Что означает запятая в. Зачем нужны запятые в русском языке? Перевернутый знак препинания

Известно, что знак, выполняющий функцию запятой, был изобретен еще в третьем веке до нашей эры философом Древней Греции Аристофаном Византийским. Уже в те далекие времена человечество ощущало потребность уточнения письменной речи. Аристофан Византийский изобрел систему знаков, которая была не очень похожа на нынешние знаки препинания. В системе имелись специальные точки, которые расставляли в зависимости от произношения фразы при чтении, в верхней, средней или нижней части строки. Точка в середине строки и выполняла функцию запятой и называлась «комма».

Знак, которым сейчас мы обозначаем запятую, произошел от знака дроби, его еще называют "прямой слэш". Этот знак использовали с 13 по 17 века нашей эры для обозначения паузы. А вот современная запятая является мини-копией прямого слэша.

Как же понять, ставится ли запятая в данном конкретном предложении? В русском языке, как и во многих других языках, запятая – это знак препинания. На письме ее используют для выделения и обособления:

  • обстоятельств;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • определений;
  • обращений;
  • междометий;
  • уточнений, вводных слов.

Кроме того, запятую используют и для разделения:

  • между прямой и косвенной речью;
  • между частями сложного, сложноподчиненного и сложносочиненного предложения;
  • однородных членов предложения.

Запятая - очень интересный знак препинания.Это доказывают многочисленные смешные и не очень ситуации, происходившие на самом деле. Чтобы таких ситуаций не произошло с вами, потрудитесь выучить некоторые правила расстановки запятых в предложениях.

Запятые ставятся либо в паре, либо поодиночке. Одиночные запятые делят целое предложение на части, разделяют эти части, отмечая их границы. К примеру, в сложном предложении нужно разделить две простые части, или в простом предложении – однородные члены предложения, используемые при перечислении. Парные или двойные запятые выделяют самостоятельную его часть, отмечая границы с обеих сторон. Обычно с обеих сторон выделяют вводные слова, деепричастные и причастные обороты, обращения, если они стоят в середине предложения и если соблюдаются все необходимые для этого условия. Понять, где ставятся запятые, достаточно сложно. Но упростить это можно, запомнив несколько простых правил.

Первое правило

Главное - понять смысл предложения. Ведь знаки препинания в предложениях ставят именно для передачи правильного смысла. Когда запятая ставится в предложении не на том месте, то смысл искажается. Например: "Вечером я развлекал брата, который болел чтением вслух"; "Маша, с которой я вчера поссорилась с веселым лицом, бежала ко мне навстречу".

Второе правило

Важно запомнить, перед какими союзами ставится запятая. К таким союзам относятся: так как, потому что, где, что, когда, который и много других. Например: "Я заеду, когда освобожусь"; "Он сказал, что задержится".

Третье правило

Для выделения самостоятельной части предложения нужно прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть является самостоятельной. Обязательно запятыми выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: "Недавно я узнал, что мой сосед, возвращаясь из Лондона, заболел". Уберите из предложения деепричастный оборот «возвращаясь из Лондона», его смысл останется практически неизменным. То есть, смысл предложения сохранился - «Недавно я узнал, что мой сосед заболел».

Но не всегда с деепричастными оборотами так бывает, бывают предложения, в которых деепричастие примыкает к сказуемому, а по значению становится очень похоже на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия выделяют запятыми. Например, фраза Грибоедова: «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь». Если из предложения убрать деепричастие, то оно станет непонятным, поэтому запятую ставить не нужно.

По поводу вводных слов, они всегда выделяются запятыми с двух сторон. Их очень много: конечно, к счастью, во-первых, кстати, представьте себе, между прочим и т. д. В предложении найти их несложно, стоит только попробовать убрать их из предложения.

Четвертое правило

Всегда в предложениях выделяется запятыми обращение. Когда оно находится в середине или в конце предложения, его не очень просто определить. Например: "Увы, Маргарита, но ты не права. Потому что и я там был. И все видел. И тебя, Лида, я видел среди тех людей, что пели в хоре".

Пятое правило

В каких случаях ставится запятая в сравнительных оборотах? Практически во всех! Сравнительный оборот очень легко найти в предложении по союзам: точно, как, будто, что, как, нежели, чем и так далее. Но есть исключения. Сравнительные обороты не выделяются в том случае, если они являются устойчивыми оборотами речи или фразеологизмами. Например: льет как из ведра, режет как по маслу.

Шестое правило

Между однородными членами ставится запятая, но не всегда. Запятая необходима при союзах а, да, но, зато, однако.

Также запятая нужна между однородными членами, которые соединены повторяющимися союзами (и … и, или … или, не то … не то, либо … либо).

Запятую ставить не нужно между однородными членами, которые соединены одиночными союзами да, и, либо, или.

Также определить, где ставятся запятые, помогут повторяющиеся союзы перед однородными членами предложения. Сложность создают лишь однородные и неоднородные определения. Между однородными определениями необходимо ставить запятую. Например: "интересный, захватывающий фильм". При неоднородных определениях запятая не нужна. Например: "захватывающий голливудский боевик". Слово "захватывающий" является выражением впечатления, а "голливудский", в свою очередь, означает принадлежность фильма к месту создания.

Седьмое правило

Перед сочинительными союзами в сложных предложениях необходимо ставить запятую. Это такие союзы: и, да, или, либо, да и. Главное - правильно определить, где заканчивается одно и начинается другое предложение. Для этого нужно найти подлежащие и сказуемое в каждом предложении или разделить сложное предложение по смыслу.

Восьмое правило

Запятая всегда ставится перед противопоставительными союзами: но, да, а.

Девятое правило

Когда ставится запятая в предложениях с причастным оборотом? Понять это правило несколько сложнее, чем с деепричастным оборотом. Важно запомнить, что причастия выделяются запятыми только когда стоят после определяемого слова. Определяемое правило – это слово, от которого задается вопрос к причастному обороту. Например: "друг (какой?), обрадовавшийся моему приходу". Стоит уяснить разницу: "груша, выросшая в саду" – "выросшая в саду груша".

Десятое правило

Утвердительные, вопросительные, отрицательные слова и междометия выделяются запятыми. После междометия всегда ставится запятая. Например: "Жизнь, увы, не вечный дар". Но следует отличать междометие от частиц ох, ах, ну, которые употребляют для усиления оттенка, и частицы о, которую употребляют при обращении. Например: "Ах ты какая!"; "О поле, поле!".

К запятым необходимо относиться очень внимательно, ведь слово с орфографической ошибкой можно принять за описку, а пропуск запятой, как утверждают лингвисты, может сильно исказить смысл написанного текста.

ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Пунктуация - важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое , структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация , устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.

По своим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (разделяющие) (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

МНОГОТОЧИЕ

Многоточие может быть «паузой» в развертывании предложения и может завершать предложение.

Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи.

Многоточие передает недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто - ее затрудненность, вызванную большим эмоциональным напряжением.

Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

С помощью многоточия автор как бы сигнализирует читателю о своих ощущениях, впечатлениях, просит обратить внимание на следующее слово или на предыдущее, на написанное (на неожиданную или особо важную информацию), передает взволнованность героя т. д.

Многоточие - знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.

Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т. д.), а если это, допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" - с гласной "ё".

Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т. д.), на письме всегда выделяется запятыми.

Таким образом, морфология - очень важный раздел науки о языке.

Иногда в журнале встречается загадка с картинками, буквами и цифрами, а также знаками препинания и равенства. Это ребус. По сравнению с кроссвордами или сканвордами, эту загадку могут отгадать не так много людей. Возникает вопрос: "Что означают запятые в ребусах?" Сложность состоит в том, что правила решения никогда не печатают. А если и встретится некая инструкция, то она, скорее всего, будет неполной. Но на самом деле все не так сложно.

Что такое ребус

Латинское слово rebus означает «вещи». Крылатая фраза "не с помощью слов, а при помощи вещей" очень точно описывает салонную игру в слова. Впервые о ней стало известно во Франции, когда вышел сборник этих загадок. Его составитель - Э. Тамбуро. Первые ребусы не отличались широкой палитрой средств загадывания, но в последующие годы значительно обогатились различными приемами.

С тех пор появились музыкальные, литературные, математические и театральные ребусы. Принцип у всех один: зашифрованное понятие составляется по частям из нескольких других слов, которые представляются картинками или пантомимой. В настольной игре в ребусы присутствуют запятые, которые располагаются вперемежку с изображениями.

Есть определенные принципы, по которым пишется шифровка. Чтобы разгадать загадку, следует знать, что означают запятые.

В ребусах свои законы

Если говорить коротко, запятыми обозначают буквы, которые нужно убрать из слова. Они могут стоять с одной или с другой стороны от картинки. Поскольку текст читается слева направо, наличие запятой перед изображением означает, что убирают первую букву. Запятая после него указывает на то, что не берут в расчет последнюю букву. Знаков может быть несколько. В таком случае из слова, зашифрованного изображением, исключают несколько букв.

А что означает запятая в ребусе вверху картинки? Еще одно правило гласит, что ребус читается сверху вниз. Значит, откидываем начальную букву. По аналогии уже понятно, что означает запятая в ребусе внизу - откидывание конечной буквы.

Встречаются и перевернутые знаки. Значит, отбрасываются буквы с конца слова. Когда встречаются перевернутые рисунки, слово читается задом наперед. Если картинка содержит еще и запятую, нарисованную вверх ногами, то убирают конечную букву из прочитанного наоборот слова.

Например, под изображением коровы стоят две перевернутые запятые. Под ними лев, а подо львом буква есть "А". Решение: для начала убираем из слова "корова" две последние буквы, получаем "коро". Теперь добавляем "лева". Получается слово "королева".

Несколько запятых

Иногда встречаются не одна, а две запятые в ребусе. Что означает этот шифр? Некоторые думают, что это кавычки. Однако это не так.

Например, требуется отгадать такую загадку: перед картинкой слона слева стоят две запятые. Слова читаются слева направо, значит, будут убираться две первые буквы. Если от слова "слон" отнять две первые буквы, то получится "он".

Еще один вариант: перед картинкой слона слева находится слог "мю". После картинки справа стоят две запятые и буква "и". Решение: от слова "слон" отнимаем две последние буквы, получается "сл". Добавляем "мю" в начало, а "и" в конец, получаем слово "мюсли".

А как быть, если нужно самостоятельно составить ребус? Допустим, нужно подобрать шифровку для слога "он". Конечно, можно использовать разные способы. Но если помнить, что означают запятые в ребусах, то все станет легко. В русском языке достаточно слов, состоящих из нескольких слогов. Чтобы получить тот из них, который нужен, можно не мучиться с придумыванием предметов. А например, взять картинку с граммофоном и поставить девять запятых слева. Задача усложняется тем, что сначала нужно отгадать, какое слово зашифровано картинкой. Возможно, не все знают, что такое граммофон.

Картинку с хамелеоном и шесть запятых слева тоже можно представить в качестве ребуса.

Что означает запятая сверху картинки

Это значит, что необходимо откинуть первую букву слова, так как всегда действует правило чтения ребусов: слева направо и сверху вниз. К примеру, есть ребус, состоящий из двух картинок - ведра и книги. Над обеими картинками стоят три обычные неперевернутые запятые. Решение такое: отнимаем от слов "ведро" и "книга" по три первые буквы. Получаем "ро" и "га", то есть "рога".

Еще один пример: рисунок змеи, над которой стоит запятая. Есть указание: "я"= "л". Решение будет такое: отнимаем первую букву от слова "змея", получается "мея". Теперь меняем букву "я" на "л". Получается "мел".

Примеры с хамелеоном или граммофоном, которые рассматривались выше, можно было бы записать так: над картинкой с изображением слова поставить нужное количество запятых, чтобы отнять их у слов "граммофон" и "хамелеон".

Когда знаки стоят под рисунком

Бывает, что запятые находятся сверху или снизу картинки. Что означает в ребусе запятая снизу? Пусть это вас не смущает. При чтении сверху вниз запятая, что находится над картинкой, показывает, что откидывают первую букву закодированного слова. А та, что стоит под изображением, указывает на последнюю. Если запятых несколько, убирают несколько букв.

Допустим, перед нами изображение молотка. Есть указание: "т"="к". Это означает, что букву "т" следует заменить на "к". Далее под картинкой стоит запятая. Решение: заменяем букву, получаем слово "молокок". Убираем последнюю - выходит "молоко".

Перевернутый знак препинания

Иногда встречается перевернутая запятая в ребусах, что означает в этом случае удаление последней буквы? Для усложнения задачи этот знак, стоящий вверх ногами, может и не находиться в конце или внизу картинки. Если ребус составлен из нескольких изображений, каждое из которых дополнено запятыми, не запутаться поможет следующий принцип.

Если стоит обычная запятая, то убираются буквы в начале слова, а если перевернутая, то убираются буквы с конца слова. В случае зашифровки слова из нескольких картинок и запятых перед каждой картинкой будут стоять обычные запятые, а после - перевернутые. Таким образом разделяются части загадки. Сколько бы ни стояло между рисунками запятых, по их положению можно понять, где заканчивается шифр предыдущего слога и начинается шифровка последующего.

Например, имеются два изображения: малины и зонта. Перед малиной есть две обычные запятые, затем - две перевернутые. После зонта стоит еще одна перевернутая. Есть указание: "з"="м". Решаем по порядку. Весь ребус написан в строчку, значит, читаем слева направо. Отнимаем у слова "малина" две буквы в начале и две в конце, получается "ли". Это первый слог. Теперь у слова "зонт" меняем букву "з" на "т", получается "монт". Удаляем последнюю букву и получаем "мон". Это второй слог, а все вместе будет "лимон".

Вертикальные ребусы

Бывают также вертикальные загадки, где между картинками стоят знаки препинания. Что означают запятые в ребусах, если они расположены друг над другом? Некоторые из них, если их написать в строчку, занимают слишком много места. Допустим, на одной картинке изображено поле, на другой - дорога. После поля стоят две перевернутые запятые, перед дорогой - еще две, но уже обычные, а после дороги одна перевернутая. Этот ребус не поместится на странице, но переносить его нельзя. Что же делать?

Выручит способ записи ребуса сверху вниз, при котором картинки будут размещены одна над другой. Под той, что с полем, ставим две перевернутые запятые, над дорогой - две обычные, а под дорогой - перевернутую. Решаем ребус: отнимаем две последние буквы от слова "поле", получаем "по". Это первый слог. От слова "дорога" отнимаем две первые и одну последнюю буквы. Получаем "рог". Это второй слог. Вместе - "порог".

Как составить красивый ребус с запятыми

Чтобы запись ребуса была изящной, не стоит слишком вытягивать его в длину или в высоту. Например, можно использовать такой способ: взять среднюю часть слова и подыскать картинку для нее. Пусть это будет такой слог, который легко найти в составе других слов. Отсекая запятыми сверху и снизу лишние буквы, получаем искомый слог. Теперь нужно просто добавить перед картинкой и после нее недостающие буквы, и работа готова.

Пример: нужно зашифровать слово "олень". Сначала выберем средний слог, который будем представлять картинкой. В данном случае легче выбрать слог "ле". Он находится в составе многих слов, но для красоты выберем "улей". Он квадратный, его легко разместить посреди листа. Сверху и снизу картинки с ульем ставим запятые. Вверху - обычную, внизу - перевернутую. Так мы обозначаем слог "ле". Теперь слева перед картинкой ставим букву "о", а после - буквы "н" и "ь". Все вместе - "олень".

Попробуйте поиграть в эту настольную игру. Она развивает логику и увеличивает словарный запас. Через некоторое время вы заметите, что стали лучше разбираться в составе слов.

Многие из нас «не дружат» с пунктуацией. Таким людям сложно запомнить правила расстановки запятых, поэтому эти знаки препинания они либо пропускают, либо переполняют ими текст. Конечно же, всем нам хотелось, чтобы запятых было меньше – ведь проще не задумываться над тем, где грамотно ее поставить.

Но это только одна точка зрения. А представьте, если бы запятых не было бы совсем. Получилась бы история, как в мультфильме «Страна Невыученных Уроков». Герой, попав в волшебную страну, должен был грамотно проставить в предложении знаки препинания, решив тем самым судьбу неизвестного бедняги.

Функции запятой

Конечно, через мультфильм дети проще понимают, зачем нужны запятые . Однако во взрослой жизни отсутствие запятых запутало бы всех: длинные предложения потеряли бы свой смысл, а короткие – стали односложными, обрубленными, потеряли бы интонацию и эмоциональный окрас.

Выражаясь умно, в тексте запятыми выделяют конструкции и простые предложения в составе сложных, разделяют перечисления, обособляют определения, обстоятельства, вводные слова и междометия, а также используют их для выделения прямой и косвенной речи.

Если говорить о запятой в контексте смыслового предназначения, то этот знак препинания придает предложению интонацию, при помощи которой значимые части текста можно «окрасить» различными эмоциональными оттенками.

При разделении смысловых блоков предложения запятая не только разделяет их, но связывает, наполняя определенным смыслом, как отдельные части, так и само предложение. Такая функция знака препинания отлично показана на примерах с пропущенной запятой, в которых значение фраз зависит от того, где стоит запятая. Правильно поставленный знак препинания придает тексту не только конкретный, но и понятный смысл.

Одна лишняя запятая в тексте, как говорил Иван Бунин, «…нарушает всю музыку», искажая понимание текста и усложняя его восприятие.

Если рассматривать все функции запятой, можно точно ответить на вопрос «Зачем нужны запятые ?». Они, запятые, как ни один знак препинания, помогают донести значение любой письменной речи.

Как «работают» запятые?

Запятые в устной речи нужны для того, чтобы отражать особенности ее интонации. Если в конце любой устной фразы мы отчетливо делаем паузу, на письме ставим точку. При перечислении предметов или действий мы делаем небольшую паузу, в письменной речи однородные члены предложения разделяем запятыми. Итак, запятая в устной и письменной речи нужна для того, чтобы придать тексту необходимую интонацию и эмоциональный окрас.

В современной пунктуации функции запятой немного изменились – кроме интонации, запятая стала выражать синтаксическую структуру текста. Разделение текста запятыми, кроме обособления и перечисления, помогает структурировать его, разбив более сложные предложения на простые. Это позволяет не только легко зрительно воспринимать текст, но и правильно понимать его, как того хотел автор. Итак, вторая функция запятой – помощь в восприятии текста.

Как красота может изменить мир, так и запятая может в корне поменять смысл предложения (вспомните примеры с пропущенной запятой). Именно эта функция запятой является самой безусловной.

Запятые в пунктуации

Запятая является письменным знаком препинания, который используется во многих языках.

Зачем нужны запятые в русском языке? В пунктуации русского языка запятые используют для выделения частей речи: некоторых определений и обстоятельств, обращений, уточнений, вводных слов или предложений, междометий. Запятые разделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения, однородные члены предложения при перечислении; разделяют прямую и косвенную речь.

Запятые в математике

Кроме пунктуации при письме, запятые используются в математике, выполняя роль десятичного разделителя целой и дробной части вещественного числа в десятичной системе исчисления. В некоторых странах, в основном, англоязычных, роль запятой выполняет точка, а в арабских – символ моммайе, графический код которого соответствует набору символов - U+066B.

Запятые в информатике

Запятые широко используются в языках программирования при перечислении элементов массивов, аргументов функций и других подобных элементов.

Юникод – стандарт (система) универсального кодирования графических символов большинства письменных языков, который используется для компьютерной обработки текстовых данных. Юникод представляет собой набор графических элементов текста - цифр, букв, знаков препинания, среди которых присутствует и запятая, код которой соответствует сочетанию символов 0x002C.

Запятыми разделяют табличные данные в текстовом формате CSV.

Запятые в культуре

В детских считалочках часто можно встретить строчки про запятую – «Точка, точка, запятая…». Кроме этого, запятая часто становилась героиней детских мультфильмов – «Приключения запятой и точки» и «В Стране Невыученных Уроков».

Сложно оценить роль запятых. Они используются в устной и письменной речи, математике, информатике и даже культуре. Зачем нужна пунктуация? Чехов заметил, что запятые, как и другие знаки препинания, «…служат нотами при чтении», Бунин - что лишняя запятая может нарушить всю музыку, а древняя азбука утверждает, что запятая придает речи совершенство. С высказываниями, которые «победили» время, спорить бесполезно.

Велик и могуч русский язык. В каком ещё языке одно и то же слово может выражать разные значения, в зависимости от постановки запятой? А в русском языке такие явления сплошь и рядом. Возьмём, например, слово «значит» - запятая, выделяющая его, даёт нам знать, что оно вводное.

«Значит» - вводное слово

Слова, которые выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, выделяются запятыми. Они называются вводными, так как не имеют прямого отношения к тому, о чём идёт речь в предложении. Такие слова выражают уверенность, неуверенность автора в достоверности излагаемой информации, её источник, порядок мыслей автора, его обращение к собеседнику.

Слово «значит» помогает говорящему логически выстроить свои мысли. Его ещё можно заменить синонимами «следовательно», «таким образом», «итак». Проверка запятых в таком случае производится очень просто: если слово можно пропустить, и смысл предложения при этом не изменится, то запятые ставятся.

Примеры использования вводного слова «значит» в начале предложения

Приведём предложения, в которых ставится запятая после «значит», в них это слово или его синонимы должны стоять в самом начале:

  • Значит, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • Следовательно, уроки сегодня отменили?
  • Итак, домашнее задание вам не задавали?
  • Таким образом, я сегодня абсолютно свободен.
  • Значит, бери куртку и иди домой.
  • Следовательно, вы успеете ещё на стадион.
  • Значит, скоро ты освободишься.
  • Итак, будем ждать.
  • Следовательно, нужно переделать.
  • Значит, соберись, подумай.

Как видно из этих примеров, смысл предложений не совсем ясен. Это вводное слово «значит» выражает отношения следствия. То есть перед ним необходим контекст. Рассмотрим такие примеры.

Вводное слово «значит» в середине предложения

В этих случаях обратите внимание, что запятая перед «значит» и его синонимами тоже ставится, то есть это слово выделяется с двух сторон:

  • Сегодня занятия отменили, следовательно, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе с сегодняшнего дня карантин, итак, уроки отменяются.
  • Сегодня занятий не было, следовательно, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, значит, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, следовательно, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, таким образом, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, следовательно, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, значит, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, следовательно, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, значит, соберись, подумай.

Проверка запятых

Вспомним, что постановка запятых при вводных словах проверяется их пропуском:

  • Сегодня занятия отменили, ты не пойдёшь сегодня в школу?
  • В школе проходит пробник ЕГЭ, уроки сегодня отменили?
  • Сегодня занятий не было, домашнее задание вам не задавали.
  • Домашнее задание нам не задавали, я сегодня абсолютно свободен.
  • Если ты уже закончил работу, бери куртку и иди домой.
  • Вас раньше отпустили, вы успеете ещё на стадион.
  • Сегодня сокращённый день, скоро ты освободишься.
  • Мама вернётся ещё не скоро, будем ждать.
  • У тебя в работе очень много ошибок, нужно переделать.
  • Ты выполнил задание с ошибками, соберись, подумай.

Как видим, это вводное слово вполне возможно удалить из предложения без ущерба для смысла. всё же наличествует, он в этих случаях разделяет простые предложения в составе сложных. К слову «значит» запятая не имеет никакого отношения.

Не является вводным

Слово «значит» выделяется запятыми или нет. Рассмотрим условия, при которых не требуется никаких знаков препинания. Во-первых, оно должно быть сказуемым, и его тогда невозможно будет удалить без ущерба для смысла высказывания, во-вторых, к нему можно поставить вопрос от подлежащего, от него ставится вопрос к зависимым словам.

Например:

  • Семья (что делает?) значит (для кого?) для меня всё.
  • Это ничего (что не делает?) не значит.
  • Кое-что да (что делает?) значит.
  • Его слово много (что делает?) значит.

Во всех данных предложениях при слове «значит» запятая не ставится.

Работа с текстом

Допустим, нам нужно выписать номера предложений, в которых вводное слово «значит» выделяется запятой:

1) Бабушка очень любит музыку, но её карьера пианистки как-то не задалась. 2) И она изо всех сил стремится сделать из Алёши музыканта. 3) И мечта увидеть внука знаменитым артистом значит для неё многое. 4) Она находит, что Алексей даже внешне похож на юного Паганини.

5) Никто из семьи лично не знаком с этим знаменитым скрипачом, но папа смеет утверждать, что у того были чёрные глаза и худое бледное лицо, обрамлённое смоляными волосами. 6) Алёша же круглолиц, румян, голубоглаз и светловолос. 7) Значит, полного совпадения внешних признаков нет. 8) Но бабушка упрямо твердит, что сходство кроется в глубине глаз, и они у её внука светятся таким же вдохновением, как и у знаменитого итальянца. 9) Это видит только она одна. 10) Все же остальные находят, что в глазах мальчика полное спокойствие, которое иногда только слегка смешивается с лукавством.

11) Музыкальная карьера внука всё не задаётся, и чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки, бабушка решается на хитрость. 12) Однажды она отвечает на вопросы концерта-загадки, и отправляет письмо в редакцию от имени внука. 13) И через несколько дней дикторша удивлённым голосом сообщает по радио, что ученик второго класса правильно ответил на одиннадцать из тринадцати вопросов, а это значит, что он занимает второе место в музыкальной викторине. 14) Кроме этого, она замечает, что ответы ребёнка не по-детски обстоятельны и умны, что свидетельствует о том, что музыка в его школе преподаётся на самом высоком уровне.

15) А на самом деле музыка в Алёшиной школе вообще не преподавалась: никак не могли найти толкового педагога. 16) Но после победы Алёши в музыкальном конкурсе пришлось сразу найти. 17) Ведь другие стали умолять обменяться опытом. 18) «Если у вас такие успешные ученики, значит, у вас прекрасные учителя музыки, - говорили директору Алёшиной школы руководители учебных заведений города, - не жадничайте, делитесь».

19) Бабушка Алёши ликовала: значит, её затея всё-таки принесла пользу, пусть не её внук, а хотя бы кто-нибудь станет великим музыкантом при её непосредственном участии.

Правильный ответ будет такой: при вводном слове «значит» запятая ставится в предложениях 7, 18, 19.