Что такое краеведение или мхк. Значение слова «краеведение

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.

Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"


Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.

В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-эко­номическая и общественная деятельность проживающих в нем лю­дей".

Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.

Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие общества.

Краеведение

краеве дение , краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п. , производимое преимущественно местными силами.

Уральская Историческая Энциклопедия

Краеведение

наука, науч.-популяризаторская деятельность, а также форма обществ. движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим. местными силами. Краеведческое движение является важной ч. обществ. жизни и культуры. На У. К. зародилось в сер. XVIII в. Основы К. заложили своими трудами П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С.Паллас. Во второй пол. XIX в. на У. зарождаются краеведческие об-ва разного типа: Оренб. отдел РГО (1867), УОЛЕ (1870), предшественники совр. краеведческих муз. - Уфимский (1864), Тобольский (1870). Особую роль в К. движении на У. сыграло УОЛЕ, к-рое в течение длительного времени представляло собой единственный науч. ц. У. Одно из крупнейших в России, об-во было широко изв. за ее пределами. Оно внесло весомый вклад в изучение природы, экономики, истории и распространение естественнонауч. знаний об У. Большой заслугой УОЛЕ является основание муз. (1870) (Свердл. объединеный ист.-краеведческий муз.) и открытие Сибирско-Ур. науч.-пром. выставки (1887). В 1890 по инициативе Н.Н. Новокрещенных, П.Н.Серебренникова и др. была основана Перм. комиссия УОЛЕ, на базе к-рой образовался Перм. науч.-пром.муз., после принятия устава в 1901 ставший самостоятельным краеведческим учреждением. До открытия ун-та в Перми (1916) Науч.-пром. муз. являлся ц. науч. и краеведческой мысли и культ.-просветительской деят.

Большую краеведческую работу вели созданные в 80-е XIX в. ученые архивные комиссии: Оренб., Перм., Уфимская. В конце XIX - нач. XX в. на У. зародились новые краеведческие муз. и об-ва: Обдорский муз. Тобольского окр. (1895), Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края (1899), Осинский муз. (1911), Красноуфимский муз. (1912), Перм. церковно-археол. об-во (1915), Кружок по изучению Сев. края при Перм. ун-те (КИСК) (1916).

В первые гг. сов. власти активизировалось возникновение новых краеведческих муз. и об-в. Причиной роста краеведческих учреждений явилось закономерное слияние двух тенденций: деятельности общественности в дорев. период и назревшая необходимость спасти и сохранить достояние нац. культуры, оказавшееся бесхозным в результате рев. и гражд. войны.

Большое значение для К. и муз. дела региона имел 1 съезд муз. деятелей У. и Приуралья, состоявшийся в апр. 1921 в Екат. по инициативе УОЛЕ. Делегаты обсудили вопросы, связанные с восстановлением муз. после гражд. войны. На II У. обл. краеведческом съезде в окт. 1924 было образовано Ур. обл. бюро К. (УОБК), чем положено нач. объединения краеведческих орг-ций региона. До 1930 УОБК находилось в подчинении Главнауки Наркомпроса РСФСР, а затем сектора науки этого наркомата. Пред. УОБК избран Я.А.Истомин, уч. секр. - Л.М.Хандросс. В Башк. было создано обл. бюро К. при Акад. ц. Башнаркомпроса.

В 1928 на У. действовало 115 краеведческих орг-ций. Сильные краеведческие об-ва были созданы в Нижнем Тагиле, Перми, Чердыни, Шадринске, Челяб. Активное участие в краеведческом движении принимали свердловчане А.А.Анфиногенов, В.Л.Батманов, Б.В.Дидковский, А.А. Берс, пермяки Д.М.Бобылев, В.А.Кондаков, А.С.Лебедев, И.Г.Остроумов, В.Н.Серебренников, шадринец В.П.Бирюков, челябинец И.Г.Горохов, тагильчанин А.П.Словцов, чердынец И.А.Лунегов, березниковец И.Ф.Коновалов. Бирюков, Горохов и Лунегов являлись чл. Ц. бюро К.

Краеведческие об-ва вели изд. деятельность. 17 краеведческих орг-ций издавали сб. ст., в к-рых публ. результаты своих науч. иссл. по геологии, ботанике, экономике, истории, археологии, этнографии, фольклору. Большую роль в гуманитарных иссл. сыграл КИСК под рук. проф. П.С.Богословского. Краеведческие об-ва вели шир. культ.-просветительскую работу: организовывали лекции, экскурсии, при УОБК действовали краеведческий кабинет и краеведческий киоск. Краеведческие орг-ции поддерживали тесную связь с краеведческими муз. Бирюков основал Шадринское науч. хранилище, первый комплексный муз. У.

С конца 1920-х краеведческая деятельность по всей стране, в т. ч. и на У., искусственно направлялась лишь на помощь соц. стр., приверженцы ист. К. подвергались репрессиям. Деятельность краеведческих об-в также ослабила их реорг-ция: вместо обществ. орг-ций на местах стали создаваться бюро К. с адм. методами рук-ва. Несмотря на это краеведческая работа на У. продолжалась: с 1931 по 1934 проводились геол. походы, организовывались фенологические наблюдения.

В 1935 УОБК было преобразовано в Об-во изучения Свердл. обл. (ОИСО). Кружок мичуринцев при ОИСО был инициатором осн. ботанического сада, лесохимическая секция положила нач. подсобному х-ву У., в лаб. лесохимической секции получен терпингидрат для мед. целей. В 1937 указом СНК краеведческие орг-ции были ликвидированы по всей стране. Мн. краеведы подвергались репрессиям.

С 1939 по 1946 на У. действовали обл. советы К. при краеведческих муз. В период ВОВ в работе советов К. участвовали нек-рые видные ученые, эвакуированные на У. Их влияние сказалось на укрупнении тем - они приняли преим. ураловедческий характер, получили теоретическое направление. В 1960 при исполкомах Советов созданы советы К. С конца 1960-х краеведческая деятельность сосредоточилась в осн. в краеведческих муз. и краеведческих отделах публичных библ. С 1973 большую роль в объединении К. У. играют Бирюковские чтения, орг. в Челяб. С 1990 в Перми проводятся Смышляевские чтения. В 1980-е во мн. гг. У. созданы краеведческие объединения: клуб знатоков г., об-во ур. К. в Свердл., "Перм. К", "К. Прикамья", краеведческие об-ва в Челяб., Кургане и др. В 1989 в Свердл. организована ассоциация краеведов У.

Лит.: Куренков Н.А. Основные этапы развития советских обществ краеведов на территории Свердловской области за 50 лет (1917-1967) // Наш край. Свердловск, 1971; Каримов К.К. Наука Башкирии в строительстве социализма. Уфа, 1986; Тагильцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936) // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987; Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. М., 1989.

1.1. Понятие краеведения

"Краеведение" - это не только форма общественного движение, но и наука, научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика, которая используется широкими слоями общественности; это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы и общества своего края.

Туристские организации и общества определяют "краеведение" как созидательную деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социо-культурных и экологических условий жизни своего края. Краеведение – это и изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географического положения и культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

По определению академика С.В. Колесника, краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. Существуют и другие определения, например, краеведение – это научно-популярная деятельность и способ освоения историко-культурных ценностей, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы, общества своего края. В своих исследованиях краеведение использует данные разных наук – геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и других. Под малой территорией понимается административный район, город, село и пр. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае комплексно, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.

1. Страна, местность, область.

2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).

3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.

В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).

Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:

      Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;

      Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);

      Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);

      Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);

      Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).

Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.

В краеведении выделяют несколько направлений:

    Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).

    Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).

    Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.

    Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.

    Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.

Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.

05.02.2014 10:48

кто такой краевед?

В журнала «Известия Русского Севера» начали дискуссию «Кто такой краевед»? Размышлениями на эту тему поделился один из старейших краеведов области, автор известных статей и книг Александр Александрович Тунгусов. В этом году ему исполнилось 94 года, из них 70 лет его называют краеведом.

Александр Александрович, как Вы думаете, кто такой краевед?

– Краеведом называют того, кто любит Родину. Сам я историю своего края начал изучать еще со школы. Сначала меня увлекли частушки, затем праздники. Постепенно накапливались знания. И как-то сами люди стали называть меня краеведом.

Все краеведы – историки, они проникают в глубь времени, как золотодобытчики достают из прошлого события, даты, имена забытых людей.

Считаю, что стремление к краеведению заложено в человеке с молодости. Как себя помню, всю свою жизнь учился. Как-то в районном архиве нашел судебные дела. В одном из них рассматривалось преступление подростков военного времени, перевозивших ящики с патронами. Один из ящиков раскололся, патроны высыпались. Ребята подобрали десяток и хотели продать. Их арестовали. В это же время погиб отец одного из мальчиков. Может, ему не хватило патронов? Из этой истории получился документальный рассказ о войне.

Каковы взаимоотношения краеведов и власти? Зачем краевед, его исследования нужны власти?

– Мои исследования помогли установить точную дату основания Верхней Тоймы. В результате, можно сказать, я подарил праздник району.

Недавно я следил за перипетиями в отношении краеведа Ивана Мосеева. Весь процесс считаю надуманным.

Может ли заниматься наукой любитель?

– Конечно, да. Считаю, что краевед помогает ученым в работе правильно освещать местные события. Он собирает большой фактический материал. А ученые-историки его используют в своих исследованиях. Например, об основании города Пустозёрска у меня была публичная дискуссия с профессором Михаилом Беловым, известным исследователем Арктики. Он не знал фактов об образовании этого города, утверждал, что Мангазея была основана раньше. В этом споре, на фактах, я доказал, что город Мангазею основали пустозерцы. Поэтому считаю проводимые краеведами исследования очень важными.

Над чем Вы сейчас работаете?

А в перспективе задумана книга о детских годах... Сидеть без дела некогда, работы много.

Спасибо за беседу. Успехов в ваших краеведческих исследованиях!

Вопросы задавал и записывал С.Клочев

Сравнительно недавно пришел в краеведение Валерий Григорьевич Карьялайнен. Одна из первых его статей была опубликована четыре года назад в нашем журнале. Сегодня он наш постоянный автор. Что толкает краеведа на поиски истины? Об этом он делится с читателями.

Начну со слов поэта Ю.Вольного:

«Краевед - как жук архивный,

в паутине вех и дат

вдруг отыщет свиток дивный,

и конечно, будет рад».

Кто и когда становится краеведом? У каждого свой путь. Например, для меня отправной точкой стала старинная фотография родственников моей жены. К началу поиска я обладал минимальными сведениями об этих людях. Начались кропотливые поиски необходимых сведений в областном архиве.

Благодарю судьбу за то, что подарила мне встречу с удивительным человеком – Евгением Ивановичем Овсянкиным. Ряд его советов и замечаний очень помогли, особенно на первых порах. На одной из книг, подаренных мне Е.И.Овсянкиным, есть надпись: «Валерию на память о наших страданиях – в поисках истины...».

Я испытал радость и гордость, когда впервые опубликовал первую статью и получил положительные отзывы о ней. Далее появились новые темы и новые статьи.

Конечно, требуется много времени и терпения краеведа, исследователя, чтобы собрать воедино отдельные разрозненные исторические сведения и факты. Всю полученную информацию необходимо не единожды проверить и сопоставить, чтобы избежать ошибок. Все расходы, связанные с распечаткой копий архивных материалов и фотодокументов, краевед оплачивает из личных средств.

Фактически, краеведы получают только моральное удовлетворение за свой труд, так как за напечатанный в СМИ материал гонорар не выплачивается.

Считаю, что труд краеведа необходим для понимания правдивой истории о людях, времени, событиях. Очень жаль, что нет притока новых исследователей.

В течение семи последних лет я не вижу новых имен в области краеведения. В чем здесь дело?

Санников Леонид Иванович – краевед, кандидат исторических наук, доцент

Поддерживаю дискуссию по вопросу «Кто такой краевед?», начатую редакцией журнала «Известия Русского Севера» в 2013 году и размышлениями его редактора С. Ю. Клочева.

В литературе приводятся различные мнения о том, кого считать краеведом. Одни авторы, опираясь на «Академический словарь русского языка», изданный в Петрограде еще в 1916 году, считают, что краеведы – это лица, контингент людей, изучающих свой край главным образом силами местного населения, местными силами 1 , другие сводят краеведение только к деятельности местного населения 2 .

По мнению С. И. Ожегова, автора известного «Словаря русского языка», краевед – это специалист по краеведению, а специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности 3 . Но как специальность краеведение в нашей стране не существует. Кстати, ни в советских, ни в российских энциклопедиях нет рубрики «краевед».

Сторонники ограничения (сведения) краеведения только к изысканиям, или, главным образом, к усилиям, местного населения, фактически отлучают от краеведческой работы ученых. А это неправильно. Именно лица с научными степенями и учеными званиями могут более всесторонне изучить местную проблему, научно и грамотно обработать добытые материалы и представить их читателю, зрителю.

В этом плане наиболее точно определение краеведения и краеведов дано доктором исторических наук, профессором, патриархом российского краеведения С. О. Шмидтом: краеведение – это «форма общественной деятельности, к которой причастны как ученые-профессионалы, так и местные жители» 4 .

Из определения видно, что краеведение не специальность, а среди краеведов на первом месте по важности стоят ученые-профессионалы. Это особенно необходимо в областях природы, литературы, языка и так далее.

Поскольку краеведение в России не считается особой, самостоятельной специальностью, то и только на краеведа никто и нигде специально не учит. Но определенная подготовка по краеведению дается студентам педагогических учебных заведений.

Еще в 80-е годы прошлого века в АГПИ доктором педагогических наук, профессором Т. С. Буториной была разработана программа «Региональный компонент в образовании», в соответствии с которой студентов учили краеведческой работе.

Программа не утратила своего практического значения и в настоящее время.

В ходе учебных практик студенты-историки работают в архивах, изучают документы, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы, доклады на научные конференции, студенты-географы занимаются краеведением во время туристических походов, обобщают материалы в виде докладов на конференциях, курсовых и дипломных работ на местные темы. Студенты-филологи в ходе практик собирают местные поговорки, песни, частушки, изучают говоры и так далее.

Уже в годы учебы в вузе у части студентов появляется устойчивая тяга к краеведению, которой многие остаются верны, пополняя ряды краеведов и в будущем.

Вся краеведческая работа со школьниками ведется под руководством учителей географии, истории, русского языка и литературы и так далее. Учащиеся знакомятся с природой родного края, пополняют музеи предметами местного труда и быта, готовят доклады для выступлений на конференциях по краеведению. Так, на последних X «больших» Стефановских чтениях, состоявшихся в Котласе в марте 2013 года, с докладами выступили школьницы А. Заборская и
З. Якубова.

Бывшие школьники, местные жители и интеллигенция составляют, видимо, самую многочисленную часть краеведов.

Премудростям местных народных ремесел, то есть краеведению, учат также в Архангельской областной школе народных ремесел, руководимой В.Н. Бурчевским.

С конца прошлого столетия работа краеведов в России значительно оживилась. В 1990 году создан Союз краеведов России, председателем которого в 1990-2006 годах, затем до кончины 22 мая 2013 года почетным председателем был уже упоминавшийся С.О. Шмидт. В субъектах федерации образованы региональные организации Союза. Краеведческая ассоциация создана и в Архангельской области (КААО).

В число краеведов вливаются новые люди, занимающиеся изучением родного края, публикацией своих исследований, пополнением экспонатами музеев и коллекций.

В связи с этим я не согласен с краеведом В.Г. Карьялайненом в том, что в настоящее время «нет притока новых исследователей», то есть краеведов 5 . Например, 2012 год был самым «урожайным» на краеведческие публикации. Среди авторов-краеведов много новых фамилий.

В области активизируется деятельность музеев, развивается туризм. В то же время историко-культурный потенциал региона используется далеко не полностью. Более открытой должна быть деятельность краеведческих организаций. Аббревиатура КААО мало кому известна.

В ходе дискуссии о краеведах следует обсудить вопрос о том, кого считать краеведом из 730 авторов статей в томе «Культура Архангельского Севера» Поморской энциклопедии.

ТРУБИН Михаил Кузьмич – краевед, Вилегодский район

Слово «краевед» у всех на слуху. Но не каждый, даже из братии журналистов, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побыв в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете определение краеведа. Я полагаю, слово «краевед» заслуживает более широкого толкования (разъяснения), чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.

В обычной жизни встречаясь с людьми, когда заходит разговор о краеведах, люди по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров.

Одна радиожурналистка на вопрос, кто такой краевед, не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой. – И добавила: – Завтра у нас выставка цветов, приходите посмотреть».

Моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».

Я думаю, здесь не надо много мудрствовать. Само слово «краевед» говорит само за себя: владею краем, то есть знаю историю своей местности, деревень, сел, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию, встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.

Так человек-краевед из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.

Теперь перейдем к вопросу: «Какая разница между ученым и краеведом?». И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего, выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформлять командировки в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее.

Ученый в своей научной деятельности прежде всего опирается на археологические раскопки. Одним словом, деятельность проявляет масштабно, на государственном уровне.

Деятельность краеведа осуществляется локально, то есть внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, достигает широких познаний в исследовательской работе и в некоторых вопросах разбирается не хуже любого ученого.

И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.

Да, в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-любителя. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, в районе). Ему верят. Ценят опубликованные статьи, ибо он заменяет как бы недостающего на селе ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.

В моем понимании есть три типа краеведов:

1. Краевед-любитель, читает труды ученых, знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой он проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая свой домашний архив. И на этом вся его деятельность заканчивается.

2. Краевед-архивариус, который протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания книг и отчетов использует труд своих подчиненных в рабочее время. Не совершает хождение по забытым местам.

3. Краевед-исследователь отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный материал. На свои собственные средства забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов-статей.

Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее».

Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.

Задачи курса «Краеведение» :

    Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

    Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в Республике Беларусь.

    Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов и ПТК, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

    Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, ведения фенологических наблюдений, составления тематических туристско-краеведческих карт.

    Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов.

    Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

    Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм).

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.

    Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. ((научный подход к изучаемым явлениям)). научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

    систематичность и последовательность , который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению своего края, так и из особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов..

значительно облегчает работу, помогает им лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.

    Комплексность ---- краеведение как комплекс научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное изучение направлено на привлечение к краеведческой работе большого числа людей разных профессий. Таким образом, при изучении края необходимо рассматривать природу и все стороны жизни края (историю, население, экономику, культуру) во взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

    региональность, базирующаяся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий..

    Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

    историзм предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

    Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.

Направления краеведения:

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.

Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø население края;

Ø населенные пункты.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Топонимика – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение.

    Организационные формы краеведения (государственное, общественное, школьное).

В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.

Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

    Объекты изучения краеведения. Природа, население, хозяйство, история, археология, литература.

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

    Природа . Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

    Население . Демография социально-экономическая – научная отрасль, изучающая население, его географию, структуру, состав, количественную и пространственно-временную динамику, воспроизводство (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) в их общественно-исторической обусловленности.

При характеристике населения края рассматривают ее численность, естественное движение, миграцию, состав (половозрастной, социально-профессиональный, этнический, религиозный), размещение и расселение – городское, сельское; происхождение названий поселений и др.

3. Хозяйство . При изучении хозяйства рассматривается вся система отраслей, входящих в сферу материального и нематериального производства, которые получили развитие в крае (селе, городе, районе, области).

Отрасли народного хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы – объединения отраслей хозяйства, связанных единой целью развития (топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, агропромышленный, строительно-промышленный, социальный, транспортный).

    Источники краеведения (краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные, этнографические, исторические, полевые наблюдения и исследования).

Печатные источники. Литературные печатные источники многообразны: монографии и научные сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика, периодические издания (газеты, журналы и др.).

Главной универсальной энциклопедией является Белорусская советская энциклопедия в 12 томах

Из отраслевых - издание «Энцыклапедыя прыроды Беларусi» в пяти томах, выпущенное в 1983-1986 гг.

В Беларуси изданы научно-популярные книги, справочники, путеводители разного объема, профиля и содержания: по областям, городам, мемориалам, туристским маршрутам, заповедникам, памятникам природы и др.

издана "Чырвоная кнiга Рэспублiкi Беларусь".

Много ценных сведений по природе Беларуси содержится в научно-популярном журнале "Родная природа", газете "Экологический бюллетень"

Статистические источники . Важным источником краеведческой информации являются материалы государственной статистики.

Периодически проводимые переписи населения дают информацию о численности, естественном движении, демографическом и национальном составе, расселении населения в крае

Центральное статистическое управление выпускает статистические сборники по населению, хозяйству отдельных областей и республики в целом.

Картографические источники . В краеведческих исследованиях карты служат не только как источник информации, но и как результат исследований, синтезирующих информацию, полученную другими методами. Карты отличаются по масштабу, содержанию, охвату территории.

На специализированных картах отдельные компоненты и элементы показываются с наибольшей подробностью.

Анализ общих и тематических физико-географических карт дает возможность получить конкретные сведения о тектонике и геологическом строении, рельефе, климате.; почв, растительности.

Сопоставляя различные типы физико-географических используя метод наложения, можно устанавливать взаимосвязь между компонентами и элементами природы, выявлять территориальные отличия.

Архивные источники. Государственные архивы являются хранителями документального многовекового наследия народа.. Она включает два центральных архива в Минске (Национальный исторический архив Беларуси, Национальный архив Республики Беларусь), а также областные, городские и районные.

В фондах центральных и областных архивов сохраняются материалы, характеризующие природу и все стороны жизни края: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, культуру, искусство и т.д.

В фондах областных архивов содержатся материалу дореволюционного периода, раскрывающие работу бывших губернских учреждений, управления жандармерии губернского статистического комитета, казенной и контрольной палат и т.д.

Ценные материалы находятся в архивах при музеях, библиотеках, личных архивах граждан.

Устные источники. Этот вид информации может быть существенным дополнением к другим источникам. К числу устных источников краеведческих сведений относят беседы с интересными людьми, старожилами края. Они являются хранителями разнообразной информации по истории, природе, населению, его быту и культуре. Важно также изучение устного народного творчества: сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

Полевые наблюдения и исследования . Источником информации являются также материалы полевых исследований и наблюдений. Во время полевых исследований могут изучаться населенные пункты и хозяйственные объекты. Метод визуальных наблюдений может дать положительные результаты лишь в сочетании с другими методами изучения своего края.

7. Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).

Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.

Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.

Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

Геологическое строение, полезные ископаемые .

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

Климат.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Воды.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

    Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.

    Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.

    Выяснить, какие типы озер имеются в области.

    Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.

    Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.

    Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.

    Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.

    Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.

    Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.

    Определить мощность льда по гидрометрическим створам.

    Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.

    Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).

    Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?

    Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

    Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.

    Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.

    Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).

    Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ растительности и животного мира.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

    Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

    Геологическое строение и полезные ископаемые.

    Рельеф, факторы рельефообразования.

    Климат. Климатические ресурсы.

    Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

    Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

    Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

    Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

    Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

Растительность . Описать природную растительность в пределах своего города, села, школы, дома. Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.

    Описать растения геоботанической площадки.

    Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

Животный мир . Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.

    Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.

    Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.

    Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.

    Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.

    Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?

    Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.

    Выявить влияние животных на ландшафт.

    Особо охраняемые природные территории и объекты. Красная книга Республики Беларусь. Фенологические наблюдения. Составление программ изучения территории и объектов.

В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).

ООПТ: