Что такое дупа на украинском.

Юлиану Тувиму повезло с местом в русском культурном пространстве. По
разным причинам (не все из которых литературные), его довольно много
и хорошо переводили на русский язык и часто издавали. Но вот
стихотворение, которое на сегодня является едва ли не самым
популярным произведением Тувима на родине, читающим по-русски
практически незнакомо. Мне не удалось найти совершенно никаких
следов этого стихотворения в литературе на русском языке, а в блогах
и форумах есть всего несколько упоминаний с неполными и не очень
грамотными подстрочниками (справедливости ради надо заметить, что
перевод этого текста - задача не самая тривиальная). Среди
многочисленных свидетельств его популярности в Польше, одно особенно
впечатляет: видеоклип с отрывком из спектакля "Тувим для взрослых"
варшавского театра "Рома", в котором исполняется это стихотворение,
за 4 года собрал почти 9 миллионов просмотров. С учетом того, что
всего по-польски говорят 40 миллионов человек, это неплохой
результат, весьма вероятно, абсолютный рекорд для польского (а может
и не только польского) поэтического текста. Автор вряд ли
рассчитывал на такую популярность. После написания в 1937 году,
стихотворение было издано тиражом в 30 пронумерованных экземпляров
(позже был выпущен еще один тираж в 5 экземпляров) с пометкой "не
для продажи", и не предназначалось для широкого распространения. До
1957 года оно было неизвестно почти никому, потом распространялось в
списках, и только в последние 20 лет начало осваивать территорию со
скоростью лесного пожара. Почему стихотворение вызывает живой
отклик, должно стать понятно после его прочтения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: эта запись содержит вульгаризмы и обсценную лексику, а также политически некорректные инвективы в адрес самых разнообразных идентифицированных групп. Если хотя бы один из этих факторов может вывести вас из состояния душевного или физического равновесия, НЕ ЗАХОДИТЕ под кат!

Julian Tuwim

Wiersz, w którym autor grzecznie,

ale stanowczo uprasza liczne zastępy

bliźnich, aby go w dupę pocałowali

Юлиан Тувим

Но твердо просит многочисленные легионы

ближних, чтобы его поцеловали в жопу

Apsztyfikanci grubej Berty

I katowickie węglokopy

I borysławskie naftowierty

I lodzermensche, bycze chłopy,

Warszawskie bubki, żygolaki

Z szajką wytwornych pind na kupę,

Rębajły, franty, zabijaki, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Izraeliccy doktorkowie,

Widnia, żydowskiej Mekki, flance,

Co w Bochni, Stryju i Krakowie

Szerzycie kulturalną francę;

Którzy chlipiecie z "Naje Fraje"

Swą intelektualną zupę,

Mądrale, oczytane faje, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Item aryjskie rzeczoznawce,

Wypierdy germańskiego ducha

Karne pętaki i szturmowcy,

Zuchy z Makabi czy z Owupe,

I rekordziści i sportowcy, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Socjały nudne i ponure,

Pedeki, neokatoliki,

Podskakiwacze pod kulturę,

Czciciele radja i fizyki,

Uczone małpy, ścisłowiedy,

Co oglądacie świat przez lupę

I wszystko wiecie: co, jak, kiedy, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Item ów belfer szkoły żeńskiej,

Co dużo chciałby a nie może,

Item profesor Cy… wileński

I ty, za młodu niedorżnięta

Megero co masz taki tupet,

Że szczujesz na mnie swe szczenięta, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Item Syjontki palestyńskie,

Haluce, co lejecie tkliwie

Starozakonne łzy kretyńskie,

Że "szumią jodły w Tel-Avivie",

I wszechsłowiańscy marzyciele,

Zebrani w malowniczą trupę

Z byle mistycznym kpem na czele, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

I ty fortuny skurwysynu,

Gówniarzu uperfumowany,

Co splendor oraz spleen Londynu

Nosisz na gębie zakazanej,

I ty, co mieszkasz dziś w pałacu,

A srać chodziłeś pod chałupę,

Ty, wypasiony na Ikacu, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Item ględziarze i bajdury,

Ciągnący z nieba grubą rentę,

O, łapiduchy z Jasnej Góry,

Z Góry Kalwarji parchy święte,

I ty, księżuniu, co kutasa

Zawiązanego masz na supeł,

Żeby ci czasem nie pohasał, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

Item liryczni producenci

Proletarjackich marksyljanek,

Item studenci - ach! studenci,

Nie wyłączając koleżanek,

I wszelkie grupy poezjackie

I "Widomości Literackie", -

Całujcie mnie wszyscy w dupę.

I wy, o których zapomniałem,

Lub pominąłem was przez litość,

Albo dlatego, że się bałem,

Albo, że taka was obfitość,

I ty, cenzorze, co za wiersz ten,

Zapewne skarzesz mnie na ciupę,

Iżem się stał świntuchów hersztem, -

Całujcie mnie wszyscy w dupę!

Ухажеры толстой Берты

И катовицкие углекопы,

И бориславские нефтебуровики,

И лоджерменчи, бугаи,

Варшавские хлыщи, жиголо

С шайкой изысканных шлюх до кучи,

Рубаки, франты, забияки, -

Целуйте меня все в жопу.

Израэлитские докторишки,

Вены, еврейской Мекки, отростки,

Что в Бохне, Стрые и Кракове

Распространяют культурную французскую болезнь;

Которые хлебают из "Найе Фрайе"

Свой интеллектуальный суп,

Умники, начитанные тупицы, -

Целуйте меня все в жопу.

А также арийские эксперты,

Выбросы германского духа,

[Если мою кровь и вашу проверить,

Поверьте мне, одна и та же окажется дрянь],

Послушные изгои и штурмовики,

Смельчаки из Маккаби или из Овупа

И рекордсмены, и спортсмены, -

Целуйте меня все в жопу.

Социалисты нудные и понурые,

Пэдэки, неокатолики,

Лизоблюды от культуры,

Обожатели радио и физики,

Учёные обезьяны, точнонаучники,

Что смотрят на мир через лупу

И всё знают: что, как, когда, -

Целуйте меня все в жопу.

А также учитель школы женской,

Что очень хотел бы, а не может,

А также, профессор Цы… виленский

[Вы прекрасно знаете за что, профессор!]

И ты, в молодости недотрахнутая

Мегера, настолько наглая,

Что натравливаешь на меня своих щенков, -

Целуйте меня все в жопу.

А также сионисты палестинские,

Халуцы, что проливают чувственные

Ветхозаветные кретинские слёзы

О том, что "шумят ели в Тель Авиве",

И панславянские мечтатели,

Собранные в колоритную труппу

С каким-то мистическим тупицей во главе, -

Целуйте меня все в жопу.

И ты, фортуны сукин сын,

Говнюк надушенный,

Что блеск и безысходность Лондона

Носит на своей отвратной морде.

И ты, что живёшь сегодня во дворце,

А срать ходил за халупу,

Ты, выкормленный на Икаце, -

Целуйте меня все в жопу.

А также долдоны и брехуны,

Тянущие с неба жирную ренту,

О, целители из Ясна Гуры,

Из Гура-Кальварии пархатые святые,

И ты, ксёндзушко, что член

Держит завязаным на узел,

Чтобы случайно не позабавился, -

Целуйте меня все в жопу.

А также лирические производители

Пролетарских марксильянок,

А также студенты - ах! студенты,

Не исключая и подружек,

И всяческие поэтические группировки

[Сюда я включаю и группу "Скамандр"]

И "Литературные ведомости", -

Целуйте меня все в жопу.

И вы, о которых я забыл,

Или пропустил вас из жалости,

Или потому, что боялся,

Или потому, что вас такой избыток,

И ты, цензор, который за это стихотворение,

Наверняка посадит меня в тюрьму,

Чтобы я стал я главарем мерзавцев, -

Целуйте меня все в жопу!

Познань, 1937

Польский текст воспроизведен по экземпляру №19 первого издания
(хранится в Институте литературных исследований Польской академии
наук (IBL PAN)), перепечатанного в "Antologia

prowokacji. Morsztyn oraz wiek XX: warsztaty literaturoznawcze "
(Katowice, 2011). Подстрочный перевод мой, замечания к переводу
будут приняты с благодарностью. Нормальных комментариев к этому
стихотворению нет ни на каком языке, вот моя суперминималистская
попытка:

(1) Толстая Берта (нем. Dicke Bertha, часто переводится "Большая
Берта") - германская тяжелая гаубица времен Первой мировой войны.

(2) Лоджерменчи ("лодзинские люди", из идиша и/или немецкого) -
предприниматели, превратившие Лодзь в крупнейший промышленный центр
в конце 19 века. Слово было популяризировано романом
Владислава Реймонта "Земля обетованная" (1897 год, экранизирован
Анджеем Вайдой в 1975 году).

(3) Израэлиты - самоназвание ассимиляционистких еврейских движений в
западной и центральной Европе во второй половине 19 - первой
половине 20 века. Полностью отрицали еврейскую этническую
идентификацию, утверждали, что евреи объединены только древним
происхождением и религией (в реформистском варианте), этнически
являясь поляками, немцами, французами и т.д.

(4) Французская болезнь - сифилис.

(5) "Найе Фрайе" - "Neue Freie Presse", легендарная венская
газета, существовала с 1864 до 1939 года, самая авторитетная и
влиятельная либерально-интеллектуальная газета Габсбургской монархии
и Первой Австрийской республики. В разные годы с газетой в
числе прочих сотрудничали Артур Шницлер, Гуго фон Гофмансталь, Берта
фон Зутнер, Стефан Цвейг, Теодор Герцка, Карл Эмиль Францоз, Петер
Альтенберг, Феликс Зальтен, корреспондентами в Париже были Макс
Нордау и Теодор Герцль, а в Лондоне - Карл Маркс. Большинство
редакторов, авторов и, вероятно, читателей газеты были евреями. В
презрительном отношении к "интеллектуальному супу", которым кормила
читателей "Neue Freie Presse", Тувим был не одинок: Карл Краус
считал эту газету одним из главных воплощений мирового зла и
посвятил борьбе с ней значительную часть своей карьеры. Для
достижения дополнительного комического эффекта, Тувим записывает
название газеты не по-немецки, а в фонетической транскрипции ("Naje
Fraje" вместо "Neue Freie"), вероятно, чтобы подчеркнуть польский
или еверейский акцент читателей.

(6) Маккаби - движение еврейских спортивных клубов. Овуп - OWP,
Obóz Wielkiej Polski (Лагерь Великой Польши), крайне правая
националистическая партия, основана в 1926 году, запрещена за
организацию погромов и других антисемитских акций и беспорядков в
1934 году.

(7) Пэдэки - члены или сторонники Прогрессивно-демократического
союза (Związek Postępowo-Demokratyczny, также Polska Partia
Postępowa, также Postępowa Demokracja или Pedecja),
либерально-демократической партии, основанной в 1904 году. В 1919
году вошла в состав правоконсервативного
Национально-демократического союза.

(8) Первое в мировой поэзии упоминание участников популярной
советской телевизионной игры (с небольшой ошибкой в названии).

(9) Профессор Цы… - Станислав Цывинский (Stanisław Cywiński,
1887-1941), польский литературовед, критик и журналист, редактор
газеты "Dziennik Wileński" ("Виленский дневник"), крайне негативно
относившийся к Тувиму, предположительно потому что Тувим был евреем
и левым.

(10) Халуцы (пионеры) - участники молодежного сионистского движения,
готовившиеся и участвовавшие в строительстве еврейского государства.

(11) "Шумят ели в Тель Авиве" - парафраз первой строки центральной
арии Йонтека из оперы Станислава Монюшко "Галька" (либретто
Влодзимежа Вольского) "Szumią jodły na gór szczycie" (в
русском переводе "Меж горами ветер воет и в горах шумит").

(12) Икац - IKC, "Ilustrowany Kuryer Codzienny"
("Иллюстрированный ежедневный курьер") крупнейшая польская газета и
издательский дом (1910-1939).

(13) Ясна Гура - монастырь в Ченстохове, духовный центр
польского католицизма.

(14) Гура-Кальвария - город, в котором жили цадики Герской династии,
самой большой хасидской группы в межвоенной Польше.

(15) Перевод последнего слова этой строки на русский язык допускает
несколько вариантов.

(16) Мarksyljanka - неологизм, возможно, портманто (лексическая
контаминация) из Маркса (да, Карла!) и базилианки (монахини
Базилианского ордена).

(17) Скамандр - поэтическая группа, созданная в 1918 Юлианом
Тувимом, Антонием Слонимским, Ярославом Ивашкевичем, Казимежом
Вежиньским и Яном Лехонем.

(18) "Литературные ведомости" - еженедельная либеральная
литературная газета, тесно связанная с участниками группы "Скамандр"
(1924-1939).

Анализ этого стихотворения был бы очень интересен, но вне
многочисленных контекстов он не возможен, а с контекстами легко
уместится в парочку не очень больших томов, поэтому я хочу упомянуть
только один момент. Тувим слегка опередил свое время, создав
типичный постмодернистский текст, в котором сложно различить
серьезный тон и ерничанье. В данном случае большинство аргументов
указывают на то, что это всё же стеб, или интеллигентно выражаясь,
троллинг. Автор троллит буквально всех, и при всей нарочитой
сбалансированности раздачи комплиментов направо и налево (в как
минимум двух значениях этого выражения), перечисление сионистов и
нацистов на одном дыхании сильно и справедливо режет слух вменяемым
современным читателям. Здесь надо помнить, что до войны такая
позиция была широко распространена среди политических
единомышленников Тувима: все национализмы казались им одинаковыми
досадными препятствиями на пути строительства мира "без Россий, без
Латвий". Это хорошая иллюстрация порочности моральной
амбивалентности, которая никуда не исчезла и сегодня.

Популярность этого стихотворения не ограничивается ютюбом. Несколько
популярных песен написаны на эти слова. Два года назад, когда в
Польше отмечался "Год Тувима", в Лодзи открыли необычный
литературный памятник. Вы уже, наверно, догадались как он называется
и что там изображено. Вы, наверно, также догадались, что именно
жители и гости города делают с этим барельефом:

Вышедшая в 2007 году и завоевавшая разные литературные нагрдаы
биография поэта называется "