Что такое конформизм или конформность. Что такое деликвентное поведение? Условия возникновения конформного поведения

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

По мнению философов, человек, проживающий в социуме, является зависимым от мнения общественности. В течение всей своей жизни, человек вступает в различные взаимосвязи с окружающими его людьми. Каждый человек в какой-то мере воздействует на свое окружение и подвергается действию окружающих. Нередко поведенческая модель и восприятие окружающего мира строятся именно под влиянием социума. Данная поведенческая модель характеризуется как склонность к конформизму. В данной статье мы разберем, что такое конформизм, определение этого термина в различных науках.

Конформность – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других

Конформизм – является приспособлением или пассивным согласием с мнением подавляющего большинства людей, составляющих общественную группу, в которой находится человек . Под данным понятием следует понимать беспрекословное исполнение требований, которые ставит общество перед индивидуумом. Такие требования могут быть высказаны как общественностью, так и признанным авторитетом. Помимо этого, немаловажную роль играют традиции определенной этнической группы. Также под термином конформизм часто скрывается отсутствие личного мнения, касательно каких-либо вопросов. Значение слова конформизм – подобный и сообразный.

Феномен конформизма изучается на протяжении долгого времени. Еще в тридцатых годах прошлого столетия турецкий ученый Музафер Шериф провел интересный эксперимент. Во время эксперимента, испытуемых оставляли в темной комнате, где в течение определённого промежутка времени появлялись световые сигналы. Эти сигналы двигались в хаотичном порядке, после чего исчезали. После проведения эксперимента испытуемым задавался вопрос, касательно расстояния смещения источника света, после первого появления. На этот вопрос испытуемые были обязаны самостоятельно дать ответ.

На втором этапе эксперимента в темной комнате находилось уже несколько человек. В их задачу входило дать согласованный ответ на тот же вопрос. Согласно данным этого эксперимента, большинство испытуемых изменяло свое первоначальное мнение, в отношении усредненной нормы для группы. Довольно интересен тот факт, что люди, проходившие групповой эксперимент, в дальнейшем придерживались согласованного ответа. Таким образом, Музафером Шерифом было доказано наличие у людей склонности соглашаться с суждениями окружающих. Именно Шериф первым высказал мнение о том, что многие люди готовы поступиться собственными убеждениями, для того, чтобы «не выделяться из толпы».

Рассматривая различные проявления данного феномена, следует сказать о том, что термин «конформизм» был впервые использован американским психологом Соломоном Ашем. В пятидесятых годах двадцатого века этим ученым были проведены эксперименты, в которых принимали участие подставные люди и только один испытуемый. Суть эксперимента заключалась в изучении восприятия продолжительности отрезков. Испытуемым предоставлялось три отрезка, из которых нужно было выбрать один, который соответствовал образцу. На этапе самостоятельного прохождения теста, большинство испытуемых всегда приходили к правильному выводу.


Усвоение норм и правил поведения также является проявлением конформности

Однако при групповом проведении эксперимента, подставные люди заведомо давали ложный ответ. Так как человек, проходящий эксперимент не знал о том, что остальные участники группы являются подставными, под давлением большинства он соглашался переменить свою точку зрения. По данным исследователя, примерно сорок процентов людей, прошедших подобную проверку, соглашались с мнением большинства, что является проявлением конформизма.

Как возникает конформизм

По мнению специалистов из области психологии, развитию конформизма способствует совокупное влияние различных факторов. Сила проявления этого феномена возрастает под давлением обстоятельств, требующих принять человека решение в вопросах, в которых он малокомпетентен. Важное значение имеет численность группы, так как человек склонен придерживаться той точки зрения, что была одновременно озвучена несколькими людьми.

Конформизму особенно сильно подвержены люди с низкой самооценкой, так как модель их поведения не подразумевает отстаивания собственного мнения.

Если в составе конкретной группы людей, имеются эксперты, разбирающиеся в возникшем вопросе, то уровень конформности значительно увеличивается. Также специалисты отмечают важность сплоченности коллектива. По их мнению, уровень сплоченности имеет прямую связь с уровнем власти лидера над остальными участниками группы.

Необходимо отметить, что наличие союзника, принимающего сторону человека, который высказывает сомнение во мнении общественности, автоматически снижает уровень давления социума на человека. Особую роль в этом вопросе играет социальный статус и авторитет человека, занимающего лидерскую позицию. Наличие высокого статуса позволяет человеку с легкостью оказывать влияние на окружающих его людей.


В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы

Особенности модели поведения

По мнению специалиста – отказ от собственных убеждений и согласие с точкой зрения большинства, является неотъемлемой составляющей процесса интеграции в группу. Наличие конформизма в личностной модели поведения выявляется своеобразным выражением подчинения и принятия стандартов, принятых нормой в обществе. Групповое давление, оказываемое на индивидуума, может вызвать как согласие с мнением большинства, так и явное сопротивление оказываемому давлению. По мнению специалистов, существует четыре основных модели поведения в обществе:

  1. Внешнее согласие – при этой модели поведения, человек соглашается с мнением большинства только внешне. Однако само подсознание индивидуума говорит ему, что люди ошибаются, но такие мысли не произносятся вслух. По мнению психологов, подобная модель поведения является проявлением истинного конформизма и характерна для людей, пытающихся найти собственное место в социуме.
  2. Внутреннее согласие – проявляется в том случае, когда индивид соглашается с мнением общественности и внутренне принимает его. Данная модель поведения говорит о высокой степени личностной внушаемости. Эта модель поведения является типом адаптации в изменчивых условиях.
  3. Отрицание – данная модель поведения более известна, как негативизм и проявляется в виде сопротивления мнению большинства. Данная модель поведения подразумевает отстаивание собственной точки мнения, для доказательства собственной независимости. Многие люди, придерживающиеся данной модели, предпочитают занимать лидерские позиции, для того, чтобы навязать свою точку зрения окружающим. Данная модель говорит о том, что человек не желает вести приспособленческий образ жизни, и желает встать во главе пирамиды.
  4. Нонконформизм – синоним негативизма, при котором человек проявляет стойкость к давлению общественности. Данная модель поведения характерна для самодостаточных личностей, точка зрения которых не изменяется под давлением большинства. Главное отличие нонконформизма от негативизма заключается в том, что люди, придерживающиеся первой модели поведения, не навязывают свою точку зрения другим членам общества.

По мнению специалистов, существуют следующие виды конформизма: психологический, политологический, социальный и философский.

Понятие конформизма в психологии и социологии

Конформность в психологии - это модель личностного поведения, которая определяет степень податливости давлению, оказываемому группой людей. Под воображаемым или реальным давлением, индивидуум отказывается от своей точки и зрения и соглашается с точкой зрения большинства, даже в том случае, когда ранее подобные установки не разделялись. Помимо этого, данный термин используется для обозначения безусловного согласия индивида с мнением общественности. В этой ситуации не имеет значения уровень согласованности мнения окружающих, с собственными представлениями мира. Нередко человек, проявляющий конформизм, внутренне сопротивляется навязанным морально-этическим правилам и нормам.


О внешнем конформизме говорят, когда человек, соглашаясь с навязываемым мнением большинства, внутренне остается при своих убеждениях

В социологии рассматриваемый феномен проявляется в виде пассивного принятия того социального устоя, что господствует в обществе. Важно уметь отличать конформность от одинаковых мнений и взглядов на социальный порядок общества. Чаще всего многие суждения о социальном порядке формируются в процессе личностного формирования. Изменить свой взгляд на мир человек может только при наличии убедительных аргументов.

Термин «конформность» используется в социологии для описания процесса изменения собственных убеждений под влиянием большинства. Подобные перемены в собственном мировоззрении объясняются страхом перед различными санкциями и боязнью стать одиноким. Согласно проведенным исследованиям, примерно каждый третий человек соглашается принять мнение большинства, чтобы не выделяться из группы.

Как проявляется социальная форма конформизма

Социальный конформизм является некритическим изменением в собственном восприятии мира, для того, чтобы соответствовать нормам, установленным обществом. Подобная модель поведения не предполагает сопротивления массовой стандартизации, несмотря на то, что индивид может внутренне не принимать подобные установки. Подавляющее большинство людей спокойно воспринимают экономические и социально-политические изменения, не стремясь высказать собственное недовольство сложившейся ситуацией.

По мнению специалистов, социальная форма конформизма является своеобразным отказом взять на себя какую-либо ответственность и слепое подчинение требованиям социума. Нередко подобная модель поведения объясняется сложившимися традициями и особенностями менталитета.

Достоинства и недостатки

У феномена конформизма имеются определенные плюсы и минусы. Среди достоинств этой модели поведения следует отметить небольшое количество времени, требующееся для адаптации в новых условиях. Помимо этого, конформизм упрощает организацию совместной деятельности группы людей. Такой коллектив проявляет сильную сплоченность под влиянием стрессовых ситуаций, что помогает в течение короткого промежутка времени найти решение возникшей проблемы.


Внутренний конформизм – реальное изменение внутренних взглядов и поведения в результате принятия позиции большинства членов группы

Важно упомянуть, что феномен конформности имеет определенные недостатки:

  1. Потеря возможности самостоятельного принятия различных решений.
  2. Высокий риск развития сектантских групп, а также проведения массовых убийств и геноцида.
  3. Появление предрассудков в отношении различных меньшинств.
  4. Значимое снижение возможности развиваться в творческой сфере, что отражается на вкладе в культурную и научную жизнь общества.

Заключение

Человек, входящий в определенные социальные группы, вынужден соответствовать правилам и нормам, которые в ней сложились. Стандартизированная манера поведения и конформность имеют тесную взаимосвязь, что подтверждается различными жизненными примерами. Примеры конформизма из жизни приведенные ниже имеют как положительный, так и отрицательный отказ, так как давление общества на принятие важных решений может иметь катастрофические последствия.

Один из примеров негативного воздействия феномена конформности на общество, является та ситуация, когда подавляющее большинство людей вынужденно исполнять приказ своего лидера. Нередко подобные приказы отдаются для достижения сомнительных целей, однако человек не может высказать собственную точку зрения из-за страха неподчинения. Примером такой ситуации являются карательные отряды фашистов, которые во время Второй Мировой Войны уничтожили множество невинных людей.

Положительным историческим примером конформизма является революция тысяча девятьсот восемьдесят шестого года на Филиппинах. Жители этого государства совершили переворот в своей стране, сместив с правящей должности Фердинандо Маркоса, который был известен, как тиран.

Феномен конформности встречается и в повседневной жизни каждого человека. Создание ячейки общества является одним из ярких примеров конформизма в жизни людей. Создание семьи подразумевает отказ от собственной точки зрения для достижения компромисса. В противном случае, отсутствие взаимопонимания может привести к разладу в жизни людей, что закончится расторжением брака.

В социальной психологии используется немало специфических терминов, среди которых можно встретить конформизм. Это обозначение, применяемое для людей, которые приспосабливаются к малым социальным сообществам, подчиняясь установленным в них правилам, даже если они отличаются от первоначальных взглядов и принципов человека.

Склонность человека менять модель поведения для к правилам группы называется конформностью, одним из проявлений которой является изучение и усвоение поведенческих правил и норм, обусловливающих процесс социализации.

Интерпретация основных терминов

Социальная психология рассматривает понятие конформности в качестве обозначения склонности человека поддаваться, подчиняться и принимать под давлением группы другие правила, существующие в его воображении или реально. Такая модель поведения личности сопровождается в большинстве случаев изменениями принципиальных устоев человека в соответствии с навязываемой сообществом позицией, представляющей мнение большинства.

И конформизм, и конформность – термины, которые имеют непосредственное отношение к внушению одних объектов другими, психическим заражениям эмоционального характера и подражанию. Подобные критерии являются основой сходства и единообразного поведения группы лиц. Несмотря на свое подобие, термины «конформность» и «конформизм» отличаются масштабностью распространения.

В то время как конформное поведение – это характерная для психологического аспекта личности черта, конформизм – явление социальное, распространенное среди группы людей. Поэтому важно понимать и различать эти понятия.

Впервые определение конформности человека появилось благодаря экспериментам в области социальной психологии, которые проводил Соломон Аш с целью изучения подверженности личности влиянию стандартов окружающего ее большинства. Его исследования были яркой демонстрацией того, что социальный компонент имеет огромное значение для системы взглядов индивида. Эти экспериментальные работы впоследствии стали предлогом для проведения других научных исследований в психологии личности.

Результаты экспериментов С. Аша показали, что к конформистскому поведению склонны 30% населения. То есть 30% людей согласны изменить своим принципам, если они расходятся с идеей группы. Такая форма поведения может вырабатываться под влиянием сообщества. В частности, конформность зависит от:

  • Численности людей в группе (чем меньше группа, тем выше склонность к подчинению индивида).
  • Согласованности (вероятность конформности ниже, если в сообществе есть хотя бы 1 человек, не желающий принимать идею большинства).

Из факторов, которые оказывают воздействие на склонность личности к конформистскому поведению, основными являются:

  • Возраст человека (чем больше человеку лет, тем ниже его подверженность конформизму).
  • Половая принадлежность (если верить статистике, то у представительниц слабого пола сильнее выражена склонность к конформизму).

Конформизм, значение которого в обществе огромно, но малозаметно, имеет три основных аспекта, демонстрирующих слабые стороны личности и представляющих данный термин в отрицательном контексте:

1. Слабость характера индивида, обусловливающая выраженное отсутствие личного мнения, принципов, идей, убеждений.

2. Изменение поведения и ориентация на ценности большинства ради достижения индивидуумом конкретной цели.

3. Полное подчинение под воздействием мнения большинства, что приводит к принятию индивидуумом норм и поведенческих манер, пример которых демонстрирует группа. То есть, поддавшись давлению участников сообщества, человек начинает совершенно по-другому думать, действовать, воспринимать.

Учитывая это, применяемый к человеку термин «конформистский» означает, что он беспринципный, пассивный перед господством других людей, поддающийся воздействию общества. Суть понятия выражает перевод слова «конформизм» (conformis) с латинского языка – «подобный», «сообразный».

Противоположное понятие

Если конформность и конформизм некоторые считают синонимами, но нонконформность – их антоним. Это понятие является противоположностью конформизма и произошло от слияния двух латинских слов: non («не, нет») и conformis.

Таким образом, определение нонконформности означает неприятие идей, принципов или традиционных ценностей, преобладающих в группе. Этот термин применяется по отношению к человеку, который готов в острой форме отстаивать собственное мнение в условиях согласованности окружения.

В некотором смысле нонконформностью можно считать проявление протеста человека против внешних условий. Упорно протестующим против законов и норм (воображаемых или реальных) можно назвать человека, намеренно не желающего закрывать дверь, на которой висит табличка с просьбой закрывать ее после себя.

Наиболее выраженным нонконформным поведением характеризуются лица, пребывающие в переходном возрасте. Примером тому можно считать распространенные неформальные культуры и субкультуры. Среди взрослых людей проявлением такой формы поведения можно назвать добровольное присоединение к политической партии оппонента.

Применение с целью характеристики личности

В научной сфере познания личности конформизм служит характеристикой человека, позволяющей раскрыть его чувство солидарности и согласованности в отношении окружающего его социума. Направление социальной среды служит параметром, по которому могут быть определены убеждения, ценности, идеи, принципы и приоритеты человека, взаимодействующего с социальным кругом.

Склонные к конформности индивиды присутствуют в любом сообществе. Отличительной их особенностью является то, что они мыслят, как все, и думают, что должны быть похожими на остальных. Подобное поведение может стать причиной проявления чрезмерной требовательности к другим людям. Среди таких индивидов часто встречаются очень дерзкие персоны, расисты, гомофобы и пр.

Конформность человека может развиваться под влиянием целого ряда факторов. К ним можно отнести возможность самостоятельного принятия решений, социальный статус личности, отношение к определенной возрастной категории, физиологическое здоровье, психологический потенциал, а также прочие ситуативные условия. В связи с этим можно выделить два типа моделей поведения склонного к конформности человека:

  • Внутренняя конформность – это когда индивид пересматривает свои жизненные устои, принципы, суждения.
  • Внешняя – выражается в сравнении личностью себя с окружающим ее обществом при одновременном избегании противопоставления ему и без изменения собственных устоев и принципов.

Уточняя, что такое конформность, многие интересуются, какова природа возникновения такого поведения – врожденная или приобретенная? Стоит отметить, что оба предположения верны. Существуют индивиды, которые от рождения обладают склонностью к конформизму. Наряду с ними есть лица, которых невозможно отнести к бунтарям, но и нельзя назвать конформистами – их считают адекватными, здравомыслящими личностями. Автор: Елена Суворова

Что такое Конформизм? Значение и толкование слова konformizm, определение термина

1) Конформизм - (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

, ) - существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти их недолжному характеру. предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с стороны, не по пути зелотского бунта. призваны "не с века сего" (см. Рим.12.2), не в ладах с духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а с ним в духовную борьбу. , заметил П.Тиллих, она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике свою собственную традицию от разных заблуждений, не в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - , сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - , сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).