Что такое направленность в фанфиках. Кто пишет фанфики? Что представляют собой фанфики

Что такое фанфик? Такой вопрос посещает многих, кто слышал это непонятное иностранное слово. Впрочем, русского аналога у термина нет, поэтому и приходится пользоваться заимствованием. Итак, фанфик (англ. fanfiction) - это являющийся разновидностью фанатского творчества, в основе имеющий оригинальное Фанфики (творения данного направления) создаются по мотивам популярных кинофильмов, сериалов, книг, комиксов, а иногда и песен. Придя к нам с Запада, они стремительно набирают популярность.

Чаще всего поклонники создают свои истории забавы ради. На этом, как правило, всё заканчивается, авторские права никак не нарушаются. Если же дело доходит до публикации, то отношения фаната с автором оригинала будут регулироваться законодательством той страны, где продвигается произведение.

Авторов фанфиков называют фикрайтерами. Они не задумываются над фанфик, а просто творят. Читают всё это фикридеры - люди, которым мало того, на что расщедрились мэтры, те, кто желает ещё раз погрузиться в любимый волшебный мир.

Всё, что душе угодно

Многообразие используемых фикрайтерами видов, жанров и направлений порой мешает разобраться в том, что такое фанфик. Любимые фанатами фильмы, книги получают продолжения, приквелы, описание случившихся событий, альтернативные развития сюжета и жутко популярный пейринг (описание любовных отношений героев).

Одним из главных объектов любительского творчества стал Гарри Поттер, фанфики о котором столь многочисленны, сколь и разнообразны. Кто-то описывает драматические отношения маленького волшебника с тётушкой Петуньей на каникулах, другие отправляют его попутешествовать во времени и исправить ошибки прошлого, третьи фантазируют о том, что было бы, попади Гарри на Слизерин вместо Гриффиндора и т. д.

Что такое фанфик для литературы в целом?

Художественная ценность фанфиков носит спорный характер. В первую очередь потому, что их авторы не создают новых персонажей, а лишь заимствуют. Но в огромной серой массе периодически находятся настоящие бриллианты, которые могут стать в один ряд с оригиналом. Кроме того, развитие данного направления создаёт благоприятную среду для молодых писателей, которые, опробовав свои силы, смогут заняться собственными уникальными произведениями.

Также мешает фикам упрочить свои позиции то, что очень часто авторы в процессе написания и публикации глав бросают свои труды и больше к ним не возвращаются. Это типично для непрофессионалов, начальный порыв упирается в необходимость детальной проработки произведения, и руки опускаются. Либо находятся более насущные заботы, ведь это не основной вид деятельности большинства фикрайтеров, а лишь хобби.

В глобальной сети существует масса фанатских ресурсов, каждый из которых имеет свой архив фанфиков. Большая часть из них - англоязычные, но и число отечественных стремительно возрастает. Интерес к литературе у молодёжи находится в плачевном состоянии, поэтому можно только порадоваться, что появилось новое направление, побуждающее людей не только читать, но и творить!

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Вот, решила для памяти поместить здесь сей опус, ибо я фанфики иногда почитываю, а их классификацию забываю. да и в беседах с Читателями и Друзьями не раз приходилось сталкиваться, что кто-то не знает, что есть гет, а что AU. Ну так чтобы не забывать - публикую здесь этот вполне подробный и грамотный список. Если кто знает ещё какие пункты, не включённые здесь - будьте столь добры и предупредительны, дополните.

* * *
Что такое фанфик?

Фанфик - от англ fan fiction (фэнское чтиво) - текст, написанный фанатом какого-либо фильма, (книги, сериала) по мотивам оригинального произведения. Фанфик может продолжать произведение (рассказ о том, что случилось после окончания), заполнять пустые места (где автор, к примеру, написал «прошло 2 года»), рассказывать о юности героев, или быть альтернативной историей (допустим, фанату «Дозоров» не понравилась гибель Кости и он написал фанфик, где Костя остался жив, нашел себе невесту и т.д.) Такие фанфики помечаются аббревиатурой AU (Alternate Universe , Альтернативная Вселенная)

Какие жанры фанфика бывают?

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Экшен, Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.

Пародия (Parody) - юмор с изрядной долей иронии.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Кроссовер (Crossover) - оригинальный жанр. Это история, в которой действуют герои из двух и более различных сериалов либо герои одного переносятся в мир другого. Чаше всего встречаются кроссоверы Гарри Поттера с Властелином Колец, со Звездными войнами, а также с другими популярными произведениями и сериями.

Сонгфик (Song fic) - фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.

Филк (Filk) - фанфик в виде песни. Часто берется ранее существовавшая песня и переделывается так, чтобы отразить некие аспекты жизни любимого автором персонажа. Встречаются и совершенно оригинальные филки, даже с мелодиями. Как правило, эти песни бывают юмористическими.

Что такое пейринг и с чем его едят?

Пейринг(Pairing) - в слэшных (см. слэш) и гетных (см. гет) фанфиках пары персонажей. Пишется через косую черту, первым обозначается ведущий в паре. Например, «Завулон\Алиса» значит, что в фанфике есть романтические отношение между Завулоном и Алисой, и ведущим в этой паре будет Завулон.

G (General) - безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.

PG (Parental Guidance) - можно давать читать детям до двенадцати лет.

- >R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, ругательства.

NC-17 (No Children under 17) - не для детей до 17 лет, самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

Зачем пишут дисклеймер?

Кто такая бета?

Бета - человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных - характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Что такое гет?

Гет (Het) - сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Что такое слэш?

Фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, (часто - приписывание однополых отношений изначально гетеросексуальным героям), фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Существует также Фемслэш (Femmeslash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Зачем нужно предупреждение?

Предупреждение - последнее, что может остановить человека от прочтения неприятной ему вещи. Предупреждение информирует читателя о том, что именно содержится в фанфике.

Например, слэш, фемслэш, инцест (сексуальное взаимодействие между членами семьи), BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism - сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.), флафф (теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.). POV (Point of view, точка зрения, повествование от первого лица одним из героев), PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot? - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.), OOC (Out Of Character - "Вне характера". Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону), RPF (real person fiction - героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли "любимцев" или просто знаменитости), Mpreg (Мужская беременность, слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет).

Кто такая Мэри-Сью?

Мэри-Сью (Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть. Мэри-Сью обычно легко вычислить, поскольку они все как одна сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех и вся, ложатся в постель с теми героями канона, которых автор больше всего хотела бы видеть голыми в ванной, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за облюбованного канонического героя замуж, либо погибают героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей. Мэри-Сью не любят ни в одном фандоме, в основном потому, что читать фанфики людей побуждает интерес к каноническим, а не оригинальным персонажам, как бы красивы и потрясающе умны последние ни были. Развитию сюжета они тоже не особенно помогают, учитывая, что они - само совершенство, и по всем признакам понятно, что мир таки будет спасен. Мэри-Сью существуют не только в женской, но и в мужской ипостаси, и их роль не всегда ограничивается фанфиками. Не все Мэри-Сью плохи, попадаются и те, которым удается скромно держаться в тени и со временем превратиться в полноправных зрелых персонажей. Но таких считанные единицы.

Фанфикшн (fan – фанат, поклонник; fiction – прозаическая литература) – литературное творчество, основанное на образах из произведений, авторские права на которые принадлежат кому-то другому.

Откуда

У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!

Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.

А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?

Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?

Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.


Масштабы явления

Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?

Ошибаетесь!

Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.

Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.

Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».


Научное признание

Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).

Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения. Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки).

Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам.

Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:

слэш и гомосексуальные «пейринги»,

(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)

особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,

отдельные фандомы и их уникальные черты.


Борьба с правообладателями

В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы.

Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.

Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.

Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео).

Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.


Зачем люди пишут фанфики

Коппа, профессор литературы и театра в колледже Мюленберга, помогла основать «Архив». Её альманах «Читатель фанфиков» объединил истории, которые, на её взгляд, могут дать представление об этом феномене: сравнительно короткие произведения в рамках известных фандомов, с долей эротики, но без откровенно шокирующих извращений. Коппа также написала вступительное эссе, затрагивающее темы, которым посвящены фанфики. Рассказы в книге подобраны увлекательные, их интересно читать, даже если вы не знакомы с героями, это глубокие, качественные произведения.

Их можно было бы легко переделать в рассказы, не связанные с определённым фандомом. Но в этом случае потерялись бы внутренние, понятные только фанатам шутки, мотивация, атмосфера, которые наполовину делают рассказ таким классным.

Тут мы приходим к интересному вопросу, который состоит даже не в том, может ли фанатская литература быть хорошей в соответствии с общепринятыми литературными стандартами (конечно, может!), а в том, в чём и для чего фанфики особенно хороши.

Написать фанфик по любимой книге – всё равно, что вернуться в ресторан, в котором вам очень понравилось, или научиться готовить еду, которую там подают.

  • Это отправная станция, своеобразный инкубатор. Писатели, начинающие с фанфиков, получают необходимую смесь одобрения и критики, что может вдохновить их на коммерческую публикацию «настоящих» книг.
  • Жёсткие рассказы служат своего рода «предохранительным клапаном»: в творчестве человек выражает тайные желания, которые гораздо меньше проявляются в его реальной жизни.
  • Творчество фаната может стать способом критики исходного текста, когда, например, меняя расовую принадлежность персонажа, фанат показывает, как изменилась бы история. Коппа в книге по этому поводу проводит аналогию с современными постановками Шекспира.
  • Фанфики, привлекая внимание, позволяют своим авторам и читателям задумываться над абстрактными, требующими рефлексии жизненными вопросами.
  • Читателю гораздо интереснее читать рассуждения любимых героев, чем каких-то неизвестных персонажей, которых автор только что выдумал.
  • Рисуя образы персонажей, которых люди уже хорошо знают и о чьих дальнейших приключениях уже хотят почитать, авторы-непрофессионалы могут найти отзывчивую аудиторию из незнакомых и непредвзятых читателей. В истории нашей цивилизации ещё не существовало более прямого пути для начинающих писателей к потенциально заинтересованным читателям.

«Все истории – правда, даже те, которые вы выдумываете в детстве», – говорит персонаж фанфика за авторством KaydeeFalls по фандому «Доктор Кто».

Но не все истории интересны другим людям. Если у вас получится переработать свои воспоминания, размышления или фантазии о переезде, смене пола, выходе на пенсию в рассказ о Брюсе Уэйне и Дике Грейсоне, возможно, людям, которым не безразличны Бэтман и Робин, появится дело и до ваших мыслей и жизненного опыта.

КСТАТИ. В России почитать чужие и выложить свои фанфики можно на сайтах: https://ficbook.net и http://fanfics.me . Поклонникам Гарри Поттера стоит заглянуть на сайт http://hogwartsnet.ru . Почитатели саги «Сумерки» найдут единомышленников на https://twilightrussia.ru .

Фикрайтерство часто скрывает имя автора и даёт ему же окрыляющее чувство равенства всех писателей в сообществе. Восприятие новичка как «дерзкого выскочки» остаётся далеко в мире коммерческих издательств и престижных романистов, отношение скорее можно описать лозунгом поэтов-авангардистов 70х годов: «Впахивай, чтобы изменить язык и никогда не прославиться».

Фикрайтеров можно сравнить с американским инди-роком до группы Nirvana, с той лишь заметной разницей, что фанфики пишут в основном женщины.

Если вы привыкли читать старомодные прозаические сборники, и в то же время открыты идее о том, что фанфики – новая и важная часть литературы, обладающая уникальными преимуществами, вы будете очарованы сборником «Читатель фанфиков» ещё до того, как прочтёте его. Однако люди, которые живут и дышат фикрайтерством, смотрят на это иначе.

Надеемся, что многие читатели после этой статьи посетят сайты с интересующими их фандомами, и, возможно, попробуют не только читать фанфики, но и писать сами!

Поэтому у нас конкурс.

Напиши фанфик на тему книг «Игра престолов» и пришли его на почту [email protected].
Объём – 3000 знаков.

Прежде чем перечислять жанры фанфиков и раскрывать их особенности, нужно обязательно коснуться вопроса возникновения и значения данного термина. Что же такое фанфик? Это сочинение, чаще всего любительское, по мотивам самых популярных литературных произведений либо кинопроизведений - телесериалов, кинофильмов, аниме и тому подобного. Более того, жанры фанфиков включают в себя и разнообразные комиксы, и компьютерные игры.

Понятие

Слово "фанфик" относится к жаргону. Авторами фанфиков являются фикрайтеры, а становятся ими жаркие поклонники оригинальных сочинений, которые никак не могут расстаться с полюбившимися героями обожаемого произведения. Пишут они тоже чаще всего для таких же рьяных поклонников. В последнее время создание фанфиков случается и на коммерческой основе, но крайне редко. Чаще всего это продукт для фанатов оригинального произведения.

Само понятие происходит от английского - фан-литература или фан-проза (Fan fiction). В употреблении встречаются и другие обозначения данного понятия, объединяющего жанры фанфиков. Это "фэн-фикшн", "фан-фикшн", "фэнфик", чаще всего просто "ФФ" или даже "фик". Разновидностей у этого нового жанра такое огромное количество, что перечислены будут лишь наиболее часто встречающиеся. Любой автор имеет право создавать собственный тип сочинения. А потому и жанры фанфиков (вернее, поджанры) чрезвычайно многообразны.

Разновидности: по характеру отношений

Фанфики жанра "слэш" редко используют рассказ в стиле Curtain story, где герои ведут себя абсолютно по-домашнему. Например, отправляются за покупками. Поскольку "слэш" изначально намекает на отсутствие гетеросексуальности. Фанфик с присутствием телесных наказаний называется Domestic disciplin, и касается это сексуальных отношений: один из партнёров подвергается избиению за какую-либо ошибку.

Но всё чаще случаются слияния разных жанров в фанфиках: жанр романтика и жанр слэш, например. Чистый жанр, даже поджанр в субкультуре фанфика найти вообще сложно. Но почти всегда присутствуют в фанфиках последних лет Angstfic (тоскливый фанфик) и Darkfic (тёмный фанфик). Первая составляющая обозначает депрессивные мотивы, духовные или физические страдания, сильные переживания и драматические события. А последняя составляющая - это изобилие жестокости и смертей в рассказе.

Ориентация

Также часто используется в любых фанфиках - жанра слэш или романтик - стиль Alternate Pairing или Shipping (альтернативный пейринг или шиппинг), когда описывают сексуальные или романтические отношения героев, которые в оригинальном произведении не только не испытывают приязни друг к другу, но иногда и вообще разведены по разные стороны баррикад.

Вообще слэш изначально подразумевал разновидность однополого Alternate Pairing. Однако сейчас это понятие стало значительно шире. Соответственно, существуют стили Femslash, то есть Saffic, Fem или Femmeslash - всё про отношения женщин - романтические или сексуальные. И, разумеется, выделен отдельной строкой и отправлен в десятый ряд в фанфиках жанр гет (Het, Shipping Heterosexual).

Ещё более сильные отношения

Если отношения между героями пронизаны теплотой и ничем не омрачены, этот поджанр фанфика называется Fluff. Фанфики о дружбе, подкреплённой словами и поступками, но где и намёка на сексуальные отношения нет, называются Smarm. Если любовной линии в фанфике нет или она мало значит, это General audience или просто Gen. Ни одно описание жанров фанфиков не обходится без Grapefruit, это фанфик с насилием на страницах его или принуждением к нему.

Откровенная сексуальная направленность обозначается Lemon, если при этом сюжет минимален, фанфик относится к поджанру PWP (Porn without Plot - из разряда 18+ и без сюжета). Lime - облегчённый Lemon, прошедший цензуру, без откровенных сцен. Unresolved Sexual Tension, или просто UST - всё наоборот. Персонажи испытывают сильное чувство друг к другу, но что-либо мешает им вступить в романтическое взаимодействие. Ну и знакомый всем без исключения вид фанфика Vanilla - ванильные отношения.

Способ создания

Разновидности можно обозначить и по способу создания, здесь наиболее хорошо видны жанры фанфиков и их значение для читающей публики. Достаточно часто можно встретить в субкультуре (особенно английских любителей фанфиков) кроссовер, где в повествовании сливаются несколько чужих вселенных. Например, Джек Воробей и Хан Соло вместе с принцессой Леей приезжают в Хогвартс и знакомятся там с Антоном Городецким для того, чтобы совместно погасить Око Саурона.

Очень часто писатели используют Point of view или просто POV. Причём это касается не только фанфиков, очень многие произведения, в том числе и в жанре фэнтези, написаны таким способом. Например, сага "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина. Этот метод чрезвычайно удобен для повествования, поскольку позволяет показывать события в разных концах Вселенной и в разные промежутки времени или одновременно с разных сторон.

Профессионалы

Исключительно интересен жанр Profic. Это произведения действительно художественные и часто высокопрофессиональные, где автор описывает приключения своих персонажей в мире, который был создан другим автором. Бывают в этом жанре и настоящие шедевры, как, например, фанфик "Кольцо тьмы", который написал Ник Перумов на знаменитое произведение Толкиена "Властелин колец". Многие фанаты до драк спорят, кто написал лучше: Перумов или Толкиен.

В этом жанре написано чрезвычайно много. Авторы любят чужие вселенные и пишут целыми книжными сериями по Star Wars, Dragonlance, Warhammer и другим коммерчески успешным сочинениям, авторы которых относятся к франчайзингу лояльно. Самое интересное то, что книги с чужого стола - и сиквеллы, и приквеллы - продаются всегда нарасхват. Но благодарить за это нужно не эпигонов, а автора оригинала, который создал такую интересную вселенную, по которой скучают читатели, причём настолько, что готовы читать даже откровенно слабые подражания.

Ещё разновидности по способу написания

Часто автор не хочет или не может осилить в одиночку всю книгу фанфиков. Жанры, стили, язык повествования переплетаются, переходы между частями становятся слишком резкими, а действия персонажей - несогласованными, если одну и ту же книгу пишут несколько авторов - каждый свой фрагмент. (или - "по кругу") - так называется этот поджанр. Сегодня каждый читатель может найти любимые жанры фанфиков. "Фикбук" - сайт в интернете, где авторы находят своего читателя, а читатели - своих авторов.

Бывают смельчаки, рискующие вводить в текст персонажей, являющихся реально существующими людьми (обычно это знаменитости). Такой фанфик будет называться RPF, или Real person fiction. Сайт "Книга фанфиков" жанры такого плана представляет в полном ассортименте. Ещё интереснее становится ситуация, когда автор использует разновидность Real person slash и расписывает гомосексуальные отношения реальных людей, причём людей знаменитых, которые никогда не заявляли о своей ориентации и даже являются отцами семейств. Иногда автор вписывает в контекст фанфика себя любимого. Это называется Author character или Self-insert. Так, например, сделал так, чтобы его герой нашёл на пляже кредитную карту на имя Василия Аксёнова.

Разделение персонажей на группы

Фанфики жанра омегаверс показывают специфическую реальность, где люди относятся к одному из трёх типов - альфа, омега и бета. Доминирующие самцы - альфы, а омеги - персонажи пассивные, со странными наклонностями, с периодами сексуальной активности, как "гон" у животных или "течка", когда омеге физически необходим альфа. А бета - персонаж нейтральный, в отношения альф с омегами не вмешивающийся.

Этот жанр вышел из слэша, а потому женщин там может вообще не быть. Отличается омегаверс огромным количеством допущений физиологического плана, которые невозможны ни в реальном мире, ни в мире канона. Как, например, мужская беременность. Подобные жанры фанфиков и предупреждения должны иметь: вдруг некоторые физиологические подробности читателю будут неприятны. Авторы обычно помечают жанр и опасности в "шапке" к произведению, там же, где и благодарности автору оригинала.

Соответствие оригиналу

Это оценочная часть жанров фанфика, и оценок очень много. Alternative Universal, или AU, говорит о том, что с каноном фанфик имеет большие расхождения. NO-AU - наоборот, либо нет расхождений со вселенной оригинала, либо они малозначимы или спорны. Original fanfiction имеют косвенную или очень малую взаимосвязь с оригиналом. Uberfic, или Uber Fanfiction, - это почти Original fanfiction, где связью может быть только место действия или взяты имена оригинала, остальное всё к оригиналу не имеет никакого отношения. Например, есть Фродо и Сэм, но никакого кольца всевластия и прочих сауронов, то есть все их действия - полностью выдумка фикрайтера.

Out Of Character, или ООС, - так говорят о фанфике, где противоречия и расхождения в характерах персонажей очень значимы в сравнении с оригиналом. Например, Гендальф - предатель, эльфы - кровожадные и подлые, а орки - народ честный и добродушный (два последних случая есть у Перумова, например). Если фикрайтер создаёт уникальный образ какого-либо персонажа, который не появлялся ни в одном из фэндомов, это называется Original Character. Такие персонажи обычно главными героями не бывают, но зато играют значительную роль в помощи главным героям по преодолению препятствий. Эти персонажи непредсказуемы и удачливы, однако на "Мэри Сью" не похожи.

Мэри и Марти

"Мэри Сью" российские фанаты какой-либо вселенной называют пренебрежительно "Мэрисьюхой" или даже "Машкой". Это обычно персонаж фанфика, написанного женщиной (девочкой), где героиня воплощает действительные или желаемые (что чаще) черты самой авторессы. Обычно Мэри Сью необыкновенно прекрасны и неописуемые умницы - помесь Василис Прекрасной и Премудрой. Встречаются они и у маститых авторов. И не в фанфиках, а в оригинальных произведениях. Например, у Джорджа Мартина - неоднократно.

Имя выбирается сложное и мелодичное, например Дейенерис, волосы и глаза у неё того цвета, который не встречается у обычных людей, прошлое было бурным и полным приключений, а способности появились сверхъестественные, например в огне не гореть или в воде не тонуть. Мэри Сью обязательно очарует всех главных героев, а потом спасёт мир. Вот примерно так пишут и девочки. - то же самое, но в мужском исполнении.

Разновидности по сюжету

Если в фанфике герои умирают, он классифицируется как Deathfic. Если же герои долго идут к установлению отношений - Established Relationship. Hurt/comfort - сразу по названию можно сделать вывод, что речь пойдёт о помощи одного персонажа - сильного и доброго - другому - слабому и страдающему.

Ну и жанр, имеющий практически классические примеры, - Continuation, когда фанфик является точным продолжением оригинального произведения. Например, "Унесённых ветром" продолжила довольно успешно Александра Рипли Во всяком случае продавался и продаётся он так же успешно, как и оригинал.

Смежные жанры

С ростом возможностей, благодаря техническому прогрессу, поклонники тех или иных произведений искусства успешно совмещают литературное творчество со смежными жанрами. И фанфики получаются иногда довольно качественные. Например, фильм по вселенной "Звёздных войн" - Star Wars: Revelations: уровень высокотехничный, с применением самых последних технологий. Это фанфильм. Модификацией фанфикшена является и рисование по мотивам произведения, где создаются совершенно новые художественные образы излюбленных персонажей. Это фан-арт.

Но для любого жанра - и чистого фанфика, и смежного, как ролевая компьютерная игра например, - нужна прежде всего общая заинтересованность каноном, то есть тем произведением (книгой, фильмом, сериалом, комиксом, телешоу и тому подобным), герои и весь мир которого будут использоваться для написания фанфика.

Послесловие

Фанфик - смежная разновидность творчества, где фикрайтер использует и собственный вымысел, далеко уходящий от канона, и какой-то набор элементов из оригинального мира. Это единственный из жанров, кроме, разумеется, пародии, где читателю лучше быть знакомым с произведением, послужившим источником вдохновения для фикрайтера. Автор писал не для денег, а для удовольствия, прежде всего собственного, а во вторую очередь - для удовольствия таких же фанатов автора оригинального произведения. Они не только потребители чужого творчества. Фикрайтер - пример сотворчества, когда литература обращается к читателю, а читатель отвечает ей действием.

А бывает и авторская недосказанность, "открытый" финал, иногда и просто пробелы и несостыковки, иногда суть сюжетной линии обозначена лишь намёком. И тогда у поклонников есть стимул. Они скрупулёзно и тщательно продумывают каждую деталь эпизода, они спят и видят разные пути развития, строят догадки и предположения, а потом всё это выливается в заполнение нащупанных брешей в оригинальном повествовании. Разве не достойны уважения эти попытки?