Что такое хазары определение. Кто такие хазары

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Хаза́ры араб. خزر ‎‎ (хазар ); греч. Χαζαροι (хазарой );ивр. כוזרים ‎ (кузарим ); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri ) — тюркоязычный народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.

Имя является самоназванием , его этимология до конца не ясна. Высказаны предположения, что оно восходит:

  • к персидскому слову «хазар» — тысяча (А. П. Новосельцев).
  • к титулу кесарь (А. Поляк , А. Рона-Таш ),
  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
  • к чеченскому идеоматическому выражению «хаз аре» - буквально «территория с благоприятным климатом».

Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. . На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары ). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры , берсилы , савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе, что однако не помешало хазаров изгнать барсилов из их родных земель.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

  • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
  • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп ).
  • Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг ).
  • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден , М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев).

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. - овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (середина VII — конец X вв. См. ) во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия.

После смерти Мухаммеда в 632г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635г.), изгнали византийцев из Александрии (642г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против "неверных" закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

В рассматриваемое время отношения руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало "серебряного пути" вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей .

Внешняя политика Руси в течение длительного времени характеризовалась стремлением обойти Хазарию в географическом плане, т.е. в попытках найти альтернативу Волжскому торговому пути, на котором терялась существенная часть торговых барышей в виде пошлины хазарам. Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

В 830-х годах византийскими инженерами построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа), которая располагалась, по предположению В.И.Паранина, на территории нынешнего Харькова (сравните форму Саркел-Харьков с учетом характерного для древнеславянского языка чередования л/в и с/х). То обстоятельство, что здесь позже располагался главный город , как будто подтверждает это предположение. Крепость Саркел блокировала "контрабандный" торговый путь, который позднее потерял свое значение в связи с началом разработки в 964-969 годах крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

Подробная библиография хазарского вопроса имеется по адресу: .

Были такие веротерпимые-веротерпимые...

ХАЗАРЫ, кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

Не сгинули, а рассеялись

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, но лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки.

Доведенные до отчаяния славяне, под начальством киевского князя Святослава и с финансовой помощью Византии, которой хазары также причиняли много неприятностей, сделали в 965г. «глубокий рейд» на Хазарию, сожгли и разграбили главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер, и с богатой добычей вернулись к себе домой.

Невозможно предположить, что против закона и обычаев тех времен, славяне не отплатили своим мучителям-хазарам той же монетой и не угнали к себе в полон после набега столько хазарских пленников, сколько можно было поймать и захватить. Если тащить на плантации Америки черных рабов из Африки было делом сложным, то перегнать толпы хазарских преемников, посадив их на их же собственные арбы и коней, через степи Южной России было делом самым простым и легко выполнимым. Надо полагать, что и «заем», сделанный у Византии Святославом, был уплачен той же монетой, т.е. хазарскими рабами, выброшенными на рынок в громадном количестве после блестящего набега.

Больше, чем 80 процентов всех иудеев, проживающих в мире, принадлежит к так называемым «ашкеназим", группе восточных иудеев, которые во многом отличаются от их западной группы — «сефардим» не только обычаями, но и обликом.

Как некоторые русские историки давно предполагали, большинство «восточных» иудеев не являются семитами, но тюрко-татарами, потомками тех хазар, которые сперва были разгромлены Святославом, а потом добиты Чингиз-ханом и бежали в восточную Европу под натиском его орд.
Даже в самом Израиле есть сейчас небольшие группы лиц, которые убеждены в правдивости этой истории. Так как поголовно все видные деятели Иудаизма и Сионизма принадлежат к числу «восточных» иудеев, то, по вполне понятным причинам, эта историческая правда не пользуется среди них большой популярностью.

Но, к их большому огорчению, очень известный в кругах европейской интеллигенции писатель Артур Кестлер, сам по происхождению восточный иудей, выпустил недавно свою новую книгу под заглавием «Тринадцатое Колено», в которой он ясно и убедительно доказывает, что он сам и все его сородичи иудеи -«ашкеназим» никак не могут быть семитами, но являются прямыми потомками хазар. Как Кестлер справедливо утверждает, такое сильное и жизнеспособное племя, как хазары, никак не могло исчезнуть с лица земли совершенно бесследно. Как кочевники, они просто передвинулись на запад под натиском монголов и осели в центральной Европе, увеличив число своих сородичей, уведенных насильно Святославом. Известные в Польше и на Украине, как «ЖИДЫ», эти переселенцы с низовьев Волги и были как раз теми «жидами», о которых упоминают наши былины.

Как это часто бывает, неофиты, приняв новую веру, стали выполнять все ее обряды с еще большим усердием, чем делали сами иудеи семитского происхождения, добавив к этим обрядам и свои, хазарские обычаи, Трудно предположить, конечно, что у восточных иудеев нет примеси семитской крови. Много иудеев-семитов жило в Хазарии, и часть западных иудеев, спасаясь от крестоносцев, перебралась в восточную Европу и сменялась со своими единоверцами, хазарами. Но тюрко-татарская кровь осталась доминирующей у так называемых «ашкеназим»-иудеев.
Сам того, конечно, не подозревая, Кестлер своими историческими изысканиями приоткрыл уголок той завесы, которая скрывала до сих пор от глаз непосвященных некоторые странные «обычаи» хазарских владык Кремля.

Так, на странице 54 его книги есть такая фраза: «Арабские и современные историки согласны, что хазарская система управления носила двойственный характер: Каган был представителем религиозной власти, а Бек гражданской»

(былина из Собрание народных песен )

(А. Поляк , А. Рона-Таш),

  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен).
  • Происхождение

    По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы , савиры , баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

    Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

    • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло , О. Прицак).
    • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар).
    • Хазары являются потомками эфталитов , мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг).
    • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками . (П. Голден , М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев , Д. Немет).

    Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской и украинской науке .

    Территория расселения, политическая экспансия

    До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата , после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат ( -), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе .

    Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана , хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму , на Дону и особенно в Нижнем Поволжье , куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье . Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата . Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами , из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм , вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались .

    Культура, религия и социальная система

    Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов , которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека . К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

    Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам . В VIII-IX вв. часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм .

    Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура , но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы .

    Исчезновение, возможные потомки

    Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм , по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин . Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей - караимов и крымчаков , а также ираноязычные горские евреи . Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа .

    Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе .

    Галерея археологических находок (салтово-маяцкая культура)

    Женские украшения, VIII-IX века Детали мужского поясного набора, VIII-IX века Посуда

    См. также

    • Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

    Напишите отзыв о статье "Хазары"

    Примечания

    Литература

    • Артамонов М.И. / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва . - Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 523 с.
    • Заходер Б. Н. Горган и Поволжье в IX-X вв.]. - М .: Наука , 1962. - 279 с.
    • Ивик О. , Ключников В. Хазары / Олег Ивик, Владимир Ключников. - М .: Ломоносовъ, 2013. - 336 с. - (История. География. Этнография). - 1500 экз. - ISBN 978-5-91678-148-9 . (в пер.)
    • Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб. : Евразия, 2001. - 320 с. - (Barbaricum). - 3000 экз. - ISBN 5-8071-0076-X . (в пер.)
    • Новосельцев А. П. . - М .: Наука , 1990. - 264 с. - ISBN 5-02-009552-4 .
    • Петрухин В. , Флёров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Том 1 - М.: Мосты культуры/Гешарим, 2010. - С. 149-161.
    • Плетнёва С. А. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков . - М .: Наука , 1976. - 96 с. - (Научно-популярная серия). - 120 000 экз.

    Ссылки

    • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах.
    • Петрухин В. Я. // Еврейский журнал. 2007.

    Отрывок, характеризующий Хазары

    Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
    Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
    – Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
    – Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
    Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
    – Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
    – Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
    – Прикомандирован, дежурю.
    Они помолчали.
    «Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
    – Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
    – А чорт их знает, говорят.
    – Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
    – Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
    – Или у вас денег много завелось?
    – Приходи.
    – Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
    – Да что ж, до первого дела…
    – Там видно будет.
    Опять они помолчали.
    – Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
    Долохов усмехнулся.
    – Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
    – Да что ж, я так…
    – Ну, и я так.
    – Прощай.
    – Будь здоров…
    … и высоко, и далеко,
    На родиму сторону…
    Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

    Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
    – А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
    – Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
    И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
    Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
    – Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
    Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
    – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
    Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
    – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
    Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
    – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
    Он невольно оглянулся на адъютанта.
    – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
    Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
    Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
    Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
    «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
    В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
    Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
    Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
    – Ну, что, князь? – спросил Козловский.
    – Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
    – А почему?
    Князь Андрей пожал плечами.
    – Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
    – Нет.
    – Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
    – Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
    – Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
    – Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
    Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
    – Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
    Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
    – Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
    Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.

    ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

    Современная энциклопедия

    Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

    ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

    Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

    хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

    Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Хазары (изд. 2014 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневеко вья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их идентифици…
    • Хазары , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…

    Хаза́ры (ивр. כוזרים‎ (кузарим), араб. خزر‎‎ (хазар), греч. Χαζαροι (хазарой), др.-рус. Козаре, лат. Gazari, Cosri) - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим. Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море - см. Хазарское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века). По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Причем белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и светловолосыми, тогда как черные хазары были низкорослыми и темноволосыми. Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе. Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак). Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар). Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг). Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден, М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев). До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат (650-969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе. Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались. После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в половцкой среде. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных общин - караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Хазарские корни, возможно, имеют кумыки. Новый противник появился у хазар с формированием Киевской Руси.. Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом. Титул кагана позднее носили киевские князья, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Как бы то ни было, проникшие в Восточную Европу варяжские дружины начали успешно оспаривать гегемонию хазар над славянскими племенами. От хазар освободились поляне (864), северяне (884) и радимичи (885). Отвечая на возникшие вызовы, хазары с помощью Византии соорудили серию крепостей на северо-восточных рубежах. Ок. 834 года каган и бек обратились к императору Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости Саркел. Крепость расположилась на левом берегу Дона и стала главным оплотом хазар в регионе. Кроме Саркела, как свидетельствуют археологические данные, была создана сеть аналогичных укреплений по притокам Дона. В кон. IX - 1-й пол. X вв. Хазарский каганат ослабел, но ещё продолжал оставаться влиятельным государством благодаря обученной армии и искусной дипломатии. Правители проводили политику лавирования между тремя крупными силами: Византией (утратившей интерес в союзных отношениях), кочевниками и Русью. В кон. IX в. в правление царя Вениамина против Хазарии выступила организованная Византией коалиция, состоящая из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен. Хазары разбили её при поддержке алан. При следующем царе - Аароне Византия сумела разрушить хазаро-аланский союз, и теперь хазары одолели алан с помощью одного из кочевых вождей. Аланского царя пленили, но приняли с почётом. Он отдал свою дочь за сына Аарона - Иосифа.