Что русскому хорошо то немцу смерть. Что означает выражение «что немцу хорошо, то русскому смерть

    что русскому здорово, то немцу смерть - что хорошо одним, может быть губительно для других. По одной из версий, происхождение этого оборота связано с конкретным случаем. Однажды молодой врач, приглашенный к безнадежно больному русскому мальчику, разрешил ему есть все, что он захочет.… … Справочник по фразеологии

    Ср. К немцам относились снисходительно, прибавляя, однако, в виде поправки, что русскому здорово, то немцу смерть. Салтыков. Пошехонская старина. 26. Ср. Не напрасно дедов слово Затвердил народный ум: Что для русского здорово, То для немца… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Русскому здорово, а нѣмцу смерть. Ср. Къ нѣмцамъ относились снисходительно, прибавляя однако, въ видѣ поправки, что русскому здорово, то̀ нѣмцу смерть. Салтыковъ. Пошехонская старина. 26. Ср. Не напрасно дѣдовъ слово Затвердилъ народный умъ: Что… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Восстание Костюшко 1794 г … Википедия

    - (1794) Польское восстание Костюшко 1794 г. Штурм Праги в 1794. А. Орловский, 1797 Дата … Википедия

    Кровь с молоком. Чуть не лопнет. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам). Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник. Здоров, как бык, и не знаю, как быть. Сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет. Сожму в …

    Или здравие ср. состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. Каково дорогое здоровьеце ваше? Да мое здоровьишко плохое. Здоровье всего дороже (дороже денег). Он чужим… … Толковый словарь Даля

    Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Русский немцу задал перцу. У немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька. Прусский гут (хорош), а русский гутее (солдатск.). Настоящий англичанин (т. е. корчит барина, тороват, чудак и делает все по своему). Сущий итальянец (т. е. пройдоха) … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - [псевдоним Стукалова, 1900 ] советский драматург. Род. в крестьянской семье. Детство провел с матерью, занимавшейся шитьем по донским станицам. Работал в переплетных и слесарных мастерских. С 20 лет начал писать. Работал разъездным… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Почему Россия не Америка. 2015 , Паршев, Андрей Петрович. Эта книга - для тех, кто решил остаться в России. Вы, уважаемый читатель, видимо, подумываете над таким решением. А иначе, зачем вы взяли книгу в руки? Для тех, кто собирается уезжать,…
  • Почему Россия не Америка , Паршев Андрей Петрович. Эта книга для тех, кто рискнул остаться в России. Вы, уважаемый читатель, видимо, среди них. А иначе, зачем вы взяли книгу в руки? Для тех, кто собирается уезжать, выпускаются сотни…

Заинтересовалась происхождением выражения: Что русскому хорошо (у Даля - здорово), то немцу смерть . Как я и ожидала, это напрямую связано с немецким словом Schmerz - боль, страдание, скорбь (?), горе (?). Видимо, непросто было немцам жить на Руси, часто они жаловались на жизнь, за что даже получили презрительную кличку - Шмерц (наравне с кличкой Колбасники).

Сведения о точном происхождении именно этого выражения противоречивы, вот например выдержки из воспоминаний (1849) Фаддея Булгарина (Не то беда, что ты поляк. ;)):
«Вы, любезные мои читатели, без сомнения, не раз слышали шуточную поговорку: "Русскому здорово, немцу смерть!" Генерал фон Клуген уверял меня, что эта поговорка родилась на пражском штурме. Наши солдаты, разбив аптеку, уже объятую пламенем, вынесли на улицу бутыль, попробовали, что в ней находится, и стали распивать, похваливая: славное, славное винцо! В это время проходил мимо коновал нашей артиллерии родом из немцев. Думая, что солдаты пьют обыкновенную водку, коновал взял чарку, выпил душком - и тут же свалился, а через несколько времени и умер. Это был спирт! Когда Суворову донесли об этом происшествии, он сказал: "Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!" Эти слова составили поговорку. Повторил ли Суворов старое и забытое, или изобрел новую поговорку, за это не ручаюсь; но говорю что слышал.»

У Н.А. Полевого (1834) "Рассказы русского солдата",
"Когда наш генерал Леонтий Леонтьевич Бениксонов показал Бонапарту, что русак не пруссак и что зимой русский еще лучше дерется, по пословице, что русскому здорово, то немцу смерть, и наоборот, Бонапарт рад был помириться и такой лисой прикинулся, что наш великий император Александр Павлович поверил ему.»

Обратимся тепрь к слову Шмерц

По Фасмеру это "насмешливое прозвище немца", олонецк. (Кулик.). Из нем. Schmerz "скорбь, боль", возм., по созвучию нем. слова с русск. смерд (см. ниже)
- Даль краток - бранное: немец, колбасник

П.Д. Боборыкин Василий Теркин, 1892

"Этакий "шмерц", землемеришка, а говорит с ним, Черносошным, точно начальник с просителем, хоть и в почтительном тоне...

Нечего делать... Такие времена! Надо терпеть!"


В словаре М.И. Михельсона находим цитату из стиха П.Вяземского Елиза (в интернете сам стих не нашла)
Въ ней бредитъ умъ копченымъ шмерцемъ,

Гдѣ Нѣмцевъ нѣтъ, она въ хандрѣ,

И предалась копченымъ сердцемъ

Она копченой нѣмчурѣ.

Кстати у Вяземского же про немцев забавные четверостишия:
Немец к мудрецам причислен,

Немец — дока для всего,

Немец так глубокомыслен,

Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,

Если немца взять врасплох,

А особенно зимою,

Немец — воля ваша!— плох.

У Сухово-Кобылина (кто не читал, рекомендую прочитать его трилогию, особенно Дело - современно до дрожи) есть персонаж с фамилией Шмерц.
Есть еще мнение, что прозвище Шмерц намекает на немецкую сентиментальность (на популярную рифму Schmerz-Herz - сердце).

Не могу пройти мимо совершенно понятного прозвища немцев - Колбасник :), у Даля обнаружила слово Переколбасничать (онемечить) с примером: "Питер всех русских переколбасничал, все переколбасничались, онемечились." :)). И сюда же "к колбасе" "Die Kalebasse (нем.), calabash (англ.) calebasse (фр.) — тыквенная бутылка. Колбаса — в прямом смысле начиненная мясом кишка, формою напоминающая тыквенную бутылку (kalebasse)." -Я пошутила:), я знаю, что Фасмер яростно отрицает эту этимологию:)). Но, кстати, я сама употребляю слово колабашка по отношению к твердым предметом округлой формы размером приблизительно с кулак:). Но я отвлеклась, продолжаю.

Происхождение же немецкого слова Schmerz мне неведомо, немецкого я не знаю, очень прошу немецкоговорящих френдов помочь с этимологией этого слова. Я слышу в нем русское Смерть (по немецки смерть- Tod).

Вот кстати давайте и посмотрим этимологию слова Смерть и заодно уж и Смерд.
Смерть :
Фасмер: Праслав. *sъmьrtь наряду с *mьrtь (в чеш. mrt, род. п. mrti ж. "отмершая часть чего-либо, мертвая ткань на ране, бесплодная земля") , общие корни он находит даже с др-инд. mrtis, уж не говоря о всем понятном латинском mors (mortis) . Славянское *sъ-mьrtь следует связывать с др.-инд. su- "хороший, благой", первонач. "благая смерть", т. е. "своя, естественная", далее связано со *svo- (см. свой).

Смерд (есть мнение, что кличка немцев Шмерц подразумевало еще и от Смерд, в негативном значение):
У Карамзина читаем : "Имя смерд означало обыкновенно крестьянина и чернь, то есть простых людей, не военных, не чиновных, не купцев...Под именем смердов разумеется вообще простой народ. .. Вероятно имя смерд произошло от глагола смердеть... Смерды были свободные люди и ни в каком случае не могли равняться с холопами... Смерды платили князьям продажу, дань или пени, а с холопа не было никакого денежного взыскания, ибо они не имели собственности" (прошу прощения, пишу по-русски ибо иного шрифта не имею). Можно еще посмотреть в разных словарях или в вики.

Фасмер: др.-русск. смьрдъ "крестьянин" Праслав. *smьrdъ от *smьrdeti (см. смердеть). Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие и было уделом рабов и женщин

Из словаря Брокгауза-Ефрона: Из одного места Ипатской летописи (под 1240 г.) видно, что С. могли подниматься до высших слоев и даже до звания боярина; по крайней мере, галицкие бояре, по летописи, происходили "от племени смердья". По почину Лешкова, в нашей историко-юридической литературе довольно долго принимали С. за особый класс, состоявший в некотором ближайшем отношении к князю

В какой момент слово приобрело ругательное значение мне выяснить так и не удалось (еще в XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению.) А потом появились вот такие пословицы (из А.Г. Преображенского)
Смерда взгляд пуще брани!
Еловый пень неотродчивый, смердий сын непокорчивый.

Вы, конечно же, не раз слышали эту странную фразу: что русскому хорошо, то немцу смерть. Но вот задумывались ли вы, что она вообще означает и откуда она взялась? Многие полагают, что она происходит откуда-то с Великой Отечественной - и очень серьезно ошибаются. Нет господа, эта шутка куда старше. Родилась она в 1794м году.

Должен отметить, что есть у России и Германии старая добрая традиция: раз в сто лет наши страны собираются и делят Польшу. Как раз этим они и занимались в те беспокойные времена: в 1793м году произошел второй раздел Польши, в результате которого, в частности, Российская империя разжилась славным городом по имени Минск. Впрочем, речь совсем не о нем. В Варшаве в те времена был размещен российский гарнизон под командованием генерала Игельстрема.

В марте 1794го в Польше начинается восстание Тадеуша Костюшко. В апреле восстает Варшава. Из восьми тысяч человек русского гарнизона погибло больше двух тысяч, сам генерал спасся чудом - его вывезла любовница. Выступившее на подавление восстания прусское войско было разбито. И тогда из Бреста в направлении Варшавы выступает русская армия. Ее возглавляет легенда и живое воплощение славы русского оружия - генерал-аншеф Александр Суворов.

22 октября Суворов, по пути расколотив несколько польских отрядов, подходит к Праге. Здесь необходимо сделать ремарку. Речь идет не о столице Чехии, а об одноименном предместье Варшавы, которое до 1791го считалось отдельным городом, а затем стало одним из районов польской столицы. От "основной" Варшавы Прага отделена Вислой, через которую был переброшен длинный мост.

Поляками было построено две мощных оборонительных линии из рвов, земляных валов, волчьих ям и прочих ухищрений. Однако, не хватало человек для обороны столь протяженной оборонительной линии. Поляки пишут, что город охраняло всего десять тысяч человек, из которых восемь тысяч составляли "косиньеры" (не иначе как слово, наполненное иронией - подразумеваются похватавшие косы крестьяне). Российская историческая наука указывает на 30 тысяч человек, европейская, скорее всего, наиболее объективна и оценивает количество защитников Праги примерно в 20 тысяч солдат, на которых наступало, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч по командованием Суворова. Командующий обороной города генерал Вавжецкий принимает решение оставить Прагу в виду невозможности ее полноценной обороны и отвести войска за Вислу. Сделать этого он уже не успевает. Утром 23 октября 1974 года начинается артиллерийский обстрел Праги. Вечером того же дня суворовские войска начинают штурм. История сохранила текст приказа, отданного генерал-аншефом Суворовым:

Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, — штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады — щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют — царство небесное; живым — слава, слава, слава.

Польские войска сражались остервенело. Между нашими народами и сейчас-то особой дружбы не водится, а в те времена, пожалуй, не было у поляка врага лютее, чем русский. Однако, отчаянное сопротивление не помогло. Пытавшийся наладить оборону генерал Вавжецкий вскоре бежал по мосту в Варшаву. Вскоре после этого мост был захвачен русскими войсками, польские порядки - опрокинуты штыковыми атаками русских, которым в этом искусстве не было равных. Отвлекаясь от темы, уточню, что в свое время читал впечатления француза-участника осады Севастополя. По мнению оного, даже дубу не зазорно уйти с дороги идущей в штыковую русской пехоты.

Возвращаясь же к сражению за Прагу, следует констатировать: к утру следующего дня польское войско было разгромлено. Русские солдаты горели жаждой отомстить за солдат Игельстрема, погибших во время варшавского восстания. Поляки сопротивлялись люто, местные жители по мере сил помогали солдатам-повстанцам. Итог, конечно же, очевиден... В последствии, один из участников штурма с типично русской фамилией фон Клуген, писал о тех событиях:

В нас стреляли из окон домов и с крыш, и наши солдаты, врываясь в дома, умерщвляли всех, кто им ни попадался… Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени… офицеры были уже не в силах прекратить кровопролитие… У моста настала снова резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, — и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас на душу. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. Ожесточенные наши солдаты в каждом живом существе видели губителя наших во время восстания в Варшаве. „Нет никому пардона!“ — кричали наши солдаты и умерщвляли всех, не различая ни лет ни пола…

По некоторым данным, свирепствовали не регулярные русские части, а казаки, от которых жители Праги спасались как раз в русском военном лагере по приказанию и приглашению Суворова. Впрочем, кто сейчас разберет, как там оно было.

25 октября Суворов продиктовал жителям Варшавы условия капитуляции, которые оказались достаточно мягкими. Одновременно полководец объявил, что перемирие будет соблюдаться до 28 октября. Жители Варшавы оказались понятливыми - и приняли все условия капитуляции. Русская армия вошла в Варшаву. Существует легенда, по которой генерал-аншеф Суворов отправил Екатерине Великой чрезвычайно лаконичный доклад: "Ура! Варшава наша!" - на что получил не менее лаконичное "Ура! Фельдмаршал Суворов!"

Но еще до того, как была занята Варшава, русская армия-победительница в захваченной Праге устроила дичайшую попойку. Русские солдаты разгромили попавшуюся под руку аптеку, и, вытащив оттуда бутыли со спиртом, устроили прямо на улице пиршество. Проходивший мимо коновал, бывший этническим немцем, возжелал присоединиться, но, опрокинув в себя первую чарку, свалился замертво. О происшествии доложили Суворову. Реакция его, пусть и в измененном виде, но дошла до наших дней:

Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!

Что русскому хорошо, то немцу - смерть

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.

Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

По-французски «асьет» — это и тарелка, и настроение, состояние. Предположительно, ошибочный перевод французского выражения стал причиной появления фразеологизма «не в своей тарелке».

Однажды молодой врач, приглашенный к безнадежно больному русскому мальчику, разрешил ему есть все, что он захочет. Мальчик съел свинину с капустой и, к удивлению окружающих, начал поправляться. После этого случая врач прописал свинину с капустой больному немецкому мальчику, но тот, поев, на следующий день умер. По одной из версий, именно эта история лежит в основе появления выражения «что русскому хорошо, то немцу — смерть».

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они — от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».

В русском языке существует немало интересных выражений, пословиц и фразеологизмов. Одной из таких поговорок является известная фраза "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Откуда выражение пошло, что оно значит и как может быть интерпретировано?

Разница между Европой и Россией

Известно, что физическая конституция человека во многом зависит от природных и климатических условий, в которых вынуждено жить общество. Европейский климат, как и российский, порождает соответствующий характер.

Климат в Европе отличается мягкостью, умеренностью. Такой же была всегда жизнь народов, населяющих эти земли. Время, когда необходимо было трудиться, распределялось равномерно в течение всего года. В то время как русские вынуждены были либо отдыхать, либо трудиться сверх сил.

Природные условия России нельзя назвать мягкими. Короткое лето и продолжительная холодная зима внесли свою лепту в то, что принято называть русской душой. Вынужденный постоянно бороться с холодными зимами, русский человек имеет особый склад характера, который нельзя не назвать немного агрессивным. Кроме того, климат оказывает значительное влияние на формирование физиологии нации. Это необходимо иметь в виду при объяснении смысла поговорки "Что русскому хорошо, то немцу смерть". И конечно же, каждый народ имеет свою историю, что оказывает воздействие на менталитет людей, их жизненный уклад. Разница между западноевропейскими странами и Россией в данном случае весьма показательна.

Первая версия происхождения пословицы "Что русскому хорошо, то немцу смерть"

Это выражение используется в повседневной речи постоянно. Произнося пословицу, люди не думают о ее происхождении. "Что русскому хорошо, то немцу смерть" - кто сказал это впервые и откуда взялась эта фраза, уже никто и не вспомнит. Между тем, по одной из версий, ее истоки следует икать в истории Древней Руси. В один из праздников на Руси накрыли стол, богатый различными вкусными блюдами. Помимо них принесли и традиционные соусы, хрен, а также домашнюю горчицу. Русский богатырь попробовал ее и с удовольствием продолжал пир. А когда горчицы отведал немецкий рыцарь, он упал под стол замертво.

Еще один вариант происхождения пословицы

"Что русскому хорошо, то немцу смерть" - чье выражение это было раньше, сказать сложно. Существует интересная история, объясняющая происхождение крылатой фразы. К болеющему мальчику-мастеровому позвали врача. Тот, проведя осмотр, сделал вывод, что осталось ему жить недолго. Мать захотела исполнить любое последнее желание ребенка, на что молодой врач разрешил ему насладиться любой пищей. После того как ребенок поел капусты со свининой, которую приготовила хозяйка, он пошёл на поправку.

Затем на обед пригласили немецкого ребенка, который страдал таким же заболеванием. Когда доктор велел ему съесть капусты со свининой, случилось неожиданное: мальчик умер на следующий день. Врач сделал запись в своей записной книжке: "Что русскому хорошо, то немцу - смерть".

Россия спасет мир

Чем же еще отличается причем настолько, что это позволяет многим великим умам называть Россию-матушку спасительницей мира, в частности, Европы? Некоторые отличия проявляются даже в частной жизни. Показательным примером может служить банальная привычка мыться. У многих западных историков можно встретить заметки, свидетельствующие в пользу того, что славяне имеют устойчивую привычку постоянно лить на себя воду. Иными словами, русские привыкли мыться в проточной воде.

Что русскому хорошо, то немцу - смерть, или Бытовые привычки разных народов

Чтобы сравнить исторически сложившиеся европейские и российские нравы, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое. Во времена Римской империи чистота всегда была залогом не только здоровья, но и полноценной жизни. Но когда Римская империя распалась, все изменилось. Знаменитые римские бани остались только в самой Италии, в то время как остальная Европа поражала своей нечистоплотностью. Некоторые источники говорят о том, что вплоть до 12 века европейцы вообще не мылись!

Случай с княжной Анной

"Что русскому хорошо, то немцу - смерть" - данная поговорка выражает сущность отличий между представителями разных культур и наций. Занимательный случай произошел с Анной - киевской княжной, которая должна была вступить брак с королем Франции Генрихом I. После прибытия во Францию ее первым распоряжением было отвезти ее помыться в баню. Несмотря на удивление, придворные, конечно же, выполнили приказ. Однако это не стало гарантией избавления от гнева княжны. Она сообщала своему отцу в письме, что он отправил ее в совершенно бескультурную страну. Девушка отмечала, что ее жители обладают ужасными характерами, а также отвратительными бытовыми привычками.

Цена нечистоплотности

Удивление, подобное тому, которая испытала княжна Анна, выражали также арабы и византийцы во времена крестовых походов. Они поражались не силе христианского духа, которую имели европейцы, а совершенно другому факту: тому запаху, которым разило за версту от крестоносцев. Что было впоследствии, знает каждый школьник. В Европе разразилась страшная чума, которая унесла половину населения. Таким образом, можно смело утверждать, что основной причиной, которая помогла славянам стать одной из крупнейших этнических групп, противостоять войнам, геноциду и голоду, была именно чистоплотность.

Интересен тот факт, что после того, как Галичина попала под власть Польши, в ней полностью исчезли русские бани. Даже само искусство парфюмерии возникло в Европе с целью борьбы с неприятными запахами. И это отображается в романе писателя "Парфюмер: история одного убийцы". В книге автор ярко описывает, что происходило на улицах Европы. Все биологические отходы сливались из окон прямо на головы прохожим.

Аптечная легенда

Когда 4 ноября 1794 года русские войска захватили Прагу, солдаты начали пить спирт в одной из аптек. Поделившись с ветеринаром-немцем этим спиртом, они случайно лишили его жизни. После употребления стакана тот испустил дух. После этого случая Суворов и произнес крылатое выражение: "Что русскому хорошо, то немцу - шмерц", что в переводе означает "боль, страдание".

Нужно также отметить интересный факт. Пословицы "Что русскому хорошо, то немцу - смерть" на немецком не существует. Она является оскорбительной, поэтому ее лучше не произносить в присутствии представителей этого народа. Для нас оно означает следующее: что одному человеку может быть полезно, другому принесет вред. В этом смысле ее аналогом может послужить всем известная пословица "Чужая душа - потемки" или "Каждому - своё".

Также необходимо помнить, что раньше на Руси немцами называли не только выходцев из Германии. Это название носили все иностранцы. Те, кто не знал местных традиций, русских обычаев и не умел говорить на русском языке, назывались немыми, или немцами. Из-за этого они могли попадать в различные комические, а иногда и неприятные ситуации. Возможно, данная пословица и родилась вследствие таких случаев.

Эта фраза имеет глубокое практическое значение. Очень часто люди оказываются неспособными к эмпатии. Не зря этическое чувство среди детей считается одаренностью. Но для взрослых умение входить в положение другого человека и "примерять на себя его шкуру" является очень важным для успешного взаимодействия в обществе. Подобный смысл несет также которая гласит, что не стоит делать о человеке и каким-то образом судить его до того момента, пока желающий вынести суждение не провел сутки в его ботинках.

То, что одному принесет пользу, для другого является крайне нежелательным. А может быть, даже смертельным. Взять хотя бы распространенные заявления о том, что не стоит рекомендовать своим близким, друзьям и знакомым лекарства, которые помогли вам - они способны не исцелить, а усугубить болезнь. И это тоже поможет в полной мере осознать истинный смысл известной пословицы, в которой на самом деле нет ни капли националистических взглядов.