Что такое андеграунд у молодежи. Что такое андеграунд

Андеграунд

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой.

Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века , по отношению:

  • к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии;
  • к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок.

Искусство андеграунда всегда было проникнуто духом диссидентства. Оно отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда – «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. В СССР это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы: в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Художественная оппозиция времен СССР: группы «Лианозовская» (Е.и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин и др. (с 1956 до середины 1970-х гг.)), «Сретенский бульвар» (И.Кабаков, Э.Неизвестный, Ю.Соболев, Ю. Соостер и др. (с 1960 до середины 1970-х гг.)), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г. Кизельватер, И.Макаревич, С. Ромашко и другие (с 1975 г.)), «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др. (с1978г)). Также в русле андеграунда развивалось и творчество некоторых художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В.Сидур, А.Зверев, М.Шемякин), были и представители соц-арта такого же типа отношений (Э.Булатов, В.Комар и А.Меламид) Сюда же относятся и представители других движений авангардизма «(Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).

Считалось, что после краха политической системы Советского Союза, а вместе с ней снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества, андеграунд как явление культурной жизни сошел на нет. Однако это не так. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду.

Примеры андерграунда

Сформировавшиеся жанры андерграунд-культур, впоследствии ставшие самостоятельными:

  • Хардкор хип-хоп

См. также

Примечания

Ссылки

  • - выполненная Lost Toys Magazine
  • Lost Toys Magazine - Интернет-журнал посвященный альтернативной и андерграунд культуре
  • Компост - Молодёжная субкультура 80-х в СССР
  • Another.by - Другая культура Беларуси
  • Альтафиша - Афиша мировой альтернативной и андеграунд-культуры
  • IN THE USSR-Наследники неофициального искусства». Сан Марко1345, Венеция. 7-28 марта 2009
  • Выставка посвященная Л.П.Талочкину. Сан Марко1345, Венеция. 7-28 марта 2009

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Андеграунд" в других словарях:

    - [англ. underground метрополитен; подполье] подпольное, нелегальное движение в политике, искусстве (напр., рок музыка а.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. андеграунд (англ. underground букв. подполье.) Новый словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (андерграунд) (англ. underground букв. подполье) художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 андерграунд (3) рок музыка (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Андеграунд, андерграунд … Орфографический словарь-справочник

    андеграунд - андеграунд. Произносится [андэграунд] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; м. [от англ. under ground подполье]. Получившее распространение в конце 60 х гг. 20 в. направление в музыке, литературе и изобразительном искусстве, связанное с поисками новых выразительных средств, отрицающее необходимость широкого признания… … Энциклопедический словарь

    Андеграунд - (англ. undegraund подполье, подземелье, подвал) обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    М.; = андерграунд 1. Направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них. 2. Произведения представителей такого направления в искусстве и культуре. 3. Приверженцы такого… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    андеграунд - (от англ. underground подземлный, подпольный) непризнанные, чаще всего оппозиционные направления в искусстве, культуре. Общая черта литературных произведений, принадлежащих к А., нарушение принятых в данном обществе идеологических запретов,… … Словарь литературоведческих терминов

от англ. underground - подполье) - это понятие, возникшее в США и символизирующее «подпольную» культуру как составную часть так называемой контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям современного общества. Типичная тематика американского андерграунда - сексуальная революция и проблемы маргинальных социальных групп. В СССР понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, литературу, музыку и т. д. Так, в середине 1950-х - конце 1980-х «художественная оппозиция» в СССР была представлена деятельностью таких групп, как «Лианозовская» (Е. Крапивницкий, В. Немухин и др.), студия Э. Белютина, «Сретенский бульвар» (И. Кабаков, Э. Неизвестный, Ю. Состер и др.), «Движение» (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др.). После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х андерграунд фактически сошел на нет. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНДЕГРАУНД

от англ. underground - подполье, подземелье) субкультура (сеть субкультур), носители которой исповедуют взгляды и способы творчества, оппозиционные сложившейся, поддерживаемой и принимаемой социумом официальной/массовой культуре, в координатах этой оппозиции называемой мейнстримом, реже - оверграундом.

Понятие А. появилось после Второй мировой войны, когда было поставлено на промышленную основу производство развлечений, как традиционных (театр, литература, живопись), так и относительно новых (кинематограф, эстрадная музыка). Многомиллионное тиражирование книг и грампластинок, усиленное средствами радио и телевидения, стремительно создало своеобразную диктатуру потребителя. Заказчиком и властителем в ней выступает некий безликий субъект, который требует и покупает именно эту, а не другую песню на грампластинке (по радио), именно эту, а не другую книгу, смотрит именно этот фильм. Конечно, «модных» песен, грампластинок, книг, фильмов производится превеликое множество. Но это иллюзия выбора: в таком потоке индивидуальное своеобразие автора стирается. По сути потребители вынуждены выбирать между вариациями одного, усредненного, стандартизированного культурного продукта.

Таким образом, андерграундное - не значит маргинальное. Просто любителю классической музыки бессмысленно даже включать приемник, чтобы найти хотя бы одну БМ-станцию, удовлетворяющую его вкусам. Поклонник артхауса не имеет шансов провести интересный вечер в кинотеатре большой прокатной сети, перегруженной голливудским попкорном. Заядлому книгочею придется предпринять немало усилий, чтобы откопать желаемый фолиант среди развалов макулатурных покет-буков («карманная книжка» - формат развлекательной литературы). Одним словом, права субкультурных меньшинств неуклонно игнорируются ради роста прибыли за счет максимального оглупления аудитории.

В качестве реакции на такое положение вещей и возникает А. Как понятие, подкрепленное соответствующими структурами, контркультурное подполье проявило себя в 1960-е годы. В первую очередь это касалось рок-музыки. Когда крупные звукозаписывающие компании начали активно работать в этой области, вознося до уровня мегазвезд одних исполнителей и игнорируя других, А. расцвел по-настоящему. В первую очередь это касалось, конечно же,кислотного подполья - рок-групп, вдохновлявшихся идеями Тимоти Лири и Кена Кизи, таких, как Grateful Dead. ЛСД-вечеринки этой, во всех отношениях замечательной компании, давно вошли в хрестоматии по эпохе 1960-х годов. Даже в относительно открытом обществе, как американское, андерграундная позиция давала возможность высказываться и действовать, не оглядываясь на многие, тогда еще существовавшие условности. Чем упорнее администрация пыталась не замечать поднимавшегося пацифистского, антирасового, психоделического движения, тем сильнее оно становилось. В конце концов, произошло то, что и поныне служит моделью для любых подпольщиков: пассионарность А. превозмогла сдерживающие факторы. Подполье разразилось политической,сексуальной, наркотической,этнической революциями, как в США, так и в Европе. Знаменитый лозунг Сорбонны 1968 года: «Будь реалистом, требуй невозможного» - типично андерграундный. И, вполне закономерно, что многие идеи А. были восприняты и усвоены социумом, а многие подпольщики (те из них, кто выжил) благополучно интегрировались в оверграунд. Вызвав, в свою очередь, новую волну сопротивления.

В СССР любое подполье, даже самое эстетизированное, неизбежно принимало оттенок политического. То есть деятели советского А., будь то художники, рок-музыканты, писатели либо новые левые, желавшие быть «краснее» КПСС, рисковали гораздо больше, нежели их сверстники на Западе. Но зато и А. носил более принципиальный характер. Противостояние официозу обретало романтический, даже театральный модус, требовало сильнейших страстей, героев и жертв, предателей и палачей. Редчайшие появления «на поверхности», как правило, приводили к скандалам и репрессиям. Потому советский А. обжил пространство домашнего салона, сосредоточившись преимущественно на квартирах, кухнях и дачах, в отличие от западного, имевшего опору в частных клубах, заброшенных ангарах, паровозных депо и на фермерских полях. В какой-то момент сложилась парадоксальная ситуация - в А. оказалось все мало-мальски интересное из литературы, академической и рок- музыки, изобразительного искусства. Традиционная операция замещения была возможна не в силу талантов подполья, но только лишь с ослаблением государства. Острое оппонирование донельзя закалило советский А., сделало его суровым и даже во многих отношениях жестоким - что проявилось, когда начали массово печатать, к примеру, тексты Владимира Сорокина, Виктора Ерофеева, Эдуарда Лимонова. Более того, и поныне в русскоязычных странах существует немало этических и эстетических табу, благотворно влияющих на пополнение подполья. Жесткость и бескомпромиссность предыдущего поколения хорошо усвоена и нынешними экспериментаторами.

На Западе же ситуация принципиально иная. Шоу-бизнес достиг небывалой мобильности, и А.там просто не успевает пополняться достаточным количеством людей и концепций - все мало-мальски интересное очень быстро замечается и ставится на поток. При этом структуры, которые могли бы поддержать движение, - небольшие аудиолейблы, независимые издательства - заведомо проигрывают крупным корпорациям, стремящимся узурпировать весь рынок. Энергия сосредотачивается на социальном, не слишком продуктивном направлении, в сквотах либо социальных центрах, либо в борьбе с нормами политкорректности.

Впрочем, наличие непослушного, таинственного и пугающего Другого за (под) границами либерального миропорядка - очень продуктивный фактор. Где террорист - там и непротивленец, где рассвирепевший араб - там и рефлексирующий белый. Поэтому Россия, как раз размещенная на линии напряжения «Запад - Восток», или, точнее, «золотой миллиард - третий мир», густонаселенными подвалами оскудеет не скоро.

[Д. Десятерик]

СМ.: Другая Проза, Кислота, Мейнстрим, Панк, Самиздат, Сквот, Социальные Центры, Срамной Рок, Цензура.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обратимся к переводу слова с английского языка. Дословно underground - это подземка, подполье. Для представителей андеграунда в различных сферах (литературе, музыке, кино, изобразительном искусстве) очень характерно противопоставление своего творчества общепринятым ценностям, нормам, отказ от художественных и социальных традиций.

Впервые возникло это течение в шестидесятых годах двадцатого века под влиянием хиппи. В этой субкультуре было много талантливых людей, ищущих нетрадиционные подходы, жаждущих создать что-то новое. Это была некая совокупность самых экстремальных стилей, которые пытались существовать и развиваться вне официальной культуры и шоу-бизнеса. Можно сказать, что андеграунд - это направление, отвергающее принципы официально существующего искусства, протест против общепринятых буржуазных ценностей, где искусство подчиняется рынку.

Что такое андеграунд в России

Если применять этот термин к русской культуре, то в советский период - это протест против государственного управления искусством, направление в культуре, отвергающее действующий В литературе это течение возникло в семидесятые годы и продолжило принципы самиздата, с тем отличием, что авторы старались эпатировать публику, используя ненормативную лексику, обращение к теме

Имена писателей, представляющих русский андеграунд, известны даже людям, не читавшим их произведения, - Венедикт Ерофеев, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая и др.

Применительно к российской музыке, андеграунд - это подпольные «домашние» концерты, бунтарские тексты, выражающие социальный протест. Что такое андеграунд в музыке в настоящее время? Хэви-метал и рэп слишком коммерционализированы, скорее это тот стиль, в котором больше непредсказуемости и свободы. На Западе, пожалуй, Джим Моррисом - самый легендарный и выдающийся представитель стиля андеграунд. Музыка группы The Doors сделала её самой знаменитой и самой противоречивой группой своего времени. В России самыми яркими представителями течения андеграунд в роковые восьмидесятые-девяностые годы стали группы «Наутилус Помпилиус», «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Воскресение», «Алиса», «Звуки Му», «Ария» и др. Поскольку варились в собственном соку, т. е. существовали сами по себе, они сформировали свой уникальный стиль, востребованный по сей день. Их общей особенностью являлись ярко выраженный социальный протест и тексты, несущие основную нагрузку. В музыкальном отношении андеграунд оказал огромное влияние на развитие рок-музыки в мире.

Что такое андеграунд в современном искусстве

Существует спор по поводу того, что если какое-то субкультурное течение получает раскрутку и коммерческую поддержку, то оно теряет право называться андеграундом. Вероятно, в настоящее время андеграунд существует только в самом начале возникновения какого-нибудь стиля или течения в искусстве. Все новое часто воспринимается публикой сначала плохо, потом вызывает восторг и приносит коммерческий успех, а это уже не может называться андеграундом. Теперь употребляют термин «альтернатива», он более растяжимый.