Что такое фальцет в пении. Превращаем фальцет в головной голос

Фальцетом в исполнительском искусстве называют ноты верхние, головные, образуемые с помощью дыхания, скользящего и слегка задевающего по связкам. Образуемые звуки называются фистулой. Их образование свойственно мужскому голосу, способному образовывать звуки мягкие, но ограниченные в полноте и силе, если сравнивать их со звуками таких регистров как грудной или смешанный.

Фальцет - слово итальянского происхождения, перевод которого звучит как «фальшивый». Однако специалисты предостерегают несведущих делать скоропалительные выводы о звучании, обладающего, кстати, отличной интонационной чистотой. Специалистами фальцет признается своеобразной фальсификацией естественного голоса человека, неспособного брать высокие ноты. Стоит заметить, что фальцет используется не только профессиональными исполнителями. Достаточно часто он используется фольклорными исполнителями, к примеру, татарами или тирольцами.

Каким способом образуется фальцет? Вопрос, на который еще не получил точного и основательного ответа. Точно можно сказать, что он противопоставляется голосу, образуемому при помощи грудного регистра. Грудной голос характеризуется полнотой, а звуки образуются при узкой голосовой щели с использованием в качестве резонаторов бронхов и дыхательного горла. Фальцет же образуется при широко раскрытой голосовой щели. Для формирования фальцетных нот от исполнителя требуется прилагать серьезные усилия при выдохе. Широко расставленные голосовые связки и не менее широкое раскрытие голосовой щели не способствуют использованию бронхов и грудины в качестве резонаторов, поэтому образование гортанных звуков и свойственных им грудных оттенков не происходит.

Некоторые следователи фальцета, к примеру, Вашер, отмечают, что формирование фальцета и грудных звуков схоже в части одинакового суживания гортанной щели. Однако исследователи тут же добавляют, что при фальцете голосовые связки вибрируют в своей передней части, а при образовании гортанных звуков - на всем их протяжении. Если рассматривать видение вопроса Иоганнесом Мюллером, то обращает внимание его убежденность в факте образования фальцетных нот с помощью колебания краев связок. По его же мнению при образовании грудных нот колебание голосовых связок происходит в объеме всей имеющейся у них массы.

В данной связи необходимо отметить, что фальцет, как явление, толкуется разными исследователями по-разному. Однако общий вывод из всего предлагаемого материала можно сделать следующий. Чтобы грудной голос смог преобразоваться в фальцет, исполнителю необходимо осуществить некий «мышечный маневр». При наличии такого утверждения, каким именно должен быть этот маневр, исследователи пока что не знают.

Примечательно, что фальцетом пользуются в случае, когда необходимо наличие окрасить звук особым образом.

Фальцет - явление, которое по-разному проявляется у людей. У одних он может быть развит, обладать отличными певческими качествами и весомыми отличиями от обычного голоса. У других он может характеризоваться тусклостью, отсутствием выразительности, бедностью обертонов. Подобный фальцет едва ли может быть применим в вокальном искусстве. Зафиксированы случаи отсутствия в мужских голосах фальцета, что обусловило полноту и звонкость звучания верхнего регистра. В подобных случаях тихий фальцет объединяется с основным голосом. Исследователи предполагают, что данный процесс обусловлен особенностями строения голосовых складок, в которых отсутствуют тонкие края.

Фальцет - привычное явление, свойственное камерному исполнению. Виртуозами фальцета зачастую признают теноров. Введение фальцета в оперные партии обуславливается необходимостью формирование определенного образа.

Пение фальцетом

Пение, как явление, базируется на таких критериях как дыхание, подача и функционирование резонаторов.

При помощи дыхания исполняемая нота обладает опорой. Воздушный поток, благодаря легким и диафрагме, исполнителем безошибочно расходуется и верно направляется.

Благодаря подаче исполнитель проявляет свою индивидуальность. Определяющими критериями для данного параметра являются: дикция, объем легких, уровень певческих навыков и умение работать с резонаторами.

Останавливаясь на резонаторах, стоит выделить три типа: грудной, носолобный, головной.

Для определения первого типа стоит всего лишь начать говорить, приложив руку к груди: ощущение легкой вибрации будет свидетельствовать о работе грудного резонатора.

Резонаторы лобные или носовые используются для формирования голосового тембра.

Головные резонаторы используются для достижения высоких нот, то есть фальцетных.

Пение фальцетом большей части представителей академического вокала не признается за вид исполнительского искусства. Однако как вид фальцет существует. Если искать примеры в сфере рок-исполнителей, то весьма ярким представителем данного певческого направления можно назвать Фредди Меркьюри. Приводя подобный пример, стоит оговориться, что фальцет представляется типом пения, а вокалисты роковых произведений в большинстве своем пользуются микстом.

Фальцет, как тип вокального исполнения, представляется верхним головным регистром певческого голоса мужчин. Для него характерна бедность обертонами и незамысловатость тембра, что обуславливает легкость, мягкость, слабость и значительную резкость звучания.

В современных условиях весьма мало исполнителей, раскрывающих виртуозность владения фальцетом. Среди известных имен можно назвать Эрика Курмангалиева, Алексея Щербинина, Яна Гиллана, Джимми Сомервиля и других.

Фальцет, как тип певческого исполнения

Пение, в котором вибрация краев связок характеризуется минимальными показателями, называется фальцетом. Подобный тип пения сравнивают с игрой на флейте. Для образования фальцетного, то есть высокого звука требуется постоянное расширение голосовой щели. Подобный подход исключает напряженность голосовых связок, но не исключает незначительную громкость звучания. Звук, по словам специалистов, можно усилить. Для этого предлагается заузить выход из гортани, увеличить давление выдыхаемого воздушного потока на края значительно расширенных связок. Если говорить о принципах формирования оперного фальцета, то выход из гортани у певцов заужается больше, чем при использовании иных режимов. Данным способом достигается значительная мощность звуковой струи. Если опора правильная, то есть используется вершина твердого неба, то в звучащем отражаемом потоке проявляется мощь. Для проявления в звучании низких частот исполнителю необходимо приложить усилия для увеличения объема глотки и ротовой полости. При этом гортань опускать нельзя.

Фальцет: манера исполнения

Истории музыкального искусства утверждают, что фальцет приобрел популярность в середине прошлого века. Его истоками был стиль хорового пения - «ду уоп», популярного у американской молодежи.

От простого интереса к фальцету музыканты перешли к процессу формирования групп, состоящих из 4 исполнителей: теноров, ведущего и первого, баритона и баса. При этом бас брал нижние ноты, первый тенор - самые высокие, а ведущий - исполнял основную музыкальную тему в весьма простой манере.

Современные оперные исполнители постоянными тренировками и певческой практикой добиваются высоких мощных нот, которые с трудом выводятся из глубины легких.

Если говорить не научной терминологией, а простыми словами, то под фальцетом понимается фальсифицированный голос мужчины, которым он подражает голосу женщины. При правильном извлечении звука, он приобретает высокую тональность и сильно отличается от традиционного баритона мужчины.

Петь фальцетом - искусство, характеризующееся серьезными трудностями. К примеру, специалистами называется ограниченная динамика, сила и мелодизм. В процессе пения фальцетом исполнитель может столкнуться с проблемами нарушения речи, развития глухого звука голосовых связок, тоновые скачки.

Лиха беда начало

То, что петь фальцетом можно научиться - доказано. Однако дано это не всем. А обучению необходимо посвятить достаточно много времени. При этом стоит понимать необходимость искажать голос в пользу отнюдь не «мужественного» пения.

Первое, на что обращается внимание, - на глубину дыхания, которое, при постоянной и правильной вокальной разминке, должно способствовать увеличению оборота воздуха в легких.

Исполнителю необходимо постепенно и постоянно стремиться к пению с использованием высоких нот. Для этого рекомендуется тренироваться в извлечении звука посредством выталкивании воздуха к верхним дыхательным путям через живот. При этом рекомендуется не напрягать мышцы горла.

Стоит исключить возможность вибрации груди посредством передвижения воздуха от живота к голове, где звук и должен вибрировать.

Фальцет - что это? Довольно часто нам приходится слышать: «Он поет фальцетом». И многие почему-то сразу думают, что за этим кроется что-то плохое: непрофессиональное, фальшивое, далекое от искусства. В обиходе уже давно сложилось мнение, что те, кто поют фальцетом, представляют собой людей, у которых нет голоса. Некоторые же полагают, что это оскорбительное слово, которое должно обязательно задеть певца. На самом деле все не так. В музыкальном мире значение слова "фальцет" почти ничего общего не имеет с фальшью.

Понятие «фальцет» и его история

Это слово происходит от итальянского falso, которое действительно переводится как фальсифицированный, фальшивый, неверный. В старину фальцетом называли голос, который при хоровом пении исполнял партию выше тенора. Ему поручали главную мелодию. Со временем понятие несколько трансформировалось, и сегодня под фальцетными имеют в виду верхние ноты, которые заставляют дыхание скользить по едва задевая их.

А сегодня фальцет - что это? Широкую популярность он получил в середине ХХ века, «поднявшись» на эстрадную сцену из хорового пения, которое в народе называли «ду уоп». Оно было очень популярно в США. А непревзойденным мастером фальцета до сих пор считается мексиканец Мигель Асевес Мейя.

Фальцет - что это такое?

Если говорить языком музыкантов, то это самый голоса (мужского), который расположен выше обычного диапазона. Он звучит очень мягко и не богат на обертоны.

Фальцетный голос противопоставляют грудному, который характеризуется полнотой и грудным звучанием. Оно создается благодаря участию в процессе бронхов и легких, выполняющих функцию резонатора. А голосовая щель при грудном исполнении минимально узка. При фальцете же связки сильно удалены друг от друга, щель широкая, выдох требует большого усилия. Бронхи и легкие в данном случае отдыхают.

Взять очень высокую ноту невероятно сложно - это подвластно только оперным певцам с большой практикой. Всем остальным приходится переходить на фальцет. Он как бы фальсифицирует натуральный голос, сохраняя чистоту интонации. Прием фальцета обычно используется певцами-мужчинами. Их голос при этом становится похож на женский.

фальцетом?

Чтобы овладеть данным мастерством, нужно упорно тренироваться и знать некоторые хитрости. Следующие тезисы помогут понять, как петь фальцетом правильно:

  • Высокие ноты требуют умения глубоко дышать. А оно, в свою очередь, невозможно без хорошо развитых легких.
  • Переходить к высоким нотам следует постепенно.
  • Воздух при фальцете выталкивается через живот вверх - к голове. И вибрирует там.
  • Горловые мышцы не напрягаются.
  • Грудь не вибрирует (убедиться в этом можно, приложив к ней руку).
  • Задействуются только краешки голосовых связок.

Теперь читателю известен ответ на вопрос: фальцет - что это? Это верхний голосовой регистр. Петь фальцетом сложно. Учиться этому мастерству лучше под руководством опытного педагога. А если такового не имеется, то как минимум, запасшись специальными пособиями.

Что такое пекинская опера сегодня - умирающая традиция и аттракцион для туристов или живое искусство, которое развивается и собирает полные залы? Для Китая вопрос вовсе не праздный. В стране, которая развивается бурно и стремительно, жертвами рыночной экономики зачастую становятся явления, не способные принести быстрый и большой доход. Среди них - традиционные ремесла и искусства. За последние 20 лет только в одной провинции Шэньси исчез 21 вид местных опер.

Пекинская опера возникла в 1790 году, когда представления четырех оперных трупп из провинции Аньхой так понравились императору Цяньлуну, что он повелел им остаться в столице и развивать театр здесь. Долгое время этот вид искусства был самой популярной формой досуга для миллионов китайцев - театры процветали, актеров боготворили. Тяжелые времена пришли с «культурной революцией» - в течение десятилетия многие традиции были утрачены, не вписавшись в понятие социалистического реализма.

Сегодня пекинская опера очень популярна у представителей старшего поколения, этому искусству полностью отдан один канал центрального телевидения. Включи в любое время дня и даже ночи - и наслаждайся. Если, конечно, соседи не возражают: пекинская опера - очень громкое искусство. В любом случае специалисты едины во мнении: главное условие выживания и развития - молодежь на сцене и в зрительном зале. Я отправилась в Национальную академию китайского театрального искусства, чтобы увидеть будущее пекинской оперы собственными глазами.

Академия - самое известное в стране учебное заведение, которое готовит артистов традиционных опер, ведь каждая провинция имеет собственную - отличную от других. Сегодня на восьми факультетах академии учится 2.000 студентов. Обучение платное и стоит до 10 тысяч юаней (1.200 долларов) в год. Недешево, особенно с учетом того, что артист–новичок первые несколько лет будет получать в театре лишь 1.000 юаней в месяц.

Но конкурс все равно немаленький: энтузиастов хватает. К ним относится и Не Чжа, который поет любимые арии с четырех лет, для него это - смысл и цель жизни. Преподаватели пророчат ему большое будущее и уверены, что он станет настоящей звездой. Его амплуа - чоу, клоун.

В пекинской опере традиционно четыре амплуа: шен (мужская роль), дань (женская), чоу (клоун) и цзин (рисованное лицо). Актер всю жизнь выступает в одной роли и практически достигает в ней совершенства. Амплуа определяется еще в академии и, как правило, не меняется никогда. Главное в определении будущего амплуа - голос, потом лицо. Например, у Не Чжа лицо круглое, считается, что такое не подходит для серьезных партий.

Раньше в пекинской опере выступали исключительно мужчины, которые пели и играли все партии, в том числе и женские. Актер, преуспевший в женских ролях дань, становился знаменитым на всю Поднебесную. Но после создания народного Китая практика забыта - ныне женские партии исполняют женщины, традиция мужчин в роли дань вымерла.

В академию я пришла на премьеру. Студенты всех факультетов объединились и поставили новую оперу, которую постарались максимально осовременить. Сократили продолжительность с четырех до двух часов, ввели в оркестр не свойственные Китаю западные инструменты, применили спецэффекты. Неприкосновенными остались главные атрибуты любой пекинской оперы: грим и костюмы. Опытный зритель может определить амплуа и характер героя, лишь взглянув на грим и костюм. Красный цвет означает преданность и мужество, серый - принадлежность к злым силам, а серебристый или золотой - к сверхъестественным. Зачастую на макияж уходит несколько часов, в результате лицо меняется до неузнаваемости.

Опера «Ню Ча» - популярная в Китае сказка про мальчика–воина, который с помощью сверхъестественных сил сражается с женщиной–драконом и злыми духами. И, как водится, побеждает. В опере много акробатики и боевых сцен. Между прочим, китайские актеры - универсалы: они одновременно могут петь и жонглировать или петь и сражаться с помощью приемов кун–фу. И никакой фонограммы или сбитого дыхания, прошу заметить!

Не Чжа был мною замечен в двух образах: старика - воспитателя главного героя и воина–комика. Как и он, многие студенты на сцене - практически готовые артисты, хоть завтра в театр. Правда, трудоустраиваться придется самим: они, может, и мечтали бы о распределении, но в Китае это не практикуется. Академия помогает найти работу только самым талантливым: конкуренция большая. А потому годы обучения означают не только студенческое веселье, но прежде всего тяжелую работу.

Пекинская опера, на мой взгляд, театр в самом глубоком, первозданном смысле этого слова: ничего общего с реальностью, искусство ради искусства. Нет ничего странного в том, что оно не ужилось с «культурной революцией» и социалистическим минимализмом желаний и возможностей. Мне бы очень хотелось, чтобы оно ужилось с рыночной экономикой.

На снимке: сцена из оперы «Ню Ча», старик с длинной бородой - студент Не Чжа.

Беден обертонами , тембрально проще основного грудного голоса исполнителя . Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани слизистой . Фальцет применяется лишь для особой окраски звука .

Звучание и применение [ | ]

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета . В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например, Маргарет Грин (англ. Margaret Green ) и , быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц . Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета . Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается . В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от певицы .

Тем не менее, другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни (James McKinney ) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано , поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано .

Примечания [ | ]

  1. Фальцет // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.