, биологическая, термическая, химическая и т.д. Оставим этот дискуссионный вопрос на разрешение ученых - медиков.

Так как провокации основываются на особенностях психологии человека и его поведении как социального существа, они изучаются психологией, социологией и психотерапией. Нередко метод провокации используется без стремления получения какой-либо выгоды, а, наоборот, во благо человека. Например, Милтон Эриксон - один из великих психотерапевтов 20 века, разработал метод клинического гипноза, позже названный эриксоновским гипнозом. Эриксон очень часто использовал провокативные методы, давая больным парадоксальные задания и достигая при этом поразительных по быстроте и эффективности результатов. Например, клиенту с жалобами на эпилептические припадки, которые случались с ним, как только он садился за руль автомобиля, Эриксон предложил надеть белый костюм и, сев за руль автомобиля, через определенные отрезки времени выходить и ложиться в грязь, стараться вызвать у себя припадок. Таким образом, происходит использование провокативных воздействий во благо пациента, хотя самому клиенту и окружающим действия Эриксона могли казаться нелепостью и даже издевательством .

Фрэнк Фарелли (американский психотерапевт) разработал специальное направление в психотерапии, непосредственно названное им «провокационной психотерапией». Фарелли использует различные формы провоцирования больных, такие как преувеличение, передразнивание, высмеивание, доведение до абсурда, вербальная конфронтация, негативное моделирование, противоречивые сообщения и т.д. При этом в своих работах автор подчеркивает позитивную

направленность методов провокации, предупреждающих «ломки» личности

пациента.

Провокации вполне законно существуют в театральном искусстве, в прикладной социологии и даже в теории решения изобретательских задач, где провозглашается: «Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!» . Провокация активно используется как метод в театральном искусстве. В этой области театральные труппы, актеры и, прежде всего, постановщики, режиссеры осознанно провоцируют зрителя на эмоции, переживания. Искусство, пожалуй, и не только театральное, желает вызвать зрителя на разговор, как с самим собой, так и со всем окружающим миром, в результате чего человек получает некое духовное развитие.

Провокации занимают важное место в маркетинге, военном деле, политике, в отношениях между отдельными людьми, группами людей, между юридическими лицами и государствами. Так, в политике провокации часто ориентированы на реакцию общественного мнения, негативную в отношении противника. Среди методов провокации может быть совершение неблаговидных действий под видом своего противника, нанесение урона его известным оппонентам, с целью вызвать реакцию сочувствия в общественном мнении. При разработке тактики военных действий провокацией может быть ложное отступление, создание иллюзии незащищенности какого-либо своего фланга, с целью заманить противника в ловушку.

В политических целях государства могут жертвовать частью войск, провоцируя противника на открытую атаку, чтобы получить повод к войне.

Сегодня широко обсуждаема тема полицейских провокаций, но неправильно было бы думать, что провокация является практическим приемом только представителей правоохранительных органов. В повседневной жизни люди часто обращаются к способам, которыми они пытаются вызвать у своего

собеседника, оппонента какую-то реакцию. Термин провокация особенно употребим при описании отношений противоборства, когда лицо пытается вызвать со стороны противника вредный для его собственного дела поступок или результат. Например, в споре провокацией будет намеренная демонстрация слабой стороны своей позиции; в ходе военных действий - отступление по какой-то определенной части фронта; в спортивной дуэли - неловкое движение с целью отвлечь внимание противника.

Во время подготовки диссертационного исследования в целях изучения общественного мнения по изучаемой теме провокации преступления был проведен опрос граждан. В соответствии с полученными результатами опроса большинство (68%) респондентов указали, что оценка провокации не всегда негативна, а зависит от сферы, в которой она применяется. Тем самым подавляющее большинство общественного мнения склоняется к тому, что провокация может быть уместна в определенных ситуация (сферах общественной деятельности). Но если далее мы рассмотрим те примеры провокаций в жизни, которые приводились гражданами, то увидим, что они достаточно типичны: положительное воздействие провокации в основном касается сферы искусства (например, современные режиссерские находки в театре), а самым распространённым примером провокации в жизни оказалась провокация на драку, ссору, конфликт.

Вышеизложенные примеры иллюстрируют, что понимание провокации в различных областях человеческой жизни неоднозначно. Провокация не всегда преследует создание чего-то вредного. Можно отметить неопределенность термина «провокации» и его многозначное толкование применительно к различным сферам человеческой жизни. Данные суждения приводят нас к мысли, что возможно право рассматривает провокацию также специфично, с учетом неразрывной его связи с государством, обществом и их потребностями.

Таким образом, предполагая многогранность понимания провокации в общей теории права, и в уголовном праве в частности, можно начать рассмотрение содержательно-юридических вопросов явления провокации.

Исследование понятия и признаков провокации преступления в уголовном праве - сложная задача. Немного забегая вперед, скажем, что в науке уголовного права существуют самые противоположные мнения о юридической природе провокаторской деятельности, отсюда учеными предлагаются и различные понятия провокации преступления. Для научного объяснения нашего понимания концепции провокации преступления мы считаем необходимым начать с общеправовых вопросов понятия провокации.

История возникновения правового термина «провокация» восходит к римскому праву. «Право провокации» - древнейшее право римского гражданина. Провокация в данном случае как гарантия каждому осужденному на смертную казнь или к телесному наказанию апеллировать к собранию народа. Провокация состояла в пересмотре уголовного дела народом в комициях и произнесении нового приговора. Гражданские дела провокации не допускали, в силу исключительной судебной компетенции магистрата или судьи.

В гражданском процессе существовали две формы провокации:

Provocatio ex lege diffamari (в связи с диффамацией). Если А утверждал, что имеет притязания к В, например, о неплатеже долга или о незаконности рождения, и эти утверждения могли наносить вред В, подрывая его кредит, то В мог просить суд о вызове А для предъявления притязания, которое он будто бы имеет к В; если же А уклонялся от предъявления в суде иска в назначенный срок, то он присуждался к молчанию.

Provocatio ex lege si contendat (в связи с возможной утратой аргументов). Если А имел против возможного предъявления к нему иска со стороны В какие-либо возражения, которые с течением времени могли потерять силу, а В выжидал именно того момента, когда А останется без средств защиты, то А мог обратиться в суд с просьбой о понуждении В к предъявлению иска; причем в случае уклонения В от предъявления иска возражения не теряли своей силы и на будущее время .

В последующем провокации в гражданском процессуальном праве стали называть «вызывным производством».

Современная юридическая наука отмечает случаи процессуальных провокаций, однако российские гражданский и арбитражный процессуальные законы такого термина как провокация не знают. Провокации встречаются в практике юристов. Например, Ю.Г. Иваненко описывает случаи провоцирующего поведения в гражданском процессе так: «...Иногда явные недоброжелательные действия одного из участников процессуальных отношений могут заметно повлиять не только на поведение остальных участников, но и на само содержание судебного разбирательства. Такое поведение уместно назвать провоцирующим, так как его следствием нередко становится нарушение порядка производства по конкретному гражданскому делу. Провоцирующее поведение, от кого бы оно ни исходило, с правовой точки зрения, представляет собой противоправное действие, совершаемое умышленно или по неосторожности. Оно может служить основой для конфликтного правосудия» .

Как мы видим, термин «провокация» в гражданском процессе с течением времени приобрел абсолютно противоположное значение: от права защиты к оценке провоцирующего поведения как противоправного.

На сегодняшний день не выработано единой общеправовой концепции понимания провокации. Каждая отрасль права имеет свои особенности: объект, предмет, метод правового регулирования. Поэтому на наш взгляд общая теория права не нуждается в разработке понятия провокации, в то время, как в такой отрасли права, как уголовное право, дальнейшее изучение темы о провокации имеет особое значение.

Рассмотрение провокации в уголовно-правовом смысле имеет множество аспектов: исторический анализ формирования института провокации

преступления, социальная сущность и признаки провокации преступления,

оперативно-розыскные провокации и их оценка международным судебным органом, уголовная ответственность за провокацию преступления и возможность отнесения провокации к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, соотношение провокации преступления с институтом соучастия в уголовном праве. Все перечисленные вопросы являются проблемными для науки уголовного права. Каждый из них требует самостоятельного рассмотрения и осмысления, что будет сделано нами в настоящем диссертационном исследовании. Авторское решение каждого из названных вопросов будет во многом определяться социальной составляющей провокации преступления, так как право формируется на базе жизнедеятельности общества и государства, возникающих потребностей, целей и ожиданий людей.