Что такое инсайд в психологии.

Решение некоторых вопросов не происходит пошагово с чёткой логической последовательностью выводов. Иногда ответ приходит в голову мгновенно, словно вспыхнувший свет, осветивший темноту, и все становится понятным. Такое состояние называется инсайт, от английского слова insight, в русском словаре его аналогом можно считать озарение.

Инсайт что это такое

Американский психолог Вольфган Келер ввёл это понятие в 1925 году , как характеристику внезапного разрешения проблемной ситуации. Келер проводил многочисленные опыты на обезьянах. Во время экспериментов обезьяны должны были получить пищу после решения задач непрямым путём. Было замечено, что животное старалось применить разные способы достать еду, а после нескольких неудачных попыток часто наступало время полного бездействия. Дальше решение находилось как будто само собой. Это противоречило теории бихевиористики о длительном научении любому новому навыку.

Большая часть людей хотя бы однажды испытала на себе, что такое инсайт. Определение из Википедии гласит, что это многозначный термин, обозначающий озарение, проникновение в суть, прозрение, внезапная догадка.

Считается, что в процессе получения знаний существует две противоположные операции:

  • постепенное научение через испытания множества вариантов, так называемый метод проб и ошибок;
  • восприятие знания через мгновенное озарение.

Наиболее яркие примеры — открытия Архимеда, знаменитое «яблоко Ньютона», и множество различных открытий.

Этапы возникновения

Французский математик Анри Пуанкаре в своей работе, опубликованной в 1910 году, описал этапы возникновения инсайта, которые в 1926 году перевёл на английский язык психолог Уоллес. Именно его имя чаще связывают с теорией инсайта, хоты работа и вышла на много лет позже первоисточника. Пуанкаре исследовал собственные переживания, выделил и описал такие этапы:

В докладе Пуанкаре описывал, что самые оригинальные идеи, которые сделали его одним из выдающихся математиков, посетили его не в работе или за письменным столом, а при обстоятельствах, вовсе с работой не связанных, например, на подножке автобуса, во время прогулки у моря и на бульваре по дороге домой. Учёный сделал предположение, что отдых не всегда является праздным, в это время подсознанию работает, и вдохновение не дар свыше, а результат кропотливой, но не всегда осознаваемой работы.

Ложный инсайт

Можно ли утверждать, что все решения, полученные как инсайт, верны? Не всегда. Психологи говорят, что нередки случаи получения внезапных решений, которые позже оказываются неверны . Происходит выброс из подсознания случайного варианта, поскольку в процессе поиска человек истощился, и его психическая функция также угнетена. Поэтому любая мысль по поводу конкретной проблемы приносит яркую вспышку и особое эмоциональное состояние, что становится благом для психики, поскольку решение есть и вопрос теперь закрыт.

Использование в психологии

Психологи исследуют явления инсайта, значение и его изучение важно,чтобы объяснить два существенных момента:

  • каким образом складывается картинка и приходит верное решение;
  • как влияют на этот процесс сильные эмоции.

Специалисты отмечают, что это способность клиента осознать ситуацию или проблему, как объективную реальность. Интеллектуальное озарение в классическом психоанализе рассматривается как механизм защиты, а эмоциональный рассматривается как эффективный метод терапии.

В гештальттерапии понятие инсайта занимает важное место. Это направление психологии, появившееся в 30-е годы прошлого столетия, его авторами являются Пол Гудман, Фредерик Перлз. От немецкого слова gestalt, что обозначает целостность, образ, гештальт считается закрытым именно тогда, когда человек получил ответа. Ведь система стремится к замкнутости, поэтому подсознание толкает его на поиск решения, чтобы обрести покой.

Приверженцы гештальтпсихологии утверждают , что целое всегда больше, чем просто сумма его частей, то есть слово - это нечто большее, чем набор составляющих его букв. Если захватывающий фильм не досмотрен до конца, то долго остаётся разочарование, ведь гештальт незавершён. Или отношения прервались по непонятным для человека причинам, его это будет мучить до тех пор, пока объяснение не будет найдено.

Любые события, вызвавшие в жизни человека незакрытые гештальты, влияют на его восприятие жизни, нарушая гармонию. По такому же принципу работает и инсайт, уверены приверженцы гештальтпсихологии.

Применение в маркетинге

Знания человеческой психологии активно используют в маркетинге и продажах. Продажи построены на создании ценности определённого товара для человека. А значит на личных потребностях и эмоциях, и задача рекламы создать такую картинку, которая будет способствовать появлению интереса к вещи и уверенности, что эта вещь точно сможет удовлетворить ожидания. А инсайт связан с проявлением сильных эмоций. Из этого следует, что маркетологу для создания успешной рекламы нужны знания этого механизма. Состояние инсайта способствует работе маркетолога поскольку:

Характеристики инсайта в технологии создания маркетинговых продуктов таковы:

  • Близость к потребителю, которая характерна понимание настоящих потребностей потенциального покупателя.
  • Правдивость, поскольку нужно передать истинные переживания покупателя и мотивы совершения покупки. Нужно понять, как думает потребитель, что будет чувствовать, модели поведения и его реакции.
  • Открытие, способствующее изменению угла зрения на предмет, что стимулирует нахождение нового опыта и новых знаний.

Для маркетолога в разной литературе есть такие советы, где искать полезные инсайты:

  • Заблуждения, устойчивые представления о мире, которые не соответствуют реальности, например, что оплата частями дешевле для бюджета;
  • Противоречия, например, действия и нормы поведения, которым потребители не следуют, но сами активно пропагандируют;
  • Напряжённость, особенности некоторых товаров могут вызывать дискомфорт или напряжение, например, культ красоты определённого типа обязывает женщину соответствовать такому образу;
  • Неудовлетворённые потребности, это просто клад, из которого маркетологи могут черпать вдохновение или создавать потребности самостоятельно;
  • Тайные удовольствия, описание ситуации, которая способна вызвать неподдельный восторг и наслаждение. Например, ходить зимой по дому босиком, если в доме будет тёплый пол;
  • Лишнее в продукте, потребителя интересует непосредственное удовлетворение возникшей потребности;
  • Использование по назначению, например, использование для животных детской одежды.

Директор исследовательского агентства Кэрол Филлипс предлагает 5 методов создания покупательского инсайта:

Инсайт является возможностью проявить творчество, иначе взглянуть на проблему и осознать новые пути её решения. А также получить необычные эмоциональные ощущения и изменить собственную жизнь, стоит только довериться собственному мыслительному процессу и отпустить контроль ума.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Инсайт - это внезапное озарение (так переводится слово с английского - insight), которое вы можете ощутить, находясь в поиске решения задачи.

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Озарение может прийти из ниоткуда и в момент, который, казалось бы, совсем не связан с предметом размышлений. Это новое видение, взгляд на проблему под неожиданным ракурсом, позволяющим найти путь к ответу.

Многие ученые с помощью таких озарений совершили свои гениальные открытия. Инсайты приходят к представителям разных профессий, которые ищут оптимальное решение и полностью увлечены этим процессом. К интернет-маркетологам в том числе.

Инсайт: что это простыми словами

Представьте себе, что вы уже долго ищете идеальный заголовок для рекламного поста. Перебрали множество вариантов, пожонглировали множеством разных слов и грамматических конструкций, а полученная фраза за душу не берет. Вы чувствуете, что мозг закипает и ему нужен перерыв. Идете в ближайшую кафешку, заказываете кофе, садитесь у окна и просто наслаждаетесь напитком, глядя на людей за окном. Мысли “улетают”, тело расслабляется, вы действительно “переключаетесь” с активных поисков на городскую картину.

Внезапно мозг подсказывает вам правильные слова для заголовка. Он четко выставляет их в наилучшем порядке. Кажется, что в голове “зажглась” лампочка и осветила правильный ответ на вопрос, который мучал вас весь день.

Что такое инсайт в маркетинге

Инсайт информация - причина выбора клиентом определенного товара, сильный мотив, часто неосознанный. Это залог высокой лояльности клиентов, эффективности рекламной кампании, любого касания потенциального потребителя. Все это происходит потому, что вы находите точки соприкосновения с мыслями, желаниями, страхами, проблемами целевой аудитории.

Если сам продукт или услуга создается на основании потребительского инсайта, у него гораздо больше шансов обойти конкурентов и захватить бОльшую долю рынка.

Давайте копнем немного глубже, чтобы точно разобраться с понятиями. Инсайт - что это в психологии? Это результат изучения и осознания реальности, в результате которого приходит четкое понимание причинно-следственных связей.

Чем это знание поможет маркетологу:

  • Разработать и создать нужный продукт;
  • Правильно сделать рекламу, которая зацепит покупателей;
  • Завоевать лояльность к компании и стать любимым брендом;
  • Подтолкнуть покупателя к нужному целевому действию.

Понимая, что такое инсайт, определение вещей, важных для потенциального клиента, становится более простым. Но оно не плавает на поверхности. Чтобы получить качественный инсайт, полезный для маркетолога, важно копать достаточно глубоко. Часто нужно идти наперекор самому себе, но настроиться на одну волну с потенциальным клиентом. В результате вы сформулируете предложение так, что аудитория с вами согласится и встанет в очередь за вашим продуктом.

Поэтому поразмышляйте:

  • Как думает клиент? Пропишите цепочку рассуждений.
  • Что думает покупатель? Ответьте в разрезе вашего и предложения конкурентов.
  • Почему он ведет себя так? Здесь важно предсказать реакции.
  • Что он чувствует на самом деле?

Чтобы ответить на эти вопросы, погрузитесь в ситуацию. Понаблюдайте за клиентом и тем, как он живет. Изучите его реакции на форумах и в соцсетях. Ищите причинно-следственные связи в каждом действии, собирайте пазл из ответов.

Примеры инсайта в маркетинге

Вы должны вызвать у человека подсознательный интерес к вашему продукту. Привлеките его внимание, ненавязчиво расскажите о том, чем вы занимаетесь, что продаете.

Но есть одна проблема. За инсайт можно принять обычный интересный факт. Как же их отличить?

Инсайт попадает в цель/боль/мечту аудитории, а не описывает товар или услугу

Например, “Just do it” - рекламный слоган компании Nike. Сказано ли в нем что-то о том, насколько классные эти кроссовки? Нет. А о том, что компания думает о комфорте потребителей во время занятий спортом? Ни слова. Может, говорится о заманчивой цене и есть призыв купить прямо сейчас? И близко нет.

Есть только мощный заряд мотивации, который нужен каждому, кто не может решиться, устал, боится или не уверен, нужно ли ему все это. Не это ли самое главное для любого спортсмена начинающего или профессионального? Вера в себя и волшебный пинок. Только это толкнет идти дальше. Естественно, в кроссовках любимого бренда.

Инсайт - это ключевая выгода, понимание которой толкнет купить

Чего больше всего боятся пользователи интернет? Не найти важную информацию в нужный момент. На этом страхе и показала свою ключевую выгоду компания Яндекс - “Найдется все”. Она включает подсознание потребителя и заставляет без лишних раздумий тянуться к кнопке этого браузера. Главная выгода показывает, чем данный продукт лучше предложений конкурентов, показывает силу бренда.

Инсайт говорит о чувствах, а не о мыслях

Это то, что прячется внутри. Потребитель не говорит об этом вслух, но постоянно или очень часто об этом думает. Что занимает мысли большинства людей? Деньги - как заработать больше, где взять прямо сейчас, почему у меня их так мало. Это лежит на поверхности.

Но все мы понимаем, что деньги - не главное. Есть вещи более ценные и их не
купишь. Они бесплатны. Но в погоне за деньгами мы часто их не замечаем, хотя ощущаем, что занимаемся мало важными вещами. Об этом в своей рекламной кампании и сообщает компания MasterCard. “Увидеть мир глазами ребенка - бесценно. Для остального есть MasterCard”.

Инсайт затрагивает вечные ценности, а не сиюминутные

На этом и строятся принципы компаний, которые радуют аудиторию веками. В качестве примера можно привести Louis Vuitton. Еще основатель бренда заявил: “Если мои сумки настолько плохи, что нужно устраивать распродажи, тогда их лучше сжечь”. Главное, что предлагает бренд - это высочайшее качество, роскошь, статус и вещи, которые с годами не изнашиваются, а становятся еще ценнее.

Бренду уже более 150 лет. Менялись владельцы, компания стала частью огромного холдинга, но до сих пор в бутиках не было ни одной распродажи. Врят ли что-то поменяется в ближайшие 150 лет.

Понять мысли, чувства, желания, мотивы, страх, проблемы, потребности другого человека - та еще задачка. Никто не придет и не скажет вам как маркетологу, что у него в душе на самом деле. Поэтому приходится прибегать к вот таким интересным техникам, ловить озарения, быть психологом.
На первый взгляд, инсайты кажутся очевидными и простыми, но на самом деле пока мысль не вытащат на поверхность, ей мало кто придает значение. Будьте оригинальными и креативными ловцами инсайтов.

Инсайт [англ. insight - понимание] - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие "И." введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келера (1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера и К. Дункера применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие "И." приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте И. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения. И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией. Наиболее яркие примеры И. дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии И. рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.

А.В. Юревич

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Инсайт (в психотерапии) (англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - мгновенное (а не в результате длительных поисков) решение клиентом проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от англ. insight проницательность, понимание). 1. Прямое знание, ясновидение, способность человека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания постижения, «озарения». 3. В гештальтпсихологии –...

Философский словарь

(англ.-проницательность, понимание): 1. Прямое знание, Ясновидение, психическая способностьчеловека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания – непосредственное постижение, "озарение". 3. В...

Психологический словарь

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером - . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые...

Психотерапевтическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение...

Психологическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опытапонимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы....

Психологическая энциклопедия

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем И. открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (...

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Понятие инсайт пришло из гештальтпсихологии.

Его определение гласит, что это внезапное понимание сути проблемной ситуации, обнаружение совершенно нового решения, не связанного с предыдущим жизненным опытом. Для того чтобы лучше разобраться, что такое инсайт, можно использовать значение самого слова - английское insight переводится как проницательность, внезапная догадка, открывающая новый смысл.

Каждому из нас знакомо это явление: иногда мы долго думаем над возникшей проблемой, примеряем к ней различные известные нам решения, но ни одно из них не удовлетворяет нас в должной степени. Тогда и может произойти инсайт, причем озарение нас настигнет в самой неожиданной ситуации, зачастую вовсе не связанной с проблемой.

Так Архимед осознал суть своего закона, погрузившись в ванну, а Ньютон сделал важнейшее открытие, сидя под яблоней. Множество научных фактов связано с внезапным осознанием сути происходящего или обнаружением принципиально нового решения.

Открытие самого инсайта, как явление было сделано В. Келером во время опытов с участием человекообразных обезьян.

Животное находилось в клетке, за пределами которой лежал банан, до которого было невозможно дотянуться. Но в пределах досягаемости была палка.

После множества попыток достать банан, обезьяна их прекращала, и какое-то время просто на него смотрела. Если в этот момент в поле зрения также попадала палка, то части картинки складывались вместе, и находилось решение пододвинуть банан поближе с помощью подручного средства. После того как решение было обнаружено один раз, оно прочно закреплялось и могло быть использовано в разных ситуациях.

Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта дал в 1909 году Карл Юнг применительно к самому себе.

В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности , когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров.

И наконец, словно вспышка вдохновения , к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки , с которой Юнг имел длительную интимную связь:

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально . Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии . Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены , и т. д. и т. д., и что он хочет всё рассказать о себе».

— Из дневника Сабины Шпильрейн , 1909 год.

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом , так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства .

Применение инсайта на практике

Инсайт широко используется в практической психологии и давно вышел за пределы гештальттерапии.

Практически все психологи, независимо от направления, в котором они работают, используют такой прием: накапливают информацию, путем получения ответов на вопросы, задают новые, вытекающие из предыдущих, и постепенно подводят клиента к моменту, когда он будет готов сам обнаружить проблему.

Обычно этот процесс занимает много времени и сил, требует значительной доли терпения и со стороны психолога и со стороны клиента. Зато он действенен - любое предположение консультанта человек может пропустить мимо ушей или начать отрицать, хотя только что сам говорил тоже самое другими словами.

Только если он сам сложил картинку, понял саму суть проблемы и обнаружил ее источник, только тогда с ними можно работать.

Используют инсайт и в такой психологической технике, как тренинг.

В этом варианте работа идет с целой группой людей.

Например, дается общая задача, решение происходит в коллективе и рано или поздно, в процессе бурного обсуждения, кто-то выдаст правильный ответ.

Как правило, момент инсайта очень ярок, напряжение, копившееся во время длительного обдумывания, получает разрядку. Человек может забыть обо всем на свете и вскочить со стула с громким заявлением «я понял!» и горящими глазами, и лишь потом осознать, что находится на важном совещании и такое поведение неуместно.

Чтобы этот момент наступил, необходимо иметь много информации о проблеме и пытаться комбинировать ее различными способами, тогда со временем решение обязательно придет.

В последнее время широкое распространение получило понятие тайм-инсайт , так сказать, время озарения или определенная точка перелома, в которой жизнь меняется кардинально. Его авторы утверждают, что, овладев определенными знаниями, человек может изменить мир вокруг себя. Идея не нова и имеет право на существования, ведь наш мир во многом такой, каким мы его хотим видеть. , а его наличие свидетельствует скорее о неврозе .

Здравствуйте, уважаемые читатели! Порой мы сталкиваемся с такими проблемами, которым совершенно не можем найти решение. Мы мучаемся, терзаем себя и никак не можем успокоиться. Но стоит отпустить проблему, оставить ее на потом и вдруг к нам приходит озарение, яркая вспышка, которая и подсказывает нужный ответ. Что такое инсайт в психологии и как его можно использовать в личной жизни?

Немного истории

Для того чтобы понять что такое инсайт нам нужно вернуться в начало двадцатого столетия. Именно в те времена Келером были проведены эксперименты с человекообразными обезьянками. Животное находилось в клетке, а рядом лежал банан таким образом, что дотянутся до него было невозможно.

Обезьяна какое-то время пыталась дотянуться до желаемого фрукта, но у нее ничего не выходило. Тогда она останавливала свои попытки и замирала на какое-то время, оглядываясь вокруг. И тут животное замечало палку. Вот он инсайт - дотянуться палкой до фрукта и подтянуть его к себе поближе.

Решение проблемы новым способом, которое пришло не из прошлого опыта.

Инсайт - понятие, которое изначально использовалось в гештальтерапии. Ведь гештальт означает образ или целостность. И когда человек пытается решить проблему, он стремится закрыть свой гештальт. Если этого не происходит, ответ не приходит, то и гештальт не закрывается, что будет мучить человека всю оставшуюся жизнь. Этот незамкнутый гештальт способствует тому, что подсознание продолжает поиски решения.

Конечно, как и у любой другой теории здесь есть противоположная точка зрения, что инсайт - это просто выдумка, и в реальности никакого озарения не существует. Что ответ для задачи можно найти только последовательными умозаключениями.

Этой точки зрения в большей степени придерживались бихевиористы. Поскольку никак нельзя измерить инсайт или оценить работу психики во время озарения, бихевиористы и высказывали свое сомнение насчет его существования и реальности его значимости.

Инсайт - это…

Итак, каково же определение инсайта и что это вообще такое? Если обратиться к дословному переводу, то это озарение или прозрение. Часто мы сравниваем это с появлением удачной идеи.

Инсайт - это яркое эмоциональное переживание, которое связано с появлением нового решения существующей проблемы.

Когда перед человеком возникает какая-то сложная ситуация, то изначально он обращается к своему опыту и пытается применить предыдущие знания на сложившуюся проблему в настоящем. И когда прошлый опыт не срабатывает, здесь приходит время для инсайта, который может прийти, а может и не прийти.

Кроме того, существует ложное озарение. Когда человек не может найти ответ для задачи, его психика находится в напряженном состоянии. И чтобы дать расслабиться организму, порой посылает ложное решение, которое все равно человеку кажется идеальным и самым подходящим.

Истощенная психика, усталость, и ослабленный иммунитет - вот к чему может привести чрезмерно усердный поиск ответа. Поэтому нам и подсовывают ошибочное озарение, которое человек принимает с благодарностью, ибо и сам выжат, как лимон.

Четыре этапа работы с задачей

Если мы с вами сталкиваемся с простой задачей, то процесс ее решения сводится к двум этапам:

  • первый - анализ и поиск похожего опыта в прошлом;
  • второй - проверка решения.

Если задача куда более сложная, то мы имеем с вами четыре этапа.
Первый. Этап сбора информации и проверки своего прошлого опыта. Этот этап еще можно назвать этапом усердной умственной работы. Человек работает с имеющейся информацией, добывает новую, анализирует. И если решение не находится, то наступает следующая стадия.

Второй этап - инкубационный период. Еще мы можем назвать эту стадию созреванием. Человек отвлекается от проблемы и поиска решения, начинает заниматься отвлеченными делами: смотрит , читает , ходит на прогулки, занимается спортом. Именно в моменты отвлеченной деятельности чаще всего и происходит озарение.

Вспомните как это было у Архимеда, Энштейна или Ньютона. Например, мой коллега в момент прогулки с ребенком увидел, как мальчик копается в песочнице, что вызвало у него определенные ассоциации и он понял как ему дальше продолжать свою терапию с одним очень сложным клиентом.

В отличие, например, от катарсиса, когда просветление приходит через муки и страдания от погружения в проблему, инсайт предполагает отстранение от задачи и полное погружение в другой процесс.

Третий этап - инсайт. Яркое эмоциональное переживание озарения, ни с чем не перепутать. Наверняка и у вас хоть раз в жизни случалось подобное. Когда вы сидите на совещании, или едете в поезде и вдруг решение проблемы словно само приходит к вам. Как я писала выше, порой нам подсовывают ложные озарения, которые по силе не уступают истинным.

Четвертый - проверка решения на практике. На этой стадии человек проверяет найденное решение и отправляет его к себе в опыт, ведь столкнувшись с подобной проблемой в будущем, у него уже будет готовая инструкция.

Умеете ли вы правильно работать с постановкой целей? У меня есть замечательная работа, которая поможет вам научиться не только правильно ставить задачи перед собой, но и умело анализировать их: « ».

Работа с инсайтом

Сегодня психотерапевты, работающие в различных направлениях, часто используют озарение как одну из методик для помощи своим клиентам. Психотерапевт задает вопросы, один вытекает из другого, чем и подводит человека на самостоятельное открытие проблемы или решения задачи.

Ведь только тогда, когда человек самостоятельно осознает наличие трудности, с ним можно продолжать работать. Если психотерапевт в лоб выскажет наличие проблемы, это ровным счетом ничего не даст его клиенту.

Как правило, такой процесс занимает много сил и времени, но он дает продуктивные плоды как психологу, так и самому клиенту. Более того, озарение часто используется и в групповой терапии, когда перед людьми ставится задача и в момент обсуждения у одного человека происходит озарение и он выдает истинное решение этой задачи.

Можно ли самостоятельно вызвать у себя подобное озарение? Да, можно. Но для этого придется потрудиться. А именно, отложить проблему, заняться другой деятельностью, отпустить на время задачу и вовсе о ней не думать. Заняться уборкой дома, медитацией, почитать книгу. В любом виде деятельности к вам будут приходить ассоциации, что-то в итоге и подтолкнет вас к верному решению.

Крайне сложно отвлечься от насущной проблемы. Но если вы хотите получить озарение, то именно это вам и нужно сделать. Отвлечься. Расслабиться. Переключить внимание.

Я хочу предложить вашему вниманию книгу Бориса Лемберга «Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление ». Порой мы сталкиваемся с такими задачами, для которых стандартные решения совсем не походят. И в этом случае вам очень поможет творческое мышление, которое помогает найти ответ там, где, казалось бы, это невозможно.

Опишите свой последний случай озарения. Какие чувства и эмоции вы при этом испытали? Как часто у вас случаются подобные прозрения? Часто ли вы используете фантазию и воображение при поиске выхода из трудной ситуации?

Если перед вами стоит трудная, невыполнимая задача - не отчаивайтесь и не опускайте руки. Лучше всего будет отвлечься на что-то приятное и полезное. Возможно, это и будет верным шагом к инсайту.
Всего вам наилучшего!