Что означает пламень уст у есенина. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…

Назовите жанр клас­си­че­ской поэзии, при­зна­ки ко­то­ро­го (философское размышление, ове­ян­ное свет­лой грустью) при­сут­ству­ют в пред­ло­жен­ном сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина.


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

C. A. Есенин, 1921

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет поэт в строчке: «Проскакал на розовом коне»?

Пояснение.

Поэт ис­поль­зу­ет эпитет. Дадим определение.

Эпитет — опре­де­ле­ние при слове, вли­я­ю­щее на его выразительность. Вы­ра­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но име­нем прилагательным, но также на­ре­чи­ем («горячо любить»), име­нем су­ще­стви­тель­ным («веселья шум»), чис­ли­тель­ным (вторая жизнь).

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь»).

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация — по­вто­ре­ние оди­на­ко­вых или од­но­род­ных со­глас­ных в стихотворении, при­да­ю­щее ему осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность (в стихосложении), зву­ко­пись - че­ре­до­ва­ние ши­пя­щих звуков, ха­рак­тер­но для по­э­зии Се­реб­ря­но­го века.

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пламень уст», «половодье чувств»)?

Пояснение.

Метафора — пе­ре­не­се­ние свойств од­но­го пред­ме­та (явления или ас­пек­та бытия) на дру­гой по прин­ци­пу их сход­ства в каком-либо отношении.

«Половодье чувств» - на­плыв чувств, море чувств. Име­ет­ся ввиду, что чувств много, как воды в половодье.

Ответ: метафора.

Ответ: Метафора

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «хорей». Хорей — дву­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся ударением, па­да­ю­щим на пер­вый слог.

НЕ жа / ЛЕю, / НЕ зо/ВУ, не / ПЛАчу,

Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской лирике?

Пояснение.

Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. Стихотворения, поднимающие эти вопросы, относят к философской лирике.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь коротка, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть, -

говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.

Таким образом, стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» можно отнести к философской лирике.

Какие фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов со­звуч­ны про­бле­ма­ти­ке есе­нин­ско­го стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

Пояснение.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергея Есенина - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

В пушкинской «Элегии» находим размышления о том, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

Пояснение.

Этот жанр на­зы­ва­ет­ся элегия. Дадим определение.

Элегия - ли­ри­че­ское стихотворение, пе­ре­да­ю­щее глу­бо­ко личные, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния человека, про­ник­ну­тые на­стро­е­ни­ем грусти.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яб­лонь дым.

Увяданья зо­ло­том охваченный,

Ответ: элегия.

Ответ: элегия

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты «утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь - быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие - вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер - пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры : « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами : «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 41.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и .

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.

«Все мы в мире тленны...» - такие мысли обычно приходят в голову на закате жизни. В молодости человек живет иллюзией бессмертия. Отчего же поэт задумался о бренности бытия? Он был молод. Правда, жить ему оставалось всего четыре года. Неужели он предчувствовал скорую смерть? Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» поможет ответить на эти вопросы.

Сергей Есенин - поэт, который прожил яркую жизнь, полную надежд и разочарований, побед и поражений, любви и ненависти. Столько чувств и переживаний человек способен выдержать на протяжении долгой размеренной жизни. Но не в течение тридцати лет. Усталость и тоску передают строки произведения «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения и вдумчивое чтение каждой фразы позволяют проникнуть в мир душевных терзаний поэта, к которому мудрость лет пришла так рано и так остро.

Ушедшая молодость

В первом четверостишии поэт передает свое нежелание о чем-то мечтать и на что-то надеяться. За спиной у него несколько неудачных браков, множество громких скандалов и… слава. Слава, как он сам выразился, «похабника и скандалиста». Сегодня на его стихи пишут песни, они входят в школьную программу. Его фамилия знакома даже тем, кто книги в руках за всю свою жизнь не держал. Есенин - один из немногих поэтов, которые были признаны еще при жизни. Но это признание не сделало его счастливым.

«Не жалею, не зову, не плачу» - С. Есенин написал эти строки в 1921 году. Через год он уехал за границу. Не потому, что женился на иностранке. Дункан он встретил вовремя, именно тогда, когда в Москве, казалось, свершилось все, на что он надеялся и о чем мечтал. Только удовлетворения это не принесло. И он ухватился за зыбкую надежду что-то изменить.

Охладевшее сердце

За шесть лет до этого он приехал в Москву. И писал, что все ему в родном краю опостылело. Тогда Есенин еще мало знал и видел. И, возможно, мечтал о славе и известности. Он этого всего добился. Но когда человек стремится к своей цели всем существом, коснувшись ее, разочаровывается. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» передает чувства человека, прошедшего тяжелый стремительный путь, и растратившего в дороге все свои силы.

Если образ бродяги по приезде в столицу его увлекал, то сейчас он говорит о бродяжьем духе как о том, что впредь уже его не расшевелит. Сравнительный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» и произведения «Устал я жить в родном краю» человека, незнакомого с творчеством русского поэта, введет в заблуждение. Создается впечатление, что временной отрезок между написанием этих двух стихотворений составляет целую жизнь.

Утраченные желания

Есенин с горечью вспоминает о своей юной резвости, наивности. Словно старик, проживший долгий век. Есть люди, которым отмерено мало. Они летят с ускорением вниз, успевая прожить, прочувствовать и прогореть так быстро, что, кажется, они и жить-то еще не начинали. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» еще раз подтверждает причастность поэта к этому типу людей. Их очень мало. Они, словно падающие звезды, загораются где-то далеко и исчезают. Но зрелище красивое. Как и стихи Сергея Есенина. Его произведения любили многие: актеры, писатели, сотрудники НКВД, извозчики, официанты. Его самого не любил никто…

Усталость

Скупее в желаньях он стал, возможно, потому, что не знал, чего еще можно желать. От скуки, усталости и пустоты в душе. Его стихи печатают, его просят на сцену, ему все рады. Но искренняя ли это радость? Одни ему завидовали, другие им пользовались, третьи жалели, но не могли вынести. К скандалам и пьянству сложно относиться с пониманием. Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» говорит об опустошенности автора этого стихотворения. В первые московские годы он еще радовался тому, как завороженно его слушают на сцене, званом вечере и в кабаке. Дабы развлечь себя и придать своей популярности некую пикантность, он разжигал скандалы. Иногда просто так, от скуки. Но теперь ему это все уже неинтересно.

Поэтические образы

Слова, с которых начинается стихотворение, передают нарастание чувств. Этот поэтический прием известен в литературе под термином «градация». Есенин, несомненно, создавая их, не опирался на поэтическую теорию. Слова сами выстраивались у него в голове. Он был гениальным мастером импровизации. В стихотворении еще множество художественных приемов и образов, которые автор использовал неосознанно, интуитивно. Так, например, в словах «половодье чувств» можно увидеть странное, но прекрасное сочетание явления природы и человеческих ощущений.

Жизнь как сон

Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» демонстрирует, как быстро, по убеждению поэта, пролетели его годы. Для усиления чувств используются метафоры. Он пролетает на «розовом коне» так быстро, что ему кажется, будто он не жил, а видел странный сон. И завершает стихотворение печальными строками об увядании всего живого. Он как будто сравнивает себя с листвой, опадающей осенью. Тоске обо всем, что цветет и умирает, рано или поздно, посвящается произведение «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения можно делать бесконечно. Ведь здесь в каждом слове скрыта часть душевного мира поэта, который ушел из жизни в тридцать лет. А в двадцать шесть чувствовал, что все уже позади.

Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» - это свидетельство редкого поэтического мастерства. Мастерства, которое не появляется в результате долгого труда, а дается свыше. Но тот, кто им обладает, уходит, как правило, рано.

Стихотворение написано С.Есениным в 1921 году, в ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о преходящести бытия, о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступит еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Это стихотворение - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может расчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает…

Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за благодать жить на этой земле.

Высказанные мысли, и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть потому, что Есенин здесь, как, впрочем, и во многих других своих стихах, представляется частью природы. Если пользоваться словами М.Пришвина, это «видение души человека через образы природы».

Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: «страна березового ситца», «пламень уст», «гулкая рань», «розовый конь»… Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая несвойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:


Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе.
Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.
Прошлое («страна березового ситца не заманит шляться босиком»), настоящее («дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст»), грустные думы о будущем («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым») - все сливается в единую картину человеческой осени.

Есенин задает себе вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством: «Неужели это так на самом деле?». Ох, как не хочется в это верить, он делает попытку, если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: «Только во сне сдалося, что на свете жилося», что еще раз напоминает о народных корнях поэта.
И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни: