Что такое диалог и монолог в русском языке. Виды и формы диалога

Данная статья дает ответ на вопрос: "Что такое диалог и монолог?". В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения,

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

Что такое диалог и монолог?

Это две формы речи.

А чем они отличаются друг от друга?

Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!".

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной - передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь - это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог - это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог - это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит а диалогическая - в основе устной формы.

Психология многим обязана другим гуманитарным наукам. Именно они помогли ей преодолеть стремление к упрощению внутреннего мира человека и склонность объявлять душевные конфликты и внутренние раздоры отклонениями и нарушениями. Понимание того, что сложность и неоднозначность, споры с самим собой – это вовсе не патология личности, но главный ресурс ее развития, приходило постепенно. Психологи перенимали это знание у философов, писателей, художников. Достоевский, Кафка, позже Тарковский...

Одним из ярчайших соседей по профессии, у которых думающие психологи учились подлинной психологии, был, без сомнения, Михаил Бахтин – человек, работы которого составили целую эпоху не только в филологии, но и в культурологии, антропологии, искусствознании...

Жизнь Бахтина, как и многих других современников Советской власти, оказалась расколота на несколько. В 20-е годы – блестящий старт, бурная творческая деятельность, публикации. Следующие 30 с лишним лет – черная дыра: приговор ОГПУ, высылка на шесть лет, потеря ноги, черствый хлеб сельского учителя, затем преподавателя провинциального пединститута. И в последние 15 лет жизни – признание, книги, переезд в Москву – Бахтин успел еще при жизни обрести репутацию классика, подтвердив старое правило, что в России надо жить долго. Но не просто жить – даже в самые безнадежные периоды он не переставал работать «в стол», без надежды на публикацию. И, возможно, именно потому его слово, заряженное смыслом, смогло пробиться к читателям при жизни автора – в те времена, когда не многие могли похвастать подобным везением...

Его даты

  • 4 (16) ноября 1895: родился в Орле в семье банковского служащего.
  • 1913-1918: слушает лекции в Новороссийском (Одесса) и Петроградском университетах.
  • 1929: приговорен к пяти годам лагерей.
  • 1945-1961: преподает в Мордовском пединституте в Саранске.
  • 1946: защищает кандидатскую диссертацию.
  • 1960-1965: «Открытие» Бахтина группой московских филологов круга Юрия Лотмана; выходят книги «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».
  • 7 марта 1975: скончался в Москве.
  • 1996: начало выхода академического собрания сочинений в семи томах.

Ключи к пониманию

Смысл по ту сторону слов

В живой речи нет «передачи сообщения» – она сама и есть сообщение. В ней нет однозначных «кодов» – очень многое зависит от тона и внешних обстоятельств. «Каждое высказывание – это звено в цепи других высказываний», оно живет в мире других фраз на ту же самую тему, в том числе еще не произнесенных, лишь предполагаемых. Именно поэтому смысл сказанного не содержится в самих словах, а впитывается из жизненных контекстов.

Диалог и полифония

«Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться». В диалог вступают два любых смысла, два любых высказывания, соприкоснувшихся между собой. Бахтин сформулировал свои идеи диалогичности, анализируя романы Достоевского: в них он увидел особый, полифонический тип повествования о мире, при котором герои являются не объектами оценивающего авторского взгляда, а носителями собственного голоса. каждом из нас тоже звучат несколько голосов, их только непросто услышать. Это не болезнь, а полифоническое устройство нашего сознания, позволяющее продуктивно использовать многозначность нашего опыта.

Я и Другой

То, как мы относимся к себе, не является отражением – прямым или негативным – того, как мы относимся к другому человеку. Это процессы разной природы. Мы воспринимаем другого только через собственное к нему отношение, то есть как ограниченный образ. Но самого себя мы не можем вписать ни в какие границы или рамки – себя мы воспринимаем только внутренним чувством. Вживаясь в страдания другого, мы переживаем их именно как его страдания, а потому реакцией на них является не крик боли, но слова утешения. Можно хотеть быть любимым, но нельзя любить себя как другого. Поэтому только другой является источником той правды о нас, которая напрямую нам недоступна.

Не-алиби в бытии

Участие человека в бытии Бахтин называет «не-алиби». Этим он подчеркивает, что каждый из нас занимает в мире определенное место, и из этого выводится уникальная ответственность каждого нашего поступка: «С моего единственного места открыт подход ко всему единственному миру, и для меня только с него». Ответственность проявляется в признании своего участия в жизни, в противоположность утверждению своей непричастности или представительства («я действую как представитель группы, ничего личного»). «Жить – значит занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни».

- (греч. dialogos первоначальное значение разговор между двумя лицами) словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками. Возможность, к рую открывает такое сопоставление в разговоре нескольких лиц, уже издавна заставляла писателей… … Литературная энциклопедия

диалог - а, м. dialogue <лат. dialogus <гр. dialogos. 1. Литературный жанр в форме беседы двух или более персонажей. Сл. 18. Феодорит в первом диалозе.. сия сказует. Соб. 42. // Сл. 18 6 124. Посылается до вас диалогус на французском языке, который … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Форма речи, разговор, в к ром дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла (особенно в драме, где он противостоит монологу и массовой сцене); формой обучения: тогда… … Энциклопедия культурологии

- (франц. dialogue, от греч. dialogos). Разговор между двумя или несколькими лицами: форма изложения драмат. произведений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАЛОГ разговор двух сторон, двух лиц. Также… … Словарь иностранных слов русского языка

Диалог - ДИАЛОГ. Диалогом в широком смысле называют всякое собеседование; в частности обмен мыслями («Диалог» Платона). Драматический диалог обмен драматическими репликами имеет особое содержание. Слово в драме действенно. Каждая сцена в драме есть… … Словарь литературных терминов

- – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) … Википедия

- – Ассоциация экономистов России и Германии (dialog e.V. – Vereinigung deutscher und russischer Ökonomen) Тип Общественное объединение Год основания … Википедия

диалог - (от греч. dialogos) попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии исследования Д., связанные с анализом социальных механизмов психики, начались в ХХ в … Большая психологическая энциклопедия

См … Словарь синонимов

Диалог - Диалог ♦ Dialogue Разговор двух или больше собеседников, озабоченных поиском одной и той же истины. Таким образом, диалог – вид беседы, отмеченной стремлением к универсальному, а не единичному (в отличие от исповеди) или частному (как в… … Философский словарь Спонвиля

См. Философский диалог. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДИАЛОГ … Философская энциклопедия

Книги

  • диалог , иван&антон. Книга является фрагментом личной SMS-переписки двух друзей, живущих в разных городах. Данный диалог не является диалогом в привычном понимании. Это скорее ПРОСТРАНСТВО коммуникации. «Гербарий… электронная книга
  • Диалог , Велта Спаре. Участница Великой Отечественной войны, талантливая журналистка и писательница, Велта Спаре в какой-то мере отразила в своем романе собственный жизненный путь. Этукнигу можно рассматривать как…