Что такое аюрведа. Ах, я вся такая воздушная! Натуральность – основа лечения в Аюрведе

Аюрведа — наука о жизни, зародившаяся более 5 тысяч лет назад в Индии. Она помогает определить благоприятные и неблагоприятные условия жизни, которые напрямую связаны с нашим счастьем и здоровьем, а также учит нас жить в гармонии с законами природы. Разбираемся, что такое аюрведа и доши, как определить свой тип конституции и какому образу жизни следовать, чтобы оставаться здоровым и полным сил.

Аюрведа отличается от привычной для нас медицины: в то время как с помощью таблеток врачи устраняют симптомы заболеваний, специалисты по аюрведе считают важным понять и устранить причину болезни. Они придерживаются идеи о том, что все в нашем теле связано между собой, поэтому нельзя воздействовать на отдельные его области. Проще говоря, здоровье не сводится к лабораторным анализам и ежегодным обследованиям, это процесс, который требует нашего постоянного участия.

ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?

Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют три доши — это Вата, Питта и Капха . Они состоят из комбинаций 5 элементов: земли, воды, огня, ветра и эфира. Доши отвечают за наши физические и психологических характеристики, их невозможно распознать в теле, но они соединяют его и участвуют в различных функциях организма. Все они в той или иной степени присущи каждому из нас, а их баланс отвечает за состояние нашего здоровья. Огромное количество факторов, таких как стресс, недосып, неправильное питание влияют на перемещение, увеличение и уменьшение дош в организме. Более того, каждая из них изменяется согласно времени суток, фазам пищеварения, возрасту и сезону.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ДОШИ?

У каждого человека с рождения доминирует одна или две доши, при их балансе мы здоровы, счастливы и полны энергии. При дисбалансе у нас могут возникать проблемы с кожей, нарушение пищеварения, бессонница, беспокойство и более серьезные заболевания.

Для того, чтобы определить состояние дош в данный момент, можно обратиться к специалисту, но есть и более простой метод — пройти тест. В интернете есть огромное количество тестов для определения вашего типа конституции, они помогут понять, на какие доши стоит обратить внимание, ну а мы расскажем, как привести их в состояние баланса.

ВАТА: ВОЗДУХ + ЭФИР

“То, что постоянно движется в теле” — Сушрута Самхита.

Люди типа Вата не могут находиться в бездействии, при этом они заняты несколькими делами сразу. Вообще регулярность для них это что-то слишком сложное, пожалуй, это самая непостоянная доша. Они часто меняют профессию, не могут усидеть на месте и поэтому являются большими любителями путешествий. Это непостоянство выражается и во взаимоотношениях, они часто меняют партнеров, быстро про них забывают и легко знакомятся с новыми. При балансе Вата доши эти люди отличаются креативностью, у них высоко развит творческий потенциал. Они гибкие, инициативные, очень общительные и легкие на подъем. Их можно назвать оптимистами, которые действительно умеют радоваться жизни. Если же Вата находится в дисбалансе, то может появляться чувство беспокойства, тревоги и бесконечной суеты. При этом часто у людей этого типа конституции сбивается режим дня, и они начинают пропускать приемы пищи, не вовремя ложатся спать и перестают заниматься спортом.

Сама по себе эта доша сухая, легкая холодная, шершавая, тонкая и подвижная. Для того, чтобы привести Вату или любую другую дошу в баланс необходимо обогащать свою жизнь противоположными ей качествами:

  • делайте масляные массажи (кунжутное масло)
  • ешьте теплую и маслянистую пищу с использование согревающих специй
  • старайтесь есть меньше сырых продуктов
  • ешьте в спокойной обстановке
  • медитируйте
  • отдыхайте в течении дня
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например, йогой или плаванием
  • соблюдайте стабильный режим дня
  • одевайтесь тепло в холодное время года
  • старайтесь поддерживать теплую атмосферу дома
  • принимайте горячие ванны или теплый душ
  • используйте сладкие и теплые аромамасла для ароматерапии (масло лаванды, корицы)

ПИТТА: ОГОНЬ + ВОДА

“То, что поддерживает пищеварение” — Сушрута Самхита.

Люди типа Питта обладают высоким интеллектом, они уверены в себе и полны энтузиазма. Лидеры от природы, в работе они собраны, пунктуальны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. Физическая сила делает их выносливыми, энергичными и стрессоустойчивыми. Они большие любители планировать и организовывать. При балансе Питты люди дарят радость всем вокруг, их жизнерадостность и чувство юмора завораживают. При дисбалансе проявляется неудовлетворенность жизнью, гнев и высокомерие по отношению к другим людям. Они часто теряют контроль над собой, бывают критичны, категоричны и упрямы. Стремление к власти и контролю всех и всего вокруг — это проявление эго, которое вытесняет все положительные качества этого типа конституции.

Питта маслянистая, быстрая, горячая,подвижная, жидкая, кислая. В состояние баланса ее могут привести противоположные качества:

  • делайте масляные самомассажи (кокосовое масло)
  • пейте только теплые напитки
  • ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • не употребляйте острую еду
  • медитируйте
  • гуляйте на свежем воздухе
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например йогой, плаванием или ходьбой
  • слушайте успокаивающую музыку
  • цените людей вокруг
  • заведите личный дневник
  • принимайте прохладный душ
  • используйте охлаждающие аромамасла (масло розы или сандалового дерева)
  • проветривайте помещения, чтобы там сохранялась прохлада

КАПХА: ЗЕМЛЯ + ВОДА

“То, что поддерживает прохладность” — Сушрута Самхита.

Этот тип конституции характеризуется отличным здоровьем, крепким телосложением и душевным спокойствием. Стабильность и постоянство позволяют им быть верными партнерами и надежными работниками. Это очень спокойные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. В состоянии баланса Капха отличается щедростью, умением любить, нежностью и мягкостью. В состоянии дисбаланса люди этого типа могут превратиться в лентяев, любителей полежать дома и скрыться от общества. Они очень сильно привязываются к людям и вещам, часто боятся отпустить что-либо т.к. не выносят перемен. У них может проявляться склонность к накоплениям и даже жадность. От нежелания общаться и что-либо делать может возникнуть депрессия или апатия.

Капха жирная, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, липкая, стабильная. Чтобы успокоить ее и привести в баланс нам нужно использовать противоположные качества:

  • не переедайте
  • ешьте легкую еду
  • ешьте в спокойной обстановке
  • не используйте еду как способ успокоиться
  • не уделяйте слишком много внимания повседневным проблемам
  • занимайтесь динамичными видами спорта
  • путешествуйте
  • интересуйтесь новым
  • не спите днем и соблюдайте режим
  • ходите в сауну
  • используйте теплые цветочные аромамасла (кедр, эвкалипт)
  • старайтесь придавать меньше значения материальным благам

Самое главное помните, что не бывает двух одинаковых людей, ведь все мы индивидуальны. Поэтому не стоит строго следовать всем рекомендациям описанным в книгах, статьях, или журналах. Только вы сами сможете проследить реакцию своего организма на ваше питание и жизненный ритм. Суть аюрведы в этом и заключается — она учит нас самоисцелению и дает понять, что возможности нашего организма намного шире, чем мы представляем.

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о жизни» и вбирает в себя древнее индийское знание (веду). Эта веда составляет основу индийской медицины, которая до сих пор считается самой древней лечебно-профилактической традицией.

В отличие от других вед, здесь нет обращений к Богу или описаний ритуальных поклонений. Аюрведа рассматривает человека комплексно - как целостный организм, неотделимый от всей остальной природы. Гармония, равновесие и взаимодействие - вот основы философии аюрведы.

Конституция тела по аюрведе

По мнению аюрведы, все, что существует во Вселенной (в том числе человек и то, что он ест), состоит из пяти первичных стихий . Важнейшими являются Пространство и Воздух. На сколько мы способны задерживать дыхание? На минуту, максимум - две. А вот без Воды человек выдерживает уже два-три дня. Следующая стихия в этом рейтинге - Огонь, который, согласно аюрведе, отвечает за пищеварение и обмен веществ. Последним элементом является Земля, то есть еда. Без еды можно выдержать почти месяц.

Вы от природы худощавы или имеете склонность к лишнему весу? Фигура зависит от времени, в которое вы родились, а конкретнее от того, какая доша (биоэнергия) доминировала в природе в тот момент.

Аюрведа различает семь так называемых конституций тела (индивидуальных типов строения организма): три главных, «чистых» типа - вата, пита и капха, и четыре смешанных. Тип конституции выражается определенными характерными признаками.

Люди с доминирующей вата-доши обычно худощавые, даже костлявые, порой всю жизнь безрезультатно пытаются пополнеть. Такие люди гиперактивны , часто страдают от бессонницы.

Они должны избегать сырых продуктов, избытка движения, частых путешествий и... болтливости. В ежедневном рационе людей типа вата должны присутствовать жирная и теплая пища, молочные продукты и сладкие фрукты. Такая еда возвращает людей типа вата, в которых доминирует стихия Воздуха, на землю.

У людей с преимуществом доши пита (доминирует стихия Огня) ярко выражены лидерские качества. Они активны, привлекательны, интеллигентны, совершенны и бывают порывистыми.

Им противопоказаны острая, жирная пища и тонизирующие напитки, такие как кофе или черный чай. Пита должна особенно избегать гнева , злости и раздражительности, потому что это выбивает ее из равновесия.

В свою очередь, люди с доминирующей капха доши (управляющие стихии - Земля и Вода) всегда счастливые, ленивые, много улыбаются и делают все медленно. Часто люди этого типа страдают от ожирения и малоподвижности.

На основе того, к какому индивидуальному типу вы относитесь, специалист по аюрведе подберет вам соответствующую диету.

Питание по аюрведе

Аюрведическая диета основана на нескольких общих принципах.

Во-первых , важно достичь равновесия в организме, применяя принцип противоположности. Если вы очень активны, ваши мысли легко перескакивают с темы на тему, не ешьте острой возбуждающей пищи и не пейте тонизирующих напитков.

Во-вторых , согласно аюрведическому знанию, здоровой является исключительно свежеприготовленная еда, как можно меньше подвергавшаяся термической обработке. Никаких супов на всю неделю - только свежая пища заключает в себе много жизненной энергии, которая необходима для исправного функционирования, и содержит необходимое количество белка или витаминов .

Внимательно следите за содержанием витаминов и минеральных веществ в рационе, больше терпения и интереса проявляйте к вдохновляющему процессу приготовления пищи. Помните, что еда, размороженная и приготовленная в микроволновой печи, теряет все возможные энергетические ценности для организма.

Важно учитывать, что для каждой трапезы есть свое время: аюрведический завтрак едят до 8.30, обед - между 12:00 а 13.30, а ужин - до 19:00.

Аюрведа различает три типа пищи, которые добавляют или отбирают у нас энергию. Ешьте больше овощей, фруктов и зерна (в том числе важнейших для аюрведы пшеницы и риса), потому что это легкая пища , заряжающая энергией и проясняющая ум. Не злоупотребляйте кофе, сладостями и острыми приправами, потому что хоть они и дают кратковременную «энергетическую встряску», но, в конце концов, приводят к тому, что вы чувствуете себя усталыми раньше времени. Избегайте тяжелой пищи, потому что организм потратит очень много энергии на ее переваривание.

К тяжелой еде относится мясо, грибы, яйца, консервы, продукты глубокой заморозки, лук и чеснок. Кроме того, лук и чеснок согласно аюрведе являются лекарствами, а ведь никому не придет в голову есть лекарства каждый день.

Трудноперевариваемую пищу могут себе позволить люди, которые занимаются физическим трудом и быстрее сжигают дополнительную энергию. Все остальные любители жирных отбивных и грибных супов-пюре могут довести себя до приступов неконтролируемой агрессии, а в результате - депрессии.

Конечно, в довольно прохладном климате средней полосы России не рекомендуется есть все время только овощи, фрукты и хлеб. Раз или два в неделю можно побаловать себя пикантным блюдом или домашними сладостями.

Аюрведические методы

Аюрведическая медицина использует в основном силу специй для лечения и профилактики различных заболеваний. Например, имбирь способен согреть нас зимой и помогает при боли в суставах, кориандр тонизирует лучше кофе и избавляет от похмелья, а обжаренный фенхель освежает полость рта после еды.

Куркума добавляется почти во все индийские блюда, потому что очищает кровь, увеличивает выносливость, предотвращает рак, помогает пищеварению и очень хорошо действует на кожу.

Аюрведа - наука о жизни / shutterstock.com

Для женского организма очень полезна вытяжка из корней спаржи - она облегчает протекание беременности, уравновешивая баланс вата и помогая циркуляции крови в репродуктивных органах.

Аюрведа использует огромное количество методов, которые возобновляют натуральное равновесие в организме и лечат различные заболевания. Кроме диеты и специй, главные инструменты аюрведы, которые позволяют сохранить здоровье и молодость - это йога , дыхательные упражнения, медитация и аюрведический массаж . Есть также специальные секреты красоты - например, как сделать кожу идеально чистой и гладкой.

Как есть по аюрведе

Аюрведа рекомендует пить много воды, но только перед едой или в промежутках между трапезами, и пользоваться косметическими средствами, основанными на природных ингредиентах. Полезно также делать регулярную очистку организма. Именно несвойственная вашему типу доши диета и усвоенные с неправильной пищей токсины отвечают за плохое состояние кожи.

Мы несовершенны, и в быстром темпе современной жизни часто грешим против собственной природы, курим, злоупотребляем алкоголем, обедаем в ресторанах быстрого питания, пьем кофе и колу...

Есть аюрведический способ минимизировать вред нездорового образа жизни.

Если в течение шести дней в неделю вы засоряете свой организм, забываете пить воду и питаетесь нездоровой пищей, то на седьмой устройте себе очистку. Ешьте только легкую пищу, овощи и фрукты или вовсе объявите голодовку.

Однако есть исключения: людям типа пита нельзя голодать, потому что это вызовет у них острые головные боли.

Если накануне вы выпили много алкоголя и это привело к расстройству желудочно-кишечного тракта, ешьте больше продуктов, вызывающих щелочные реакции: мясистые овощи, салат. Вы курите сигареты? Введите в ежедневный рацион фрукты, которые имеют очищающее свойства, например, дыню или манго, и попробуйте бросить курить .

Важно, чтобы еда готовилась с любовью, а трапеза проходила размеренно. Во время приема пищи не смотрите телевизор, не читайте газет, не просматривайте блог или почту. Кроме того, ни в коем случае не переедайте! По аюрведе, после еды желудок должен быть наполнен на одну треть едой, на одну треть - водой, а на одну треть - оставаться пустым.

Помните, что вы есть не только то, что вы едите, но и то, что вы чувствуете и думаете. Поскольку все мы являемся частью природы и всей Вселенной, старайтесь оставаться в согласии с собой и с окружающим миром.

Светлана ПОЛИКАРПОВА

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.