Что рассказывают немцы о россии и русских. Русские больше не любят немцев

Русская компания за соседним столиком шумно делилась впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, находящимися в радиусе 20 метров. Хорошо одетая женщина с удовольствием потягивала пиво и кипятилась: "Ну вот, Коль, я, конечно, в первый раз в Германии, но уже вижу, как они нас не любят, эти немцы! Посмотри, официант к нам даже идёт с явной неохотой. Фриц поганый". "Фриц", он же официант, он же по национальности венгр, действительно шёл к шумному столу с опаской: кто знает, что выкинут эти крикливые и говорящие на незнакомом ему языке посетители.

О нелюбви немцев к русским в Германии можно услышать нередко: ухо всегда выхватывает родную речь, будь то ресторан, магазин или оживлённая улица. Эту тему наши туристы порой смакуют с особенным удовольствием: хоть они нас не любят, а мы всё равно здесь.

Иногда обсуждают так бурно, что возникает вопрос: кто кого недолюбливает больше? Мы готовы бесконечно предъявлять им и непосильный счёт за войну и за любовь к треклятому порядку, за педантичность и пунктуальность. И, конечно, не можем простить пресловутую нелюбовь к нам, русским. Причём в последнем некоторые путешественники из России признаются чуть ли не с национальной гордостью, как бы давая понять, что не любят нас как раз за 1945 год и такую нелюбовь они готовы носить как знак отличия.

Вот только есть ли на самом деле нелюбовь немцев к русским в сегодняшней повседневной жизни? Если побродить по немецким форумам (куда слабо говорящий по-немецки россиянин не доберётся), то вопрос об отношении к русским всплывает достаточно часто. Сами немцы время от времени задаются вопросом "Как же мы и правда к ним относимся, к этим странным русским?".

И ответы на этот и ему подобные вопросы встречаются самые разные, начиная от перечня традиционных клише (водка, мороз, гостеприимство, медведи) и заканчивая личными впечатлениями.

При этом с каким бы знаком рядовой немец ни относился к русским - "плюс" или "минус", - именно личные впечатления оказываются решающим аргументом в формировании мнения о целой нации. Так, наличие одного приятного русского соседа или коллеги может с лёгкостью перевесить любые негативные обобщения, и наоборот.

К тому же, как правило, немцы относят к русским всех выходцев из постсоветского пространства, включая Беларусь, Украину, Среднюю Азию и Россию. Могут недолюбливать русских те, кто столкнулся с иммигрантами 90-х годов, приехавшими в страну, чтобы поселиться на местном социальном обеспечении. Агрессивными и асоциальными считают русских те немцы, которые столкнулись с маргиналами, которых бы и сами русские вряд ли смогли вытерпеть больше пяти минут. Но больше всего немцев обижает и задевает в русских то, что, как им кажется, "русские всех немцев считают нацистами".

Интересно, что многие немцы отмечают, что "русские думают о нас лучше, чем мы о них", - что они гостеприимны, трудолюбивы. В одной из дискуссий мне встретилось даже признание, что никто так не умеет любить, как русские женщины. Правда, на одного ценителя "любви по-русски" тут же нашёлся страдалец, трижды встречавшийся с русскими девушками и трижды пострадавший (финансово и морально).

Самое большое единодушие немцы демонстрируют в вопросе о нашей национальной гордости: 90% из них уверены, что русские могут... много выпить. Именно поэтому чуть ли не каждый немец, встречая русских, хочет убедиться, неужели это правда. Как правило, эксперименты лишь утверждают его мнение в силе русских.

А ещё немцы считают нас гостеприимными, смелыми, эмоциональными, щедрыми, образованными. И это несмотря на то, что средства массовой информации не способствуют формированию позитивного образа России и русских в немецких головах.

Сегодня 81% опрошенных немцев хотят потепления отношений, мира между нашими странами, политического и экономического сближения с Россией, а 67% хотели бы однажды вместе с русскими отпраздновать окончание Второй мировой войны и победу над фашизмом.

Возвращаясь к личному опыту, за шесть лет жизни в Германии я часто встречалась с предвзятостью немцев, вот только по большей части со знаком плюс. Несколько раз в год со мной заговаривают посторонние немцы самого разного возраста только по причине того, что слышат, как я говорю по-русски. Все они пытались извлечь из закоулков своей памяти отдельные слова. Большинство, конечно, припоминают классический "уровень выживания" - "спасибо", "пожалуйста", "да", "нет", "привет", "пока". Но бывают и запоминающиеся исключения. Так, друзья из Восточной Германии как-то исполнили загадочное овощное танго, которое, по их искреннему убеждению, знает каждый русский: "Танцевала репка с маком". А незнакомый пожилой немец, увидев у меня в руках русскоязычный путеводитель, наклонился ко мне и полушёпотом восторженно продекламировал "бурья мглойю ньебо кройет…".

"Как у вас там с трудоустройством? - беспокойно интересуются родственники. - Наверное, русских никуда брать не хотят?" Это верно: тех русских, кто хочет сытно устроиться, не прилагая особенных усилий, без знания языка и прикладной специальности на работу в немецкие компании особенно брать не рвутся. А вот тех, кто получил здесь образование и уверенно чувствует себя в языковой среде, чаще отрывают с руками, потому что специалисты с хорошим международным опытом нужны везде.

Определённое неприятие со стороны немцев я чувствовала, пожалуй, только когда, по-московской привычке, вышла на улицу среди бела дня в наряде "а-ля рюс": юбка выше колен, обыкновенные каблуки 10 см. Повернуть назад и переодеться захотелось уже в середине пути. Если в Москве в том же наряде я была бы серой мышкой, в Мюнхене остро ощущались красноречивые взгляды окружающих: вырядилась. Несовпадение культурного кода, это бывает.

Подруга, работавшая в элитном бутике Мюнхена, рассказывала, что никого в этом магазине так не любили, как русских клиентов: именно они бесперебойно обеспечивали магазину максимальный доход. Трудовой коллектив был уверен в том, что все русские баснословно богаты. Та же подруга, впрочем, философски заметила, что, если бы работала в районе модных дискотек, наверное, спрашивали бы, правда ли, что все русские девушки доступны. А в студенческой среде, должно быть, убеждены, что все русские очень умные: туда же берут самых талантливых. Кто с чем сталкивался, тот такую картинку себе и нарисовал.

Немецкие форумы и здравый смысл подсказывают, что личный опыт имеет свойство побеждать любые клише. Поэтому, если вы отправляетесь в Германию, помните, что встречать по одёжке и составлять впечатление о нации будете не только вы. Но и они.

Общество >> Человек и общество

«Партнер» №1 (148) 2010г.

Русские глазами немцев

Анна Циприс (Ганновер)

Радиостанция Deutsche Welle отметила, что немцы и русские живут в плену стереотипов. Страна нефтяных вышек и пьяных мужиков - это Россия в глазах многих немцев. Пиво, сосиски и пунктуальность - такова Германия для россиян. В последние годы жители этих двух стран постепенно избавляются от стереотипов, но бытовые клише, увы, весьма живучи...

На протяжении нескольких месяцев я проводила уличные интервью и опросы коренных немцев: служащих фирм и учреждений, студентов, домохозяек, пациентов, ожидающих в приемных врачей. Перед ними были поставлены вопросы:

Как вы относитесь к иностранцам, проживающим в вашей стране?

Различаете ли вы национальность лиц, приехавших из России?

В чем состоят основные отличия немецкого менталитета от русского?

Итак, посмотрим на себя глазами немцев и постараемся понять, почему жители Германии нас так воспринимают.

Хельмут (42) - финансовый консультант

По роду работы я сталкиваюсь с русскими. Ко всем своим клиентам я отношусь одинаково, независимо от их национальности.

В метро я порой наблюдаю поведение русских молодых людей, особенно когда они едут группами. Бросают на пол обертки от конфет, упаковки, слишком громко разговаривают. Конечно, это свойственно и другим иностранцам, и немецкой молодежи, но иногда русские очень выделяются своим бескультурьем. А ведь это нация, которая имеет богатую культуру! Настораживает масса негативной информации о русских в немецких газетах.

Я отметил бы такие черты русских, отражающих их менталитет: постоянные сомнения, недоверчивость, недостаток терпения. Они не привыкли долго ожидать результата, в том числе и в бизнесе.

Дитер (29) - служащий фирмы по перевозкам

В Германии терпимо относятся к иностранцам, если они себя нормально ведут, да еще вдобавок говорят на немецком языке. Конечно, в наших газетах много негативной информации о криминальном поведении иностранцев, но если я сталкиваюсь с ними по работе, то рассматриваю их как коллег. Если они компетентны, я их уважаю.

Всех, кто приехал из России, мы считаем русскими. Если же они исповедуют, например, ислам или иудаизм, мы их соответственно и воспринимаем.

Немцев всегда считали нацией пунктуальной, аккуратной, любящей порядок. Я думаю, это и есть немецкий менталитет. У меня есть несколько русских знакомых: они очень добрые, безотказные и любят открывать душу. Русские очень целеустремленны и хотят добиться в Германии успеха. Может быть, это и есть русский менталитет, но, наверное, многое зависит и от уровня образования, культуры, воспитания в семье. Мне кажется, неправильно выделять ту или иную черту и считать ее приоритетной. Всё зависит от конкретного человека.

Бригитта (36) - работник страховой компании

Я работаю со многими иностранцами, живущими в Ганновере. Для меня не имеет значения национальность клиента.

По роду деятельности я имею дело с разными людьми, приехавшими из России. Я их всех считаю русскими. Среди них есть много интеллигентных, хорошо образованных и воспитанных людей.

Самая большая беда русских, живущих в нашей стране, - их нежелание, а может быть неспособность, выучить немецкий язык. Ведь они знали, куда едут. В этом причина их трудностей в контактах с немецкими учреждениями. Часто они не знают своих прав и обязанностей и просят сделать исключение. Я даже узнала такое русское выражение, как "войдите в мое положение". Возможно, на родине им делали исключения. Что касается работающих в нашей компании сотрудников, то они пунктуальны, придерживаются правил и порядка. В нашей стране всё регламентируется законами, и мы обязаны ими руководствоваться. Я думаю, что в этом и заключается разница наших менталитетов.

Руперт (21) - студент

Я нормально отношусь к иностранцам. Все, кто приехал из России, для меня русские. А как же может быть иначе, если у них русский язык родной?! В моей стране о России пишут в основном негативно. И я был удивлен, когда узнал, что в российских СМИ, наоборот, о Германии плохого не пишут.

Мне нравятся русские девушки. Они очень красивые. Классно одеваются. Только я не понимаю, как они могут ходить по городу на таких высоких каблуках. И еще некоторые злоупотребляют косметикой. Наши же студентки одеваются практично, так, чтобы им было удобно. И, разумеется, никакой косметики днем. Русские ребята всегда готовы придти на помощь, например, подсказать на экзамене. Немец думает только о себе и никогда такого не сделает. По-моему, это и есть разный менталитет.

Алекс (16) - учащийся гимназии

Для меня не существует различия между людьми разной национальности. Для нас все приехавшие из России - русские.

У меня есть русские друзья и подруги. Главное, чтобы они хорошо говорили по-немецки, иначе трудно понимать друг друга...

Я знаю, что такое менталитет. Это различия между людьми разных национальностей. Русские - хорошие товарищи. Правда, не всегда доверчивы, иногда скептически настроены, часто подозрительны, думают, что их обманут. Среди них много умных, начитанных, интересующихся культурой и историей. Девочки очень симпатичные и любят покрасоваться. А нашим девчонкам всё равно, обращают ли на них внимание.

Гюнтер (42) - массажист, семь лет женат на русской немке

Ко мне приходят много иностранцев. Я отношусь ко всем одинаково.

Я не задумываюсь над национальностью моих русских пациентов. Если честно, то главное для меня, чтобы они хорошо говорили по-немецки.

Молодые русские девушки очень сексапильны и всегда хотят нравиться мужчинам. Кокетничают, что совершенно не свойственно немецким женщинам. Меня удивляет, почему они приходят на массаж с резкой парфюмерией. Они не задумываются над тем, как это мешает работать.

Что касается моего брака, то прежде, чем пожениться, мы три года вместе учились и достаточно хорошо узнали друг друга. Ведь брак немца с русской - очень ответственное дело. Например, один мой знакомый женат на русской. Жалуется, что она не умеет экономить, а его считает скупым: вода льется, свет горит везде, долго говорит по телефону, потом приходят большие счета. Правда, она тоже зарабатывает, но всё равно они часто ссорятся.

Петер (32) - техник автомастерской

Меня раздражает, что сейчас в Германии много иностранцев. Мне кажется, что безработица и кризис нашей социальной системы связаны с ними.

К людям, приехавшим из бывшего Советского Союза, я отношусь спокойно. Они очень разные: одни приехали из Казахстана, другие из Прибалтики, очень много жителей Украины. Для меня они все русские.

Со мной работают русские. Меня поражает их свойство часто влюбляться. Мой русский коллега, 29 лет, за два года уже влюблялся "окончательно и на всю жизнь" три раза. Я знаю, что в глазах русских это положительное свойство и оно связано с их эмоциональностью. Мы люди сдержанные. Некоторые немцы вообще более холодны в проявлении чувств к женщине. Мы строим партнерские отношения и поддерживаем их иногда довольно долго, но не влюбляемся в женщин "по уши". Наверное, это и есть разные менталитеты.

Юлия (34) - медсестра

Я работаю в хирургической клинике. У нас нередко бывают пациенты из России. Мне очень нравятся многие больные из России, которые раньше жили в Москве, Санкт-Петербурге или в Украине: они вежливые, воспитанные, никогда "не качают права". Между прочим, этому выражению меня научил один ваш соотечественник. Немцы часто что-то требуют, иногда в грубой форме. Если бы русские лучше знали немецкий язык, с ними было бы легче общаться. И еще - русские почему-то всё время хотят делать какие-то подарочки медсестрам, это, видимо, у вас принято, а мы к этому не привыкли. Немцы этого никогда не делают. Однажды у молодого пациента был день рождения и друзья принесли в клинику водку, которую он выпил вместе с ними. За это его могли выписать из клиники, но простили.

Фридрих (22) - студент

Я был с другом в Петербурге. Для нас это была первая встреча с жителями России, кроме тех встреч, которые у нас были в Германии, ведь лиц, приехавших из России, встречается здесь немало, мы их всех считаем русскими, в том числе и "руссен дойче".

В Петербурге мы были приятно удивлены их гостеприимством, открытостью, теплотой и смекалкой, позволяющей жить здесь иногда в сложных условиях. Например, мы побывали в коммунальной квартире. Это просто ужас: общий туалет, общая кухня с другими людьми, но они не унывают. Вообще русские все разные: некоторые очень сдержанны при знакомстве. Но если узнать их ближе, это впечатление быстро исчезает. Другие, наоборот очень общительные. Прямо на улице может завязаться довольно веселый разговор, особенно если человек до этого выпил водки. Вообще с русскими студентами приятно обмениваться мнениями, веселиться и выпивать, что у них считается хорошим тоном. Мы увезли с собой несколько адресов и теперь переписываемся по электронной почте.

А девушки в Петербурге - просто супер. Особенное впечатление на нас произвело то, что даже при морозе в пятнадцать градусов они гуляют по городу в коротких юбках и нейлоновых колготках. Русские женщины не так эмансипированы, как немки, зато значительно охотнее идут на контакт. В России принято, что мужчина платит за всё, когда куда-то идет с женщиной. У нас каждый платит за себя или договариваются по-другому. Наверное, это тоже разные менталитеты.

У меня есть знакомый "руссен дойче" из Казахстана, у него, как говорят русские, "золотые руки". Если немцы всё меняют и выбрасывают, то он всё может починить.

Многие русские при посещении Германии сталкиваются с серьезными культурными барьерами, разделяющими наши страны. Менталитет немцев очень сильно отличается от славянского. Это объясняется и культурными традициями, и более свободными европейскими взглядами. Самый сильный культурный шок у русских вызывают немецкие сауны и бани.

Совместные бани и сауны

Практически все сауны и бани в Германии совместные. Это значит, что мужчины и женщины, дети и старики – все парятся и моются вместе. Главная проблема для русских заключается в том, что делать это положено полностью голыми. Ни в парилку, ни в помывочную, ни в бассейн вас не пустят в купальнике или плавках. Также запрещены резиновые тапочки.

Немцы считают, что любая синтетика во влажной и горячей обстановке испаряет опасные химические соединения. Это наносит вред не только тому, кто одет в синтетическую купальную одежду, но и окружающим. В немецкую сауну вас просто не пустят в купальнике (или плавках, если вы мужчина).

Даже если вы будете смущенно прикрывать «причинные места», на вас будут удивленно смотреть, как на человека странного. Немцы совершенно не стесняются своей наготы. Мальчики-подростки могут спокойно купаться рядом с голыми мамами своих одноклассников, и никто ничего не усматривает в этом неприличного.

Этикет в немецких саунах

Мужчины, женщины, дети, престарелые люди - все моются голышом в одном помещении. В редких случаях в некоторых заведениях устраиваются отдельные дни для купания, но это может быть только раз в неделю. Во все остальные дни будьте добры отбросить ложный стыд!

Если вы войдете в помывочный зал в плавках, вам сделают замечание и укажут на дверь. Так что желающим посетить немецкую сауну следует настроиться на нудистский лад и прежде всего привыкнуть к своей собственной наготе. Русские люди, по природе гораздо более застенчивые, с трудом воспринимают такие порядки. Некоторые, даже прожив в Германии много лет, просто избегают посещения сауну.

Но дело в том, что немецкие друзья или даже бизнес-партнеры могут запросто пригласить вас в домашнюю сауну. И в этом случае придется раздеться догола и париться вместе со всеми. Вести себя при этом следует адекватно: не краснеть, не прикрывать свои самые интимные места и, естественно, не разглядывать пристально фигуры окружающих.

Где можно прикрыться

Сауна в Германии разделена на 2 зоны. Первая – это собственно помывочный зал и парная. Их называют Textilfrei, что приблизительно переводится как «зона без одежды». В остальных помещениях – лаундж-зона, водные горки и бар – можно ходить, скромно обмотавшись полотенцем или в плавках. Кстати, не все немцы делают это. Многие продолжают беззастенчиво расхаживать в чем мать родила. Принять, а тем более, понять это способен не всякий русский.

Самое приятное

Сама процедура купания в таких местах очень приятная и расслабляющая. В общественных саунах нельзя громко говорить и вообще всячески шуметь. Это может помещать другим гостям наслаждаться отдыхом. Сидеть или лежать на полках можно только на специальных банных полотенцах, которые имеют длину 2 метра. Голой кожей к дереву прикасаться нельзя. Это не гигиенично.

Приходить к началу «ауфгусса» - выливанию камней – следует вовремя. Это важно. Во время ауфгусса сотрудник сауны поливает камни водой с медовыми, эвкалиптовыми или апельсиновыми аромамаслами и усердно разгоняет пар. Одновременно он развлекает посетителей: рассказывает им анекдоты, шутит. Выходить из зала в этот момент нельзя, чтобы не выпускать драгоценный пар. Можно выйти только в том случае, если вам стало плохо.

Затем можно приступать к купанию. В некоторых саунах во время ауфгусса включают приятную музыку, бесплатно раздают соли, кремы или кубики льда для кожи. После процедуры могут предложить чашку чаю, фрукты или мороженое. Все это уже включено в стоимость входного билета. Ауфгуссы в саунах проводятся по расписанию, поэтому принято приходить на них вовремя, чтобы не нарушать особую красоту церемонии.

Встреча с Владимиром Каминером началась весело и закончилась незадолго до третьей мировой войны. Это звучит немного смешно, но в том, что скоро разразится третья мировая война, виноваты резиновые сапоги. И Путин. И Владимир Каминер, который может объяснить, что одна логическая неизбежность за другой должна привести к тому, что вопрос о резиновых сапогах скоро развяжет третью мировую войну.

Ранний полдень, а Владимир Каминер сидит в «Рыбной лавке», которая хотя и называется «лавка», но на самом деле это ресторан на Шёнхаузер Аллее в берлинском районе Пренцлауэр Берг. Снаружи жутко холодно, а внутри Каминер сидит за самым большим столом в середине небольшого помещения и пьет кофе.

Когда видишь, как он вот так сидит, сразу хочется с ним подружиться. Каминеру 49 лет, но он выглядит так, как будто он только что приехал из лагеря скаутов. Его рубашка такая же синяя, как и обои. Его волосы начинают седеть. Он все равно был бы прекрасным скаутом, скаутом с седыми волосами. Так думаешь в первый момент.

Во второй момент замечаешь его голос, и костер в лагере скаутов начинает немного колыхаться. Голос Каминера гремит по всей «Рыбной лавке». Это приводит к тому, что сам начинаешь говорить все тише, как будто таким образом можно уменьшить громкость с тем, чтобы не все люди, которые хотят здесь есть рыбу, были вынуждены слушать нас. Каминер очень любезен. Мы говорим на Вы.

Мы не сразу заговорили о российском президенте. Сначала немного поболтать. Например, о детях. У Каминера их двое: один взрослый и один почти взрослый. Почти взрослый не хотел сегодня идти в школу, хотя он скоро хочет или должен получить аттестат зрелости — сразу в этом не разберешься. Взрослый только что отделился, и ему не хватает стиральной машины и родительской кошки. «Каждому человеку нужна собственная кошка. У каждого ребенка должен быть кто-то, на кого он может свалить вину за неудачу». Это типичные выражения Каминера. Теперь они выскакивают друг за другом. У него раскатистое «р». «Рыбная лавка» прислушивается.

Каминер заказывает татар из тунца. Сырая рыба с соевым соусом — похоже, что он это очень любит. Он заливает рыбный фарш очень большим количеством соевого соуса. Соус заканчивается. Официант должен принести новый. Слава Богу, здесь есть также чизбургеры.

Почти взрослый ребенок все же должен был пойти сегодня в школу. Взрослый ребенок должен наконец взять кошку из приюта для зверей. Сосед Каминера ухаживает за животными. Его теща родом из Грузии. Его жена русская, она «вообще самая русская женщина».

Он все это рассказывает так, словно читает из записной книжки, в которой он собирает идеи для своей следующей книги. Ощущается тепло лагерного костра. Рубашка Каминера и обои в «Рыбной лавке» так прекрасно сочетаются друг с другом. Чизбургер вкусный. Все могло бы так и оставаться. Если бы не Владимир Путин, который приближается к нашему прекрасному лагерному костру с ведром воды.

Каминер был когда-то русским, и хотя у него уже целую вечность имеется немецкий паспорт, он все же остался русским — и это не противоречие, хотя и звучит таким образом. Быть русским — это что-то вроде его роли или еще лучше: его деловой модели. Многие годы Каминер ходил по Берлину и делал вид, будто он удивлен, куда же это его занесло, когда в 1990-м году он бежал из Москвы, чтобы попасть в Америку или Англию, однако потом застрял в Берлине. Это было очень весело.

Было бы ему в Америке так хорошо, как в Германии, сказать трудно. Но можно сказать, что Берлин принес ему счастье. Каминер пишет почти каждый год по книге, и это совсем не надоедает.

Контекст

Что скрывается за фантазиями о Путине

The Wall Street Journal 02.03.2017

Запад виноват в том, каким стал Путин

Die Welt 28.02.2017

Замечательным в его книгах является то, что когда их читаешь, то думаешь, что между русскими и немцами возможна глубокая привязанность. Когда Каминер пишет о био-магазинах, о раздельных контейнерах для мусора и о мужчинах, которые носят шлемы для велосипедистов, то германо-российская симпатия является реальной, и ничуть не мешает то, что почти все является явной насмешкой.

И разве это не прекрасно, что русские и немцы вновь могут с симпатией относиться друг к другу, после всего, что — как бы это сказать получше — произошло в этом дурацком 20-м веке? По-настоящему нравиться — это не самый плохой взгляд на вещи, ха-ха, или? И действительно это всегда было прекрасно, когда сам побываешь в России! Всегда водка из стакана, танцы и петь русские песни не понимая ни слова. Это теперь я говорю.

А Каминер закатывает глаза и произносит слово «клише», что я считаю подлым, ведь я ничего не могу сделать с тем, что я видела то, что видела. Что женщины в туфлях на высоких каблуках бегали по песку в сибирских степях, в то время как муж, напившись, сидел дома. И все равно они нравятся, эти русские, а русским нравимся также мы, немцы, о чем они мне всегда говорили тогда в Сибири. Или?

Каминер говорит: Нет.

А я: Да.

А Каминер: НЕТ!

Я: ДАААА!

Каминер: Если русские говорят, что любят немцев, то они врут. Русские не любят немцев.

Я ведь говорила, что Каминер забавный? Но это все же не так уж и весело. Внутри стало прохладнее, и чизбургер не такой уж вкусный. Мы болтаем дальше, словно ничего не произошло.

Каминер написал одну книгу о политике, она называется «Гудбай, Москва. Размышления о России» (Goldmann, 12,99 евро) и только что вышла. Конечно, я стала тотчас искать в ней веселого русского из района Пренцлауэр Берг, но нашла нечто другое: критика России, может быть, человека, ненавидящего Россию. Это нельзя сказать точно, поскольку Каминер и как политический писатель хочет быть веселым, хотя и в страшно серьезных делах.

В этой книге очень часто речь идет о «солдатах без знаков различия», под которыми Каминер подразумевает переодетых типов, по поручению Путина нападающих на соседние страны. Речь идет о бесхозяйственности, об угнетении и терроре. Не об исламистском терроре, а о русском терроре.

Я: Вы политический человек?

Каминер: Я не интересуюсь политикой.

Крым, Восточная Украина, Сирия, Трамп, Путин — куда ни глянь, политика придвигается все ближе. Политика проникла в жизнь. Она заняла место за кухонным столом и претендует на почетное место, которое ранее занимала бабушка, говорит Каминер. Должно что-то произойти. Путин. Путин, Путин. Кто-то должен остановить Путина. Поэтому эта книга.

Человек, который считает, что дружба с русскими в принципе полезна, но что не полезно раздражать, хм, мировую державу, если она такая большая и так близко, как Россия, и так легко становится агрессивной, как Путин, он тотчас думает, что Каминер очень сильно преувеличивает.

Я: Вы слегка не преувеличиваете?

Каминер: Наоборот.

С этого момента говорит только политик Каминер. Политик Каминер говорит: Путин захватывает все, что хочет. Крым, Восточную Украину. Следующей будет Прибалтика. Потом ГДР. Он действительно говорит «ГДР», здесь, на Шёнхаузер Аллее. А Ангела Меркель помалкивает на это, как корова в хлеву. Он действительно говорит «корова в хлеву». И невольно незаметно смотришь в окно. Нет ли уже танков на Шёнхаузер Аллее? Нет, это колонна «трабантов».

Теперь Каминер вошел в раж. Немного страшно, что сейчас сорвется предохранитель. Я прямо беспокоюсь, а все прислушиваются.

ГДР могла бы понравиться Путину. Ведь она уже почти принадлежала ему, говорит Каминер. И Западная Германия, по его словам, могла бы понравиться Путину. Повсюду есть русские, которых Путин должен защищать, говорит Каминер и произносит также пару фраз-клише: русские сидят в Берлине в Груневальде и в районе Пренцлауэр Берг. Они сидят в ложах для курения сигар в пятизвездочных отелях, пьют коньяк и на коленях у них сидят 18-летние девочки. Они сидят за углом в табачном магазине. Они хотят защиты. Им стоит только пикнуть.

Тогда появится Путин с танками. Придут солдаты в униформах без знаков различия, те самые солдаты, которые постоянно появляются в новой книге Каминера — отсутствие знаком различия — это для него настоящая тема. Путин защищает всех русских, им надо только позвать. Каминер говорит это именно так. Я несколько раз прослушала запись в диктофоне. Но всерьез ли он так считает? Хорошо было бы узнать это.

Я: А теперь давайте серьезно. Почему Путин должен это сделать? Это означает неприятности с Меркель, с НАТО, со всем миром.

Каминер: Вы защищаете Россию!

Я: Но ведь Путин не дурак, или?

Каминер: Катрриин! Вы так меня раздражаете!

Каминер считает дураком не только Путина, но прежде всего и меня. И все равно я с любопытством жду его ответа. Это напряженный момент, потому что Каминер сначала молчит. Его молчание звучит упреком. Я немного боюсь, что он встанет и уйдет. Но затем он громко вздыхает. И в этом месте появляются те самые резиновые сапоги. А немного позже третья мировая война.

Путин не может делать смартфоны. Он не может делать автомобили. Он не может делать даже резиновые сапоги. Резиновые сапоги являются, конечно, поэтическим образом, а в поэзии Каминер разбирается, ведь он все же русский. Чтобы делать резиновые сапоги, нужны, во-первых, свобода, во-вторых, правосудие, в третьих — способные люди. Поскольку первого и второго в России нет, то третьи уезжают из страны и строят там свои фабрики. В России же, наоборот, каждый владелец фабрики по производству резиновых сапог должен считаться с тем, что его арестуют и все конфискуют. Поэтому в России не может быть и никогда не будет фабрик по производству резиновых сапог.

Каминер: Россия ничего не может. Путин ничего не может.

Я: Ничего? Достоевский. Большой театр. Шахматы. Это ничего?

Каминер: Катррин, Вы… друг Путина!

Каминер вошел в раж. Он кричит: «Нефть!» — это единственное, что у Путина получается. Для этого ему ничего не нужно, ни машин, ни техники. Покупатели все принесут с собой, машины и технику. И покупая нефть, они тем самым берут на себя вину — вину в том, что финансируют диктатора.

Деньги, мол, Путин распределяет, как диктатор. Треть одному (Путину), треть для 10 тысяч (офицеры Путина), треть для 145 миллионов (народ). Чтобы народ не заметил, что его обманывают, нужно его успокоить: телепрограммами и рассказами о бедности остального мира — и здесь логический круг замыкается, все выливается в третью мировую войну.
Речь идет о поражении. Путину нужны картины поражения со всего мира, чтобы отвлечь от своего собственного большого поражения. И Каминер разглядел Путина насквозь.

Поскольку в России нет фабрик по производству резиновых сапог, Путин должен захватить Крым и остаток мира. Вот так.
Тунец съеден. В «Рыбной лавке» холодно. Лагерный костер погас. Третья мировая война стоит у порога. И если хорошо прислушаться, я слышу грохот на Шёнхаузер Аллее. Это не колонна «трабантов».

Я: Владимир, Вы меня испугали.

Каминер: Тогда я чего-то достиг, Катрррин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Несколько месяцев назад на страницах одной из московских газет живущий в Германии и называющий себя русским человеком Рудольф Майер вдруг озаботился вопросом: а почему, собственно, массовый средний немецкий обыватель не любит русских?

Этот вопрос вообще-то можно смело отнести к числу философских. Поскольку если им всерьез озаботиться, то возникнет другая проблема – если немцы не любят русских, то какие другие народы в Европе и в остальном мире они любят? Французов, итальянцев, американцев, англичан, испанцев? Ответ простой: их они тоже вроде бы не особенно любят. Тогда в чем проблема?

Но если этот вопрос начать рассматривать конкретно, то тут возможно несколько путей. Первый – научно - академический. Здесь я могу порекомендовать фундаментальный труд отца русской геополитики Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа», написанный еще в 1869 году. До недавнего времени вещь была редкая. До революции 1917 года последний раз издавалась в 1885г. Затем с 1991 года началось ее более - менее регулярное переиздание.

Второй путь – литературно - художественный. Здесь рассказ Лескова «Железная воля» и кое - что у Некрасова. В одной из хрестоматийных Некрасовских поэм – «Кому на Руси жить хорошо» - есть следующий увлекательный эпизод: в деревенской избушке маленькая девочка интересуется у дедушки, почему он здесь так недавно появился и где так долго пропадал? Дед в ответ – мол, пришлось 20 лет провести на каторге, «за то что немца Фогеля Христиана Христианыча живого и здорового я в землю закопал».

На последовавшие вопросы дедушка начинает рассказывать подробности. Артель землекопов, где он состоял, копала по чьему-то заказу довольно большую яму. За процессом надзирал некий немец Фогель. Как-то он заглянул проверить достигнутые результаты и остался ими весьма огорчен. Если бы на его месте был русский коллега, то ничего особенного в дальнейшем бы не произошло. Ну, посоветовал бы он с помощью ненормативной лексики быть поэнергичней, слегка поправил бы пару челюстей, и все бы пошло своим обычным чередом. Но немцы, как известно, материться не умеют и Фогель со столь нелюбимым русскими людьми занудством полчаса читал им лекцию. Обстоятельно объясняя, что труд, дескать, источник всех человеческих добродетелей, а лень и праздность – мать всех пороков и преступлений. Достал он мужиков настолько, что скинули они немчуру в яму, за пару минут засыпали ее вместе с Фогелем и ушли обедать. Такой вот маленький конфликт цивилизаций.

Кстати, где-то в 2002 году русская редакция радиостанции «Немецкая волна» провела исследование, как в русской классической литературе конца 18-начала 19 вв. изображены немцы. И с очень большим изумлением исследователи обнаружили, что во всех произведениях русских классиков для немцев нашлось очень мало добрых слов или образов. И это задолго до двух мировых войн, окончательно испортивших образ немца в русском сознании.

Ну а теперь для конкретного выяснения вынесенного в заголовок вопроса пойдем по пути житейско-политических рассуждений.

Итак, представим, что в некой не сильно большой, но транснациональной корпорации в качестве менеджеров нижнего слоя среднего звена подвизаются немец Рудольф Майер и некий русский.

Немец, конечно, не японский фанатик-трудоголик, но, как ему положено, обладает всем необходимым набором трудовых добродетелей, а его русский коллега исповедует, как ему и положено, истинно русский принцип: «не брать дурного в голову, а тяжелого в руки».

В результате немцу выплачивают его среднюю зарплату с разного рода небольшими надбавками, а его русскому коллеге прямо по словам Высоцкого «на тебя, заразу, деньги прямо с неба сыпались крупными купюрами займов золотых». И в довершение всего этого русского коллегу вскоре с повышением переводят в другой, более престижный отдел. Думается, что после всего этого вряд ли немецкий коллега при встрече будет дарить русского лучезарной улыбкой. Будет, как в одной из песен почти забытого ныне советского барда Северного «Мой сосед Хаим»: «У меня зарплата двести, у него – сложите вместе. Мы работаем в РСУ. Я – в две смену, он – в одну! Разве не обидно?»

Таким образом, причина немецкой нелюбви к русским проста до неприличия. Банальная зависть к намного более удачливому сопернику, который по мнению завидующего, к тому же по своим личным качествам совершенно недостоин той удачи, которая на него постоянно сваливается.

Ну, представьте себе многочисленный трудолюбивый, не пьющий, дисциплинированный, воинственный, энергичный, стремящийся к внешней экспансии народ. Который в свое время для этой самой экспансии умел вырабатывать из своей среды превосходных солдат и офицеров, талантливых генералов и фельдмаршалов. А в результате постоянный крах подобных планов. Тысяча последних лет топтания на месте. Клочки территорий, приобретаемых потоками крови и затем периоды катастрофических территориальных потерь.

В результате к 2007 году около 90 млн. немцев Германии и Австрии теснятся на территории 400 тысяч км. кв., что в 1,5 раза меньше площади одной только Украины, где сейчас проживает около 47 млн. человек. А 120 млн. русских, живущих в Российской Федерации, имеют для проживания территорию в 17 млн. кв. км. В общем – «разве ж не обидно»?!

В подтверждение – несколько конкретных примеров. Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: «Астрахань брал, Казань брал, Шпака не брал!» Это 1552 год – захват Казанского ханства. За давностью лет, абсолютное большинство русских не в состоянии оценить грандиозности этих исторических событий, произошедших всего за 4 года.

У тех российских обывателей, которые хоть что-то знают в отечественной истории, понятие Казанского ханства ассоциируется с нынешним Татарстаном, а Астраханского ханства – с нынешней Астраханской областью. Но ведь тогда все было совсем не так.

Казанское ханство включало кроме территории нынешнего Татарстана, сегодняшние территории Башкирии, Удмуртии, Мордовии, Марийскую республику, Ульяновскую, Самарскую, Пензенскую области, значительную часть Пермской области. То есть по площади ханство было равно современной Франции и Великобритании, вместе взятым.

В Астраханское ханство кроме нынешней Астраханской области входили современный ставропольский край, северная часть Дагестана, Калмыкия, Волгоградская, Саратовская области и часть Ростовской.

То есть, когда за 4 года Московское великое княжество Ивана Грозного приросло площадью, составляющей половину территории тогдашней Европы. Именно этот грандиозный территориальный «хапок» и положил по существу начало Российской империи.

На фоне этой стремительной и почти бескровной по геополитическим меркам экспансии, все сверхчеловеческое и жутко кровопролитное завоевательное напряжение немцев на протяжении 1000 лет выглядит бессмысленной мазохистской забавой в духе германоязычного доктора Фрейда. «Так разве ж не обидно?!»

И, эта немецкая обида на русскую "незаслуженную удачливость", очень часто маскировалась в различные психологические комплексы. Чему пример,а вот эта карикатура времён Первой Мировой войны.

Они усугубляются и тем обстоятельством, что в конце 19-начале 20 веков у немцев был отличный шанс создать реальную, а не декларируемую империю (райх). Ну, право, что это еще за «райх» такой с собственно немецкой территорией в 450 тыс. кв. км?

Шанс был такой, какой бывает раз в жизни, и не во всякой жизни. Дело в том, что 80-90 годы 19 века немцы практически беспрепятственно и бескровно захватили в Африке и на Тихом океане огромные территории. Это нынешний Камерун (475 тыс. кв. км.), Намибия (824 тыс. кв. км), Танзания (945 тыс. кв. км), Папуа – Новая Гвинея (450 тыс). напомню – собственная площадь тогдашней Германии – 450 тысяч, нынешней – 356 тыс.

Одни только африканские владения в 5 раз превышали собственную площадь тогдашней Германии. Казалось, после этого традиционные немецкие вопли о нехватке жизненного пространства в Европе многочисленной и трудолюбивой германской нации должны были уйти в прошлое.

В чем теперь дело? Не хватает земли в Европе? Переселите половину своих соотечественников в Африку. Тем более, что в Намибии и Танзании климат нельзя назвать экваториальным-тропическим адом, могилой белого человека. Коренного населения крайне мало. Почвы плодородные. В недрах – почти вся таблица Менделеева. Так что можно показать всему миру на что способны немецкий гений и трудолюбие.

Но вот за те 30 лет, что владела Германия своими африканскими колониями, в них поселилось всего около 100 тыс. немцев, главным образом, военнослужащих и чиновников.

Поэтому так сравнительно легко англичане и французы захватили их в начале I Мировой войны.

Один только этот позорный провал в том историческом шансе, который судьба дала немцам их колониальной системой, ставит под очень большое сомнение наличие у германцев элементарного здравомыслия, не говоря уже о гениальности.

Нация философов, блин. В этот период немецкие бюргеры предпочли несколькими миллионами эмигрировать не в Африку, а в куда более комфортабельные Соединенные Штаты.

Поэтому в нынешней Германии о своих бывших африканских и тихоокеанских колониях совершенно не желают вспоминать.

И, наконец, последний, самый позорный и самый тщательно скрываемый скелет в немецком шкафу, из-за которого нынешние, именно нынешние немцы так не любят русских. Дело в том, что современные немцы, и японцы, кстати, тоже, имеют очень мало общего с немцами и японцами 1941-1945 гг. Нынешние немцы и японцы по менталитету и отсутствию воинских доблестей ничем не отличаются от остального западного обывателя.

И за это их чудесное превращение я, например, готов лично встать на колени перед написанными в полный рост портретами американских президентов – чудотворцев, сделавших это. Встать и постучать с десяток раз лбом об пол перед изображениями Франклина Рузвельта и Гарри Трумэна.

Первый с помощью ковровых авиабомбардировок германских городов в 1942 -1945 годах показал не только немецких солдатам, но самое главное – всему германскому народу, что такое современная настоящая тотальная война. Этого не было во время Первой Мировой, поэтому тогда она немцев ничему не научила. Второй окончательно избавил забомбленных прежде немцев и японцев от воинских доблестей с помощью годовых подшивок журнала «Плэйбой», кока-колы, хот-догов и других компонентов американской массовой культуры.

Если один библейский персонаж продал свои права первородства за чечевичную похлебку, то немцы и японцы утопили свой воинский дух в сале любезно предоставленного им американцами «общества потребления».

У нас похожая ситуация сложилась спустя примерно 50 лет, в 90-е годы прошлого века. Но с русскими этот фокус не прошел, от кока-колы и прочих потребительских брэндов западной цивилизации они своих воинских доблестей не потеряли.

Причем произошло это, как в положительном, идеалистическом духе – я имею ввиду русских добровольцев в Югославии в 1992 – 1995 и в 1999 годах, но так же, к сожалению, и в отрицательном – русские наемники заполонившие французский иностранный легион и частные армии различных международных корпораций и охранных фирм. Как там, в одной из песенок фильма «корона Российской империи»: «Господин полковник, чем стареть, может, лучше за Россию умереть?»

Об этой утрате воинских доблестей у себя и сохранении их русскими немцы тоже хорошо знают, и это знание так же не добавляет им любви к своим бывшим соперникам.

Ну и наконец, зачем вообще задаваться вопросом, кто кого любит, а кто нет. Нормальному, уверенному в себе народу по большому счету просто не интересно, что о нем думают и как к нему относятся другие народы. Так же, как, к примеру, нормального человека абсолютно не интересует мнение о нем тараканов, мух и прочей живности, обитающей рядом с ним в его жилище.

Национальная идея, над которой столь лукаво и надуманно бьются и делают вид, что ломают копья в нынешней правящей элите Российской Федерации на самом деле давно уже существует в качестве общего для всех народов принципа и в практическом применении формулируется одной фразой. Относительно русских она звучит так: «Самая засранная русская жопа всегда лучше самого чистого нерусского лица».

Константин Колонтаев