Что такое альтруизм? Отличительные черты альтруиста. Детерминанты альтруистического поведения

Жизнь ради других, совершение добрых и бескорыстных поступков называется альтруизмом.

Альтруизм – что это такое?

Что это такое? Рассмотрено его отличие от мнимого альтруизма и связь с эгоизмом.

Человек живет среди других людей. Он с ними взаимодействует, как и они с ним. Одной из форм взаимодействия является целенаправленная деятельность. Если человек действует исключительно из своих интересов, тогда его называют эгоистом. Если человек помогает окружающим, делает все ради них, отказываясь от своих потребностей и желаний, тогда его называют альтруистом. Философ О. Конт противопоставлял данные понятия. Однако все больше есть подтверждений того, что эгоизм и альтруизм являются схожими чертами. Рассмотрим в статье, что такое альтруизм.

Обществом поощряется больше альтруизм, нежели эгоизм. Что это такое? Это поведение человека, которое направлено на заботу о других людях. При этом в некоторой степени или полностью ущемляются интересы и желания самого человека, который помогает окружающим.

В психологии выделяют два типа альтруистов:

  1. «Взаимные» — люди, которые жертвуют собой только ради тех, кто совершает в их адрес аналогичные поступки.
  2. «Универсальные» — люди, которые помогают всем подряд, исходя из благих намерений.

Альтруизм происходит от латинского понятия «alter», который имеет перевод: «другие», «другой». Альтруизм бывает следующих видов:

  • Родительский – жертвенность взрослых в отношении собственных детей. Они бескорыстно их растят, воспитывают, отдают все блага и даже готовы пожертвовать своей жизнью.
  • Нравственный – достижение внутреннего комфорта за счет помощи окружающим. Например, волонтерская деятельность, сочувствие.
  • Социумный – это жертвенность в адрес близких людей, родственников, друзей, любимых и т. д. Данный вид альтруизма помогает людям устанавливать прочные и продолжительные контакты, иногда даже манипулировать друг другом: «Я помог тебе, теперь ты должен мне».
  • Сочувственный – сопереживание, проявление эмпатии к переживаниям других людей. Человек чувствует те эмоции, которые он переживал бы сам в подобной ситуации. Желание помочь имеет целенаправленный и конкретный результат.
  • Демонстративный – жертвенность как результат воспитания. «Так следует поступать!» — основной лозунг тех, кто жертвует собой демонстративно.

Самое интересное заключается в том, что человек продолжает оставаться полноценным и удовлетворенным, даже когда поступается собственными интересами ради блага других. Нередко данное качество сравнивают с героизмом – когда человек жертвует собой (и даже жизнью) во благо других людей, при этом довольствуется лишь словами благодарности.

Природу альтруизма пытаются объяснить три взаимодополняющие теории:

  1. Эволюционная – поступки ради сохранения рода. Считается, что это заложено генетически, когда человек жертвует собой ради сохранения генотипа, всего человечества.
  2. Социальных норм – когда человек исходит из правил общества, которые гласят о помощи друг другу. Альтруизм проявляется в помощи тем, кто социально равен или ниже человека: детям, малоимущим, нуждающимся, больным и т. д.
  3. Социального обмена – когда идет просчет затраченных усилий и времени с достигнутыми результатами. Нередко данный подход базируется на эгоизме, когда человек жертвует собой ради получения некоторой выгоды.

Причина альтруизма

Теория не может полностью рассмотреть альтруизм с логической точки зрения. Все же данное проявление человека исходит из духовных качеств, которые просматриваются в некоторых людях. Можно выделить некоторые причины альтруизма:

  • Увидят ли другие люди? Человек больше готов действовать альтруистически, если на него смотрят другие люди. Особенно если действия происходят в окружении близких людей, тогда человек готов поступиться своими интересами, чтобы показать себя с хорошей стороны (даже если бы в другой ситуации, когда на него никто бы не смотрел, он не жертвовал собой).
  • В какой ситуации будет наказание? Если человек находится в ситуации, когда его бездействие будет наказано, тогда он тоже будет действовать, исходя из чувства самосохранения.
  • Как поступают родители? Не забываем о том, что степень альтруизма передается на уровне подражания родителям. Если родители собой жертвуют, тогда ребенок копирует их поступки.
  • Интересен ли мне человек? Индивид часто проявляет симпатию к тем, кто на него похож или чем-то заинтересовал. Если между людьми есть положительные чувства, тогда они готовы пожертвовать собой.
  • Сильный должен помогать слабым. Это можно назвать общественной пропагандой. Мужчины должны помогать женщинам, когда речь идет о проявлении физической силы. Женщины должны помогать старым людям.

Многое зависит от воспитания и мировоззрения человека, который проявляет альтруистические поступки. Если человек живет в социуме, где поощряется жертвенность, тогда он будет готов демонстрировать альтруистические поступки, даже когда этого сам не хочет делать. Очень важными здесь становятся порицание и наказание. Каждый желает быть принятым в обществе. Если для этого необходимо жертвовать собой, тогда человек поступит соответственно.

Альтруизм

Альтруизм – это бескорыстное поведение индивида, который преследует достижение другим человеком своей выгоды. Самым ярким примером является помощь, когда человек совершает поступки, которые принесут выгоду только тому, кому он помогает. В противовес данному понятию ставят эгоизм – модель поведения, где человек достигает исключительно своих целей, ставя их превыше чужих. Однако некоторые психологи рассматривают эгоизм и альтруизм как взаимодополняющие явления: человек жертвует собой с целью получения некоего блага – благодарности, ответной помощи, положительного отношения и т. д.

Если все-таки рассматривать альтруизм в значении «другие», тогда это поведение при проявлении таких качеств, как:

  • Самоотречение.
  • Забота.
  • Милосердие.

Альтруизм в чистом его проявлении связан с тем, что человек абсолютно не ждет от тех, кому он помог, каких-либо ответных поступков. Даже слова «спасибо» он не ждет в ответ на свои жертвенные поступки. Таким образом альтруист чувствует себя лучше, сильнее.

Альтруистическому поведению присущи такие особенности:

  1. Безвозмездность – человек не ждет благодарности и не преследует никакой выгоды.
  2. Жертвенность – человек затрачивает свои ресурсы, даже если их потом невозможно будет восполнить.
  3. Ответственность – человек готов отвечать за совершенные поступки и достигнутые результаты.
  4. Приоритетность – интересы других ставятся превыше желаний собственных.
  5. Свобода выбора – человек действует только по собственному желанию.
  6. Удовлетворение – человек ощущает себя полноценным и счастливым после совершенных действий. Это и есть его награда.

Человек способен реализовать свой внутренний потенциал, когда помогает другим. Нередко вырастают люди, которые ради себя делают мало, а ради других способны на многое – это тоже форма альтруизма.

Другой формой альтруизма является филантропия – жертвенность в отношении людей, которые не знакомы, не являются друзьями или родственниками.

Негативная сторона альтруизма

Говорят: «Помоги другому человеку, тогда он обязательно к тебе еще раз обратится, когда у него снова появится проблема». Выгодой альтруиста в данном случае может стать установление контактов с людьми, которые готовы принимать его помощь. Негативной стороной данного явления может стать то, что альтруиста будут окружать только те люди, которые будут пользоваться им.

Если вы проявляете альтруистические поступки, замечая, что люди эгоистически пользуются вашей помощью, тогда следует решить данную проблему. Обратитесь за помощью к психологу на сайте сайт, ведь своими альтруистическими поступками в данном случае вы вредите даже тем, кому помогаете. Вы взращиваете в людях потребительский подход к вашим действиям.

Не пытайтесь всем понравиться, угодить. Не подстраивайтесь ни под кого. Вы поэтому и притягиваете к себе «не-своих» людей, потому что сами не являетесь собой.

Поймите, кто вы есть, чего хотите, какой жизнь хотите жить независимо от взглядов других людей. Не живите ради удовлетворения других. Поймите себя, станьте собой, делайте то, что хотите вы, а не другие люди.

Поймите себя и станьте собой – тогда вы определитесь с собственными желаниями и притянете хороших людей! Вы будете выглядеть, вести себя и бывать в тех местах, где вам будет интересно. Там вы и найдете себе и друзей, и любимых.

Не нравьтесь всем. Это поведение похоже на поведение ветреной женщины, которая от нелюбви к себе желает нравиться всем без исключения, поскольку если кому-то она будет не нравиться, то от этого будет чувствовать себя несчастной. Вы должны проживать свою жизнь, а не тратить время на удовлетворение желаний окружающих. Если ваша жертвенность не приносит чувства полноценности, значит, следует прекратить свои действия. Если вы нравитесь сами себе и живете в угоду своих желаний, то окружающие люди вас либо уважают, либо не общаются с вами; но если вы живете ради удовлетворения чужих капризов, то вас воспринимают как раба, не заслуживающего на воплощение своих желаний и высказывание своего мнения.

Результатом жертвенности человека может стать негативное отношение людей к нему. Использование того, кто готов помочь, не является проявлением дружбы или доброжелательного отношения.

Итог

В обществе приветствуется альтруизм. Однако решение того, быть альтруистом или нет, должен принимать каждый человек индивидуально. Негативно развиваются события, если индивид на самом деле не совершает бескорыстных действий либо не получает удовлетворения просто от того, что он помог. Итогом подобных поступков может стать разрушение отношений с теми, кому предоставлялась помощь.

Когда мать растит детей, чтобы они ей помогали, когда вырастут, это не является проявлением родительского альтруизма. Здесь происходит нарушение одной из заповедей альтруизма: бескорыстное поведение. Мать растит детей ради своей выгоды, которую она будет требовать от них, когда те наконец-то повзрослеют. Результатом подобной ситуации часто становится ненависть детей по отношению к своей матери, которая не причиняет им добра, а действует, чтобы потом потребовать от них помощи.

Итогом альтруизма, когда человек не получает удовлетворения от своей помощи, является разочарование или обида. Многие люди помогают другим, ожидая, что те им ответят тем же. Какое же наступает разочарование, когда люди просто говорят «спасибо» и отказывают в помощи тем, кто им когда-то помог.

Данные примеры показывают не альтруистическое поведение. Прогноз таких поступков печальный, поскольку между людьми в подобных ситуациях разрушаются доброжелательные отношения.

Прогноз истинного альтруизма очевиден: человек развивается, когда исходит из личного желания помочь другим. Главной целью является развитие, которое делает альтруиста сильнее, опытнее, мудрее, что намного ценнее.

Рассмотрим факторы, влияющие на возникновение дружбы

1. Самым существенным обстоятельством, от которого зависит возникновение дружеских отношений между двумя любыми людьми, является их территориальная близость . Благодаря ей становятся возможными частые встречи и контакты, которые позволяют нам находить точки соприкосновения и ощущать взаимную симпатию. Вероятность того, что два человека, живущие бок о бок так, как студентки Академии, проживающие в одной комнате общежития, станут добрыми друзьями, весьма велика. На самом деле решающее значение имеет не территориальная близость, а «функциональная дистанция», т. е. то, насколько часто пути двух людей пересекаются. Мы нередко находим друзей среди тех, кто пользуется тем же видом транспорта в то же время, что и мы, работает на том же этаже, той же парковкой или той же комнатой отдыха. Подобные контакты помогают людям выявить их общие и индивидуальные вкусы и интересы и воспринимать себя как некую социальную ячейку. Мы предрасположены любить тех, кого часто видим! Территориальная близость создает благоприятные условия для возникновения взаимной симпатии не только потому, что облегчает контакты и благоприятствует позитивному ожиданию их. Есть еще одна причина: результаты более 200 экспериментов свидетельствуют о том, что эффект «простого попадания в поле зрения», установленный Зайонцом (1968) влияет и на то, как мы оцениваем других: нам нравятся знакомые люди.

2. Второй фактор, определяющий начальную симпатию, - физическая привлекательность. Если судить по тому, как долго младенцы задерживают свой взгляд на лицах людей, даже они предпочитают красивые лица. Если собрать воедино всю эту информацию, получится то, что называется стереотипом физической привлекательности :красивое значит хорошее. Положительные герои детских сказок всегда красивые и добрые (Василиса Прекрасная, Золушка). Дети усваивают это уже в раннем возрасте. Отрицательные герои уродливые и злые (Баба-Яга, Кащей Бессмертный). Результаты как лабораторных, так и полевых исследований, свидетельствуют о том, что мы предпочитаем красивых людей. Однако в реальной жизни люди склонны выбирать в друзья и в супруги тех, чья внешняя привлекательность соответствует их собственной (или тех, кто компенсирует ее отсутствие какими-то иными достоинствами).

3. Феномен «сходство рождает симпатию» Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений и нравственных ценностей. Чем больше сходство между супругами, тем счастливее брак и тем менее вероятен развод. Сходство рождает удовлетворенность. Обнаружив, что некто имеет совсем другие установки, мы можем начать испытывать неприязнь к нему. Членов одной политической партии нередко объединяет не столько симпатия друг другу, сколько презрительное отношение к оппонентам. Несходство рождает неприязнь Общее правило таково: негативный эффект несходства установок существеннее позитивного эффекта их сходства.

4. Нам нравятся те, кому нравимся мы. То, что нам нравятся те, кого мы воспринимаем как людей, симпатизирующих нам, известно давно. Древний философ Гекатон писал: «Если хочешь быть любимым, люби сам». Дэйл Карнеги неоднократно подчеркивал в своих книгах: «Будьте щедрыми на похвалу». Мы склонны дружить с теми, кому мы нравимся . Справедливость этого тезиса подтверждена экспериментально: люди, которым говорят, что кто-то любит их или восхищается ими, как правило, начинают испытывать ответную симпатию.

Феномен альтруизма

Альтруи́зм - нравственный принцип, система ценностных ориентаций личности, предписывающая бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека или социальной общности. Термин "альтруизм" был введен впервые О. Контом, сформировавшим принцип - жить для других. Ученый различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей. Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции; Самое общее эволюционное объяснение альтруизма дает теория родственного отбора. Помогая выжить близкому родственнику, животное тем самым способствует сохранению и распространению своих собственных генов в последующих поколениях. У большинства животных родные сестры и братья имеют по 50% общих генов - столько же, сколько родители и их дети. Поэтому, например, пожертвовать собственной жизнью ради спасения одной сестры или брата - невыгодно, а ради трех - уже выгодно, и наследственная предрасположенность к такому самопожертвованию будет поддерживаться отбором. Таким образом, можно предположить, что альтруизм является результатом эволюционного развития, направленного на обеспечение передачи наследственных черт между поколениями. В концепции З. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же, как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей. В социальной психологии существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими.

Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии , при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм . Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.



Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами , такими как помощь другому. В этом случае человек может проявить альтруизм, не ожидая вознаграждения, в ситуации без свидетелей, ценой возможных собственных потерь. Это так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм , который не рассчитывает на ответную благодарность. В противовес данному виду альтруизма социальные психологи выделяют взаимный альтруизм (реципрокный альтруизм ) - вид социального поведения, когда два индивида, ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друг друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования. Данный тип поведения присущ не только людям, но также и ряду животных: было обнаружено формирование коалиций у приматов (члены которых помогают друг другу) на основе взаимного альтруизма.

В социальной психологии известно два эксперимента, ставящих под сомнение исключительно позитивную роль альтруизма. Во-первых, в начале 1970-х годов Г. Тэджфэл (Великобритания) доказал, что акт альтруизма осуществляется в ситуации двойной социальной ассиметрии. Он выставлял своих ассистентов у телефонных будок и просил их просить монетку для того, чтобы позвонить. Выяснилось, что белым девушкам-ассистенткам чаще всего давали монетки цветные мужчины. Аналогично, цветным мужчинам-ассистентам деньги чаще всего давали белые женщины. Экспериментами В. Лефевра (ранее – СССР, сейчас – США) доказано, что акт альтруизма часто используется для компенсации чувства вины. В газетах помещалось объявление о найме добровольцев для проведения недельных экспериментов с животными (кроликами). Эксперименты начинались в понедельник. А во вторник утром, добровольцев встречал разгневанный экспериментатор, который сообщал, что, по вине добровольцев, все кролики ночью погибли. Потом он слегка смягчался и говорил, что в лаборатории есть запасные кролики, и эксперимент будет продолжен на них. После обеда появлялась ассистентка Лефевра, замаскированная под сборщицу пожертвований для онкологической клиники. Так вот, в тех сериях, где кролики «погибли», размер пожертвований всегда был много выше, чем в тех сериях, в которых с кроликами ничего не случилось.

Выделяются факторы, способствующие проявлению альтруистического поведения. К их числу относятся: моральные обязательства; эмпатия (сочувствие); желание ответить на аналогичную услугу (платить добром за добро); повышение самооценки; стремление к признанию группой или социальной общностью. Кроме того, доказана положительная связь между хорошим настроением и оказанием помощи. Готовность помочь возрастает при условии хорошего настроения (отсутствие опасности), вызванного успехами и приятными воспоминаниями. Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе. Установлено, что чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи. Также известно, что человек более склонен оказывать помощь тому, с кем его соединяют близкие взаимоотношения. Вероятность проявления альтруизма возрастает, если он направлен на человека, находящегося в состоянии горя, печали.

Среди причин, подавляющих альтруизм социальные психологи чаще всего называют следующие. Во-первых, дефицит времени (человек, который спешит, менее всего склонен оказать помощь). Во-вторых, стресс и опасность. В-третьих, материальные расходы. В-четвертых, некомпетентность. В-пятых, плохое настроение. В-шестых, наличие опасности, когда человек сосредоточен на себе. В-седьмых, безответственное поведение самой жертвы или ее внешний вид жертвы.

Феномен агрессии

В силу специфики деятельности социального работника особое место в ней занимает такое качество личности, как альтруизм.

Термин «альтруизм» был введен впервые О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outrе» - жить для других. Ученый различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей.

Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции; в психоаналитической концепции З. Фрейда, считавшего, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений противоположной направленности - первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению; у генетика Ф. Г. Добржанского, полагавшего, что альтруистические чувства «генетически запрограммированы» в индивиде и содействуют тем самым выживанию вида в борьбе за существование; у В. Эфроимсона, понимавшего под альтруизмом «всю группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям» .

По мнению В. Эфроимсона, эмоции человечности, доброты, бережного отношения к детям, старикам и женщинам неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков.

Биологической точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И. П. Павловым, который считал «настоящий альтруизм приобретением культуры», связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре» . Практика воспитательной работы подтверждает правильность взглядов великого физиолога: высокая культура чувств не наследуется, ее нужно формировать с момента рождения ребенка. «Генетическая основа альтруизма при этом присутствует, по утверждению В. Я. Семке, в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания» .

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. В зарубежной психологии широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждающемуся другому» , а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние» .

Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого альтруистическим считают поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-нибудь внешнее вознаграждение» .

В отечественной психологии изучение альтруизма ведется преимущественно в русле проблем коллективизма или коллективистской направленности личности .

Иными словами, в соответствующих психологических разработках аспекты альтруизма рассматриваются как отражающие направленность субъекта на защиту интересов общества в целом или его отдельных групп.

Мы полагаем, что проводимая отечественными психологами связь понятий «альтруизм» и «коллективизм» имеет достаточно веские основания. Так, М. И. Бобнева , говоря о процессе формирования нравственных качеств личности и ее общественных мотивов, в числе последних называет мотивы коллективизма и альтруизма, то есть рассматривает их рядоположенно.

Е. Е. Насиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявить альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого он является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен. В отличие от коллективистской, альтруистическая ориентация носит общегуманистический характер, относится к глубоко личностным характеристикам, способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях .

Таким образом, понятие «альтруизм» находится, по-видимому, во взаимодополняющих отношениях с «коллективизмом», в некоторых случаях конкретизируя последний.

Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами . В данном определении выделяется отчетливо две части. И если первая, выражающая суть альтруизма (бескорыстная помощь другому человеку), не вызывает возражения, то вторая - требует некоторого уточнения.

Мы полагаем, что корректнее было бы акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, как справедливо отмечается в психологической литературе , для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во благо другого. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемой извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему вознаграждения, реализуется достаточно часто.

Проведенный нами анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания .

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде самоожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций или социальных установок .

Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они с необходимостью должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, понятых как переработанных социальных, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить поэтому, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.

В связи с этим мы предполагаем, что альтруистическое поведение может быть адекватно понято в свете теоретических представлений об иерархической природе установки , базирующейся на теории деятельности , согласно которой каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность.

Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем - через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и в разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности - значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» , то личностный смысл - это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающийся в его (субъекта) отношении к осознаваемым субъектом явлениям .

Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражаются ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчеркнуто А. Н. Леонтьевым. Он писал по этому поводу следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным - существующим в форме готовности, в форме установки» .

Иными словами, в неопределенной ситуации активизируется личностный смысл, побуждающий субъекта к готовности действовать определенным образом, в соответствии с его ценностными ориентациями, преобладающими тенденциями и т.д., то есть в соответствии с тем, что наиболее адекватно выражено в понятии «установка», которая, согласно представлениям А. Г. Асмолова, и является стабилизатором деятельности, без которого «деятельность не смогла бы существовать как самостоятельная система, способная сохранять устойчивость, направленность движения» .

В свете теоретических представлений А. Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня установочной регуляции деятельности, соответствующие структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов - регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности.

Смысловые установки вызываются мотивом деятельности и выражают в ней личностный смысл в форме готовности к сохранению направленности деятельности в целом. Существенной их особенностью является то, что для их изменения необходимо включение субъекта в новую деятельность.

Критерием для выделения следующего уровня установочной регуляции деятельности является наличие цели действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидения результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. Из приведенного становится ясным, что различительным критерием для отделения уровня смысловых установок от уровня целевых является наличие цели для последнего, представленного в «форме образа осознаваемого предвиденного результата» .

Целевые установки соответствуют цели осуществления действия и выполняют функцию его стабилизации. Операциональные установки определяются условиями осуществления действия. На их основе формируются устойчивые стереотипы поведения.

Согласно нашим представлениям, реализация альтруистического поведения осуществляется через смысловые альтруистические установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человеку неопределенных ситуациях, где ему предоставляется возможным выбрать наиболее специфические для него способы реагирования. Логично предположить, что поскольку неопределенная ситуация релевантна проекции различных установок, то в этих условиях и будет происходить актуализация установок, соответствующих альтруистическому мотиву, то есть альтруистической смысловой установке, реализующейся в соответствующей альтруистической деятельности, под которой мы понимаем гуманистически ориентированную деятельность субъекта по оказанию помощи нуждающемуся в ней человеку, побуждаемую бескорыстной мотивацией, согласуемую с интересами других людей (группы, всего общества) и сопровождаемую специфическими альтруистическими переживаниями.

Готовность субъекта к осуществлению подобной деятельности мы называем альтруистической установкой. Сформированность же альтруистических установок у субъекта может свидетельствовать о высоком уровне развития его нравственного сознания.

Не претендуя на законченность представлений о сущности альтруизма, попытаемся выделить его отличительные свойства.

Во-первых, данный феномен позволяет выявить внутренний мотивационный план осуществляемых людьми действий и поступков. В отдельных исследованиях было установлено, что за однозначностью внешних проявлений альтруистического, как и в целом нравственного поведения, могут лежать различные мотивы: альтруистические и мотивы нравственного самоуважения. «Собственно альтруистический мотив формируется в условиях специального способа воспитания, когда всячески поощряется развитие эмпатических способностей субъекта при одновременной организации реальных актов помощи по отношению к нуждающимся в ней. Условием действия собственно альтруистического мотива является ориентация на состояние объекта помощи и сочувствующее отношение к нему. В данном случае происходит совпадение мотива и цели деятельности… Мотив морального самоуважения является дериватом нормативного воспитания, связан с самооценкой и идеалами личности. Альтруистическое поведение, осуществляемое в соответствии с этим мотивом, является одним из средств достижения морального самоуважения, сохранения чувства собственного достоинства, причем субъект или стремится избежать возможного нарушения моральной самооценки в случае неосуществления альтруистического действия (в этом проявляется профилактическая функция мотива), или стремится ликвидировать уже возникший моральный диссонанс (компенсаторная функция мотива). При этом личность сохраняет эгоцентрическую ориентацию, стремясь получить своеобразную внутреннюю»моральную награду«за свой поступок» .

Во-вторых, с помощью данного феномена можно определить направленность совершаемых человеком действий, а следовательно, и его нравственного сознания, отграничить случаи, когда за кажущейся альтруистичностью действий скрывается достижение собственных узкокорыстных целей. Б. И. Додонов установил, что, например, при гностической направленности личности ее свойства располагаются в следующем порядке: интеллект, трудолюбие, отзывчивость. При альтруистической же направленности они располагаются иначе: отзывчивость, трудолюбие, интеллект. Это отнюдь не означает, как справедливо замечает Т. П. Гаврилова, что человек с альтруистическими устремлениями не работает и не познает. Он чаще всего находит дело, в котором реализует свои альтруистические склонности .

В-третьих, рассматриваемый феномен связан с определенными альтруистическими переживаниями человека, участвующими в своеобразной регуляции его деятельности, внося коррективы в ее протекание. В ряде работ установлена неразрывная связь между наличием в иерархии мотивов альтруистического мотива и устойчивой, специфической формой эмоционального реагирования. Доминирующий альтруистический мотив порождает и соответствующие ему специфические эмоциональные переживания, носящие характер устойчивого эмоционального реагирования. Это положение хорошо согласуется с данными, полученными в исследованиях Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой , Б. И. Додонова , Я. З. Неверович и других авторов. Так, Б. И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека во благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние .

Выделив основные особенности, характеризующие альтруизм, и учитывая то, что альтруизм выступает показателем направленности деятельности социального работника, мы предприняли попытку его измерения. С этой целью мы использовали ТАТ, а также 16-факторный опросник Р. Кеттелла, тест О. Ф. Потемкиной и других, руководствуясь при этом тем, что данный феномен представляет собой сложное образование, включающее в себя альтруистические потребности, установки и мотивы, от сформированности которых зависит направленность деятельности человека.

Обращенность к ТАТ была вызвана тем, что неопределенность ситуаций в представленных испытуемому картинках дает возможность ему самому выбрать наиболее специфические для него способы поведения, а исследователю на основе действий, осуществляемых героями рассказов или выражаемых ими эмоций, позволяет выявить истинные мотивы обследуемого, которые могут быть скрыты или искажены им при постановке прямых вопросов.

Использование ТАТ с целью диагностики проявления альтруизма потребовало от нас выделения ряда его индикаторов. К их числу мы отнесли следующие:

    Проявление индивидом эмпатийности к другому человеку;

    Потребность личности в оказании помощи тому, кто попал в затруднительное положение;

    Готовность субъектов к совместным действиям с другими участниками деятельности.

Руководствуясь данными индикаторами и стремясь определить уровень проявления альтруизма, мы предложили испытуемым, в качестве которых у нас выступали студенты (будущие социальные работники) педагогического университета (102 человека), выборку из десяти таблиц, взятую из классического набора ТАТ . Номера и порядок предъявления таблиц были следующие: 1; 2; 3 FG; 7 ВМ; 10; 8 ВМ; 18 FG; 15; 17 FG; 18 ВМ.

Отбор таблиц, по допущениям чаще всего актуализирующий у испытуемых альтруистические тенденции, производился посредством экспертной оценки с последующей эмпирической проверкой. Процедура опытов с использованием вариантов ТАТ была стандартной.

Для обработки рассказов ТАТ нами использовался метод контент-анализа, возможность применения которого при интерпретации данных методик неоднократно отмечалась в литературе.

Исходя из выделенных нами индикаторов альтруизма, обнаруживаемых в проективной продукции ТАТ, в качестве адекватно поставленных в исследовании целей выступили следующие основные категории: А - субъект описания (тот, о ком идет речь в рассказе); В - описание ситуации, изображенной на таблице (специфика восприятия ситуаций); С - отношение к описанным персонажам (проникновение в их внутренний мир); Д - характер взаимоотношений между персонажами рассказа; Е - помощь описываемых персонажей друг другу (моменты взаимопомощи).

Далее, используя контент-анализ, мы проследили частоту употребления испытуемыми категорий в рассказах ТАТ и на основании этого, а также ранее названных индикаторов альтруизма, выделили три группы обследуемых с различной степенью выраженности альтруистических установок: высокой, средней и низкой.

Проведенный анализ показал, что частота проявления категорий в процентном отношении значительно выше у испытуемых с высокой степенью выраженности альтруистических установок по сравнению с испытуемыми со средней и низкой степенью их выраженности.

В рассказах первых гораздо чаще отмечались попытки глубокого проникновения во внутренний мир персонажей, раскрытия их чувств и переживаний. Характер описываемых взаимоотношений героев отличался взаимовыручкой и взаимоподдержкой.

Испытуемые первой группы часто высказывали мысли о необходимости принесения пользы людям, оказания помощи и взаимопомощи. Эти высказывания носили, как правило, не декларативный характер, а эмоционально-окрашенный, чувствовался интерес испытуемых к внутреннему миру своих героев.

Для рассказов испытуемых второй группы, хотя и были характерны высказывания о помощи и описываемые ими персонажи оказывали ее нуждающемуся в ней человеку, но это происходило эпизодически и не было столь распространенным, как в первом случае. Попытки проникновения во внутренний мир своих героев также были не столь часты, а описания не отличались глубиной, носили поверхностный характер. Идентификация, если и происходила с описываемым персонажем, то это был, как правило, главный герой.

Испытуемые с низкой степенью выраженности альтруистических установок очень редко высказывали мысли о готовности оказания помощи описываемых персонажей друг другу, проникновение в их внутренний мир практически не происходило. Описания носили поверхностный характер, события в основном разворачивались вокруг главного героя.

Проведенный контент-анализ позволяет установить, что в рассказах испытуемых с высокой степенью выраженности альтруистических установок значительно чаще в качестве персонажей выступают люди, не состоящие в близких или родственных отношениях друг с другом, в то время как у испытуемых со средней и низкой степенью выраженности альтруистических установок в рассказах фигурируют либо главный герой, либо близко связанные с ним люди. В силу этого данные испытуемые ведут описание главным образом с позиций центрального персонажа, в качестве других людей у них выступают лишь близкие.

Что касается испытуемых с высокой степенью выраженности альтруистических установок, то в их рассказах выделяются различные персонажи, от лица которых ведется повествование. Испытуемый при этом как бы пытается встать на место другого человека, стремится увидеть ситуацию его глазами, понять и принять точку зрения различных людей. Их рассказам присущ оптимистический, жизнеутверждающий характер описываемых ситуаций, представленных в таблице; персонажи их полны веры в справедливость, в добро, в людей, что практически не наблюдалось, например, у испытуемых с низкой степенью проявления альтруистических установок. Рассказы последних были пессимистичны, порою циничны.

Если для испытуемых первой группы было характерно стремление проникнуть во внутренний мир персонажей, то испытуемые второй, а особенно третьей группы ограничивались в основном внешним описанием главного героя, не проявляя особого интереса к его внутреннему миру. В описаниях последних почти не упоминались действия, предпринятые в гуманных целях, на благо других людей, общества, что, наоборот, являлось характерным для испытуемых первой группы, в рассказах которых персонажи совершали бескорыстные поступки, способные улучшить положение других людей; описываемым взаимоотношениям людей свойственны были эмоционально-положительная окраска, проявление сочувствия, сопереживания. В рассказах данных испытуемых персонажи оказывали помощь друг другу.

Если исходить из того, что альтруистическая установка является структурным элементом альтруистического поведения, то степень выраженности первой свидетельствует об уровне развития второго, то есть мы можем говорить о трех уровнях развития или о трех типах проявления альтруизма.

Первый тип был характерен для испытуемых с высокой степенью выраженности альтруистических установок, рассказы которых отличались глубоким проникновением во внутренний мир своих персонажей, эмпатийностью, стремлением принять позицию своих героев; последних отличала тесная взаимосвязь и взаимовыручка независимо от степени близости, а поведение в целом отличалось альтруистической направленностью. Этот тип альтруизма можно рассматривать как высокоуровневый.

Второй тип был присущ испытуемым со средней степенью выраженности альтруистических установок, описания которых, как и предыдущие, отличались стремлением обследованных раскрыть внутренний мир своих персонажей, при этом сами они не всегда разделяли позицию своих героев. Сопереживание героям носило избирательный характер. Персонажи, хотя и взаимодействовали друг с другом, но взаимосвязь между ними не была настолько тесной, как в первом случае. Готовность оказать помощь нуждающемуся в ней проявлялась только в отношении близкого персонажу героя, как правило, родственника. Данный тип альтруизма мы рассматриваем как среднеуровневый.

Третий тип был отмечен у испытуемых с низкой степенью выраженности альтруистических установок, которые описывали и ситуации, и персонажей с эгоальтруистической позиции, то есть проникновение во внутренний мир героя происходило только тогда, когда испытуемый отождествлял себя с ним, и это был, как правило, центральный персонаж. Эмпатийные проявления героев концентрировались в основном на себе, что психологически эквивалентно сопереживанию как эгоистической стороне эмпатии. В рассказах прослеживались слабые связи между персонажами (коммуникативные, эмоциональные отношения). Помощь оказывалась не центральным героем, а, напротив, он получал помощь со стороны других людей. Этот тип альтруизма был отнесен нами к низкоуровневому.

Различие выделенных нами типов альтруистического механизма было проанализировано по данным 16-факторного опросника Р. Кеттелла. Как известно, этот опросник выявляет индивидуально-типологические особенности личности, что позволяет установить зависимость различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека. Личностные профили по тесту Р. Кеттелла (рис.) построены по усредненным показателям.

На рисунке видно, что профиль испытуемых с первым типом альтруистического поведения имеет высокую выраженность по следующим факторам: А - экстраверсия - интроверсия; В - пластичность - ригидность; С - эмоциональная устойчивость - лабильность; Q 3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль; G - добросовестность - беспринципность; Н - смелость - робость. Несколько ниже значения проявились у факторов: N - гибкость - прямолинейность; Q 1 - радикализм - консерватизм; J - податливость - жестокость; F - озабоченность - беспечность. Однако показатели и этих факторов у лиц с первым типом альтруистического поведения выше, чем у лиц с другими типами рассматриваемого феномена.

Полученные данные говорят о том, что высокий уровень проявления альтруизма обеспечивается и зависит от влияния внешней среды, эмоциональной устойчивости индивида, устойчивых волевых свойств, волевого контроля, взвешенности поступков, смелости, гибкости в суждениях. И напротив, если проявляются повышенная тревожность (фактор О), эргонапряженность (фактор Q 4), а также излишняя подозрительность (фактор L), то это в значительной мере снижает проявление альтруизма.

Характерным в этом отношении является профиль испытуемых с третьим типом альтруистического поведения. Для них свойствен низкий уровень контроля над аффективной сферой, то есть низкая волевая регуляция этой сферы (фактор Q 3), недисциплинированность (фактор G), высокая тревожность (фактор О), напряженность (фактор Q 4), большая подозрительность (фактор L). Все эти показатели позволяют сделать вывод о том, что у испытуемых с данным типом альтруистического поведения недостаточно устойчивы альтруистические установки, а это снижает побудительную силу данного механизма и его воздействие на развитие нравственного сознания личности.

Мы проследили также взаимосвязь выделенных типов альтруистического механизма и типов отношений испытуемых к окружающим (методика Т. Лири).

Обследуемым с первым типом альтруистического поведения присуще дружелюбие, тогда как испытуемым с третьим типом - агрессивность. И наконец, нами изучена зависимость альтруизма от типа социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (методика О. Ф. Потемкиной). Выявлено, что испытуемые с высоким уровнем альтруистического поведения (1-й тип) отличаются по преимуществу ориентаций на альтруистические ценности. Испытуемым со средним уровнем альтруистического поведения (2-й тип) присуща ориентация на результат в различных видах деятельности, в том числе и альтруистической. У испытуемых низкого уровня (3-й тип) наблюдается ориентация на процесс, то есть они могут откликнуться на помощь нуждающегося в ней человека, но не всегда способны довести начатое дело до конца.

Рис 1. Типы альтруистических механизмов и профили по показателям теста Р. Кеттелла

Сами типы альтруистического поведения обеспечиваются выраженными индивидуально-типологическими свойствами личности. К ним, прежде всего, относятся волевые свойства, пластичность личности, гибкость в суждениях, способность эмоционально откликаться на внешнее воздействие, смелость, добросовестность. И напротив, проявление альтруистического поведения снижается, если у личности низкий волевой контроль над аффективной сферой, высокая ригидность, большая устойчивость отрицательных эмоций, излишняя подозрительность, направленность интересов на себя.

Таким образом, проведенный анализ полученных нами данных о взаимном влиянии типов альтруистического поведения и различных психологических свойств человека показал, что между ними существует тесная положительная связь.

Проведенный теоретический анализ и эмпирические данные позволяют заключить, что формирование и развитие альтруистической направленности личности особенно необходимо людям, работающим с людьми. При этом, говоря словами В. А. Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков» .

Мы полагаем, что данное суждение можно адресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердии, сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степени зависит здоровье и самочувствие подопечных.

Для развития альтруизма как качества личности у будущих социальных работников можно использовать такие формы работы, как тренинги, ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций, которые позволяют будущему специалисту в активном диалоге проявить свои личностные качества, при постоянной рефлексии откорректировать неприемлемые для будущей работы и сформировать те, которые в первую очередь окажутся востребованными.

Итак, альтруизм как бескорыстное служение людям, включающий в себя альтруистические потребности, установки и мотивацию, как показатель, определяющий в целом направленность личности, играет важную роль в профессиональной деятельности людей, занятых в сфере «человек - человек», а формирование и развитие данного качества является важной задачей каждого, готовящегося посвятить себя социальной работе.

Список литературы

    Абраменкова В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного у сверстников дошкольников. - М., 1981.

    Якобсон С. Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопросы психологии. - 1979. - № 1. - С. 38 - 48.

    Bergius R., Gunter R., Limbourg M. Bedingungen altruistischen verhaltens von 4 - 9 Jaringen Kindern // Bericht uber den 29. Kongress der DGf Ps. - Gottingen, 1974. - Bd. 2. - S. 153 - 156.

    Hornstein H. Promovior From a Levinian perspective.- J. Of. Soc. Issues, 1972. - N. 28. - P. 191 - 218.

    Jаrle M. Lerbuch der Sozialpsychologie. - Gottingen - Toronto-Zurich: Hogrife, 1975. - 558 s.

    Karylowski J. Evaluation of othersactsasa funktion of self - other similarityandself - esteem. - Zeszyty, Maukowe Psycholodii Um, z.3 (Podred. J. Reykowskiego). - Warszawa, 1974. - P. 68 - 77.

    Luck H. E. Prosoziaalis Verhalten Empirische Untersuchungen zur Hilfeleistung. - Koln: Pahl-Rugenstein, 1975. - 128 s.

    Reykowski J. Nastawienia egocentryezne i nastawienia prospolecznie. - Egozentric and prosocial orientations // Osobowoca spoleznie zachowanie sie ludzi. Personality and the social behavior of man (Podred. J. Reykowskiego). - Warsawa, 1976. - S. 169 - 233).

    Schwartz S. H. The Activation of personal norms and prosocial bechavior: Paperdeliwered at the conference on Mechanisms of Prosocial Behavior. - Warsawa, 1974. - 30 p.

    Werbik H. Teorie der Gewalt. Eine neue Grundlage fur die Aggressionsforschung. - Munchen: Fink, 1974. - 206 s.

Антилогова Л.Н. ,

Статья опубикована в сборнике «Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180с. (с. 35 - 44)
ISBN 5-202-00663-2
Сборник представляет собой итог работы в рамках проекта «Развитие региональною ресурсного центра в области психологии и социальной работы» мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (фонд Сороса) и включает материалы, подготовленные специалистами в области социальной работы из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail:

Альтруизм в его самом кратком и точном определении - это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям всегда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, ни вознаграждения.

Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя альтруистически. Тот или иной конкретный ответ на данный вопрос, как показывает практика, зависит от индивидуальных психологических особенностей того ученого, который этот ответ предлагает. Если сам он как человек убежден в том, что люди никогда и ничего не делают даром или просто так, не рассчитывая на определенную выгоду (она также может пониматься по-разному, как идеалистически, так и материалистически), то в объяснениях альтруистического поведения такой ученый обязательно ищет и находит какую-то "выгоду". Если он сам представляет собой по-настоящему альтруистическую личность, то соответственно объясняет подобное поведение других людей, подчеркивая отсутствие в нем и в его мотивации какой-либо выгоды.

В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Биологическая точка зрения на происхождение альтруизма заключается в том, что он как потребность и форма поведения считается врожденным, унаследованным человеком от животных. Эта точка зрения обосновывается тем, что не только у человека, но и у животных, особенно высших, можно наблюдать случаи заботы друг о друге и оказания помощи друг другу. Кроме того, у детей довольно рано можно заметить альтруистические тенденции в поведении, и этот факт рассматривается также как косвенное подтверждение врожденного происхождения альтруизма.

Не менее убедительными представляются, однако, и доказательства социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения. Они сводятся к следующему. Если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: "корыстные" и "бескорыстные". В первых утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно. Предлагаются следующие варианты "корыстного" объяснения альтруистического поведения.

  • 1. Теория социального обмена. Согласно этой теории любое взаимодействие и любые взаимоотношения людей в обществе управляются так называемой "социальной экономикой". Альтруизм - это, по мнению сторонников данной теории, обмен психологическими "услугами" между людьми: признанием, любовью, уважением, расположением и т. п. Поступая альтруистически, человек это делает расчетливо - надеясь на такие же ответные отношения. Он, однако, организует свои альтруистические действия таким образом, что ему удастся "заплатить меньше", а "получить взамен больше".
  • 2. Теория замаскированного эгоизма. В этой теории утверждается, что люди проявляют альтруизм, чтобы получить самоудовлетворение, гордиться собой, заслужить расположение тех, кому они оказывают помощь, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства или удовлетворить иные, сугубо личные потребности.

Альтернативу этим теориям составляют объяснения, где не подчеркивается выгода, извлекаемая альтруистом для себя, или рассматриваются случаи, когда человек никак не может объяснить свое альтруистическое поведение. Примеры таких "бескорыстных" теорий следующие.

  • 1. Теория эмпатии. В данной теории содержится мысль о том, что альтруистическим поведением руководит естественная способность человека сочувствовать и сопереживать людям. Такое чувство всегда возникает у человека, если он видит, как страдают другие люди, и этого вполне достаточно для проявления альтруистического поведения.
  • 2. Социально-нормативная теория. Согласно этой теории люди ведут себя альтруистично по той причине, что они усвоили социальную норму, которая предписывает всем людям всегда вести себя подобным образом. В качестве такой нормы могут выступать, например, предписания верующим, содержащиеся в том или ином религиозном учении, или норма социальной ответственности, входящая в состав ценностей соответствующего общества.

Наряду с описанными выше объяснениями, существует и эволюционно-биологическое объяснение альтруизма. Оно исходит из предположения, что склонность к альтруистическому поведению заложена в генетической программе развития не только человека, но и многих, прежде всего высших, животных. Сторонники этой теории, наблюдая поведение зверей, направленное на оказание помощи себе подобным, делают вывод о том, что альтруистическое поведение имеет биологическую основу, что в его основе лежит инстинктивное стремление к поддержанию и сохранению рода: "Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство"1.

Соответственно существует и ситуационное объяснение альтруизма, то есть ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы:

  • присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;
  • реакции значимых людей на свое поведение;
  • принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку;
  • подражание другим людям;
  • сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;
  • тендерный фактор;
  • возрастной фактор;
  • собственное психологическое состояние человека в данный момент времени;
  • индивидуальные особенности человека;
  • отношение человека к религии.

В присутствии других людей, которые являются свидетелями его поступка, человек будет более склонен вести себя альтруистически, чем в анонимной ситуации, когда никто за ним не наблюдает. Это объясняется стремлением человека хорошо выглядеть в глазах окружающих его людей. Если за человеком наблюдают значимые для него люди, чьим личным расположением он особенно дорожит и кто сам ценит альтруизм, человек будет еще более склонен к проявлению альтруизма, чем в описанном выше случае. Если возникает опасность того, что, отказав в помощи другому человеку, индивид будет нести за это персональную ответственность, например ответственность по закону, то он, естественно, будет склонен проявлять альтруизм, хотя и не по своему желанию или убеждению.

Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. Следствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически.

Замечено, что мы не только проявляем симпатии в отношении тех людей, кто на нас похож, но и в большей степени стремимся помогать именно таким людям. В данном случае альтруистическое поведение управляется соответственно сходством или отличием тех, кому мы помогаем, от нас самих.

В большинстве современных культур принято считать мужчин сильным, а женщин - слабым полом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситуациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруистически по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчине требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщины. Это - мотивация альтруизма, основанная на тендерных различиях.

Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и пожилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявляется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь.

Все три оставшихся фактора (собственное психологическое состояние человека в данный момент времени; индивидуальные особенности человека; отношение человека к религии) имеют отношение к индивидуальным особенностям человека, проявляющего альтруизм. Следовательно, объясняя альтруистическое поведение, необходимо принимать во внимание состояние (настроение) как того, кто проявляет альтруизм, так и того, кто принимает альтруистическую помощь. Имеются личностные свойства, которые способствуют или препятствуют проявлениям альтруизма. Содействуют такому поведению, например, эмпатия, доброта, ответственность, порядочность, а мешают эгоизм, агрессивность, черствость и безразличие к людям.

Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.

Альтруизм – от латинского слова «alter», что в переводе означает «другой» или «другие». Это принцип нравственного поведения человека, подразумевающий бескорыстность в действиях, направленных на удовлетворение потребностей окружающих людей, с ущемлением собственных интересов и выгод. Иногда в психологии альтруизм расценивается либо как аналог, либо как составляющая просоциального поведения.

Впервые сформулировано понятие альтруизма, в противовес эгоизму, французским философом, основоположником социологии Франсуа Ксавье Контом в первой половине XVIII века. Изначальное его определение звучало так: «Живи ради других».

Теории альтруизма

Выделяют три основных взаимодополняющих друг друга теории альтруизма:

  • Эволюционная. Базируется на понятии «сохранение рода – движущая сила эволюции». Сторонники этой теории считают альтруизм биологически запрограммированным качеством живых существ, максимально способствующим сохранению генотипа;
  • Социального обмена. Подсознательный учет в любых ситуациях базисных ценностей социальной экономики – чувств, эмоций, информации, статуса, взаимных услуг. Став перед выбором – оказать помощь или пройти мимо, человек всегда инстинктивно просчитывает последствия решения, мысленно соизмеряя затраченные усилия и полученные бонусы. Данная теория трактует предоставление бескорыстной помощи как глубинное проявление эгоизма;
  • Социальных норм. По правилам социума, определяющим поведенческие обязанности индивида в границах, называемых нормами, оказание бескорыстной помощи – естественная необходимость человека. Современные социологи выдвинули данную теорию альтруизма, как базирующуюся на принципах взаимности – обоюдная поддержка равных, и социальной ответственности – содействие людям, заведомо не имеющим возможности ответить взаимностью (дети, больные, пожилые, малоимущие). Мотивацией альтруизма в обоих случаях являются социальные нормы поведения.

Но ни одна из этих теорий не дает полного, убедительного и однозначного объяснения природы альтруизма. Вероятно потому, что это качество человека также следует рассматривать в духовной плоскости. Социология же – наука более прагматичная, что существенно ограничивает ее в изучении альтруизма как свойства человеческого характера, а также в выявлении мотивов, побуждающих людей поступать бескорыстно.

Один из парадоксов современного мира состоит в том, что общество, давно и прочно развесившее ценники на все – от материальных благ до научных достижений и человеческих чувств – продолжает порождать неисправимых альтруистов.

Виды альтруизма

Рассмотрим основные виды альтруизма, с точки зрения вышеизложенных теорий в применении к определенным ситуациям:

  • Родительский. Иррациональное бескорыстно-жертвенное отношение к детям, когда родители готовы отдать не только материальные блага, но и собственную жизнь ради спасения своего ребенка;
  • Нравственный. Реализация своих духовных потребностей для достижения состояния внутреннего комфорта. Например, волонтеры, бескорыстно ухаживающие за неизлечимо больными, проявляют сострадание, довольствуясь моральным удовлетворением;
  • Социумный. Вид альтруизма, распространяющийся на ближнее окружение – знакомых, коллег, друзей, соседей. Безвозмездные услуги этим людям делают существование в определенных группах комфортнее, что позволяет некоторым образом ими даже манипулировать;
  • Сочувственный. Людям свойственно испытывать эмпатию, представлять себя на месте другого человека, сопереживая ему. В такой ситуации оказание кому-либо поддержки из альтруизма потенциально проецируется на себя. Отличительная особенность данного вида помощи – она всегда конкретна и нацелена на реальный конечный результат;
  • Демонстративный. Выражается в автоматическом, на уровне подсознания, выполнении общепринятых норм поведения. Содействие, оказываемое из такого рода побуждений, можно охарактеризовать выражением «так положено».

Зачастую проявление милосердия, филантропии, бескорыстия, жертвенности трактуют как альтруизм. Но есть основные отличительные особенности, которые только в комплексе присущи именно альтруистическому поведению:

Альтруизм помогает раскрыть потенциальные возможности личности, поскольку ради других человек часто способен сделать гораздо больше того, что делает для себя. При этом такие поступки придают ему уверенности в собственных силах.

Многие психологи уверены, что склонность к альтруизму у людей напрямую связана с ощущением счастья.

Примечательно, что ученые-зоологи отмечают проявления альтруистического поведения в естественной среде обитания у дельфинов, обезьян и воронов.