Что такое драббл в фанфиках. Что такое фанфик

Дама, приятная во всех отношениях

Решила запостить и здесь, чтобы кому понадобится что-то расшифровать - обозначения были под рукой.

Краткие обозначения, принятые в фанфикшене

Канон – оригинальное произведение (фильм, книга, сериал, аниме), по которому пишутся фанфики

Фанон – набор фактов, которых не было в каноне, но которые по разным причинам прижились в среде фанатов и стали кочевать из фанфика в фанфик

Фанфикшен (Fanfiction – фанатская выдумка) или собственно фанфик (Fanfic) – литературное творчество фанов, посвященное любимому произведению или объекту (книге, фильму, историческому или ныне живущему персонажу)

Рейтинг (Rating) – система разделения произведений по пригодности для различных возрастных групп. Это не исключительно фанатская выдумка, используемые в фанфикшене рейтинги взяты из американской системы рейтингов фильмов.

G (General) – для любого возраста
PG (Parental Guidance) – можно давать читать детям до двенадцати лет.
PG-13 – в фанфиках есть небольшое количество насилия, ругательств, прозрачные намеки на секс, читать могут дети старше тринадцати лет с разрешения родителей
R (Restricted) – фанфики, в которых присутствуют секс, насилие и/или ругательства
NC-17 (No Children) – в фанфике есть насилие и/или ругательства, а также детальное описание секса
Иногда встречаются обозначения:
PG-15 – в фанфике есть секс и жестокость, но по мнению автора до R не дотягивает. Такой рейтинг ставят особо совестливые авторы, когда считают, что их фик PG-13 слишком серьезен или слишком жесток для детей.
NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Жанры

Ангст (Angst) – фанфик-триллер. Для ангста характерно нагнетание тяжелой атмосферы, сильные переживания, физические и/или духовные страдания персонажа. Обычно есть депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) – ангст с большим количеством смертей и жестокостей

Deathfic – фанфик, в котором один или несколько героев умирают (обозначение используется редко, чаще в предупреждениях просто пишут «смерть персонажа»)

Драма (Drama) – романтическая история с налетом трагизма. Не обязательно о любви – драма может быть о чем угодно. Чаще всего с плохим концом, но это тоже не обязательно. Для драм свойственны психологические заморочки, глубокие переживания героев и сильные чувства

Кроссовер (Crossover) – фанфик, в которой действуют герои из двух и более различных историй, либо герои одного романа/сериала/аниме/фильма переносятся в мир другого. Например – герои РГ и «Призраков» (знаю, что такие есть в англоязычном фандоме)

Пародия (Parody) – юмор, ирония, пародия. Думаю, что тоже особых пояснений не надо.

Романтика (Romance) – фанфик о романтических отношениях, ну или попросту о любви. Чаще всего имеет счастливый конец, но вовсе не обязательно.

Сонгфик (Song fic) – фанфик, в который вплетены слова песни, или который написан придерживаясь сюжета песни.

Филк (Filk) – фанфик в виде песни. Обычно берется известная песня и переделывается так, чтобы она касалась любимого автором персонажа.

Экшен, Экшн (Action) – фанфики с динамичным сюжетом.

Юмор (Humour) – юмор он и есть юмор.

Размер фанфика

Макси (Max) – большой фанфик. Размеры определить трудно, но если примерно, то от 40 страниц (3 авторских листа) до бесконечности

Миди (Midi) – средний фанфик. Больше одной главы, но меньше макси-фика.

Мини (Min) – маленький фанфик из одной главы.

Драббл (Drabble) – совсем маленький фик из 1 – 2-х тысяч слов. Часто просто сцена, зарисовка, раздумья персонажа.

Виньетка (Vignette) – подвид мини, короткая, законченная история, включающая в себя какую-то одну идею (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).

Гет (Het) – сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений (то есть – между мужчинами и женщинами).

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, или содержатся описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе «пейринг».

Фемслэш (Femmeslash) – фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Джен (Gen) – фанфик, не являющийся ни гетом, ни слэшем, другими словами, тот, в котором не описываются сексуальные взаимоотношения. А романтические если и присутствуют, то не являются основой для сюжета. Термин появился из сокращенного general audience («любая аудитория») и восходит к системе рейтингов, принятых в кино

Предупреждения

Предупреждение (Warning) – строка в шапке, позволяющая читателю узнать о том, что в фанфике есть что-то, что не всем может показаться приемлемым

Инцест (Incest) – сексуальные отношения между членами семьи

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения. BDSM не является откровенным насилием, а носит характер своеобразной игры.

Нон-кон (Noncon - от nonconsensual) - примерно то же, что и BDSM, но без взаимного согласия. Откровенное насилие, в том числе и моральное.

Флафф (Fluff) – романтика, романтика и еще раз романтика.

H/C (Hurt/Comfort) – «Кнут и пряник». Героев то заставляют сильно страдать, то слезно жалеют.

POV (Point of view) – «Точка зрения», повествование от первого лица одним из героев, или взгляд на события глазами одного из героев

PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot?) – незатейливая история, написанная ради постельных сцен, часто бессюжетная и не страдающая излишним психологизмом

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.

OOC (Out Of Character) – «Не в характере». Предупреждение автора о том, что характер персонажа не совсем соответствует канону

RPF (Real person fiction) – героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли любимых персонажей

RST/UST Разряженное сексуальное напряжение / Неразряженное сексуальное напряжение

Серии фанфиков

Дилогия (Ambilogy) – серия из двух фанфиков, как правило, два макси или миди-фанфика.

Трилогия (Trilogy of novels) – серия из трех фанфиков.

Сиквел (Sequel) – продолжение фанфика или канона

Приквел – описание событий, которые случились с героями ДО фанфика или канона. К примеру, фик о детстве Мэриан, или история о том, как Вейзи стал шерифом.

Другие сокращения и обозначения

Round robin – фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей. Подвидом round robin являются сетевые ролевки.

Мери-Сью (Mary Sue) – введенный в мир канона новый (чаще всего женский) персонаж, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, кем автор хотел бы быть. Первый тип не так страшен, поскольку вводя себя в фик, автор не совершает ничего предосудительного, и стандартная авторская Мери-Сью вполне может остаться просто нормальным НЖП.
Второй же тип, так сказать классическая Мери-Сью, являющаяся воплощением мечтаний автора – и есть та самая Мери-Сью, которую высмеивают все, кому не лень, и которую многие особо ярые критики готовы видеть в каждом НЖП.
Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем (особенно популярны древние имена на языках типа санскрита или кельстского, а также имена знаменитых богинь, волшебниц или королев). У Мери-Сью обычно бурное, полное тайн прошлое, сверхзнатное происхождение (от богов, королей или просто очень знаменитых личностей), куча способностей к языкам, литературе, пению (это – чаще всего), танцам и т. д. Если формат канона позволяет (как в ГП или ВК, но по идее это можно почти везде использовать), то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности.
Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей. Такой финал особенно характерен для юных авторш, склонных к сентиментальному трагизму в духе «и вот лежу я такая красивая в гробу, а все вокруг рыдают».
Мери-Сью дружно не любят во всех фандомах, поскольку классические Мери-Сью отодвигают на задний план канонических персонажей, которые и интересуют нормального читателя фанфиков. А сверхумные, сверхкрасивые героини, о которых автор пишет, захлебываясь от восторга, реально интересны только самому автору. В плане сюжета мерисьюшные фанфики тоже не блещут, ведь если героиня – само совершенство, то и так понятно, что мир будет спасен (злодей убит, тайна раскрыта и т. д.) именно ею, ну и вообще, конец предсказуем с самого начала.
Мери-Сью бывают не только в фанфикшене, подобные героини (а иногда и герои мужского пола) нередко встречаются в художественной литературе, кино и сериалах. Но даже классические, наделенные массой достоинств Мери-Сью не всегда так уж плохи, они тоже могут завоевать любовь читателя или зрителя. Ведь все, в конце концов, зависит от таланта автора.

Марти Стю (Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) – мужской вариант Мери Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню, а чаще героя канона. Встречается гораздо реже Мэри Сью (в основном по причине того, что авторы фанфиков – девушки и бросать в объятия любимого персонажа они предпочитают себя любимую) и обитает в основном в слэше

OC (сокращение от Original Character) – Оригинальный персонаж. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НМП – новый мужской персонаж

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дискламер (Disclaimer) – «отказ». Это фраза перед фанфиком, где автор сообщает, что фанфик, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей

Feedback/Reviews – отзывы, комментарии читателей

Пейринг(Pairing) – строка в шапке, объясняющая между какими персонажами в фанфике будут романтические или сексуальные отношения. Хорошо известных персонажей канона часто обозначают одними инициалами

Spoiler (спойлер) – факты, которые могут подсказать человеку, не читавшему/смотревшему произведение, сюжетные повороты

Teaser/Summary – краткое содержание

Все больше людей интересуются фанфиками - литературными произведениями, созданными поклонниками по популярным фильмам, книгам или сериалам. Основой фанфика чаще всего служит либо развитие оригинальной сюжетной линии в другом направлении, либо же создание ответвления истории в совершенно другом русле, но с задействованием персонажей из произведения.

Одним из видов фанфиков является Drabble. Этот жанр становится все более популярным. Но что такое драббл, как и когда он возник, а также об особенностях подобных произведений знает далеко не каждый.

Что такое Drabble: концепция и особенности жанра

Короткая зарисовка, изображающая одну сцену или описывающая персонажа - вот что значит драббл. Также нередко к жанру относят небольшие истории, которые состоят всего из 100 слов. Особенность таких историй - непредвиденная концовка или наличие скрытого подтекста.

Главным критерием драббла является его завершенность. Такая история, несмотря на лаконичность, должна содержать структуру полноценного произведения, иметь завязку, кульминацию и развязку. Она должна нести смысл и быть полезной. Кроме того, драббл пишется в художественном или публицистическом стиле. Это не инструкция по применению, а потому он должен содержать литературные обороты и «цеплять» читателя.

История возникновения жанра

История возникновения Drabble довольно интересна. Полагают, что концепция жанра родилась в 1980 году, когда одно из сообществ университета Бирмингема создало необычную игру. Вдохновленные романом Монти Пайтона Drabble поклонники научной фантастики решили сыграть в игру на основе сюжета произведения, в котором участники должны были написать новеллу, а победителем становился тот, кто сделает это быстрее.

Чтобы в реальной жизни игра была простой и интересной, участники ввели правило, что история должна состоять из 100 слов. На написание новеллы давалось определенное количество времени, задавалась тема. Отсюда и появилась концепция 100 слов и название драббл.

Критерии создания

Мало знать, что такое драббл, чтобы его создать. Нужно еще понимать, каким критериям должна соответствовать история, чтобы она могла так назваться. Отличным примером Drabble является 55 Fiction. Это истории, состоящие из 55 слов. Автором задумки стал Стив Мосс - основатель журнала New Times. Основными требованиями являются следующие:

  • размер - ровно 55 слов;
  • наличие посыла и сюжета;
  • присутствие минимум одного персонажа;
  • наличие конфликта и его развязки.

Изначально такие истории публиковались только в журнале Стива Мосса, но вскоре стали популярным форматом изложения мыслей. А потому фанаты быстро адаптировали 55 Fiction под создание интересных фанфиков.

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Прежде чем перечислять жанры фанфиков и раскрывать их особенности, нужно обязательно коснуться вопроса возникновения и значения данного термина. Что же такое фанфик? Это сочинение, чаще всего любительское, по мотивам самых популярных литературных произведений либо кинопроизведений - телесериалов, кинофильмов, аниме и тому подобного. Более того, жанры фанфиков включают в себя и разнообразные комиксы, и компьютерные игры.

Понятие

Слово "фанфик" относится к жаргону. Авторами фанфиков являются фикрайтеры, а становятся ими жаркие поклонники оригинальных сочинений, которые никак не могут расстаться с полюбившимися героями обожаемого произведения. Пишут они тоже чаще всего для таких же рьяных поклонников. В последнее время создание фанфиков случается и на коммерческой основе, но крайне редко. Чаще всего это продукт для фанатов оригинального произведения.

Само понятие происходит от английского - фан-литература или фан-проза (Fan fiction). В употреблении встречаются и другие обозначения данного понятия, объединяющего жанры фанфиков. Это "фэн-фикшн", "фан-фикшн", "фэнфик", чаще всего просто "ФФ" или даже "фик". Разновидностей у этого нового жанра такое огромное количество, что перечислены будут лишь наиболее часто встречающиеся. Любой автор имеет право создавать собственный тип сочинения. А потому и жанры фанфиков (вернее, поджанры) чрезвычайно многообразны.

Разновидности: по характеру отношений

Фанфики жанра "слэш" редко используют рассказ в стиле Curtain story, где герои ведут себя абсолютно по-домашнему. Например, отправляются за покупками. Поскольку "слэш" изначально намекает на отсутствие гетеросексуальности. Фанфик с присутствием телесных наказаний называется Domestic disciplin, и касается это сексуальных отношений: один из партнёров подвергается избиению за какую-либо ошибку.

Но всё чаще случаются слияния разных жанров в фанфиках: жанр романтика и жанр слэш, например. Чистый жанр, даже поджанр в субкультуре фанфика найти вообще сложно. Но почти всегда присутствуют в фанфиках последних лет Angstfic (тоскливый фанфик) и Darkfic (тёмный фанфик). Первая составляющая обозначает депрессивные мотивы, духовные или физические страдания, сильные переживания и драматические события. А последняя составляющая - это изобилие жестокости и смертей в рассказе.

Ориентация

Также часто используется в любых фанфиках - жанра слэш или романтик - стиль Alternate Pairing или Shipping (альтернативный пейринг или шиппинг), когда описывают сексуальные или романтические отношения героев, которые в оригинальном произведении не только не испытывают приязни друг к другу, но иногда и вообще разведены по разные стороны баррикад.

Вообще слэш изначально подразумевал разновидность однополого Alternate Pairing. Однако сейчас это понятие стало значительно шире. Соответственно, существуют стили Femslash, то есть Saffic, Fem или Femmeslash - всё про отношения женщин - романтические или сексуальные. И, разумеется, выделен отдельной строкой и отправлен в десятый ряд в фанфиках жанр гет (Het, Shipping Heterosexual).

Ещё более сильные отношения

Если отношения между героями пронизаны теплотой и ничем не омрачены, этот поджанр фанфика называется Fluff. Фанфики о дружбе, подкреплённой словами и поступками, но где и намёка на сексуальные отношения нет, называются Smarm. Если любовной линии в фанфике нет или она мало значит, это General audience или просто Gen. Ни одно описание жанров фанфиков не обходится без Grapefruit, это фанфик с насилием на страницах его или принуждением к нему.

Откровенная сексуальная направленность обозначается Lemon, если при этом сюжет минимален, фанфик относится к поджанру PWP (Porn without Plot - из разряда 18+ и без сюжета). Lime - облегчённый Lemon, прошедший цензуру, без откровенных сцен. Unresolved Sexual Tension, или просто UST - всё наоборот. Персонажи испытывают сильное чувство друг к другу, но что-либо мешает им вступить в романтическое взаимодействие. Ну и знакомый всем без исключения вид фанфика Vanilla - ванильные отношения.

Способ создания

Разновидности можно обозначить и по способу создания, здесь наиболее хорошо видны жанры фанфиков и их значение для читающей публики. Достаточно часто можно встретить в субкультуре (особенно английских любителей фанфиков) кроссовер, где в повествовании сливаются несколько чужих вселенных. Например, Джек Воробей и Хан Соло вместе с принцессой Леей приезжают в Хогвартс и знакомятся там с Антоном Городецким для того, чтобы совместно погасить Око Саурона.

Очень часто писатели используют Point of view или просто POV. Причём это касается не только фанфиков, очень многие произведения, в том числе и в жанре фэнтези, написаны таким способом. Например, сага "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина. Этот метод чрезвычайно удобен для повествования, поскольку позволяет показывать события в разных концах Вселенной и в разные промежутки времени или одновременно с разных сторон.

Профессионалы

Исключительно интересен жанр Profic. Это произведения действительно художественные и часто высокопрофессиональные, где автор описывает приключения своих персонажей в мире, который был создан другим автором. Бывают в этом жанре и настоящие шедевры, как, например, фанфик "Кольцо тьмы", который написал Ник Перумов на знаменитое произведение Толкиена "Властелин колец". Многие фанаты до драк спорят, кто написал лучше: Перумов или Толкиен.

В этом жанре написано чрезвычайно много. Авторы любят чужие вселенные и пишут целыми книжными сериями по Star Wars, Dragonlance, Warhammer и другим коммерчески успешным сочинениям, авторы которых относятся к франчайзингу лояльно. Самое интересное то, что книги с чужого стола - и сиквеллы, и приквеллы - продаются всегда нарасхват. Но благодарить за это нужно не эпигонов, а автора оригинала, который создал такую интересную вселенную, по которой скучают читатели, причём настолько, что готовы читать даже откровенно слабые подражания.

Ещё разновидности по способу написания

Часто автор не хочет или не может осилить в одиночку всю книгу фанфиков. Жанры, стили, язык повествования переплетаются, переходы между частями становятся слишком резкими, а действия персонажей - несогласованными, если одну и ту же книгу пишут несколько авторов - каждый свой фрагмент. (или - "по кругу") - так называется этот поджанр. Сегодня каждый читатель может найти любимые жанры фанфиков. "Фикбук" - сайт в интернете, где авторы находят своего читателя, а читатели - своих авторов.

Бывают смельчаки, рискующие вводить в текст персонажей, являющихся реально существующими людьми (обычно это знаменитости). Такой фанфик будет называться RPF, или Real person fiction. Сайт "Книга фанфиков" жанры такого плана представляет в полном ассортименте. Ещё интереснее становится ситуация, когда автор использует разновидность Real person slash и расписывает гомосексуальные отношения реальных людей, причём людей знаменитых, которые никогда не заявляли о своей ориентации и даже являются отцами семейств. Иногда автор вписывает в контекст фанфика себя любимого. Это называется Author character или Self-insert. Так, например, сделал так, чтобы его герой нашёл на пляже кредитную карту на имя Василия Аксёнова.

Разделение персонажей на группы

Фанфики жанра омегаверс показывают специфическую реальность, где люди относятся к одному из трёх типов - альфа, омега и бета. Доминирующие самцы - альфы, а омеги - персонажи пассивные, со странными наклонностями, с периодами сексуальной активности, как "гон" у животных или "течка", когда омеге физически необходим альфа. А бета - персонаж нейтральный, в отношения альф с омегами не вмешивающийся.

Этот жанр вышел из слэша, а потому женщин там может вообще не быть. Отличается омегаверс огромным количеством допущений физиологического плана, которые невозможны ни в реальном мире, ни в мире канона. Как, например, мужская беременность. Подобные жанры фанфиков и предупреждения должны иметь: вдруг некоторые физиологические подробности читателю будут неприятны. Авторы обычно помечают жанр и опасности в "шапке" к произведению, там же, где и благодарности автору оригинала.

Соответствие оригиналу

Это оценочная часть жанров фанфика, и оценок очень много. Alternative Universal, или AU, говорит о том, что с каноном фанфик имеет большие расхождения. NO-AU - наоборот, либо нет расхождений со вселенной оригинала, либо они малозначимы или спорны. Original fanfiction имеют косвенную или очень малую взаимосвязь с оригиналом. Uberfic, или Uber Fanfiction, - это почти Original fanfiction, где связью может быть только место действия или взяты имена оригинала, остальное всё к оригиналу не имеет никакого отношения. Например, есть Фродо и Сэм, но никакого кольца всевластия и прочих сауронов, то есть все их действия - полностью выдумка фикрайтера.

Out Of Character, или ООС, - так говорят о фанфике, где противоречия и расхождения в характерах персонажей очень значимы в сравнении с оригиналом. Например, Гендальф - предатель, эльфы - кровожадные и подлые, а орки - народ честный и добродушный (два последних случая есть у Перумова, например). Если фикрайтер создаёт уникальный образ какого-либо персонажа, который не появлялся ни в одном из фэндомов, это называется Original Character. Такие персонажи обычно главными героями не бывают, но зато играют значительную роль в помощи главным героям по преодолению препятствий. Эти персонажи непредсказуемы и удачливы, однако на "Мэри Сью" не похожи.

Мэри и Марти

"Мэри Сью" российские фанаты какой-либо вселенной называют пренебрежительно "Мэрисьюхой" или даже "Машкой". Это обычно персонаж фанфика, написанного женщиной (девочкой), где героиня воплощает действительные или желаемые (что чаще) черты самой авторессы. Обычно Мэри Сью необыкновенно прекрасны и неописуемые умницы - помесь Василис Прекрасной и Премудрой. Встречаются они и у маститых авторов. И не в фанфиках, а в оригинальных произведениях. Например, у Джорджа Мартина - неоднократно.

Имя выбирается сложное и мелодичное, например Дейенерис, волосы и глаза у неё того цвета, который не встречается у обычных людей, прошлое было бурным и полным приключений, а способности появились сверхъестественные, например в огне не гореть или в воде не тонуть. Мэри Сью обязательно очарует всех главных героев, а потом спасёт мир. Вот примерно так пишут и девочки. - то же самое, но в мужском исполнении.

Разновидности по сюжету

Если в фанфике герои умирают, он классифицируется как Deathfic. Если же герои долго идут к установлению отношений - Established Relationship. Hurt/comfort - сразу по названию можно сделать вывод, что речь пойдёт о помощи одного персонажа - сильного и доброго - другому - слабому и страдающему.

Ну и жанр, имеющий практически классические примеры, - Continuation, когда фанфик является точным продолжением оригинального произведения. Например, "Унесённых ветром" продолжила довольно успешно Александра Рипли Во всяком случае продавался и продаётся он так же успешно, как и оригинал.

Смежные жанры

С ростом возможностей, благодаря техническому прогрессу, поклонники тех или иных произведений искусства успешно совмещают литературное творчество со смежными жанрами. И фанфики получаются иногда довольно качественные. Например, фильм по вселенной "Звёздных войн" - Star Wars: Revelations: уровень высокотехничный, с применением самых последних технологий. Это фанфильм. Модификацией фанфикшена является и рисование по мотивам произведения, где создаются совершенно новые художественные образы излюбленных персонажей. Это фан-арт.

Но для любого жанра - и чистого фанфика, и смежного, как ролевая компьютерная игра например, - нужна прежде всего общая заинтересованность каноном, то есть тем произведением (книгой, фильмом, сериалом, комиксом, телешоу и тому подобным), герои и весь мир которого будут использоваться для написания фанфика.

Послесловие

Фанфик - смежная разновидность творчества, где фикрайтер использует и собственный вымысел, далеко уходящий от канона, и какой-то набор элементов из оригинального мира. Это единственный из жанров, кроме, разумеется, пародии, где читателю лучше быть знакомым с произведением, послужившим источником вдохновения для фикрайтера. Автор писал не для денег, а для удовольствия, прежде всего собственного, а во вторую очередь - для удовольствия таких же фанатов автора оригинального произведения. Они не только потребители чужого творчества. Фикрайтер - пример сотворчества, когда литература обращается к читателю, а читатель отвечает ей действием.

А бывает и авторская недосказанность, "открытый" финал, иногда и просто пробелы и несостыковки, иногда суть сюжетной линии обозначена лишь намёком. И тогда у поклонников есть стимул. Они скрупулёзно и тщательно продумывают каждую деталь эпизода, они спят и видят разные пути развития, строят догадки и предположения, а потом всё это выливается в заполнение нащупанных брешей в оригинальном повествовании. Разве не достойны уважения эти попытки?

Основные понятия

Фэндом (англ. fandom - букв. фанатство) - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби - пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее. Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.
Канон (canon) - все факты, содержащиеся в оригинальном произведении, которое является первоисточником в данном фэндоме.
Фанон (fanon) - набор широко признаваемых фактов в каждом отдельном фэндоме, которые могут и не содержаться в каноне. Обычно эти факты так часто упоминаются в фанфиках и при этом настолько хорошо вписываются в канон, что большинством фанатов воспринимаются как должное.
Фанфикшен , сокр. фанфик , фик , ФФ (от англ. fan - поклонник и fiction- художественная литература) - литературное творчество поклонников популярных произведений, как правило, литературных или кинематографических, использующее идеи их сюжета и (или) персонажей.
Фан-арт (fan-art) - художественное творчество поклонников по мотивам канона или фанфикшена. Включает в себя рисунки, коллажи, фан-видео, комиксы, графику, обои, аватары, и другое.
Фансервис (англ. fan service - бесплатные услуги, бесплатное дополнение) - изобразительный прием в каноне для создания определенного подтекста, чаще всего сексуального характера. Включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей.

Джен (gen, от англ. general - основной) - любовная линия отсутствует или малозначима. Просто приключения.
Гет (het, от англ. heterosexual - гетеросексуальный) - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
Слэш , или слеш (от англ. slash - значок косой черты) - описание романтических и/или сексуальных отношений между представителями одного пола. Как правило, но не обязательно, в каноне эти отношения отсутствуют и даже отсутствуют прямые указания на гомосексуальность задействованных персонажей.
Другие возможные обозначения слэша:
-яой (YAOI - сокр. от яп. yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) – ни кульминации, ни заключения, ни содержания) - термин из японской манги и аниме, где изображаются гомосексуальные отношения между мужчинами
-сенен-ай (от яп. shounen ai - юношеская любовь) - термин из японской манги и аниме, где изображаются романтические, но не сексуальные отношения между юношами или молодыми мужчинами, в настоящее время в Японии в этом значении чаще употребляется термин Boys Love, а сенен-ай обозначает гомосексуальные отношения в обычной жизни
-М+М (М/М) - мужчина+(/)мужчина, Man+(/)Man
-Male Love - мужская любовь
-Boys Love - юношеская любовь
Фэм-слэш , сокр. фэм (англ. femmeslash) - описание романтических и/или сексуальных отношений между женскими персонажами. Другие варианты: юри (от яп. yuri - лилия) - термин с тем же значением в манге и аниме.
Ориджинал , сокр. оридж (оriginal) - любительское литературное произведение, автор которого не извлекает материальной выгоды от публикации. Ориджинал не относится ни к какому канону, авторские права на него полностью принадлежат создателю. В сетевой культуре ориджиналы принято оформлять так же как фанфикшен, с указанием рейтинга, жанра, пейринга и т.д. Разница между ориджиналом и "настоящей литературой" условна и малоизученна.
Гей-ориджинал (gay-original) - рассказ, в котором основные персонажи являются геями. Любовная линия необязательно является доминирующей или вообще отсутствует.
Слэш-ориджинал (slash-original) - преобладают описания романтических и/или сексуальных отношений между персонажами одного пола. Зачастую в таких рассказах персонажи изначально не являются геями и "голубеют" по ходу сюжета.
РПФ (RPF, англ. real person fiction) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
РПС (RPS, англ. real person slash) - описание гомосексуальных отношений между реальными людьми, вне зависимости от их сексуальной ориентации. Данная категория является самой уязвимой в плане законности, т.к. зачастую реальным людям приписываются несуществующие романы и нетрадиционная ориентация, что может повредить их репутации.
Профанфик , профик (profic) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенной "Dragonlance" или по "Звездным войнам".

Оформление фанфика

Автор , или альфа (аlpha) - имя или ник автора фика.
Переводчик - имя или ник переводчика (графа используется только для переводных фанфиков).
Бета , бета-ридер (beta, beta-reader) - имена или ники людей, редактировавших или помогавших редактировать авторский текст. Бета редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию. Иногда встречается Корректор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.
Гамма , гамма-ридер (gamma, gamma-reader) - ответственный за смысловое содержание фика. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область фика, например, исторические справки.
Название
Оригинальное название (графа используется только для переводных фанфиков).
Ссылка на оригинал (графа используется только для переводных фанфиков).
Разрешение на перевод (графа используется только для переводных фанфиков).
Категория - статус фанфика, наличие любовных отношений между персонажами.
Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги основаны на шкале американской киноассоциации.
Пейринг (англ. pairing - парный) - графа обычно используется для любовных жанров фанфикшена, описывающих романтические и сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж), обычно инициатор отношений (либо активный партнер) пишется первым. Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.
Персонажи (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте. Используется редко.
Жанр - отметки об общем настроении фанфика, его отношении к канону, наличии особых сюжетов.
Размер - объем фанфика. Указывается в принятых обозначениях или по количеству слов.
Тайминг , или таймлайн (англ. timing, timeline) - указание, в каком месте канона происходит действие фанфика.
Дисклеймер , или Отказ от прав (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.
Предупреждение , или варнинг (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слэш, OOC, AU, нецензурная лексика и тому подобное).
Описание , или саммари (англ. summary) - краткое описание фанфика, аннотация. Другое обозначение - Teaser.
Комментарии - пометки, посвящения, благодарности, другие отметки автора.
Статус , или состояние - информация о стадии написания фанфика.
Размещение - запрещение или разрешение автора на републикацию произведения в других местах, и на каких условиях.

G (General - основной) - фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance - с родительского разрешения) - можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
PG-13 - можно читать с родительского разрешения детям старше тринадцати лет. Могут содержаться намеки на секс, 1-2 нецензурных слова.
R (Restricted - ограниченный) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
NC-17 (No Children) - нельзя читать детям до 18 лет. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.
прим.: Насколько я знаю, NC-21 воспринимается в основном как полностью самостоятельный рейтинг

Размеры и временные рамки фанфиков

Макси (max)- большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
прим.:"Сто слов" - весьма приблизительный размер. Драбблы бывают и по две, и по три страницы полноценного текста. А иногда и больше. Тут всё зависит исключительно и только от автора и от его восприятия конкретного произведения.
Виньетка (vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Фиклет (ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Дилогия (ambilogy)- серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
Сиквел (sequel) - продолжение фанфика.
Приквел (prequel) - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.
Вбоквел - ответвление от сюжета другого фанфика.
прим.: Лично меня "вбоквел" чуть ли не до истерики довёл, когда в первый раз читала XD

Преканон (pre-canon или pre-series) - события фанфика происходят до событий канона.
Постканон (post-canon или post-series) - события фанфика происходят после событий канона.

WIP (Work in progress - в стадии производства) - часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. То же, что TBC (To Be Continued - продолжение следует).
Сериал (serial) - цикл фанфиков.

Жанры фанфикшена

Драма (drama) - напряженные отношения между персонажами, конфликты.
Романтика (romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
Ангст (нем. angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то трагические события.
Экшен , экшн (action) - фанфики с динамичным сюжетом, доминируют приключения, а не чувства героев.
Юмор (humour) - юмористический фанфик.
Пародия (parody) - пародия на оригинальное произведение.
Кроссовер (crossover, или x-over, X/O) - фик, в котором задействованы персонажи и/или реалии более чем из одного фэндома.
Ретеллинг (англ. retelling - пересказ) - когда персонажи канона попадают на место героев другого произведения. В отличие от кроссовера, ретеллинг воспроизводит прежде всего сюжет альтернативного произведения, и может даже дословно цитировать до 80 процентов его текста.
Гапфиллер (англ. gap - промежуток filler - наполнитель) - пересказ очень близко к канону, с дополненительными подробностями.
Эссе (essay) - написанные фанатами публицистические тексты по темам фэндома. Бывают как юмористическими, так и вполне серьезными.
Дарк , или даркфанфик (dark, darkfic) - рассказ, содержащий сцены жестокости, сексуального насилия, смерть персонажей.
Десфик (deathfic) - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
ПОВ (POV, point of view - точка зрения) - повествование от первого лица одного из героев.
Смарм (англ. smarm - лесть) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
Смат (англ. smut - непристойность) - фик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.
Флафф (fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
Hhjj (happy happy joy joy - о радость, о счастье!) - пренебрежительное название фика, в котором отсутствуют противоречия, придающие сюжету привлекательность, а персонажам все слишком легко удается. Конец непременно счастливый.
Филк (filk) - фанфик в виде песни.
Сонгфик (англ. song-fic) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объем произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
Hurt/comfort (Н/С, НС - кнут и пряник) - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. То есть, автор сначала издевается над персонажем, а потом его жалеет. Обычно с помощью другого персонажа.
Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
ПВП (PWP, porn without plot - порнография без сюжета; или plot, what plot? - сюжет? какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
БДСМ (BDSM - Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) - отношения, в которых партнеры сознательно и добровольно принимают на себя роль господина или раба. Включает в себя ролевые игры и сексуальные практики, связанные с ограничением свободы, принуждением, унижением, наказанием, садомазохизмом и иным причинением боли с целью получения психологической разрядки и/или сексуального удовлетворения.
Ваниль (vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
Грейпфрут (grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
Лимон (lemon) - графическое описание сексуальных сцен. Соответствует рейтингу NC-17.
Лайм (lime) - эротическое содержание. Соответствует рейтингу R.
Цитрус (citrus) - фанфикшен категории лимон (lemon), лайм (lime) и грейпфрут (grapefruit) - то есть все те, где присутствует секс.
Домашняя дисциплина , ДД (DD, англ. domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные или моральные наказания, связанные с сексуальными отношениями героев. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
Занавесочная история (англ. сurtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, например, выбирает занавески для спальни.
Threesome (англ. threesome - трое) - отношения втроем, секс втроем, тройничок.
Хоррор (англ. horror - ужас, страх) - фик с пугающим содержанием.
Кинк (англ. kink - странность, ненормальность, отклонение) - содержит описания, могущие шокировать читателя, как правило, связанные с насилием и нетрадиционными сексуальными практиками. Также означает извращенное удовольствие.
Сквик (squick, от англ. someone else’s kink - со странностями и icky - неприятный) - тошнотворный, вызывающий отвращение. Антоним кинка.
Крэк (англ. crack - шутка) - фанфик, основанной на немного безумной шутке или предположении.
МПРГ , или мпрег (Mpreg от англ. male pregnancy - мужская беременность) - слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, мужской персонаж беременеет и, возможно, даже рожает. По некоторым источникам, традиция мпрега в слеше зародилась в фэнтэзийных фэндомах, в которых действуют сверхъестественные персонажи - не-люди (эльфы, хоббиты, инопланетяне и др.), либо практикуется магия.
Нон-кон (non con, n/c или nc, сокр. от англ. non-consensual sexual intercourse - недобровольное сексуальное взаимодействие) - в фике присутствуют сцены изнасилования или иного принуждения к сексуальному акту.
Даб-кон (dub con, сокр. d/c, dc, от англ. dubious consent - сомнительное согласие, "и хочется и колется") - когда один из партнеров неуверен, либо подавляет свои сексуальные потребности, а другой его убеждает с помощью, иногда жестокого, давления. В результате оба достигают удовлетворения.
ЮСТ (UST от англ. unresolved sexual tension - неразряженное сексуальное напряжение) - фанфик, в котором герои много думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но по каким-либо причинам не делают этого.
РСТ (RST от англ. resolved sexual tension - разрядка сексуального напряжения) - то, что происходит после ЮСТ-а.
Первый раз (first time) - описание первого сексуального/гомосексуального опыта.
Ченслэш (chanslash) - слэш-фик, в котором один из героев значительно младше другого, возможно, даже не достигает совершеннолетия.
Инцест (Incest) - сексуальное взаимодейстивие между членами семьи. Различают вертикальный - отношения между старшим и младшим поколением, и горизонтальный инцест - отношения между родственниками в одном поколении.
Твинцест (twincest) - инцест между близнецами.

Обозначения соответствия фанфика канону

АУ (AU, от англ. alternative universal - альтернативная вселенная) - есть значимые расхождения или противоречия с каноном. К АУ также относят фики, в которых оригинальные герои или реальные люди переносятся в другую реальность, историческую эпоху, новый сюжет, и др., при этом они могут сменить некоторые личные данные.
Не-АУ, или "в каноне" (in canon) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
OOC (OOC, от англ. out of character - не в характере) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
Не-ООС , или "в характере" (англ. in character) - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
OC (ОС, от англ. original character - oригинальный персонаж) - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
ОФС , ОЖП (OFC, от англ. original female character - oригинальный женский персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
ОМС , ОМП (OMC, от англ. original male character - oригинальный мужской персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
Вписка (англ. self-insertation) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом "вписывает" себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка - первоначально, оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся альтер-эго автора фанфика. В широком смысле - пренебрежительное обозначение любого слишком навязчивого персонажа, который "тянет на себя одеяло". Выделяются два основных вида Мэри Сью: 1) идеальная героиня, объект вожделения всех остальных персонажей; 2) эмо-Мэри Сью, требующая внимания и заботы со стороны других героев. Оба вида могут сочетаться в одном персонаже и проявляться по обстоятельствам.
Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью.

Термины, относящиеся к пейрингам

Актив/Пассив, Акт/Пас - активный и пассивный партнер в однополой паре.
Топ/Боттом - активный и подчиненный партнер в лексиконе BDSM.
Дом/Суб (Dominance/Submission) - доминантный и подчиняющийся партнер в BDSM.
Сэмэ/Укэ - активный и пассивный партнер в яой-терминологии.
АТГ (ATG, any two guys - любые два парня) - слэш-термин, означающий, что история, о которой идет речь, может быть написана о любой паре. В таких фиках, как правило, отсутствуют характеристики героев. Этим термином часто описывают PWP самого низкого уровня. Если вы можете без ущерба для сюжета и понимания заменить имена персонажей любыми другими двумя именами – перед вами истинный ATG-фик.
EIG (everyone is gay - кругом одни геи) - фик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.
ОТП (OTP, one true pairing - единственный стоящий пейринг) - единственный пейринг, который считается ценным/разумным/интересным в определенном фэндоме с точки зрения отдельного фаната или группы фанатов.
WNGWJLEO (we"re not gay we just love each other - мы не геи, мы просто любим друг друга) - довольно слабое объяснение того, почему два ранее абсолютно гетеросексуальных персонажа вдруг накрепко приклеились друг к другу.

Другие полезные термины

Челлендж (англ. сhallenge - вызов) - приглашение написать фик, включающий в себя какие-то определенные мотивы и условия.
Fuh-Q-Fest - явление, напрямую связанное с челленджем. В принципе, это сайты, изначально закрученные вокруг одного персонажа или сочетания персонажей, где публикуются фики, написанные в качестве ответа на тот или иной челлендж.
Round robin – фик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.
Шапка , или вводная (header) - находится обычно в начале фика, в ней автор дает краткую информацию о своем произведении.
Фидбэк (англ. feedback - ответная реакция) - комментарии читателей на фанфик, обсуждения, критика, рекомендации.
Обоснуй , он же зверь-обоснуй, или абаснуй (иск. русс.) - требование к собеседнику подкрепить своё мнение фактами, логикой или хотя бы общепринятыми истинами. В фанфикшене: факт в каноне, послуживший формальным поводом для сюжета фанфика.
Злобный автор (досл. англ. evil author) - это когда автор вписывается в фик именно как “автор” или использует свой писательский псевдоним. Прием используется в основном для достижения комического эффекта.
Шелуха (англ. peel story) - пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.
Caveat lector - читайте (или смотрите) на свой страх и риск!
Plot bunny - выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фика.
Шип (ship, сокр. от англ. relationship - отношения) - изначально термин относился только к гетовым фикам.
Шиппер (shipper) - поклонник одного определенного пейринга. Существуют шипперы, предпочитающие строгое распределение ролей в паре или строго определенную эмоциональную окраску отношений. Например, “I’m a romantic Harry/Draco shipper”.
Кавай (от яп. kawaii - милый, прелестный, хорошенький) - слово из жаргона поклонников яоя, означает крайнюю степень умиления.
Свун (англ. swoon - обморок) - крайняя степень восхищения и обожания.
Метросексуал (metrosexual от англ. metropolitan - столичный и sexual) - термин для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Термин «метросексуал» - противоположность термину «мачо».
Броманс (bromance от англ. brother - братский и romance) - близкие, романтичнные, но не сексуальные отношения между двумя или более мужчинами. Отличается открытым проявлением интимных знаков внимания. Наиболее распространен среди западных знаменитостей.