Что такое методическая работа учителя. Шпаргалка: Методическая работа в школе

“В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя”.

К.Д.Ушинский

Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляятребования (слайд 2):

  1. к результатам освоения основных образовательных программ
  2. к структуре образовательных программ
  3. к условиям реализации образовательных программ.

Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и "урокодателем", а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.

Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа способствует этому развитию.

Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3)

Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Исходя из данного определения, методическое объединение учителей нашей начальной школы наметило пути повышения профессионализма учителей и разработало план действий.

Первоочередной задачей методической работы является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).

Любая работа начинается с анализа реальных возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива. Мы изучили потенциал начальной школы; провели анализ программного оснащения, собрали необходимую нормативно-правовую базу для внедрения Стандартов, разработали перечень мероприятий для их полноценной реализации новых стандартов.

Методическую работу в нашей школе мы строим с учетом ряда особенностей:

1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей .

В нашей начальной школе работают учителя с разным педагогическим стажем. И что очень приятно для нас, трое из них являются бывшими выпускниками нашей школы. 36% учителей имеют 1 и высшую квалификационную категорию.

2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании , и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.

Главная функция нашего методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя. Именно учитель призван дать ребенку качественное образование, помочь ребенку стать успешным в окружающем его информационном мире, научить его учиться.

Эту задачу можно решить в первую очередь через такую форму работы, как современный урок, поэтому тема , нашей методической работы : “Педагогические ресурсы современного урока в начальной школе в достижении нового качества образования”.

Для реализации методической темы перед собой мы поставили следующие задачи:

  • Анализ, обобщение, распространение как прогрессивного опыта, так и опыта, рожденного в коллективе.
  • Формирование инновационной направленности, обогащение новыми педагогическими технологиями.
  • Повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки учителей.
  • Организация работы по изучению новых образовательных документов и стандартов второго поколения.
  • Оказание научно-методической помощи.

Я руковожу методическим объединением уже 5-й год. За это время в нашей начальной школе сложился дружный творческий коллектив, команда единомышленников.

Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель нашего коллектива работает над повышением своего профессионализма.

Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства (слайд 5):

1. Посредством самообразования.

2. За счет осознанного, обязательно добровольного участи учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях называемой методической работой .

1. Самообразование (слайд 6):

Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.

Это и становится основой самообразования , которое реализуется через разные формы:

Мы считаем, что в наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому наши учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью . И что очень приятно, на сегодняшний день все наши учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а все кабинеты оснащены АРМ учителя. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход.

Каждый учитель в нашей школе работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио , проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.

Так же продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей: посещение семинаров, мастер-классов. Наши учителя работают в сетевых сообщества х, т аких как: Начальная школа - детям, родителям, учителям, Сеть творческих учителей, Учительский портал и др., Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.

Я вам хочу предложить адреса Сетевых сообществ в Интернете, чтобы все желающие учителя также стали активными пользователями этих сообществ (слайд 7).

2. Методическая работа (слайд 8, 9):

Вторым путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы проводим через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование . При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года , с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.

Мы четко понимаем, что на первое место выходят не формы работы, а задачи , которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченых задач.

Перед вами тематика отдельно взятых заседаний, для достижения задач которых мы использовали различные формы: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).

Хочу остановиться на некоторых формах работы.

  • Изучая тему: “Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя”. Учителями была проведена самодиагностика по определению профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. А ученикам 3-4 классов было дано задание написать сочинение на тему: “Каким я хочу видеть своего учителя”. На заседаниибыла проведена деловая игра. У чителя были разделены на ролевые группы: учителей, родителей, учеников. Путем “Мозгового штурма” каждая группа составила портрет учителя, и при сопоставлении этих ответов, результатов самодиагностики и анализа сочинений был создан портрет идеального учителя, а также уточнено понятие “педагогическое мастерство” и определены критерии учительских достоинств и недостатков.
  • Так как не у каждого человека есть возможность послушать деятелей науки, встретиться с представителями высшего педагогического общества, мы на последнем заседании по теме: “Подготовка к внедрению ФГОС. Формирование УУД ” прослушали дистанционную лекцию , профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Карабанову Ольгу Александровну.
  • Кроме работы в методическом объединении, нам помогают перенять опыт, знание и умение своих коллег посещение педагогический мастерских и мастер классов .
  • Мы также распространяем свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах.
  • Наши учителя проводили мастер-класс для студентов МГПИ по теме: “Использование интерактивной доски в процессе обучения младших школьников”, в этом году были проведены два окружных семинара для молодых специалистов по теме: “Современный урок. Планирование. Структура. Самоанализ урока” и “Кабинет – лаборатория учителя”.
  • Одно из направлений в нашей методической работе - многолетнее систематическое применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Каждый учитель создает собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами.
  • Внутри нашего методического объединения ежегодно создаются Творческие микрогруппы и Проектные команды учителей, состав которых меняется в зависимости от цели создания. Так были созданы группы для:
    • организации проектно-исследовательской деятельности;
    • для подготовки к конкурсу “Учитель года”;
    • для создания современного кабинета начальной школы;
    • для совместной работы учителей по определенному УМК.
  • Традицией в нашей школе стало проведение тематических недель . Кроме традиционных предметных недель мы проводим и такие как:
    • Неделя родного города
    • Неделя Эстетики
    • Театральная неделя
    • Неделя Великих людей России.
  • Одной из современных форм методической работы учителя является создание сайта класса в Интернете.
  • Так же необходимой формой методической работы является Создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя (слайд 10).

В нашей начальной школе я создала такой кабинет . Ему было присвоено 1 место в окружном смотре-конкурсе “Современный кабинет начальной школы – 2010”.

Современным можно назвать кабинет, сочетающий в себе (слайд 11):

  • Кабинет информационно-коммуникационных технологий
  • Кабинет-лаборатория
  • Методический кабинет, каким является кабинет № 309.

Основное назначение моего кабинета – обеспечить высокий уровень преподавания предметов, формирование у школьников умения и желания учиться, становление личности ребенка, развитие его способностей.

Цель создания этого кабинета: создание современных условий для организации процесса обучения по всем предметам начального образования в соответствии с требованиями Стандартов.

Все это достигается современными формами проведения уроков, эффективным использованием современных образовательных технологий, а так же материально-технической базой.

Для эффективного использования оборудования кабинета в процессе обучения необходима систематизация учебно-методической базы. Такая систематизация помогает любому учителю быстрее и качественнее подготовиться к уроку и подобрать необходимый материал.

Особенностью моего кабинета является то, что вся учебно–методическая база систематизирована не только в тематических папках, записана в паспорте кабинета, а создана единая электронная цифровая база, где через гиперссылки можно открыть любой документ, как из ПК учителя, так и из Интернета. Накоплены ЦОР, созданы файлы, содержащие материалы для подготовки по всем предметам: это задачи и упражнения по темам, фрагменты и целые поурочные разработки, отрывки из пособий, и то же самое по воспитательной работе. Через содержание паспорта можно перейти в необходимое место, открыть документ и пользоваться на уроке.

3. Подводя итог.

Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.

Основными критериямиэффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15):

  • Участие и победы учителей начальных классов в профессиональных конкурсах.
  • Проделанная методическая работа позволила нашим учителям выйти на новый уровень.
    • Нашим накопленным опытом пользуются многие учителя.
    • Мы выступаем на конференциях разного уровня.
    • В несколько раз увеличилось количество публикаций на профессиональных сайтах; в научно-педагогических журналах, в том числе международных; в сборниках научно-практических, международных, всероссийских конференций по материалам очных и заочных выступлений.
  • Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
  • Достижениями наших учеников можем назвать:
    • Увеличение количества призеров на окружных, городских, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
    • Активное участие и победы в сетевых окружных играх.

Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка и родителей повышается заинтересованность, укрепляются традиции семьи и школы, родители с радостью помогают своему учителю, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.

Оценивая нашу методическую деятельность, мы пришли к выводу, что не надо опасаться нововведений. В нашей школе имеются все условия: компьютерные классы, кабинеты оснащены АРМ учителя, есть интерактивные доски, родители всегда идут навстречу, коллеги владеют современными технологиями. А, самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей. И раз время диктует новые стандарты, будем работать по-новому!

Относительно самостоятельное значение в педагогической деятельно­сти имеет методическая деятельность.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обу­чения.

Функции методической деятельности :

● ана­ли­ти­чес­кая;

● про­ек­ти­ро­воч­ная, связанная с перспек­тив­ным планированием и раз­ра­бот­кой содержания обучения, планированием и под­го­тов­кой обучающей деятельности;

● конструк­тив­ная, включающая систему действий, связанных с пла­ни­ро­ва­ни­ем предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к вза­имо­действию педагога и уча­щих­ся в про­цес­се формирования новых знаний и про­фес­си­ональных умений и на­вы­ков;

● нор­ма­тив­ная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в дан­ном типе учебного заведения;

● иссле­до­ва­тельская.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и спо­со­бы ее осуществления – это слож­ный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогичес­кий процесс и его обеспечение: методическое, ма­те­ри­ально-тех­ни­чес­кое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и на­вы­ков (ЗУН).

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и ме­то­ды, способы реализации и ре­гу­ля­ции процесса формирования новых знаний и уме­ний с уче­том специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в хо­де методического проектирования и кон­стру­­иро­ва­ния.

Субъектами методической деятельности являются педагог иликоллектив педагогов.

Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в раз­лич­ных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Под методической деятельностью следует понимать самостоятель­ный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и констру­иро­ва­нию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учеб­ной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Виды методической деятельности

В ос­но­ву определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и при­ме­не­ния средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и со­вер­шенство­ва­ние.

К ви­дам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

● ана­лиз учеб­но-прог­раммной документации, методических комплексов;

● ме­то­ди­чес­кий анализ учебного материала;

● пла­ни­ро­ва­ние системы уроков теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения;

● мо­де­ли­ро­ва­ние и констру­иро­ва­ние форм предъявления учебной информации на уроке;

● констру­иро­ва­ние деятельности учащихся по формированию технических понятий и прак­ти­чес­ких умений;

● раз­ра­бот­ку методики обучения по предмету;

● раз­ра­бот­ку видов и форм контроля ЗУН;

● уп­рав­ле­ние и оцен­ку деятельности учащихся на уроке;

● про­ве­де­ние рефлексии собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов.

В процессе изучения методики профессионального обучения будущие педагоги профессиональной школы приобретают лишь основные методиче­ские умения. Вся система методической деятельности формируется и со­вершенствуется в процессе практической работы педагога.

Основной единицей организации учебного процесса является урок. На уроке формируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В основном вокруг урока фокусируется педагогическая деятельность препо­давателя или мастера производственного обучения. В ходе урока реализу­ются не только профессиональные знания и умения педагога профессио­нальной школы, но и качества личности.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений .

Умение – это свойство личности будущего педаго­га выполнять определенные действия в но­вых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

В со­от­ветствии с пред­мет­ной сложностью и спе­ци­фи­кой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Классификация методических умений:

Первая группа методических умений связана с ов­ла­де­ни­ем ди­дак­ти­ко-ме­то­ди­чес­ки­ми основами профессиональной деятельности пе­да­го­га профессиональной школы :

1. Уме­ние проводить анализ учеб­но-прог­раммной документации по обучению специалиста.

2. Уме­ние подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Уме­ние выполнять ло­ги­ко-ди­дак­ти­чес­кий анализ содержания учебного материала, учебника.

4. Уме­ние проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

5. Уме­ние разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схе­мы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.

6. Уме­ние располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Уме­ние разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения.

8. Уме­ние разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и уме­ний учащихся.

9. Уме­ние разрабатывать различные формы организации учебной и учеб­но-прак­ти­чес­кой деятельности учащихся.

10. Уме­ние проводить анализ уроков теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:

1. Уме­ние планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Уме­ние планировать учебную и учеб­но-про­из­водствен­ную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Уме­ние конструировать учебные и прак­ти­чес­кие задачи и от­би­рать соответствующие учебные действия и прак­ти­чес­кие операции.

4. Уме­ние организовывать деятельность учащихся на уроке и уп­рав­лять ею.

5. Уме­ние применять методы теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

6. Уме­ние анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:

2. Уме­ние создавать вариативную методику обучения в за­ви­си­мос­ти от целей и ре­альных условий обучения.

3. Уме­ние создавать собственную методическую систему обучения и представ­лять ее в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и вы­пол­не­ни­ем по образцу, предложенному в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в про­цес­се изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в си­ту­аци­ях, связанных с учеб­ным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и ви­дов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и ис­пользо­ва­ния сформированной ориентировочной основы методической деятельности и ме­то­ди­чес­ко­го творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность пе­да­гога­ - прак­ти­ка.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

Группа Функции
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности

Обогащение знаний педагогов;

Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

Развитие мотивов творческой деятельности;

Развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

Развитие современного стиля педагогического мышления;

Развитие педагогической техники;

Развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

Сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

Выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

Организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

Выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

Стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

Внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

Внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.



Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Организация методической работы

Формы организации методической работы.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

Взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

Обеспечить обстановку творчества неформального общения;

Организовать дискуссию, диспут;

Коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

Приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

Используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

Очень краткое выступление;

Сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3.Читательские и зрительские конференции.

Обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

На зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

Иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4.Школа передового опыта группы наставников.

Знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

Приглашение наставника на свои уроки;

Совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

Совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

Иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

Освоить концепцию, теорию, методику, идею;

Каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

Излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

Реализация изучаемой идеи в своей практике;

Потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

(обязательно и показ нового).

Учитель рассказывает о проекте урока;

Знакомит с творческой лабораторией;

Проводит открытый урок;

Самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

Задаются уточняющие вопросы;

Высказывания присутствующих.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

II. Направленность работы методического объединения.

Изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

Ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

Изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

Углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

Опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

Изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

Изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

Информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

Изучение состояния знаний, умений, навыков;

Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

III. Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

8.Тема может быть распределена по годам.

Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

1.Системности

2.Конкретности.

3.Меры (гармонии).

Начать выбор оптимального содержания методической работы:

1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

Следует учитывать следующие показатели:

1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

3.Нравственный климат.

4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

5.Умение реализовать намеченный план:

Как учитель;

Как классного руководителя;

6.Умение активно оценить результат деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

10.Общая оценка результатов работы:

Как классного руководителя;

V. Основные элементы исследовательской деятельности.

1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

2.Выбор темы исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

5.Формирование гипотезы исследования.

6.Постановка цели и рабочих задачи.

7.Выбор методов исследования и т.д.

VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

Критерии оценки опыта (показатели).

1.Высокая эффективность.

2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

3.Сбалансированность и коллективность результатов.

4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

3.Частнопредметная подготовка.

4.Дидактическая подготовка.

5.Психолого-физическая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

7.Воспитательная подготовка.

8.Управленческая подготовка

9.Техническая подготовка.

Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

3.Творческие объединения.

4.Микрогруппы учителей.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

6.Психолого-педагогические семинары.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

10.Групповое наставничество.

11.Шефство.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

14.Формы активных занятий.

15.Индивидуальное наставничество.

16.Колективное и индивидуальное самообразование.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методическая деятельность педагога [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Методическая работа является индикатором профессионализма современного педагога.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа направлена на создание условий для развития личностных и профессиональных качеств педагогов. Опирается на принципы научности, личностно-деятельностный, дифференцированного подхода, принцип системности.

Достигается через научные семинары, курсовую подготовку, практическую деятельность, самообразование, аттестацию педагогов, участие в профессиональных конкурсах, мониторинг, анализ и самоанализ деятельности, планирование методической работы. Приводит к росту профессионального мастерства педагогов, повышению качества образования учащихся.

Зависит от:

Информационных, кадровых, материально-технических ресурсов;

Построения методической работы, её содержания, структуры и форм на диагностической основе;

Определения критериев эффективности методической работы: результативность, стимулирующая роль методической работы;

Усиления научно-теоретического, экспериментального направлений в содержании методической работы;

Изучения мотивов профессиональной творческой деятельности и учет их в организации методической работы;

Индивидуализации в работе с учителями;

Придания работе методических объединений целевого характера по совершенствованию профессионального практического уровня учителя;

Применения наряду с традиционными инновационных форм работы.

Работа методического объединения (МО) в школе.

Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

Методическое объединение организуется при наличии в школе не менее трех учителей, работающих по одному предмету или по одной образовательной области (гуманитарный, естественно-математический, физико-математический, естественно-географический и др.). В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

Количество МО и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора ОУ.


Методические объединения создаются или ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе. Методические объединения подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.

Возглавляет работу МО председатель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО; работа организуется на основе планирования.

В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. О времени и месте проведения заседания МО председатель обязан поставить в известность заместителя директора, отвечающего за методическую работу в школе. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом; во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора того или иного варианта учебно-методического обеспечения преподавания предметов в основной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса , направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т.д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Документация методического кабинета:

Положение о методическом кабинете;

План развития кабинета;

План работы кабинета в каникулярное время.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся. Организация деятельности методического кабинета лицея осуществляется заведующим кабинетом и его заместителем, назначаемым директором школы. План работы методического кабинета утверждается ежегодно методическим советом школы. Отчет о проделанной работе заслушивается на заседании методического совета в конце учебного года.

Каждый учитель лицея может использовать в работе материалы фондов кабинета.

Функции методического кабинета:

1. Формирует банк передового педагогического опыта школы.

2. Осуществляет помощь учителям для научной организации труда, создает условия для оптимального доступа к любой необходимой информации.

3. Обеспечивает оперативную помощь в работе учителя и учащихся.

4. Проводит диагностику производственных проблем, планирует создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса в лицее.

5. Организует анализ использования основных фондов кабинета.

6. Регулирует своевременный оборот основных фондов кабинета и их использование.

Аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям

Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому педагогическому работнику; системность и целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет после истечения срока предыдущей аттестации.

Основанием для проведения аттестации педагогического работника являются:

1) истечение срока предыдущей аттестации;

2) заявление педагогического работника об очередном повышении квалификационной категории;

3) заявление педагогического работника о досрочной аттестации с целью повышения категории;

4) решение педагогического совета, утвержденное приказом руководителя организации образования, о досрочной аттестации педагогического работника.

Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией.

Первый этап аттестации - тестирование.

Тестирование проводится в пунктах проведения единого национального тестирования.

Число тестовых вопросов для педагогических работников составляет 100:

1) знание законодательства Республики Казахстан — 20 вопросов;

2) основ педагогики и психологии — 20 вопросов;

3) основы предметных знаний — 40 вопросов;

4) методики преподавания и технологий обучения — 20 вопросов. Время тестирования составляет 150 минут.

При получении не менее 60% правильных ответов по каждому тесту результат считается положительным, при получении ниже 60 % — отрицательным.

В случае получения отрицательного результата по тестированию или в случае отсутствия на тестировании по уважительным причинам педагогический работник, продолжая педагогическую деятельность в текущем учебном году, проходит повторное тестирование не менее через шесть месяцев.

Педагогический работник, который по уважительным причинам не прошел тестирование, может проинформировать об этом аттестационную комиссию до окончания проведения тестирования с подтверждением соответствующих документов.

Уважительными причинами являются:

1) потеря трудоспособности на длительное время;

2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;

4) возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.

Лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудовую деятельность, проходят квалификационное тестирование на общих основаниях. От дальнейших этапов аттестации данные работники освобождаются при условии, что получены положительные результаты тестирования.

Второй этап аттестации педагогических работников на вторую, первую, высшую квалификационные категории в организации образования представляет собой аналитическое обобщение итогов педагогической деятельности аттестуемого и включает в себя:

1) анализ на основе предоставленных материалов;

2) определение уровня методического мастерства и коммуникативной культуры педагогических работников;

3) мониторинг и сравнительный анализ успеваемости и достижений обучающихся за последние 3 года;

4) составление итогового заключения аттестационной комиссии организаций.

Организация работы над проблемной темой.

Было время, когда школу, практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научному поиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя и окостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое, бесспорное, отстоявшееся. На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается с необходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.

Работе над проблемной темой предшествует длительный этап ее теоретического осмысления. Для того чтобы работа над проблемной темой носила действительно научный, исследовательский характер, а не была бы формальной, необходимо соблюдение ряда требований. Предлагаем памятку по работе над проблемной темой.

Ι этап. Выбор темы исследования.

При выборе темы исследования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Уяснить, в чем главная проблема, ее практический и общественный смысл.

2. Обдумать и обсудить с коллегами, является ли данная проблемная тема достаточной значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на работу над ней, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей (какой именно, есть ли решение этой общей проблемы?).

3. В зависимости от предыдущего ответа, обдумать: Ваша работа будет носить теоретико-прикладной или практически-прикладной характер, а затем решить, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, базой проведения исследования) для осуществления работы над проблемной темой в приемлемые сроки.

Формулировка темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования.

Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессия подростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.

Название темы лучше начинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…», «Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.), которое конкретизирует область исследования.

II этап. Написание «Введения».

Введение содержит:

а) обоснование актуальности Вашей темы исследования, которое включает:

Социальную актуальность, т.е. необходимо доказать, почему то, чем Вы будете заниматься, нужно обществу. При обосновании социальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативные документы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы;

Психолого-педагогическую актуальность, которая предполагает краткий (мы подчеркиваем, - краткий ) обзор литературы по исследуемой проблеме с ее анализом. Необходимо проанализировать, что наработано в философской, психологической, педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что не удовлетворяет сегодняшним условиям;

Практическую актуальность, т.е. что не удается на практике, даже если есть теоретическое решение проблемы.

Таким образом, Вы выявите противоречие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, что есть.

III этап. Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата.

Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем Вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.

Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными. Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.

Проблема исследования - нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы - противоречие между должным и сущим. Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников. Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.

Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук. Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.

Объект исследования - это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом. Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.

Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников». Ключевое словосочетание - «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.

Предмет исследования - это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой. Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.

Попытаемся изобразить это в виде схемы.

Рисунок 6 - Элементы, связи, отношения объекта

Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1, 2, 3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.

Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:

Процесс овладения учащихся этим содержанием;

Условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;

Технология формирования нравственных компетенций школьников;

Организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.

Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.

После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности.

Гипотеза - это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса. Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4).

Среди них выделите следующие:

а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;

б) как определить уровень проявления изучаемого явления;

в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами: Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося ».

Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.

Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.

Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.

Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.

Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.

Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.

Задачи:

Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;

Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;

Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.

Примечание. Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.

IV этап работы над проблемной темой:

Выделение основной идеи, на которой основывается исследование;

Указание документы, постановления государства, Правительства, философских, педагогических учений, которые послужат основой исследования;

Описание научной новизны и теоретической значимости исследования (что нового в области теории предполагается разработать, обосновать, выявить и т.д.).

Указание практической значимости работы (что будет создано, кем и где может быть использовано);

Планирование этапов работы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы, разработка программ диагностики состояния исследуемого явления, составление программ опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.);

Описание методов, соответствующих каждому из этапов.

V этап. Составление первичного представления об исследуемом явлении.

Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:

1) изучением соответствующей литературы и проведением ее анализа с учетом темы исследования;

2) построение «дерева» понятий.