Что случилось с колизеем. Колизей в Риме, его история (фото)

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии:)

  • Поделились

Колизей в Риме – одно из самых противоречивых сооружений Вечного города. Это не только самый большой амфитеатр в мире и символ экономического могущества Римской империи, которая могла себе позволить дорогостоящее и трудоемкое строительство. Он воплощает собой не самые лучшие устремления человеческой души, порой жаждущей крови, «хлеба и зрелищ».

Построенный как подарок римскому народу, Колизей долгое время использовался императорами для повышения собственной популярности. Землетрясения и человеческие руки мало что оставили от былого великолепия Колизея, но даже сегодня он остается молчаливым напоминанием о расцвете и закате Римской империи. Если вспомнить пророчество английского монаха Беды Достопочтенного, то: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим, но если падет Колизей, падет и Рим, а если падет Рим, падет весь мир».

Содержание статьи:

1. Когда и кем был построен Колизей

В I в. н.э. полубезумный император Нерон приказал построить для себя великолепный дворец, который должен был занять склоны сразу трех римских холмов. Дворец, называемый «Золотым домом Нерона» (Domus Aurea), простирался на огромную территорию: современники даже горько шутили, что римлянам придется переселиться в соседний город.

Среди садов Нерон повелел поставить статую высотой 37 м, посвященную себе любимому в образе Колосса Родосского. Неподалеку от статуи по прихоти императора было выкопано искусственное озеро, заполненное соленой водой.


После самоубийства Нерона в 68 г. н.э. к власти пришел новый император Тит Флавий Веспасиан, который основал династию Флавиев, правивших Римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец ненавистного предшественника, а на месте искусственного озера заложить фундамент эллиптической формы, то есть будущий Колизей. Идея Веспасиана была в том, чтобы преподнести гражданам Рима грандиозный подарок и подчеркнуть, что новая императорская династия будет заботиться о них и их нуждах (в противовес Нерону, который думал только о себе).

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 г. н.э. и завершилось при его сыне и преемнике Тите в 80 г. н.э. Для строительства использовался распространенный в Риме камень травертин. Блоки крепились между собой железными зажимами без всякого раствора. Чтобы возвести огромное сооружение, использовался труд 60 000 евреев , которые были угнаны в рабство в результате Иудейской войны и разграбления Иерусалима (эта история изображена на арке Тита на Римском форуме).


2. Откуда возникло название «Колизей»?

По одной из самых распространенных версий, название Колизея произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с искусственным озером и будущим амфитеатром. Colossus в переводе с латыни означает «великан», «колосс» , colosseus - «громадный», «колоссальный».

Кстати, статуя Нерона сохранилась, а не была разрушена Веспасианом. По его приказу, статуе приделали голову бога солнца Гелиоса с солнечной короной. В Средние века статуя была расплавлена (бронза понадобилась для более утилитарных целей).


Официальное же название Колизея – амфитеатр Флавиев , так как он был построен во времена правления династии Флавиев, основателем которой стал Веспасиан, правивший после Нерона.


Табличка с надписью на латыни «Амфитеатр Флавиев»

3. Как был устроен Колизей?

Колизей имел форму эллипса и состоял, как улей из сот, из 240 огромных арок, расположенных в 3 яруса. Его размеры впечатляют: до 50 м в высоту (а это 12-этажное здание!), 189 метров в длину и 156 метров в ширину. Общая площадь сопоставима с размерами 3 футбольных полей!

Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями. Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Потолка не было – с помощью системы канатов, блоков и мачт можно было быстро натягивать тент, защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.

При внуке Веспасиана Домициане был построен подземный этаж – знаменитый гипогей с его сложной двухуровневой подземной системой клеток и тоннелей, в которых размещались животные и гладиаторы. Участники битв и декорации поднимались на арену верхнего уровня с помощью подъемных механизмов. В деревянном полу были скрытые ловушки-люки, добавлявшие зрелищности боям, так как они позволяли неожиданно выпустить на арену дикое животное. Толпе особенно нравился этот трюк.

В Колизее даже устраивали сражения на воде с участием морских кораблей – наумахии. Но, по последним исследованиям, если в Колизее и устраивались наумахии, то только в самом начале, до строительства подземного этажа.

4. Сколько зрителей вмещал Колизей?

Колизей имел 80 рядов зрительских мест и мог вмещать до 50 000 человек (по некоторым данным, до 60 000 и даже 80 000 человек). 80 входов позволяли в течение 10 минут заполнять и освобождать Колизей без толчеи и давки. Интересно, что вход в Колизей для граждан Рима был бесплатным, поэтому з рители набивались в амфитеатр, при всех его гигантских размерах, как сельди в бочке . Более того, здесь же раздавали и бесплатную еду – формула «хлеба и зрелищ» работала на императорскую власть безотказно.

В нижней части, ближе всего к арене, располагались места для привилегированных слоев – сенаторов и весталок. Самый лучший обзор был у императора, который сидел на троне под балдахином. Более удаленные от арены ряды занимали плебеи-мужчины (самый большой сегмент аудитории), а на самых дальних рядах сидели женщины и рабы.

5. Гладиаторские бои в Колизее

Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.


Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня.

Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.

Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.

Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными : от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.

Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.


Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.

Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

6. Кто спас Колизей от полного разрушения

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Его многочисленные аркады были облюбованы ремесленными мастерскими. Некоторое время он использовался как жилищный комплекс и даже кладбище. В XIII в. могущественная римская аристократическая семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.


Позже Колизей был превращен в гигантскую каменоломню: камень травертин и мрамор из амфитеатра использовался для строительства церквей, мостов, домов аристократических семей и даже здания канцелярии Римского папы.

Вдобавок мощное землетрясение 847 г. серьезно повредило южную часть Колизея. В итоге до наших дней сохранился лишь остов грандиозного амфитеатра. Но могло не быть и этого. От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV. Он освятил древний амфитеатр в память о ранних христианах, умерших здесь мученической смертью. Тогда же появился и крест, выбитый в камне, который можно увидеть в Колизее до сих пор.


Колизей до сих пор тесно связан с Римской католической церковью. По сложившейся традиции на Страстную пятницу около 9 вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» (Via Crucis) , воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа. Богослужение «Крестного пути», возглавляемое Папой, представляет собой факельное шествие, состоящее из 14 стояний (эпизодов последнего дня земной жизни Христа, от осуждения на смерть до погребения), во время каждого из которых произносится молитва.

7. Концерты и мероприятия в Колизее

В наши дни Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и одно из 7 новых чудес света, за который в 2007 году проголосовало более 90 млн человек. Это вторая по посещаемости достопримечательность Италии.

В Колизее выступали известные артисты, такие как Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер из Aerosmith. В летнее время здесь проходят концерты.

8. Где находится и когда работает Колизей

Колизей находится в самом сердце исторической части Рима, рядом с форумами. Ближайшая станция метро: Colosseum (синяя ветка B). Адрес Колизея: piazza del Colosseo, 1.

Время работы Колизея:

  • Со 2 января по 15 февраля: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)
  • С 16 февраля по 15 марта: 08.30 – 17.00 (последний вход в 16.00)
  • С 16 марта по последнюю субботу марта: 08.30 – 17.30 (последний вход в 16.30)
  • С последнего воскресенья марта по 31 августа: 08.30 – 19.15 (последний вход в 18.15)
  • С 1 по 30 сентября: 08.30 – 19.00 (последний вход в 18.00)
  • С 1 октября по последнюю субботу октября: 08.30 – 18.30 (последний вход в 17.30)
  • С последнего воскресенья октября по 31 декабря: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)

Бесплатное посещение Колизея и Римского форума: первое воскресенье каждого месяца. На этот день нельзя забронировать билет онлайн, нужно стоять в общей очереди на вход. Будьте готовы к длительному ожиданию и большим туристическим толпам.

9. Как купить билеты в Колизей

Стоимость билета в Колизей (на 2018 год): 12 евро взрослый, бесплатно для детей до 18 лет. Стоимость верна, если вы покупаете билеты на месте в кассе.

Лайфхак: можно купить билет не в кассе Колизея, куда всегда стоит очередь, а в кассах Палатинского холма или Римского форума, где немного свободнее (в любом случае лучше приходить в раннее утреннее время, когда нет больших толп). Вход на Палатинский холм находится к югу от Колизея на Via di San Gregorio, вход на Римский форум – со стороны Via dei Fori Imperiali.

Как купить билет заранее онлайн и не стоять в очереди? Для этого нужно зайти на официальный сайт для покупки билетов в Колизей и Римский форум: https://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm Подробная инструкция по покупке билетов в Колизей – в статье.

Билет дает право на одно посещение Колизея, Римского форума и Палатинского холма, по одному посещению в течение 2 дней с момента первого входа. Римский форум и Палатинский холм находятся рядом друг с другом, и вы можете свободно перемещаться между ними, хотя у них есть и отдельные входы. Но обратите внимание, что они считаются единым целым, то есть вы не можете в первый день посетить Римский форум, а на второй день – Палатинский холм.

10. Колизей в Риме: экскурсии и квесты

  • Колизей входит в маршрут обзорного квеста по Риму
  • Колизей входит в маршрут семейной обзорной экскурсии-квеста
  • Если вы хотите увидеть Колизей не только снаружи, но и изнутри, то обязательно сходите на экскурсию с посещением Колизея и Римского форума. По запросу проводятся экскурсия и экскурсия по Колизею с посещением арены и подземных галерей, где гладиаторы и дикие звери ожидали своего выхода
  • Новинка: квест по Колизею . Всего за 19 евро за всю вашу компанию! Без привязки к гидам, группам и времени. Ваше самое увлекательное приключение начнется с самого большого амфитеатра в мире!

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

В день, когда официально открыли Колизей в Риме (а это событие произошло в 80 г. н.э.), на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Оказавшись у власти, новый правитель сразу же решил перестроить центр Рима, уничтожив всё, что могло напоминать людям о его предшественнике.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.


Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Строительство

Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.

Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).


Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).

Внешний вид

Несмотря на то, что древние историки утверждали, что в амфитеатре могли одновременно пребывать около 70 тыс. зрителей, современные исследования показали, что римский Колизей вмещал не более 50 тыс. чел. (что тоже немало, особенно по тем временам). Памятник архитектуры изначально имел три этажа, а высота стен составляла около 50 м, а фундамент здания – 13 м.

Храм смерти был возведён в форме эллипса, а в его центре находилась арена такой же формы, окружённая со всех сторон трибунами, протяжённость наружного эллипса превышала 520 м, длина арены составляла – 86 м, ширина – 54 м.

Стены храма были возведены из каменных или мраморных блоков известкового туфа, который привозили из Тиволи (этот город на карте расположен в 24 км в северо-западном от Рима направлении). При возведении внутренних стен также применяли кирпич и туф. Мраморные и каменные Блоки были соединены тяжёлыми стальными тросами.

При постройке Колизея в Италии впервые было задействовано решение, которое применяют при возведении спортивных арен и в наши дни: было предусмотрено восемьдесят входов/выходов, через которые зрители могли полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. Четыре входа были предназначены для представителей высшей аристократии, а остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами (всего их было 76 и от каждого вела лестница), после чего по ступеням поднимались наверх.

Зрительные ряды с каменными скамьями располагались вокруг арены. Самый нижний ряд предназначался для императора, членов его семьи и весталок – их места находились с северной и южной стороны арены (там были наилучшие места). Также здесь имели право находиться сенаторы. От арены элитный ряд отделял высокий парапет, гарантировав, таким образом, зрителям полную безопасность.


Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:

  1. Первый ярус имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;
  2. Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;
  3. Последний этаж был построен для людей низшего сословия, и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности;
  4. Над третьим этажом располагался портик, на крыше которого находились матросы: время непогоды они натягивали над зданием огромный тент, который должен был защитить зрителей от стихии.

Жизнь амфитеатра

Кроме гладиаторских боёв и травли животных, здесь проходили также морские сражения. Для этого слуги снимали с арены деревянный настил, под которым были расположены комнаты для гладиаторов общей площадью около шести акров. Во время военно-морских сражений эти помещения при помощи специальной системы заполнялись водой (интересно, что в этих боях принимали участие даже галеры).


Этот храм смерти на протяжении четырехсот лет являлся для римлян и гостей города своеобразным развлекательным центром, где они могли с раннего утра и дотемна смотреть на кровавые гладиаторские бои, травлю зверей и сражения на воде. Так, продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению.

Травли зверей запрет не коснулся – и жестокие представления длились ещё около столетия (до смерти Теодориха Великого в 526 г., короля остготов, которому удалось завоевать весь Аппенинский полуостров). После этого для Колизея настали тяжёлые времена.

Крушение

Развал Римской империи, многочисленные набеги варваров постепенно привели Колизей к разрушению, которое усугубило мощнейшее землетрясение, потрясшее Италию в середине XIV века (особенно сильно пострадала южная сторона этой достопримечательности).

После этого с одним из самых значительных памятников архитектуры древнего мира поступали просто по-варварски, так как начали использовать его камни для строительства других построек – сначала брали уже отпавшие камни, а затем начали их специально выламывать. Разрушали достопримечательность не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.

Вторая жизнь амфитеатра

И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.


Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.

В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

Амфитеатр Флавиев по праву считается визитной карточкой Рима. Начало его строительства было положено в 72 году н.э., императором Веспасианом, основателем династии Флавиев, в честь которой и было названо сооружение. Современное название – Колизей – связывают либо с огромными размерами, либо с колоссальной статуей императора Нерона, переименованной Веспасианом в Гелиоса, бога солнца, и установленной на площадке возле амфитеатра. Строительство завершилось в 80 г. н.э. при императоре Тите, отметившем это событие гладиаторскими играми, отличавшимися особенным размахом и продолжавшихся более ста дней.

Белоснежные, воздвигнутые из травертина, добываемого в городе Тиволи, расположенном неподалёку от Рима, стены Колизея достигали 50 метров в высоту, что практически равнозначно высоте 17 этажного здания. Первые три из четырёх этажей имели по 80 арок, в каждой из которых была установлена гигантская статуя. Амфитеатр вмещал от 50 до 70 тысяч зрителей. Арена, покрытая деревянным настилом с толстым слоем песка, иногда подкрашенного в красный цвет, чтобы сделать менее заметными следы крови, имела некруглую, а эллиптическую форму, а ряды сидений располагались под углом 37 градусов, что создавало возможность хорошего обзора происходящего на арене из любого сектора. Колизей отличался сложнейшей системой лестниц и переходов, позволявшей посетителям заполнить амфитеатр и покинуть его в течение нескольких минут.

Вместо билетов для посещения игр использовалось специальное приглашение, называвшееся «тессера», на котором обозначались ряд и место. Надо отметить, что зрители рассаживались в соответствии с социальным статусом. В нижнем ряду располагался император, его семья, сенаторы, которые, судя по сохранившимся на сидениях надписям, резервировали себе места. Уровнем выше сидели представители сословия всадников, а следом – граждане Рима: чем выше ярус, тем ниже социальный статус. Примечательно, что верхние ярусы предназначались для рабов и женщин, и зачастую эти места были стоячими.

Чтобы защитить зрителей от дождя и палящего римского солнца, Колизей покрывался специальным навесом, который натягивался с земли сотней моряков императорского флота с помощью 240 деревянных мачт. Кроме того, для комфорта зрителей, проводивших в амфитеатре порой целый день, у стен были установлены питьевые фонтанчики, в настоящее время не сохранившиеся.

Основным «развлечением» в программе были знаменитые гладиаторские бои. Однако в качестве своеобразной прелюдии проводилась охота, бои диких зверей, зачастую неравноценных по силе, а также противоборства зверей и людей, доказательством чему служат многочисленные сохранившиеся мозаики и фрески. Это все обходилось недешево, поскольку зверей необходимо было ловить, организовывать транспортировку, часто за тысячи километров, кормить и обеспечивать их хорошее состояние, поэтому, чтобы покрыть огромные затраты, вводились специальные налоги. Кроме того, очень популярным зрелищем были навмахии - имитации морских сражений, для чего с арены снимался настил, а подземное пространство заполнялось водой с помощью продуманной системы водоснабжения. Практика проведения навмахий прекратилась после реконструкции Колизея императором Домицианом. Под сценой на двух подземных этажах была налажена разветвлённая сеть тоннелей и подъёмных устройств для эффектного появления на арене гладиаторов и зверей.

После падения Римской Империи Колизей утратил изначальное предназначение, стал понемногу разрушаться в результате природных явлений и действий человека. Мраморные плиты, ранее покрывавшие стены и полы амфитеатра, были сняты и использованы в строительстве широко известных памятников архитектуры: собора Святого Петра, Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и многих других. В разные периоды времени сооружение использовалось в качестве жилья, защитной крепости, а также в религиозных целях. В VII в. в нём даже располагался завод по производству селитры.

Несмотря на своё жестокое прошлое, амфитеатр, разрушенный на две трети, но простоявший более 2000 лет, в последние годы реконструированный, позволяющий теперь совершить прогулку даже по подземным помещениям, где, кажется, сам воздух пропитан многовековой историей, является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии, привлекая туристов со всех уголков мира.

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые