Что такое лексика морфология синтаксис. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией

Чем система языка богаче, чем большего числа оттенков значений она предусматривает возможность выражения, тем беднее, но легче и изящнее может быть система речи. И наоборот, при ограниченных выразительных возможностях языка, всю тяжесть обозначения оттенков мысли берет на себя речь, что обогащает, но в то же время и утяжеляет ее. Например, система склонения, выраженная в языке морфологически в формах падежей, не требует от речи никаких дополнительных конструкций для выражения отношений между объектами речи. В отсутствие же падежного склонения в языке, выражение отношений между объектами речи берет на себя синтаксис, то есть, способ построения предложения, который использует для этого предложные структуры.

Каждый язык по своему распределяет нагрузку передачи содержания высказываемого между собственно языковыми [морфологическими] и речевыми [синтаксическими] средствами. Отсюда различие в языковых системах, определяемое историей каждого языка, внешними условиями его существования, от которых зависят изменения, происходящие в его ментальной и семиологической структурах. Система языка изменчива, как и все в мире, сохраняя, однако, определенное равновесие в отношениях языка и речи. Так, постепенная утрата склонения во французском языке привела к умножению числа предлогов и усложнению их употребления в речи для обозначения тех же отношений, что и выражаемые падежными формами. Падежная форма определяет отношение, обозначенное в ней в виде части самого слова - это виртуальная языковая возможность слова. В отсутствие падежных окончаний слово такой возможности лишено и передает эту функцию синтаксису, то-есть, речевой конструкции, выполняющей ее с помощью предлогов.

Постепенное затухание роли падежных окончаний, засвидетельствованное еще в древнейших индоевропейских языках, дошло и до нашей эры. Передача выражения отношения от языка к речи не нарушала тесной связи между ними: речь обратилась к языку, который снабдил ее предлогами, и они смогли заменить падежные окончания.

Примером соотношения способов обозначения средствами языка и средствами речи может также служить артикль. Во французском языке объем понятия выражается артиклем [для всех типов существительных] и числительными [для имен счисляемых]. Артикли выступают в виде отдельных слов, не обозначающих самостоятельно каких либо понятий. Следовательно, в языке они не имеют своего особого места, но относятся исключительно к системе речи, ибо языковая система - это некий специфический комплекс обозначения понятий в сознании человека, как в общем, так и частном их представлении. Само понятие «объем» называется во французском языке словом «volume», а артикль в приложении к имени и сопровождая его в речи, не называет понятия «объем», а лишь говорит об объеме объекта, обозначенного существительным.

Проявляющийся в речевой деятельности удельный вес морфологии - структуры языковой - или так называемых аналитических конструкций, которые относятся к структуре речевой, определяет принадлежность языка к тому или иному языковому типу и является критерием типологическим.

Можно сказать, что синтаксическое строение предложения зависит от того, в какой степени развита морфология данного языка. Наличие богатой морфологии приводит к отсутствию необходимости выражения соотношения членов предложения синтаксическими средствами, в числе которых первое место занимает порядок слов, при котором слова, связанные по смыслу располагались бы рядом. Примером этого может служить латинский литературный язык, в котором логическая связь слов в предложении осуществляется не столько их расположением, сколько их мофологической структурой, падежными окончаниями.

Акт речевой деятельности есть ни что иное, как отрезок мыслительной деятельности, представленный в виде линии, отвечающей движению, заканчивающемуся созданием предложения, этой единицей высказывания. Исходной точкой движения служат - «нижний» срез, мысленно осуществленный в самом начале речевого акта, последним, завершающим «верхним» срезом которого является предложение*.

Принципиальное различие построения языка - явления понятийной сферы - и построения речи - явления физического порядка - лежит, говорил Г.Гийом, в основе разделения грамматики на морфологию и синтаксис: «... морфология - это то, что относится к операциям построения языка, синтаксис - то, что относится к операциям построения речи»84. В речевой же деятельности говорящий пользуется как формами слов, относящимися к морфологии, то есть к сфере языка, так и речевыми структурами, относящимися к синтаксису, и разные языки делают это в разной степени.

В речевой деятельности к морфологии следует отнести все то, что предшествует построению высказывания, то, что является предварительными языковыми структурами. Синтаксис же - это та часть речевой деятельности, которая служит непосредственно речевому построению высказывания, которая оперирует грамматически оформленными или не-оформленными словами85. Морфология относится к прошлому, синтаксис к настоящему-будущему высказывания. В речевом настоящем, во время речи, [категории одномоментной] происходит соединение слов в сообщение, которое относится к настоящему речи. В языке [категории постоянной] соединения слов в предложения, в словосочетания не происходит. Часто можно встретить недостаточно четкое разделение на морфологию и синтаксис, потому что одна и та же психическая ситуация может быть выражена в языке [морфологически] и в речи [синтаксически].

Система падежного склонения латинского языка, например, включается в систему языка, так как различные падежные окончания дают представление о выражаемых существительным грамматических отношениях еще до употребления слова в речи.

Эти формы существуют до речи, а лишь вносятся в нее из своего предварительного существования в языке. Любая структура, употребленная в речи, но не имеющая зафиксированного предварительно внеречевого существования, относится к единицам речи, а, следовательно, к синтаксису. Такова природа сочетаний существительных с предлогами в романских языках. Другой пример: в румынском языке слитное употребление артикля с существительным относится к области морфологии, тогда как в итальянском, испанском и французском, где артикль стоит отдельно от существительного, хотя и является его грамматическим показателем, артиклевое употребление существительных входит в синтаксис, проявляясь только в речи. [Вспомним: в словарях существительные не имеют артиклей, ибо артикли служат для определения объема понятия, названного существительным, в условиях речи.]

Повторяя, что «... является морфологией все то, что в результате опережения предупреждает настоящий момент речи, и напротив, относится к синтаксису все то, что в отсутствие такого опережения, возникает в речи»86, Гийом замечал, что следует различать «настоящее речи» и «настоящее, представленное в речи».

О «настоящем представленном» говорится в речи, относящейся к другому, более позднему моменту времени. «Настоящее речи» - это настоящее, относящееся к моменту речи, к самой этой речи. Речь осуществляется в настоящем и употребляет формы «настоящего речи». Поэтому, видимо, - считал Гийом - Ф.де Соссюр довольствовался одним термином parole («слово»), под которым он понимал и собственно слова (paroles) и речь (discours), не разделяя их.

Как правило, говорил Гийом, в грамматиках имеется в виду «настоящее представленное», - настоящее, предшествовавшее речи о нем, а не настоящее самой этой речи. Всякий факт синтаксиса принадлежит настоящему речи, причем не существенно, выступает ли это настоящее речи в собственном смысле или подменяет собой настоящее представленное, не имеющее своей особой формы выражения.

При анализе речевых построений следует подходить индивидуально к каждому языку87, ибо, если содержание, для выражения которого служит язык, может быть идентичным или более или менее близким в зависимости от восприятия носителями языка явлений окружающего мира, способы речевого оформления результатов этого восприятия могут быть весьма и весьма различными. Различие морфологических и синтаксических систем разных языков, различие лексических систем именований наблюдаемых объектов отражают различие психической картины мира и различие в системах языка, отражающих этот мир. Изучение построения системы языка относится к разделу языкознания, который Гийом называл Психосистематикой. Психомеханика занимается изучением способов речевого выражения человеческой мысли средствами языка, то есть процессом речевой деятельности. Г.Гийом настаивал на необходимости различать «находящееся в представлении», «потенциальное» от «осуществленного», «выраженного» в момент осуществления речевой деятельности. Построение теории синтаксиса неизбежно опирается на морфологию, так как именно синтаксические законы управляют поведением морфологических единиц при построении речи, но и сами они находятся в зависимости от морфологии. Всякому речевому акту непременно предшествует акт мыслительного представления, который отвечает за надлежащий выбор необходимых речевых обозначений. Правильно назвать в речи объект мысли можно лишь при условии, если правильно представить его себе в сознании. Способы знакового обозначения любых представлений, хранящихся в сознании человека, попадают в распоряжение говорящего в тот момент, когда появляется желание экстериоризировать мысль, сообщив ее слушателю. Осуществляется процесс выбора слов, необходимых для речевого оформления мысли. То, что находилось в сознании человека в виде представлений, обращается к средствам языка. Мгновенный процесс превращения мыслительного представления в речевой акт является собственно конструктивным моментом речевой деятельности, приводящим к созданию речевого сообщения. В процессе речи говорящий описывает, пользуясь словами и грамматическими формами, картину, возникшую и продолжающую возникать у него в сознании. Ментальная картина факта превращается в языковую картину. Г.Гийом замечал: «Без предварительного представления в сознании невозможно последующее выражение в речи»88.

Связь морфологии с синтаксисом очевидна. Морфологию нередко (и в какой-то мере справедливо) называют служанкой синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства.

Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах. Синтаксический признак в частеречной классификации оказывается наиболее универсальным.

Синтаксис нередко оказывается опорой при решении морфологических проблем, особенно там, где выражение грамматического значения дублируется в синтаксических связях. Так, на основе согласования грамматический род и грамматическое число можно приписать неизменяемым существительным, точно так же через синтаксис подобные слова наделяются падежными значениями.

В то же время структурные особенности русского предложения зависят от морфологических характеристик слова. Одно из типологических свойств нашего предложения, относительно свободный порядок слов, объясняется прежде всего словоизменением, формальным приспособлением словоформ друг к другу.

Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В.

Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это

отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических

идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса -

внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.

Морфология и синтаксис тесно связаны друг с другом, хотя и представляют собой разные уровни языковой системы. Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В. Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса - внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.

Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии - это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

Что такое морфология и что она изучает в русском языке

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение - это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма - м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное - это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. - И. п.

Местоимение - это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных - отвечают на вопросы существительных, прилагательных - отвечают на вопросы прилагательных, числительных - отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. - неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог - это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз - это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие - часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика - раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук - это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика - изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова - это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование - раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема - минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография - это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма - написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис - это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание - единица синтаксиса , состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация - это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.

Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.

В настоящем разделе речь пойдет прежде всего о связи морфологических свойств слова с теми свойствами, которые изучаются в других лингвистических дисциплинах.

Отношение к лексике предопределено тем, что, с одной стороны,грамматические значения и грамматические категории, выделенные в качестве особых языковых сущностей, проявляются только в конкретных словоформах, к примеру, грамматический мужской род может быть представлен как род определенных существительных (берег, карандаш, конь), прилагательных (красный, добрый, медный), глаголов (читал, говорил. краснел). С другой стороны, морфологические формы являются языковым средством интерпретации лексической семантики, которая вне этой интерпретации реально не существует. Черный, чернеть, чернота называют один и тот же реальный признак, обозначенный корневой морфемой -черн-. Но сама эта морфема не является словом. Словом она становится, только будучи оформленной как прилагательное, глагол или существительное.

Связь между морфологией и лексикой взаимная. Лексическое значение слова может влиять как на формообразование лексемы, так и на реализацию определенных грамматических значений морфологических форм. Например, вещественные существительные (молоко, сливки) в русском языке обычно не изменяются по числам, предложный падеж отвлеченных существительных не может иметь значение места, глаголы, называющие не охарактеризованные во времени отношения (принадлежать), являются одновидовыми.

Особенно тесно морфология соприкасается со словообразованием. И дело не только в том, что не всегда можно четко разграничить морфологические и словообразовательные значения. Словообразование, включающее в себя морфемику, морфонологию и способы образования слов, также изучает особенности слов, мотивированные характером морфем. Морфемная структура большинства производных слов, образованных с участием суффикса, предопределяет для лексемы модель словоизменения. Так, производные глаголы на -итъ (бомбить, паркетить) относятся ко второму спряжению, существительные на -ость (нежность, погрешность) изменяются по третьему склонению, а прилагательные, образованные суффиксами -ин, -ов (мамин, отцов), имеют смешанную парадигму и т. д. Морфемно-словообразовательная структура слов неразрывно связана с образцами спряжения и склонения.

Связь морфологии с синтаксисом очевидна. Морфологию нередко (и в какой-то мере справедливо) называют служанкой синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства.Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах.

Синтаксический признак в частеречной классификации оказывается наиболее универсальным.

Синтаксис нередко оказывается опорой при решении морфологических проблем, особенно там, где выражение грамматического значения дублируется в синтаксических связях. Так, на основе согласования грамматический род и грамматическое число можно приписать неизменяемым существительным, точно так же через синтаксис подобные слова наделяются падежными значениями.

В то же время структурные особенности русского предложения зависят от морфологических характеристик слова. Одно из типологических свойств нашего предложения, относительно свободный порядок слов, объясняется прежде всего словоизменением, формальным приспособлением словоформ друг к другу.

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999