Что такое иезуиты. Кто такие иезуиты

Случайность, изменившая историю

Основатель будущего ордена — молодой баскский дворянин Игнатий де Лойола. Он мечтал о рыцарских подвигах и прекрасной даме. Кровь кипела в его жилах, и он, как и его славные предки, считал своим долгом защищать Испанию и крестить неверных. В 1521 году он даже не подозревал, что будет делать это всю свою оставшуюся жизнь не мечом, а крестом.

Основатель Ордена иезуитов мечтал стать рыцарем

1521 год изменил его судьбу до неузнаваемости. Во время обороны одного из замков Наварры от французов храбрый Лойола был ранен в ногу. Кость раздробило. Даже после двух операций и тренировок на специально изготовленном приспособлении, которые причиняли невыносимую боль, одна нога Игнатия оставалась короче другой. О карьере рыцаря можно было забыть. В замке, где он остановился, чтобы восстановиться после ранения, не было ни одного рыцарского романа, и Лойоле пришлось читать церковные книги. На отчаявшегося дворянина сошло озарение: он продолжит дело Франциска и Бенедикта, увековечив свое имя благочестием и смирением.

После нескольких лет строжайших изнурительных постов, самобичеваний и семичасовых молений Лойола стал походить больше на побирающегося старца, чем на молодого дворянина знатного происхождения. Он собрал вокруг себя единомышленников, и в 1534 году в соборе Сен-Дени они отслужили первую мессу будущих иезуитов. Желая отправиться в Иерусалим крестить неверных, они обратились к Папе Римскому с просьбой об учреждении их особого ордена. Так, в 1540 году началась официальная история Общества Иисуса.

Просветители католической церкви

В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не стали запираться в своих кельях, предпочитая странствующие проповеди и постоянное взаимодействие с церковью и паствой. Меньше чем за 50 лет они стали одной из самых влиятельных организаций Европы XVI века. Последователям Игнатия де Лойолы содействовали представители правящих династий: например, они снискали благосклонность дочери императора Карла V — Хуаны Австрийской.


Они проповедовали аскезу и благочестие, брали на попечение сирот и людей, больных чумой и сифилисом, эпидемия которого настигла Венецию в XVI веке. На деньги ордена устраивали масштабные католические карнавалы и организовывали сеть образовательных учреждений по всей Европе. Во Франции в иезуитских коллегиумах обучалось более 40 тысяч студентов, в числе которых были Декарт, Монтескье и Мольер. Бедным ученикам разрешалось учиться бесплатно. Такие коллегиумы были не только центрами распространения идей иезуитов, но и значимым прорывом в истории европейского образования в целом. Считается, что современная педагогика до сих пор не смогла превзойти систему воспитания и обучения иезуитов.

Лозунг иезуитов — «труп в руках хозяина», то есть Папы

Иезуиты также сопровождали карательные экспедиции в колониальную Латинскую Америку, где они применяли свой излюбленный прием убеждения: они запугивали туземцев изображениями ада. Миссионерство в Латинской Америки было выгодно не только католической церкви, но и кошельку ордена: многие иезуиты не чуждались участвовать в грабеже сокровищ языческих храмов индейцев.


Успех ордена раздражал многих современников. Главным лозунгом иезуитов еще при жизни Игнатия де Лойолы стал «труп в руках хозяина», то есть Папы. Члены ордена были готовы пойти на все, чтобы защитить интересы своего хозяина, и это пугало противников католической церкви.

Враги окружают

В разгар Реформации, в 1572 году, Общество Иисуса постановило своей главной задачей истребить ересь протестантов. Последователей Мартина Лютера и Жана Кальвина они считали «порождением чумы». Противники иезуитов платили им теми же любезностями: Лойолу они называли отпрыском дьявола, которого тот родил от досады на Лютера.

Иезуиты обращали индейцев в христианство, запугивая изображениями ада


Особенно жестокую войну с иезуитами вела Англия при Елизавете I, подозревавшей их в политическом шпионаже. Иезуитов, обвиненных в агитации и попадавших под «антикатолический закон», казнили ужасным образом. Томас Коттэм, признавшийся в шпионаже, был повешен в 1582 году и затем сразу же брошен в чан с кипящей водой. Роберта Сатуэлла четвертовали и выставили его мертвое тело на показ у четырех главных ворот Лондона. Католики-англичане тех времен притворялись протестантами, ходили на службу в кирхи и старались «отвращать слух», когда священник читал проповедь. Однако террор англиканской церкви подстегивал иезуитов бороться еще ожесточеннее. Казненных по повелению английской королевы почитали как мучеников.

Карикатура на Орден иезуитов

Неспокойно было и внутри католической церкви. Успех Ордена иезуитов стал мешать и затмевать другие организации, служившие Папе Римскому. Общество стали изображать как спесивое и корыстное, зачастую обвиняли в насилии над приходившими на исповедь. Кроме того, многих католиков раздражало самонадеянное название ордена — Общество Иисуса, и они добились того, чтобы Папа запретил иезуитам так называться. Враги иезуитов только и ждали подходящего случая, когда те допустят оплошность.

Лойолу называли сыном дьявола, которого тот родил от досады на Лютера

Неосторожные политические игры и изгнание

27 декабря 1594 года. Католический фанатик, сын портного Жан Шатель совершил покушение на короля Франции Генриха IV, бывшего до восшествия на престол протестантом. Промахнувшись, он вместо того, чтобы заколоть короля, срезал кинжалом кусочек его губы. Под пытками Шатель все время ссылался на иезуитов, в школе которых обучался. Это и стало поводом, позволившим противникам Ордена иезуитов обвинить их в государственной измене. Последовали погром в иезуитских квартал Парижа и их изгнание сначала из столицы, а затем и из страны.


Постоянные подозрения во вмешательстве иезуитов в политику не были безосновательными. Хотя верхушка Ордена держала в то время нейтралитет, остальные его члены активно участвовали в политике, защищая интересы Папы. С изгнания иезуитов из Франции начался упадок ордена. Закрывались их многочисленные общины.

В Европе активно развивали антииезуитский миф: членов ордена представляли как завсегдатаев борделей, обвиняли в жестокости и высокой смертности сирот, за которыми они недостаточно хорошо следили. На протяжении XVII и XVIII веков иезуитов, прекрасно владевших знаниями фармацевтики, считали главными отравителями Европы. Монаршие дворы Европы, где деятели эпохи Просвещения стали играть особую роль, объединились в оппозицию против иезуитов, которые, как считалось, были причастны к большинству убийств высочайших особ того времени.

Иезуитов подозревали в государственных изменах и продвижении позиций Папы в ущерб интересам государства. Орден стали называть не иначе, как «солдаты Господа» или «черная гвардия Ватикана». Более того, по Европе поползли слухи о планах иезуитов создать собственное «государство в государстве» и об организации восстаний в колониях. Иезуитов воспринимали как соперников светской власти, и распространению этого суждения активно содействовали просветители.

Примеру Франции спустя столетие последовали Португалия, Испания, Австрия. В 1773 году Папа Римский был вынужден подписать буллу о запрете существования ордена, который служил ему верой и правдой больше 200 лет. Всю ночь в Лиссабоне горели победные огни.

Никого из жителей этого красивого города не удивит находка в собственном огороде старинных монет или керамики. Когда-то Мстиславль был центром воеводства в составе Речи Посполитой. В 1640 году здесь были возведены иезуитский костел св. Михаила Архангела, монастырь и коллегиум иезуитов.

Благородное начало

Кто такие иезуиты? Как образовался этот орден, приверженцы которого живут по всему миру поныне? Его история началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного, как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Он был тринадцатым ребенком в семье знатных, но обедневших баскских дворян. Его мать умерла вскоре после родов, и воспитанием мальчика занялась родная тетка, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. В своей «Автобиографии» Игнатий писал, что «до 26 лет был человеком, предававшимся тщеславию света».

Игнатий избрал карьеру военного и стал блестящим офицером. Казалось, его жизненный путь предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду Лойола получил тяжелое ранение в сражении - один из пушечных снарядов раздробил ему обе ноги. Рана была очень серьезной, Игнатий оказался почти при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, храбрый вояка выжил.

Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять.

Вынужденный соблюдать постельный режим, он решил развлечь себя чтением. Но в замке не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Удалось найти две книги: «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского и «Жития святых» Иакова Ворагинского.

Тут Игнатий открыл для себя иной мир - мир святых Франциска, Доминика и многих других, где все любили, сражались, страдали и обретали славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий исповедовался. Выходя из храма, он увидел нищего, просящего милостыню, отдал ему свою богатую одежду, надев на себя его рубище. Всю следующую ночь он провел на коленях в молитве, решив стать рыцарем Господа и Святой Девы.

Долгий путь

Игнатий начал проповедовать. Но его речи были настолько сумбурны и нескладны, что местные священники, посмеявшись над ним, дали совет - «прежде изучи богословие»!

И уже немолодой Игнатий сел за парту. Не зная даже латыни, он начал учебу в школе, где учились мальчики из богатых семей. Лойола был настолько жаден до знаний, что учителя не смели брать с него плату за обучение.

Чтобы получить образование богослова, Лойола учился 10 долгих лет. В 1532 году он получил звание бакалавра, а через год - магистра богословия. Он ощутил свое предназначение - защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. Игнатий решил во что бы то ни стало принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Лойола и шесть его близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов или «Общество Иисуса».

С генералом во главе

В 1540 году Папа римский Павел III подтвердил основание нового ордена, и Игнатий Лойола стал его первым генералом. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Все члены ордена были обязаны беспрекословно ему подчиняться.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим (младший уподоблялся посоху в руках старшего) и полное отречение от собственной воли. Орден отличали жесткая иерархия и почти военная дисциплина. Он был чем-то средним между армией и тайным обществом, поскольку часто цели его содержались в строжайшем секрете.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности хорошего происхождения. Женщины в орден не допускались.

Тайные агенты средневековья

Почему Папа сразу дал новому ордену чрезвычайные привилегии? Почему во главе монахов поставили генерала? За какие заслуги через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь подходит к вынесению подобных решений взвешенно и осторожно.

Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Немало исследователей склоняется к мнению, что, разработав проект нового монашеского ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять свои функции - они были просто грубыми мясниками.

Вот как выглядела структура ордена с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, орден подразделялся на разряды. Первый составляли новиции (послушники). В течение двух лет они проходили суровую школу дисциплины, не допускавшую ни сомнений, ни малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все послушники, а лишь самые способные становились схоластиками и получали весьма хорошее по тем временам образование.

Новиции и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли свободно жить в миру.

Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. В свою очередь, они делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. По линии тайной деятельности в их обязанности входило выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и пр. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, шли в услужение. Но все это объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, принимавшие, кроме трех обычных монашеских обетов, еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе.

Коллегиумы: лучшее образование века

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Причем образование, которое они предлагали, было бесплатным для всех желающих.

Вскоре орден превратился в фактического монополиста в области просвещения в католических странах. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. Иезуитский костел св. Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов был построен в Мстиславле в 1640 году. Это типичные памятники архитектуры барокко. Костел с мощной 3-нефной каменной базиликой и 2-башенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом.

Интерьер этой постройки и ныне впечатляет размахом, массивностью опор, лепкой барочного характера. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

Шантаж, убийства, отравления...

Как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, которая восстановила против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Оказалось, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что благая цель оправдывает средства. Известно знаменитое высказывание Игнатия, включенное в составленный им свод правил ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является черным, если так говорит Церковь».

Иезуиты всеми способами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками - манипулируя монархами, по существу, правили странами.

Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

И это несмотря на то, что в их истории были светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались тяжкой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

Любимцы Екатерины

К 1616 году орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира.

Грязные интриги, шпионаж, подкупы, отравления и прочие неблаговидные дела иезуитов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов, Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил орден ликвидированным повсеместно.

Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы, тайно симпатизируя иезуитам.

В XIX веке орден вновь оказался под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии.

Деятельность иезуитов перешла не «нелегальное положение». Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» уже миновали.

Сегодня

Этот самый большой орден католической церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах. Согласно данным 2006 года, они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1 536 приходах.

Что же стало с иезуитским костелом св. Михаила Архангела, монастырем и коллегиумом в Мстиславле?

Костел был перестроен в 1730-38 годах, 1842-м приспособлен под Николаевский собор, монастырь под Свято-Никольский монастырь.

В здании коллегиума монастыря ныне расположена школа-­интернат.

Иезуиты. Члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена («Societas Jezy» - «Общество Иисуса»), основанного в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35438 членов в 1963, самая большая организация в США). Орден утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 года.

Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны, объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус, стоящий под верховным начальством самого папы. Первоначально папа Павел III, из боязни, что иезуиты пойдут по пути Реформации, дал согласие на организацию очень неохотно и с условием, что число членов нового ордена не будет превышать 60 (это ограничение было отменено уже в 1540 году).

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.

После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал способности - учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр., и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета - бедности, целомудрия, послушания, - делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, т.е. действительным членом ордена. Таким образом, орден делился на 4 класса, не считая вступающих (т.н. индифферентов). Учреждения общества - резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) - составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т.д.). В центральный орган иезуитов, имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмонитор (негласный контролер при генерале), но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация - созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов - обладала лишь совещательными функциями, и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство. На папский престол ни один иезуит не был возведен.

Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины.

Организацию ордена иезуитов можно уподобить кольчуге, сотканной из крепких и гибких колец; она делает орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций.

К середине XVI века орден начал энергичную борьбу с Реформацией.

Миссионерская деятельность иезуитов уже с XVI века приняла широкий размах. Друг Лойолы Фр. Ксавье распространял католицизм в Индии, Индокитае, Японии, Китае.

В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки.

К началу XVII века иезуиты стали использовать девиз - «Ad maiorem Dei gloriam» - «К вящей славе Божьей».

XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

Иезуиты были изгнаны из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден ликвидирован в 1773 году папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). В 1814 году орден восстановлен для борьбы против рабочего движения и социализма, перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. Иезуиты-ученые Г. Веттер, И. Кальвез, П. Биго. В 1971 году орден иезуитов насчитывал около 34 тысяч членов, 8,5 тысяч - в США. В руках иезуитов свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 миллиардов долларов (1958).

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой . 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др. Во второй половине XVI века - первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

В 1581 году в Рим отправлен посланник русского царя Ивана IV И. Шевригин, которому было поручено просить папу о посредничестве при переговорах между Россией и Речью Посполитой. Папа в ответ послал в Россию своего легата, члена ордена иезуитов Антонио Поссевино.

В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I . Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу. В составе посольства находился иезуит К.М. Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицина . В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др.). В 1719 году (указ Петра 1 от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.

После первого раздела Речи Посполитой (1772) иезуиты опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария - ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в кол-легиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803-1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.

В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А.Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.

20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 году, после смерти Бжозовского, по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина император Александр 1 принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Местным властям предписывалось - «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию». Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. После 25.03.1820, когда указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1896

Большая советская энциклопедия. М, 1933, 1972 Советская историческая энциклопедия. М, 1964 Отечественная история. Энциклопедия. М, 1994

ГЕНЕРАЛЫ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Иезуиты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону.
Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования.

Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») — религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый . Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Известные иезуиты

* Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
* Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
* Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
* Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
* Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
* Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
* Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
* Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
* Мансиу Ито (1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.
* Адам Коханский (1631 — 1700) — учёный, математик.
* Жан Франсуа Жербильон (1631 — 1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
* Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
* Лаврентий Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
* Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
* Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
* Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже — «Святые отцы»
* Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
* Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
* Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
* отец д"Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон