Что соединяет мост васко да гама. Мосты лиссабона

Мост – это уникальное изобретение человечества. Он позволяет соединять нужные объекты, организовывать транспортное движение и осуществлять связь отдаленных участков с материками. Очень часто мост поражает своим внешним исполнением. Именно таким строением является мост Васко да Гама.

Эта конструкция является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Португалии. Мост выделяется среди других строений удивительной красотой и неимоверной протяженностью. Создается такое впечатление, что у этой конструкции нет конца и края. Общая длина Васко да Гама 17,2 км — это самый длинный мост в Европе. Осматривая это строение, понимаешь, что архитекторы не забывали и об эстетической направленности. Внешне конструкция отличается легкостью, воздушностью исполнения. Кроме того, этот мост не имеет классической формы.

Если говорить о функциональной направленности строения, то смысл создания заключался в соединении двух отдаленных участков Лиссабона. Постройка моста позволила наладить транспортное сообщение и обеспечить беспрепятственный доступ к объектам. Конструкция моста представляет собой сочетание двух инженерных решений – вантовое строение постепенно переходит в виадук. Именно поэтому мост имеет не традиционную форму: вантовое строение расположено перпендикулярно берегу, а виадук – примерно параллельно.

Таким образом, мост Васко де Гама представляет собой гармоничное сочетание красоты и функционала. Он упрощает жизнь жителям и гостям города и дарит прекрасное эстетическое наслаждение от его созерцания. Для каждого, кто собирается в Португалию, этот мост должен быть обязательно включен в график маршрута. Туман, ночь, рассвет – он сможет потрясти воображение при любых погодных условиях.

Мост Васко да Гама — ФОТО

Мост Васко да Гама пересекает реку Тежу в нижнем течении и в самой широкой её части, больше похожей на морской залив. Мост расположен в столице Португалии городе Лиссабоне и соединяет северный пригород Сакавем с южным берегом реки в районе Монтижу.

Состав моста

Мост Васко да Гама признан самым длинным мостом Европы. Его длина 12,3 километра. Мост состоит из нескольких участков. Из них 0,8 км непосредственно сам мост и еще 11,5 км занимают виадуки. Для нас с вами особой разницы нет, но с технической точки зрения есть отличия. Виадуки моста Васко да Гама – самая длинная его часть – представляют собой несколько отрезков.

— Северный виадук — 488 метров


Северный виадук уходит далеко на сушу

— Виадук Экспо — 672 метра

Мост имеет вантовую конструкцию. То есть главный пролет висит над водой, поддерживаемый несколькими рядами толстых особо прочных стальных канатов, которые в свою очередь закреплены на высоких пилонах.


— Главная часть моста имеет основной пролет длиной 420 метров и боковые пролеты по 203 метра. Высота Н-образных пилонов составляет 150 метров. Здесь дорога проходит на высоте 45 метров от воды, что позволяет проходить под ней довольно большим судам.


Стоит отметить, что этой возможностью практически никто не пользуется, так как главный морской порт Лиссабона находится до моста.

— Центральный виадук протяженностью 6351 метр имеет 80 секций длиной по 78 метров и лежит на 81 опоре. Некоторые опоры погружены в поверхность дна на глубину до 95 метров. Высота виадука от 14 до 30 метров

— Южный виадук имеет длину 3825 метров. Здесь 84 секции длинной по 45 метров и 85 опор

Если учитывать северные и южные подъездные дороги, то совокупная длина моста Васко да Гама составляет 17 185 метров.


Проект, строительство и стоимость моста

Строительство этого моста было необходимо, чтобы снизить нагрузку на «Мост 25 Апреля» (это реальное название другого моста через реку Тежу), который находится на 15 километров западнее.

На разработку и строительство было потрачено 1,1 миллиарда долларов. Мост был распределен на 4 части, и каждая построена разными компаниями, а весь процесс контролировался независимой группой компаний Lusoponte.

Реализация проекта стартовала в феврале 1995 года. В общей сложности строительство длилось 3 года. Из них полтора года шли подготовительные работы, а оставшееся время уже сам процесс возведения. Движение по мосту открыли 29 марта 1998 года.

Зачастую в работах было занято до 3300 человек одновременно.



А это уже результат строительства

Интересный факт в том, что полное финансирование проекта осуществлялось частными инвесторами. Международный консорциум Lusoponte, в который входят капиталы португальских, французских и британских компаний, взял на себя расходы по строительству моста.

Именно поэтому Lusoponte имеет право брать плату за проезд по мосту. К тому же второй мост, тот самый «Мост 25 Апреля», тоже построен этой же компанией. И оплату проезда по обоим мостам компания будет собирать в течение первых 40 лет эксплуатации.

Стоимость проезда варьируется от 2,8 до 12 евро в зависимости от размера автомобиля. Причем плата взимается только за проезд моста с юга на север, а вот проезд с севера на юг бесплатный.

Мост рассчитан на 120 лет, и по расчетам способен выдержать ветер скоростью до 250 км/ч, и мощное землетрясение.
Ширина моста 31 метр. Это позволило разместить на нем 6 автомобильных полос. Большая часть моста позволяет развивать скорость до 120 км/ч, за исключением одного участка, где скорость ограничена отметкой 100 км/ч. В условиях тумана, дождя и сильного ветра скорость движения ограничена 90 км/ч.


Мост назван именем знаменитого португальского мореплавателя, построен к Всемирной выставке Экспо-98, и приурочен к 500-летию открытия морского пути из Европы в Индию.

  1. Португальцы настолько трепетно относятся к окружающей среде, что часть виадуков на берегу были построены так, чтобы сохранить болота под ними. И даже фонари освещения направлены так, чтобы свет не попадал на реку
  2. Общий объем бетона, использованного при строительстве, оценивается в 730 000 м 3
  3. Вес стальных конструкций моста 100 000 тонн
  4. Вдоль моста и в обоих направлениях есть 73 аварийные телефонные станции, подключенные к диспетчерской. Они расположены на расстоянии 400 метров друг от друга.

Мост Васко да Гама (порт. Ponte Vasco da Gama, произношение: ) - вантовый мост, переходящий в виадук, через Тежу к северо-востоку от Лиссабона, Португалия. Является самым длинным мостом в Европе (включая виадуки), его длина составляет 17,2 км, в том числе 0,829 км основного моста, 11,5 км виадук, и 4,8 км подъездных дорог. Его задача состоит, в частности, в том, чтобы уменьшить напряжённость движения на втором мосту Лиссабона (Мост 25 апреля) и связать автодороги, идущие из Лиссабона. Движение по мосту было открыто 29 марта 1998, через 18 месяцев после начала строительства, перед выставкой Expo 98. В том году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гама морского пути из Европы в Индию.

Описание

По мосту проходит шестиполосная автодорога с ограничением скорости 120 км/ч на протяжении большей части моста и 100 км/ч на одной его секции. В ветреную, дождливую погоду, а также при тумане скорость ограничена 90 км/ч. Количество полос будет увеличено до восьми, если среднесуточное количество автомобилей превысит 52 000. Секции моста Северные подъездные дороги Северный виадук - 488 м Виадук Экспо - 672 м; 12 секций Главный мост - 420 м; боковые участки: 203 м каждый (полная длина: 829 м) Центральный виадук - 6 351 м; 80 секций длиной 78 м Южный виадук - 3 825 м; 84 секции по 45 м Южные подъездные пути - 3 895 м Высота двух Н-образных пилонов составляет 155 метров, а дорожное полотно возвышается над водой на 47 метров, что даёт возможность свободно проходить под мостом крупным океанским судам, хотя они сюда не заходят, потому что мост расположен за лиссабонским морским портом. Высота центрального виадука над водой около 14 метров.

Строительство и стоимость

Проект был разбит на четыре части, все они строились разными компаниями, управлял строительством независимый консорциум. Непосредственно строительством моста занимались 3 300 рабочих, строительство заняло 18 месяцев, до этого ещё 18 месяцев велась подготовка. Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясения 1755 года магнитудой 8,7. Самые глубокие сваи имеют 2,2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. Из-за большой длины моста было необходимо учесть шарообразность Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см. Для уменьшения влияния моста на экологию виадук строился максимально далеко ко второму берегу для того, чтобы под ним оставалась естественная среда, кроме того, освещение было спроектировано таким образом, чтобы свет ламп не попадал на реку. Мост строился на частные средства; консорциум Lusoponte, финансировавший строительство, получил концессию на 40 лет и имеет право собирать плату за проезд обоих лиссабонских мостов. Капитал Lusoponte состоит на 50,4 % из вкладов португальских компаний, 24,8% - французского…

Гигантские опоры моста с веерами тросов, изогнутое дорожное полотно, растворяющее в водной глади Тежу - это о самом длинном вантовом мосте в Европе, с романтичным названием мост Васко да Гама (произносится как Ва́шку да Га́ма). Протяженностью 17,2 км он соединяет современный район столицы Экспо с городами Алкушет и Монтижу, расположившимся на другой стороне реки.

К всемирной выставке Экспо-98, приуроченной к 500-летию открытия Васко да Гамой морского пути в Индию, в промышленной зоне, которая даже не считалась Лиссабоном, появился квартал современной архитектуры .

Сейчас трудно себе представить, что рядом с мостом, вместо элитной недвижимости и уютной зеленой набережной были портовые склады, заброшенные фабрики, в общем и целом, было место совсем не для семейных прогулок, неспешных пробежек и романтичных свиданий.

Как все начиналось

В начале 90-х годов прошлого века, в Лиссабоне заговорили о необходимости строительства дополнительного моста через Тежу. Пробки через мост им. «25 Апреля» стали невыносимыми и к апрелю 1994 года завершился тендер. Право на строительство досталось консорциуму Lusoponte .


Что удивительно, из бюджета страны на строительство моста Вашку да Гама и последующее его обслуживание, не было выделено ни цента. Зато компания застройщик получила право сделать платным проезд на обоих мостах Лиссабона, из-за чего поначалу было множество забастовок, перекрытые дороги, а действующее правительство проиграло на выборах.

Интересные факты о строительстве:

  • Общая протяженность моста 17,2 км, из которых 10 - проходят над рекой;
  • Было использовано 100 000 тонн стали 730 000 тонн бетона;
  • Самый высокий пролёт находится на 50 метрах от уровня реки;
  • К работам было привлечено 3300 человек;
  • Во время строительства погибло 11 человек, когда строительная люлька сорвалась с высоты 45 метров (10 апреля 1997).

Возведение моста состояло из двух этапов: подготовка и строительство. Каждый из которых составил всего по 1,5 года. Мост построили всего за 3 с небольшим года.

При скрупулёзном проектировании учли множество факторов: от сейсмологической устойчивости конструкции, до шарообразной формы поверхности Земли.


Благодаря всем расчетам, мост Васко да Гама способен выдержать силу ветра в 250 км/ч и землетрясение по силе в несколько раз превышающее ныне известные.

Эстуарий реки Тежу в районе, где монументальный мост пересекает водную гладь, является заповедной зоной.


Сюда ежегодно прилетает на зимовье около 50 тысяч птиц (фламинго, утки и др.), поэтому при проектировании учли и экологические нюансы. Например, ночное освещение моста сделано таким образом, чтобы направленный свет ламп минимально попадал на реку.

Грандиозное строительство завершилось не менее грандиозным празднованием, которое попало в книгу Рекордов Гиннеса целых три раза.

  • 22 марта 1998 года на мосту был накрыт стол длиной 5050 м, за которым уместилось 15 тысяч человек;
  • На угощение португальские повара приготовили самую большую в мире фейжоаду (блюдо из фасоли и различных видов мяса);
  • После чего 1 литром моющего средства было отмыто 15 тысяч тарелок.

Официальное движение по мосту началось спустя неделю, после массового гулянья - 29 марта 1998 года.

Мост Васко да Гама сегодня

Сегодня ежедневно по мосту проезжает около 52-х тысяч автомобилей. Максимально разрешенная скорость - 120 км/ч.

С самого открытия мост облюбовали португальские стритрейсеры. Любители адреналина и высоких скоростей, по максимуму выжимают из своих «прокаченных» тачек.

Рев моторов, и полицейских мигалок, порой нарушают спокойный ритм движения. Забывая о физике и погоде, рейсеры часто становятся причиной страшных аварий, попадая в сводку дорожных новостей.

Внимание: Будьте осторожны при движении на мосту, особенно в ночное время.

Строительство моста и района Экспо сильно изменили городское очертание. Сегодня под мостом зеленый парк со стрижеными лужайками, различными деревьями, велодорожки, кафе, скейт-спот, и мостки, с которых открывается панорамный вид на опоры моста.