Что такое дистанционные образовательные технологии дайте определение. «Применение дистанционных технологий в процессе обучения

В настоящее время активно идет процесс модернизации отечественной образовательной системы. Он направлен на повышение качества педагогической деятельности, достижение новых целей, соответствующих современным условиям.

Актуальные проблемы системы

Необходимость в модернизации обуславливается тем, что образовательный процесс все меньше стал удовлетворять ожиданиям и потребностям общества. Существовавшая ранее педагогическая система, в течение многих десятилетий успешно готовившая высококвалифицированные кадры, сегодня не может обеспечить уровень, необходимый в современном мире. Переориентация на новые результаты предполагает значительные изменения структуры и содержания педагогического процесса.

В стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования у учащихся метаумений, т. е. общих навыков, востребованных в различных сферах. Главная образовательная задача для любого современного педагога - научить ребенка самостоятельно перерабатывать полученную информацию и развивать свои творческие таланты без посторонней помощи. Такой подход позволят подготовить детей к жизни в стремительно изменяющемся мире.

Электронные и дистанционные образовательные технологии

Достижение необходимых результатов, развитие мотивации требуют применения личностно ориентированного подхода. Современный педагог должен составлять индивидуальные обучающие программы, формировать для каждого ребенка конкретную траекторию. В таких условиях применение дистанционных образовательных технологий становится требованием времени.

Впервые на экспериментальном уровне дистанционное обучение началось в 1997 г. 30 мая этого года был издан Приказ Минобразования № 1050. В соответствии с ним началось внедрение новых образовательных технологий.

Определение

Дистанционные образовательные технологии - это методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие применение информационно-телекоммуникационных систем. Отличительной их чертой является то, что используются они при опосредованном (на расстоянии) либо не полностью опосредованном взаимодействии педагога и ребенка.

При реализации образовательных технологий дистанционного обучения основу процесса составляет контролируемая и целенаправленная самостоятельная работа обучающегося. Он может получать знания в любом удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств, согласовав возможность взаимодействия с педагогом.

Цели

Программы по дистанционным образовательным технологиям направлены на обеспечение доступности обучения для всех желающих вне зависимости от их места нахождения, состояния здоровья и социального статуса.

С помощью этих методов можно существенно разнообразить направления профильной подготовки, сформировать более четкую профориентацию.

Индивидуальные программы

В последнее время они получили широкое распространение. По мнению многих экспертов, традиционная классно-урочная система замедляет интеллектуальное развитие учащихся старших классов. 6-7 уроков в день, каждый из которых длится по 45 минут, на протяжении которых необходимо вникнуть в суть темы, не оставляют возможности для углубленного изучения дисциплин, серьезного исследования проблем, самостоятельного поиска и обработки информации. Между тем формирование навыков работы с данными - одна из ключевых задач современного образовательного процесса.

Все чаще врачи говорят об угрозах здоровью подрастающего поколения, о загруженности ребят. При этом значительный объем информационного материала, освоение которого не требует существенных интеллектуальных усилий, можно дать с помощью дистанционных образовательных технологий. Это могут быть разного рода тестирования, консультации и пр.

За счет частичной замены классно-урочной деятельности самостоятельными формами обучения можно разгрузить день ученика. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать условия для продуктивной творческой деятельности детей. При этом педагог получает возможность провести дополнительные консультации с теми учащимися, которым это необходимо.

Индивидуальные программы с применением дистанционных образовательных технологий особенно актуальны для лиц, испытывающих затруднения с посещением учебных заведений. Речь в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в отдаленных местностях.

Суть подхода

Как выше говорилось, дистанционные образовательные технологии - это эффективный инструмент реализации личностно ориентированных педагогических методов. При их применении осуществляется общение учеников и друг с другом, и с преподавателем. При этом их взаимоотношения должны принять форму сотрудничества, а не передачи знаний. В противном случае педагогическая система приобретает авторитарный характер.

Дистанционные образовательные технологии - это методы, ориентированные на нравственное и интеллектуальное развитие личности, творческого и критического мышления, формирование навыков работы с информацией. Они позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником, максимальную интерактивность. В результате происходит своего рода индивидуализация процесса освоения материала.

Одна из особенностей реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в том, что у обучающегося всегда есть возможность доработать выполненные индивидуальные задания. Если ребенок недостаточно хорошо его выполнил, то педагог может вернуть на доработку, указав на ошибки и недочеты, которые следует исправить.

Плюсы образовательных технологий дистанционного обучения

Среди несомненных достоинств системы можно назвать:

  1. Индивидуальный темп обучения. Сам обучающийся может установить скорость освоения предметов в зависимости от его личных потребностей и возможностей.
  2. Гибкость и свобода. У обучающегося есть возможность выбрать любую программу (курс) по своему усмотрению, самостоятельно планировать продолжительность, место и время проведения занятий.
  3. Доступность. Дистанционные технологии можно использовать вне зависимости от местонахождения обучающегося и учебного заведения.
  4. Мобильность. При дистанционном обучении устанавливается обратная связь между обучающимся и педагогом. Мобильность считается одним из ключевых требований и основ эффективности образовательного процесса.
  5. Технологичность. Дистанционное обучение предполагает применение инновационных информационно-телекоммуникационных технологий.
  6. Равноправие при получении образования вне зависимости от состояния здоровья, места жительства, материальной обеспеченности.
  7. Объективность. При использовании интерактивных практикумов, разных форм тестирования знания могут оцениваться в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя. Такой подход исключает субъективность, предвзятость при оценке.

Далеко не все плюсы дистанционного образования. Однако полностью оно заменять классно-урочное обучение не должно. Дистанционное образование может очень эффективно дополнять традиционную систему обучения.

Недостатки

Несмотря на явные плюсы, дистанционные технологии имеют и некоторые минусы:

  1. Недостаточная мотивация обучающихся. При использовании дистанционных технологий требуется более строгий контроль деятельности ребенка.
  2. Неспособность (в силу возраста) грамотно организовать работу. В связи с этим перед преподавателем стоит задача разработать детальную образовательную программу.
  3. Необходимость посещения учебного заведения для проверки знаний.

Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети или ПК и пр.

Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу. Во многом формирование психологического климата зависит от педагога. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, выстраивать взаимодействие на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Заключение

Безусловно, время не стоит на месте, общество постоянно развивается, изменяются его потребности и запросы. Новые технологии проникают сегодня в разные сферы жизни. Не является исключением и образовательная система.

Современные учебные заведения должны идти в ногу со временем. Конечно, традиционная система обучения является основой образовательного процесса. Дистанционные технологии, в свою очередь, признаются важным ее дополнением. Во многих регионах без них не обойтись. Благодаря им огромное количество детей получили возможность учиться наравне со сверстниками.

Сегодня дистанционное образование только набирает обороты. Ожидается, что в скором времени оно станет неотъемлемым элементом педагогической системы страны, что позволит максимально полно удовлетворять потребности современного общества.




Цели и задачи использования ДОТ Предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного их пребывания. Свободное пользование различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время. Усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося.


Цели и задачи использования ДОТ Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий. Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. Создание условий для применения системы контроля качества образования.


Преимущества использования ДОТ: качественное образование на основе современных информационных технологий; возможность повышать образовательный уровень по месту жительства; доступность образовательных услуг и информационных ресурсов в любом месте (в т.ч. по месту жительства) и в любое время; самостоятельный выбор интенсивности обучения; постоянная связь с преподавателем, индивидуальное консультирование; техническая поддержка при работе с компьютерным оборудованием.


Основные виды учебной деятельности с применением ДОТ: лекции, реализуемые во всех технологических средах: работа в аудитории с электронными учебными курсами под руководством методистов-организаторов, в сетевом компьютерном классе в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе off-line (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле - и видеолекций и лекций-презентаций; практические, семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени), занятия в учебно-тренировочных классах, компьютерный лабораторный практикум, профессиональные тренинги с использованием телекоммуникационных технологий;


Основные виды учебной деятельности с применением ДОТ: учебная практика, реализация которой возможна посредством информационных технологий; индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, chat-конференции, форумы, видеоконференции; самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение расчетно-практических и расчетно-графических, тестовых и иных заданий; выполнение курсовых проектов, написание курсовых работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа; текущие и рубежные контроли, промежуточные аттестации с применением ДОТ.


Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).




Кейсовая технология дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно- методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.


Интернет-технология (сетевая технология) это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.


Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.


Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием. Удовлетворение потребности личности в получении образования. Повышение качества образования путем внедрения современных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе использования средств телекоммуникации.


Дистанционный семинар 2-6 часа Обсуждение проблем (1-2) Работа индивидуальная или в командах Обсуждение в чате или на форуме Дистанционный тренинг 6-8 часов Формирование 1-2 умений (компетенций) Работа в команде Обсуждение в чате или на форуме Дистанционный курс часа Формирование группы умений Работа индивидуальная (или в команде) Общение в чате, форуме, электронной почтой Дистанционная олимпиада 2-4 часа Развитие креативных умений Работа индивидуальная (или в команде) Общение по мере необходимости чат, электронная почта Способы использования ДОТ



Современное образование невозможно представить без компьютеров и Интернета, их использует большинство педагогов, школьников и студентов. В связи с этим широкое распространение получили технологии дистанционного обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» (статья 32 Закона РФ «Об образовании» (1992).

Появлению технологии дистанционного обучения способствовало развитие различных средств передачи информации на расстоянии. Основоположником данной педагогической технологии принято считать англичанина Исаака Питмана, который в 1840 году начал обучать студентов стенографии с помощью почтовых отправлений. В 50-х годах XIX века Густав Лангеншайдт опубликовал в Германии «обучающие письма» - самоучитель по освоению языка. В 1870-х программы дистанционного обучения стали создаваться в США. После 1917 года модель «консультационного» (заочного) обучения была разработана в России. В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения - Открытый Университет Великобритании, вслед за которым подобные учебные заведения стали появляться по всему миру. Например, сейчас в России дистанционно можно учиться в нескольких ВУЗах: в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Институте информационных технологий, Интернет-университете информационных технологий и некоторых других .

Развитие технологий дистанционного обучения напрямую связано с развитием средств коммуникации . Изобретение телеграфа, телефона, радио, а затем - телевидения и компьютерной техники позволило значительно увеличить количество обучающихся и повысить качество этой педагогической деятельности. Сегодня дистанционное обучение осуществляется при помощи различных информационных ресурсов Интернета (текстовые документы, мультимедиа, аудио и видеоконференции и т.п.), с помощью которых стали возможными новые формы педагогической деятельности: дистанционные лабораторные работы и практикумы, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка учеников и учителей и многое другое.

Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения .

1. Кейс-технология. Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, что способствовало тому, что дистанционное обучение быстро и прочно заняло одно из ведущих мест в современной педагогике.

Во-первых, это доступность и открытость, т.е. возможность обучаться, не выезжая на место расположения учебного заведения, что позволяет совмещать работу и учебу, а также получать образование людям с ограниченными возможностями и людям из отдаленных районов. При этом образование можно получать и в зарубежных ВУЗах (например: в Британском открытом университете, Французском национальном центре дистанционного обучения, Лондонском колледже, Австралийской школе корреспондентского обучения).

Во-вторых, обучение идет в индивидуальном темпе, а значит, каждый может самостоятельно выбрать необходимую скорость изучения материала, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, а также наиболее удобные для себя место проведения и продолжительность занятий.

В-третьих, дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого, а использование различных информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности образования.

Но самое главное - это экономия времени и денег. У учащихся нет необходимости ежедневно посещать занятия. К тому же в вузах большой конкурс на бесплатные места, а дистанционное обучение не требует больших затрат, что позволяет получить образование гораздо большему количеству людей.

Но значит ли это, что дистанционное обучение со временем сможет вытеснить традиционное, став единственной формой получения образования? К сожалению, ни одна педагогическая технология не является совершенной и поэтому не может быть единственной.

Дистанционное образование ориентировано в основном на приобретение знаний, и мало уделяет внимания воспитанию и социализации личности, то есть оно больше подходит для получения дополнительного образования и повышения квалификации. Кроме этого, дистанционное обучение имеет и ряд других недостатков. Прежде всего, для его осуществления необходима хорошая техническая оснащенность: наличие компьютера и доступа в Интернет, что в ряде случаев невозможно из-за нехватки денег или невозможности подключиться к глобальной компьютерной сети. Очевидным минусом является и отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимися, то есть исключаются все моменты, связанные с воспитанием и индивидуальным подходом. Также для результативности дистанционного обучения очень важна самодисциплина и самостоятельность обучаемых, и так как постоянный контроль над учащимися отсутствует, возможно снижение их мотивации к учебе. Отсутствие практических занятий значительно усложняют закрепление практических навыков. К тому же далеко не все специальности и школьные предметы можно изучать с помощью данной технологии .

Итак, дистанционное обучение является перспективным направлением, и его развитие в системе образования продолжается. Данный способ очень удобен для людей с ограниченными возможностями, находящихся в декретном отпуске, не имеющих возможность покинуть место жительства или работы, и для тех, кто любит учиться, но не обладает достаточным количеством времени и денежных средств. Но все же на сегодняшний день оно не способно обеспечить полноценного образования, и в случае возможности выбора лучше отдать предпочтение традиционным формам обучения.

Библиографический список

1. Ващенко, В.Ю. Дистанционная форма обучения. История. Проблемы. Перспективы развития [Электронный ресурс] / В.Ю. Ващенко, В.А. Скляров, К.О. Козяков // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. - 2009. - №6. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/vsunud/2009-6E/09vvuppr.htm (дата обращения:14.05.2012).

2. Жидаль, Р.Ф. Дистанционное обучение школьников [Электронный ресурс] / Р.Ф. Жидаль // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571052/ (дата обращения:13.05.2012).

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники. Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает переход к их использованию в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, развитие электронного обучения и дистанционного образования. Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. С их распространением идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах.

Понятие "электронное обучение" сегодня употребляется наряду с термином "дистанционное обучение". Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. Это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах. В современной быстро меняющейся среде организации, внедряющие для своих сотрудников системы ЭО, могут не бояться перемен. Более того, перемены становятся их преимуществом. В последние годы роль ЭО в решении проблемы поддержки требуемого уровня квалификации сотрудников существенно возросла. Это обусловлено значительным ростом необходимых объемов обучения, возможностями обеспечить коллективный режим обучения, оперативное взаимодействие обучаемых и обучающего (в том числе в режиме реального времени), развитием рынка дистанционных курсов и другими факторами.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий .

В современных условиях качество образования зависит от количества предоставляемых способов доставки информации, подключения к информационным сетям библиотек, профессиональных сообществ, информационным каналам.

Знаковыми элементами, определяющими готовность полномасштабной реализации элементов технологии дистанционного обучения во всех формах обучения, следует признать наличие:

Локальной сети с широкополосным выходом в Интернет;

Системы электронного документооборота;

Системы электронных учебно-методических комплексов с учебными пособиями, системами тестирования, авторизации и статистики;

Системы промежуточного и итогового тестирования, баз тестов и практических заданий по всем учебным дисциплинам;

Электронных тренаж?ров профессиональной деятельности специалиста и виртуальных лабораторных работ;

Системы, обеспечивающей виртуальное интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса .

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. Традиционное обучение происходит следующим образом: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. Дистанционное обучение заключается в самостоятельном изучении тем учебного пособия, выполнении контрольных заданий и консультировании с преподавателем посредством чата или видеоконференции. При таком обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися.

Дистанционное обучение по своим характеристикам настолько сильно отличается от традиционного, что успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий, передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения.

С точки зрения Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунский, М. Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента .

А. А. Андреев среди основных отличительных черт дистанционного образования выделяет:

- гибкость : обучаемые системы дистанционного образования, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни; для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам;

Модульность: в основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области; это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям;

Параллельность: дистанционное образование может проходить без отрыва от работы;

Дальность действия: обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения - при условии хорошей связи - от этого не страдает;

- территориальный охват : сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а, значит, число обучающихся критическим не является;

- рентабельность: дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д .

Развитие средств ИКТ позволило совершенствовать виды дистанционного обучения. Е.С. Полат выделяет пять видов дистанционного обучения, сложившихся к настоящему времени:

1) Курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ . Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) "Вещательные" курсы . В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем . С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студента и школьника на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с активным использованием возможностей сетевого информационного пространства. Это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании и при работе с одаренными детьми.

Особенности дистанционного обучения

Обучение учащихся дистанционно предполагает, что учебный материал изучается и прорабатывается самостоятельно в течение определенного времени. Ученик сам выбирает темп обучения, последовательность изучения учебных тем. Преподаватель разрабатывает дистанционный курс, а затем только консультирует и мотивирует учащихся.

Возможности сетевого обучения через Интернет позволяют эффективно организовать учебный процесс. Активно включаются в обучение видео- и аудио- материалы для лекционных занятий, электронные учебники, компьютерные тренажеры, онлайн-тестирование, электронная рассылка.

В организации учебного процесса могут сочетаться очные и заочные формы. Завершается обучение сетевым или очным тестированием, показывающим уровень освоения учебного материала.

Виды дистанционного обучения

Сетевое обучение. Самостоятельное знакомство обучающихся с размещенными в Интернет-среде учебными материалами. Общение в чатах и на вебинарах с руководителем и другими учениками. Консультации преподавателей через электронную почту.

Обучение через кейсы. Набор текстовых и мультимедийных материалов и методических рекомендаций высылается учащемуся, который работает самостоятельно. Преподаватель отслеживает результаты обучения и оказывает консультационную помощь.

ТВ-обучение. Ученик самостоятельно работает с видеолекциями преподавателей. Выполняет задания и тесты.

Цели использования дистанционного обучения в средней школе

Возможность изучать предметы школьного курса для тех учащихся, которые не могут посещать школу, например, по состоянию здоровья.

Освоение темы отдельного учебного предмета на углубленном уровне. Подготовка к участию в предметных олимпиадах.

Подготовка к экзаменам по разным школьным предметам.

Устранение пробелов в знаниях по определенным темам конкретных учебных предметов.

Принципы

Интерактивность. Разные формы сетевого общения обучающихся и преподавателя: обмен сообщениями, просмотр видеоматериалов, консультации через скайп, общение на форумах.

Модульная структура. Образовательный курс разбит на блоки, которые могут изучаться по отдельности.

Фиксирование отправной точки обучения. Для того чтобы изучать дистанционный курс, необходим определенный стартовый уровень знаний по учебному предмету. Для диагностики проводится входное тестирование.

Индивидуальный подход. Разрабатывается индивидуальная траектория обучения учащегося.

Контроль времени. Устанавливаются сроки для работы с каждым заданием и сроки для выполнения зачетных работ.

Роль преподавателя

Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.

Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.

Преимущество для учащихся

Обучающийся сам выбирает время и место для занятий. Учиться можно не выходя из дома.

Материал изучается в индивидуальном темпе. Любая лекция может прослушиваться многократно.

Ученик не пассивный слушатель, а активный участник, управляющий учебным процессом.

Доступ к разнообразным информационным источникам (электронным интерактивным материалам).

Обучение доступно детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети из отдаленных областей могут учиться по курсу, разработанному для столичных школьников.

Преимущество для учителя

Возможность обучать сразу любое количество учеников.

Современные интерактивные средства обучения (онлайн-тестирование, интерактивные учебники), которые повышают качество образования.

Основные трудности для учащихся

Трудно постоянно поддерживать мотивацию на высоком уровне. Обучение на расстоянии требует самоорганизации и самодисциплины.

Дефицит прямого общения с преподавателем. Не удается регулярно отслеживать и исправлять ошибки, которые допускаются в выполняемых заданиях.

Необходим постоянный доступ в Интернет. Место для учебы должно быть оборудовано веб-камерой, микрофоном и персональным компьютером.

Не хватает практических занятий, преобладает в обучении теоретический материал.

Основные трудности для учителя

Много тратится времени и сил на разработку дистанционного учебного модуля.

Методика организации дистанционного обучения нуждается в совершенствовании.

Учитель не может полностью контролировать учебный процесс. Контролируют обучение только сам ученик и его родители.

Отсутствует эмоциональный контакт с учеником.

Структура дистанционного урока

1. Постановка целей обучения. Выработка значимых для учащихся мотивационных установок.

3. Самостоятельное изучение учениками нового модуля:

Просмотр видео-лекции;

Работа с мультимедийными материалами;

Выполнение тренировочных интерактивных заданий.

4. Контроль усвоения материала. Завершающее модуль онлайн-тестирование.

5. Консультация учителя. Рефлексия.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.