Что такое глаголы начала действия. Способ глагольного действия глаголов значение

Глаголы количественно-временных способов действия, означающих длительность или неоднократную повторяемость, в «Русской грамматике» подразделяются на глаголы многократного, прерывисто-смягчительного, длительно-смягчительного, длительно-дистрибутивного, сопроводительного, осложнённо-интенсивного и длительно-дистрибутивно-взаимного способов действия.

Глаголы многократного способа действия со значением неоднократной повторяемости в современном русском литературном языке составляют очень небольшую, всё уменьшающуюся группу глаголов. Они образованы присоединением суффиксов -ива-/-ва-/-а- к ограниченному кругу основ некоторых глаголов несовершенного вида со значением неоднонаправленного движения, восприятия, речи, существования и изменения положения в пространстве, конкретного физического действия: хаживать, шивать, езжать (и езживать), бегивать, певать, говаривать, сиживать, видывать, слыхивать. Эти глаголы называют многократными или формами давно прошедшего времени, так как они употребляются преимущественно в форме прошедшего времени. «Употребление многократных бесприставочных образований преимущественно в форме прошедшего времени отмечается исследователями русского языка начиная с М.В. Ломоносова». (15, стр.82). Формы типа сиживал, хаживал обладают несколько осложнённой семантикой. Они обозначают не только повторявшееся в (отдалённом) прошлом действие, но подчёркивают также, что это повторявшееся действие в момент речи больше не повторяется. Е.Н. Прокопович в книге «Стилистика частей речи» (стр.78) выделяет в системе экспрессивных форм прошедшего времени многократные бесприставочные формы с суффиксами -а-/-ва-/-ива-(-ыва) типа говаривал, едал, знавал, писывал, которые являются носительницами особых значений: неоднократной (многократной) повторяемости действия и длительности действия в прошлом.

А.В. Исаченко (7, стр.430-432) утверждает, что формы прошедшего времени от многократных глаголов имеют значение давнопрошедшего времени. Давнопрошедшее время выражает процессы, имевшие место в прошлом (по отношению «к моменту речи»), но в настоящее время (в «момент речи») больше не повторяющиеся. Отнесённость процессов, выраженных формами хаживал, писывал , к «давнему прошлому» вытекает из общего значения форм прошедшего времени несовершенного вида. Любая форма прошедшего времени несовершенного вида обозначает разобщённость данного процесса с моментом речи.

Достаточно широко рассматриваемые формы были распространены в литературном языке восемнадцатого века. Они встречаются в сатирических журналах Новикова, в комедиях Фонвизина, в сатирических поэмах Майкова и других произведениях русской литературы, тесно связанных по своему языку и стилю с народно-разговорным языком того времени. В первой половине девятнадцатого века многократные бесприставочные формы довольно широко использовались в произведениях русской художественной литературы того времени: в баснях Крылова, в комедии Грибоедова «Горе от ума», в поэзии и прозе Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

В своей работе Е.Н. Прокопович (15, стр.79) отмечает, что перелом в употреблении рассматриваемых форм наступает в русском литературном языке второй половины девятнадцатого века. Они становятся непродуктивными, резко сокращается их употребительность. «Оказавшись в результате исторического развития вне живой системы видовых отношений, теряя свою употребительность в живом языке, многократные бесприставочные формы все же остаются в нем. При этом они получают новое назначение и выполняют новые функции, входя в арсенал изобразительных средств языка русской художественной литературы». (15, стр.78). Многократные глаголы служат средством архаизации стиля, употребляются преимущественно при изображении народного быта.

«Ещё более узким становится круг употребительных в языке многократных форм с отрицанием не и значением сильнейшего отрицания ». (15, стр.102). Многократные глаголы в форме прошедшего времени с отрицанием имеют экспрессивно-усилительный характер.

Глаголы многократного способа действия образуются также от приставочных глаголов движения несовершенного вида (заходить, проводить, приводить, залетать) с помощью морфов -ива- и -ва- : проваживал, захаживал, приваживал, залётывал. Все они имеют стилистическую окрашенность. Эту способность приставочных глаголов движения несовершенного вида образовывать многократные приставочные глаголы движения со значением неправильной повторяемости действия, со значением «действовать время от времени» отметил В.В. Виноградов. (1, стр.296-297).

Глаголы прерывисто-смягчительного способа действия означают длительное и ослабленное в своем проявлении действие, осуществляемое время от времени. Такие глаголы образуются от глаголов несовершенного вида с помощью префикса по - и итеративных суффиксов -ива- / -ыва- / -ва- / -а - : похаживать, посвистывать, поговаривать, посматривать, поглядывать, пошучивать, похваливать, поживать, потирать, побаливать, позванивать, посмеиваться. Префикс по- указывает на прерывистость и неполноту действия, вносит оттенок смягчительного действия, а суффикс - на длительность или неоднократную повторяемость. Н.С. Авилова (1, стр.296) отмечает, что глаголы этого способа действия образуются от глаголов несовершенного вида с разными значениями: от глаголов чувственных и зрительных восприятий ( поглядывать, посматривать) ; от глаголов состояния ( побаиваться, похварывать) ; от глаголов со значением положения в пространстве (посиживать, полеживать, постаивать); от многофазисных глаголов (постукивать, попрыгивать) ; от глаголов, выражающих явления цвета, запаха (поблёскивать, пованивать) ; от глаголов существования (поживать) ; от переходных глаголов активного действия, направленных на объект (побирывать, поискивать) . Образование глаголов прерывисто-смягчительного способа действия от переходных глаголов активного действия непродуктивно. Все глаголы этого способа действия имеют разговорную окраску и приводятся обычно с пометой «разговорный язык». «Это правильно в том смысле, что глаголы этого типа редко встречаются в книжных (научных, публицистических) жанрах, но язык лучших русских прозаиков изобилует глаголами этого способа действия, причём не только в диалогических пассажах, но и в авторской речи». (7, стр.282-283).

Глаголы длительно-смягчительного способа действия означают длительное и при этом ослабленное действие. Такие глаголы образуются прибавлением морфов -ива-, -ыва- и -ва- и префиксов при-, под- и, очевидно, пере-, на-, вз- к основам глаголов несовершенного вида с разными значениями: от глаголов со значением «быть занятым чем» (подгуливать, подшучивать, подворовывать, прищёлкивать, приторговывать) ; от глаголов звука и речи (подвывать) ; от глаголов отношения (подлюбливать, подзуживать) ; от глаголов состояния (прихварывать) ; внешних проявлений чувств (придуриваться) . Сюда же, очевидно, следует отнести глаголы в том же значении ослабленности длительного кратного действия, образованные с приставкой пере- : перезванивать, перетрусывать; с приставкой на- : напевать, накрапывать, насвистывать, нашёптывать, наигрывать; с приставкой вз- преимущественно от основ с кратным многоактным значением: взлизывать, взблёскивать, вспыхивать, вздрагивать, взбрыкивать, взмахивать, взмыкивать, взмётывать.

Глаголы длительно-дистрибутивного способа действия означают неторопливо протекающее действие, занятие чем-нибудь. Н.С. Авилова указывает, что длительно-дистрибутивный способ действия придаёт глаголам значение «распространять действие в разных направлениях» или «проводить время за каким-нибудь занятием с оттенком неторопливости в его совершении». (1, стр.298). Глаголы этого способа действия образуются при помощи префикса раз- и морфов -ива-, -ыва- и -ва - от некоторых глаголов неоднонаправленного движения и близких к ним: расхаживать, разгуливать ; от многофазисных глаголов: размахивать; от глаголов со значением «быть занятым чем» раскуривать; от глаголов речи и звуковых явлений: распевать, разговаривать. Глагол разговаривать в современном языке ослабил это значение.

Глаголы сопроводительного способа действия означают, что названное действие, несколько ослабленное в своем протекании, сопровождает собою другое действие. Такие глаголы образуются при помощи префиксов при - и под- и морфов -ива -, -ыва- и -ва - от глаголов звука и речи и многофазисных глаголов: прищёлкивать, притопывать, приговаривать, присвистывать, приплясывать, припевать, подпевать, поддакивать, подвывать, подсвистывать, подмычивать. А.В. Исаченко (7, стр.284) отмечает, что «некоторые глаголы, образованные посредством приставок при- или под- в сочетании с суффиксами, имеют в русском языке такой оттенок значения: действие, выраженное глаголом, не следует считать главным, основным действием, а лишь второстепенным, совершающимся совместно с другим действием и, следовательно, несколько ослабленным в интенсивности своего проявления». Все они имеют разговорную окраску, относятся к несовершенному виду и не образуют видовых пар.

Глаголы осложнённо-интенсивного способа действия в русском языке представлены слабо и не очень отчётливо. Глаголы этого способа действия означают, что действие производится усиленно, с повторением и выделением отдельных своих компонентов. Они образуются при помощи префиксов вы-, от-, на- и морфов -- ива- , -ыва- и -ва - от глаголов звука: вызванивать, выщёлкивать, вызвякивать, высвистывать, названивать; от глаголов со значением «быть занятым чем»: выделывать, выплясывать, нахлестывать, отплясывать, откалывать(номера), выкамаривать, наяривать. Они также имеют разговорную окраску.

Глаголы многократно-дистрибутивно-взаимного способа действия означают складывающееся из многих актов действие, происходящее между несколькими субъектами. А.В. Исаченко (7, стр.285-286) считает, что семантика этих глаголов может быть вскрыта так: «обмениваться теми или иными действиями». Такие глаголы образуются с помощью трёх морфем: префикса пере- , постфикса - ся и суффиксов -ива-/ ыва- / -ва- / -а- : переговариваться, пересмеиваться, перестреливаться, переглядываться, перемигиваться, перекоряться, перекликаться, переписываться, переругиваться, пересылаться. Многократно-дистрибутивно-взаимный способ действия составляет сравнительно небольшая группа глаголов. Глаголы этого способа действия относятся к возвратным и имеют значение несовершенного вида.

Глаголы многократно-дистрибутивно-взаимного способа действия могут рассматриваться как противопоставленные по значению глаголам уменьшительно-смягчительной разновидности типа перемигнуться, перешепнуться, перекивнуться: при общем значении взаимности вторые выражают одноактность и ослабленность действия.

Выше изложенное о количественно-временных способах действия глаголов, означающих длительность или неоднократную повторяемость, можно представить в виде следующей таблицы:

Количественно- временные способы действия глаголов, означающих длительность или неоднократную повторяемость.

Способы действия

глаголов

Семантика

Образование

Глаголы многократного

способа действия

Неоднократная

повторяемость

-ива-/-ва-/-а-

Глаголы прерывисто-

Смягчительного

способа действия

Длительное и ослабленное

в своем проявлении

действие, осуществляемое

время от времени

по- + -ива-/-ва-/-а-

Глаголы длительно-

Смягчительного

способа действия

Длительное и ослабленное

действие

вз-,при-, под-, пере-,

на- + -ива-/-ва-

Глаголы длительно-

Дистрибутивного

способа действия

Неторопливо

протекающее действие,

занятие чем-либо

рас- (раз-) + -ива-/-ва-

сопроводительного

способа действия

Действие, несколько

ослабленное в своем

протекании и

сопровождающее другое

действие

при-, под- + -ива-/-ва-

Глаголы осложнённо-

Интенсивного

способа действия

Действие производится

усиленно, с повторением

и выделением отдельных

своих компонентов

вы-, от-, на-, + -ива-/-ва-

Глаголы многократно-

  • -дистрибутивно-
  • -взаимного способа

действия

Складывающееся из

многих актов действие,

осуществляемое

несколькими субъектами

пере-, + -ива-/-ва-/-а + -ся

Самим характером семантики этой разновидности количественно-временных способов действия определяется то, что к ним относятся только несоотносительные глаголы несовершенного вида.

Глаголы количественно-временных способов действия, означающие длительность или неоднократную повторяемость, в современном русском литературном языке имеют весьма ограниченную сферу применения. Многие из них потеряли свою употребительность в живом языке и встречаются в основном в произведениях художественной литературы. Глаголы количественно-временных способов действия, означающие длительность или неоднократную повторяемость используют писатели, включающие в свои произведения формы устной народной речи. Большинство рассматриваемых глаголов свойственно разговорному стилю. Для некоторых из них характерно тяготение к просторечию.

Изучение особенностей вида различных по семантике глаголов привело к выделению лексико-грамматических разрядов, которые принято называть способами глагольного действия. Это группы глаголов, объединяемых на основании общности характера протекания действия.

Например, такие различные по семантике глаголы, как закричать, поплыть и т. д., имеют общий семантический компонент значения - значение начала действия.

Способы глагольного действия делятся на характеризованные и нехарактеризованные. В характеризованных общее значение передается при помощи специальных морфем, а в нехарактеризованных заключено в самом корне.

Глаголы, выражающие различные способы глагольного действия, чаще всего одновидовые.

ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900).

Значение начинательности выражается приставками. Так, при- ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать)\ к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть-запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно небольшим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезным читателем (П.) ; Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть (П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Ограничительное значение выражается приставкой по-у которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничите л ьный способ действия. Общее значение таких глаголов - действия, охватывающие определенный промежуток времени. Например: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (Кр.)’> Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени (П).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть - просиживать, простоять - простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее значение - действия, смягченные в своей интенсивности. Например: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты поднаторел за войну в технике (Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам (поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.)."Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами (приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.)."

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать - подрабатывать, приподнять - приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи."

5. Результативный способ д е й с т в и я." Глаголы этой группы имеют общее значение: значение реального достижения результата или направленности на достижение результата. Например: Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (П.); Михаил Аверьяныч скоро со всеми перезнакомился (Ч.).

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия - значение действия, произведенного за один прием, один раз.

Например: Пес как прыгнет, завизжит (П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А." Н. Т.). Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания (ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия (мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов - суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть): Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов - просторечие.

1. Глаголы длительн о-п рерывистого способа действия. Общее значение - значение нерегулярной расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел, На братца поглядывает боком (П.); Генеральша мелко, не переставая, смеялась. Генерал тооісе похохатывал (Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

2. Глаголы сопроводительного способа действия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с другими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами... (П.); Это был брат моего отца... в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю Москвы (А. Шаров).

Способ образования - префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления - разговорная речь.

3. Глаголы в з а и м и о-д лительного способа действия. Общее значение - значение действия, которым обмениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чиновников, которые между собой перешептывались (П.); Когда адмирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеивались (Станюк.).

Способ образования - префиксально-суффиксально-постфик- сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться).

Это глаголы стилистически нейтральные или разгозорные.

4. Глаголы многократного способа действия. Общее значение - значение повторяющегося действия. Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто (В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами, Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в палисаднике (Коч.).

Способ образования - суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления - разговорная.

НЕХАРАКТЕ РИЗО BA II И Ы E СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, гнаться - гоняться, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, катить - катиться, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, нестись - носиться, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать, тащиться - таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторону (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более разнообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась подальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы - характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного действия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать - убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать - убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе русского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).

специальная лексика. Слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

спиранты. То же, что щелевые согласные.

спонтанный (лат. spontaneus - самопроизвольный). Независимый, необусловленный, свободный. Спонтанные звуковые изменения (не обусловленные позицией звука).

способ глагольного действия. Лексико-грамматическая категория глагола, взаимодействующая с категорией вида и выражающая те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и т. д.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия, следующие:

4) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз; вз; за-, по-. Возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;

2) значение ограничения действия во времени, в полноте своего проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками. Полежать, помечтать, поплакать, поплавать, попрыгать, посвистеть, посидеть, постоять, потоптаться, пошуметь, попридержать, пораздумать;

3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса, исчерпанности действия) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-. Проспать (всю ночь), просидеть (брюки), отлежать (руку), отгрузить, отогреться, отужинать, отшуметь, умаяться, иззябнуть, измокнуть, изранить, искалечить, иссохнуть, исписать (всю бумагу);

4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками. Перебелить, переколоть, перекусать, переломать, перемыть, перепортить, побросать, покусать, позакрывать, пооткрыватъ;

5) значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну- .. Грянуть, хлынуть, хохотнуть;

6) значение прерывистости у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-. Побаливать, поглаживать, покашливать, посиживать, постукивать, похаживать;

7) значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а):

Приговаривать, притаптывать, прищелкивать, подмигивать, подплясывать, подпрыгивать. См. также подвид.

способы выражения грамматических, значений. Способы образования форм слова.

Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д. Делать - сделать, писать - написать и т. п. Оправдать - оправдывать, разменять - разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть - запирать, умереть - умирать, набирать - набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать - насыпать, разрезать - разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить - сказать, ловить - поймать и т. п. Человек - люди. Хорошо - лучше, много - больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу - буду писать. Красивый - более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

Глаголы,
несоотносительные по виду

Несоотносительные глаголы несов . вида

К несоотносительным глаголам сов. вида относятся также глаголы, которые при помощи суффиксов -ну 2 -, -ану - (см. § ) или при помощи префиксально-суффиксальных формантов образованы от основ глаголов несов. вида и отличаются от них по лексическому значению. Так, например, гл. крикнуть не является парным глаголом по отношению к первичному глаголу несов. вида кричать , так как он имеет свое собственное значение одноактного действия. Это значение глагола сов. вида не позволяет говорить о тождестве лексического значения глаголов кричать крикнуть , т. е. о наличии здесь видовой парности; глаголы соснуть , вздремнуть не соотносительны по виду с глаголами спать , дремать , так как имеют дополнительное значение (поспать, подремать немного) ; в гл. толкануть (прост.) есть значение одноактности и оттенок экспрессивности действия (см. § ), что делает его несоотносительным по виду с многоактным гл. толкать .

§ . Глаголы накопительно­суммарного способа действия дополнительно к значению достижения результата означают охват действием ряда объектов (или сложного, множественного объекта) – с оттенками накопления, полноты охвата или уничтожения действием. Глаголы этого способа действия образуются от переходных и непереходных глаголов. В образовании этих глаголов участвуют различные префиксы. Накопительно­суммарный способ действия имеет две разновидности: накопительную , при которой в дополнение к значению достижения результата выражается значение накопления; суммарную , при которой выражается суммарный охват или уничтожение действием чего­либо.

1) Глаголы накопительной разновидности означают накопление и формируются при помощи префикса на ­: а) в значении накопления объектов или результатов действия: напилить (дров), нарвать (цветов), настрелять (дичи), наловить (рыбы), надоить (молока), наварить (варенья); б) в значении накопления меры самого действия: набедокурить , набезобразничать , наглупить , надышать ; в) в значении накопления определенной меры объекта – от глаголов движения: набегать , наездить , налетать , наплавать (столько­то часов, километров). Присоединяясь к префиксальным переходным глаголам, префикс на ­ вносит значение обилия, полноты: насбивать (яблок) (прост.), насбирать (ягод) (прост.), нарассказать (разг.), навыдумывать (историй) (разг.).

2) Глаголы суммарной разновидности означают суммарный охват или уничтожение действием чего­либо. Они формируются при помощи префиксов об ­, с ­, вы ­, из ­.

Глаголы с префиксом об ­: обшить , обстирать (всех); от гл. движения: оббегать (разг.), облазить (все углы) (разг.).

Глаголы с префиксом с ­: в знач. (уничтожить действием) : скормить (весь корм), сносить (все платья), сглодать (все кости) (разг.).

Глаголы с префиксом вы ­ в знач. (уничтожить действием) : выбить (разг.) (Больше половины офицерского и солдатского состава было выбито . А. Н. Толст.); выжать (рожь) (разг.); выпоить (пойло) (разг.); в ырезать (кого); от глаголов движения со знач. заполненности пространства действием: в ыходить (много дорог) (разг.).

Глаголы с префиксом из ­ со знач. (уничтожить действием) : исписать (все чернила), исстрелять (все патроны); от глаголов движения со знач. охвата действием всех объектов: исходить (все дороги), излазить (все кусты) (разг.).

§ . Распределительный , или дистрибутивный , способ действия дополнительно к значению достижения результата означает действие, поочередно распространяющееся на ряд объектов или исходящее от ряда субъектов. Такие глаголы образуются от переходных и непереходных беспрефиксных и префиксальных глаголов при помощи префиксов по ­ и
пере ­.

Глаголы с префиксом по ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов образуются от переходных беспрефиксных глаголов: покусать , порубить , покидать , поснимать , поделать , пошить , поморить (все – разг.); объектно­дистрибутивное значение часто подчеркивается специальными лексическими показателями: всех порубили , покидали , покусали ; всё поснимали , поделали , пошили ; от непереходных глаголов – со значением постепенного поочередного участия в действии нескольких субъектов: повянуть , попадать , погореть , померзнуть .

Глаголы с префиксом пере ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов от переходных беспрефиксных глаголов: перебить , перебраковать , переделать , переглотать , переломать , перенумеровать ; от глаголов движения: переносить (все вещи в дом), переводить (всех детей в театр), перекатать , перевозить (всех подряд); от непереходных глаголов – в знач. действия, исходящего от нескольких субъектов или охвата действием ряда объектов: переболеть (всеми болезнями), перемереть (прост.), перегаснуть , перебывать , перехворать .

Глаголы распределительного способа действия образуются также от префиксальных глаголов как сов., так и несов. вида. В этом случае формантом является только префикс по ­. При мотивации глаголами как сов., так и несов. вида образуются глаголы сов. вида. От переходных глаголов со знач. поочередного распространения действия на ряд объектов (все – разг. или прост.): повытолкать и повыталкивать ; повыбить и повыбивать ; пооткрыть и пооткрывать ; поубить (Старших сыновей поубило на войне . Шукш.) и поубивать (Для чего разбойникам в церковь забираться ?... сторожей поубивать . Чех.); повыкидать и повыкидывать ; повывернуть и повыворачивать ; повыспросить и повыспрашивать ; повытащить и повытаскивать (Весь скарб из лавки повытащат . А. Невежин; Все лишнее повытаскивали . А. Серафимович); от непереходных глаголов сов. и несов. вида: повстать и повставать , повскакать и повскакивать , повыскочить и повыскакивать , повыпрыгнуть и повыпрыгивать .

Глаголы распределительного (дистрибутивного) способа действия всегда – несоотносительные глаголы сов. вида.

Словообразовательные характеристики глаголов, описанных в разделе "Вид глагола", даются в разделе "Словообразование глаголов”.

Терминологическое сочетание «способ глагольного действия» употребляется в двух случаях. Во-первых, им обозначается семантическая модификация (А. В. Исаченко) в основном бесприставочных глаголов, в результате которой выражаются дополнительные количественные, временные и результативные смыслы.

Во-вторых, способами глагольного действия называют разряды глаголов, объединенных на основе общей семантической модификации, т. е. общего модификационного словообразовательного значения. Способы глагольного действия выражаются приставками и суффиксами (иногда префиксально-суффиксально, иногда с участием постфикса). Основные способы действия следующие:

результативный выкопать, создать, достичь, построить;

начинательный - запеть, пойти, раскричаться, взволноваться;

окончательный (финитный) - отгрохотать, перебродить (вино уже перебродило), допить;

ограничительный поговорить, покурить, походить, погостить;

длительно-ограничительный проговорить два часа, проходить весь день;

однократный мазнуть, сглупить, сострить;

уменьшительно-смягчительный наиграть, подвыпить, приглушить, вздремнуть;

распределительный – перебить все чашки, перечитать все газеты, повывезти все вещи;

интенсивно-результативный нагладить, раскормить, набегаться, объесться, отлежаться;

многоактный мазать, охать, толкать;

многократный сиживать, хаживать, нашивать, едать;

сопроводительный прихрамывать, приплясывать, поглядывать (говорить и поглядывать по сторонам).

Вид тесно связан со способами действия, во-первых, потому, что они тоже являются средством характеристики протекания действия, во-вторых, потому, что значение способов действия может ограничивать видовое формообразование (например, от многих глаголов начинательного способа не образуются имперфективные формы: кричать закричать *закрикивать, охать заохать *заохиватъ, бежать побежать *побегиватъ).

Многие значения способов действия препятствуют объединению глаголов НСВ и СВ в видовые пары. Так, махать и махнуть не образуют видовой пары в связи с тем, что первый имеет значение многоактности, а второй – одноактности, глаголы кричать и раскричаться не объединяются в видовую пару потому, что у последнего есть значение интенсивности и начала действия.

Разряды глаголов с точки зрения вхождения в видовые пары

Большинство русских глаголов входит в видовые пары. Такие глаголы называются соотносительными или коррелятивными по виду.

Кроме этого, существуют одновидовые глаголы НСВ (imperfective tantum) и одновидовые глаголы СВ (perfectiva tantum). Причина отсутствия у глагола видового коррелята, как правило, кроется в лексическом значении слова. Так, глаголы со значением состояния, деятельности и непредельного процесса(скучать, тосковать, плотничать, хозяйничать, гулять, висеть, знать, править и др.) регулярно бывают только НСВ. Глаголы типа вскрикнуть, очнуться, ушибиться, т. е. обозначающие «моментальные переходы» из одного состояния в другое, имеют только СВ.

Особую группу образуют так называемые двувидовые глаголы . Их можно сравнить с существительными общего рода. Двувидовые глаголы совмещают в себе значения НСВ и СВ, которые выражаются у них аналитически, т. е. в предложении (Солдаты сейчас атакуют (НСВ) дворец/Солдаты завтра атакуют (СВ) дворец.

Основную массу таких глаголов образуют лексемы, заимствованные из западноевропейских языков, содержащие суффиксальный элемент -ова- (-ова; -ирова-, -изирова-, -фицирова-): атаковать, адресовать, телеграфировать, дезертировать, систематизировать, электрифицировать. Слов собственно русских, в том числе и старославянских по происхождению, в этой группе мало: велеть, казнить, миловать, даровать,наследовать, ранить и некоторые другие. Отдельные двувидовые глаголы в своей морфемной структуре имеют приставку: переоборудовать, переосвидетельствовать, преобразовать, переадресовать.

Исследователи отмечают, что в языке есть тенденция к устранению двувидовости. Она проявляется 1) в том, что многие глаголы частотно употребляются в значении одного вида (например, арестовать регулярно используется как СВ, а глагол рецензировать – как НСВ), 2) в том, что к двувидовым глаголам образуются соотносительные по виду глаголы (атаковать/атаковыватъ, редактировать/отредактировать, рецензировать/отрецензировать ипрорецензировать), 3) в том, что разные формы глаголов по-разному проявляют двувидовость, так причастия и деепричастия двувидовыми не бывают.

Признак двувидовости может относиться к лексеме и лексико-семантическому варианту. Например, глагол бежать является двувидовым в значении "спасаться бегством".