Что такое дуальное система обучения. Доклад: Дуальная система образования

Ақмола облысы білім баскқармасының «Туризм және сервис индустриясы колледі»

Управление образования Акмолинской области КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Концепция дуального обучения

Выполнил:

Мастер производственного обучения

КГУ «КИТиС» Нечипоренко В.В

Щучинск 2016г.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………………………………1

2. Анализ ситуации за рубежом по внедрению дуальной системы обучения……………2

3. Текущее состояние внедрения дуальной системы обучения в Казахстане. ……………3

4. Принципы дуальной системы обучения. …………………………………………………4

5. Преимущества дуальной системы обучения ……………………………………………..4

6. Основные этапы внедрения дуальной системы обучения……………………………….5

7. Дуальная система обучения в ТиПО………………………………………………………6

8. Ожидаемые результаты реализации дуальной системы обучения. …………………….8

9. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов …………………………….9

10. Возможные риски внедрения программы……………………………………………….9

1 . Введение

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в стране, успешно реализовать эти процессы. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития по которым движется наша страна, должны диктовать цели, методы и содержание высшего образования. На текущий период дуальная система подготовки является одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, при которой осуществляется одновременное теоретическое и производственное/ практическое обучение. Она предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучающихся. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями. Дуальная система обучения является одним из возможных способов объединения интересов бизнеса, будущего специалиста и государства.

Основные задачи:

Подготовка кадров, максимально соответствующих требованиям работодателей; - обучающихся для получения востребованной специальности и возможности трудоустройства; - создание дополнительных возможностей повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации; - взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимовлияния различных систем (наука и образование, наука и производство), приводящее к качественным изменениям в профессиональном образовании.

2. Анализ ситуации за рубежом по внедрению дуальной системы обучения.

Дуальная система обучения практикуется в ряде стран, особенно в Германии, Австрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории и Швейцарии, в Дании, Нидерландах и Франции, последние годы в Китае и других странах Азии.

Вопросы регулирования структуры и содержания профессионального образования имеют значительные отличия в разных странах Европейского союза: - дуальная система в Германии -система профессионального обучения, которая регулируется корпоративными принципами; - профессиональное обучение во Франции -система профессионального обучения, регулируемая на основе государственных принципов управления; - британская система национальных профессиональных квалификаций- система профессионального обучения, которая регулируется жесткими принципами рыночной экономики .

В странах Европейского Союза организация общего и профессионального образования и разработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и гибкое социальное партнерство. Привлечение работодателей к профессиональному обучению молодежи особенно активно проявляется в организации мониторинга рынков труда и образовательных услуг. Это позволяет согласовать потребности, структуру профессий и корректировать содержание подготовки с учетом требований развивающейся экономики.

Анализ существующих за рубежом систем контроля качества образования показывает, что, несмотря на разнообразие и специфику полномочий организаций, занятых его обеспечением, комплекс реализуемых ими целей и задач традиционно включает: - обеспечение и/или улучшение качества образовательной деятельности в экономическом, социальном и культурном контексте своих стран; - оказание поддержки учебным заведениям по улучшению качества преподавания и обучения; - распространение имеющегося опыта и обмен информацией по проблемам качества, которые одновременно являются и их основными функциями.

Роль государства в модели социального партнерства в европейских странах: - Великобритания - государство играет незначительную роль; - Франция - доминирующая государственная роль; - Германия -государство определяет общие рамки (двухсторонняя модель) ; - Нидерланды- государство определяет общие рамки.

«Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий. Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран. 3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.

Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.

Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных - 7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения».

3. Текущее состояние внедрения дуальной системы обучения в Казахстане .

Для решения задач, выдвинутых Президентом РК Н. А. Назарбаевым, о создании условий для получения образования без отрыва от производства в Республике Казахстан ведется работа последующим направлениям: - модернизация материально-технической базы лицеев и колледжей. За последние 3 года на развитие системы технического и профессионального образования выделено более 14 миллиардов тенге, в том числе на модернизацию материально- технической базы-1,8 миллиарда; - использование инновационных технологий для подготовки конкурентоспособных специалистов. Внедрение автоматизированной системы управления «Білімал» позволяет довести информационно-образовательные услуги до каждого участника образовательного процесса. Кроме того, в 25% государственных учебных заведениях технического и профессионального образования используются обучающие технологии, разработанные германской фирмой ЛУКАС НУЛЛ Е; - развитие социального партнерства через внедрение дуальной системы профессионального обучения. Отдельные мероприятия по внедрению дуальной системы начались еще в конце 90-х годов на базе трех организаций ТиПО в Алматы, Павлодаре и Акмолинской области совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ.

Элементы дуального обучения в подготовке кадров сегодня активно внедряются в организациях технического и профессионального образования Казахстана. В основном в сфере транспортной, сельскохозяйственной, металлургической, машиностроительной, нефтегазовой, химической и горнодобывающей отраслей.

4. Принципы дуальной системы обучения.

Принципами дуальной системы обучения являются: - фундаментальность - научное обоснование и высокое качество предметной, психолого­ педагогической и профессиональной подготовки; - интегрированность - междисциплинарные связи, ориентированные на формирование требуемой компетенции, создаваемые на основе модульных образовательных программ; - универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих единство теоретического и практического аспектов подготовки будущих специалистов.

Концепция развития дуальной системы обучения: - непрерывность и преемственность этапов и ступеней профессионального образования, обусловливающие преемственность уровней становления специалистов; - гибкость и вариативность содержания технологий образовательного процесса в системе профессионального образования; - адаптивность - развитие способности к социализации специалиста в условиях меняющейся производственной ситуации; - развивающийся характер образования - удовлетворение профессиональных запросов человека и его потребностей в личностном росте; - демократизация - доступность профессионального образования для каждого; - взаимодействие теории с практикой - воздействие и взаимное согласование требований предприятия и учебного заведения, их взаимная обусловленность в изменении направлений обучения и подготовки или взаимного перехода; - исследовательский принцип - выявление учебного поля для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности обучающихся; - объединение и рациональное использование имеющихся ресурсов - объединение и использование ресурсов практических площадок предприятий, занимающих ключевую позицию производственных учреждений, а также интеллектуальную базу учебных учреждений.

5. Преимущества дуальной системы обучения.

1. Конкретным организациям и предприятиям выгодно инвестировать в образование обучающихся, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знающего особенности работы предприятия (организации). Более того, как показывают исследования, наниматели уверены, что после получения диплома выпускник останется работать именно у них, притом на условиях диктуемых нанимателем. 2. Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. 3. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся. 4. Студенты по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает. 5. Исследования по выпускающим квалификационным работам соответствуют требованиям работодателей и позволяют внедрить его результаты в производство. На семинарских занятиях обсуждаются конфетные практические ситуации, возникающие на предприятиях, где стажируются студенты. 6. В логике развития партнерских связей между образованием и предприятиями-партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию обучающихся, управлению их карьерным ростом.

Работодателям и их организациям принадлежит значительная роль в развитии социального партнерства в сфере профессионального образования. Они выполняют следующие функции: 1) лоббирование собственных интересов; 2) участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов; 3) определение приоритетов обучения на рабочем месте; 4) участие в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования; 5) участие в разработке образовательных программ; 6) определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке.

6. Основные этапы внедрения дуальной системы обучения.

Дуальное обучение является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату. Анализ подготовки трудовых ресурсов в разных странах показывает, что подготовка учащихся к социальным ролям работника или предпринимателя, компетентного в вопросах производственных технологий и взаимодействия с профессиональной средой, имеющего навыки предпринимательского и внутрифирменного менеджмента, позволяет формировать креативную личность, способную реализовать новые идеи в рамках избранной профессии.

1) На первом - подготовительном - этапе реализации дуальной системы образования осуществляется: - подготовка нормативно-правовой документации; - разработка образовательных программ обучения по конкретным специальностям; - заключение договоров с предприятиями; - определение контингента обучающихся.

2) На втором - организационном – этапе - определение траектории обучения по каждой специальности; - составление расписания занятий; - определение контрольных мероприятий по итогам обучения.

3) На третьем - итоговом этапе осуществляется обучение студентов по траектории попеременного обучения в учебном заведении и на производстве методом погружения в производственную среду.

7. Дуальная система обучения в ТиПО.

Основной проблемой учебных заведений системы ТиПО является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением проблемы является внедрение дуальной системы обучения.

Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. Нельзя сказать, что ее опыт для Казахстана в новинку. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой.

«На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны».

Каким образом решить поставленные задачи? Ответ на данный вопрос не односложный. Но в последнее время, по мнению многих специалистов, найден ответ – создание системы дуального обучения. Возникает следующий вопрос – что это такое.

Для решения проблемы трудоустройства сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.

«Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы.

Формат реализации госпрограмм по модернизации ТиПО включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Вместе с тем предусмотрено повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения за рубежом».

Модернизация профобразования определяет необходимость изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.

Дуальная модель – это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию выпускников.

Итак, какие же преимущества дает дуальная система обучения?

Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ».

Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.

В-третьих, работает принцип «от практики к теории», когда студент больше работает не с текстами, а с производственными ситуациями. Сложная теория легче осваивается через практику и решение реальных профессиональных задач.

В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

В-пятых, в результате внедрения дуальной системы, колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров и приведет к росту конкурентоспособности колледжа. Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.

Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.

«Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования необходима развитая инфраструктура в виде сети различных центров и краткосрочных курсов, занимающихся внутрипроизводственным и внутрифирменным обучением и переподготовкой. Программа таких курсов должна быть предельно гибкой, учитывающей насущные потребности предприятия, поэтому может составлять 72-700 час, но не более 1000 час.

Программа подготовки (переподготовки) завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и третьих лиц (независимые эксперты). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство (сертификат), дающее право работать по специальности. Сертификат должен содержать данные о типе, сроках и целях профессионального обучения, а также о компетенциях, которыми овладел студент».

Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже давно. Это проявляется при совместной разработке учебных программ по специальным дисциплинам преподавателями колледжа и социальными партнерами. Проводятся различные семинары, мастер-классы, круглые столы. Студенты колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках студентов. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Социальные партнеры оказывают материальную поддержку колледжу, имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в ОУПП, итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров, принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.

Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.

Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.

8. Ожидаемые результаты реализации дуальной системы обучения:

Повышение имиджа привлекательности университета, сохранение и увеличение контингента обучающихся; - развитие компетентностей, способствующих осознанному выбору профессии; - повышение уровня востребованности выпускника на рынке труда, обученного по дуальной системе профессиональным знаниям, необходимой квалификации и трудовым навыкам; - повышение качества подготовки выпускников; - расширение взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями через включение их на стадиях реализации программы; - улучшение профессиональной подготовки специалистов. Повышение производительности труда, уменьшается миграция населения, снимается социальная напряженность. Создание условия для непрерывного профессионального образования; - профессиональная социализация; - освоение профессии в соответствии с требованиями работодателей, снижение уровень безработицы молодежи, формируются универсальные компетенции обучающихся.- повышение конкурентоспособности университета.

9. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов.

Одной из важнейших закономерностей развития современного общества является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. Ориентирование выпускников на готовность к современным требованиям работодателей и конкурентоспособности на рынке труда.

Критерии оценки эффективности: - появление новых направлений в системе профориентации обучающихся; - повышение уровня самореализации обучающихся в условиях рыночной экономики; - совершенствование технологии образования, основанной на развитии современных методов обучения на базе информационных технологий.

10. Возможные риски внедрения программы:

Неполная реализация поставленных задач из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; - сохранение перегрузки обучающихся, что крайне отрицательно повлияет на физическое ипсихологическое здоровье детей.

Литература:

1. Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО», http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

2. «Вопросы перехода на дуальное образование», http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

Терещенкова Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарноэкономический институт», г.Волгоград[email protected]

Дуальная система образования как основа подготовки специалистов

Аннотация.В статье рассматривается опыт дуального образования в Германии, а также актуальность, перспективность и преимущества такого образования в России. Кроме того, обобщены отличия между дуальной и традиционной системами обучения. Предложены возможные источникифинансирования дуальнойформы образования в Российской Федерации.Ключевые слова: профессиональное образование, дуальная подготовка специалистов, принципы дуальной системы образования, финансирование дуального образования.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Радикальная трансформация социокультурногои экономического пространстваРоссии неизбежно оказывает влияние на образование, в том числе и профессиональное. Именно новый подход к системе профессионального образованияпозволит обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов будущего. Жесткие профессиональные критерии требуют и повышенияуровня подготовленности квалифицированных кадров в различных областях жизнедеятельности. В настоящее время высшие учебные заведения России ощущают острую необходимость в решении проблемы модернизации и реформирования вузовского образования. Внедрениесистемы дуальной подготовки специалистов открывает новые дополнительные перспективы в повышении эффективности профессионального образования.

Обеспеченность кадрами в той или иной отрасли следует, на наш взгляд, изучать в качественном и количественном аспектах. Мы полагаем, что необходимо акцентировать внимание на качественном аспекте, и предпримем попытку рассмотрения возможных траекторий совершенствования образовательного уровня специалистов, каким условиям отвечает дуальная система образования. Опыт развития образовательных систем таких стран,как Швеция, Великобритания, Германия, Япония,указывает на необходимость интеграции образовательного процесса и практики, которая служит основой высококачественной подготовки квалифицированных специалистов. Германия стала первой страной, использующей принципы дуальной системы образования (данная система используется более 15 лет). Осуществление учебного процесса идет путем синтеза производственной деятельности в качестве стажера (ученика) и изучения теоретической части в учреждении образования. Кроме того, происходит поэтапное усложнение учебных и практических задач. Известно, что профессиональное образование Германии хотя и является децентрализованным, однаковыстраивается в соответствии с определенным стандартом. В Германии с 1981г. действуют такие законодательные акты,как «О содействии профессиональному образованию» (описывает инструменты регулирования в вопросах планирования и статистических данных профессионального образования), «Закон об охране труда молодежи» (обосновывает меры защиты для обучающейся молодежи), «Договор о профессиональном обучении».Профессиональное обучение строго соответствуетПеречнюпрофессий, который в настоящее время сократился с 600 (по данным на 1971г.) до 380 профессий. Сокращение количества профессий произошло в связи с интеграцией подготовки специалистов по схожим направлениям деятельности. Следует отметить, что название профессий, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения обучающимся по каждой профессии, а также типовой учебный план и итоговые аттестационные требованияразрабатываются и согласуются министром образования и науки совместно с министромконкретной отрасли промышленности. Разработанные документы являются правовой основой и носят обязательный характер. Кроме того,государство старается компенсировать затраты предприятия на профессиональное образование. Финансовые инвестиции в систему дуальной подготовки специалистов в Германии составляют приблизительно тридцать миллиардов евро. Большинство предприятий с помощью дуального образования обеспечивают себя квалифицированными кадрами, которые соответствуют конкретным требованиям и запросам работодателей, что позволяет экономить на расходах при поиске, подборе, адаптации сотрудников.Проведя анализ различной литературы по дуальному обучению, мывыявилидостаточно большое число возможных преимуществ такого образования. Совокупность возможных преимуществ мы представили на рис. 1.

Рис.1.Совокупность возможных преимуществ дуального образования

При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноухау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: университетах и институтах –теоретическую часть, а на производстве –практическую. Дуальная системав качестве отличительнойхарактеристики от традиционнойпредполагает во время всего периода обучениячередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. От профессионального школьного обучения система дуального образования отличается еще и тем, что большая часть учебной недели посвящена практике на предприятии, а меньшая (1–2 дня) –вузу .Как правило, дуальная система образования используется в техническойи социальноэкономической областях, охватывая также строительное, инженерное направления. Дуальная система неплохо зарекомендовала себя и в социальном менеджменте, менеджменте туристического дела. ПреимуществаОценивание стажера непосредственно потенциальным работодателемБольшой процент трудоустройстваМаксимальное приближение к запросам производстваОтрабатывается практический навык решения производственныхзадачВысокая степень мотивации к получению знанийСнижение нагрузки на бюджетВ последние десятилетия дуальная система образования стала приемлема и в области информационных технологийблагодаря постоянной модернизации подготовки высококлассных специалистов. Практический опыт реализации дуальной системы образования в Германиипоказывает, что большая часть направлений подготовки будущих специалистов регламентируется соглашением между социальными партнерами, регионами и государством. Подготовка специалистов того или иного профиля базируется на запросах и требованиях кадрового рынка, что позволяет обеспечить молодежи профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Период обучения варьируется до 3 лет. Стажеры (ученики), проходящие практическую часть обучения на предприятии, получают заработанную плату. Система финансируется за счет государства и предприятий. Компетенцией государства является обучение на предприятии, а в компетенцию региона входитобучение в профессиональном вузе. Предприятие полностью обеспечивает процесс обучениясовременным оборудованием, отвечающим требованиям техники. Большие предприятия и организации могут позволить себе обучение в собственных лабораториях и мастерских, мелкие –на рабочих местах.Начальная стадия обучения непосредственно связана с прохождениемпроизводственной практики, и,как следствие,выпускник высшего учебного заведения способен продемонстрировать потенциальному работодателю многолетний практический опыт деятельности по выбранному профессиональному профилю. Обучающийся по дуальной системе финансово наиболее независимв силу того, чтоимеетзаработную плату уже в период обучения, хотяи небольшую. Однакоследует отметить, что он затратил на изучение теориименьший период времени, чем те, кто обучался по традиционной системе профессионального образования. Как нам думается, для дуального образования в Россииследует рассматриватьвозможность финансирования из нескольких источников;бесспорно, что львиную долю расходов должно взять на себя государство. Основным назначением источника негосударственного финансирования должно стать создание новейших учебных лабораторий, площадок, мастерских с высоким уровнем технического и ресурсного оснащения для обучения. Мы обобщили возможные источники финансирования на рис. 2.

Рис.2.Возможные источники финансированиядуального образования в России

Источники финансированияНегосударственныеГосударственныеБюджет предприятийБюджет альянса работодателейБюджет профсоюзовМуниципальный бюджетРегиональный бюджетФедеральный бюджетДля работодателей необходимо разработать некий стимулирующий комплекс, предусматривающий адресную помощь либо компенсацию за высокие результаты работы, возможность получения налоговых льгот, возможность создания директории ресурсного обеспечения и др. Следует отметить и тот факт, что маленькая группа также может претендовать на дуальное обучение, при этом возможно добиться устойчивых высоких мотивов получения знаний, за счет чего и формируется индивидуальноличностная профессиональная траектория будущего специалиста. К сожалению, российское государство постоянно готовит квалифицированных специалистов либо за счет собственного финансирования, либо за счет обучающихся в высших учебных заведениях. Организации, фирмы, предприятия не способны и не готовы тратить средства на образование. Бесспорно, что отечественные направления систем дуальной подготовки специалистов не сильно будут отличаться от зарубежных, однако определение перечня направлений подготовки и выбор соответствующего ему содержательного наполнениядолжныбазироваться на прогностическом анализе и учитывать российские реалии, российскую специфику .

На наш взгляд, к серьезным недостаткам дуальной системы образования относится то, что в учебном плане на углубление дисциплин отводится недостаточное количество часов по причине интенсивной организации обучения.Каникулярное время у обучающихся отсутствует, однакоим предоставляется определенное число дней в счет отпуска. Мы под дуальной системой подготовки специалистовпонимаем некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем. К основным принципам, лежащим в основе системы дуального образования, относят: паритетность гуманистических и ценностных ориентиров, компетентностный подход, становление иразвитие профессиональной деятельности и социальнопрофессиональных отношений. Необходимо отметить и различия между дуальной и традиционной системами подготовки, которыемы представили в виде таблицы(см. табл.). Кроме того, при реализации дуальной подготовки специалистов следует учесть, что в российских вузах слабо развит индивидуализированный подход к организации обучения, который предусматривает разработку образовательной траектории для конкретного обучающегося студента4. Процесс обучения выстраивается с опорой на группустудентов,следовательно, мы считаем, что для использования индивидуализированной системы дуальной подготовки необходимо:задействовать дистанционное обучение (что поможет индивидуализировать учебный процесс);

сформировать группы обучающихся студентов, которые изучают в данный временной период одноименные дисциплины.

Отличия дуальной и традиционной систем подготовки специалистов

Дуальная системаподготовкиТрадиционная системаподготовкиСокращение аудиторных занятий до 30%Большая часть обучения (до 70%) проходит в стенах учебного заведенияОбъем производственной практики увеличен до 60–70%от объема учебного планаПроизводственная практика составляет всего 25–30%времени обученияПроизводственная практика основанана индивидуальном подходе и максимально приближена к реальным условиям предприятияПроизводственная практика не отвечает необходимым запросам предприятийработодателейПриобретение важных практических навыков по выбранному профилю подготовки Навыки описаны в стандарте профиля подготовкиНепосредственное прохождение практики на современном производственном оборудованииВероятность прохождения практики на современном производственном оборудовании составляет около 10%Ознакомление с корпоративной культурой, работа в командеЗа короткий период практики невозможно познакомиться с обычаями и традициями предприятияОбеспечение стипендией от предприятия на весь период обучения, доставка с места работы до домаПодготовка ведется за счет государства или самого студентаТематика курсовых и выпускных квалификационных работ ориентирована на потенциальные нужды предприятийработодателейТематика курсовых и выпускных квалификационныхработ не отражает спецификипроизводстваОсуществляется мониторинг,и определяется конкретный перечень специальностей, востребованных конкретными предприятиями регионаМониторинг потребностей в специальностях отсутствуетВозможность стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятииПривлекаются специалистыпрактики

Таким образом, на основании всего сказанного выше, следует констатировать, что основная содержательная концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений. Однакопри реализации дуальной подготовки следует помнить о принципиальных изменениях,необходимых при организации учебной деятельности, необходимости адекватного интегрирования и чередования теоретической и практической составляющих во время всего периода обучения. Кроме того, дуальная система образования, на наш взгляд, является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.

Ссылки на источники1.Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии //Alma mater.–2012.–№3. –C.67–68.2.МисиковБ. Современный вуз: дуализм целей //Высшее образование в России. –2006. –№11. –С. 167–168.3.Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога// Образовательные технологии. –2010. –№ 2. –С. 68–96.4.Терещенкова Е. В. Кoммуникативнaя компeтентность пeдагога: профессиональный аспект // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –ART 14038. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14038.htm.Elena Tereshchenkova,Candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the “Management”chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic institute, [email protected] dual system of education as a basis of training of specialistsAbstract. The article considers the dual education in Germany, as well as the relevance, perspectives and advantages of such education in Russia. In addition, summarizes the differences between the dual and the traditional systems of education. The possible sources of financing of the dual form of education in the Russian Federation.Keywords:professional education, the dual training of specialists, the principles of the dual system of education, the financing of the dual education.References1.Anikeev, A. A.andArturov, E.A. (2012) “Sovremennaja struktura obrazovanija v Germanii”, Alma mater, № 3, pp . 67–68 (in Russiаn).

2.Misikov, B. (2006) “Sovremennyj vuz: dualizm cele"j”, Vysshee obrazovaniev Rossii, № 11, pp. 167–168(in Russiаn).3.Poljanin, V.A. (2010) “Obrazovatel"naja sistema dual"nogo formata i professional"noe samoopredelenie pedagoga”, Obrazovatel"nye tehnologii, № 2, pp. 68–96 (in Russiаn).4.Tereshhenkova, E.V. (2014) “Kommunikativnaja kompetentnost" pedagoga: professional"nyj aspect”, Koncept,№ 02 (fevral"),ART 14038.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14038.htm(in Russiаn).

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Участники Всероссийской конференциии «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», проходившей в Москве 23-24 апреля 2008 г., отметили, что качественные характеристики экономики страны не позволяют ей в полной мере использовать преимущества глобальной конкуренции. Россия по-прежнему остается уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Среди ограничивающих факторов — острый дефицит высококвалифицированных рабочих на федеральном и региональных рынках труда.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Практика — критерий истины

Оказывается, можно. Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии.

В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.

Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Анна Бехтольд

главный специалист управления персоналом

Дивизиона «Легкие коммерческие автомобили»

ООО «Коммерческие автомобили — Группа ГАЗ»

В 2008 г. я посетила выездной семинар в Германии, посвященный эффективности подготовки кадрового резерва на промышленном предприятии по системе дуального обучения, организованный Немецкой школой бизнеса при компании Industrial Consulting Group .

Почему я поехала на семинар? Меня в первую очередь заинтересовала возможность познакомиться с опытом 2-х компаний: Continental AG и Volkswagen, так как мы тесно сотрудничаем с ними. Эти передовые предприятия работают в той же отрасли, что и мы.

Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой. В Германии же созданы отличные условия для работы, в том числе по рабочим специальностям плюс имеются отличные условия для обучения (по той же дуальной системе).

Немецкие компании не ждут милостей от природы, а активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Почему же мы не следуем передовому опыту? Причина - в системе образования, регламентируемой «сверху». Она централизована. И чтобы внедрить на своем предприятии дуальную систему обучения, нужно сначала «пробить» разрешение «сверху». И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права.

Дуальная система (по немецкой модели) могла бы быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствовало бы развитию промышленности и экономики. Однако есть и одно «но». Эта система не может быть внедрена на российских производственных площадках в ближайшее время, так как это требует полного пересмотра системы обучения в России.

На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается несколько проблем. Во-первых, стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

После моего возвращения наше предприятие заключило договоры с рядом специализированных учебных заведений для целевой подготовки персонала (в основном по востребованным рабочим специальностям). В 2009 г. планируется оборудовать ряд учебных классов и лабораторий для прохождения стажировки (практического обучения).

В наших перспективных планах — создание дуальной системы обучения на производственных площадях ГАЗа, которые будут объявлены экспериментальной площадкой для дуального обучения. В настоящее время данный проект на согласовании в Министерстве образования. Кроме того, был создан корпоративный учебный центр, работа которого направлена на подготовку квалифицированного персонала под потребность предприятия.

Я считаю, что нужно повышать качество образования в имеющихся вузах всеми возможными методами. Сократить можно всегда, это самое простое, а вот поднять до нужного уровня образование гораздо сложнее, но более эффективно.

Играют и выигрывают все

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.

Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками становились четырнадцатилетние подростки, то теперь в большинстве случаев это уже достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик даже имеет аттестат о полном среднем образовании, позволяющий поступать в вуз, но все-таки он предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы.

На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее - закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.

Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.

А что у нас?

«Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», — такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы для «усмирения» разгильдяев. В те времена продолжение учебы в ПТУ молодые люди и их родители воспринимали как вариант для неудачников. Где уж тут говорить о гордости человека труда! Тем не менее система профессионально-технического образования худо-бедно работала и поставляла народному хозяйству запланированное количество специалистов.

В конце XX века ситуация претерпела существенные изменения. Последствием социально-экономического кризиса и спада производства стало снижение потребности в квалифицированных кадрах: за период с 1985 по 1994 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек.

Затем наметившийся со 2-й половины 90-х гг. подъем производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.

В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.

Главная задача, которую необходимо решить системе образования — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

Текст: Анна Брылевич, Софья Кранц


ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ 70-80% обучения проходит на производстве; 3-4 дня в неделю ученик учится на предприятии и 1-2 дня в колледже; Учебные программы: 1/3 общеобразовательные дисциплины и 2/3 предметы по специальности; Срок обучения варьируется от 2 до 3,5 лет; Основные затраты по обучению несет предприятие.




Преимущества дуального обучения Обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя; Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания; Достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника; Получила мировое признание; Наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.


Преимущества дуального обучения устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой; воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника; создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;


Преимущества дуального обучения Заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; Учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения; Может широко использоваться в профессиональном обучении Татарстана в ближайшие годы.


В России должна быть дуальная система профессионального образования в России ситуация, вызванная увеличением иностранных инвестиций и ростом промышленного производства, выявила недостатки российской системы профобразования. в России систему образования определяет и финансирует государство. Не все российские предприятия готовы инвестировать финансовые ресурсы в систему профобразования, хотя именно этого требует дуальная система.


Эффективность дуальной системы профессионального образования Встаёт вопрос об улучшении теоретической части образования. Специалисты на производстве, инженеры и профессиональные рабочие должны пройти проверку их педагогического мастерства. Таким образом, система профессионального образования в России в ближайшем будущем переживет много реформ.


Эффективность дуальной системы профессионального образования Система образования в Германии считается одной из лучших в Европе. Это справедливо хотя бы потому, что закон страны гарантирует каждому гражданину возможность в течение всей жизни бесплатно получить любое образование и постоянно повышать квалификацию. Среднее профессиональное образование не исключение...


Бесплатное обучение в Германии Из списка профессий которых почти 400, каждый молодой человек может выбрать любую. В перечне профессий присутствуют как технические (автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник), так и гуманитарные (банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт) специальности. Занятия продолжаются по шесть - восемь часов в неделю, и подростки проходят курс ученичества..


Дуальная система - образец для всего Европейского Союза Студенты сами заключают трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за ними наставников из числа опытных служащих. По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы- работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара - аттестат и свидетельство - тоже дает право поступать в вуз. Дуальная система позволяет заранее подготовить именно столько специалистов, сколько требует рынок, ни больше, ни меньше.


Система дуального образования Германии проверена жизнью Существует тенденция перевода части легкой и тяжелой промышленности в другие страны с более дешевой рабочей силой, и на фоне этого стал очень заметен спрос на специалистов в сфере менеджмента, услуг и бизнеса. Удовлетворить его под силу дуальной системе, не привязанной к жестким рамкам. В такой ситуации ответственность за число востребованных работников и за уровень полученных ими знаний разделяют работодатель и заведение среднего профобразования. К тому же учащиеся получают и стипендию, и зарплату.


Почему молодые немцы хотят получать рабочие специальности? В Германии студенты обеспечивают сами себя, родители перестают их обеспечивать после окончания школы, поэтому они готовы выполнять любую работу и получать за это деньги. Русские хотят получить все и сразу (менталитет такой!), поэтому молодежь сразу видит себя менеджером с большой зарплатой.


В чем сложность внедрения дуального обучения в России В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально- технических училищ.


Модернизация профессионального образования в России Главная задача, которую необходимо решить системе образования сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций ремесленного обучения, формирования системы многоканального финансирования обучения.

Проблема дефицита рабочих кадров - одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест-но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики - цель проекта 1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования - на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю. Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни» 2 , организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций. Журнал «Аккредитация в образовании» - постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов - профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения. Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей. Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде 3 . Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально. На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе. Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели. Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора. В данный момент экс-перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин-обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему. Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом. Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона - индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения. Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля-ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон. Преимущество ученического договора - в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения - эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке. Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее - команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата. Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии - корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания. Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности. Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь - построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне. Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода. Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, - нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника. Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами. Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности. Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

  1. Подробнее: asi.ru/projects/7267/
  2. Подробнее: http://bit.ly/AO88Dobr
  3. См. подробнее в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров