По педагогике и коррекционной педагогике
Вопрос 26. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.
Вопрос 25. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Вопрос 23. Особенности работы школы и семьи в системе КРО.
Вопрос 22. Школьный консилиум.
Вопрос 21. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.
Вопрос 24. Система учреждений коррекционно-развивающего образования в Республике Башкортостан.
Вопрос 27 . Реализация технологии и методов коррекционно-развивающего обучения.
Вопрос 28. Содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
для итоговой государственной аттестации по специальности
Практические задания
· Проанализируйте методическое пособие по обучению первоклассников каллиграфическому письму, оцените его эффективность. Какими видами работ можно их дополнить?
· Дайте оценку методике разучивания стихотворения с применением коррекционно-развивающих приемов.
· Проанализируйте план-конспект коррекционно-развивающего занятия по ликвидации трудностей в усвоении программного материала. Дайте заключение о возможности его использования в практике коррекционно-развивающем образовании.
· Предложите упражнения по развитию мелкой моторики первоклассников.
· Представьте методики изучения уровня готовности ребенка к школе.
· Представьте методы, содержание и формы работы с ребенком, имеющим признаки социальной запущенности.
· Разработайте занятия по решению личностных проблем с использованием артпедагогических методик.
· Представьте коррекционно-развивающие занятия для детей с доминирующим визуальным типом восприятия.
· Представьте занятие по работе с детьми с признаками синдрома гиперактивности.
· Предложите приемы эстетизации коррекционно-развивающего образования, обоснуйте их необходимость.
· Представьте эффективные здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающего образования.
· Разработайте различные варианты организации внеурочной работы в коррекционно-развивающем образовании.
· Разработайте занятие по развитию фонематического слуха у детей с задержкой психического развития.
· В исследованиях А.И.Липкиной и Л.А.Рыбак детям было предложено выполнить задания, не имеющие отношения к их учебной работе. Задание состояло в том, чтобы из кубиков составить орнамент по картинке. Перед тем, как преступить к заданию, каждому школьнику надо было ответить на 2 вопроса: справится ли с заданием он сам и справится с заданием такой-то ученик (конкретно называли, какой именно). Поскольку задание было игровым и несложным, все дети выполняли его успешно. Но результаты опыта показали любопытную картину. Даже не вдумываясь в задание, большая часть класса констатировала, что такие-то ученики с заданием не справятся. Свой прогноз дети мотивировали тем, что ученик, которого они имеют ввиду, плохо учится. Вот их высказывания: «не сможет», «неусидчивый», «грязнуля», «плохо учится», «не составит», «не хватит терпения».
Какие негативные последствия может иметь для оцениваемых ребят подобные ожидания одноклассников?
Что сформировало столь низкие оценки возможностей одноклассников?
· Ничем нельзя было расшевелить Витю, ученика второго класса. Он приносил с собой в портфеле конфетные бумажки, раскладывал их на парте. Находил и другие забавы. Бывало и так, что на уроке он вдруг собирал учебные принадлежности и заявлял: «Я пошел домой». Но вот учительница обратила внимание, что когда на уроке появляется магнитофон, Витя не может отвести от него завороженных глаз. Однажды он даже подошел к учительскому столу и ласково погладил магнитофон. Учительница попробовала использовать эту склонность мальчика. Она поставила его ответственным за магнитофон. Витя должен был приносить магнитофон в тех случаях, когда он был нужен, включать и выключать его и уносить в хранилище. Мальчик стал смотреть на учительницу совсем другими глазами, старался быть послушным, вежливым.
Обозначьте словесно механизм изменения позиции ребенка.
Кем создавались подобные ситуации на наблюдаемых уроках, внеклассных занятиях? В собственном педагогическом опыте?
· Проведите анализ продуктов деятельности ребенка 7 лет и сделайте вывод об уровне развития психологических и психофизических предпосылок учебной деятельности.
· Обработайте данные об уровне подготовленности ребенка к школе, полученные в тесте Керна-Йерасека. Обозначьте направления работы по профилактике дезадаптации для этого ребенка.
· Ученика ставит в тупик вопрос: «Сколько будет 3+2?», но он легко дает ответ, если задать условия так: «Сколько будет у тебя конфет, если папа дал 3 и мама еще 2?».
О какой особенности детей группы риска свидетельствует данная ситуация?
Предложите комплекс упражнений по развитию данной дифицитарной функции.
· Разработайте анкету для родителей с целью приобретения информации о характере адаптации детей к школе.
· Сопоставьте 2 комплекта стимульного материала для проведения игры «Четвертый лишний». Какой вариант предпочтительней и почему?
· Разработать индивидуальное занятие по коррекции гиперактивного поведения младшего школьника.
· Разработать программу работы по преодолению агрессивного типа поведения ребенка.
· Прочтите характеристику учеников, выпускников 4 класса коррекционно-развивающего образования. Выработайте рекомендации по дальнейшему режиму обучения детей в среднем звене общеобразовательной школы.
· Предложите мероприятия по созданию развивающего психологического климата в классе коррекционно-развивающего образования.
· Составьте этический кодекс учителя коррекционно-развивающего образования.
· Разработайте инновационный вариант организации совместной деятельности детей в учебной и внеклассной работе.
· Представьте виды игр, которые могут быть использованы в ходе урока в коррекционно-развивающем образовании с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Очная форма обучения предполагает следующие сроки обучения:
1. На базе среднего общего образования (11 классов) - 2 года 10 месяцев
количество бюджетных мест в 2019 г. - 50
количество платных мест в 2019 г. - 25
44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (образовательный стандарт) , Скачать
Программа подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.03 Коррекционная педагогика в начальном образовании , Скачать
Учебный план , Скачать
Специальность Коррекционная педагогика в начальном образовании
Подготовка по данной специальности ведется с 2010 года.
Квалификация выпускника – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Эта специальность позволяет
1. Проводить уроки, внеурочные занятия, внеклассную работу с обучающимися начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
2. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
3. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
4. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими.
5. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
6. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Чему учат?
Студенты знакомятся с основами специальной педагогики и психологии, методиками преподавания математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.
Будущих педагогов учат определять цели и задачи уроков, внеурочных занятий, планировать их, организовывать внеклассную работу с обучающимися начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Кем работать?
Выпускники могут работать учителями начальных классов в школах и учителями начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего профиля.
Перспективы.
Выпускники по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» востребованы на рынке труда, так как в обычных общеобразовательных школах вводится совместное (инклюзивное) обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности.
Многие люди считают, что коррекционная педагогика - это педагогика, направленная на коррекцию детей с трудным поведением. В народе их называют «запущенными» или детьми из неблагополучных семей. Но уже давно коррекционная педагогика в начальном образовании приобрела и другие направления. Но давайте разберемся.
Кто такой коррекционный педагог?
Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.
Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.
В задачи коррекционного педагога входит:
- Осуществлять педагогический контроль.
- Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
- Оценивать процесс и результаты деятельности.
- Проводить педагогическую диагностику.
- Работать с родителями детей.
- Подбирать программу с учетом особенностей класса.
- Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
- Писать отчеты по каждому ребенку.
С кем работает коррекционный педагог?
Отвечая на этот вопрос, проще сказать, с кем коррекционный педагог не работает. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящие и слабослышащие. Поэтому идя учиться на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании», люди нередко получают несколько дополнительных специальностей. Эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе изучения, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.
Где учиться?
На коррекционного педагога учат в техникумах, колледжах и университетах. Если у специалиста есть уже то он может пройти курсы для повышения квалификации. Выбирая такие курсы, ориентируйтесь не на цену, а на то, чтобы вас учили заниматься по ФГОС.
Коррекционная педагогика в начальном образовании - это не самая легкая профессия. Для нее необходим не только определенный характер, но еще и ощущение призвания к профессии. И хотя перед тем как пойти учиться в колледж или ВУЗ, подростки не думают о том, как будет в будущем складываться их профессиональная жизнь, есть ряд научных книг, которые могут помочь определиться с выбором профессии.
С чего начать изучение?
В ней вы сможете найти информацию:
- Об основах педагогики и конкретной ее области - специальной (коррекционной) педагогики.
- О школьной дезадаптации.
- О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
- О педагогической диагностике.
- Об основных направлениях коррекционной педагогики.
- О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.
Книга состоит из целого вводного курса, в котором кроме вышеперечисленного рассказывается обо всем, с чем может столкнуться специалист.
Методы в коррекционной педагогике
Коррекционная педагогика в начальном образовании основывается на нескольких определенных методах.
- Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.
- Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа - каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.
- Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Дети в начальной школе не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.
- Метод педагогического эксперимента. к При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей - главная цель такого метода.
- Метод и анамнестических сведений. При таком методе изучается и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок.
- Метод изучения документации. На каждого и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы.
Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.
Немного статистики
Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.
Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан - по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.
Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе - важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!
Описание
Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей. Один из основных предметов, изучаемых в ходе подготовки, - методика обучения разным видам деятельности, включая продуктивную. Кроме того, рассматриваются различные аспекты организаторской деятельности, которые помогут будущему педагогу стать классным руководителем.
Кем работать
Работа коррекционного педагога сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных учреждениях. Специалист с дипломом о педагогическом образовании востребован в роли учителя начальных классов, воспитателя, социального работника. Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих учреждениях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.
работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и лечении. Особенно важно для них суметь приспособиться к окружающей среде, научиться жить в обществе. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, ДЦП, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами.
Профессия эта достаточно молодая. Сам термин «коррекционный педагог» появился совсем недавно, и существует наравне с определением «дефектолог». Из-за путаницы в терминах обычные граждане недостаточно знают о существовании и возможностях этой профессии, о том, когда и почему следует обращаться к коррекционному педагогу.
Интересные факты.
Удивительна судьба Скороходовой Ольги Ивановны, слепо глухого учёного- , литератора, (1911-1982). Она работала в НИИ дефектологии Академии Педагогических Наук СССР.
Ольга Ивановна лишилась зрения в 5 лет после заболевания менингитом , а затем, потеряла слух и почти разучилась говорить. В 14 лет она попала к профессору И.А. Соколянскому в основанную им школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове , где научилась говорить, читать и писать. Профессор И.А. Соколянский и ввел её в науку.
Описание деятельности
Особый ребёнок - испытание для любой семьи. Без помощи специалистов здесь не обойтись. Где же их найти? Для детей с особо выраженными проблемами в России существуют специальные детские учреждения: детские дома, интернаты, сады и школы. В зависимости от медицинского диагноза они делятся на восемь видов. Коррекционные педагоги чаще всего работают именно в этих учреждениях. Они работают также в центрах социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центрах. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.
К сожалению, особенных детей становится все больше. А коррекционных педагогов больше не становится. При большом спросе на услуги и нехватке хороших специалистов в этой области, многие молодые и перспективные педагоги всё же остаются без работы. Без наличия опыта устроиться на такую работу сложно. Опыт же без практической работы не наберёшь. Большой минус профессии - высокая эмоциональная и психическая нагрузка, вынести которую способны не все.
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Трудовые обязанности
Коррекционный педагог проводит диагностику детей. Он выявляет насколько глубоки отклонения в развитии ребенка. В зависимости от результата диагностики, педагог организует проведение всей коррекционно-педагогической работы . Постоянно находясь в тесном взаимодействии с , и другими , он разрабатывает для детей индивидуальные коррекционные программы, проводит занятия, отслеживает и фиксирует показатели развития каждого ребёнка в динамике.
Специалист по коррекции обязан строить работу, используя только известные и опробованные методики, которые рекомендуется применять при данном конкретном заболевании. Всю свою работу он подчиняет главной цели: помочь ребёнку адаптироваться в повседневной жизни и обществе, как личности.
Особенности карьерного роста
Педагог может считаться состоявшимся, если достиг положительных результатов в работе и востребован, как специалист высокого уровня. Это зависит от его индивидуальных качеств, уровня образования, практического опыта, выбранной области специализации.
Специалист при необходимости участвует в работе медико-педагогических комиссий, методических объединений. Со временем у него может сложиться широкая частная практика.