Юлиану Тувиму повезло с местом в русском культурном пространстве. По
разным причинам (не все из которых литературные), его довольно много
и хорошо переводили на русский язык и часто издавали. Но вот
стихотворение, которое на сегодня является едва ли не самым
популярным произведением Тувима на родине, читающим по-русски
практически незнакомо. Мне не удалось найти совершенно никаких
следов этого стихотворения в литературе на русском языке, а в блогах
и форумах есть всего несколько упоминаний с неполными и не очень
грамотными подстрочниками (справедливости ради надо заметить, что
перевод этого текста - задача не самая тривиальная). Среди
многочисленных свидетельств его популярности в Польше, одно особенно
впечатляет: видеоклип с отрывком из спектакля "Тувим для взрослых"
варшавского театра "Рома", в котором исполняется это стихотворение,
за 4 года собрал почти 9 миллионов просмотров. С учетом того, что
всего по-польски говорят 40 миллионов человек, это неплохой
результат, весьма вероятно, абсолютный рекорд для польского (а может
и не только польского) поэтического текста. Автор вряд ли
рассчитывал на такую популярность. После написания в 1937 году,
стихотворение было издано тиражом в 30 пронумерованных экземпляров
(позже был выпущен еще один тираж в 5 экземпляров) с пометкой "не
для продажи", и не предназначалось для широкого распространения. До
1957 года оно было неизвестно почти никому, потом распространялось в
списках, и только в последние 20 лет начало осваивать территорию со
скоростью лесного пожара. Почему стихотворение вызывает живой
отклик, должно стать понятно после его прочтения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: эта запись содержит вульгаризмы и обсценную лексику, а также политически некорректные инвективы в адрес самых разнообразных идентифицированных групп. Если хотя бы один из этих факторов может вывести вас из состояния душевного или физического равновесия, НЕ ЗАХОДИТЕ под кат!
Julian Tuwim Wiersz, w którym autor grzecznie, ale stanowczo uprasza liczne zastępy bliźnich, aby go w dupę pocałowali |
Юлиан Тувим Но твердо просит многочисленные легионы ближних, чтобы его поцеловали в жопу |
|||
Apsztyfikanci grubej Berty I katowickie węglokopy I borysławskie naftowierty I lodzermensche, bycze chłopy, Warszawskie bubki, żygolaki Z szajką wytwornych pind na kupę, Rębajły, franty, zabijaki, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Izraeliccy doktorkowie, Widnia, żydowskiej Mekki, flance, Co w Bochni, Stryju i Krakowie Szerzycie kulturalną francę; Którzy chlipiecie z "Naje Fraje" Swą intelektualną zupę, Mądrale, oczytane faje, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Item aryjskie rzeczoznawce, Wypierdy germańskiego ducha Karne pętaki i szturmowcy, Zuchy z Makabi czy z Owupe, I rekordziści i sportowcy, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Socjały nudne i ponure, Pedeki, neokatoliki, Podskakiwacze pod kulturę, Czciciele radja i fizyki, Uczone małpy, ścisłowiedy, Co oglądacie świat przez lupę I wszystko wiecie: co, jak, kiedy, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Item ów belfer szkoły żeńskiej, Co dużo chciałby a nie może, Item profesor Cy… wileński I ty, za młodu niedorżnięta Megero co masz taki tupet, Że szczujesz na mnie swe szczenięta, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Item Syjontki palestyńskie, Haluce, co lejecie tkliwie Starozakonne łzy kretyńskie, Że "szumią jodły w Tel-Avivie", I wszechsłowiańscy marzyciele, Zebrani w malowniczą trupę Z byle mistycznym kpem na czele, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. I ty fortuny skurwysynu, Gówniarzu uperfumowany, Co splendor oraz spleen Londynu Nosisz na gębie zakazanej, I ty, co mieszkasz dziś w pałacu, A srać chodziłeś pod chałupę, Ty, wypasiony na Ikacu, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Item ględziarze i bajdury, Ciągnący z nieba grubą rentę, O, łapiduchy z Jasnej Góry, Z Góry Kalwarji parchy święte, I ty, księżuniu, co kutasa Zawiązanego masz na supeł, Żeby ci czasem nie pohasał, - Całujcie mnie wszyscy w dupę. Item liryczni producenci Proletarjackich marksyljanek, Item studenci - ach! studenci, Nie wyłączając koleżanek, I wszelkie grupy poezjackie I "Widomości Literackie", - Całujcie mnie wszyscy w dupę. I wy, o których zapomniałem, Lub pominąłem was przez litość, Albo dlatego, że się bałem, Albo, że taka was obfitość, I ty, cenzorze, co za wiersz ten, Zapewne skarzesz mnie na ciupę, Iżem się stał świntuchów hersztem, - Całujcie mnie wszyscy w dupę! |
Ухажеры толстой Берты И катовицкие углекопы, И бориславские нефтебуровики, И лоджерменчи, бугаи, Варшавские хлыщи, жиголо С шайкой изысканных шлюх до кучи, Рубаки, франты, забияки, - Целуйте меня все в жопу. Израэлитские докторишки, Вены, еврейской Мекки, отростки, Что в Бохне, Стрые и Кракове Распространяют культурную французскую болезнь; Которые хлебают из "Найе Фрайе" Свой интеллектуальный суп, Умники, начитанные тупицы, - Целуйте меня все в жопу. А также арийские эксперты, Выбросы германского духа, [Если мою кровь и вашу проверить, Поверьте мне, одна и та же окажется дрянь], Послушные изгои и штурмовики, Смельчаки из Маккаби или из Овупа И рекордсмены, и спортсмены, - Целуйте меня все в жопу. Социалисты нудные и понурые, Пэдэки, неокатолики, Лизоблюды от культуры, Обожатели радио и физики, Учёные обезьяны, точнонаучники, Что смотрят на мир через лупу И всё знают: что, как, когда, - Целуйте меня все в жопу. А также учитель школы женской, Что очень хотел бы, а не может, А также, профессор Цы… виленский [Вы прекрасно знаете за что, профессор!] И ты, в молодости недотрахнутая Мегера, настолько наглая, Что натравливаешь на меня своих щенков, - Целуйте меня все в жопу. А также сионисты палестинские, Халуцы, что проливают чувственные Ветхозаветные кретинские слёзы О том, что "шумят ели в Тель Авиве", И панславянские мечтатели, Собранные в колоритную труппу С каким-то мистическим тупицей во главе, - Целуйте меня все в жопу. И ты, фортуны сукин сын, Говнюк надушенный, Что блеск и безысходность Лондона Носит на своей отвратной морде. И ты, что живёшь сегодня во дворце, А срать ходил за халупу, Ты, выкормленный на Икаце, - Целуйте меня все в жопу. А также долдоны и брехуны, Тянущие с неба жирную ренту, О, целители из Ясна Гуры, Из Гура-Кальварии пархатые святые, И ты, ксёндзушко, что член Держит завязаным на узел, Чтобы случайно не позабавился, - Целуйте меня все в жопу. А также лирические производители Пролетарских марксильянок, А также студенты - ах! студенты, Не исключая и подружек, И всяческие поэтические группировки [Сюда я включаю и группу "Скамандр"] И "Литературные ведомости", - Целуйте меня все в жопу. И вы, о которых я забыл, Или пропустил вас из жалости, Или потому, что боялся, Или потому, что вас такой избыток, И ты, цензор, который за это стихотворение, Наверняка посадит меня в тюрьму, Чтобы я стал я главарем мерзавцев, - Целуйте меня все в жопу! Познань, 1937 |
Польский текст воспроизведен по экземпляру №19 первого издания
(хранится в Институте литературных исследований Польской академии
наук (IBL PAN)), перепечатанного в "Antologia
prowokacji. Morsztyn oraz wiek XX: warsztaty literaturoznawcze "
(Katowice, 2011). Подстрочный перевод мой, замечания к переводу
будут приняты с благодарностью. Нормальных комментариев к этому
стихотворению нет ни на каком языке, вот моя суперминималистская
попытка:
(1) Толстая Берта (нем. Dicke Bertha, часто переводится "Большая
Берта") - германская тяжелая гаубица времен Первой мировой войны.
(2) Лоджерменчи ("лодзинские люди", из идиша и/или немецкого) -
предприниматели, превратившие Лодзь в крупнейший промышленный центр
в конце 19 века. Слово было популяризировано романом
Владислава Реймонта "Земля обетованная" (1897 год, экранизирован
Анджеем Вайдой в 1975 году).
(3) Израэлиты - самоназвание ассимиляционистких еврейских движений в
западной и центральной Европе во второй половине 19 - первой
половине 20 века. Полностью отрицали еврейскую этническую
идентификацию, утверждали, что евреи объединены только древним
происхождением и религией (в реформистском варианте), этнически
являясь поляками, немцами, французами и т.д.
(4) Французская болезнь - сифилис.
(5) "Найе Фрайе" - "Neue Freie Presse", легендарная венская
газета, существовала с 1864 до 1939 года, самая авторитетная и
влиятельная либерально-интеллектуальная газета Габсбургской монархии
и Первой Австрийской республики. В разные годы с газетой в
числе прочих сотрудничали Артур Шницлер, Гуго фон Гофмансталь, Берта
фон Зутнер, Стефан Цвейг, Теодор Герцка, Карл Эмиль Францоз, Петер
Альтенберг, Феликс Зальтен, корреспондентами в Париже были Макс
Нордау и Теодор Герцль, а в Лондоне - Карл Маркс. Большинство
редакторов, авторов и, вероятно, читателей газеты были евреями. В
презрительном отношении к "интеллектуальному супу", которым кормила
читателей "Neue Freie Presse", Тувим был не одинок: Карл Краус
считал эту газету одним из главных воплощений мирового зла и
посвятил борьбе с ней значительную часть своей карьеры. Для
достижения дополнительного комического эффекта, Тувим записывает
название газеты не по-немецки, а в фонетической транскрипции ("Naje
Fraje" вместо "Neue Freie"), вероятно, чтобы подчеркнуть польский
или еверейский акцент читателей.
(6) Маккаби - движение еврейских спортивных клубов. Овуп - OWP,
Obóz Wielkiej Polski (Лагерь Великой Польши), крайне правая
националистическая партия, основана в 1926 году, запрещена за
организацию погромов и других антисемитских акций и беспорядков в
1934 году.
(7) Пэдэки - члены или сторонники Прогрессивно-демократического
союза (Związek Postępowo-Demokratyczny, также Polska Partia
Postępowa, также Postępowa Demokracja или Pedecja),
либерально-демократической партии, основанной в 1904 году. В 1919
году вошла в состав правоконсервативного
Национально-демократического союза.
(8) Первое в мировой поэзии упоминание участников популярной
советской телевизионной игры (с небольшой ошибкой в названии).
(9) Профессор Цы… - Станислав Цывинский (Stanisław Cywiński,
1887-1941), польский литературовед, критик и журналист, редактор
газеты "Dziennik Wileński" ("Виленский дневник"), крайне негативно
относившийся к Тувиму, предположительно потому что Тувим был евреем
и левым.
(10) Халуцы (пионеры) - участники молодежного сионистского движения,
готовившиеся и участвовавшие в строительстве еврейского государства.
(11) "Шумят ели в Тель Авиве" - парафраз первой строки центральной
арии Йонтека из оперы Станислава Монюшко "Галька" (либретто
Влодзимежа Вольского) "Szumią jodły na gór szczycie" (в
русском переводе "Меж горами ветер воет и в горах шумит").
(12) Икац - IKC, "Ilustrowany Kuryer Codzienny"
("Иллюстрированный ежедневный курьер") крупнейшая польская газета и
издательский дом (1910-1939).
(13) Ясна Гура - монастырь в Ченстохове, духовный центр
польского католицизма.
(14) Гура-Кальвария - город, в котором жили цадики Герской династии,
самой большой хасидской группы в межвоенной Польше.
(15) Перевод последнего слова этой строки на русский язык допускает
несколько вариантов.
(16) Мarksyljanka - неологизм, возможно, портманто (лексическая
контаминация) из Маркса (да, Карла!) и базилианки (монахини
Базилианского ордена).
(17) Скамандр - поэтическая группа, созданная в 1918 Юлианом
Тувимом, Антонием Слонимским, Ярославом Ивашкевичем, Казимежом
Вежиньским и Яном Лехонем.
(18) "Литературные ведомости" - еженедельная либеральная
литературная газета, тесно связанная с участниками группы "Скамандр"
(1924-1939).
Анализ этого стихотворения был бы очень интересен, но вне
многочисленных контекстов он не возможен, а с контекстами легко
уместится в парочку не очень больших томов, поэтому я хочу упомянуть
только один момент. Тувим слегка опередил свое время, создав
типичный постмодернистский текст, в котором сложно различить
серьезный тон и ерничанье. В данном случае большинство аргументов
указывают на то, что это всё же стеб, или интеллигентно выражаясь,
троллинг. Автор троллит буквально всех, и при всей нарочитой
сбалансированности раздачи комплиментов направо и налево (в как
минимум двух значениях этого выражения), перечисление сионистов и
нацистов на одном дыхании сильно и справедливо режет слух вменяемым
современным читателям. Здесь надо помнить, что до войны такая
позиция была широко распространена среди политических
единомышленников Тувима: все национализмы казались им одинаковыми
досадными препятствиями на пути строительства мира "без Россий, без
Латвий". Это хорошая иллюстрация порочности моральной
амбивалентности, которая никуда не исчезла и сегодня.
Популярность этого стихотворения не ограничивается ютюбом. Несколько
популярных песен написаны на эти слова. Два года назад, когда в
Польше отмечался "Год Тувима", в Лодзи открыли необычный
литературный памятник. Вы уже, наверно, догадались как он называется
и что там изображено. Вы, наверно, также догадались, что именно
жители и гости города делают с этим барельефом:
Вышедшая в 2007 году и завоевавшая разные литературные нагрдаы
биография поэта называется "