Что принадлежит перу есенина милости. Расцвет карьеры поэта

Фисташковый торт. Матрёшка. Чем позавтракала Надя в день приёма слона. Были-небылицы. Закончи предложение. У кого на голове посидел Пашка в первый день. Актинии. Найди лишнее в утверждении. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький. Выбрать правильный ответ. М. Горький. Проверь себя. Самый большой слон. Как звали нянюшку из рассказа К. Г. Паустовского. В. В. Бианки.

«Жизнь и творчество Носова» - Люблю я Носова давно. Кто Носова читает, не будет тот реветь. «Приключение Незнайки и его друзей». Рассказы Николая Носова переведены на многие языки мира. Родился в Киеве в 1908 году. Веселые книги веселого автора. Награды Николая Носова. Рассказы. По сценариям Н. Носова были сняты фильмы. Николай Носов - веселый детский писатель и большой фантазер.

«Викторина по произведениям Маршака» - Как называется стихотворение, которое С. Я. Маршак перевел. Викторина по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Героине какого произведения принадлежит следующий приказ. Продолжите стихотворение, вспомните его название. Выставка книг Маршака. На какой улице жил человек рассеянный. Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова. Героя какого стихотворения описывают следующие строки.

«Вопросы по литературному чтению» - Выбрать правильный ответ. Как зовут Благинину. А. Л. Барто. Какое стихотворение принадлежит С. Я. Маршаку. Внутренний мир героя. Проверь себя. Кто автор стихотворения «Разлука». Поэтическая тетрадь. Найди в данном списке «Лишнего». Какое стихотворение написала Е. А. Благинина. Как зовут Михалкова. Узнай произведение по ключевым словам. Гаммы. Узнай стихотворение по его описанию. Кто написал стихотворение «Котёнок».

«Составление сочинения» - Составление плана. Сколько снимков нам потребуется сделать. Умение строить текст. Устное составление рассказа. Тексты для групп. Текст-повествование. Физкультминутка. Составление плана сочинения. Повторение изученного о типах речи. Выбор заголовка сочинения. Запишите своё сочинение. Вопросы к тексту. Начальная школа ХХI века.

«Как хорошо уметь читать» - Встречаются и такие ребята, которые читают только учебник. Интересуются ли родители чтением ребенка. Книга учит мыслить. Ведете ли вы читательский дневник. Ребенка интересует чтение не только как источник новых знаний. Читательские дневники. Высказывания о книгах и чтении. Исследования по чтению. Сколько времени тратит ученик на дополнительное чтение. Техника чтения очень важна. Человек в разы расширяет свой кругозор.

Какова сейчас роль союзов писателей?

– Я не знаю, чем сейчас занимается Союз писателей, в котором я состою. Меня приглашают туда на отчётно-выборные собрания, не более того. Но я всё равно никогда ни за кого не голосую. Я всегда был антиобщественным элементом, коим остаюсь до нынешнего времени.

Существует ли в наше время иерархия таланта?

– Раньше в связи с этим вопросом у нас всё время кивали на Запад. Ведь на Западе, если человек талантлив, он идёт по ступеням к успеху. Там умеют различать и ценить талант, поскольку он стоит больших денег, на нём можно заработать. А у нас, как правило, блага жизни доставались и достаются тем, кто умеет прогибаться и пробиваться. В советское время в Союзе писателей было менее 20% настоящих писателей.

А что же сегодня?

– А сегодня у нас каждый день траур. Вот леса горели, катастрофы постоянно случаются. При этом логика нынешней жизни говорит о том, что это закономерно. И тут уж не до писательских дел…

Каким вы видите наше будущее?

– Мне 74 года, так что моё будущее известно. Я уже пережил клиническую смерть. Сейчас ничего не слышу и говорю, как видите, с трудом. А что касается остального, то об этом надо спрашивать того, кого называют Богом. Сейчас в мире создалась очень напряжённая обстановка. Кажется, что всё висит на волоске, идёт безумное ускорение технического прогресса. Земля перенаселена людьми. И не нужно во всех бедах винить только политиков. Политика – это следствие, а не причина. Человек сам уничтожает среду своего обитания. Посмотрите, в результате того, что вовремя не приняли меры, выгорела половина Центральной России.

А что же будет с литературой?

– Литература тоже сгорит. Тут всё очень просто. И никакой фатум тут ни при чём. Чудак Михаил Булгаков написал: «Рукописи не горят». Это неправда. Горят, и ещё как! Вот вам наглядный пример: много ли осталось от великой греческой цивилизации?

Беседовал Владимир ШЕМШУЧЕНКО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Прокомментировать>>>

Комментарии:

О, сколько нам открытий чудных...

Литература

О, сколько нам открытий чудных...

ПОЛЕМИКА

Есенина «убивают» снова и снова

Игорь ПАНИН

Несколько лет назад довелось мне участвовать в одной дискуссии, спонтанно возникшей в ЦДЛ. Некий пиит, только что вступивший в Союз писателей России и по этому случаю демонстративно размахивающий бордовой «корочкой», с пеной у рта доказывал, что «ГПУшники убили нашего Серёжу». Я выразил сомнение относительно данной версии.

– Вы что, не смотрели сериал «Есенин»? – гневно спросил он меня.

– Смотрел.

– И у вас остаются ещё какие-то сомнения относительно того, что это было убийство?

– Простите, но остаются. И очень большие.

Член СП глянул на меня как на врага народа, отошёл в сторону и долго ещё сверлил злыми глазами-буравчиками.

«Ну сумасшедший, что возьмёшь?» – пришла мне на память строчка из популярной песенки Высоцкого.

К чему это я? В № 40 «Литературной России» была опубликована объёмная – аж на три полосы – статья под названием «Текст как свидетель». Подзаголовок ещё более красноречив: «Кто автор стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»?» Интригующе, кто бы спорил. Только вот напрасно читатель будет напрягать мозги в надежде на то, что, осилив до конца этот труд, всё-таки узнает, кто же на самом деле был автором упомянутого стихотворения. Ответа на этот вопрос нет. Зато всё сводится к тому, что данный текст перу Есенина не принадлежит. То есть поэт был убит, а стихотворение задним числом написал другой человек, дабы версия самоубийства выглядела более правдоподобной.

Автор статьи Зинаида Москвина, насколько мне известно, – математик. Поэтому и подошла она к теме с позиций математика, высчитывая, сколько раз в произведениях Есенина встречаются те или иные слова и словосочетания, и уже на основании этого выстраивая свою теорию. Вот характерный пример такого «литературоведения»:

«Первая особенность, которая бросается в глаза уже при беглом просмотре стихов Есенина, – это малое количество стихов-восьмистрочников. Их всего восемь: пять опубликованы до 1917 года и три в 1925 году. Но именно такой объём в восемь строк имеет стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Естественно, что об этом ничего не было известно предполагаемому автору стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья», так как стихи Есенина трёх последних месяцев 1925 года были напечатаны или после его смерти, или где-то далеко, в газете «Бакинский рабочий». Поэтому для своей подделки он выбирает объём в восемь строк…

У Есенина за семь лет, с 1919 по 1925 год включительно, слово «я» встречается в 116 стихотворениях из 127, то есть без слова «я» им написано всего 11 стихотворений; причём два последних таких стихотворения появились в начале октября 1925 года, а дальше почти за три последних месяца его жизни ни одного стихотворения без слова «я» Есениным написано не было.

Поскольку у предполагаемого автора стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не имелось в распоряжении собрания сочинений Есенина, которое вышло только в 1926 году, то заметить эту особенность есенинских стихов для него было практически невозможно. Неудивительно, что её нет в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Отсюда сделаем следующий промежуточный вывод: если бы автором стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» был Есенин, то с вероятностью 95% он выбрал бы объём не восемь строк, а другой, и с вероятностью 92% – это стихотворение содержало бы слово «я»…

И таких выводов в статье превеликое множество. Честно говоря, смеялся до колик в животе. И ведь пишет всё это серьёзный человек, учёный.

«Совершенно очевидно, что это вариант строки «До свиданья, пери, до свиданья» из стихотворения Есенина «В Хороссане есть такие двери…» – утверждает Москвина.

В архивах КГБ найдено стихотворение С. Есенина

Читатели помнят, что по Указу Президента РСФСР архивы Комитета государственной безопасности СССР передаются в Госархив республики, и, как мы уже сообщали, в Томске создана специальная комиссия из работников архива с участием народных депутатов, которая и занялась решением этого вопроса. И вот сегодня ещё раз об архивах.

Как и в последние годы, сотрудники Управления, теперь уже Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) России, совместно с большой группой историков, журналистов, членов

историко-просветительского общества «Мемориал» продолжают разработку архива, регулярно публикуя на страницах газет и журналов наиболее интересные и ценные в историческом и культурном плане материалы и документы. А Западно-Сибирской студией кинохроники на основе архивных уго-ловных дел в истекшем году был снят и уже показан по Томскому телевидению до-кументальный фильм «Ко-нец дворянского гнезда. Не-известный террор».

Еще одним результатом разработки архива явился выход в свет Книги памяти томичей, репрессированных в годы сталинизма «Боль людская». Пользуясь случа-ем, замечу, что в ближай-шие дни выйдет из печати второй том книги.

Но, отмечая это, необхо-димо, видимо, сразу огово-риться. У определенной ча-сти населения, в основном представителей творческих кругов, сложилось мнение, что в наших архивах скры-ты сотни и тысячи произве-дений литературы и искус-ства, изъятых в ходе аре-стов в годы репрессий у представителей творческой интеллигенции. Но это да-леко не так. Очень и очень редко удается обнаружить автографы либо ранее не публиковавшиеся произведе-ния. Так уж действовал ре-прессивный аппарат — по-сле окончания следствия аб-солютное большинство изъя-тых материалов уничтожа-лось.

И все-таки время от вре-мени удается что-либо обна-ружить. Вот и сегодня мы рискнули предложить стихи, под которыми стоит подпись «С. Есенин». В результате проведенных исследований установлено, что этот авто-граф известен, является ко-пией и, возможно, не при-надлежит перу С. Есенина. Но, учитывая наличие раз-ных точек зрения специали-стов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрица-ют), мы решили представить эти стихи к публикации.

В. Уйманов,

сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области.

Послание евангелисту Демьяну Бедному от С. Есенина

Я часто думаю, за что его казнили!

За то ль, что враг субботы,

Он против всякой гнили

За то ли, что в стране проконсула Пилата, .

Где культом Кесарю полны и свет, и тень,—

Он с кучкой небольшой из бедных рыбаков

За Кесарем признал лишь силу злата;

За то ли, что себя, на части разорвав,

Он к горю каждого был милосерд и чуток,

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей, и грязных проституток.

Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем

Я ее нашел правдивого ответа.

В нем много бойких слов (ах, как их много в нем).

Но слова нет, достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии paба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудеса слаба -

Я верю в знание и силу человека.

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,

Здесь, на Земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественный пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна —

Мне стало стыдно так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос —

Далекий миф; мы это понимаем,

Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес

На всех и вся захлебываться лаем.

Христос — сын плотника, когда-то был казнен -

Пусть это миф, но все ж, когда прохожий

Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он:

«Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий».

Пусть миф Христос, как мифом был Сократ.

Так что ж! От этого и надобно подряд

Плевать на то, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый!»

А это, когда б тебе Голгофский дали крест

Иль чашу с едкою.цикутой?

Хватило б у тебя величья до конца

В последний час, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

Иль о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его нимало;

Разбойник был, Иуда был,

Тебя лишь только не хватало!

Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей,

Как толстый боров,

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной тяжелый грех —

Своим дешевым балаганным вздором —

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И малый свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,

Небось, злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, покушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»,

Где образцовый стих печатался дуплетом,

Ещё отчаянней потянется к Христу,

А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

Ответ Есенина Демьяну Бедному

Весной 1925 года «Союз безбожников» в 11 номерах «Правды» и одновременно в газете «Беднота» напечатал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демь-яна». Автор этого стихотво-рного издевательства над Свя-щенным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, - по собст-венной характеристике, «му-жик вредный». Вскоре эта па-родия вышла отдельным изда-нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кам-пания травли и репрессий про-тив православной церкви, дру-гих религий.

Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедного в прекрасном библиографиче-ском словаре «Русские писа-тели», вышедшем в 1990 году в издательстве «Просвещение», очевидно, по этим соображе-ниям ни словом не обмолви-лись об этих позорных стра-ницах жизни и творчества Демьяна Бедного.

В газете «Беднота» в это время работала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин-формацию он получал из пер-вых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое не-приятие Есенина, который к этому времени, по меткому выражению Георгия Иванова, очнулся от угара револю-ции. Благодаря певцу Малинину каждый знает есенинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Сты-дно мне, что я в Бога не ве-рил, горько мне, что не ве-рю теперь».

Новые взгляды Есенина от-личались от господствующей идеологии. «Я перестаю пони-мать, какой революции я при-надлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь», — пи-сал он Кусикову. Есенину бы-ло что скрывать. Потомки Есенина считают, что социаль-но-политические мотивы в сти-хах Есенина после возвраще-ния его из-за границы были направлены на сокрытие ис-тинных взглядов поэта.

В середине 25-го года среди литературного мира России в списках стали распространять-ся стихи «Ответ Евангелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три ме-сяца после трагической и загадочной до сегодняшнего дня смерти Есенина его сест-ра Катя поторопилась без убедительных доводов публично отречься от есенинского автор-ства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили?

Имажинист Матвей Ройзман радостно сообщил всем в на-чале 70-х годов, что автор этих стихов Н. Н. Горбачев — «графоман с контрреволюци-онным душком» был найден и наказан.

Но живы еще люди, кото-рые помнят то время, слыша-ли и сохранили списки этого стихотворения. Некоторые зна-ли Есенина лично и не сомне-ваются в авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленинграде, в Витебске, Ростове, в Севастополе и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэтический мир 20—30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напрягая уже уставшую от долгой не-легкой жизни память, пыта-лась для членов есенинского общества «Радуница» восста-новить его звучание:

Я знаю: жизнь не так проста,

И ты всего лишь толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Наверное, именно хлесткость фразы и смелость образа со-храняют у них уверенность в принадлежности этого стиха Есенину.

Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничива-лось лишь правкой стиха, на-писанного другим автором. И это, очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотвор-ной конспирацией, применив не свойственный размер и от-дельные слова, не мог не ос-таться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство.

Нет- нет да и мелькнет есе-нинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захлебы-вался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение звучит от 1-го лица, сохраняет есенинскую жизненную позицию, отноше-ние к православию и его не-примиримость к автору паро-дии, ранее выраженную строч-кой: «Я вам не кенар! Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

К сожалению, серьезного ис-следования по стихотворению «Ответ Евангелисту Демьяну» еще не сделано. Есть и про-тивники авторства Есенина.

По инициативе «Книжного обозрения» (№ 39, 1990 года) вновь обращено общественное внимание к «Ответу...». Поло-жительно, что на основании множественных вариантов спи-ска восстановлены в первом приближении недостающие строки.

Но вот новая находка. Ра-ботая над Книгой памяти, со-трудники Томского УКГБ об-наружили в архиве еще одну рукопись «Ответа Евангелис-ту Демьяну». Внимание прив-лекла подпись: «С. Есенин». Подпись действительно в первых трех буквах сохраняет все основные признаки есенинской подписи последних лет жизни. Затем, особенно в написании буквы «н», эти приз-наки исчезают. Что это — не-умелая подделка? Но тогда почему автор так тщательно выписал первые буквы? И совсем не позаботился о дос-товерности концовки. Или, что более вероятно, лихо начав подпись, пишущий вдруг вспом-нил о необходимости прятаться и закончил уже по-другому.

Все буквы в словах соеди-нены — так Есенин не писал в 25-м году. Но... он умеет писать в соединении — в мо-лодости он все соединял и, ко-нечно, не забыл, как это де-лается!

Почерк неустойчив. Похоже-сти в написании букв мало. Но одну букву не скроешь. Пять раз автор пишет заглав-ную букву «А», я во всех пяти случаях эта буква написана так, как в письме Есенина Блоку, в письмах Панфило-ву, в стихотворении «К Пуш-кину» и др. Есть похожесть в заглавной букве «Я» и неко-торых других буквах.

Сравнивая текст найденного автографа со списком, кото-рый прислал мне в свое вре-мя внук Бенуа Юрий Валерь-янович, - можно найти мало различий. Все так же отсутст-вует 23-я строка, которая бы-ла восстановлена «Книжным обозрением» и прозвучала: после «... был Сократ»... «..,и не было его в стране Пиката...». Спорная последняя строка звучит не так, как в парижском издании, где было: «А коммунизму мат пошлет при этом».

Так что есть над чем поду-мать литературоведа и есениноведам.

Публикация В. Н. Уйманова, несомненно, большой по-дарок всем любителям Есе-нина в дни его памяти.

Николаев В.

На 92-м году ушел из жизни сын поэта Сергея Есенина — Александр Есенин-Вольпин. Унаследовав бунтарский дух родителей, он прожил долгую и пеструю жизнь. «ВМ» рассказывает о его судьбе и вспоминает других детей поэта.

Год назад его показали по ТВ: в бледном, худом старике невозможно было узнать черт золотоволосого поэта; да и известного диссидента тоже узнать было сложно. К нему приставали с вопросами об отце; старику явно хотелось спать. И вдруг — проблеск, шутка, острое словцо. Александр Сергеевич будто зажегся… И сразу стало понятно, каким он был. Удивительным, ярким… Он ушел из жизни совсем недавно — 16 марта.

Разные судьбы

У Сергея Есенина романов было — не счесть. И четверо детей. Старший сын, Георгий Изряднов (от Анны Изрядновой), после школы поступил в авиатехникум, потом пошел в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1937 году был расстрелян как террорист — ему только-только исполнилось 22 года.

От Зинаиды Райх у Сергея Есенина были сын Константин (1920 — 1986) и дочь Татьяна (1918 — 1992). Им тоже довелось хлебнуть горя. Константин прошел всю Великую Отечественную, заслужил три ордена Красной Звезды. В мирной жизни занимался спортивной журналистикой. Татьяна тоже стала журналистом, автором книг о родителях и Мейерхольде (Татьяна спасла архив Мейерхольда, спрятав его на даче).

Многогранный Вольпин

О сограждане, коровы и быки!

До чего вас довели большевики...

...Но еще начнется страшная война,

И другие постучатся времена...

Эти строки принадлежат перу Александра Есенина-Вольпина. Человека, безусловно, многогранного. Талантливого — на грани помешательства. Он был известным математиком, право- защитником, диссидентом.

И еще — поэтом. Хотя для нас, в первую очередь, Александр Сергеевич Вольпин — сын великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Там, на севере, девушка тоже…

Эти известные строки из «Шаганэ» — «Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне…» — посвящены Надежде Вольпин, поэтессе. С ней у Сергея Есенина случился яркий роман, который так и не перерос в брак.

Слишком она была непокорная, Надежда. Познакомился с ней поэт в кафе на Тверской в 1919 году. Была вторая годовщина Октябрьской революции; в честь праздничной даты поэты собрались читать стихи. А Сергей вдруг «включил звезду», как сказали бы сейчас. Сказал: «Выступать не охота!» Тогда к нему подошла поклонница его творчества, красавица Наденька Вольпин. И попросила — стихи прочитать! Сергей ответил: «Для вас — с удовольствием!» Стихи читал, имел успех… Они начали встречаться, но сначала Надежда не отвечала на ухаживания Есенина. Вся Москва судачила о его донжуанском списке. А Надежда была девушкой строгих правил. Он подарил ей книгу с двусмысленной подписью: «Надежде Вольпин с надеждой». А она позже написала в мемуарах о том, как он осаждал ее три года. Она отдалась Есенину весной 1922 года, о чем Есенин рассказал в пьяной компании. «Этот персик я раздавил!» — хвалился.

А она отвечала: «Раздавить персик недолго, а вы зубами косточку разгрызите!» «Ершистая!» — смеялся Есенин. Такие уж это были отношения. Любовь-ненависть. Они ссорились из-за стихов.

Есенин даже подумывал жениться на непокорной Наденьке, но требовал, чтобы та оставила поэзию. Когда она призналась ему, что беременна, Сергей радости не выказал. У него уже были дети… Гордая Вольпин уехала в Ленинград и родила 12 мая 1924 года мальчишку. Есенин видел его только один раз. Надежда разорвала с поэтом все отношения.

Диссидент

Сын Есенина и Вольпин в полной мере унаследовал бунтарский дух родителей. В 1949 году он стал кандидатом математических наук, тогда же его арестовали в первый раз за написание «антисоветских стихов» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику… Психушка сменилась ссылкой в Караганду. Но сломить его было невозможно. Вернувшись, начал заниматься правозащитной деятельностью. И опять его лечили. И так — более десяти лет. Потом — изгнание.

В 1972 году Вольпин эмигрировал в США, где работал в университете Буффало, а потом в Бостоне. Он исповедовал скептицизм: отрицал все теории, которые нельзя подтвердить научно. Потому что Вольпин был гениальным математиком. И на веру не принимал ничего. Диссидент Владимир Буковский как-то сказал, что болезнь, от которой Вольпина лечили всю жизнь, называется патологической правдивостью. Александр Сергеевич Вольпин собирался прожить 120 лет. Но умер на 92-м году жизни. Дай Бог, как говорится, каждому…

_________________________________________________________________________________________

Уважаемые гости и участники сообщества!
Предлагаю вам поучаствовать в викторине по жизни и творчеству Сергея Есенина.
Проверить свои знания!

При желании,можно сделать плейкасты с вашими ответами.
В таком случае каждый,сделавший работу,получит подарок!
Ну,поехали!

1. Откуда родом был Сергей Есенин?

2.Какие строки принадлежат перу Есенина?

* «Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

* «Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

* «Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос»

3. Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина?

4. Встреча с каким поэтом определило творчество поэта?

5. Какая знаменитая танцовщица была музой Есенина?

6. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза

7. Какая главная стихия творчества Есенина?

Природа
Философия
Кавказ

8. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница»
«Трерядница»
«Преображение»

9. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»

10. Из какого стихотворения данный отрывок:

11. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919-1923
В 1916-1918
В 1920-1923

12. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

13. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?

14.Как называется стихотворение, в котором Есенин рассказывает о тяжелой утрате собаки своих щенков?

15. Продолжите строку:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, ….»

16. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

17. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

18. Каковы основные направления лирики Есенина?

19. В каком стихотворении Есенин называет себя скандалистом и шарлатаном?

20. Откуда данный отрывок?

«Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.»

21. Как звали вторую жену поэта?

22. Из какого стихотворения данный отрывок:

«В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.»

23. Кто назвал Сергея Есенина «Законченно русским поэтом»?