Что такое ономастика? Введение в ономастику (лекция).

Выделяют различные направления - теория языка, прикладная лингвистика, стилистика, диалектология и даже ономастика. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое ономастика, каковы ее предмет и объект, какие разделы в ней выделяют. Рассмотрим ее связь с другими дисциплинами, источники, которые предоставляют материал для изучения.

Ономастика как наука

Начнем с того, что такое ономастика. Определение гласит, что это раздел языкознания, который изучает имена собственные или онимы.

Изначально ономастика была прикладной наукой, которая использовалась историками, географами, литературоведами в качестве вспомогательной дисциплины. Позже она была выделена в отдельный раздел языкознания со своими собственными методами для анализа лингвистического материала. Объект исследования науки - история возникновения, мотивы номинации и функционирование в языке. Предмет - непосредственно онимы, имена.

Изучает ономастика фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические и этимологические аспекты имен собственных.

История развития

Говоря о том, что такое ономастика, необходимо затронуть такой вопрос, как история возникновения науки.

Она считается сравнительно молодой. Официально существует с 1930 года, когда во Франции прошел первый в мире Международный ономастические конгресс.

Уже в 1949 году создают ономастический комитет при ЮНЕСКО, издают специализированный журнал Onoma. Пик развития ономастики припал на 50 - 60 года прошлого столетия.

Российская ономастика начинает свою историю с 1812 года, когда А. Х. Востоков издал статью «Задания любителям этимологии». В 1813 году выходит еще одна важная работа Е. Болховитинова «Об особенности собственных имен славяноросов». На протяжении двух столетий наука развивалась, устанавливая свои методы исследований, собирая фактический материал, по крупицам создавая теорию. В 2004 году в России начинает выходить журнал «Вопросы ономастики».

Составляющие науки

В зависимости от языковых особенностей, выделяют несколько направлений исследований. Ономастика собственных имен может охватывать различные области знаний, при этом выделяют:

  • Региональную ономастику, которая занимается изучением ономастикона того или иного региона, изучает его ономастические подсистемы.
  • Теоретическую, которая изучает общие закономерности развития и функционирования ономастических систем.
  • Прикладная ономастика связана в первую очередь с практикой присвоения имен, их функционирования в современном языке. Сюда относится установление записи и произношения названий, разработка нормативных моделей, по которым образуются отчества и фамилии, прилагательные для обозначения принадлежности к той или иной местности, региону проживания, семье.
  • Описательную, которая занимается анализом ономастического состояния той или иной территории. При этом рассматривается какой-либо один ономастический класс.
  • Поэтическая ономастика - изучает функционирование имен собственных в художественных текстах, принципы их создания, функции в тексте.

Разделы

  • Антропонимика - изучает имена людей.
  • Топонимика - изучает названия географических объектов.
  • Зоонимика - изучает клички животных.
  • Астронимика - изучает названия звездных тел - планет, звезд, комет.
  • Гидронимика - изучает название водных объектов - рек, озер, морей и океанов.

Связь с другими науками

Говоря о том, что такое ономастика, нельзя не отметить ее связь с другими дисциплинами. В первую очередь, она тесно связана с лингвистикой. Наука использует лингвистические методы для анализа имен собственных. Связана она и с логикой, так как изучается связь между понятием и словом. Прослеживается связь ономастики с географией и астрономией. Ученые часто обращаются к ономастам для решения таких проблем, как правильность написания и перевода названий.

История, этнография и археология дают немало полезной информации ученым-ономастам. Те же, в свою очередь, помогают историкам. Значение ономастики для ученых, связанных с историей, неоценимо. Так, данные ономастики помогают изучать расселение народов, их обычаи и обряды, поскольку образование имен, их использование, тесно связаны не только с определенными народами, но и эпохами. С помощью ономастики можно не только определить границы расселения народов, но датировать различные письменные памятки.

Источники изучения

Мы с вами выяснили, что такое ономастика, определение ей дали, выделили основные разделы. Но один вопрос все же остался неосвященным - где ученые берут фактический материал для изучения?

Источников много. К наиболее используемым относятся:

  1. Списки имен и фамилий.
  2. Церковные книги и календари.
  3. Диалектные записи и памятки.
  4. Географические и астрономические карты.
  5. Адресные книги.
  6. Книги описи земли.
  7. Каталоги выставок животных.
  8. Списки с лошадиных бегов.
  9. Художественные произведения.

Изучение

Изучают данную науку исключительно в университетах на филологических факультетах. Знакомство с разделом происходит при изучении курса «Лексикология» или же в качестве отдельного спецкурса. В ходе обучения студенты узнают, что такое ономастика, какие методы она использует, какие разделы в ней выделяются.

В школьном курсе изучается она редко, разве что в старших профильных классах. Но при этом знакомство с наукой поверхностное и дает лишь основные сведения о ней.

Выводы

Ономастика - одна из лингвистических дисциплин, которая изучает имена собственные и их функционирование в русском языке. Она сравнительно молода. Изучают ее на филологических факультетах.

Ономастика ‒ это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя". Нетрудно догадаться, что ономастика как наука изучает имена собственные людей. Однако не только их. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов. Кроме того, в отдельную науку выделяется часть ономастики, изучающая названия гор, рек, населенных пунктов и прочего. Она называется топонимикой.

Ономастика в разных смыслах

Имена собственные сегодня изучают представители различных наук (географы, историки, этнографы, лингвисты, литературоведы, психологи). Однако в первую очередь они исследуются именно лингвистами. Ономастика ‒ это раздел лингвистики. Она изучает историю возникновения и преобразования имен в результате употребления их в течение длительного времени в языке-источнике или же благодаря заимствованию их у других языков. Однако ономастика ‒ это понятие, которое может рассматриваться не только как наука. В более узком смысле это просто различных типов собственные имена. Иначе они называются ономастической лексикой.

Особенности изучения имен собственных

Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. Происхождение названий можно рассматривать комплексно ‒ с точки зрения логики и этимологии.

Изучая имена собственные, можно заметить специфические особенности их передачи и сохранения. Благодаря этому их исследование представляет научный интерес. Происхождение тех или иных названий может быть забыто, и сами они могут не иметь никакой связи с другими словами данного языка. Тем не менее, имя собственное даже в этом случае сохраняет социальное значение, то есть оно является понятным указанием на тот или иной предмет.

Нередко имена собственные очень устойчивы. На них зачастую не влияют происходящие в языке революционные изменения, и даже исчезновение языка и замена его другим не приводит к прекращению их употребления. К примеру, сегодня в русском языке все еще существуют названия, такие как Дон или Волга, которые не имеют в нем значения. Однако осуществив этимологический анализ, можно увидеть, что они имеют скифское происхождение. Такие исследования предоставляют возможность восстановить характер языка, который преобладал во время создания того или иного названия, выяснить многие аспекты, связанные с ним.

Ономастика и история

Зоонимика, как вы, наверное, догадались, занимается кличками и собственными именами животных (Бекингем, Арнольд, Беся, Бритни, Мурка, Шарик).

Хрематонимика

Хрематонимику также интересует имя собственное. Примеры того, что относится к области ее изучения, многочисленны. Хрематонимику интересуют те имена, которые принадлежат предметам материальной культуры (пушка "Гамаюн", меч Дюрандаль, алмаз "Орлов"). Мы знаем, что собственные имена часто используются для обозначения спортивных обществ, стадионов, отдельных партий ("Бессмертная партия", "Вечнозеленая партия"), праздников (День геолога, Первое мая), воинских частей, а также отдельных сражений (Куликовская битва, Бородинская битва). Предприятия обозначают свои услуги или товары с помощью товарных знаков, которые также являются собственными именами. Кроме того, хрематонимику интересуют названия книг, произведений искусства, отдельных стихотворений.

Этот раздел ономастики имеет не только академический интерес. В странах Запада, например, часто возникают судебные процессы, которые связаны с использованием названия товарного знака, похожего на название другого, принадлежащего фирме, которая выпускает конкурирующий товар. Решение о том, можно ли считать такие наименования подобными, может быть принято только с использованием научного анализа.

Карабонимика

Карабонимика занимается изучением собственных имен катеров, судов и кораблей ("Варяг", "Аврора", "Память Меркурия", "Бородино"). Заметим, что этот термин предложил российский ученый Алексушин вместо терминов "каронимика" и "наутонимика", употреблявшихся ранее.

Эргонимика

Эргонимика занимается исследованием наименований различных деловых объединений людей. К примеру, фирмонимы ‒ это названия фирм, а эмпоронимы ‒ слова, обозначающие названия магазинов. Эргонимику интересуют наименования кафе, баров, профсоюзов, бильярдных клубов, парикмахерских и др.

Прагмонимика

Прагмонимика ‒ это направление, в рамках которого исследуются названия видов товаров. Парфюнонимы, к примеру, это наименования ароматов, парфюмерной продукции (Lauren, Chanel), чоконимы обозначают названия шоколадной продукции ("Метелица", "Кара-Кум").

Теонимика

Теонимика занимается изучением имен богов, духов, демонов, персонажей легенд и мифов. Она показывает, как в имена собственные превращались нарицательные ‒ наименования огня, ветра, грома, грозы и других явлений природы.

Вопросы ономастики весьма интересны, не правда ли? Следует заметить, что разделы этой науки непосредственным образом связаны с практикой. Поэтому ономастику нельзя рассматривать лишь как занятие ученых-"чудаков". Имя собственное (примеры некоторых мы привели) изучает наука, которая тесным образом связана с нашей жизнью.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами

Ономастика (от греческого "onomastikуs" - искусство давать имена) - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.

В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Направления ономастики

Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Россия, Красное море, Киев, Невский проспект, река Исеть, озеро Байкал, Куликово поле).

Антропонимика – исследует собственные имена людей ( Николаевич Ельцин, Калита). Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Космонимика – анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды, Галактика Андромеды)

Астронимика – изучает названия космических объектов, или отдельных небесных светил (Солнце, Луна, Меркурий, комета Галлея, карликовая планета Церера, звезда Сириус).

Зоонимика – занимается собственными именами и кличками животных (Шарик, Мурка, Бритни, Беся, Арнольд, Бекингем).

Хрематонимика – изучает собственные имена предметов материальной культуры (алмаз "Орлов", меч Дюрандаль, пушка "Гамаюн").

Теонимика – изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс).

Карабонимика – изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Память Меркурия). Термин предложил Алексушин взамен предложенным ранее терминам "наутонимика" и "каронимика".

Эргонимика – изучает наименования деловых объединений людей. Например, эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия баров, кафе, парикмахерских, бильярдных клубов, профсоюзов и др.

Прагмонимика – изучает наименования различных видов товаров. Например, парфюнонимы - названия парфюмерной продукции, ароматов ("Chanel", "J"adore","Lauren"), чоконимы - названия шоколадной продукции ("Кара-Кум", "Метелица")

Функции ономастики

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское "Дон", финно-угорские "Москва", "Волга" и т.д.).

Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

Историческая ономастика

В целом, ономастика дает ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (типа "Вышний Волочёк") позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т.д.

Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Ономастика (onomastike ‘искусство давать имена’) - это раздел лексикологии, в котором изучаются имена собственные как один из «продуктов» человеческой культуры. В соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, ономастика традиционно делится на следующие разделы: антропонимика , которая изучает имена людей, этнонимика - имена этносов, топонимика , изучающая имена географических объектов (сюда в качестве самостоятельных разделов входят гидронимика , исследующая названия водных объектов, оронимика - названия рельефа, ойкони- мия - названия населенных пунктов и др.), зоонимика - клички животных, астроиимика - названия небесных тел и т.д.

Ономастика изучает историю возникновения имен собственных (они- мов), функционирование их в языке и обществе, закономерности их образования и развития, устанавливает принципы номинации онимов, рассматривая их в социологическом, лингвогеографическом и собственно лингвистическом аспектах (с точки зрения фонетики, морфологии, словообразования, этимологии). Используя различные методы исследования (сравнительно-исторический, типологический, ареальный, этимологический и др.), ономастика выявляет определенные закономерности в различных языках в означивании человека и реалий внешнего мира, помогает установить универсалии (такой, например, антропоиимической универсалией являются прозвища с качественно-характеризующей основой, ср. иллирийские имена-прозвища Rufus ‘рыжий’, Valens ‘сильный’, Maximus ‘большой’ или болгарские Кара Иван ‘Черный Иван’, Каба Иван ‘Сильный Иван’).

Имена собственные отличаются необыкновенной устойчивостью и традиционностью, поэтому, изучая их, ономастика, и в частности, антропонимика, позволяет понять идеалы красоты человека, его жизненные ценности, образность его мышления, природные условия его существования, поскольку все эти факторы влияют на формирование ономастикона и так или иначе отражаются в именах собственных. Как показали последние исследования в области семиотики (работы В. В. Иванова, В. Н. Топорова), древнейшая ономастическая система - это не случайный набор имен, попавших в ономастическую орбиту, а своеобразный языковой текст, обнажающий систему ценностей, высшие идеалы, концептуальную модель мира древнего человека. Особенно ярко ценностные ориентации общества проявляются в посвятительных и благопожелательных именах (имя царя вавилонян Навуходоносора означало «бог Набу, храни границы»). В древнем Египте тронные имена фараонов были воплощением политических и религиозных идей: поскольку с образом солнца в долине Нила было связано учение о божественном происхождении царей, то в их именах актуализировалась идея родства с богом Солнца - Ра и Амоном (ср. Тутанхамон дословно ‘превосходен жизнью Амон’ или Аменхотеп ‘Амон доволен’); в древних славянских личных именах чаще всего использовались основы *тгг-/*-тпъ } *slav-/*-slavb> *vold-/*-voldb, актуализировавшие идею славы, власти над миром.

Ономастика древнейшей, родовой организации общества характеризовалась наличием наследственных родовых имен, обычно дававшихся по родовому тотему (totem из языка индейцев ‘животное, растение, предмет, которые у родовых групп были объектом религиозного почитания’), своеобразных групповых антропонимов, передававшихся по женской линии (ср., например, имена собственные родов племени ирокезов: Волк, Медведь, Бобр, Черепаха, Сокол и др.). Личные имена каждого рода составляли его исключительную собственность и не могли употребляться в других родах того же племени. Эти имена часто указывали на род, которому они принадлежат (например, у индейцев Америки в племенах саук и фокс имя Длинный Рог принадлежало роду Олень, Орел Сидящий с Поднятой Головой - роду Орел, Черный Волк - роду Волк).

В древней Греции женщины с замужеством переходили в другую семью, теряя свое прежнее родовое имя. Каждый новорожденный зачислялся во фратрию и род своего отца (поскольку поколение исчислялось по мужской линии и имущество переходило от отца к сыну). Роды в Греции имели патронимические названия, которые в большинстве своем были связаны с греческой мифологией. После революции Клисфена (509 г. до н.э.), когда были уничтожены последние остатки родового строя, родовое имя прекратило свое существование. Мужчина начал зваться личным именем, за которым следовало имя отца и название дома, к которому он принадлежал (Эсхин сын Антромета, Кофикид). Интересно, что при этом нередко наблюдалась тенденция к сохранению антропонимической основы имени отца в имени сына, что также подчеркивало идею родства (ср. Сократ и Софрониск - отец и сын или Ликург и Ликифрон). Постепенно решающее значение приобретает нс принадлежность человека к тому или иному роду, а место его постоянного проживания, а в дальнейшем и род его деятельности.

Имя в древности воспринималось как нечто материальное, как alter ego (лат. ‘другой я’), поэтому в различных языках мира имя табуировалось, чтобы при его произнесении не повредить человеку. Нередко имя воспринималось как оберег, т.е. как амулет или заклинание, оберегавшее человека от несчастья. Поэтому, выбирая имя ребенку, человек как бы играл с духами в прятки: то он хранил в тайне настоящее имя (и ребенок вырастал под другим именем), то нарекал детей названиями животных, растений, то давал «худое имя», чтобы злые духи не видели в его носителе ценной добычи. Такое имя-оберег получил при рождении будущий пророк, основатель зороастризма Заратуштра (Заратустра): на авестийском языке слово Заратуштра означало ‘староверблюдный’ . О таком материальном восприятии имени свидетельствует и тот факт, что средневековые шииты, считавшие Абу-Бакра Омара и его халифа Османа узурпаторами, писали их имена у себя на пятках, чтобы при ходьбе попирать их .

Как свидетельствуют исследования по ономастике, в развитии антропонимического ономастикопа различных народов прослеживаются определенные типологические закономерности.

Большинство древних индоевропейских имен связано с идеей войны, воинской славы, доблести (ср. древние германские корни -hild ‘бой’ в современных именах Brunhilde, Klotilde ; helm ‘шлем’ в Wilhelm ; -bald- ‘смелый’ в Archibald, Baldwin, славянские -слав в именах Ярослав, Мирослав, Владислав ; греческие -kies с тем же значением: Perikles, Themistokles, Sophokles ; -nik- ‘победа’ - Andronikos, Nikolaos). С этой группой имен связаны и антропонимы, в основе которых лежит идея власти, господства над миром (ср. рус. Владимир", герм, корни -hlud- ‘мир’ в именах Hludawiga, Ludwig ; -wald- ‘власть’ в Oswald, Walter).

Другой, часто актуализируемой в именах идеей, является идея Бога. Теофорные имена (т.е. имена, в которых упоминался Бог или Боги) встречаются в древнегреческой антропонимии (ср. Theokritos, Theodoros или имена, связанные с Зевсом: Diodoros, Diogenes, Diomedes), однако наибольшее распространение они получили в антропонимии семитских народов Ближнего Востока (ср. общесемитский корень -el- со значением ‘бог’ в именах Elazar (отсюда Лазарь), Elisa (отсюда Елисей), Eliseva (отсюда Елизавета). Часто в антропониме присутствует и собственное имя иудейского бога Jahwe, cp.Jehojaqim (отсюда Аким), Jehosu’a (Иисус), а в имени собственном Илья присутствуют оба корня (Ё/ijahu). В арабском языке при образовании антропонима имя бога используется редко (ср. Abdallah ‘раб Аллаха’), зато в его основу часто кладется какой-либо эпитет бога или пророка (ср. Karim ‘милостивый’, Akkbar ‘великий’, Xalid ‘вечный’, Mahmud ‘достойный похвалы’).

Распространение христианства способствовало дальнейшей популяризации этого принципа номинации. Однако кроме божественной идеи (ср. греч. Timotheos ‘богобоязненный’, Panteleimon ‘всемилостивый’), получает актуализацию идея христианских добродетелей (ср. греч. Sophia ‘мудрость’, Galene ‘спокойствие’, Petros ‘камень’, Anastasia ‘воскресшая’). Впоследствии эти «значимые имена» (часто с религиозной или моральной окраской) благодаря латинскому языку получили широкое распространение во многих европейских языках (ср. лат. Benedictus ‘благословенный’, Felix ‘счастливый’, Vitalis ‘жизненный’, Victor ‘победитель’ и др.). В русском языке официальная роспись имен, даваемых при крещении, была церковнославянской, т.е. византийско-греческой по происхождению, однако вплоть до XVII в. в России удерживалась практика давать второе, некрестильное имя, которое могло быть самого разного происхождения (см., например, имя новгородского посадника, обозначенное в приписке к первому русскому памятнику письменности Остромирову Евангелию 1056 г.: «вж крыцеиии Иосиф, а.инрьекы Остро.инръ»).

В африканских языках в антропонимах встречаются и другие мотивационные признаки: так, в частности, в языке ндбеле, принадлежащем к языкам банту, широко распространены имена, в которых передаются родительские чувства, пожелания или надежды па счастливую судьбу ребенка (например: u-Sithembil ‘Мы полны надежды’, u-Linda ‘Позаботься о деревне до возвращения отца’, u-Thokozile ‘Мы счастливы иметь ребенка’ и др.).

Некоторые типологические закономерности прослеживаются и в образовании фамилий. Чаще всего (особенно в русском и тюркских языках) встречаются патронимические фамилии, т.е. фамилии, возникшие из имени отца (ср. рус. Иванов, Петров; нем. Peters, Marx; англ .Jones, Andrews). К ним примыкают фамилии, возникшие от прозвищ, построенных либо по принципу сходства (ср. рус. Козлов, Баранов; нем. Wolf 1 волк’, Adler" орел’, англ. Fox ‘лисица’, Buck ‘козел’), либо на основе какого-либо внешнего признака человека (ср. рус. Горбунов, Беляев ), особенностей его поведения (ср. рус. Смирнов, Молчанов), либо обстоятельств рождения (ср. рус. Жданов, Нечаев) и т.д.

Другим, не менее продуктивным способом номинации фамилий (особенно в западноевропейских языках), является актуализация сем ‘место жительства’ или ‘этническая принадлежность’ (ср. рус. Новгородов, Татаринов; англ. Scott ‘шотландец’, Ford ‘брод’; нем. Berg ‘гора’, Bach ‘ручей’; франц. Dupont ‘у моста’, Dubois ‘у леса’).

Широко распространен и такой способ номинации, который связывает фамилию с родом деятельности предков (ср. рус. Кожевников, англ. Smith ‘кузнец’; нем. Weber ‘ткач’, Wagner ‘тележник’).

В ономастике, как ни в одном другом разделе лексикологии, ярче всего проявляется социальная сущность языка. Возникая в обществе, имя отражает особенности общественной жизни. Все изменения в общественно- исторической или социальной жизни общества проявляются прежде всего в его географических названиях (ср., например, непрекращающийся процесс переименования улиц Москвы, вызванный различными политическими установками общества). Изучая историю возникновения имен в синхронном и диахронном аспектах, ономастика позволяет проникнуть в глубь веков. Являясь своеобразным «языком земли» и хронологиза- тором (при этом нередко безошибочным), она дает бесценный материал для понимания истории того или иного народа, его культуры и психологии.

  • Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. С. 25.
  • См. комментарии М. А. Салъе к «Книге тысячи и одной ночи» Т. 3. М., 1959. С. 324,362.

Введение

Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто "название" человека, имеется определенный смысл. Мир устроен непостижимым образом, но в нашем понимании он разумен. И потому с давних времен людям кажется, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя.

Историю возникновения имен, их значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями людей изучает специальная наука - ономастика. Буквально этот термин означает "искусство давать имена". Имена даются объектам живой и неживой природы. Это и географические слова названия, так называемые топонимы, наименования космических объектов - астронимы, клички животных - зоонимы. Но, пожалуй, самую большую группу имен собственных составляют антропонимы - имена, отчества, фамилии людей, прозвища, псевдонимы. В разных странах у разных народов имена чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Имена - часть истории народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Каждое имя несет на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Цель реферата - проследить возникновение и развитие отечественной ономастики с XVIII по XX вв.

Понятие ономастики

Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Эта дисциплина принадлежит как филологии так и истории, поэтому чаще всего ее определяют как отрасль языкознания и одновременно вспомогательную историческую дисциплину.

Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Топонимия (особенно гидронимия) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные (домашние и дикие) и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен (наглядный пример - слово Москва ) скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.

Границы мира ономастики, позволяющие определить число таких необычных слов в нашей речи, удалены от взора даже опытного исследователя: статистика здесь также не может быть всеобъемлющей - это просто невозможно. Но для примера можно сказать, что русских фамилий известно более 200 тысяч.

Аспекты ономастических исследований многообразны. Выделяются: описательная ономастика, составляющая объективный фундамент ономастических исследований, дающая общефилологический анализ и лингвистическую интерпретацию собранного материала; теоретическая ономастика, изучающая общие закономерности развития и функционирования ономастических систем; прикладная ономастика, связанная с практикой присвоения имен, с функционированием имен в живой речи и проблемами наименований и переименований, дающая практические рекомендации картографам, биографам, библиографам, юристам; ономастика художественных произведений , составляющая раздел поэтики; историческая ономастика, изучающая историю появления имен, и их отражение в именах реалий разных эпох; этническая ономастика, изучающая возникновение названий этносов и их частей в связи с историей этносов, соотношение этнонимов с именами других типов, эволюцию этнонимов, приводящую к созданию топонимов, антропонимов, зоонимов, связь этнонимов с названиями языков (лингвонимами).